В следующем, 24 стихе, приводится другая цель путешествия св. семейства в Иерусалим и исполнение другого закона, закона об очищении матери: и еже дати жертву, по реченному в законе Господни, два горличища или два птенца голубина( Лк.2:24 ). Некоторые из толковников думают, что эти жертвы приносились за новорождённого, а не за родившую 556 . Но против такого предположения прежде всего говорит Исх.13 и Числ.8 , в которых излагается закон о посвящении Богу первенцев и о выкупе их, но нисколько не упоминается о принесении жертвы за них. Далее против этого предположения говорит Лев.12 , где эти жертвы, о которых упоминает еванг. Лука, прямо относятся к обряду очищения матери. Наконец, из кн. Лев.15:14, 29, 14:22 и др.) известно, что жертва из двух горлиц или двух птенцов голубиных приносилась за нечистых, каковою и считалась родившая. Самый закон о жертвах очищения состоял в том, что родившая по окончании срока очищения, т. е. в сороковой день по рождении младенца мужеского пола, должна была приносить к жрецу пред двери скинии однолетнего непорочного агнца во всесожжение и голубиного птенца или горлицу в жертву за грех . В случае же бедности могла принести двух горлиц или двух птенцов голубиных, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех. «Всесожжение знаменовало, что человек, его приносящий, всем собою жертвует Богу, подобно как Мессия всем Собою пожертвует спасению человека» 557 . Но иногда эта жертва была и благодарственной, хотя в смысле благодарения употреблялась чаще жертва мира или спасения. При обряде очищения матери всесожжение скорее означало благодарение Богу. Несмотря на то, что со времени падения прародителей акт рождения, как постоянный памятник наказания Божия за грех (в болезнях родиши чада – Быт.3:16 ), считался чем-то нечистым, самое деторождение у евреев всегда было знаком особенного благословения Божия. Ни у одного народа мы не встретим такого воззрения на деторождение, какое встречаем у древних евреев. Для каждой евреянки было страшным горем, если у неё не было детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Когда человек, находясь в счастии и благоденствии, помнит Подателя всех благ, то, естественно, он стремится исповедывать сообщенные ему блага, прославлять своего Бога, благодарить Его за Его благодеяния и не только на словах выражать свою благодарность, но и на деле осуществлять ее в жертве. Подобным образом в нужде и печали верующий не преминет прибегать к помощи и благодати Божией, прося избавления от зла, подкрепления к перенесению возложенных на него страданий и возвращения расстроенного благосостояния; он воспользуется и средством, заповеданным ему в жертвах, чтобы прошениям и желаниям своего сердца придать вещественное легальное выражение. – Из этого самым простым и необходимым образом следует, что шламим обнимают благодарственные и просительные жертвы, 402 и спросить здесь можно разве о том, как относятся благодарственные и просительные жертвы к тем трем видам, на которые разделены в законе жертвы спасения. Что благодарность за полученную милость находит свое выражение в жертве хвалы, это так же мало подлежит серьезному сомнению, как и то, что к обетам прибегают преимущественно во время нужды и лишений, чтобы испросить себе помощь в нужде, силу и подкрепление к перенесению скорби. Посредством обета стараются кроме того испросить себе от Бога те недостающие блага, обладания которыми желают для полноты своего счастья. Во всяком случае, обетная жертва принадлежит к разряду просительных жертв. Гораздо труднее, кажется, определить понятие и цель вольной жертвы заклания. В отличие от обетной жертвы, которая, имея в начале характер добровольного дара, насколько обет есть дело свободного решения, потом, когда уже дан обет, становится обязанностью, которую необходимо исполнить, вольная жертва есть такая, которую вообще можно оставить, не нарушая религиозных обязанностей. Сообразно с этим она имела только как бы «предупреждающее отношение к божественному благодеянию или божественному благословению»; или же она «то относилась к испрашиваемому частному определенному обнаружению благодати, все-таки от обетной жертвы отличаясь тем, что последняя приносилась после получения просимого, отчего получала характер жертвы необходимой, а первая прежде получения просимого, и так.