По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили " во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение " , и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ( " изрядно " ) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: " Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии " , на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: " Достойно есть... " (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо " Достойно есть " поется в честь Божией Матери задостойник , т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: " в первых помяни, Господи, Великого Господина... " , поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: " И всех и вся " , то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника " И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное), и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков " и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: " И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами " . Далее идет следующая часть Литургии верных. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ПРИЧАЩЕНИЮ Оно начинается просительной ектенией: " Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся " , то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу " о принесенных и освященных честных Дарех " , чтобы ( яко да ) Человеколюбец Бог наш, приняв их ( прием я ) во святый, пренебесный и духовный ( мысленный ) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву ( в воню благоухания духовнаго ), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

24–26. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь. О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же. Благословен грядый во имя Господне: благословихом вы из дому Господня. Сей день, т. е. день поражения столь многочисленных и страшных врагов и спасения от них народа Божия, этот день таким радостным сотворил Господь. Итак, возрадуемся и возвеселимся – выразим свою радость в торжественной молитве во храме, с громким пением во главу Бога-Спасителя! – Дабы торжество настоящего дня не омрачилось внезапным нападением еще каких-либо врагов, псалмопевец молит Бога: о, Господи, спаси же нас! О, Господи, поспеши или споспешествуй нашему спасению! – Благословен грядущий во имя Господне, или – для прославления имени Господня! Благословляем нас из дома Господня, говорить псалмопевец от имени праведных, спасенных уже Господом, вошедших во врата Его храма и прославляющих Его здесь (ст. 14–15; 19–20). 27–28. Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. Бог мой ecu Ты, и исповемся Тебе: Бог мой ecu Ты, и вознесу Тя: исповемся Тебе, яко услышал мя ecu и был ecu мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Наш Бог есть наш Владыка. Он явился нам или явил дивным образом! милость свою нам в сей день спасения (ст. 24). – Итак, составляйте праздник – церковное торжество, – во учащающих до рог олтаревых, т. е. при громадном! стечении народа во дворе храма, чтобы он часто – плотно стоял, наполняя двор храма от входа до самых рогов алтаря, т. е. до углов жертвенника всесожжений, на котором, между рогами его, стоящими по углам, возлагалась и сожигалась благодарственная жертва, при пении хвалебных псалмов и под звуки священной музыки – «Ты мой Бог, и я буду прославлять Тебя так торжественно в сей праздник, – Ты мой Бог, и я буду превозносить Тебя, среди народа, как победителя врагов Его – Буду славить Тебя, ибо Ты услышал мою молитву в скорби моей и даровал мне свободу в спасении от врагов (ст. 5). – Славьте Господа все, ибо Он благ ко всем, ибо во век Его милость к боящимся Его (ст. 4, 15, 19–20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

27 и 28 апреля 1891 года приход обозревал Епископ Рижский и Митавский Арсений: «... цель была-осмотреть строящийся храм на средства, дарованные Государем Императором, и совершить богослужения в существующих Митавских храмах... С вокзала Владыка вместе с губернатором и в сопровождении многих лиц уехал по Дворцовой улице для осмотра строящейся соборной церкви. Преосвященный долго и подробно осматривал работы, выслушивал объяснения о строительных работах и сожалел о малой вместимости храма. После осмотра Владыка вместе с губернатором уехали в полковую церковь, которая в настоящее время служит отчасти и приходскою, по случаю перестройки Симеоно-Анненской церкви. Владыка был встречен командиром полка, полковником А.И. Милоусом, офицерами полка, священником. Церковь внутри очень маленькая и чистенькая, видно, что за нею хорошо смотрят и берегут. Выделяется массивный образ на раззолочённом постаменте - это жертва командира, офицеров и солдат в память чуда 17 октября 1888 года. Началась служба, пели солдатики без особых хитростей, но от души... Вечером Владыка служил всенощную в Успенской церкви, находящейся на православном кладбище. Присутствовали много прихожан и сам губернатор. Служба продолжалась три часа. Масса народа стремилась под благословение Владыки, он же раздавал каждому крестики. На другой день 28 апреля, по заранее сделанному оповещению, в замковую церковь собрался весь Митавский православный люд. Обедню служил Владыка вместе с отцами Варницким, Руженцевым, Златинским и Орловым... после обеда Владыка в сослужении с теми же иереями служил благодарственное молебствие по поводу присоединения к православию благоверной великой княгини Елисаветы Феодоровны. Дворянское и городское представительство отсутствовало, хотя они были заранее оповещены о молебствии и о чтении высочайшего манифеста. Особенно непонятно было отсутствие городского головы, который по закону является представителем городского населения без различия сословий и исповеданий и должен был присутствовать на молебствии... По окончании молебствия Владыка раздавал артос, с большой лаской всех при этом благословляя и наделяя крестиками... Вечером Владыка выехал в Ригу...».

