Во времена апостольские Евхаристия, по примеру Иисуса Христа, оставалась вечерей, хотя апостолы не повторяли для нее ритуала пасхальной вечери, а довольствовались более простым формами субботней или даже обычной вечери, состоявшей из преломления хлеба и благословения чаши вина. После дня Пятидесятницы новые христиане постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). В Деяниях апостолов (20:7-12) сообщается о преломлении хлеба и более определенно. В первый день недели (воскресенье, ср. 1 Кор. 16:2), когда ученики собрались для преломления хлеба, апостол Павел, намереваясь на следующий день отправиться далее, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи, а после воскрешения юноши Евтиха, взойдя и преломив хлеб и вкусив,, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Не исключено, что речь идет о евхаристической вечери: происходила она в воскресный день, собралась вся община, и она не состояла из; одной только Евхаристии, а именно из вечери, за которой была совершена Евхаристия. Такая вечеря описана апостолом Павлом в 11-й главе Первого послания к коринфянам, где он говорит о беспорядках и злоупотреблениях, происходивших у коринфских христиан на евхаристических вечерях. Прежде всего, по его словам, она нечто единое целое, то есть вечеря Господня. Припасы для вечери приносили сами верующие. Порядок, вероятно  был такой: начиналась вечеря вкушением обычной пищи, а в конце совершалась Евхаристия. Апостол Павел называет евхаристическую чащу чашей благословения. Так называлась последняя чаша за еврейской вечерей (kusberachot), где читается благодарение (вегаснот) за пищу. В следующей главе апостол Павел говорит, что Христос взял чашу после вечери. Евангелист Лука также упоминает об особой чаше в начале Тайной вечери: Приимите ее и разделите между собой, ибо сказываю вам, что не буду, пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие (Лк. 22, 17-18). В таком виде с таким ритуалом Евхаристия оставалась приблизительно до половины II века.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Греческие глаголы «благословлять» ( ελογειν) и «благодарить» ( ε– χαριστειν) по смыслу соответствуют одному еврейскому глаголу «барах» (barach), значение которого в русском языке может быть выражено словами «благодарить славословием». Поэтому евангелист Лука пользуется одним и тем же глаголом « εχαρι– στεν», когда говорит о благословении Господом не только хлеба ( Лк.22:19 ), но и той чаши, которая предшествовала преломлению хлеба ( Лк.22:17 ). Апостол Павел употребляет два этих греческих глагола в одной и той же фразе как однозначащие: «Если ты будешь благословлять ( ελογειν) духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении ( εχαριστα)?» ( 1Кор. 14:16 ). Из сказанного видно, что когда евангелисты Матфей и Марк говорят о благословении Господом хлеба, а евангелист Лука – и о благословении чаши, то в данном случае они имеют в виду не действия вроде современных благословений Евхаристических Даров, а произнесение славословий – барах. Иисус Христос соблюдал этот благочестивый обычай Своего народа. Так, перед чудесным насыщением пяти тысяч человек Он, «взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» ( Мф. 14:19 ; ср. Мк. 6:41 ; Лк. 9:16 и Ин. 6:11 ). В другой раз, перед чудесным насыщением четырех тысяч человек, Он, «взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу» ( Мф. 15:36 ; ср. Мк. 8:6 ). (Уместно заметить, что синоптики, говоря о благословении Господом пяти хлебов, употребляют глагол ελγησεν, а Иоанн Богослов – соответствующий ему по значению εχαριστσας, а в описании второго чуда насыщения те же синоптики Матфей и Марк пользуются глаголом εχαριστσας). Воскресший Христос, трапезуя с Клеопой и другим учеником в Эммаусе, также, «взяв хлеб, благословил ( ελγησεν), преломил и подал им» ( Лк. 24:30 ). Нет никаких оснований допускать, чтобы Иисус Христос пренебрег этой благочестивой традицией на пасхальной трапезе. Вне сомнения, Он также благословлял каждое блюдо и читал послетрапезные славословия, которые текстуально могли отличаться от зафиксированных в Талмуде, но по общей их цели прославления Бога как Творца и Источника всех благ, а также и по форме обращения в них к Богу, были идентичны талмудическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Слова