Каждый христианин познал счастливейшие и святейшие моменты в жизни своей именно в церкви, особенно в пост, когда церковное богослужение помогает душе стряхнуть с себя бремя греховное и таинственно соединиться со Христом в приобщении Пречистого Тела и Честныя Крови Его. Вот уже почти двадцать веков 7 , как на земле совершается Божественная литургия и приносится Бескровная Жертва во очищение и освящение православных христиан. В течение этого времени не было ни одного дня, в который не совершалась бы Божественная литургия, и не прекратится она до второго пришествия Христова. Аминь. В храме прохладою веет, В ризах блестят образа, Думы высокие зреют, Думу раскаянье греет, Очи туманит слеза. Тянет меня безотчетно В этот сияющий храм, – Горе, тревога, забота, До утомленья работа – Все забывается там. Слышу я песни хваленья, В душу мне сходит покой... «Путь мой направь ко спасенью И отгони искушенья, Боже и Господи мой! Дай мне всегда пред очами Видеть Твой крест и венец, Тихими плакать слезами, Знать, что лишь там... за звездами, Счастье и мир для сердец». Понятие о Божественной литургии Литургия – слово греческое, и в переводе на русский язык означает ‹общественное церковное богослужение». На литургии совершается таинство Евхаристии, т.е. умилостивительное, благодарственное и хвалебное приношение Богу-Отцу таинственной жертвы Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина, и преподание их верующим для вкушения и освящения. В первые века христианства всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения Священного Писания и поучений, называлось Литургиею. Но с IV века этим словом принято называть только такое богослужение, на котором приносится жертва за живых и умерших и совершается таинство причащения. Самое же таинство причащения в те времена называлось иногда «вечерею», «вечерею любви›, «вечерею Господней» и «Таинственною вечерею», а иногда «Трапезою» и «Преломлением хлеба». Эти названия получили свое происхождение от той Божественной Тайной вечери, которую Иисус Христос совершил с учениками Своими перед Своими страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Правда и то, что апостольские литургии не оставались постоянно неизменными во всех своих частях, а по обстоятельствам места и времени во всех странах мира допускали некоторые перемены, распространения и сокращения, и на этом же основании могло случиться нечто подобное и с литургией Апостола Петра в Риме. Впрочем, при всём том другие литургии сохраняли в целости апостольскую основу священнодействия и чинопоследования, которая никогда не терялась из вида и теперь служит заметным и общим их достоянием 1427 , между тем римская форма литургии в том виде, в каком она появилась в дошедших до нас памятниках V и VI вв., представляет такое своеобразное устройство, которое невозможно считать развившимся правильно и без существенных изменений из первоначальной, апостольско-римской формы Евхаристического богослужения, как обыкновенно полагают римско-католические писатели 1428 . Оно до такой степени отлично от устройства других литургий, что само священнодействие получает особенный смысл и особенный характер. Римские устроители местной литургии крайне ограничили значение Евхаристии, обратив ее только в очистительную жертву Богу за живых и умерших. Между тем по смыслу всех апостольских литургий Евхаристия есть Жертва и вместе Таинство, – жертва благодарственная за великие благодеяния Божии, оказанные роду человеческому в творении, промышлении и искуплении, и умилостивительная за живых и умерших, поминаемых при ее совершении, – Таинство общения Церкви земной с небесной и с самим Главой Церкви Иисусом Христом, спасительное для присутствующих при нем, готовящихся и достойно приступающих к причащению Тела и Крови Христовой. Сделав принесение жертвы Богу главной целью литургии и сосредоточив в акте освящения Святых Даров все важнейшие Евхаристические молитвы, они отвергли или чрезмерно сократили все молитвы, которые, предшествуя и последуя освящению Даров, служат к достижению