Протоиерей Владимир Волгин: Конечно, не умаляет. Безусловно, брак в молодости предполагает рождение детей, так как любовь друг к другу выливается в таинство зачатия. Но, хотя Адаму и Еве была дана заповедь: плодитесь и размножайтесь ( Быт. 1:28 ), деторождение – не главное в браке. А главное то, что муж и жена становятся единым организмом, единой плотью. Главное – это любовь друг к другу. Ведь когда люди влюбляются друг в друга, они не думают ни о детях, ни о богатстве, ни о бедности, они не думают ни о чем. Влюбленные видят свое богатство в сопребывании друг с другом и желают только этого. В отличие от Католической Церкви, где к вопросу брака сформирован прагматичный подход, и деторождение является главной его целью, в Православной Церкви семья создается не только ради детей, а ради сопребывания с любимым человеком навсегда, навечно. И это сопребывание должно быть связано узами Таинства Венчания и регистрацией в органах государственной власти. Иеромонах Макарий (Маркиш): Конечно, супруги, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут иметь детей, теряют очень многое… Но Господь милостив и человеколюбив, и всегда, всякому доброму желанию и намерению дает возможность осуществиться. Что мешает таким супругам, имеющим запас любви и энергии, усыновить двоих-троих детей? Вспомните мудрую пословицу: «Не та мать, что родила, а та, что вырастила». Откуда берутся дети – вам объяснять не надо: от любви. Эта же сила любви может привести и к появлению в вашем доме тех, кому в другой семье по какой-то причине любви не хватило… Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке?  Протоиерей Владимир Волгин: Да, обязательно! Замечательно, что Вы задали этот вопрос. Распространенное мнение, что пожилым парам венчаться необязательно – преступно ошибочное, и родилось оно от неверия. Верующие люди всегда спешат освятить свой брак в Церкви. Некоторые называют брак, который зарегистрирован в органах государственной власти, но не освящен Церковью, блудом. Это не совсем так, ведь это не незаконное сожительство, в котором ни одна из сторон не несет ответственности ни перед друг другом, ни перед государством. Но гражданский брак можно назвать блудом по отношению к Богу. Мы обязательно должны испросить благословение на брак у Бога через Таинство Венчания. Это необходимо для того, чтобы вместе жить духовной жизнью, чтобы Господь помогал нам проходить серьезное и трудное поприще семейной жизни.

http://azbyka.ru/semya/o-pozdnem-brake/

Фото: Илья Ерин Брака не было. Ошибочка вышла? Я не уверен, что мы имеем право применительно к нынешнему документу употреблять слово «церковный развод», потому что для церковного развода нужна какая-то процедура. Но там есть еще более странное выражение: «признать брак недействительным». Это вообще католическое учение — о признании брака недействительным, если при его совершении допущены какие-то ошибки. Если брака не было, что это было тогда? Священник что-то пробурчал, к Святому Духу за благословением обратился, но ничего не произошло, потому что, видите ли, священник нарушил документ, который создали мы. Это какой-то католический юридический подход. Потому что Католическая церковь расторгает браки исключительно по такой причине ­– когда что-то совершено юридически неправильно. Считается: если брак был неправильно совершен, значит, и брака не было, ошибочка вышла, простите, пожалуйста. Мы в этом документе скатываемся на тот же самый путь. То есть если священник совершил венчание над человеком, которому семьдесят один год, а не семьдесят, как прописал этот документ, значит, венчания как бы не было. А что было?  О возрастных браках И есть вопрос, почему семьдесят лет, или, например, семьдесят пять. Бывают жизненные ситуации, которые у людей складываются по-разному и каждая уникальна. Да, в семьдесят пять лет человек, наверное, не должен заводить семью. Но может оказаться в какой-то ситуации, когда он нуждается в опеке, заботе. И эту опеку и заботу ему может оказать какая-то близкая по духу и по вере женщина. А что такого-то? Если в это время они не могут иметь детей, это совершенно не значит, что они не могут по-настоящему любить друг друга и в любви служить друг другу, как в браке. Невозможно просто нарисовать схему: «вам положено шестьдесят, а вам семьдесят, потому что это сказал Василий Великий в своем Правиле полторы тысячи лет назад». Тогда уровень жизни был другой, и сроки жизни другие. Всё было другое. О браках разрушенных и неразрушенных Мы прекрасно знаем, что огромное количество разводов существует не только среди светских браков, но и браков, венчанных в церкви. Эта практика пытается быть учтена, но учесть ее очень сложно. Потому что если принимать всё, как есть, надо расширять границы дозволенного. А они и так уже расширены до огромной степени: двенадцать причин, по которым брак можно считать аннулированным.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Иными словами, этот факт свидетельствует о том, что наша Церковь признает иерархию этих Церквей как подлинную иерархию через преемство хиротонии, восходящую к Апостолам. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской Церкви Феодором II. Фото: patriarchia.ru Последним документом нашей Церкви по этому поводу является всё то же постановление Архиерейского Собора 2000 года об основных принципах отношения к инославию, где, в частности, говорится, что « диалог с Римско-Католическою Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, которая сохраняет апостольское преемство рукоположения» . Таким образом, категорически запрещая православным священнослужителям молиться и священнодействовать вместе с католической иерархией, Церковь всё же признает действенность таинства рукоположения католических священников и епископов, принимая их в православие в сущем сане. Отказываясь от совместного литургического сослужения и совместной молитвы, мы всё же признаем результат их молитв – действительность рукоположения, крещения, миропомазания. С подобной канонической коллизией мы сталкиваемся и в случае официально разрешенных браков между православными и католиками, между православными и традиционными протестантами. Вот что мы читаем в Основах социальной концепции РПЦ – соборном документе нашей Церкви: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

