Во Франции постановления Тридентского собора о браке не были официально приняты и республикованы правительством. Церковная форма брака оставалась в силе, но государственная власть, озабочиваясь в особенности о предупреждении тайных браков, упорно удерживала за собой право постановлять, независимо от церкви, правила и формы брачного союза, и устанавливала их несогласно с соборным постановлением. Так в 1579 году королевским приказом поставлено в обязанность священникам деятельное участие в совершении брака, с поверкой личной способности сторон, и брак велено совершать при 4-х свидетелях. Начиная с XVI столетия правительство учреждает гражданских чиновников для ведения книг о рождении, смерти и браках, и подчиняет контролю этих чиновников церковные записные книги о браках. Этим постановлением было уже подготовлено последующее учреждение гражданской формы брака, в первый раз принятой при Людовике XVI-м (1787 г.), для протестантских браков. Протестантам дозволено, если не желают совершать оглашение и брак у католического священника, совершать то и другое у гражданского чиновника с запиской в книгу. Окончательно гражданская форма брака была установлена законом 1792 года. Единственной законной формой вступления в брак признана была форма заключения его пред гражданской властью; церковное же венчание предоставлено на волю брачующихся (гражданского значения оно лишено было). В существе эта форма заключения брака во Франции и до сих пор поддерживается. Но такие браки признаются недостойными членов Римско-Католической церкви; поэтому, обыкновенно, бывает и церковное благословение. Существуют три типа гражданского брака: 1) гражданский брак, как государственная необходимость, в случаях неизбежной крайности, когда или церковь отказывает в своем содействии разномыслящим с ней иноверцам, между тем как другого способа к заключению брака помимо содействия этой церкви нет, или разномыслящие считают насилием над своей совестью принятие благословения от священника чуждой церкви, к которой они не принадлежат; 2) гражданский брак факультативный, как возможная форма вступления в брак во всех тех случаях, когда гражданин, по каким бы то ни было соображениям, желает заключить брак, не обращаясь к церковному содействию, так что в каждом отдельном случае каждому отдельному лицу предоставляется на выбор, заключить ли брак в церковной форме, или в гражданской; 3) гражданский брак обязательный, как неизбежная форма заключения брачного союза для всех граждан пред законом государства, причем предоставляется совести каждого отдельного лица освятить совершенный им гражданский акт церковным благословением, которое служитель церкви, под страхом уголовного наказания должен давать не раньше, а после совершения гражданского акта.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

До Тридентского Собора (1545—1563) церковным считалось бракосочетание, состоящее в изъявлении брачующимися обоюдного согласия (mutuus consensus) перед свидетелями, даже в отсутствие представителя Церкви. Тридентский Собор потребовал, чтобы заявление о вступлении в брак делалось в присутствии священника. Таким образом, у католиков совершителями Таинства брака являются сами брачующиеся, а материю и форму его составляет их обоюдное согласие. В Православной Церкви вследствие очень раннего обычая церковного благословения брака на Востоке его заключение есть богослужебное действие, правомочный совершитель которого — священник. Современный катехизис Католической Церкви говорит о браке достаточно подробно, в нем есть такие разделы, как «Брак в порядке творения», «Брак под властью греха», «Брак в свете педагогии закона», «Брак о Господе», говорится о соотнесении брака и девства, девства ради Царствия Небесного. «В латинском обряде брак между двумя верующими католиками обыкновенно имеет место во время мессы. Супругам подобает запечатлеть свое согласие, отдать себя друг другу дарованием своей собственной жизни, соединяясь с жертвой Христа за Свою Церковь, совершающейся в евхаристическом жертвоприношении, и принимая Евхаристию. В латинской Церкви считается, что сами супруги, как служители благодати Христовой, взаимно даруют друг другу Таинство брака, выражая перед Церковью свое согласие». Это брачное согласие, с католической точки зрения, должно включать следующие элементы: действующие лица брачного союза, мужчина и женщина, должны быть крещеными, свободными для заключения брака и добровольно выражающими свое согласие. Что такое «крещеными», понятно. Что такое «быть свободным» с точки зрения католической каноники? Это, с одной стороны, не испытывать принуждения, то есть говорить слова о вступлении в брак не под физическим или нравственным принуждением, таким, какое лишает человека свободы выбора. Во-вторых, быть свободным — это не иметь препятствий с точки зрения естественного или церковного закона, не состоять в другом