http://sobory.ru/article/?object=08474

В Евхаристической молитве в настоящее время, к сожалению, читаемой тайно по причине духовного нерадения христиан, забытой и неизвестной большинству мирян, прежде всего приносится Богу благодарение за творение мира, за Божий промысел о человеке и мире, за божественное домостроительство, за Боговоплощение – за снисхождение Бога Слова, Который «на земли явися и человеком споживе, и от Девы Святыя воплощея, истощи Себе, зрак раба приим, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразны сотворит образу славы Своея» (анафора св. Василия Великого ). Церковь благодарственно вспоминает и все события искупительного подвига Христова. Вспоминает установление на Тайной Вечери Таинства Евхаристии, события Пасхи Крестовоскресной: спасительные Страдания, Крест, Погребение, Сошествие во ад и Воскресение, а также Вознесение и «славное и страшное Второе Пришествие» (эсхатологическая парусия 1 ). Церковь торжественно приветствует серафимовским гимном и древним мессианским кликом «Осанна» явление Царя Славы – Христа во Святых Тайнах. Наступает блаженная евхаристическая парусия, мессианское царство. Священнослужители и все верующие со священным трепетом и страхом, ибо Ангелы закрывают лица свои, молятся о ниспослании Духа Святаго на Дары и их преложение в Тело и Кровь Христовы. И после таинственного преложения, когда вся Церковь на дискосе окружает Христа, возносятся Умилостивительные молитвы о Церкви и о мире, о его преображении, об уврачевании всех язв греха и зла, «о всех и за вся». «Священник поминает, их же хощет живых и умерших». И все верующие имеют радостный долг и возможность поминать живых и усопших так же, как они могут молится о них во время проскомидии и на Великом Входе. «Великая бывает польза душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва» (св. Кирилл Иерусалимский ). Возносится молитва о вселенской Церкви, об утверждении храма, в котором совершается Литургия, до скончания века, о принесших евхаристические Дары и о тех, за кого они принесены, за плодоносящих и добродеющих в церквах, за поминающих убогих, за пребывающих в девстве и благоговении, постничестве и в чистом жительстве. Исполняется заповедь Апостола о молитве за властей, «да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». «Благая в благости соблюди, лукавая благи сотвори благостию Твоею».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/sob...