http://pravmir.ru/mogut-li-pravoslavnyie...

— Я так и знала, — молвила дуэнья, — от благородного и приветливого вашего облика невозможно было ожидать менее христианского ответа. Так вот в чем состоит дело, сеньор Дон Кихот. Хотя сейчас я сижу перед вашей милостью в этом кресле и нахожусь в королевстве Арагонском, и на мне одеяние всеми презираемой и унижаемой дуэньи, однако ж родом я из Астурии Овьедской и притом происхожу из такой семьи, которая состоит в родстве с лучшими домами той провинции, но горестный мой удел и беспечность родителей моих, совершенно неожиданно, неизвестно как и почему обедневших, привели меня в столицу, в Мадрид, и там мои родители с моего согласия и во избежание горших бед отдали меня в швеи к одной знатной сеньоре, и надобно вам знать, ваша милость, что по части ажурной строчки и белошвейной работы никто меня еще не превзошел. Итак, родители отдали меня в услужение и вернулись обратно, а через несколько лет скончались и, уж верно, теперь на небе, потому что это были добрые и правоверные христиане. Осталась я сиротою, все мое достояние заключалось в скудном жалованье да в тех ничтожных подачках, которые в богатых домах обыкновенно получают служанки, и в это самое время, без всякого с моей стороны повода, меня полюбил наш выездной лакей, мужчина уже в летах, представительный, с густой бородою, а уж какой воспитанный — ну прямо король: это потому, что он горец . Сколько ни старались мы утаить наши встречи, однако госпожа моя о том проведала и во избежание сплетен и пересудов нас поженила с благословения и соизволения святой нашей матери римско-католической церкви, от какового брака родилась у нас дочь, и вот из-за нее-то я и лишилась самого дорогого, что было у меня в жизни, и не потому, чтобы я умерла от родов, — нет, роды у меня были правильные и наступили вовремя, а потому, что вскоре после этого умер от испуга мой муж; если б я не торопилась, я бы вам и про это рассказала, и вы, уж верно, дались бы диву. Тут она горько заплакала и сказала: — Простите, сеньор Дон Кихот, что я с собой не совладала: всякий раз, как я вспоминаю о незадачливом моем муженьке, я не могу удержаться от слез.

