В документе «Fiducia supplicans» отсутствует определение «однополого сожительства» как греховного. Противоположным примером в данном случае может служить позиция Русской Православной Церкви, давшей осмысление однополых отношений в документе «Основы социальной концепции», где гомосексуализм прямо и недвусмысленно назван «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека» 24 . Благословение «однополых пар» приравнивается в документе к благословению пар, находящихся в «неурегулированной ситуации». В обоих случаях данное благословение выводится за рамки таинства Брака, а также и за рамки фиксированных литургических чинопоследований. При этом практические рекомендации, содержащиеся в документе, являются не менее двусмысленными, чем те богословские позиции, из которых они проистекают. По словам документа, «благоразумие и пастырская мудрость могут подсказать, чтобы, избегая серьезных форм соблазна или смущения среди верующих, рукоположенный служитель присоединился к молитвам тех людей, которые, хотя и находятся в союзе, который никак нельзя сравнить с браком, хотят вверить себя Господу и Его милосердию, призвать Его помощь и быть направленными к большему пониманию Его замысла любви и истины» 25 . Форма благословения, используемая для лиц, находящихся в «неурегулированной ситуации», и для «однополых пар», «не должна находить обрядового закрепления со стороны церковных властей, дабы не вызвать путаницы с благословением, присущим таинству брака» 26 . Иными словами, авторы декларации видят опасность не в самой «неурегулированной ситуации» или «однополом сожительстве», а в том соблазне, смущении или путанице, которые могут появиться у верующих в результате того, что преподанное священником благословение будет внешне напоминать таинство Брака. Во избежание тех же последствий декларация определяет, что благословение таких пар «не является частью литургического обряда» 27 . Выход из противоречия между, с одной стороны, церковным учением о браке как союзе между мужчиной и женщиной, а с другой — вводимой в употребление «новаторской» практикой благословения «однополых пар», видится авторам декларации в том, что такие благословения должны быть «спонтанными»: «пастырская чувствительность рукоположенных священнослужителей также должна быть развита, чтобы спонтанно совершать благословения, которые не содержатся в De Benedictionibus» 28 .

http://patriarchia.ru/db/text/6115422.ht...

Однако, наряду с утверждением незыблемости понимания брака как благословленного Церковью союза мужчины и женщины, в тексте «Fiducia supplicans» провозглашается возможность благословения «однополых пар». Весь раздел документа, посвященный этим благословениям, входит в радикальное противоречие с христианским нравственным учением. Документ, по сути, приравнивает сожительство лиц одного пола к внебрачному гетеросексуальному сожительству. Между тем, внебрачное сожительство между лицами разного пола отражено в каноническом праве Католической церкви, тогда как благословение «однополых пар» — явление новое. Для получения благословения лицами, находящимися в таком сожительстве, не требуется, согласно документу, никаких изменений в образе жизни. Без всяких предварительных условий те, «кто, признавая себя обездоленными и нуждающимися в Его помощи, не претендует на легитимность своего статуса, но просит, чтобы все истинное, доброе и по-человечески действительное в их жизни и отношениях было дополнено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа» 21 , могут получить благословение, которое посылается, «чтобы человеческие отношения могли созреть и вырасти в верности Евангельской вести, освободиться от несовершенства и слабости и выразить себя в более широком измерении Божественной любви» 22 . Указанное применение «расширенного» понимания благословений к «однополым парам», вызывает принципиальное несогласие. Если благословение призвано исцелить человеческие отношения присутствием Святого Духа, то таковым исцелением в данном случае может быть только прекращение греховных отношений. Чтобы «созреть и вырасти в верности Евангельской вести», такая пара должна отказаться от отношений, не соответствующих этой вести. Иначе благословение становится оправданием греха. Таким образом, логику декларации можно оценить как противоречащую христианскому нравственному учению. Следует отметить и то, что лица, находящиеся в греховных союзах, называются «обездоленными» 23 , как будто нравственный изъян не предполагает их сознательного и свободного выбора. Акцент смещается с осмысления факта принятия нравственного решения грешником на бедственный характер его ситуации.

http://patriarchia.ru/db/text/6115422.ht...

