Поучение к поселянам по случаю скудного урожая хлеба Ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Матф. 6:33 ). Очень часто приходилось слышать мне, братие христиане, ваши горькие жалобы на скудный урожай хлеба в нынешнем году. Да, возлюбленные, нынешний год для многих из нас, точно, скудный на хлеб, и этот хлеб, что ни дальше, становится дороже. А при скудости хлеба и его дороговизне много нагорюешься, много потерпишь голода и всякой нужды. Видя вас в такой горести, не могу я молчать пред вами, чтобы не оставить вас без своего пастырского слова. И я нахожу благопотребным сказать вам теперь о том, почему и для чего не посылает нам Господь обильных урожаев, и каким способом должны мы достигать хороших урожаев и всего необходимого нам для жизни. Вот что говорит нам об этом Господь: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся – урожаи, и все, что нужно для жизни, – приложатся вам. Что значит искать царствия Божия и правды Его? Значит прежде всего и более всего стараться убегать всякого худого дела, жить и поступать всегда по заповедям Господним, достигать вечного своего спасения. А за такую благочестивую жизнь нашу Господь посылает нам Свою благодать, благославляет наши поля, наши труды и занятия. А где Божие благословение, там и радость истинная, довольство и спокойствие души. Теперь посмотрим на самих себя, насколько искали мы царствия Божия и правды его? достойны ли мы Господня благословения? Скажем, напр., вот о чем: когда вы начинаете сеять хлеб, то вы, испрашивая у Бога небесного благословения, часто так говорите: «уроди, Господи, хлеб на всякую душу христианскую и на все доброе и полезное». То есть, этим вы даете пред Богом обещание своими избытками хлеба делиться с ближними, жертвовать на украшение храма Божия и на другие добрые дела. Какое святое и приятное Богу обещание! Какая высокая добродетель – быть милостивым и благотворительным! Для этого именно и Господь посылает нам урожаи и избытки хлеба. Но как поступаем мы, получая от Бога дары и милости? Мы часто забываем поблагодарить Бога от чистого сердца, забываем, что между нами есть люди, требующие нашей помощи, забываем и про всякое доброе дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» – писал апостол Павел к коринфянам ( 1Кор. 10, 16 ). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы излишними. Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет Игнатий Богоносец . «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная», – писал он к римским христианам 368 . В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его» 369 . Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» 370 . Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Содержание Вера Церкви в реальность Евхаристии    Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» — писал апостол Павел к коринфянам (1 Кор. 10:16). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27—30). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более, как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы неуместными.     Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет св. Игнатий Богоносец. «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю — Крови Его, которая есть любовь нетленная», — писал он к римским христианам. В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его». Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа».     Св. Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евхаристия (причащение) О чинопоследовании Таинства Евхаристии мы подробно говорили в разделе, посвященном богослужению суточного круга. В настоящем разделе речь пойдет о духовном и богословском значении Таинства Евхаристии, а также о различных практических аспектах индивидуальной подготовки к этому Таинству. Под Таинством Евхаристии мы понимаем не только сам акт причащения Святых Христовых Тайн, но и все чинопоследование литургии. В отличие от большинства церковных таинств, которые в современной практике отошли в разряд частных богослужений, Таинство причащения сохраняет свой общественный, соборный характер. Причащение неотделимо от литургии. Даже в тех исключительных случаях, когда причащение совершается вне литургии (например, когда священник на дому причащает больного или умирающего), оно мыслится как продолжение литургии, совершенной в храме. Причащение на литургии Преждеосвященных Даров, за которой не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, мыслится как продолжение