церковном браке или не принести обеты монашества. С точки зрения католической каноники, человек, принесший торжественные, то есть окончательные, обеты, не может их с себя сложить для вступления в брак. Однако кроме послушничества (новициата) есть еще понятие простых обетов, приносимых перед торжественными, окончательными. Простые обеты даются на определенный срок: на три года, на пять лет. Человек, который принес эти простые обеты, должен соблюдать монашеские правила, но если нарушит их, скажем, вступит в брак, то этот брак является предосудительным, но действительным, он не будет расторгнут. Но если он вступит в брак в нарушение окончательных, торжественных обетов, то такой брак считается церковно недействительным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

На Западе Европы церковь христианская, признавая народные формы заключения брачного союза, стремилась к тому, чтобы такой брак принимал церковное блогословение, но церковь признавала законным и такой брак, который заключен был без церковного благословения. Так было до реформации. В XVI в. на Тридентинском соборе Римско-Католическая церковь постановила признавать законным только такой брак, который совершается пред священником прихода жениха и невесты после предварительного троекратного оглашения о предстоящем бракосочетании в церкви в присутствии не менее трех свидетелей; всякий же брак, заключенный в иной форме, не признавать законным ни в церкви, ни в обществе, ни в государстве. Большая часть европейских монархов опубликовали постановления тридентинского собора и придали ему санкцию государственного закона; вслдствие этого брака стал институтом исключительно церковным. Но такая форма установления брачного союза не могла быть принята лицами протестантского вероиспов дания. В государствах, в которых лротестантское вероисповедание допускалось в качестве покровительствуемого, была установлена для протестантов новая форма установления брака, тоже церковная, но отличная от Римско-Католической; государственное законодательство постановило, чтобы брачный союз заключался по обряду вероисповедания брачущихся. С течением времени в некоторых государствах церковная форма заключения брака по государственному законодательству теряла юридический характер. В XVII в. в Англии вместо церковной формы заключения брака установлена была гражданская форма. В том же веке дозволено было в Англии евреям заключать браки по форме их вероучения, для всех же прочих установлено венчание по ритуалу англиканской церкви. Венчание было обязательно. Лишь в нынешнем столетии (с 1836 г.) гражданская форма заключения брачного союза есть не только право всехъ подданных Соединенного Королевства, но и обязанность. Англичане живущие в России, заключают брачный союз пред пастором Англиканской церкви. Во Франции церковное венчание считалось в XVI в. необходимой формой законного заключения брака. Но в 1787 году Людовик XIV предоставил протестантам, несмотря на протест Римско-Католической церкви, право заключать браки пред представителем гражданской власти, или пред католическим духовным лицом. Законом 1792 г. во Франции признана была единственною законною формою вступления в брак форма заключения его пред гражданской властью, церковное же венчание предоставлено на волю брачущихся, гражданского же значения оно лишено было. В существе эта форма заключения брака во Франции и до сих пор поддерживается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/konspe...

На западе Европе церковь христианская, признавая народные формы заключения брачного союза, стремилась к тому, чтобы такие браки освящались церковным благословением; но церковь признавала законными и такие браки, которые заключены были без церковного благословения… Появилось много тайных браков, которые вызывали споры в частной и общественной жизни. Так было до реформации. В XVI в. на Тридентском соборе Римско-Католическая церковь, подтвердив прежнее церковное правило, что основание брака составляет взаимное согласие сторон, – постановила признавать законным только такой брак, который совершается священником прихода жениха и невесты (после предварительного троекратного оглашения о предстоящем бракосочетании в церкви) в присутствии двух и трёх свидетелей; всякий же брак, заключённый в иной форме, не признавать законным ни в церкви, ни в обществе, ни в государстве. Постановления Тридентского собора приняты и опубликованы во многих не только романских, но и германских государствах; однако же в тоже время началось уже независимо от авторитета католической церкви, движение в законодательстве светском, имевшее целью утвердить самостоятельные правила и формы брачного союза. Движение это совершилось в иных местах под влиянием протестантизма, в других – под влиянием борьбы между церковью и государством. В XVIII в. появился ещё третий деятель – дух новых начал просвещения, пущенный в