В четвертом параграфе нашего исследования будет показано, что интерпретация «κατ πντα», предложенная св. Николаем Кавасилой применительно к евхаристической молитве литургии свт. Иоанна Златоуста , в полной мере применима и к евхаристической молитве литургии свт. Василий Великого . Подводя итог своему исследованию, о. Михаил следующим образом формулирует вывод своего исследования, а также одновременно пролагает и путь для дальнейших исследований: «Итак, для выяснения интересующего нас вопроса [понимания κατ πντα] нам остается теперь подробно изучать творения греческих святых отцов на предмет соответствия Евхаристического жертвоприношения всему Домостроительству нашего спасения и искать там аналогичное словесное выражение этой идеи» [Асмус, 2000, 127]. Как видно, этот вывод очень сильно зависит от тезиса, обозначенного выше, согласно которому «πντα» (всё) относится только к «перечню искупительных и домостроительных дел Христовых». Таким образом, в результате своего исследования о. Михаил Асмус получил следующие результаты: 1) дары приносятся по причине (δι πντα) благодарности Богу «за вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное […]»; 2) смысл выражения «κατ πντα» остается загадкой, поскольку ни текст анафоры, ни святые отцы не уточняют, в каком соответствии (κατ) находится Евхаристическая Жертва с Домостроительством спасения. За о. Михаилом в интерпретации «κατ πντα κα δι πντα» следует митр. Иларион (Алфеев) , однако и он затрудняется дать объяснение «κατ πντα» (см.: [ Иларион Алфеев , 2019, 523]). Изложив проблематику рассматриваемого вопроса, а также основные выводы, к которым пришел о. Михаил, можно обратиться к евхаристологии св. Николая Кавасилы . Ключевым текстом для понимания «κατ πντα κα δι πντα» является глава XLIX «Изъяснения Божественной литургии», которая целиком посвящена проблеме понимания благодарственного аспекта Евхаристической Жертвы. Последовательно рассмотрим, как св. Николай понимает выражения «κατ πντα» и «δι πντα» в контексте своего учения о Евхаристии как Жертве 9 , и сделаем выводы. 2. Интерпретация «δι πντα» в контексте учения св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве Вначале рассмотрим, как св. Николай Кавасила объясняет, «по причине» (δι πντα) чего в Евхаристической Жертве приносятся дары (хлеб и вино). Сразу заметим, что здесь мы не обнаружим никаких принципиально новых смыслов по сравнению с теми, которые уже раскрыл о. Михаил. Однако краткое рассмотрение интерпретации св. Николаем слов «δι πντα» внесет некоторые весьма важные корректировки в то, что было уже сказано о. Михаилом, поскольку св. Николай Кавасила понимает данные слова в контексте своего учения о Евхаристии как Жертве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Вера представляет первое явление нового по потопе мира. Ной празднует обновление его; созидает жертвенник, и возносит всесожжение от всех чистых животных. Жертва его была не только благодарственная за сохранение себя и остатка других тварей от общей гибели, но и умилостивительная. Ею он засвидетельствовал, что мир сохраняется и восстановляется для великой жертвы Агнца закланного прежде сложения его; и что в сей единой жертве имеющего прийти в исполнение Времен Примирителя, он полагает и безопасность настоящей и надежду лучшей жизни. Сие открывается из того, что Бог обонял воню благоухания от жертвы Ноевой, а сия воня не иная могла быть, разве Христова 51 . Примечание о жертвеннике При сем жертвоприношении Священная История в первый раз упоминает о жертвеннике. Но поскольку обряды жертвоприношения, как установление Божественное, не допускали никаких произвольных прибавлений, и как алтарь составлял важную принадлежность оного, потому что знаменовал тайну вознесения Христа от земли 52 , то нельзя отвергать употребления его и прежде потопа. Божественное обновление мира по всем состояниям Умилостивленный верою Ноя, Бог отъемлет проклятие, которым земля отзывалась еще после своего наказания, Он посылает Слово Свое восстановить устройство и права тварей; и дает обетование и заповеди, которыми утверждает и обновляет как порядок мира вообще, так в особенности состояние человеков семейственное, гражданское и благодатное. Обновление мира вообще Обновляет мир, повелевая природе восприять свое правильное течение, а животным населять землю, и обещая, что за грехи человека не допустит более общего истребления тварей во вся дни земли, то есть, до предопределенного конца времен 53 . Обновление рода человеческого Обновляет род человеческий, повторяя благословение многочадия, утверждая за ним с новою силою господство над тварью, и дая ему в пищу не только растения, но и животных 54 . Закон о крови животных Позволение питаться животными Бог ограничивает запрещением вкушать кровь их. Сей закон научает уважать в крови жизнь, и внушает кротость. В книге Левит 55 находят еще основание к таинственному его изъяснению. Думают, что кровь освящается им, поскольку она в жертвоприношениях служит прообразованием той божественной крови, в которой заключается истинное освящение и духовная жизнь человеков. Обновление общества человеческого