других целей и плодов Евхаристии, и уничтожили разделение ее на литургию оглашенных и верных, издревле существующее в других литургиях соответственно духовному состоянию членов земной Церкви 1429 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник снимает звездицу с дискоса и продолжает благодарить Бога за его такую любовь к людям, что Он не пожалел отдать за них на муку и смерть Своего Сына, совершившего наше спасение. Затем священник, вспоминая Тайную вечерю, произносит громко слова, которыми Спаситель установил таинство святого Причащения: «Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов!» (Тайная вечеря, §121). На первую и на вторую половину этих слов певчие отвечают: «аминь». После этого священник складывает крестообразно руки, берет дискос и чашу, поднимая их вверх и говорит: «Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся», то есть: Твои дары, которые Ты Сам дал нам (хлеб и вино), мы приносим Тебе в благодарственное воспоминание о всем и за все. На клиросе на это поют: «Тебе поем, Тебе благословим. Тебе благодарим, Господи, и молим, Ти ся, Боже наш!» Священник в это время призывает на предложенные Дары Святого Духа и благословляет с молитвой хлеб и вино, сначала отдельно, потом вместе. В эту минуту силою Духа Святого Дары освящаются и становятся уже истинным Телом и истинною Кровью Христовыми. Это самая важная минута во время совершения литургии. Священник первый поклоняется освященным Дарам, и все верующие в это время должны молиться особенно усердно. По освящении Даров священник молится за всех тех, за кого понесена бескровная жертва: говорит, что Дары принесены как благодарственная жертва за всех святых, особенно же, «изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии», и просит Господа помянуть нас, ради их молитв за нас; Певчие отвечают на эти слова хвалебной песнью в честь Пресвятой Девы: «Достойно есть яко воистину»... До время пения ее священник про себя молится за всех людей, живых и умерших, а потом громко поминает наместного архиерея, на что певчие отвечают: «всех и вся» то есть помяни, Господи всех верующих, мужчин и женщин. Свои молитвы священник заканчивает возгласом: «И даждь (дай) нам единеми усты и единем сердцем (одинаково и единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) имя великолепое (величественное ) Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!» и благословляет молящихся словами: «И Да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами», а молящиеся отвечают: «И со духом твоим», то есть и твоей душе желаем того же.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

То, что после делает Господь Искупитель через Духа Святого в Таинстве исповеди, – это Он тогда сделал Сам, ибо имел «власть на земле прощать грехи» (см.: Мф. 9, 2, 6 ). Так и здесь на всякой литургии снова таинственно «повторяется» Голгофская Жертва, снова Он «ломит» Тело «во оставление грехов», снова проливает «бескровную» «Кровь Нового Завета» за учеников и «за многия во оставление грехов». И только принесши эту Искупительную Жертву Богу Отцу за нас на литургии, Он соединяется затем через «Духа Святаго, причастие» (литургия святого Василия Великого ), даруемого в причащении (или через) «Святаго Тела и Крове» Христовых. Следовательно, искупительный момент не занимает ни главного, основного положения, ни даже значительнейшей части Евхаристии. Таковыми остаются по-прежнему благодарственная жертва хвалы и самое сие общение или Причащение (которое потом, в четвертой, благодарственной, молитве так и называется тоже «благодарением», Евхаристией: «Буди же ми благодарение сие в радость» и проч.), или сутью Евхаристии является блаженный «брак Агнчий», «Тайная вечеря» Жениха с мудрыми девами, Спасителя – с учениками Своими. Искупление же есть лишь путь к сей вечери, к сему духовному браку. На Небе сей «брак» уже совершается в полноте. Поэтому Церковь сразу после Жертвы вспоминает святых и «изрядно» «Пресвятую... Славную Владычицу нашу Богородицу», которые уже получили, «обрели» «милость и