Равным образом неправильно понимает силу и значение некоторых таинств и Католическая церковь . Она, как имеющая у себя Апостольскую Иерархию, содержит тоже самое число таинств, что и Православная церковь ; но, изменив духу Христовой церкви, она утратила истинное разумение силы и значения таинств и во многом исказила их. Не говоря уже о том субъективизме, который проглядывает в каждом из таинств её, о той самонадеянности, какая дается совершителю их в раздаянии благодатных даров принимающим таинства, Католическая церковь исказила истинный дух таинств. Так, напр. 1) в таинство Священства она привносит учение о Папе и поставляет его главою церкви. Он, очевидно, должен стоять у Католиков выше всех Епископов; а между тем посвящается Епископами. Здесь двоякое искажение порядка вещей: является степень священства не существующая в Апостольской Иерархии и превращается Божественный порядок благословения, по которому меньшее от большего благословляется, 229 а не наоборот, как бывает в Католической церкви. 2) В таинстве Брака Католическая церковь неправильно понимает истинное учение о нем, как таинстве, допуская принужденное безбрачие всего духовенства и, будучи вызвана к тому обстоятельствами времени, силится доказать свое учение о сем неправильными доводами. В своем учении о таинстве Брака Католическая церковь противоречит Апостольскому учению относительно тех свойств, какие требовались от избираемых к посвящению на степень священства. Апостол Павел пишет Тимофею и Титу по сему вопросу так: 230 подобает убо Епископу быти непорочну, единыя жены мужу;... устроиши по всем градом пресвитеры: якоже тебе аз повелех. Аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна... Допуская безусловную нерасторжимость брачного союза, даже в случае прелюбодеяния супругов, Католическая церковь прямо противоречит существу Брака и явному о нем учению Спасителя. 231 3) В учении о таинстве Евхаристии Католическая церковь неправильно понимает самый образ пресуществления даров – хлеба и вина в истинное тело и кровь Христову, т. е., она по своей закоренелой привычке понимает самые духовные действия в смысле материальном и старается облекать духовные предметы в материю. От того-то во всем Католическом Богослужении до очевидности проглядывает материализация. 4) В учении о таинстве Елеосвящения она разнствует с Православною церковью в том, что превратила это таинство в последнее помазание «Extrema unctio». Такое её учение о таинстве Елеосвящения есть нововведение, явившееся после разделения церквей в 12-м и 13-м веках. 232 Необходимые условия для совершения таинств: а) со стороны совершающих таинства

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

—264— через 30 дней после публикации в нём соборных постановлений. Но в некоторых католических государствах, того времени, например, в Англии, в разных частях. Германии, в Скандинавских государствах и др. постановления тридентского собора не были публикованы, так что для католиков этих стран и до настоящего времени возможен прежний средневековый порядок заключения браков. Постановления тридентского собора не были приняты протестантами, формальное отделение которых от католической церкви именно и совершилось на тридентском соборе. Реформаторы хотя и отвергли католическое учение о браке, как таинстве, однако настаивали на необходимости освящать брак благословением служителя религии. В течении XVII и XVIII в. эта церковная форма заключения брака предписана была и гражданским законодательством, которое не менее церковного нуждалось в установлении определённой формы заключения брака. Эта гражданско-обязательная сила церковной формы совершения брака прекратилась в Германии с изданием имперского закона 6 февраля 1875 г., которым введён был для всей империи институт обязательного гражданского брака. Происхождение этого института в западных европейских государствах совпадает с началом реформации, вследствие которой уничтожилось прежнее единство церковного общества на западе и на территории одного и того же государства явились последователи двух или трёх христианских вероисповеданий: католического, лютеранского и реформатского. Само собой понятно, что в таких государствах невозможно было признать ту или другую церковную форму заключения брака обязательной для всех подданных, без, различия вероисповеданий. Отсюда сама собой открывалась необходимость установления гражданской формы, наряду с церковной, особенно для совершения смешанных браков. В настоящее время в разных европейских государствах существует три типа гражданских браков: 1) гражданский брак, как государственная необходимость, когда