оборот философами. Из совокупного действия всех этих деятелей возникли новые законы и новые формы заключения бракабрака гражданского. Первые начатки гражданской формы брака появились в Англии при Кромвеле, в XVII в.; окончательно узаконена форма гражданского брака в Англии в 1837 году. Во Франции постановления Тридентского собора о браке не были официально приняты и распубликованы правительством. Церковная форма брака оставалась в силе, но государственная власть, озабочиваясь в особенности о предупреждении тайных браков, упорно удерживала за собой право постановлять, независимо от церкви, правила и формы брачного союза, и установила их несогласно с соборным постановлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

не иначе, как с благословения церкви. Однако этот закон не имел соответственного влияния на жизнь, ни даже – на воззрения самой духовной иерархии. Не далее, как через 66 лет после закона Карла В., папа Николай I, отвечая на вопросы новообращённых болгар и – между прочим – на вопрос о форме заключения брака, описал разные гражданские и религиозные формальности, какие в то время соблюдались на западе при совершении браков, и в заключение заметил, что все эти формальности не имеют существенного значения, так как по закону для действительности брака необходимо только согласие тех лиц, о союзе которых идёт дело. Понятно, что при господстве таких взглядов число браков тайных и незаконных должно было постоянно увеличиваться. Поэтому римский латеранский собор 1215 г., при папе Иннокентии III, постановил, чтобы впредь браки заключались не иначе, как после предварительных троекратных оглашений перед лицом церкви. Но и тут ещё, не смотря на тяжесть наказаний, которыми угрожалось за вступление в тайный, неоглашённый брак, не было установлено, что брак без предварительных оглашений недействителен. Только в XVI в. на тридентском соборе действительность брака поставлена в безусловную зависимость от соблюдения известной формы. Форма эта состоит в „объявлении согласия на брак в присутствии приходского священника и двух или трёх свидетелей“. Нужно заметить, что присутствие приходского священника с двумя или тремя свидетелями при заявлении брачного согласия требуется собором само по себе, а не для совершения какого-либо священнодействия над брачующимися. Собор признаёт, правда священническое благословение брака делом похвальным, но юридического значения ему не придаёт. Требуется для действительности брака именно присутствие священника с свидетелями, хотя бы это присутствие было чисто-пассивное, даже вынужденное: нужно только, чтобы приходский священник, или парох сознавал то, что происходит перед ним, и слышал заявленное женихом и невестой взаимное согласие на брак. В определении тридентского собора о форме заключения брака сказано было, что установляемая им форма делается обязательной в каждом католическом приходе

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, в 1579 г. королевским приказом поставлено в обязанность священникам деятельное участие в совершении брака, с поверкой личной способности сторон, и брак велено совершать при 4 свидетелях. Начиная с XVI правительство учреждает гражданских чиновников для ведения книг о рождении, смерти и браках, и подчиняет контролю этих чиновников церковные записные книжки о браках. Этим постановлением было уже подготовлено последующее учреждение гражданской формы брака в первый раз принятой при Людовике XVI-м (1787 г.), для протестантских браков. Протестантам дозволено, если не желают совершать оглашение и брак у католического священника, совершать то и другое у гражданского чиновника с записью в книгу. Окончательно гражданская форма брака была установлена законом 1782 г. Единственной формой вступления в брак признана была форма заключения его перед гражданской властью; церковное же венчание предоставлено на волю брачующихся (гражданского значения оно было лишено). В существе эта форма заключения брака во Франции и до сих пор поддерживается. Но такие браки признаются недостойными членов Римско-Католической церкви; поэтому, обыкновенно, бывает и церковное благословение. Существуют три типа гражданского брака: 1) гражданский брак, как государственная необходимость, в случаях неизбежной крайности, когда или церковь отказывает в своём содействии разномыслящим с ней иноверцам, между тем, как другого способа к заключению брака помимо содействия этой церкви нет, или разномыслящие считают насилием над своей совестью принятие благословения от священника чуждой веры, к которой они не принадлежат; 2) гражданский брак факультативный, как возможная форма вступления в брак во всех случаях, когда гражданин по каким бы то ни было соображениям, желает заключить брак, не обращаясь к церковному содействию, так что в каждом отдельном случае каждому отдельному лицу предоставляется на выбор, заключить ли брак в церковной форме, или в гражданской; 3) гражданский брак обязательный, как неизбежная форма заключения брачного союза для всех граждан перед законом государства, причём предоставляется совести каждого отдельного лица освятить совершённый им гражданский акт церковным благословением, которое служитель церкви, под страхом уголовного наказания, должен давать не раньше, как после совершения гражданского акта.