Иисуса Христа: «это есть кровь Моя Нового Завета» находятся, очевидно, в соответствии со словами Моисея в Ветхом Завете ( Исх.24:8 ) – «это есть кровь Завета, который завещал Господь». Известно, что в Ветхом Завете слово «это» указывало на настоящую кровь, значит, также и в Новом Завете слово «это» должно указывать на действительную кровь. Иисус Христос сказал Своим ученикам, чтобы они совершали святое таинство причащения в Его воспоминание. Он знал, как всеведущий Бог, что Апостолы и все их преемники, все последующие священнослужители христианской Церкви, понимая буквально Его слова, будут совершать святое таинство причащения и принимать под видом хлеба и вина Его истинное тело и истинную кровь. Он знал, что миллионы Его последователей поймут Его слова буквально, как и должно понимать. Неужели Он не мог и не хотел выразиться иначе, яснее, если о менее важных предметах Он говорил ясно и даже прибегал к пояснениям ( Мф.16:11 ; Ин.3:3, 8:21 ). Неужели Иисус Христос хотел ввести в обман неясным выражением Апостолов, их преемников и всех христиан? Мог ли Он до такой степени обманывать Апостолов, что, преподавая хлеб и вино, сказал, что Он преподает Свое тело и Свою кровь и обещает им от вкушения простого хлеба и вина вечную жизнь. На земле нигде нет такого хлеба и такого вина, от вкушения которых человек имел бы вечную жизнь. Это хорошо понимали Апостолы и их нелегко убедить в этом. Однако они поняли слова Иисуса Христа буквально, ибо были уверены, что их Учитель – Вечная Истина – не мог их обманывать, не мог, преподавая простой хлеб и простое вино говорить, что Он преподает Свое тело и Свою кровь. Что Апостолы понимали буквально слова Иисуса Христа о Святом причащении, это видно из Священного Писания. Святой Апостол Павел, показывая коринфянам неразумие участия в идолослужениях, говорит: «чаша благословения, которою благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба... не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую, не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» ( 1Кор.10:15–21 ). Сравнение Евхаристии с ядением идоложертвенного мяса показывает, что Святой Апостол Павел понимал действительное вкушение плоти и крови Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Тело и Кровь Христовы в нас – всецелый Христос. 284. Как выполнялся в апостольское время завет Христов о Причащении? После Вознесения, при отсутствии Господа в телесном образе, св. Апостолы неукоснительно, со всею тщательностью, совершали Таинство и причащали всех членов Церкви : «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Дeяh. II, 42 ). »Чаша благословенья, которую благословляем, не есть ли Приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?« (I Киар. X, 16, 17). 285. Для чего Апостолы совершали благословение хлеба и вина пред тем, как вкушать самим и давать верующим Тело и Кровь Христовы? Разлучаясь телесно с Апостолами, Господь обещал что всякая их просьба к Богу во имя Христа будет исполнена ( Uoah. XVI, 23 ). Таинственное явление Тела и Крови Христовых во образе хлеба и вина апостольским благословением, происходило наитием Св. Духа, по молитве Апостолов: »о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам« ( Uoah. XVI, 23 ). " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставить вас на всякую истину... Он прославить Меня, потому что от Моего возмет и возвестит вам» ( Uoah. XVI, 14 ). 286. Значить ли это, что пред Причащением необходимо еще Таинство для явления Тела и Крови? Явление тела и крови и причащение суть два момента одного Таинства. Пред тем, как в храме преподается Причащение, сперва совершается молитвенное священнодействие пресуществления хлеба и вина в «святые Дары»: Тело и Кровь Христовы. В порядке богослужения эти два таинственных священнодействия сливаются в одно таинство, называемое Таинством Евхаристии. 