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но это предположение не имеет для себя никаких оснований. 416 Ошибочно мнение Куртца (d. Mos. Opfer. стр. 238), «что два момента, которые образуют посвящение: очищение грехов и заключение завета, разделены были между собою таким образом, что чрез всесожжение совершилось прощение грехов κατ’ ’εξοχν, а чрез благодарственную жертву–заключение завета; далее, что кропление народа было совершено кровью только благодарственной жертвы, а самое заключение завета было представлено и запечатлено только жертвенным пиром (стр. 242)». Но против такого разделения справедливо замечает Гофманн schriftbew. II, 1. стр. 177): «Это вовсе не был бы завет Бога и Израиля между собою, если бы посредник вымогал его и требовал прежде жертвы за грех; Богом поставленный посредник имеет в виду одновременно обе стороны, как вполне свободные, и ничем не связанные друг пред другом, чтобы осуществить Богом желанное отношение». 417 «С мясом жертвы завета поступали, без сомнения, по существовавшей жертвенной практике, т. е. при всесожжении оно сожигалось все, а при благодарственной жертве только лучшее (жирные части), а остальное назначалось для жертвенного пира. В даре, сожигаемом на жертвеннике в приятное благоухание для Иеговы ( Быт.8:21 ), народ посвящал себя самого со всеми своими членами и силами Богу Израиля, принявшему в общение завета». Куртц, Gesch. d. А. В. II, стр. 298. 418 Некоторые думают объяснить это отступление от общего правила тем, что эта жертва за грех «есть вместе жертва частного лица и священника; так как освящаемые не имеют еще полных священнических прав прежде окончания акта посвящения, а между тем получают священный характер, уже чрез облачение (инвеституру) и помазание миром» (Куртц, d. Мос. Opter. imp. 245) Но это объяснение совершенно неудовлетворительно, частью потому что священники, получая священный характер чрез инвеституру и помазание не остаются уже частными лицами, не исправляющими должность священников, частью потому, что приношение крови во внутренность скинии вовсе не есть какое-либо священническое преимущество, но имеет место и при жертве греха за все общество ( Лев.4:16 q).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

За овцу или козу при всесожжении – будет ли это просительная или полная благодарственная жертва – жрецы (должны получать секель серебра) и два цара за каждое животное и при просительной жертве кроме этого им должны принадлежать мелкие части (?) и жареное мясо (?), но кожа, и задние части, и ноги, и остальное мясо должны принадлежать жертвователю. За ягненка, или за молоденькую козу, или за маленькую козулю при всесожжении – будет ли это просительная или полная благодарственная жертва – жрецы (должны получать) три четверти секеля серебра и (два) цара (за каждое животное, и в случае просительной жертвы они должны получать) вместе с этим мелкие части (?) и жареное мясо (?), но кожа, и задние части, и ноги, и остальное мясо должны принадлежать жертвователю. За птицу – все равно домашнюю или дикую – при всесожжении, будет ли это или (два различные рода жертвы?), жрецы (должны получать) три четверти секеля серебра и два цара за каждую птицу и (кроме того много мяса). За птицу или за жертву перворожденного какого бы то ни было животного или за хлебную жертву или за жертву масла жрецы (должны получать) десять монет за каждую. Во всяком случае просительной жертвы, которая приносится богам, должен жрец получать мелкие части (?) и жареное мясо (?) и при просительной жертве... и за пироги, и за молоко, и за жир, и за всякую жертву без крови, которую кто-либо приносит... И при всякой жертве, которую приносит какой-либо человек бедный скотом или птицей, жрецы ничего не должны получать... Все прокаженное, порченое или больное запрещается. И каждый должен из того, что он жертвует (?), кровь убитого. Плата за каждую жертву должна быть сообразна с тем, что утверждено в этом объявлении... Что касается всякой другой жертвы, относительно которой нет предписания на этой таблице и которая совершается не согласно с определениями, которые (опубликованы в правление... ваала, сына Бод-Танита) и Бод-Эшмуна, сына Хальци-Ваала и их совета, каждый жрец, принимающий жертву, которая не определена в написанном на этой таблице, должен быть наказан...