Апостол Павел придавал браку значение Таинства, уподобляя его тайне единства Христова в Церкви. «Жёны, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 22 – 25 , 31 – 32 ). Апостол Павел осуждает также «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим. 4, 2 – 30 ). Христианский брак, в соответствии с учением Церкви, есть богоустановленное Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Совершителем этого Таинства является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью, дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в Таинстве Браковенчания испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Брак признаётся Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквях. Впрочем, в Католической Церкви в Средневековье существовали на сей счёт разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указаний на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством в Католической Церкви принадлежит уже Тридентскому Собору (1545 – 1563 гг.). При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274 г.) и Флорентийского (1438 г.) Соборов. В протестантских Церквях имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признаётся. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнешим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3, 1 – 4, 7 ). 54. Заключение брака в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Поэтому ни одно, даже самое прекрасное из заявлений, содержащихся в этой Декларации Святого Престола, не может минимизировать далеко идущие и разрушительные последствия, возникающие в результате попыток узаконить такие благословения. Имея такие благословения, Католическая церковь становится если не в теории, то на практике пропагандисткой глобалистской и безбожной " гендерной идеологии " », – подчеркнули католические иерархи. «Как преемники Апостолов и верные нашей торжественной клятве по случаю нашей епископской хиротонии " сохранять залог веры в чистоте и непорочности, по преданию, всегда и везде соблюдаемому в Церкви со времен Апостолов " , мы призываем и запрещаем священникам и верующим Архиепископии Святой Марии в Астане принимать или совершать какие-либо формы благословения пар с неурегулированным статусом и однополых пар. Само собой разумеется, что каждый искренне раскаивающийся грешник с твердым намерением больше не грешить и положить конец своей публичной греховной ситуации (как, например, сожительство вне канонически действительного брака, союзу лиц одного пола) может получить благословение», – пишут авторы заявления. Они прямо обвиняют Папу Франциска, что он «не поступает прямо по истине Евангельской». И просят отменить разрешение благословлять пары с нерегулярным статусом и однополые пары. При этом, надо заметить, что перед нами позиция не просто одного архиерея, а целой католической епархии. Стоит также обратить внимание на реакцию католиков из Африки. Вышеупомянутый публицист Александр Вознесенский в своём тлг-канале отметил, что от мнения африканского епископата зависит сейчас очень много: «В большинстве стран Африки верующие (и не только католики) категорически не приемлют одобрение ЛГБТ. Это привело ранее к тому, что африканские епархии Англиканской церкви объявили бунт, когда началась легализация ЛГБТ. Неприятие ЛГБТ в Африке в целом ряде стран настолько высокое, что Франциску могут объявить, что такой понтифик им не нужен». Далее он сообщил, что Конференция католических епископов Малави (Юго-Восточная Африка) уже запретила реализацию ватиканского документа о благословении однополых пар. В двухстраничном заявлении от 19 декабря члены Епископальной конференции Малави (ECM) предложили «разъяснение декларации о пастырском значении благословений, " Fiducia Supplicans " и заявили, что они запрещают практику таких благословений в южноафриканской стране».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/21/ka...

«Иными словами, как следует из документа, опасность заключается не в том, что благословение таких пар будет выглядеть как одобрение беззаконного с точки зрения Церкви сожительства, а лишь в том, что, если оно будет приближено к устоявшимся литургическим формам, это придаст излишний формализм акту, который мыслится как " спонтанный " », - пояснили в Синодальной библейско-богословской комиссии. В разделе документа «Выводы» отмечается: «Декларация " Fiducia supplicans " , формально провозглашая верность христианскому пониманию таинства Брака и практики благословений, фактически постулирует резкий отход от этой верности. Как видно из приведенного анализа, этот отход обозначает отказ от христианского нравственного идеала. Введение помимо " классического " понимания благословений (связанного с исполнением воли Божией теми, кого благословляют) нового понимания лишено в тексте документа обоснования Священным Писанием. Такого обоснования и не может быть, поскольку, по сути, вводимая практика благословений находится в радикальном противоречии с библейским нравственным учением. Весьма опасным с богословской точки зрения представляется отраженное в данной декларации одностороннее и неполноценное понимание любви Бога к человеку. В этом понимании из отношений между Богом и человеком оказываются фактически изъятыми понятия греха и покаяния, что и приводит к столь парадоксальной логике, когда состоящие в греховных отношениях люди прибегают не к покаянию и духовному труду, а к некоей форме благословения в надежде получить " исцеление " и " возвышение " . При этом в декларации не артикулируется тот факт, что " исцелению " и " возвышению " должно предшествовать хотя бы намерение отказаться от греховных отношений. В контексте процессов, происходящих в христианском сообществе, данный документ может быть воспринят как шаг на пути полного признания Римско-Католической церковью " однополых союзов " в качестве нормы, что уже произошло в целом ряде протестантских общин. В пастырском попечении нуждаются все верующие, в том числе имеющие гомосексуальные устремления. Однако это пастырское попечение должно быть направлено не на легитимизацию греховного образа жизни, а на врачевание души страждущего, как справедливо написано об этом в " Основах социальной концепции Русской Православной Церкви " : " Гомосексуальные устремления, как и другие страсти, терзающие падшего человека, врачуются Таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку. Относясь с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности, Церковь в то же время решительно противостоит попыткам представить греховную тенденцию как " норму " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/va...