предшествующей полной Евхаристии, за которой это преложение совершилось. Евхаристия – сердцевина жизни христианской Церкви, ее стержень и опора. Евхаристия древнее Священного Писания Нового Завета, всех догматических и канонических церковных установлений. Церковь выросла из Евхаристии и зиждется на Евхаристии. Таинство Евхаристии является не только основой бытия всего церковного организма, но и стержнем духовной жизни христианина. Первая Евхаристия была совершена Христом на хлебе и вине. Хлеб и вино относятся к древнейшим и наиболее универсальным символам. В Ветхом Завете хлеб – символ пищи, насыщения, а значит, и символ жизни; вино – прежде всего, символ радости: И вино веселит сердце человека, и хлеб сердце человека укрепит ( Пс. 103:15 ). Хлеб есть дар Божий: обилие хлеба означает благословение Божие в награду за праведность (см.: Пс. 36:25, 131:15 ) и трудолюбие (см.: Притч. 12:11 ). Недостаток хлеба (см.: Иер. 5:17 ; Иез. 4:16 ; Плач. 1:11 ), или хлеба и вина (см.: Плач. 2:12 ), является наказанием, посылаемым Богом за грехи. Бог наделяет пророка Елисея чудесным даром умножать хлеб (см.: 4Цар. 4:42–44 ); этим же даром обладает Христос (см.: Мф. 14:15–21 ). Спаситель заповедует ученикам молиться о хлебе насущном (см.: Мф. 6:11 ), в то же время напоминая им, что Отец Небесный знает обо всех нуждах человека (см.: Мф. 6:25–32 ). В отличие от Иоанна Крестителя (см.: Лк. 1:15 ; Мф. 11:18 ) Христос употребляет вино (см.: Мф. 11:19 ; Лк. 7:34 ); на браке в Кане Галилейской Он претворяет воду в вино (см.: Ин. 2:1–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Прп. Паисий Святогорец. Отец Тихон Русский       Прп. Паисий Святогорец. Отец Тихон Русский   Из книги " Святогорцы и святогорские истоии "   Отец Тихон родился в России, в деревне Новая Михайловка (она находилась на территории современной Волгоградской области — перев.), в 1884 году. Родители его, Павел и Елена, были людьми благочестивыми, а потому, естественно, и сын их, которого в миру звали Тимофеем, унаследовал их благоговение и любовь к Богу и с самого детства восхотел посвятить себя Ему. Родители видели у своего чада великую ревность о Господе, но не решались дать ему благословение идти в монастырь, потому что он был крепок телом и имел живой характер. Они хотели, чтобы Тимофей повзрослел и умом, а затем уже решал, что ему делать. Тем не менее они благословили его на паломничество по монастырям на протяжении трех лет — с семнадцати до двадцати лет. Тогда он совершил длительное паломничество по обителям России и побывал приблизительно в двухстах монастырях. При их посещении он, несмотря на усталость от пути, не принимал тех услуг, которые оказывали странникам, с тем чтобы и самому иметь возможность подвизаться, и других не отягощать. Однако както раз, оказавшись в одном селении, он сильно ослабел от голода, потому что в той местности ели только ржаной хлеб. Так как Тимофей не ел ничего, кроме хлеба, а ржаной хлеб имел неприятный запах и был похож на глину (мнение грека о ржаном хлебе, который в Греции не едят. — перев.), юноша не мог его есть и совершенно выбился из сил. Тогда он пошел к пекарю, к которому и до этого уже ходил, с тем чтобы еще раз попросить у него белого хлеба, потому что думал, что тот у себя должен был иметь хороший хлеб. Однако пекарь, еще издали заметив Тимофея, прогнал его. Огорченный и обессилевший юноша нашел укромное место и со всей своей детской простотой взмолился: " Пресвятая Богородице, помоги мне, потому что я умру на дороге раньше, чем стану монахом. Не могу я есть этот хлеб " . Не успел он закончить молитву, как внезапно является ему некая Дева со светлым лицом, дает ему булку белого хлеба и тут же исчезает! Тимофей растерялся. Он ничего не мог понять. В голове у него проносились различные догадки. Одна из них — может быть, дочь пекаря услышала его, пожалела и уговорила своего отца дать ему немного хорошего хлеба. Тогда юноша опять встал и пошел, чтобы поблагодарить его. Однако пекарь подумал, что Тимофей издевается над ним, и, разгневавшись, накинулся на него с руганью: " Иди прочь отсюда! Нет у меня ни жены, ни дочери! "