или церковь отказывает в своём содействии не принадлежащим к ней лицам, или не принадлежащие к церкви считают насилием над своей совестью принятие благословения от священника чуждой им церкви; 2) граж-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В VIII веке Эклогой придается церковному благословению юридическое значение. Но государственное законодательство признает церковное венчание имеющим безусловное юридическое значение лишь в конце IX века, при императоре Льве Мудром. В XI веке при императоре Алексее Комнене церковное венчание установлено единственной и исключительной формой заключения брачного союза. На Западе Европы церковь христианская, признавая народные формы заключения брачного союза, стремилась к тому, чтобы такие браки освещались церковным благословением; но церковь признавала законными и такие браки, которые заключены были без церковного благословения… Появилось много тайных браков, которые вызывали споры в частной и общественной жизни. Так было до реформации. В XVI веке на Тридентском соборе Римско-Католическая церковь, подтвердив прежнее церковное правило, что основание брака составляет взаимное согласие сторон, постановила признавать законным только такой брак, который совершается священником прихода жениха и невесты (после предварительного троекратного оглашения о предстоящем бракосочетании в церкви) в присутствии двух или трех свидетелей; всякий же брак, заключенный в иной форме, не признавать законным ни в церкви, ни в обществе, ни в государстве. Постановления Тридентского собора приняты и опубликованы во многих не только романских, но и германских государствах; однако же в то время началось уже независимо от авторитета католической церкви, движение в законодательстве светском, имевшее целью утвердить самостоятельные правила и формы брачного союза. Движение это совершалось в иных местах под влиянием протестантизма, в других – под влиянием борьбы между церковью и государством. В XVIII веке появился еще третий деятель – дух новых начал просвещения, пущенный в оборот философами. Из совокупного действия всех этих деятелей возникли новые законы и новая форма бракабрака гражданского. Первые начатки гражданской формы брака появились в Англии при Кромвеле, в XVII веке; окончательно узаконена форма гражданского брака в Англии в 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Напротив, кто приступает к церковному венчанию недостойно, оно обращается ему в суд и во осуждение за попрание святыни таинства, ибо «все, что не по вере, грех» ( Рим.14:23 ) 385 . Но гражданский брак, рекомендуемый современными противниками Церкви вместо церковного брака, гораздо старше их по времени своего возникновения. По своему началу он восходит еще ко временам реформации XVI века. Отцом возникшего в христианском мире воззрения на брак, как на дело, исключительно принадлежащее взаимному согласию брачащихся и потому необходимо нуждающееся только в одобрении и утверждении государственной власти, с отрицанием за церковным венчанием значения акта заключения брака, нужно считать Лютера. Усвоение таинству брака такого значения не мирилось с лютеранским воззрением на таинства, как на священнодействия, имеющие целью лишь возбудить и поддержать оправдывающую веру в искупление, а брак, по мнению лютеран, к оправданию не имеет будто бы никакого отношения. Но гражданский брак совместим не только с лютеранскими воззрениями на брак, но и с учением римо-католической церкви на таинство брака, по которому (учению) священническое благословение, хотя без нужды не должно быть оставляемо, но оно и не необходимо для действительности бракосочетания, уже совершенного чрез изъявление взаимного согласия брачующихся пред священником 386 . И если римская церковь иногда восстает против гражданских браков, то не потому, чтобы такие браки являлись несовместимыми с римо-католическими воззрениями на брак, а из опасения, чтобы лица, вступающие в гражданский брак, не пришли к мысли, будто можно обойтись без церковного благословения своего союза. Этими-то воззрениями на брак Западных церквей как нельзя лучше воспользовалась государственная власть для введения института гражданского брака во всей Западной Европе и в Америке, – как исповедующих протестантизм, который при самом возникновении своем сам себя отдал в руки государства, так и в пределах римо-католической церкви, издавна враждовавшей с государственною властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