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

3) монашеский обет; 4) вдовство после третьего брака; 5) виновность в расторжении предыдущего брака (например, доказанное прелюбодеяние супруга); 6) физическая болезнь или духовная неспособность к браку (психическое заболевание, которое лишало человека способности осознавать совершаемые им поступки); 7) отсутствие благословения со стороны родителей жениха или невесты. Кроме того, для вступления в брак существовали определенные возрастные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. установлен венчальный возраст жениха –18 лет, невесты – не менее 16 лет. С тех пор в России существует два совершеннолетия для брака: гражданское – 18 и 16 лет и церковное – 15 и 13 лет соответственно. Брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению. Был установлен и верхний предел вступления в брак – 80 лет. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак следовало получить разрешение архиерея. В. Цыпин , создавший указанную выше классификацию препятствий вступления в христианский брак, полагал, что «брачное право нуждается в серьезном его изучении применительно к обстоятельствам секуляризованной эпохи, в которой, возможно, более надежным ориентиром могут служить нормы доконстантиновской эпохи (Древней Церкви), чем нормы византийской эпохи, когда в религиозном отношении общество отличалось своей однородностью» 141 . Церковное законодательство, также как и светское, знало и обратную сторону христианского брака – развод. Рассмотрим правила развода по церковным канонам. Признание брака недействительным и развод. С принятием христианства более определенно установились нормы признания брака недействительным и правила развода. Дела о признании брака недействительным и дела о разводе подлежали юрисдикции церковного суда. Наряду с признанием брака недействительным Византийская церковь , в отличие от Римско-католической, знала и развод. В начале своего существования ей приходилось считаться с постановлениями римского права по данному вопросу. Как известно, римское право допускало расторжение брака как по обоюдному соглашению супругов, так и по воле одного из них. Развод не являлся предметом судебного разбирательства. Даже когда римское общество начало выступать против разводов без достаточных причин, в римском праве не попытались ограничить эту процедуру определенными поводами. В законе были установлены только некоторые невыгодные последствия для того из супругов, который давал повод к разводу, и введен штраф за развод без достаточных оснований. Церковь стала проводить идею о нерасторжимости брака, которая в той или иной степени получила свое отражение в законодательстве Юстиниана. Он ограничил развод по взаимному согласию супругов, признав его возможным только в том случае, когда супруги желали вступить в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху. Сейчас, как и тогда, требуется, чтобы брак был обязательно узаконен обществом, признан как законное состояние. Это может быть осуществлено в тех формах, в которых принято в данное время регистрировать брак. Предварительно он должен быть объявлен. Раньше устраивались помолвки. Объявляли, что такие- то двое хотят вступить в брак, и общество их воспринимало как жениха и невесту, а затем, когда они венчались, - как мужа и жену. Важно было, чтобы брак воспринимался обществом как законный. Если люди хотят жизни в сожительстве, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не имеет права, здесь не может быть совершено церковное таинство. Отношения эти не брачные, не христианские. Это не брак, а сожительство. Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви; только такую любовь и признает Церковь настоящей любовью, и только такая любовь является основанием для совершения церковного таинства брака. В этом случае ничто не помешает супругам узаконить свой брак. В противоположность древним римлянам, христиане считали брак между рабами таким же браком, как и брак свободных людей, потому что этот брак получает свое бытие в благодатном церковном освящении, благословении Божием. Но римское понимание брака, как и вообще римское правовое сознание, имеет в истории очень важные существенные последствия, имеет особое преемство, которое несет в себе довольно трудные черты римского юридизма. В католическом богословии брак понимается в значительной мере как договор. С точки зрения католиков, брак есть договор двух сторон о союзе, и само таинство брака понимается как некое заключение договора. Конечно, это не значит, что католики не понимают благодатного устроения брака в таинстве или не имеют духовного восприятия жизни, но и здесь присутствует чуждый Православию юридизм. И это очень существенно для понимания православного восприятия брака. Если брак есть договор, то он действителен до тех пор, пока живы вступившие в договор стороны. Если это есть договор, освященный Богом и имеющий, таким образом, некую абсолютную силу, то этот договор нерасторжим. Поэтому у католической церкви нет и разговора о разводе. Никакой церковный развод невозможен, потому что это было бы нарушением договора, скрепленного благодатию Божией. Но если один из вступивших в брак умер, то договор теряет свою силу и возможен второй брак.