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Объяснение литургии Златоустого Понятие о литургии. Литургия (с греческого языка) есть общественное богослужение 1 , в котором совершается святейшее таинство евхаристии или Святого причащения тела и крови Христовой. Божественное установление. Евхаристию установил сам Господь Иисус Христос пред своими страданиями на тайной вечери. Он преподал тогда ученикам своим под видом хлеба истинное тело своё и под видом вина честную кровь свою, и присовокупил: сие творите в Моё воспоминание ( Лк. 22:19 ). С тех пор, по заповеди Господа, непрерывно совершалось и будет совершаться до скончания века сие святейшее таинство. Господь Иисус Христос , установляя таинство Евхаристии, возблагодарив Бога, благословив и, преложив хлеб и вино в тело и кровь свою, подал оные ученикам и заключил тайную вечерю пением некоторых священных песней ( Мф.26:26–27, 36 ). С благодарением Богу Отцу, призыванием Святого Духа и благословением совершалось сие таинство во все времена. Присовокуплялись некоторые молитвы, песнопения, обряды; но существенные принадлежности Святой Евхаристии, установленной и совершённой Господом, оставались всегда неприкосновенными. Богослужение евхаристии во времена Апостольские и после. Во времена Апостольские верующие пред причащением были предварительно приготовляемы к нему испытанием себя и очищением своей совести. Да искушает человек себе, говорит Апостол Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Самое совершение таинства сопровождалось молитвою, проповедью слова Божия и славословием. Бяху, сказано про первых верующих, терпяще в учении Апостолов, и в общении и в преломлении хлеба и в молитвах хваляще Бога ( Деян.2:42, 47 ). Читалось слово Божие и объяснялось: Братие, говорит Апостол, егда сходитеся, кийждо вас псалом имать... сказание имать ( 1Кор.14:26 ). После сего все причащались от единого тела и пили из чаши Господней ( 1Кор.10:17, 21 ). Сей чин божественной литургии, с некоторым разнообразием молитв и обрядов, во всей полноте сохраняется в литургии Святого Апостола Иакова, брата Божия. В IV-м веке лжеучители стали вносить в молитвы и песнопения свои заблуждения; почему святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст передали письменно священный чин божественной литургии, и, снисходя к немощи человеческой, передали оный в сокращённом против Апостольского виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИДОР [греч. ντδωρον - вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры , оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца ; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава , где термин «А.» еще не является устоявшимся и часто заменяется термином «евлогия» (ελογα - благословение), употребляемым в литургических текстах и в др. значениях. Древнейшее упоминание - в «Ипотипосисе», составленном одним из учеников прп. Феодора Студита (IX в.), где указывается принятие братией евлогии по окончании изобразительных ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 233). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в.) указывает, что после окончания утреннего богослужения перед трапезой братия принимает «благословение» (букв. перевод греч. ελογα): в дни, когда на утрене поется Бог Господь, а на часах нет кафизм (т. е. в праздничные и полупраздничные дни),- после литургии; в дни, когда на часах есть кафизмы,- после литургии, 6-го и 9-го часов и т. н. «Блаженных» (т. е. чина изобразительных) (Л. 197об.). Среди указаний о порядке служб на 1-й седмице Великого поста присутствует следующее: «Во всю первую неделю всегда, по вечерни и по литургии [преждеосвященных Даров] благословение братия приимше входят на трапезу» (Л. 207об.); в главе о богослужении навечерия Богоявления также имеется указание о «благословении»; особо отмечается, что вкушение А. в этот день происходит по окончании чина водоосвящения и только после вкушения великой агиасмы (Л. 126 об.). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. упоминает об А. в главах, посвященных навечериям Рождества Христова, Богоявления и Петрову посту ; указывается, что в навечерие Богоявления, случившееся в день седмичный, вкушение А. происходит только после освящения воды ( Дмитриевский. Т. 1. С. 355, 380-382). А. можно видеть в упоминаемой в «Ответах» (1105) Патриарха К-польского Николая III Грамматика (PG. 138. Col. 918, 949) «частице возносимого хлеба» (κλσμα ψωμνου ρτου), поскольку в своих 13-м и 14-м правилах Патриарх Николай отличает «возносимый хлеб» от проч. просфор: он раздается после литургии тем, кто постился, вкушать его предписывается с молитвой и страхом Божиим. Согласно Патриарху Николаю, те, кто по к.-л. причинам отлучен от Причащения, отлучаются от вкушения и этого хлеба.