1989 Публикация Л. В. Геронимус-Гончаровой 1 Протоиерей Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия//Православие в современном мире. Нью-Йорк, 1981. С. 7. 3 Развёрнутое обоснование этой точки зрения на цель брака в противоположность взгляду, при котором его (оправдывающей) целью является деторождение (усвоенному Римско-Католической церковью), содержится в книге проф. С. Троицкого “Христианская философия брака” (Париж, 1933). 6 Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа о Эдипе//Античность и современность. М., 1972. С. 96. 9 Как известно, в древней церкви христианский брак совершался через общее причащение супругов и последующее благословение епископа. См.: Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП). 1989. 2, а также цитированную статью протоиерея Иоанна Мейендорфа “Брак и евхаристия”, где связь между браком и литургией раскрывается подробно. — п. А. Г. — См. также статью протоиерея Петра Планка “Православное венчание” в этом и следующем номерах “Альфы и Омеги”. — Ред. 13 На святость телесной стороны брака указывает учение апостола Павла о браке с неверующими (1 Кор 7:12–16), в котором святость плода обусловлена телесным единством супругов, так как в этом случае трудно говорить об их духовном единстве. Другим указанием на святость телесного единения является церковный обычай причащения жениха и невесты в день их браковенчания. 14 Здесь идёт речь о прекращении телесного общения в Царстве, но не о временности самого таинства (как считает римско-католическое богословие, безусловно оправдывая таким мнением повторные браки). См. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Указ. соч. С. 12. 15 Священник Павел Флоренский обращал внимание на то, что таинственный духовный архетип брака воспроизводится в образовании Божией Матерью через великих старцев женских монашеских общин. 16 Из того, что зачатие не является утилитарной целью телесного соединения, не вытекает допустимость каких-либо форм самовольного управления деторождением. Совершенство брака предполагает полное предание всех его аспектов Божественной воле.

http://pravmir.ru/malaya-tserkov-zametki...

В таких обстоятельствах одной из важнейших задач собравшегося в 1542 году Тридентского собора стало – утвердить церковное право и церковные формы брака. После продолжительных и жарких прений состоялся наконец соборный декрет, доныне служащий основанием брачного права в католической церкви. Собор подтвердил торжественно прежнее церковное правило, что одно взаимное соглашение сторон составляет основание брака, но во избежание недоразумений, происходящих от тайных, неоглашенных браков, постановил следующие правила: «прежде заключения должно быть совершаемо (согласно постановлениям прежних соборов) оглашение (bannus nuptialis, proclamatio, professio matrimonialis in ecclesia) в течение трех непрерывно следующих воскресных или праздничных дней. По учинении оглашения, если не окажется препятствий законных, да приступлено будет к совершению (ab celebrandum) брака, причем приходский священник (parochus), вопросив жениха и невесту и уразумев взаимное их согласие, должен произнести: соединяю вас в брак во Имя Отца и Сына и Святого Духа, или может употребить другие слова, по принятому в каждой стране обычаю. А кто покусится вступить в брак не в присутствии приходского или иного священника, уполномоченного тем приходским (vel alio de ipsius parochi seu ordinarii licentia), и двух или трех свидетелей, а иначе, – тех священное собрание объявляет решительно неспособными к таковому вступлению (ad sic contrahendum) и такого рода совокупления (contractus) объявляет недействительными и ничтожными» 4 . Это правило Тридентского собора было необходимо и благодетельно, ибо до тех пор вовсе не имелось твердого правила в законе; но нельзя не заметить, что в нем есть очевидное внутреннее противоречие, которое не замедлило обнаружиться. В этом постановлении церковь , с одной стороны, подтверждает, что сущность брака и материя таинства состоят исключительно в обоюдном соглашении воли, а с другой стороны, настаивает в браке на присутствии священника и ставит действительность брака в зависимость от этого священника, однако в то же время не обязывает священника к священнодействию, имеющему какую-либо совершительную силу, не требует даже, чтобы благословение его, как священника, соединялось в одном акте с соглашением и обетами брачующихся, а назначает ему место только содействующего или даже бездействующего свидетеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Поэтому современное государство не может удовлетвориться точкой зрения философии естественного права, которое смотрело на брак только как на договор, интересующий частных лиц. Христианская церковь внесла в понятие брака еще один момент: брак, как