В словах – «старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий – под «пищею тленною» разумеется простой хлеб и рыба: Ин. 6:27 , срав. ст. 9, а под «пищею пребывающей в жизнь вечную» разумеется преподавание в св. причастии «Плоти» Сына Человеческого: Ин. 6:27 , ср. ст. 48. 51. В словах–«плоть не пользует нимало»– высказывается та истина, что плотским разумением люди никогда не поймут того, каким образом Господь (в хлебе) преподает им для вкушения Свою Плоть ( Ин. 6:63 ), срав. ст. 52–55; под яствами разумеются ветхозаветные жертвы, которые сами бессильны были спасти людей от грехов и сделать их совершенными ( Евр. 13:9 , срав. 9:8–10). В словах– «мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» под жертвенником разумеются Голгофа и честный крест ( Евр. 13:10 ; срав. 9:28). Хотя на Голгофе распятым Телом Христовым никто не питался, но питались и питаются все верующие христиане Телом и Кровью Христовыми, под видом хлеба и вина: 1Кор. 10:16. 11:24–25 . Применяя все эти места Писания к благословенному хлебу и вину, которые становятся Телом и Кровью Христовыми ( 1Кор. 10:16 ), этим самым сектанты «попирают Сына Божия», так как «не почитают за святыню Кровь завета»: Евр. 10:29 . Из вышеприведенного ясно, что в противоположность плотскому образу мыслей иудеев, Спаситель указывает на Свои слова о вкушении Плоти Его, как на дух и жизнь, потому что вкушать будут верующие таипственно, не в виде плоти, но в виде хлеба и вина, и чрез то получат жизнь вечную. В этом смысле и сказал Спаситель: слова, которые говорю Я вам, – суть дух и жизнь. К тому же в таинстве св. причащения удовлетворяется не телесные голод и жажда, как суемудрствуют сектанты, а душевные, т. е. преподается пища и питие для спасения души. Мф. 4:2 . И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. Ин. 6:9 . Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки: но что это для такого множества!? 48 . Я есмь хлеба, жизни. 51 .Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть, плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Вместе с тем, все очень изменилось со времен апостолов. Что именно изменилось, почему и когда? – Об этом будет сказано дальше. 1. Обрядность В прошлый раз мы с вами анализировали самое первое упоминание об апостольском богослужении ( 1Кор.10:16–17  и 11:20–34), относящееся к 55 г. т.е. к середине I века. Мы выяснили, что апостольское богослужение было точным воспроизведением Тайной вечери, которая в свою очередь генетически связана с ритуальной иудейской трапезой. Даже называлось это «хлебопреломлением» или «агапой» (буквально «вечерей любви»). И таким образом, собственно Евхаристия была включена в общую трапезу. По ходу её совершалось благословение и преломление евхаристического хлеба, а затем пускали вкруговую чашу с евхаристическим вином. Какая-либо обрядовая обстановка и литургический чин, естественно, отсутствовали. Не было даже престола (жертвенника) и участники возлежали вокруг обычного стола, как это изображает фреска «Преломление хлеба» из римских катакомб св. Прискиллы (рубеж 1 и 2 вв.). Прот. Горский так описывает её: «За полукруглым столом возлежат шесть участников вечери, а по правую сторону стола помещается бородатый мужчина, преломляющий хлеб. У его ног стоит чаша и два блюда: одно – с двумя рыбами, другое же – с пятью хлебами». (Горский «Древне-христианская практика причащения Св. Тайн» Серг. Посад. 1914, с. 7). Т.о. вся агапа проходила в обычном триклинии. Верующие получали хлеб из рук предстоятеля прямо в свои руки, а потом поочереди отпивали из чаши. 2. Проповедь Из-за этой неразвитости обряда, основное место в богослужении занимала проповедь (как сейчас у протестантов). Апостолу Иакову даже приходилось бороться со словоохотливыми проповедниками (Иак.гл. 3). В этой связи уместно вспомнить и другой эпизод, относящийся к 58 г. Возвращаясь из своего III путешествия, апостол Павел останавливается в Троаде. Путевой журнал миссии так рассказывает об этом: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел.... беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице где мы собрались было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего этажа... Павел, сошед, пал на него и, обняв, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем. Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» ( Деян.20:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во времена апостолов евхаристия также, по примеру Христа, оставалась вечерей, хотя, конечно, апостолы не повторяли для нее ритуала именно пасхальной вечери, а довольствовались, вероятно, более простыми формами – субботней или даже обычной вечери. Два намека на нее, быть может, дают уже Деяния апостолов. После первого большого обращения в день Пятидесятницы новые христиане, сказано, постоянно пребывали в учении апостолов, в общении (κοινωνι) и преломлении хлеба и в молитвах ( Деян.2:42 ); хотя κοινωνα еще не обозначает обязательного причащения. В Деяниях (20:7–12) сообщается о преломлении хлеба нечто более определенное. В первый день недели (т.е. в воскресенье, ср. 1Кор.16:2 ), когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. При этом произошел случай с юношей Евтихом, после которого Павел «взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел». Вероятно, это была евхаристическая вечеря, так как она происходила в воскресный день, на нее собралась вся община, но она не состояла из одной только евхаристии, и именно – из вечери, за которой была совершена евхаристия. Подробнее описывает такую вечерю сам ап. Павел во 2-й главе первого послания к Коринфянам. Как известно, он там касается беспорядков и злоупотреблений, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, такая вечеря, по сообщению ап. Павла, нечто единое целое – «вечеря Господня» – δπνον Κυρικν. Припасы для вечери приносили христиане. Порядок ее, вероятно, был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце ее совершалась евхаристия. Отмечаем, что ап. Павел называет евхаристическую чашу. «Чаша благословения» (ποτριον της ελογιας) – это специфическое название последней чаши за еврейский вечерей (kusberachot), где читается благодарение (berachot – εχαριστα, ελογα) за пищу. И в следующей главе ап. Павел сообщает, что Христос взял чашу после вечери (ст. 25). Отмечено было, что ев. Лука упоминает об особой чаше в начале Тайной Вечери; к ней он даже относит слова, какие, по Мк. и Мф., Христос сказал за евхаристической чашей: «Приимите ее и разделите между собою; Ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не приидет Царствие Божие» (22:17–18). С таким ритуалом евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Во-вторых, Тайная вечеря была частью иудейского пасхального установления. Это установление иудеи практиковали на протяжении многих сотен лет. Маца во время иудейского Песаха напоминала об опресноках, которые иудеи ели в неделю исхода. Ибо они вышли так спешно, что у них не было времени даже заквасить тесто. Употребление же вина не было предписано вовсе. Это было лишь частью простого праздничного ужина, застолья. Однако со временем у иудеев сложилась традиция. Она возникла еще до времен Иисуса Христа. Так вот, Христос объяснил смысл этих пасхальных символов. Раньше хлеб и вино пасхального ужина указывали на будущую смерть Христа. Я хочу отметить, не пресуществляясь при этом. И выполняли свою функцию напоминания. Теперь они стали указывать на прошлую смерть Христа. И этим выполнять свою функцию напоминания. Опять же, не пресуществляясь. В-третьих, первые ученики едва ли могли понять слова Христа в смысле пресуществления, когда Христос произносил это. Они видели в Его руках хлеб и смотрели на Его тело. Они прекрасно понимали, что хлеб, который Он держал в руках, не есть Его тело, поскольку тело было целостным и существовало отдельно от хлеба. Могло ли в этот момент быть два тела у Христа? Одно обычное, а другое в хлебе? Вопрос риторический. Четвертый важный аргумент против теории пресуществления находим в 1 Коринфянам 10 глава с 16 по 20 стихи. Я хочу, чтобы внимательно к этому тексту отнеслись: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение (на греческом, «кайнания») Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение («кайнания») Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли (кайноной) жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении (кайнонус) с бесами». Посмотрите, одно и то же слово, «приобщение» или «причастие» (кайнония) Павел относит к трем вещам. Первое – приобщение крови и телу Христовым через вкушение чаши и хлеба. Второе – приобщение жертвеннику через вкушение ветхозаветных жертв. Третье – приобщение бесам через вкушение идоложертвенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

« Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет ». В приведенных словах хотя и употреблено выражение «хлеб», тем не менее не говорится, будто этот хлеб – обыкновенный, как неправильно думают сектанты. Напротив, тот же апостол прямо и ясно объясняет, что под видом означенного «хлеба» христиане вкушают истинное Тело, а в чаше – истинную Кровь Христовы: « Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова » ( 1Кор.10:16 ). 2) 1Кор.10:17 . « Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба ». В означенных словах хотя, также приведено выражение «хлеб», однако из предыдущих строк и по смыслу ясно открывается, что это хлеб не простой – обычный. В самом деле, разве можно сказать о простом обычном хлебе, что от пего одного мы все причащаемся? Очевидно, что «хлеб», о котором пишет апостол, есть тот самый, о каковом сказал Спаситель: « Я – хлеб живый, сшедший с небес; идущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира » ( Ин. 6:51 ). Отвергая пресуществление в Евхаристии, сектанты естественно утверждают, что люди, вкушающие в Причащении, по мнению сектантов, простые хлеб и вино, не имеют от этого пользы для души своей. При этом сектанты ссылаются на следующие места Св. Писания: 3) Мф.4:4 . « Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ». 4) Ин.6:27 . « Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий ». Но в приведенных свидетельствах – в первом говорится не о том хлебе, какой верующие вкушают в таинстве Причащения, а о хлебе простом – обычном, какой люди употребляют в пищу ( Мф.4:1–4 );·во втором же, как раз наоборот толкованию сектантов, Спаситель противопоставляет пище тленной причащение Его Плоти и Крови, ( Ин.6:48–56 ). Причащение же Своих Плоти и Крови Спаситель установил под видом хлеба и вина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Если обратимся к истории Евангельской, то мы найдем здесь поучительное сказание о происхождении обычая во дни праздника Воскресения Христова полагать в церкви артос и раздавать его верующим. Известно, что Иисус Христос, по воскресении Своем, неоднократно являлся ученикам своим и другим. Но многие не могли узнать Его. Так, в самый день воскресения два ученика Его Клеопа и Лука шли из Иерусалима в село Эммаус и на пути разговаривали между собою о бывших Его страданиях и смерти. Но сколько ни говорили они, сколько ни рассуждали, все находились в каком-то недоумении. В это время подошел к ним и Сам воскресший Господь и, продолжая с ними путь, стал говорить им о Себе из писаний пророческих. Но путники не узнают Его. Уже они пришли в Эммаус; день склонился к вечеру, и они вошли в один дом и стали вечерять с Господом. И вот Господь, взяв хлеб, благословил, переломил его и дал им. Тогда-то открылись у них очи и они узнали Его; но Он стал для них невидим. Тогда-то все их недоумения и сомнения рассеялись, и небесная радость оживотворила их сердца. Вот от Кого и для чего св. церковь приняла обычай во дни праздника Воскресения Христова раздавать чадам своим св. артос – от Самого Иисуса Христа, в воспоминание Его животворных явлений ученикам и истины Его воскресения, чтобы воспоминанием сих высоких истин более укреплять нас в вере в Иисуса Христа, совершителя нашего спасения. Да, возлюбленные, как эммаусские ученики познали воскресшего Господа в преломлении хлеба и преисполнились небесною радостью, так и теперь св. артос или хлеб, сопутствуя нам в священных ходах и в продолжении седмицы находясь в церкви пред нашими очами, как бы от Самого Иисуса Христа, учит нас, что Иисус Христос, силою Своего Божества воскресший из мертвых, есть истинный Бог, совершивший великое дело нашего искупления, и что Он один есть источник всех наших радостей. Эммаусским ученикам нужно было вечерять, чтобы подкрепить телесные силы; а Господь, вечерявший с ними, чрез преломление благословенного Им хлеба укрепил и самые души их, просветил их ум и сердце. Так и теперь благословляемый и освящаемый церковью хлеб учит нас, что Иисус Христос Своею смертью и воскресением сделался для нас истинным хлебом жизни, питающим нас для вечного царства славы. И потому, взирая на св. артос и приемля его в свои руки, мы должны памятовать, что истинное наше насыщение и веселье состоит не в снедях, насыщающих тело, не в земном наслаждении, но в хлебе небесном — Иисусе Христе, Который животворить и душу, и тело наше, в познании истинного Бога и св. веры. Без сего Хлеба, сколько бы мы ни насыщали себя, сколько бы ни веселились, ни в чем земном не можем найти истинного насыщения и веселия. Без Него и в душе, и сердце нашем будет мрак и пустота, и весь человек будет голоден и немощен.