http://pravenc.ru/text/115712.html

Глава 5. Тайная вечеря Нам предстоит в настоящей главе рассмотреть евангельские повествования о событии, имевшем уникальное значение для становления и развития христианской Церкви. Рассказы синоптиков о Тайной Вечере, отличаясь один от другого в деталях, имеют сходную структуру и в целом близки по содержанию. Рассказ Иоанна, напротив, существенно отличается от свидетельств синоптиков, пересекаясь с ними лишь в некоторых деталях. Наиболее разительное расхождение между свидетельством синоптиков и свидетельством Иоанна касается времени происходивших событий. Согласно синоптикам, Тайная Вечеря была пасхальной трапезой и все последующие события совпадали по времени с праздником еврейской Пасхи. Согласно Иоанну, все основные события истории Страстей – Тайная Вечеря, арест Иисуса, суд у Каиафы, суд у Пилата, распятие и смерть Иисуса – предшествовали Пасхе. На этом расхождении мы специально остановимся в начале настоящей главы. Далее мы рассмотрим рассказ синоптиков о приготовлении к Пасхе. Затем перейдем к рассказу Иоанна об омовении ног. Вслед за этим будут рассмотрены свидетельства всех четырех евангелистов о том, как на Тайной Вечере Иисус указал, кто предаст Его. Наконец мы обратимся к повествованиям синоптиков о том событии, которое легло в основу христианской Евхаристии: преломлении Иисусом хлеба и благословении вина на Тайной Вечере. Прощальная беседа Иисуса с учениками, которой в Евангелии от Иоанна посвящено четыре с половиной главы ( Ин.13:31–17:26 ), была рассмотрена нами в книге «Агнец Божий». 166 Поэтому в настоящей главе мы ее рассматривать не будем. Повествования синоптиков и четвертого Евангелия о Тайной Вечере расходятся не только в хронологии описываемых событий. У Иоанна отсутствует рассказ о приготовлении к вечере, который мы находим у синоптиков. Отсутствует также какое-либо упоминание о преломлении хлеба и благословении вина – важнейшей части Тайной Вечери. При этом только Иоанн рассказывает об омовении ног учеников и только он приводит прощальную беседу Иисуса с учениками, завершающуюся Его молитвой к Отцу. Столь разительное несовпадение синоптической и Иоанновой традиций в повествовании о Тайной Вечере на протяжении многих веков будоражит умы ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Имя Преподобного Игумена Сергия «яко священие некое обношашеся» в устах всякого чина людей, от Великого Князя и бояр до последнего простолюдина, жившего в пределах Московского Княжения. Великий Князь Димитрий Иванович и его брат, Князь Серпуховской, Владимир Андреевич, в отчине которого (Радонеж) находилась обитель Преподобного Сергия, оказывали ему свое отменное расположение и любовь; сам Преподобный был крестным отцом детей Великого Князя, а племянник его, Святой Феодор Симоновский -духовником Великого Князя. Современные Великому старцу Святители Московские, сперва Митрополит Алексий, а потом Киприан были его духовными друзьями. Его духовные советы имели вес и силу в делах Церкви и Государства, ибо мудрость, соединяясь в нем со смирением, образовала тот духовный разум, который, по словам св. отцов, есть порождение искушений, то есть плод духовного опыта. После сего понятно будет, почему Великий Князь Димитрий Иванович, готовясь выступить в поход против полчищ Ордынского Царя Мамая, счел первым долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, поклониться там Единому Богу, в Троице Славивому, и принять напутственное благословение от Преподобного Игумена Сергия. Он пригласил с собою брата Владимира Андреевича, всех, бывших тогда в Москве, Православных Князей и Воевод Русских, с отборной дружиной воинской, и 17 1 ) Августа выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Воздав здесь свое смиренное поклонение