благодать». Но не вспоминает ангелов, потому что с ними союз, «завет» и не разрывался у Господа, а говорит лишь о людях, то есть отпавших от первого «Завета» и возвращенных уже Жертвою Сына в «Новый Завет» с Богом. Одни из них – Небесная Святая Церковь – уже воссоединились, а за других – усопших и живых – священнослужитель молится, чтобы и они получили ту же возможность. «Нас же всех, – сразу говорит литургисающий, – соедини... и ни единаго нас не в суд или во осуждение причаститися... но да обрящем (и мы) милость и благодать со всеми святыми, и со всяким духом праведным, в вере скончавшимся» (литургия святого Василия Великого ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Епископская должность есть учрежденное апостолами продолжение их собственной, апостольской, должности; поэтому епископы имеют харизму, т. е. дар истины, и к ним, как к хранителям предания, непрерывно идущего от апостолов, нужно обращаться для правильного истолкования смысла Св. Писания. Таким образом, епископы, удержав в своих руках важнейшие акты христианского богослужения, какова Евхаристия, вместе с администрацией церковного имущества, унаследовали весь авторитет провозвестников Слова Божия (апостолов, пророков и учителей). Их кафедры сделались центрами истинного христианского учения. Равным образом в руках же епископов сосредоточились крещение, дисциплинарный суд и обратное принятие в церковь исключенных из нее. Как совершитель Евхаристии в особенности, епископ на долгое время удержал за собой титул священника в собственном смысле (, sacerdos), предпочтительно пред пресвитерами. В новозаветных книгах Св. Писания не говорится об особом новозаветном священстве, которому бы принадлежала существенная священству функция – принесение жертвы; напротив всем вообще христианам усвояется церковное священство ( 1Пет.2:5. 9 ; Откров. V, 9), в том смысле, что каждый христианин приносит в жертву Богу свою полную преданность, молитву, хвалу и благотворение ближнему. Но как в ветхом завете, рядом с всеобщим священством всех сынов Израиля существовало особенное священство потомков Аарона и левитов, так и в христианстве со времен апостольских, наряду с всеобщим священством всех христиан, развилась идея особенного священства, в связи с идеей евхаристической жертвы. Евхаристия, которую Христос заповедовал творить в свое воспоминание, рассматривалась не только как благодарственная жертва Богу со стороны церкви за искупление, совершенное голгофским жертвоприношением Христа, но и как вечно продолжающееся повторение голгофской жертвы, совершаемое особым новозаветным священством. В половине III в. св. Киприан карфагенский († 258) засвидетельствовал уже закончившееся развитие епископской должности в христианской церкви, представляя епископа органом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Как совершитель Евхаристии в особенности, епископ на долгое время удержал за собою титул священника в собственном смысле (sacerdos, ερες), предпочтительно перед пресвитерами75. В новозаветных книгах Св. Писания не говорится об особом новозаветном священстве, которому бы принадлежала существенная священству функция – принесение жертвы; напротив, всем вообще христианам усвояется царственное священство76. Это значит, что каждый христианин приносит Богу разумную жертву77 – полную преданность тела и духа, молитву и хвалу Богу, дела благотворения ближнему. Но как в ветхом Завете, рядом со всеобщим священством всех сынов Израиля78, существовало особенное священство потомков Аарона и левитов, так и в христианстве со времен апостольских идея особенного священства, наряду со всеобщим священством всех христиан, развилась в связи с идеей евхаристической жертвы. Евхаристия, которую Христос заповедал творить в свое воспоминание, рассматривалась не только как благодарственная жертва Богу со стороны церкви за искупление, совершенное голгофским жертвоприношением Христа, но и как вечно продолжающееся повторение голгофской жертвы, совершаемое особенным новозаветным священством79. В половине III в. св. Киприан