образ таинственного союза Христа с Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Но на западе и востоке идея таинства получила далеко не одинаковое развитие. По католическому учению, таинство имеет материю и форму, и что касается таинства брака в особенности, материю его составляет взаимная передача двух лиц разного пола друг другу, а форму таинства составляют те слова, действия и знаки, которыми в момент передачи выражается взаимное согласие на вступление в брак. С этой точки зрения, формальное участие духовного лица или органа церкви в заключении брака несущественно для таинства, ибо все, что принадлежит к существу брака – и материя, и форма – исполняется самими брачущимися, а не третьим каким-либо лицом. Другими словами, совершители таинства суть сами супруги. Священник же, наравне с свидетелями, удостоверяет лишь юридическую действительность состоявшегося взаимного волеизъявления, направленного на вступление в брак. Отсюда выводится, что всякий вообще брак, заключенный между христианами в христианском духе, без противоречия требованиям христианства, есть таинство, или, иначе, брачный союз между лицами, получившими благодать крещения, не может не быть таинством. В восточной церкви, прежде чем сделалась на востоке известной западная конструкция таинств, различавшая форму и материю и принимавшая самих супругов за совершителей таинств, фактически существовала масса браков, которые, в качестве христианских браков, должны были рассматриваться как таинство, а между тем были заключаемы без церковного брачного священнодействия. Таковы вторые и третьи браки, которые церковью не допускались до благословения, и браки рабов, которые государством не допускались до брачного священнодействия; затем не требовалось, чтобы браки нехристианских супругов, по обращении их в христианство, венчаемы были в церкви, причем, следовательно, по взгляду церкви, брачный союз необходимо должен был становиться таинством, вследствие именно того, что супруги стали христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Тем не менее в православных памятниках можно найти мнение, что целью брака является деторождение, например в 50 (51) главе Кормчей книги. Но это мнение заимствовано из католического катехизиса 1566 года. Так же это мнение можно найти в катехизисе митрополита Филарета, идентичное с определением брака в катехизисе польского иезуита Канизия. В заключении приведу формулировку брака, повторяющююся в Номоканоне в 14 титулах , в Прохироне , в Базиликах , в толкованиях Вальсамона на 72-е правило Трульского Собора, 41-е правило Василия Великого, в Синтагме Властаря, в Номоканоне Арменопула, в Кормчей книге и в Пидалионе : «Брак есть союз мужа и жены и общий жребий на всю жизнь, общение божеского и человеческого права».   ГЛАВА II   Брак есть мужеви и жене сочетание, событие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общения. Кормчая книга   Отношение к браку в древней церкви Итак, выше мы определили, что брак есть таинственное соединение двух людей в единое целое, не только физическое, но и духовное. «Такое единение мужчины и жещины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с другими таинствами». Целью этого соединения является стремление к достижению полноты жизни, необходимой для духовного совершенствования, духовного преображения и наследия Царствия Божия. Именно поэтому христиане первых веков, а равно как и христиане нашего времени, не мыслили брак без освящения его Церковью, то есть без венчания, которое называется таинством, потому что при содействии Святого Духа оно сообщает венчаемым особую чудотворную благодатную силу, помогающую человеку и преображающую его. Первым чудом Христовым, описанным в Священном Писании, было именно чудо, совершённое Им на браке (выделено мною - Д. Л.) в Кане Галлилейской. Это чудо понимается Церковью как благословение брака, поэтому и в чинопоследовании венчания читается именно глава Евангелия, повествующая об этом чуде. Брак, в Священном Писании часто является аналогией многих христианских образов, например очень известного образа союза Христа и Церкви, как союза жениха и невесты. Под образом жениха предлагается - Христос, а под образом невесты - Церковь. Это нам показывает насколько высок и прекрасен христианский брак, если он уподобляется отношениям Христа и Церкви. В одной из притч Господа Иисуса Христа Царство Небесное представляется как брачный пир (Мф. 22:2-14). Святой Николай Кавасила, известный своими трудами по литургическому богословию, объясняет Евхаристию как «знаменитый брачный пир, на который всесвятой Жених приводит Церковь, как невесту-деву».