http://zavet.ru/vorobiov.htm

Однако такое понимание рано или поздно оказывалось перед сложным и практически неразрешимым вопросом: если после выражения согласия брак уже «заключен», то зачем тогда нужно все остальное чинопоследование? Фома Аквинский пытается ответить на него следующим образом: «Именно слова, которыми выражается согласие о заключении брака, представляют собой форму этого Таинства, а не благословение священника, которое есть лишь нечто сакраментальное (quoddam sacramentale)». Читая схоластов, мы испытываем ощущение, что весь церковный чин, следующий за выражением согласия (которое совершалось еще вне храма, перед его вратами), является для них какой-то добавкой или «украшением», в лучшем случае подчеркивающим достоинство и торжественность заключаемого брака. Оставалось сделать еще один, последний логический шаг - в схеме, где центральным является выражение согласия, безразлично, присутствует ли при этом священник или какое-то другое лицо. Поэтому схоласты все чаще и чаще называют священника просто «ассистирующим», и, согласно нынешнему католическому каноническому праву, согласие также может быть выражено перед лицом диакона или двух свидетелей, а «между крещеными не может состояться такой действительный брачный договор, который тем самым не был бы Таинством» (кан. 1108 § 1-2). С другой стороны, литургическое сознание не желало примириться с таким положением дел, и в качестве попытки сгладить догматические крайности и достигнуть некоего внутреннего смыслового равновесия в XV в. возникает священническая формула «Я соединяю вас во имя Отца и Сына и Святого Духа», созданная по аналогии с другими совершительными словами Таинствам («Я крещаю тебя», «Я разрешаю тебя от грехов»). Путь Востока Развитие на Востоке привело к прямо противоположному результату. Церковное венчание в Византии постепенно стало приобретать статус правового действия, благодаря которому заключался легитимный брак с точки зрения как Церкви, так и государства. В VIII в. мы еще читаем в эклоге императора Льва III (740 г.), что брак заключается либо путем заключения брачного договора, либо через благословение в Церкви, либо простым выражением согласия перед лицом свидетелей. Однако тесные церковно-государственные отношения в Византии способствовали тому, что Церковь все больше и больше получала функции нынешних ЗАГСов, что привело к росту роли церковного венчания в богословско-правовом мышлении.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

«Иными словами, как следует из документа, опасность заключается не в том, что благословение таких пар будет выглядеть как одобрение беззаконного с точки зрения Церкви сожительства, а лишь в том, что, если оно будет приближено к устоявшимся литургическим формам, это придаст излишний формализм акту, который мыслится как " спонтанный " », - пояснили в Синодальной библейско-богословской комиссии. В разделе документа «Выводы» отмечается: «Декларация " Fiducia supplicans " , формально провозглашая верность христианскому пониманию таинства Брака и практики благословений, фактически постулирует резкий отход от этой верности. Как видно из приведенного анализа, этот отход обозначает отказ от христианского нравственного идеала. Введение помимо " классического " понимания благословений (связанного с исполнением воли Божией теми, кого благословляют) нового понимания лишено в тексте документа обоснования Священным Писанием. Такого обоснования и не может быть, поскольку, по сути, вводимая практика благословений находится в радикальном противоречии с библейским нравственным учением. Весьма опасным с богословской точки зрения представляется отраженное в данной декларации одностороннее и неполноценное понимание любви Бога к человеку. В этом понимании из отношений между Богом и человеком оказываются фактически изъятыми понятия греха и покаяния, что и приводит к столь парадоксальной логике, когда состоящие в греховных отношениях люди прибегают не к покаянию и духовному труду, а к некоей форме благословения в надежде получить " исцеление " и " возвышение " . При этом в декларации не артикулируется тот факт, что " исцелению " и " возвышению " должно предшествовать хотя бы намерение отказаться от греховных отношений. В контексте процессов, происходящих в христианском сообществе, данный документ может быть воспринят как шаг на пути полного признания Римско-Католической церковью " однополых союзов " в качестве нормы, что уже произошло в целом ряде протестантских общин. В пастырском попечении нуждаются все верующие, в том числе имеющие гомосексуальные устремления. Однако это пастырское попечение должно быть направлено не на легитимизацию греховного образа жизни, а на врачевание души страждущего, как справедливо написано об этом в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " : " Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как " норму " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/va...