карфагенский († 258) засвидетельствовал уже закончившееся развитие епископской должности в христианской церкви, представляя епископа органом св. Духа, преемником апостолов, пророком, учителем, первосвященником, судьей и администратором в делах общины. Епископ есть фундамент христианской общины, так что тот, кто не состоит в общении с епископом, находится вне церкви, а кому церковь не мать, тому Бог не Отец80. § 10. Клир 81 Отчасти вследствие возрастания численности христианских общин, отчасти вследствие особенностей времени, наполненного гонениями против христиан, отчасти вследствие усложнения христианского культа, к епископам, пресвитерам, диаконам и диакониссам, известным апостольскому времени, присоединились во II и в III вв. разные низшие должности: иподиаконы или субдиаконы для вспоможения дьяконам при совершении Евхаристии, аколуфы82, содействовавшие епископу при взимании жертвенных даров, приносившихся христианами за богослужением и заботившиеся о поддержании в надлежащем порядке сосудов, предназначенных для жертвенных даров, экзорцисты или заклинатели для молитв и заклинаний над оглашенными, приготовляющимися к крещению, и над бесноватыми, чтецы для прочтения отрывков из Библии при богослужении и певцы для исполнения принятых в церковное употребление песнопений, остиарии или придверники, охранявшие вход в богослужебные собрания, указывавшие входящим их место, а также, в случае надобности, тайно извещавшие христиан о времени и месте богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

На другой день 4 ноября, в воскресенье, принесена была первая бескровная Жертва в обновленном храме. Благовест начался в 8,5 часов, в 9,5 прибыл Высокопреосвященнейший Феогност. Владыка совершал литургию в сослужении с теми же священнослужителями, с коими выходил накануне на литию и величание. После прекрасного концерта кафедральным протоиереем о. Матвеем Ивановичем Жудро сказано было экспромтом прочувствованное слово о молитве в храме Божием, об особенной силе перед Господом молитвы в храме, также об угодности Господу наших попечений о благолепии храма Божия. После литургии совершено было благодарственное молебствие. На него вышли с Архипастырем более полусотни пресвитеров. Прекрасно пропето было певчими: «Тебе Бога хвалим». По окончании молебствия протодиаконом было возглашено многолетие ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ, ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ, НАСЛЕДНИКУ ЦЕСАРЕВИЧУ, всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Высокопреосвященнейшему Архиепископу Феогносту, прочие обычные многолетия и многолетие «благотворителям святаго храма сего». Нижегородская почетная депутация, накануне за всенощным бдением и за сей Литургией, занимала место у раки св. Князя Георгия, как своего покровителя. Владыка, по окончании молебна, с амвона благословил нижегородцев св. иконой благоверных Князей, которую и вручил В. А. Соболеву; таковой же иконой благословил Владыка и соборного старосту Ефима Васильевича Васильева с теплыми словами благодарности за его попечения о соборе. В два часа дня, в зале Дворянского Собрания, по подписке от некоторых граждан был приготовлен обед, который удостоили своим присутствием Высокопреосвященнейший Владыка и г. Начальник губернии, почетные члены городского общества, почетные гости из Москвы, Нижнего Новгорода и других мест и духовенство. Во время обеда получена была поздравительная телеграмма от Нижегородского епископа Макария, который в теплых архипастырских словах пожелал благоденствия всем потрудившимся на святом деле возобновления и украшения древней святыне – усыпальницы святых благоверных Великих Князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Объясн. Из 3-го стиха сей же главы Исаии и из ст.16 6 глав. Иерем. видно, что Бог не хотел и никогда не хочет принимать жертву от нераскаянных беззаконников, какими были в то время иудеи, о которых говорится: «а Израиль не знает Меня», – которые совершенно отказались идти по пути любви к Богу. А из Евангелия