287. Определение, наименования и значение Евхаристии? Евхаристия есть Таинство, в котором: 1) хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа; 2) это есть также Таинство, в котором происходить причащение Святыми Дарами священослужитфлей и верующих. Греческое слово «евхаристиа» означает: «воздаяние благодарности». Это Таинство еще называется: Вечеря Господня, Трапеза Господня, Таинство Тела и Крови Христовых. Тело называется Хлебом Небесным; Кровь – Чашею жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если чрез благословение ветхозаветного иерея преподавалось благословение Божие, то не тем ли более сильно благословение новозаветного иерея? Оно низводит благодать и мир Божий на достойно и с верою приемлющего его. Сам Иисус Христос, посылая Своих учеников на проповедь , повелевает им словами: «мир дому сему» приветственно благословлять тот дом, в который они будут входить с проповедию, и при этом замечает: «Если дом будет достоин, то мир ваш придет на него» ( Мф.10:12–13 ). И мы видим, что святые апостолы в своих Посланиях обычно и, прежде всего, преподают христианам свое приветственное благословение, иногда тем же самым заканчивая Послание. Не бессильно, следовательно, и благословение пастырей Церкви, получивших от Самого Иисуса Христа через апостолов и в лице апостолов благодать и власть священства. А если величайшее чудо – пресуществление хлеба и вина совершается чрез крестообразное благословение священника, то последнее, конечно, не бессильно и в вещах менее важных. Посему-то издревле народ жаждал получить благословение от священника; цари и князья смиренно склоняли свои головы и целовали благословляющую руку служителя Божия. III. Таким образом, благословение архиерейское и иерейское следует, братие, принимать с верою в то, что оно, и как преподаваемое от богоданной власти и благодати священства, есть благословение Самого Иисуса Христа, через Которого и в Котором мы прияхом благодать, милость и мир. (Составлено по «Воскресному чтению» за 1889 г., 18). Беседа О крестном знамении I. Крестное знамение есть такой знак, коим верующие во Христа, избранные Божии, отличаются от неверующих – от нехристиан. Различные указывал Бог людям знамения, и все они имеют важное и глубокое значение. В Ветхом Завете мы находим, что Бог положил знамение отвержения на братоубийце Каине. А на лицо чудного Моисея положил знамение Своего высочайшего благоволения: лучи небесного света, как знамение сего благоволения, на лице Моисея были видимы для всех, хотя и нестерпимы для ока. А у пророка читаем: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» [знамение].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Такое бытие словесной твари получает объемность и должную полноту – в этом заповедном пространстве пролегают пути Господни. Как только человек пренебрежет какой-либо из сторон этого пространства, то и возможность движения ко спасению исчезает. Как ни тяжел труд, он не без благословения; и – если творится о Господе, то конец его радость и веселие. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью» ( Пс.125:5 ). «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что сеющий и жнущий вместе радоваться будут» ( Ин.4:36 ). Если человек отказывается от благословения (отрицается Бога и веры в Него), то он начинает существовать в плоскости труда и рода (тому пример нынешняя цивилизация), теряет богостремительную вертикаль, «стелется горизонтально» по земле, уподобляясь ползающему проклятому змию, питающемуся прахом земли. Это состояние безблагодатной твари – этакое самоедство, которое так характерно для современной цивилизации. Церковь же Христова организует пространство человеческого бытия; она устремляет к небесам человечество, пребывающее в скорбях хлеба и рода. Именно освящающая благодать Божия, подаваемая через Церковь Христову, осмысливает труд человеческий и родовое устройство человечества. Если же человек соединяет на всякий час и день в себе скорбный труд и Божие благословение, то он пребывает в Христоподобном состоянии – в нем неслиянно и неразлучно пребывает божественное и тварное. Труд должен начинаться и завершаться молитвами с призыванием животворящего Духа Божия. Плоды труда этим самым освящаются, а первенцы из них отделяются для Бога, становясь святою жертвою – в этом жертвоприношении «скорбного хлеба» заключен знак и напоминание о райском сотворчестве человека и Бога. Если же и рождение человеческое благословенно, то и оно спасительно. Рождение и смерть христианина обставлены, подкреплены и запечатлены Святыми Церковными Таинствами – освящающей благодатью Божией – это наречение имени, крещение, миропомазание, брак, елеопомазание и погребение. На тройственный принцип человеческого бытия – Божие благословение, скорби хлеба (труд) и скорби рождения (род) указывает и пророк Исаия. Когда Господь давал обетование о творении Нового неба и земли ( Ис.65:17 ) Он сказал: «Не будут трудиться напрасно, и рождать детей на горе: ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними» ( Ис.65:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет»; то есть блюдись ты, возомнивший о себе, что имеешь ведение. Поскольку и коринфяне терпели многие оскорбления и обиды от неверующих и потому, вероятно, высоко о себе думали, то Апостол присовокупил: 1Кор.10:13 .  Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. «Искушение вас не достиже, точию человеческое»; то есть малое, ибо сие речение обычно употреблять божественному Апостолу в означение малого, например когда говорит: «Человеческо глаголю, за немощь плоти вашея» ( Рим. 6, 19 ), разумеет: говорю соразмерно с природою. «Верен же Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести». Сим Апостол научил не полагаться на себя самих, но испрашивать Божией помощи. Изложив же все сие, возвращается к главному предмету. 1Кор.10:14 .  Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. «Темже, братие моя возлюбленная, бегайте от идолослужения». Апостол постепенно усиливает обвинение и показывает, что равнодушное вкушение идоложертвенного нимало не разнится от служения идолам. 1Кор.10:15 .  Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. «Яко мудрым глаголю». Обличение произносит вместе с похвалою, стараясь одобрительным словом и оное сделать удобоприемлемым. «Судите вы, еже глаголю». Вас самих беру в судьи, потому что знаю ваше благоразумие. 1Кор.10:16 .  Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? 1Кор.10:17 .  Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. «Чаша благословения, юже благословляем, не общение ли крове Господней есть? Хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Господня есть? Яко един хлеб, едино тело есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся». Сподобляясь Священных Тайн, не с Самим ли Владыкою вступаем в общение, не говорим ли, что Его это Тело, Его Кровь? «Вси бо от единого хлеба причащаемся». Потом Апостол подтверждает сие иным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

6:51); этим самым Он не только позволил, но и повелел, чтобы мы часто приступали к Его трапезе. Мы не оставляем себя надолго без хлеба обыкновенного, зная, что иначе ослабеют наши силы, и жизнь телесная продолжаться не сможет; как же не боимся мы надолго оставлять себя без хлеба жизни, Небесного, Божественного?» «Когда Господь говорит: «сие есть Тело Мое» , то показывает, что хлеб, освящаемый на жертвеннике, есть самое Тело Христово, а не образ его, ибо Он не сказал, что сие есть образ тела Моего, но «сие есть Тело Мое» . Хлеб неизъяснимым образом прелагается» (блаж. Феофилакт). «Ученики, — говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, — в безмолвии с верою вкусили преподанного под видом хлеба Тела Учителя и Господа. Вопрос капернаумских совопросников: «как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:52) — был далек теперь от них, ибо они тогда же слышали от Учителя, что Плоть Сына Человеческого есть истинное брашно, и что слова Его об этом — «суть дух и жизнь»  (Ин. 6:63). Господь взял чашу с вином, растворил ее водой, благословил ее так же, как и хлеб, особенным новым благословением», -  И ,  ВЗЯВ ЧАШУ И БЛАГОДАРИВ , ПОДАЛ ИМ И СКАЗАЛ: ПЕЙТЕ ИЗ НЕЕ ВСЕ ,  ИБО СИЕ ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ , не образ, не напоминание крови, но истинная и действительная Моя Кровь  НОВОГО ЗАВЕТА ,  ЗА МНОГИХ  (за всех, кто восхощет наследовать спасение)  ИЗЛИВАЕМАЯ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ . «Как Ветхий Завет, — говорит святитель Златоуст, — имел овнов и тельцов, так и Новый имеет Кровь Господню. Кровь Ветхого Завета была изливаема во спасение первородных (первенцев Израиля, избавленных от меча Ангела губителя), а сия Кровь изливается во оставление грехов всего мира», как умилостивительная жертва за грехи всего рода человеческого. «И как Моисей сказал: соблюдайте «все заповеди Мои во все дни»  (Втор. 5:29), так и Христос говорит: «в Мое воспоминание»  до того времени, когда Я приду» (свт. Иоанн Златоуст).     Это завещание, «по причине особенной важности и трогательности завещанного, так внедрилось в памяти учеников и через них так скоро распространилось во всей первобытной Церкви Христианской, что, как видим из книги «Деяния святых апостолов», совершение Евхаристии в память возлюбленного Спасителя было первым и главным делом каждого собрания христианского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

