Как ни сильна была в беспоповщине мысль о воцарении антихриста, постулировавшая к отрицанию не только венчаний в господствующей церкви, но и браков и супружеств вообще, веления плоти и потребности духа ослабляли принудительность того решения брачного вопроса, какое дано было сначала у польских федосеевцев и в Поморье, потом в Москве, на Преображенском кладбище, знаменитым Ковылиным: при наружном аскетизме почти повальный разврат... Нравственное чувство не могло с этим мириться и искало другого выхода из создавшегося затруднения. Отсюда ряд попыток к учреждению законного супружества внутри беспоповства – Мих. Вышатина, Ив. Алексеева, Вас. Емельянова, Гавр. Скачкова, Павла Любопытного и др. В то время как одни «брачники» исходили из мысли о необходимости совершения тайны брака священниками, и то искали в Палестине «Христовой иерархии» (поморец Вышатин), то доверялись православным попам, то даже довольствовались фиктивными свидетельствами о повенчании, покупаемыми у католических ксёндзов (в пределах Польши), – другие беспоповцы нашли себя вынужденными изменить самое понятие о браке. Уже стародубский федосеевец Ив. Алексеев в первой половине XVIII ст. учил, что брак не есть таинство, в котором низведение благодатной силы обусловливается священническим венчанием по известному чину. Таинством можно назвать его только потому, что таинственна та супружеская любовь, которая является образом любви Христа к церкви. Взаимная любовь брачующихся и их согласие на совместную жизнь, выраженное при свидетелях и родителях, на брак соизволяющих, и гарантирующих отсутствие препятствий к нему, – вот и всё, требуемое для его законности и действенности. Что касается Иерейского венчания, то оно не относится к существу брака – оно не более, как «общенародный христианский обычай», соответствующий подобным обычаям у иудеев и язычников, и дающий браку только формальную «крепость и честь». Он желателен, но не необходим: благодать подаётся не венчанием, а первоначальным Божиим благословением на супружескую жизнь, преподанным человечеству чрез Адама и Еву 4 . Но Алексеев, сделав затем логический скачок, стал утверждать, что старообрядцам, не обязанным венчаться (ибо не в том сила брака) и не могущим венчаться у своих попов (ибо у беспоповцев их нет), следует всё же выполнять этот обычай, но только в православных храмах: это и желательно, и вере не вредит, так как брачующиеся не приобщаются чрез то никонианским ересям 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Если говорить в целом о политической активности священнослужителей, то никто не запрещает священнослужителю высказывать ту или иную гражданскую позицию. Он может это делать в блоге, в печатном издании. Каждый священнослужитель — гражданин своей страны, он имеет право выражать свое мнение. У нас нет общецерковного запрета на то, чтобы человек где-то высказывал свое мнение. Но если, например, человек участвует в несанкционированных митингах, если он попадает за решетку по обвинению в уголовном или административном правонарушении, то это может повлечь за собой канонические последствия хотя бы потому, что священнослужитель должен совершать богослужения по расписанию, а если он сидит в тюрьме, то что происходит с его приходом, кто будет совершать службу? Архиерею, когда он принимает подобного рода решения, приходится учитывать все эти факторы. Е. Грачева: Владыка, мы с Вами в одной из недавних программ обсуждали так называемую «новую этику». Очевидно, что этот вопрос беспокоит и католиков. В Ватикане издали документ — решение Конгрегации вероучения, которая дает разъяснение, можно ли благословлять однополые браки. Я зачитаю, что здесь написано: «Нет абсолютно никаких оснований считать гомосексуальные союзы каким-либо образом подобными или даже отдаленно аналогичными Божьему плану для брака и семьи». Иными словами, Ватикан не благословляет однополые союзы, при этом не исключает благословения по отдельности людей, состоящих в однополом союзе. Папа Римский Франциск дал согласие опубликовать этот документ. Может быть, я чего-то не понимаю, но как это может быть расценено? На государственном уровне не благословлять, но индивидуально — благословить? Митрополит Иларион: Если я правильно понимаю, в этом документе говорится, что официальное учение Римско-Католической Церкви в отношении однополых союзов идентично учению Православной Церкви. Мы ни в какой форме и ни под каким видом не можем принять однополое сожительство в качестве брачного союза со всеми вытекающими из этого неприятия последствиями. Соответственно, не может быть совершено ни венчания, ни какого-либо иного благословения однополой пары — это официальная позиция Католической Церкви, которая сохраняется и не подвергается изменениям.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5792930...