Лк.1:8–10 , мы видим, что до самого первого пришествия Господня на земле совершалось жертвоприношение благочестивыми людьми, да и Сам Господь исцелённому от проказы повелел принести дар Богу: Мф.8:4 . В другом месте – Мф.5:23 Господь прямо свидетельствовал о принесении дара к жертвеннику, как бы о предмете общеупотребительном в настоящем и будущем времени. Итак, это место пророка Исаии нисколько не отвергает новозаветных мирных жертв, приносимых людьми, верующими во Христа и Его искупительную жертву евхаристийную. Ис.66:3 . «(Беззаконник же,) закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам (в память) – то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их». Объясн. Господь не хотел и никогда не хочет принимать жертву от нераскаянных беззаконников, которые только надеялись на жертвы, которые жертвами хотели, так сказать, купить у Бога право совершать беззакония: Иер.6:19 ; Ис.1:4:15 . Неприятна Богу жертва фарисейская, неосмысленная, когда люди приносили жертву без понимания её значения: Евр.10:3 ; Лк.18:11–12 ; Мф.15:4–6 . Но есть жертвы благочестивых людей – богоугодные: Мф.2:11 ; Лк.8:3:21:2–4 ; Ин.12:3 . Значит, вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда они приносятся без усердия, когда приносящие не исполняют и не намерены исполнять заповедей Божиих. Ам.5:22 . «Если вознесёте Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших». Объясн. Устами пророка изобличаются неблагодарные и вероломные евреи за то, что они «суд превратили в отраву и правду повергли на землю»: ст.7; «враги правого»: ст.12; оставили Господа, презрели Святого: Ис.1:4:15 . При таком их беззаконии бесполезны и жертвоприношения их. Но если Бог отвергает жертву нераскаянных беззаконников и гордого фарисея, то одобряет жертвы или вещественные дары, приносимые добрыми людьми; так, например, Бог отвергает жертву Каина, но принял жертву Авеля: Быт.4:4–5 , одобрил жертву на храм одной бедной вдовы: Мк.12:41–44 , принял Господь алавастровый сосуд с миром и от грешницы-женщины, обливавшей слезами ноги Спасителя: Лк.7:38 . Итак, вещественные дары и жертвы не угодны Богу лишь в том случае, когда приносящие не исполняют и не намерены исполнять заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святая Евхаристия – это ядро христианского молитвословия. Со временем вокруг этого ядра образовался тщательно осмысленный цикл ежедневных служб. Кроме того, Евхаристия – не только особая «служба» или akolouthia 184 , но первоначально таинство – mysterion. А евхаристический обряд это, безусловно, anamnesis – «Поминальная служба Господу» – исполняемая «в Его память», согласно Его установлению. Но, с другой стороны, это без сомнений не простое поминовение Последней Трапезы. В том смысле, что это и есть та самая Тайная Вечеря. Сам Христос по-настоящему присутствует в сакральном ритуале, и как высший и неизменный священнослужитель, и как жертва – «ибо Ты Сам приносишь и приносишься». По точному выражению св. Иоанна Златоуста , каждое благодарственное прославление евхаристической трапезы есть преисполнение самой Тайной Вечери, во всей ее подлинности, без умаления. «Это та же самая трапеза, и ничем не менее той» (In Matt. hom. 82). «Приношение одно и то же, кто бы ни совершал его – Павел, или Петр; оно то же самое, которое Христос преподал ученикам; то же самое и ныне совершают священники; последнее нисколько не ниже первого, так как и это не люди освящают, а сам Тот, Кто освятил его и тогда» (In 2Tim. hom. 2). Нет различия – заключает св. Иоанн. Евхаристическое таинство – не простое воспоминание и не «повторение» Тайной Вечери. По силе скорее «проявление» или продление. Священнослужители, как то и было, возвращаются на Горнее место и становятся участниками священной Трапезы. Эта парадоксальная природа сакраментального anamnesis, одновременно подлинная и непосредственная встреча, или, скорее, общение, с вечно страдающим Господом, раскрывает основной принцип христианского существования. Тело никогда не отделено от Главы. Церковь – не просто собрание