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Закон о моавитянах чрезвычайно строг (см. Втор 23:3–5), его повторит впоследствии Книга Неемии: Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Божие во веки, потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водою и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение (Неем 13:1–3). И вот в эти-то неблагословенные моавитские поля бежит от голода семейство некоего человека. Имя человека того Елимелех, имя жены его Ноеминь, а имена двух сынов его Махлон и Хилеон; они были Ефрафяне из Вифлеема Иудейского. И пришли они на поля Моавитские и остались там (Руфь 1:2). Автор сразу же вводит имена персонажей, о большинстве которых мы скоро узнаем, что они скончались и не принимают в истории никакого участия. К чему столько подробностей? Почему глава семейства не может оставаться просто «одним человеком», как в первом стихе, но обозначается по имени, равно как и его безвременно умершие сыновья? Еврейский текст Книги Руфь Имена играют очень важную роль в этой истории. Ее читатели, говорившие, писавшие и думавшие на иврите, глядя на корни этих имен, без труда определяли скрытое в них послание. Так история семьи приобрела притчевый характер. Имя Елимелех происходит от двух корней: эль — общесемитское обозначение божества и мелек — царь, то есть «Бог есть царь» или «Бог есть мой царь». Ноеминь производится большинством толкователей от корня ноам «быть приятным», Анна Шмаина-Великанова поэтично переводит имя как «услада». Поражают имена детей двух столь благочестиво названных супругов — Махлон и Хилеон переводятся соответственно «больной» и «кончающийся, уничтожаемый», применительно к человеку — «не жилец». Известно, что у  многих  народов, в  том  числе у славянских, существовала практика называть детей плохими, некрасивыми именами, дабы отогнать от них плохую судьбу. Поэтому вполне возможно, что если имена главных действующих лиц были реальными, то проходным персонажам Самуил дал говорящие имена, чтобы насытить повествование дополнительными нарративами, соотнести историю отдельной семьи с историей Израиля. Неслучайно и указание на город: Вифлеем — байт лехем «дом хлеба»; столь велик был тот голод, что и в плодородном Доме Хлеба не стало хлеба!

http://blog.predanie.ru/article/kniga-ru...

И Господь сотворил это чудо не только один раз для апостолов. Он, как мы знаем, заповедал: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). И во исполнение этих слов христиане начали совершать Евхаристию с самых первых дней Церкви. В той же самой главе, где описывается, что апостолы в день Пятидесятницы начали проповедовать, и обратилось три тысячи человек, далее написано, что они «постоянно пребывали… в преломлении хлеба» ( Деян.2:42 ), то есть совершая Евхаристию. Протестанты говорят: да-да, и мы это все делаем. Конечно, мы преломляем хлеб и пьем вино, но для нас это просто воспоминание о Христовых страданиях, ничего более. Но в таком случае зачем вообще этот ритуал? Ведь вспомнить о Христе можно и без хлеба и вина. Давайте посмотрим, была ли Евхаристия для самих апостолов просто воспоминанием о Христе? Вот апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» ( 1Кор.10:16 ). Как видим, апостол не говорит: не есть ли это символ Крови Христовой? или: не есть ли это воспоминание о Христе? Для апостола это является причащением подлинных Тела и Крови Христовых. И вот в этом случае причащение обретает особый глубокий смысл, о котором говорит апостол: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). И «так мы, многие, составляем одно тело во Христе» ( Рим. 12:5 ). И сама Церковь также есть тело Христово (см.: Еф.1:22–23 ). Для апостола все это было реальностью – и то, что Церковь есть тело Христово, и что причастие есть Тело Христово. И мы становимся частью этого тела через причастие, через Евхаристию. Так мы становимся частью единой Церкви Христовой. И в Православии две тысячи лет сохраняется эта непрерывная связь через Евхаристию. Например я полтора года назад, будучи на торжествах в Гонконге, во время богослужения причащался из одной чаши с отцом Михаилом Ли. Это китайский православный священник, которому сейчас 90 лет. Сам же отец Михаил во времена своей молодости причащался из одной чаши со святым Иоанном Шанхайским . А святой Иоанн Шанхайский , в свою очередь, во времена своего детства причащался из одной чаши со святым Иоанном Кронштадтским . И так из поколения в поколение вглубь веков эта живая связь доходит до времен апостолов, которые причащались из рук Самого Господа Иисуса Христа. Через Евхаристию Церковь является единым богочеловеческим организмом, который живет, не прерываясь на протяжении двух тысяч лет, начиная от самих апостольских времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И Он же говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мк.3:35 ). Высокое достоинство для человека принять сказанное Спасителем! Принять сказанное следует к осуществлению в своей личной жизни и, таким