Фото: Илья Ерин Брака не было. Ошибочка вышла? Я не уверен, что мы имеем право применительно к нынешнему документу употреблять слово «церковный развод», потому что для церковного развода нужна какая-то процедура. Но там есть еще более странное выражение: «признать брак недействительным». Это вообще католическое учение — о признании брака недействительным, если при его совершении допущены какие-то ошибки. Если брака не было, что это было тогда? Священник что-то пробурчал, к Святому Духу за благословением обратился, но ничего не произошло, потому что, видите ли, священник нарушил документ, который создали мы. Это какой-то католический юридический подход. Потому что Католическая церковь расторгает браки исключительно по такой причине ­– когда что-то совершено юридически неправильно. Считается: если брак был неправильно совершен, значит, и брака не было, ошибочка вышла, простите, пожалуйста. Мы в этом документе скатываемся на тот же самый путь. То есть если священник совершил венчание над человеком, которому семьдесят один год, а не семьдесят, как прописал этот документ, значит, венчания как бы не было. А что было?  О возрастных браках И есть вопрос, почему семьдесят лет, или, например, семьдесят пять. Бывают жизненные ситуации, которые у людей складываются по-разному и каждая уникальна. Да, в семьдесят пять лет человек, наверное, не должен заводить семью. Но может оказаться в какой-то ситуации, когда он нуждается в опеке, заботе. И эту опеку и заботу ему может оказать какая-то близкая по духу и по вере женщина. А что такого-то? Если в это время они не могут иметь детей, это совершенно не значит, что они не могут по-настоящему любить друг друга и в любви служить друг другу, как в браке. Невозможно просто нарисовать схему: «вам положено шестьдесят, а вам семьдесят, потому что это сказал Василий Великий в своем Правиле полторы тысячи лет назад». Тогда уровень жизни был другой, и сроки жизни другие. Всё было другое. О браках разрушенных и неразрушенных Мы прекрасно знаем, что огромное количество разводов существует не только среди светских браков, но и браков, венчанных в церкви. Эта практика пытается быть учтена, но учесть ее очень сложно. Потому что если принимать всё, как есть, надо расширять границы дозволенного. А они и так уже расширены до огромной степени: двенадцать причин, по которым брак можно считать аннулированным.

http://pravmir.ru/protoierey-aleksiy-umi...

Иными словами, этот факт свидетельствует о том, что наша Церковь признает иерархию этих Церквей как подлинную иерархию через преемство хиротонии, восходящую к Апостолам. Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской Церкви Феодором II. Фото: patriarchia.ru Последним документом нашей Церкви по этому поводу является всё то же постановление Архиерейского Собора 2000 года об основных принципах отношения к инославию, где, в частности, говорится, что « диалог с Римско-Католическою Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, которая сохраняет апостольское преемство рукоположения» . Таким образом, категорически запрещая православным священнослужителям молиться и священнодействовать вместе с католической иерархией, Церковь всё же признает действенность таинства рукоположения католических священников и епископов, принимая их в православие в сущем сане. Отказываясь от совместного литургического сослужения и совместной молитвы, мы всё же признаем результат их молитв – действительность рукоположения, крещения, миропомазания. С подобной канонической коллизией мы сталкиваемся и в случае официально разрешенных браков между православными и католиками, между православными и традиционными протестантами. Вот что мы читаем в Основах социальной концепции РПЦ – соборном документе нашей Церкви: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