Господу Сил, Великий Князь принял благословение от Святого Старца Сергия и всей обители, и спешил в обратный путь. Но Угодник Божий просил Великого Князя, чтобы он отслушал Божественную Литургию, а по окончании оной пригласил его вкусить хлеба – соли Святой обители. Долго отрицался Великий Князь, ибо гонцы один за другим приносили ему известия о приближении Мамая к пределам Русским. Но любвеобильный старец умолял Димитрия Ивановича вкусить хлеба у него в трапезе: «обед сей,» говорил он, «тебе, Великий Княже, будет на пользу,» и получив наконец его согласие, примолвил в духе предведения: «Господь Бог тебе Помощник; еще не преспело время тебе самому носить венец сея победы с вечным сном; прочим же, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». Между тем Преподобный повелел приготовить освященную воду, и, по окончании трапезы, окропил оною Великого Князя и всех бывших с ним Князей, Воевод и христолюбивых воинов. Беседуя с Великим Князем, великий старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая, «того ради», говорил он, «да вознесет тебя Господь, видя твое смирение и да низложить его непреклонную гордыню.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Мария Египетская Воскресенье, до которого Господь сподобил нас дожить, Церковь посвятила величайшей святой. Звать ее просто — Мария Египетская. Жизнь этой подвижницы изумительна. Не случайно Церковь напоминает нам об этом земном Ангеле в дни Великого Поста, когда каждый христианин обязан строго осудить грехи прежних дней и, взирая на подвиги Марии, учиться посту, молитве и покаянию. О жизни Марии мы узнали из слов преподобного Зосимы. Подвизался сей старец в одном из монастырей Александрии. Труды его изумляли братьев, а смирение восхищало окружающих. Своей молитвой он призывал благодать Божию, творящую чудесное знамение. Господь одарил Зосиму прозорливостью. Со временем преподобный старец задумался, насколько велики его подвиги. “Наверное, — возгордился он, — нет более усердных служителей Господу, чем я”. Но однажды Ангел Господень явился Зосиме и открыл, что подвиги его малы в сравнении с истинными тружениками Христовыми в некоем монастыре за Иорданом. Небожитель повелел ему идти туда. Взяв благословение игумена, Зосима отправился в путь. Углубившись в непроходимую пустыню, старец обрел искомое. Монастырь, в котором он остановился, изумлял своими ангелоподобными насельниками. Все дни и ночи монахи проводили в пении псалмов, в молитвах и трудах. Пищей их было лишь малое количество хлеба и воды. Когда наступала первая седмица Великого Поста, иноки собирались вместе, причащались Христовых тайн и, взяв благословение игумена, удалялись вглубь иорданской пустыни. Они расходились в разные стороны, дабы в дни поста, не видя никого и не думая ни о ком, горячей молитвой и подвигами растить и умножать в своем сердце любовь ко Господу. Преподобный Зосима, взяв с собой три небольших хлеба, в ветхой одежде, как и все, отправился вглубь пустыни. Двадцать дней он в посте, молитве и богомыслии шел все дальше и дальше. Отдыхал старец лишь короткое время, ночью, лежа на земле. Однажды, остановившись у высохшего русла когда-то бурной реки, старец горячо молился. Вдруг едва уловимый шорох заставил оглянуться подвижника. Человеческая тень промелькнула на значительном расстоянии. Старец перекрестился, подумав, что это диавольское искушение. Однако тень снова появилась и скрылась за холмом. Божественный голос в сознании подвижника повелел бежать за удаляющимся человеком. Зосима стал преследовать беглеца, умоляя остановиться. Преподобный был абсолютно уверен, что это великий подвижник, живший в пустыне, и надеялся получить от святого наставление в жизни и подвигах.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010