Однако дальнейшая логика декларации направлена на «расширение» и «обогащение» классического понимания значения благословений. В качестве основания для такого нового понимания указывается мнение Папы Римского Франциска относительно возможности «запрашиваемых одним или несколькими лицами форм благословения, которые не несут в себе ошибочного представления о браке» . Это мнение было выражено в «Ответах на вопросы, предложенные двумя кардиналами», опубликованных на официальном сайте Ватикана в 2023 году . Оно включало призыв «не терять пастырского милосердия… и не быть “судьями, которые лишь отрицают, отвергают, исключают”» , что побудило Конгрегацию вероучения сформулировать «особый и новаторский вклад в пастырское значение благословений, который позволяет расширить и обогатить их классическое понимание с литургической точки зрения» . «Расширение» понимания благословений базируется лишь на тезисе о том, что множественные моральные установки «могут затмить безусловную силу Божьей любви, на которой основан жест благословения» . На основании данного тезиса авторы декларации предлагают избегать ситуаций, когда «для простого благословения требовались бы те же нравственные условия, что и для принятия таинств» . Отсутствие моральных требований к тем, кто благословляется, обосновывается желанием не затмевать любовь Бога. Однако любовь Божия к человеку не может служить основанием для благословения пар, находящихся в греховном сожительстве. Бог любит человека, но и призывает его к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Любовь Божия к человеку призывает его отказаться от греха, разрушающегоего жизнь. Соответственно, и пастырская забота о человеке должна гармонично сочетать ясное указание на недопустимость греховного образа жизни с любовью, приводящей к покаянию. Документ не разъясняет, что значит «неурегулированная ситуация». Поскольку «однополые пары» выделены в отдельную категорию, можно предположить, что под «неурегулированной ситуацией» понимается такое сожительство мужчины и женщины, которое не освящено таинством Брака.

http://new.mospat.ru/ru/news/91616/

Затем прозвучал доклад Алехандро Торреса Гутиерраса, профессора церковного права Университета Наварры. Тема доклада: «Новое испанское законодательство в области семейного правая». Как было отмечено в докладе, в настоящее время можно говорить о кризисе семьи в современной Испании, поскольку заключение брака перестало быть исключительной прерогативой Католической Церкви, появилась практика разводов, которые не допускаются католическим каноническим правом, были узаконены однополые браки. C данными явлениями Церкви приходится сегодня бороться. По окончании доклада состоялась дискуссия. Вторая лекционная сессия началась с доклада католического священника Луиса Окулика, директора Института религиозных наук (Триест, Италия), — «Роль христианской семьи в евангелизации европейской культуры». В своем выступлении Окулик указал на парадокс, который наблюдается сегодня в европейском обществе. Западная Европа — цивилизация, основанная в свое время на принципах христианской морали, — сегодня отказывается от них. Доказательством этому является частое пренебрежение браком, беспорядочные половые контакты, однополые союзы. Данный путь ведет Европу по пути погибели. Единственным способом ее избежать является возвращение к принципам христианской семьи. Следующим представил свое исследование преподаватель Московской духовной академии, зам. проректора по научно-богословской работе МДА иерей Антоний Борисов. Тема его доклада звучала как «Фактор семьи в феномене профессионального " выгорания " православного духовенства». В своем выступлении иерей Антоний Борисов представил исследование психологического выгорания приходских священников и роли семьи в преодолении данного состояния. Последний доклад второго дня конгресса был озвучен ректором Тбилисской духовной академии протопресвитером Георгием Цвиададзе — «Пусть брак будет в чести и брачное ложе — непорочно». Исследование отца Георгия было посвящено природе брака, его месту в Новом Завете и учении святых отцов, соотношению брака и девства. Как убедительно показал отец Георгий, семья всегда являлась объектом особой пастырской заботы Грузинской Церкви, поскольку именно в рамках семьи происходило воспитание новых членов Церкви. От домашнего воспитания зависело, насколько благополучным будет бытие Церкви. По окончании доклада состоялась дискуссия.