http://pravmir.ru/mogut-li-pravoslavnyie...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Такое разное Таинство В «Катехизисе Католической церкви» мы находим следующее определение: «Согласно латинской традиции, сами супруги как служители благодати Христовой взаимно преподают друг другу Таинство брака, выражая перед Церковью свое согласие». Любой же более или менее воцерковленный православный, не задумываясь, скажет, что согласно православному пониманию, Таинство брака, как и все остальные, совершает священник. Как и когда возникли такие разные взгляды на «совершителя» этого Таинства? Иерей Владимир Хулап кандидат богословия, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска, референт Санкт-Петербургского филиала ОВЦС МП На заре христианства Если мы взглянем на ту среду, в которой распространялось молодое христианство, то сразу же бросается в глаза общий как для иудейского, так и для греко-римского мира факт: участие «культового функционера» - священника или жреца - не было обязательным при заключении брака. Эта церемония представляла собой семейный праздник, поэтому все входившие в его состав религиозные обряды совершал отец (или опекун) невесты и сами новобрачные. Помолвка во всех этих культурах обычно носила юридический характер: в ее ходе достигалась договоренность о заключении брака, регулировались финансовые обязательства, обсуждались условия брачного договора, невеста получала от жениха в дар кольцо и т. д. Свадьба, основными моментами которой были введение невесты в дом жениха, праздничная трапеза и торжественный вход молодых в брачную опочивальню, одновременно включала в себя ряд литургических элементов. Высшей религиозной точкой иудейского заключения брака было произнесение семи особых свадебных благословений над чашей вина, которые читал либо отец невесты, либо один из почетных гостей. В Греции отец невесты приносил в день свадьбы особую жертву божествам, считавшимся покровителями брака: Зевсу, Гере, Артемиде. Сразу после своего входа в новый дом греческая невеста приносила жертву домашним божествам и духам умерших предков. У римлян только самая высшая по степени торжественности форма заключения брака - confarreatio, совершавшаяся в среде патрициев, предполагала участие жрецов. Что же касается всех остальных, то римское право ясно сформулировало свой основной принцип в отношении брака: «брак заключается согласием супругов» («consensus facit nuptias»), поэтому даже полное опущение свадебной церемонии никоим образом не отражалось на действительности заключаемого союза.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 г.) 21 июня 2016 г. 16:11 С 14 по 17 июня 2016 года в Санкт-Петербурге прошли IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собеседования проходили в стенах Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской Лавре и были посвящены теме «Христианское учение о браке и семье в свет современных вызовов». Они стали продолжением VIII собеседований по христианскому осмыслению ценностей в современном обществе, прошедших в 2013 году в Магдебурге. В состав делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский Экзархат), профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и секретарь кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия д-р Е.А. Пилипенко. Немецкая епископская конференция была представлена делегацией, в состав которой вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге (сопредседатель), викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург), д-р Урсула Нотелле-Вильдфойер (Фрайбург), д-р Томас Зёдинг (Бохум) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн. Открывая собеседования, глава делегации Московского Патриархата архиепископ Берлинский и Германский Феофан приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Кирилла, подчеркнул их значение для взаимопонимания и отметил важность пастырского подхода в вопросах брака и семьи. В свою очередь глава немецкой делегации епископ Магдебургский д-р Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции кардинала Райнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, напомнил о последних Генеральных ассамблеях Синода епископов  Католической Церкви в Риме по вопросам брака и семьи и обратил внимание на Апостольское обращение Папы Римского Франциска «Amoris laetitia» (Радость любви), опубликованное по итогам дискуссий на Синоде.

http://patriarchia.ru/db/text/4545301.ht...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Ватикан разрешил священникам РКЦ «благословлять» гомосексуальные пары 18.12.2023 604 Время на чтение 3 минуты Фото: СПЖ/bild.de Дикастерия по учению веры Римско-католической церкви опубликовала документ, в котором объяснила в каких именно ситуациях можно благословлять гомосексуальные пары, сообщает Союз православных журналстов. В тексте, озаглавленном «Fiducia supplicans» («Взывая к доверию»), позволено «благословлять однополые пары, но без какой-либо ритуализации или создания видимости брака». При этом, в Римско-католической церкви подчеркивают, что данное разрешение «благословлять» гомосексуальные пары, не меняет «доктрину о браке», а само «благословение не означает одобрения союза». «Когда два человека просят благословения, даже если их положение как пары является " неканоническим " , рукоположенный священник может дать согласие. Однако этот жест пастырской близости должен избегать любых элементов, отдаленно напоминающих брачный обряд», – сказано в декларации «Fiducia supplicans». В документе «рассматривается возможность приветствовать даже тех, кто не живет в соответствии с нормами христианской моральной доктрины, но смиренно просит о благословении». В связи с этим, декларация «предполагает реальное развитие по сравнению с тем, что говорилось о благословениях до сих пор, достигая понимания возможности благословлять пары в нестандартных ситуациях и однополые пары без официального подтверждения их статуса или изменения каким-либо образом многолетнего учения Церкви о браке». Вместе с тем, в РКЦ заявляют о недопустимости «обрядов и молитв, которые могут создать путаницу между тем, что является браком и тем, что противоречит ему», и подчеркивают, что согласно «непреходящей католической доктрине законными считаются только сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в контексте брака». В Ватикане напомнили, что «церковь не имеет права давать литургическое благословение нерегулярным или однополым парам». Однако, говорится в документе далее, «тот, кто просит благословения, показывает, что нуждается в спасительном присутствии Бога, выражая прошение о помощи Бога на то, чтобы жить лучше».

http://ruskline.ru/politnews/2023/12/18/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010