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Древнейшей формой выражения благодарности Богу являлись жертвоприношения. Начиная с первых людей и далее, в истории богоизбранного народа мы постоянно встречаем рассказы о принесении Богу кровавой жертвы. Авель приносит Богу жертву от первородных стада своего (Быт. 4, 4–5), Ной приносит жертву всесожжения, что стало «приятным благоуханием» для Бога (ср. Быт. 8, 20–21). Эти жертвы, совершаемые уже в храме Соломоновом, продолжались и при жизни Спасителя. Однако все они имели прообразовательное значение, вместе с изъявлением благодарности отражали веру в грядущий приход Спасителя – Истинной Жертвы за мир. С приходом Мессии кровавые жертвы потеряли свое значение, в том числе и благодарственное. И царь Давид задолго до прихода Спасителя пророчески указывал на ту форму благодарности, которая сильна заменить все кровавые жертвы и всегда будет угодна Богу: жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50). Покаяние, сокрушение сердечное о грехах – вот форма благодарности, потребная нам, помимо молитвенного прославления Бога за полученные благодеяния. Об этом находим у святителя Иоанна Златоуста. «Хочешь знать, как нужно выражать благодарность?.. Исповедовать свои согрешения – и значит благодарить Бога; кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он виновен в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то наиболее и благодарит Бога». Хотите понять, как это происходит в жизни? Посмотрите на праотца Иакова, который в молитве изливает свою благодарность Богу: И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи Боже, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32, 9–10). Следовательно, если говорить уж совсем о нас, когда случается нам вкусить, яко благ Господь, то, прославив Творца за Его бесчисленные к нам благодеяния, неплохо будет вместе с патриархом исповедать: недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему. Так, вероятно, и поступил тот благодарный исцеленный, что вернулся благодарить Христа, как об этом поется в одной известной песне-притче:

http://pravoslavie.ru/109177.html

Жертва спасения или мира образовала мир между приносящими, священнодействующим и Богом, и была троякая: благодарственная, обетная, вольная; её кровь проливалась также, как во всесожжении, и для жертвенника отделалось то же, что в жертве о грехе: но она имела ту особенность, что собственно жертвенные части возлагались на руки принесшего, и он, с помощью жреца, совершал обряд возношения; ему же возвращались прочие части животного и были снедаемы недалеко от скинии, а остатки сжигались. – Для дара безкровного употребляли: муку в различных видах, елей, ладан и вино. Апостол Павел, объясняя различие между ветхим и новым заветом, говорит, «что закон Моисеев, имея только тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, непрестанно повторяемыми, не мог сделать однако совершенными приносящих, ибо невозможно было, кровью бессловесных животных, уничтожить грехи; посему Христос, входя в мир, говорит словами предсказавшего о нем Пророка: «жертвы и даров ты не восхотел, но тело уготовал Мне, и потому Я сказал: си иду, как в свитке книжном писано о Мне, исполнить волю Твою, Боже»; – и по сей то воле освящены мы единократным за нас принесением тела Иисуса Христова.» ( Ebp. XI. 4,5,7,10 ). «Если же, говорит тот же Апостол, отвергший закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывался смертью: то сколь жесточайшему, думаете, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню кровь завета, которой он освящен, и ругается над Духом Благодати? – страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. Х. 28,29,31). Выходя из скинии, закон обрядов сопровождал сынов Израиля в их дома, и преследовал их на всех путях жизни; он распоряжал их одеждой, присутствовал за их столом, бдел над чистотой их тела; входил в долю во всех их трудах и приобретениях. – В одеждах не позволял никому, кроме священников, смешивать льна и волны, что способствовало обузданию роскоши; ибо удобнее можно иметь одно из двух, нежели оба вместе. Такого же рода запрещение, распространенное на домашних животных и растения, служило наставлением, что никогда не должно делать примеси к чистому. Далее закон украшал воскрилия одежд, несколькими нитями того цвета, который присвоен был ризам святительским, и тем напоминал священному народу его достоинства и обязанности. Охраняя целомудрие, он запрещал смешивать одежды различного пола, и стрижение бороды и волос, вокруг головы, как обыкновение языческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Известно, что греки были особенно жестоким племенем, их охотничьяя жизнь, бедная земля, безводья, их привязанность к вину делало их склонными к кровавым жертвоприношениям, об этом ярко описано в литературе. Евреи также хлеборобами не когда небыли, их кочевая жизнь отображалась в их жестких религиозных ритуалах. Например военачальник Эфтафий, когда на него нашел дух Господень, решил на жертву Савоату зарезать свою дочь. И дочь просила «Дай мне два месяца пожить» (Книга Судов, гл. 11, 29-40). Под ярлыком язычество, хотят спутать все заблуждения мира. Язычестово народов Руси, было отличительное от народов пустынь! Известно что кровавые жертовники были в храме Соломона, «Большой жертвенник всесожжения», на котором приносились в жертву люди, животные, посвящённые Богу. Согласно Библии, с этим жертвенником в Скинии и Храме Соломона были связаны ряд чудесных явлений «Дождь ни разу не потушил его, дым не имел запаха палёной плоти» (Исх. 20:22)., на жертвеннике горел неугасимый огонь и ежедневно приносились жертвы (Исх. 30:18-21). Снизу жертвенника выступало «основание, высотой в локоть, на которое выливалась кровь, оставшаяся после кропления ею жертвенника.( Лев. 4:7). Исходя из этого, Храм Соломона являлся местом служения Богу, где осуществляются регулярные церемонии и кровавые жертвоприношения. Та как библия переписывалась с талмудической традиции (Адам принёс первого сотворённого быка, в качестве благодарственной жертвы Богу, за сотворение себя и сотворение всего мира и всех созданий и в качестве искупления за свой грех (Талмуд, Хулин 60)), кровавый жертвенник появляется в Библии уже в истории Каина и Авеля (Быт. гл. 4), которые принесли часть от плодов своего труда в жертву Богу. жертва Каина была от плодов земли, тогда как Авель принёс жертву из первенцев своего стада. Иисус Навин построил жертвенник из камней, взятых со дна Иордана, после чудесного перехода через него израильтян. Ему же велено было построить жертвенник из неотёсанных камней на горе Гевал (Втор. 27:5). Множество жертвенников было построено Праотцами (группа ветхозаветных святых, почитаемых православной церковью как исполнителей воли Божией в священной истории до новозаветной епохи) наиболее значительный из которых, жертвенник, на котором должно было состояться Жертвоприношение Исаака. Бог призвал Авраама принести своего любимого сына Исаака «во всесожжение» «в земле Мория», «на одной из гор». (Быт. 22:1-19), (Быт. 22:11-12), (Быт. 22:16-18).