http://bogoslov.ru/event/2232430

Поэтому второбрачие – это результат того, что человек свое природное призвание и призвание христианское в полной мере выполнить не может. Это результат греховного состояния, человеческой падшести. Тем не менее, Церковь допускает развод и второй брак, и даже третий. И если во втором браке есть тот, кто женится или выходит замуж первый раз, то разрешается венчание. А в случае, если оба вступают в брак повторно, существует специальный чин, в котором нет венцов и который не столь торжественен. И в той же главе «Основ социальной концепции Русской Православной церкви» подчеркивается, что Церковь осуждает тех священнослужителей, которые не допускают второй брак на том основании, что второй брак осуждается Церковью. Имеются в виду Евангельские слова Христа: «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31-32). Но здесь важен мотив – если люди разводятся, чтобы снова жениться, то вина того, кто это делает, усиливается. Христос говорит об этом, но Он не запрещает второй брак. Это видно из беседы с самарянкой, которая призналась Ему, что у нее муж, с которым она живет, не муж ей, что «было у нее пять мужей», – открывает Христос ее тайну. Но Он ее не осуждает и не заставляет ее разорвать отношения с этим мужчиной. Итак, что касается церковного отношения, то мы обозначили здесь границы допустимого. И следует подчеркнуть, что именно в Православии второй брак допустим. А в Западной Католической церкви второго брака нет с канонической точки зрения, как и нет церковного развода. Однако, и в Католической церкви находят способ обойти апостольские правила, чтобы люди могли получить церковное благословение на повторный брак. Психологический анализ вторых браков Повторные браки могут быть разными по своей специфике. В каждой группе могут быть различные варианты, в которых своя специфика и свои переплетения. К тому же, могут быть сложности такого порядка: один партнер намного старше другого. Чаще и традиционнее это мужчина, который имел один или даже два брака, вступает в новый брак с молодой женщиной, которая в браке не состояла. И молодая жена входит в дом, где живут его дети, может, даже внуки. Примерно такую картину комментаторы Библии рисуют по отношению к браку Иосифа и Марии. Мария была совсем девочкой, когда была выдана замуж за Иосифа. И возможно она жила в доме, где жили семьи детей, и, может, даже правнуки Иосифа. Это для традиционных культур вполне типическая ситуация.

http://pravmir.ru/povtornyie-braki-nikto...

Апостол Павел придавал браку значение Таинства, уподобляя его тайне единства Христова в Церкви. «Жёны, – писал он в Послании к Ефесянам, – повинуйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 22 – 25 , 31 – 32 ). Апостол Павел осуждает также «лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак» ( 1Тим. 4, 2 – 30 ). Христианский брак, в соответствии с учением Церкви, есть богоустановленное Таинство, соединяющее мужа и жену по образу таинственного союза Христа с Его Церковью для полного неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати. Совершителем этого Таинства является священник. Вступая в брак, жених и невеста перед священником, а в его лице перед Церковью, дают свободное обещание во взаимной супружеской верности. Священник же в Таинстве Браковенчания испрашивает им у Бога благодатную помощь во всём и благословение на рождение и христианское воспитание детей. Брак признаётся Таинством также в Католической и Древних Восточных Церквях. Впрочем, в Католической Церкви в Средневековье существовали на сей счёт разные суждения. Так, у Фомы Аквината нет указаний на то, что брак – это Таинство. Окончательное признание брака Таинством в Католической Церкви принадлежит уже Тридентскому Собору (1545 – 1563 гг.). При этом Тридентский Собор по этому поводу ссылался на постановления Лионского (1274 г.) и Флорентийского (1438 г.) Соборов. В протестантских Церквях имеет место церковное благословение брака, совершаемое как обряд браковенчания, но Таинством оно не признаётся. Хотя первоначальное побуждение к вступлению в брак имеет физиологическую природу, но в христианском браке религиозно-нравственное начало составляет его основу, которому подчиняются другие его элементы: природный, социальный, юридический. Нравственное содержание брака заключается, по учению апостола Петра, в самопожертвовании: «Также и вы, жёны, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с жёнами, как с немощнешим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» ( 1Пет. 3, 1 – 4, 7 ). 54. Заключение брака в Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