http://bogoslov.ru/article/434998

В силу параллели, проведенной св. Павлом между таинством брака и единением Иисуса Христа с Церковью ( Еф 5 , 21_32), со времен раннего христианства при заключении брака между двумя крещеными верующими большое значение придавалось факту публичности совершения таинства перед лицом Церкви. Сохранились многочисленные свидетельства Отцов Церкви о том, что верующие считали весьма важным возложение рук священника и его благословение. Тем не менее, когда в XVI веке Церковь была вынуждена, по причинам публичного порядка, ввести в качестве обязательной каноническую форму брака (обмен брачным согласием перед лицом приходского настоятеля или его делегата, а также двух свидетелей), Тридентский собор не подумал об объединении этой юридической формы с формой литургико-сакраментальной 603 . Двусмысленность такого положения стала причиной того, что в период проведения Второго Ватиканско го собора некоторые теологи требовали отменить тридентскую форму как правовую надстройку, не соответствующую сакраментальному характеру события. Другие богословы, напротив, склонялись к мысли о необходимости объединить каноническую и литургическую формы брака, потому что христианской общине подобает не только удостоверять реальное соответствие настроя вступающих в брак принятому ими крещению, но и в самом обмене брачным согласием Церковь «остается символом и гарантом дара Святого Духа, который получают супруги, принимая друг перед другом обязательства в качестве христиан» 604 . В Кодексе канонического права церковный законодатель решил еще раз подтвердить обязательность канонической формы для того, чтобы брак считался действительным (кан. 1108), однако не объединил ее с литургической формой, требуемой только для его законности (кан. 1119). Более того, в этом разделе матримониального права вновь возобладал контрактный подход: Кодекс не просто предусматривает возможность применения экстраординарной формы (обмен согласием только перед свидетелями) в случае «сильно затрудненного доступа к полномочному ассистенту» (кан.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Они вынуждены были так сделать, потому что история Католической церкви знает немало в эпоху Возрождения, до Тридентского собора, малолетних клириков, даже малолетних епископов и кардиналов (которые становились епископами в 7–10 лет). Наконец, Католическая церковь знает Римского епископа Бенедикта IX, который стал папой Римским в 12 лет. Таинство Соборования В отношении Таинства Соборования следует сказать, что воззрение на Соборование, или Елеосвящение, у католиков сейчас фактически не отличается от православного – воззрение на Соборование как на последнее помазание, которое преподается только умирающим, отринуто. Сейчас они вернулись к изначальному церковному новозаветному взгляду на Соборование как на Таинство, которое преподается болящим, а не умирающим. Под очевидным влиянием католичества в XVIII-XIX веках у нас тоже Соборование употреблялось преимущественно для людей, находящихся у порога земной жизни. Таинство Брака До Тридентского собора (1545–1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюдного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в отсутствие представителя церкви. Тридентский собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак делалось в присутствии священника. Таким образом, у католиков совершителями Таинства Брака являются сами брачующиеся, а материю и форму его составляет их обоюдное согласие. В Православной Церкви вследствие очень раннего обычая церковного благословения брака на Востоке его заключение есть богослужебное действие, правомочный совершитель которого священник. Римско-католическую церковь отличает также полное исключение разводов, однако существуют все же так называемые диспенсации (dispensation то есть признание брака недействительным. Особенности римско-католического нравоучения Неодинаковое толкование основного содержания норм нравственной жизни Восточной и Западной Церквами проявилось очень рано. Идеалом нравственности для восточного христианина всегда был монашеский идеал аскетического делания и удаления от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010