образом, соблюдая слово Божие, то есть исполняя волю Божию, вступить в родственную близость с Богом во плоти: стать братом (или сестрою или матерью) Христу Спасителю! Иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Итак, слово Божие, сообщающее волю Божию, будучи духом и жизнью, – вот та пища духовная, которая питает и поддерживает духовную жизнь человека, которая удовлетворяет запросы и потребности духа человеческого, имеющегося в душе от дыхания Вседержителева (ср. Иов.33:4 ). Животворящее духоносное слово Божие насыщает собою того, кто пребывает в его веянии и принимает его для исполнения в жизни своей; иначе говоря, насыщается словом Божиим тот, кто одухотворяется им и сам дышит им (т.е. кто живет им, что практически означает для человека жить в непрестанной молитве к Богу). Ибо близость Бога обретается в молитве: «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» ( Пс.144:18 ). Бог присутствует, Бог живет (по выражению Псалмопевца, см. Пс.22:4 ) среди молящихся, среди хвалебных славословий верующих. 15 Присутствуя среди верующих, Господь не допустит «терпеть голод душе праведного» ( Прит.10:3 ). В присутствии Господа верующие «не будут терпеть голода и жажды» ( Ис.49:10 ), «ибо нет скудости у боящихся Его... ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» ( Пс.33:10, 11 ). В присутствии Господа, – там, где раздается слово Божие, – духоносное веяние питает живущих духовно; не утомляет тамошняя вечерня, рука не утруждается; нет дела зубам; не обременяется чрево. Кто насыщался когда такою неутомительною трапезою, насыщался без пищи, упоялся без пития, веянием одного ветра утолял жажду и веянием другого насыщался? Смотри, как ощутительно изображается сие в произрастениях. Ветер вскармливает пшеницу и другие классы, питая их своим дыханием и утучняя их своею силою; не тем ли паче ветры благословения могут воспитывать разумные и духовные насаждения рая? «Для духовных существ и пища духовная» (11, 395–396). А когда ее нет, душа тоскует. «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни, – пишет сщмч. Игнатий Богоносец . – Хлеба Божия желаю, Хлеба небесного, Хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия... И пития Божия желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная». 16 4. Питание тела не должно подавлять живущего в нем Духа

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

« Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принес ему и вина, и он пил » ( Быт. 27:25 ). Мы уже прочитали с вами, что он благословил его, а дальше мы читаем раскрытие, как это происходило. В Священном Писании иногда не соблюдается хронология событий: 23-й стих говорит: «И благословил его» ( Быт. 27:23 ), а дальше все рассматривается более подробно: « Исаак, отец его, сказал ему: подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его, и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина » ( Быт. 27:26–28 ). «Итак, Иаков благоухал этими плодами: он следовал за Господом сквозь опасности и верил, что под Его водительством пребудет везде невредим. Хотя запах поля приятен и сладок, потому что это запах природы, тем не менее от святого патриарха веяло благодатью добродетелей. Сколь умерен и воздержан он был! Он не устремился на приготовленную ему пищу, но без промедления уступил ее просящему брату, от которого получил благословенное первородство. Сколь уважителен по отношению к родителям! По материнской любви он стяжал первенство над старшим братом и по дару отеческого благословения осветился. Сколь благоговеен! Он отказался причинить вред брату. Сколь стыдлив! Он боялся обмануть отца. Сколь почтителен! Он не смог отказать матери в том, что она повелевала» 303 . Смотрите: «от росы небесной» ( Быт. 27:28 )! В случае с Исавом там ситуация будет изменена: Исав тоже будет требовать благословения, но оно уже будет другого характера. Так что такое благословение от «от росы небесной» ( Быт. 27:28 )? Это пророческий дар! «Пусть усилится в тебе пророческий дар!» «А слова: и от росы небесной свыше означают то, что пророки, подобно облаку, оросили их, открыв им слова Божии» 304 . «От тука земли» ( Быт. 27:28 ) – то есть от богатства земли. «И множества хлеба и вина…» ( Быт. 27:28 ) Хлеб и вино – это евхаристические символы! И здесь прямо мы видим пророческие указания на перемену статуса, когда его теряет еврейский народ, и приобретают христиане, и средоточием их жизни становится откровение от Бога и евхаристическая жизнь через преосуществление хлеба и вина во время Божественной литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010