а) чела означает «освящение ума или мыслей»; б) персей – «освящение сердца и желаний», в) очей, ушей и уст – «освящение чувств»; г) рук и ног – «освящение дел и всего поведения христианина» 435 . В действительности Крещение и Миропомазание представляют собой двуединое таинство. В святом Крещении человек получает новую жизнь во Христе и по Христу, а в святом миропомазании ему сообщаются благодатные силы и дары Святого Духа, а также Сам Святой Дух как дар, для достойного прохождения богочеловеческой жизни во Христе. В миропомазании человек как личность помазуется Святым Духом по образу и подобию Божественного Помазанника – Иисуса Христа 436 . 2.3. Таинство Евхаристии 2.3.1. Понятие о таинстве Евхаристии Евхаристия есть таинство, в котором а) хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа; б) верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную 437 . Чинопоследование таинства Евхаристии – Божественная Литургия, являющаяся единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь , то есть на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары. 2.3.2. Установление таинства Евхаристии Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв Чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). Святой евангелист Лука дополняет повествование евангелиста Матфея. Преподавая ученикам Святой Хлеб, Господь сказал им: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ). 2.3.3. Преложение хлеба и вина в таинстве Евхаристии Православное богословие, в отличие от латинского, не считает возможным рационалистически объяснить сущность этого таинства. Латинская богословская мысль для объяснения изменения, происходящего со свв. Дарами в таинстве Евхаристии, использует термин «пресуществление» (лат. transubstantiatio), что буквально означает «изменение по сущности»: «Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность Его Крови» 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Апостол Павел ясно показывает нам, что в Таинстве Причащения, под видом хлеба и вина, подаются нам истинные Тело и Кровь Христовы. Он не был из числа двенадцати избранных учеников Христа; не слушал Господа в то время, когда Он обещал дать им в пищу Свои Плоть и Кровь; не был на последней вечере и не принимал потому из рук Господа благословенного хлеба и вина. Но он передает нам, как сам об этом свидетельствует, то, что принял от Господа. И бо я от Самого Господа принял то, — говорит он, — что и вам передал (1 Кор. 11, 23). Он писал к Коринфской Церкви: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?.. Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и трапезе бесовской (1 Кор. 10:14,16-18, 20-21).  Апостол предостерегает христиан Коринфской Церкви от участия в идоложертвенных трапезах и, объясняя, почему не следует этого себе позволять, раскрывает силу Евхаристии. Слова апостола имеют такое значение: «Возлюбленные мои! Избегайте всякого общения с язычниками, потому что оно может опять ввергнуть вас в заблуждения языческие. Судите, прилично ли вам участвовать в служении идолам или в трапезах идоложертвенных? Не приобщаемся ли мы Крови Господней из чаши, которую благословил Господь, а потому и мы, служители алтаря, благословляем? Вкушая хлеб, который за таинственною трапезою преломляем, не причащаемся ли мы Тела Христова? А причащаться Тела и Крови Господней — не значит ли вступать в теснейшее единение с Господом, становиться единым таинственным телом с Ним? Посмотрите на Израиля по плоти — на тех иудеев, которые и доныне едят жертвы — не участники ли они жертвоприношений? Так и вы, общаясь с язычниками в идоложертвенных трапезах, участвуете с ними в идолослужении. Но язычники, принося жертвы, делают угодное бесам, а не Богу; я же не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Поскольку нельзя вам пить чашу Господню и чашу бесовскую, нельзя вам участвовать в трапезе Господней и в трапезе бесовской».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010