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Однако этот закон не имел соответственного влияния на жизнь, ни даже – на воззрения самой духовной иерархии. Не далее, как чрез 66 лет после закона Карла В., папа Николай I, отвечая на вопросы новообращенных болгар и – между прочим – на вопрос о форме заключения брака, описал разные гражданские и религиозные формальности, какие в то время соблюдались на западе при совершении браков, и в заключение заметил, что все эти формальности не имеют существенного значения, так как по закону для действительности брака необходимо только согласие тех лиц, о союзе которых идет дело. Понятно, что при господстве таких взглядов число браков тайных и незаконных должно было постоянно увеличиваться. Поэтому римский лютеранский собор 1215 г., при папе Иннокентии III, постановил, чтобы впредь браки заключались не иначе, как после предварительных троекратных оглашений перед лицом церкви. Но и тут еще, не смотря на тяжесть наказаний, которыми угрожалось за вступление в тайный, неоглашенный брак, не было установлено, что брак без предварительных оглашений недействителен. Только в 16 в. на тридентском соборе действительность брака поставлена в безусловную зависимость от соблюдения известной формы. Форма эта состоит в «объявлении согласия на брак в присутствии приходского священника и двух или трех свидетелей». Нужно заметить, что присутствие приходского священника с двумя или тремя свидетелями при заявлении брачного согласия требуется собором само по себе, а не для совершения какого-либо священнодействия над брачующимися. Собор признает, правда священническое благословение брака делом похвальным, но юридического значения ему не придает. Требуется для действительности брака именно присутствие священника со свидетелями, хотя бы это присутствие было чисто пассивное, даже вынужденное: нужно только, чтобы приходский священник, или парох сознавал то, что происходит перед ним, и слышал заявленное женихом и невестой взаимное согласие на брак. В определении тридентского собора о форме заключения брака сказано было, что установляемая им форма делается обязательной в каждом католическом приходе через 30 дней после публикации в нем соборных постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

При существовании гражданского брака, и сами брачующиеся, раньше уже заключив свой союз гражданским порядком, приступая к алтарю, не могут смотреть на себя как уже на супругов; и сама церковь , сообщая им свое благословение, в своем обряде венчания может обращаться к ним только как к жениху и невесте. Таким образом, церковное венчание, следующее за гражданским актом, всегда будет прямым отрицанием этого последнего: это не только с точки зрения православной или католической церкви, но и с точки зрения евангелической церкви. 455 В области протестантизма, правда, были делаемы попытки согласить как-нибудь гражданский акт заключения брака с церковным венчанием без унижения достоинства того и другого, и единственный путь в этом случае находили в решении – признать церковное венчание не актом собственно заключения брака, по только таким богослужебным действием, единственная цель которого должна состоять лишь в том, чтобы влиянием авторитета церкви расположить брачующихся к истинно-христианскому выполнению обязанностей брачной жизни – согласно с требованиями слова Божия: такими образом склонялись было изменить сам обряд церковного венчания в том смысле, чтобы исключить из него все, что прежде сообщало ему значение акта заключения брака. 456 Но в 1875 году на евангелическо-лютеранской конференции в Пруссии до 600 представителей прусских церквей пришли к решению, что с введением обязательного гражданского брака церковь не только не должна отказываться от прежнего своего права бракозаключения, но с этого момента она еще в большой степени вынуждается строго держаться своей прежней практики в этом деле. 457 Если к такому решению должны были склониться представители евангелической церкви, по учению которой брак не признается таинством, то, разумеется, такое, а не иное решение вопроса становится уже прямо необходимым с точки зрения православной, а равно и католической церкви. 2. Но при требовании, чтобы все считающиеся членами той или другой церкви, при заключении брачных союзов, непременно искали церковного венчания, человек, говорят, поставляется в необходимость открыто исповедовать веру, которой он быть может не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bra...