верующих, тех, кто верит и признает необычайные дела Божии «в прошлые века», включая евангельские времена. Это, главным образом, Тело Христа, совокупность тех, кто пребывает в Нем и в ком Сам Христос находит обитель и опору, согласно Его священному обетованию. В Церкви существует определенная таинственная преемственность между Христом Спасителем и христианами, которые спасаются именно как «члены» Его Тела – независимо от того, каким способом мы пытаемся понять и объяснить эту предельную мистерию, мистерию Церкви. Св. Иоанн Златоуст однажды дерзновенно свидетельствовал эту мистерию, вложив в уста Христа такие слова: «Я шел вслед за тобою и догонял, чтобы удержать тебя; Я соединил и сочетал тебя с Собою И горе держу тебя, и долу соединяюсь с тобою Я сошел на землю, – не просто смешиваюсь с тобою а соединяюсь, снедаюсь соединяемое пребывает в своих пределах, а Я воедино слился с тобою. Я не хочу, чтобы уже было что-то среднее; хочу, чтобы мы оба были одно» (Tim. hom. 15, sub fine). Св. Иоанн имел в виду именно таинство Приобщения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Через семь дней по вступлении Ноя в ковчег, в 27-й день второго осеннего месяца (в начале ноября, за 3246 лет до Рождества Христова, и спустя 2262 года от сотворения мира) полился сильный дождь и шел непрерывно в течение 40 дней. Моря и реки выступили из берегов и покрыли землю. Люди спасались от воды на высокие деревья на горы, но вода поднималась выше и выше, и мало-помалу настигала их всюду. Через 150 дней она поднялась на 15 локтей над вершиною самых высоких гор. Все животные и люди на земле погибли; спаслись только бывшие в ковчеге. После сего поднялся сильный ветер, дождь перестал и вода стала убывать. Ковчег остановился в Армении на горах Араратских. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, стекла ли вода, но ворон не возвратился. Тогда Ной выпустил голубя; голубь, не нашедши сухого места, где бы присесть, обратно прилетел в ковчег. Через семь дней Ной снова выпустило, голубя и к вечеру он принес во рту свежий масличный лист. Ной понял, что деревья уже вышли из-под воды. Спустя другие семь дней, Ной опять выпустил голубя, но на этот раз оно» уже не возвратился. Спустя год от начала потопа, земля обсохла и Ной вышел, из ковчега и выпустил животных. Первым делом его было поставить жертвенник и принести Богу благодарственную жертву за свое спасение. Жертва Ноева была приятна Господу, так как она была принесена с живою верою и от чистого сердца. Господь благословил Ноя, сынов его и всех животных плодиться и распространяться по земле; дозволил людям употреблять в пищу не только растения, но и животных, запретив только питаться их кровью; объявил, что будет строго взыскивать со всякого за человекоубийство и наконец, обещал, что всеобщего потопа никогда более не будет. Знаком сего обещанья Бог поставил радугу, таинственно изображавшую будущее нисшествие на землю Сына Божия для примирения неба с землею. § 6. Дети Ноя и его пророчества о судьбе их По выходе из ковчега Ной начал обрабатывать землю и насадил виноград. Когда доспели ягоды, он отведал их сока, опьянел и заснул среди шатра. Во время сна он сбросил с себя одежды и обнажился. У него было три сына: Сим, Хам и Иафет. Хам, увидев отца обнаженным, с злым смехом пересказал о том братьям. Но Сим и Иафет взяли одежду, пошли в шатер и, отвратив взоры от своего отца, прикрыли его. Когда Ной проснулся и узнал о дерзком поступке Хама и о прекрасном поведении Сима и Иафета, то проклял Хама в лице сына его Ханаана и благословил Сима и Иафета со всем их будущим родом. «Проклят Ханаан» (сын Хамов), сказал Ной в пророческом духе, «рабом рабов будет он у братьев своих. Благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых, Ханаан же будет рабом ему». Слова Ноевы имели такой смысл: наибольшее пространство земли займут потомки Иафетовы, истинная же церковь сохранится в потомстве Сима. § 7. Столпотворение, рассеяние народов и появление идолопоклонства

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010