2. О благословении «однополых пар»  Авторы декларации заявляют, что Католическая церковь исходит из понимания супружества как «исключительного, стабильного и неразрывного союза между мужчиной и женщиной, естественно открытого для рождения детей» . Это понимание брака соответствует православному учению, выраженному, в частности, в документе Русской Православной Церкви «О канонических аспектах церковного брака»: «Церковь категорически не признаёт и не признает союзы лиц одного пола в качестве брака вне зависимости от признания или непризнания таковых гражданским законодательством, а также другие формы сожительства, не соответствующие ранее данному определению брака как союза между мужчиной и женщиной» . Однако, наряду с утверждением незыблемости понимания брака как благословленного Церковью союза мужчины и женщины, в тексте «Fiducia supplicans» провозглашается возможность благословения «однополых пар». Весь раздел документа, посвященный этим благословениям, входит в радикальное противоречие с христианским нравственным учением. Документ, по сути, приравнивает сожительство лиц одного пола к внебрачному гетеросексуальному сожительству. Между тем, внебрачное сожительство между лицами разного пола отражено в каноническом праве Католической церкви, тогда как благословение «однополых пар» — явление новое. Для получения благословения лицами, находящимися в таком сожительстве, не требуется, согласно документу, никаких изменений в образе жизни. Без всяких предварительных условий те, «кто, признавая себя обездоленными и нуждающимися в Его помощи, не претендует на легитимность своего статуса, но просит, чтобы все истинное, доброе и по-человечески действительное в их жизни и отношениях было дополнено, исцелено и возвышено присутствием Святого Духа» , могут получить благословение, которое посылается, «чтобы человеческие отношения могли созреть и вырасти в верности Евангельской вести, освободиться от несовершенства и слабости и выразить себя в более широком измерении Божественной любви» .

http://new.mospat.ru/ru/news/91616/

«Поэтому ни одно, даже самое прекрасное из заявлений, содержащихся в этой Декларации Святого Престола, не может минимизировать далеко идущие и разрушительные последствия, возникающие в результате попыток узаконить такие благословения. Имея такие благословения, Католическая церковь становится если не в теории, то на практике пропагандисткой глобалистской и безбожной " гендерной идеологии " », – подчеркнули католические иерархи. «Как преемники Апостолов и верные нашей торжественной клятве по случаю нашей епископской хиротонии " сохранять залог веры в чистоте и непорочности, по преданию, всегда и везде соблюдаемому в Церкви со времен Апостолов " , мы призываем и запрещаем священникам и верующим Архиепископии Святой Марии в Астане принимать или совершать какие-либо формы благословения пар с неурегулированным статусом и однополых пар. Само собой разумеется, что каждый искренне раскаивающийся грешник с твердым намерением больше не грешить и положить конец своей публичной греховной ситуации (как, например, сожительство вне канонически действительного брака, союзу лиц одного пола) может получить благословение», – пишут авторы заявления. Они прямо обвиняют Папу Франциска, что он «не поступает прямо по истине Евангельской». И просят отменить разрешение благословлять пары с нерегулярным статусом и однополые пары. При этом, надо заметить, что перед нами позиция не просто одного архиерея, а целой католической епархии. Стоит также обратить внимание на реакцию католиков из Африки. Вышеупомянутый публицист Александр Вознесенский в своём тлг-канале отметил, что от мнения африканского епископата зависит сейчас очень много: «В большинстве стран Африки верующие (и не только католики) категорически не приемлют одобрение ЛГБТ. Это привело ранее к тому, что африканские епархии Англиканской церкви объявили бунт, когда началась легализация ЛГБТ. Неприятие ЛГБТ в Африке в целом ряде стран настолько высокое, что Франциску могут объявить, что такой понтифик им не нужен». Далее он сообщил, что Конференция католических епископов Малави (Юго-Восточная Африка) уже запретила реализацию ватиканского документа о благословении однополых пар. В двухстраничном заявлении от 19 декабря члены Епископальной конференции Малави (ECM) предложили «разъяснение декларации о пастырском значении благословений, " Fiducia Supplicans " и заявили, что они запрещают практику таких благословений в южноафриканской стране».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/21/ka...