Я написал им, что нет моего благословения. Они так равнодушны к своей религии, – пишут, что «мало разницы», и не понимают, что может произойти от различия веры и в супружестве, и в воспитании детей. Одно то, что приступают к Чаше Христовой разномысленно, и другие многие догматы уже разъединяют их союз дружбы и единомыслия. А чтобы он после обратился, это сомнительно. Напротив, у них мысль на Западе и во всех их, чтобы и всю Россию окатоличить. И уже к этому многие приступают; и из наших, принявших их веру, князья Гагарин и Голицын пишут брошюры и высылают в Россию... Какая же тут надежда на счастливую судьбу? Разве только одно холодное равнодушие к вере подаст ложный и мнимый покой. Я этого не желаю». А по совершении брака вопреки воле старца он писал: «Как же не больно для меня видеть в членах моего родства смешение с еретиками! Я на них не сержусь, но болю о них; а писать к ним нс хочу. Пустое и тщетное пустословие! Они не послушались, соединились с еретиками; и теперь не послушают о присоединении их к нашей Церкви». О католической пропаганде и об опасности от нее Православию в России старец и еще писал: «Какое везде смятение и восстание на нашу Православную Церковь ! Не помню, писал ли я к вам: вышла недавно книжка – 158 страниц мелкой печати, осьмушкою, напечатана в Париже, сочиненная каким-то нашим кн. Голицыным. Силится доказывать от наших книг о главенстве папы и о прочих догматах, что западная латинская – истинная, а Православная Греческая Церковь – отступила. Призывает Российскую Церковь к соединению с западною и с папою. И все это натяжно и ложно. Право, горько и скорбно сердцу было читать такое нападение на Церковь – и от кого же? От своих чад. Конечно, не всякий поверит, а паче из утвержденных в вере; но равнодушные к вере, а паче еще хромлющие аристократы, верно, ядом сим напоятся и уклонятся туда. А между тем, книг, верно, уже распущено не малое количество по России. Всякий, едучи из-за границы, привезет эту книгу, как драгоценность. Вот как наша Церковь страдает! Овцы взяли, или берут на себя, самочинную обязанность учения и не хотят слушать пастырей Церкви, прелазят инуде в ограду и распудят овцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Если же говорить о взаимоотношениях с иными христианскими конфессиями, то их формат и тематика очень сильно варьируются в зависимости от того, насколько та или иная конфессия близка к нам или, наоборот, далека от нас в своем вероучении и церковной практике. Наиболее близкими к нам в вероучительном плане является Римско-Католическая Церковь и Восточные Православные, так называемые Дохалкидонские, Церкви, которые не состоят с нами в евхаристическом общении, но сохранили учение о Церкви и о церковных Таинствах, идентичное нашему учению. Гораздо дальше от нас отстоят различные протестантские деноминации. Помимо вероучительных различий в последние десятилетия наметилась еще одна очень важная сфера радикальных различий — это сфера нравственного учения. Целый ряд протестантских общин и конфессий в последние десятилетия стал на путь ревизии христианского нравственного учения с целью максимальным образом приспособить его к современным секулярным стандартам. Сегодня уже есть протестантские общины, которые признают однополый союз одной из форм брака. Есть даже такие, где введены ритуалы благословения таковых союзов. Есть протестантские конфессии, где практикующих гомосексуалистов рукополагают в высшие церковные степени. Мы не только не можем согласиться с такими нововведениями, но в некоторых случаях разрываем отношения, прекращаем какое бы то ни было общение с этими организациями, поскольку для нас такого рода позиции абсолютно неприемлемы. Кроме того, Отдел внешних церковных связей осуществляет контакты с представителями иных религий. Наше общение с ними направлено, прежде всего, на поиск мирного сосуществования и путей взаимодействия в тех областях, в которых мы можем взаимодействовать. И таких областей очень много. С некоторыми представителями иных религий у нас имеется и богословский диалог. В частности, уже более десяти лет он ведется между Русской Православной Церковью и мусульманами Ирана. В ходе него затрагивается очень широкий спектр тем: например, наше понимание загробного существования или понимание миссии религии в современном мире.

http://pravoslavie.ru/45799.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010