Но в некоторых католических государствах того времени, например, в Англии, в разных частях Германии, в Скандинавских государствах и др. постановления тридентского собора не были публикованы, так что для католиков этих стран и до настоящего времени возможен прежний средневековый порядок заключения браков. Постановления тридентского собора не были приняты протестантами, формальное отделение которых от католической церкви именно и совершилось на тридентском соборе. Реформаторы хотя и отвергли католическое учение о браке, как таинстве, однако настаивали на необходимости освящать брак благословением служителя религии. В течении 17 и 18 в. эта церковная форма заключения брака предписана была и гражданским законодательством, которое не менее церковного нуждалось в установлении определенной формы заключения брака. Эта гражданско-обязательная сила церковной формы совершения брака прекратилась в Германии с изданием имперского закона 6 февраля 1875 г., которым введен был для всей империи институт обязательного гражданского брака. Происхождение этого института в западных европейских государствах совпадает с началом реформации, вследствие которой уничтожилось прежнее единство церковного общества на западе и на территории одного и того же государства явились последователи двух или трех христианских вероисповеданий: католического, лютеранского и реформатского. Само собой, что в таких государствах невозможно было признать ту или другую церковную форму заключения брака обязательной для всех подданных, без различия вероисповеданий. Отсюда сама собой открывалась необходимость установления гражданской формы, наряду с церковной, особенно для совершения смешанных браков. В настоящее время в разных европейских государствах существует три типа Гражданских браков: 1) гражданский брак, как государственная необходимость, когда или церковь отказывает в своем содействии не принадлежащим к ней лицам, или не принадлежащие к церкви считают насилием над своей совестью принятие благословения от священника чуждой им церкви; 2) гражданский брак факультативный, когда брачующимся лицам предоставляется на выбор, заключить ли брак в церковной форме, или только в гражданской; 3) гражданский брак обязательный или облигаторный, как необходимая форма заключения брачного союза для всех граждан без изъятия, как выражение идеи равенства всех граждан перед государственным законом, при чем предоставляется совести каждого отдельного лица освятить совершенный им гражданский акт церковным благословением, которое ни в каком случае не должно предшествовать гражданскому акту.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

На Востоке теология и литургия брака сильнее вдохновлялась образом Св. Павла, сравнивавшего брак с союзом Христа и Церкви ( Еф. 5,22 сл.). Поэтому религиозный обряд венчания приобрёл фундаментальную важность уже с весьма отдалённых времён. Западная концепция брака, носившая типично юридический характер, была чуждой восточной ментальности, особенно чувствительной к мистическому значению брака. Св. Игнатий первым настаивал на том, чтобы христианские браки заключались с разрешения Епископа, «чтобы брак состоялся согласно Господу» (ut nuptiae secundum Dominum sint). В первые века христианства под браком «о Господе» подразумевался, как для Св. Павла, брак между христианами, а тем самым такой брак, который был заключён и в котором жили согласно христианским принципам. Тем не менее даже на Востоке в первые три века христианства христианский брак заключался в соответствии с обычаями; здесь не было каких-либо существенных различий между Западом и Востоком. Благословение супругов носило частный характер, и до IV века оно давалось Епископом или священником, который во время брачного торжества наносил визит новой семье. Из этих нерегулярных благословений к концу IV века развилось литургическое действо с молитвами и гимнами. Брак стал торжественным обрядом, в котором клир играл основную роль. Армянская Церковь первой признала обряд священнического благословения молодых существенным актом бракосочетания. В Собрании Канонов Апостолов (Collectio Canonum Apostolorum), включённым в Акты Собора в Аширисмате (365 г.), канон 33 гласит: «Человек сочетается браком благодаря деснице священника и его благословению» («Per dexteram sacerdotis manum eisque benedictionem homo in matrimonium coniungitur»). С V века церковное венчание является условием действительности брака, как явствует из канона 7 Собора в Шахапиване (444 г.). Это было заново подтверждено Синодом в Двине (719 г.), который в канонах 15 и 16 предписывает благословение священника как для первого, так и для второго брака. Именно эту дисциплину и соблюдала впоследствии армянская Церковь – как православная, так и католическая. Акты Армянского Собора 1911 года под 575 гласят: «У нас уже веками установлено, что действительными должны считаться те браки, которые заключаются перед лицом священника. Бракосочетание, заключённое без присутствия священника, недействительно» (Apud nos iam a saeculis invaluit, ut valida habeantur matrimonia quae coram sacerdote contrahuntur. Coniugium sine praesentia sacerdotes initum nullum est).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010