Указанное применение «расширенного» понимания благословений к «однополым парам», вызывает принципиальное несогласие. Если благословение призвано исцелить человеческие отношения присутствием Святого Духа, то таковым исцелением в данном случае может быть только прекращение греховных отношений. Чтобы «созреть и вырасти в верности Евангельской вести», такая пара должна отказаться от отношений, не соответствующих этой вести. Иначе благословение становится оправданием греха. Таким образом, логику декларации можно оценить как противоречащую христианскому нравственному учению. Следует отметить и то, что лица, находящиеся в греховных союзах, называются «обездоленными» , как будто нравственный изъян не предполагает их сознательного и свободного выбора. Акцент смещается с осмысления факта принятия нравственного решения грешником на бедственный характер его ситуации. В документе «Fiducia supplicans» отсутствует определение «однополого сожительства» как греховного. Противоположным примером в данном случае может служить позиция Русской Православной Церкви, давшей осмысление однополых отношений в документе «Основы социальной концепции», где гомосексуализм прямо и недвусмысленно назван «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека» . Благословение «однополых пар» приравнивается в документе к благословению пар, находящихся в «неурегулированной ситуации». В обоих случаях данное благословение выводится за рамки таинства Брака, а также и за рамки фиксированных литургических чинопоследований. При этом практические рекомендации, содержащиеся в документе, являются не менее двусмысленными, чем те богословские позиции, из которых они проистекают. По словам документа, «благоразумие и пастырская мудрость могут подсказать, чтобы, избегая серьезных форм соблазна или смущения среди верующих, рукоположенный служитель присоединился к молитвам тех людей, которые, хотя и находятся в союзе, который никак нельзя сравнить с браком, хотят вверить себя Господу и Его милосердию, призвать Его помощь и быть направленными к большему пониманию Его замысла любви и истины» . Форма благословения, используемая для лиц, находящихся в «неурегулированной ситуации», и для «однополых пар», «не должна находить обрядового закрепления со стороны церковных властей, дабы не вызвать путаницы с благословением, присущим таинству брака» .

http://new.mospat.ru/ru/news/91616/

Могут ли православные христиане заключать церковный брак с представителями других конфессий, например, с католиками или протестантами? Раньше на венчание с католиками и протестантами был запрет. В 1721 году, после окончания Северной войны, вышло Синодальное постановление о том, что пленные шведы, которые тогда находились в Сибири, могут жениться на православных девушках, и это стало отправной точкой в смысле позволения брака между православными и верующими других христианских конфессий. Одно из главных условий при заключении такого брака это воспитание детей в православной вере, неправославная сторона давала соответствующий обет. Конечно, нужно понимать, что в будущем это может вызвать сложности, но в целом такой брак возможен. Например, отец святителя Луки (Войно­-Ясенецкого) был католиком, а мать православной, и дети выросли в любящей семье. Чего православному человеку нужно избегать, так это венчания в католических или протестантских храмах. Для чего требуется регистрация в ЗАГСе перед венчанием? До революции браки регистрировались не государством, а Церковью. Обязанность внесения записи в метрические книги была установлена в Русской Церкви с 1802 года, там указывались дата совершения венчания, имена, отчества и фамилии жениха и невесты, а также поручителей и свидетелей записи, делались пометки о том, какой это брак по счету для каждой стороны. В 1918 году был издан Декрет об отделении Церкви от государства, который лишил церковный брак юридической силы. Но верующие могли принимать церковное благословение на брак после его регистрации в органах ЗАГС. Так как венчание сейчас не имеет гражданско-правовых последствий, сначала нужно заключить брак, то есть расписаться в ЗАГСе, и только потом благословить заключенный союз в Церкви  повенчаться. А если это принципиальная позиция пары  не расписываться? Или эти люди в силу каких-то обстоятельств хотят провести регистрацию и сыграть свадьбу позднее? Если люди принципиально не хотят идти в ЗАГС, обвенчать их не смогут. Такой порядок действует и в России, и в странах бывшего СССР, кроме Прибалтики, где религиозные организации имеют право заключать браки наравне с государством. Венчаться до регистрации можно лишь в особых случаях: при тяжелом заболевании, накануне участия в военных действиях. Если священник хорошо знает пару, он может обвенчать их до регистрации, но при условии, что в течение нескольких дней они распишутся.

http://azbyka.ru/semya/ne-prosto-krasivy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010