http://isihazm.ru/1/?id=435

Итак, получив новые контексты для выражения «κατ πντα», которые, возможно, будут небесполезны в изучении происхождения возгласа на Возношении Св. Даров, мы, однако, отнюдь не приобрели аргументов в основание какой-либо гипотезы относительно значения κατ внутри греческих Анафор Василия и Златоуста. Нисколько нам не помогла и сверка переводов этого недоуменного места Литургии на древнегрузинский 16 и новые европейские языки, хотя и тот, и другие выполнялись, должно быть, людьми сведущими в древнегреческом 17 . Во всех этих переводах возникают неадекватные выражения различного содержания, что еще раз подтверждает сложность этого места. Далее, мы попытались выяснить, не является ли и церковнославянский перевод ошибочным по части первого выражения. Здесь мы добились лучшего результата: в Словаре И. И. Срезневского мы обнаружили у предлога «о»+Местн. пад. под 7 причинное значение, а под 9 то самое, что у греч. κατ+Acc.: «по, согласно» 18 . Этот факт стал еще одним весомым аргументом в пользу церковнославянского текста Богослужений, не прибавив, к сожалению, ничего нового для заботящего нас характера соответствия. Мы справлялись также и у византийских комментаторов Божественной Литургии: свт. Германа, патр. Константинопольского († 733), и Николая Кавасилы († 1391), которые, каждый по-своему, опять разочаровывают нас. Свт. Герман, уделяя огромное внимание символическому истолкованию обрядов, минует, однако, возглас на Возношение Св. Даров, потому что сам обряд возношения появляется весьма поздно 19 , а также потому что по его толкованию Анафора совершается в таинственном Боговидении в свете Христова Воскресения: Евхаристия как жертва его не волнует 20 . Иное дело – Николай Кавасила : в гл. 49, доказывая преимущественно благодарственный характер Евхаристии, он дважды упоминает наш возглас, обходным маневром истолковывая недоуменное место. Первый раз он объясняет: «Поминая… благодеяния, мы совершаем это дароприношение… Затем, чтобы еще яснее показать благодарение, [автор Литургии] говорит: принося это приношение, мы Тебя поем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш» 21 , – таким образом, опуская толкование слов «о всех и за вся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010