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Всецелая деятельность Твоя для нас, независимая от побуждений и поощрений, свойственных службе подвластных, что иное, как не свободная, непрестанная жертва; любовию к Царю царей возжигаемая, любовию к народу Твоему всесожигаемая? Если о некоторых особенных жертвах должно упомянуть особенно, как величественна та умилостивительная жертва, когда в годину искушения, пришедшую на все Царства Европы, решительно и совершенно Ты пожертвовал безопасностию – правде, разсчетами человеческаго мудрования – безусловной надежде на Бога, собственными выгодами – спасению царей и народов! Или та благодарственная жертва, когда во дни побед и славы, всю славу побед приносил Ты Единому Господу сил, или та, подлинно, мирная жертва, приносимая за внешний и внутренний мир столь многих царств, для которой неизвестным до Тебя искуством, создал Ты жертвенник на хартии Священнаго союза и которая до сего дня столь очевидно благоугодна Христу, Царю и Богу! Видим и Твои жертвы Царица-Матерь! Царское изобилие принесено в жертву нищете и сиротству, Царский покой ежедневно приносится в жертву для успокоения бедствующих и страждущих. А наши жертвы? Словом Апостольским приглашаем каждаго помыслить о своей жертве: «молю убо вас, братие, щедротами Божиими, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше». Говоря о жертве, первоначально братиям Церкви Римской (хотя впрочем без сомнения в наставление всей Церкви Вселенской), – людям, недавно вступившим... Господь же да «помянет»... 640 В указателе в Чт. О. Л. Д. Пр. значится произнесенным в 1843 году. – По Евреин. сборн.: Слово на день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Александра Павловича, говоренное в Марьинской церкви Императорскаго вдовьяго дома декабря 12 дня. 646 По Евреин. сборн.: уста исполненныя душевным ядом лукавства и злобы: тот вместо агнца или голубя хочет принести в жертву свинию, или коня неистово ржущаго, или аспида... 648 По Евреин. сборн.: Слово о жертвах не может умолкнуть в сем храме, не коснувшись особенно Вас, освященныя и вновь освящаемыя жертвы Христианскаго человеколюбия, избранныя сестры сердоболия! Чем необходимее всеобщая обязанность Христиан представлять себя в жертву Богу во всяком звании, состоянии, должности: тем благодушнее должны вы приносить вашу особенную добровольную жертву для облегчения страждущаго человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Отв. на вопрос 106). Превосходство Евхаристии пред прочими Таинствами Церкви состоит – а) в преизбытке таинственности и непостижимости её. В прочих Таинствах непостижимо собственно то, что под известным видимым образом невидимо действует на человека благодать Божия, а самое вещество Таинств, например в Крещении вода, в Миропомазании святое Миро, остается неизменным. Здесь, напротив, изменяется самое вещество Таинства: хлеб и вино, сохраняя один вид свой, чудесно претворяются в истинное Тело и Кровь нашего Господа и потом уже, будучи приняты верующими, невидимо производят в них свои благодатные действия; б) в преизбытке любви к нам Господа и в чрезвычайном величии дара, преподаваемого в этом Таинстве. В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие частные дары спасительной благодати, сообразно с существом каждого Таинства, – дары, которые Он приобрел для людей Своей крестной смертью . Здесь же Он предлагает в пищу верным Самого Себя, собственное Тело и собственную Кровь, и верующие, соединяясь здесь непосредственно со своим Господом и Спасителем, соединяются таким образом с самим источником спасительной благодати; наконец – в) в том, что все другие Таинства суть только Таинства, спасительно действующие на человека, а Таинство Причащения есть не только непостижимейшее и спасительнейшее из Таинств, но вместе и жертва Богу, почему оно и называется иначе Евхаристией (Εχαριςτα – «благодарность», «благодарственная жертва»),жертва, которая приносится Ему за всех, живущих и умерших, и умилостивляет Его (Прав. Испов., ч. I, вопр. 107; Посл. Вост. Патр., чл. 17 22 ). Высокое преимущество Таинства Евхаристии усматривается и из самого времени и образа его установления Спасителем нашим Христом. Прочие Таинства установлены Спасителем – а) без особенного приготовления Его учеников к принятию их, – обо всех них Господь Иисус изрекал Свою волю как бы вскользь, или, говоря точнее, учил им Своих учеников наряду с прочими истинами Своего Евангельского слова, не выделяя как будто их из ряда этих истин 23 ; б) установлены одним словом, без внешнего действия, исключая разве Таинства Покаяния, об установлении которого замечается в Евангелии, что Иисус Христос, преподавая Своим ученикам власть прощать и оставлять грехи, дунул, и говорит им...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

397 Потрасание haniph состояло, судя по Исх.29:24 и Лев.8:27 , только в горизонтальном движении вперед и взад. Кроме потрясания груди частной жертвы спасения ( Лев.7:30 ) известны еще след. потрясания: при жертве спасения относящейся к посвящению священников, при так называемой жертве изобилия потрясасание тука, груди, плеча и некоторых жертвенных печений ( Исх.29:22–26 ); потрясание первого снопа на второй день пасхи ( Лев.23:11 ), двух ягнят и хлебов первого плода, принесенных как благодарственная жертва в пятидесятницу ( Лев.23:20 ), ягненка и лога елея, принесенных при очищении прокаженного в жертву вины ( Лев.14:12 ); жертвы спасения, принесенной назореем ( Чис.6:20 ) и жертвы ревнования ( Чис.5:25 ). Талмудисты определяют потрясание как molich umebih, как движение горизонтальное сравн. Gemara Kiddusch 36, 2. Gemar sueca 37, 2. и Tosaphta Menach. и Маймонид. de rat. sacrif. у Бэра 11, стр. 355 замечание. Но средневековые раввины представляют потрясание как движение во все четыре стороны света; так R. Bêchai ad Lev. 8 : prorsum ас retrorsum illi admovet, cuius sunt quatuor mundi plagae; Abarbanel, Levi ben Gerschom y Outram, de sacrif 1 c. 15 §5 pag 152 и Witsius, miscellan. sacr. 1, pag. 403. О чем многие библейские археологи до Бэра (11, стр. 355) находили это объяснение вероятным, но едва ли справедливо. Кроме того раввины различали еще особенный обряд возношения (theruma) и называли его ma’aleh umorid, т. е. движение вверх и вниз, в чем следовали раввинам многие и христианские археологи. Но закон Моисеев только потрясание признает особенным обрядом; что же касается возношения, то оно выведено только из термина; плечо возношения (schoq hathrupha), как называлось плечо жертвенного животного, при обыкновенной жертве спасения достававшееся священнику, совершающему кропление кровью Лев.7:30 ) и выведено из неправильного понимания мест Лев.2:9, 4:8–10, 6:18 (15) сравн. также Исх.29:27 . Следующие места: и вознесет (herim) священник из сей жертвы (хлебной из горшка) часть в воспоминание и сожжет на жертвеннике, это жертва, благоухание приятное Господу ( Лев.2:9 ) и еще: и вознесет полную горстъ муки с елеем и со всем фимиамом и сожжет сие в воспоминание на жертвеннике, это жертва, благоухание приятное Господу 2 ст.,–также не говорят об обряде возношения; это совершенно ясно из равнения этих мест с другими параллельными местами ( Лев.2:9 сравн с 2:2, Лев.3:3 с 4:8,31,35 и 7:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Что эту небесно-земную жертву Ориген не считал чисто духовною, это видно из прибавки velut quoddam к словам spiritale sacrificium. Объясняя Лев. (4:3–16) о принесении тельца в жертву за грех великого священника или народа, говорит: «итак, смотри, не есть ли Иисус, о котором говорит Павел, что Он умиротворил кровью своею не только земное, но и небесное, не есть ли Он тот самый телец, который на небе принесен не за грех, но в дар (non pro peccato, sed pro munere), а на земле, где грех царствовал от Адама до Моисея, – за грех. А что Он пострадал вне полка, – это я думаю (означает, что Он пострадал) вне того полка, который видел Иаков, небесного полка ангелов... Итак, вне этого небесного полка всякое место, в котором мы обитаем, есть то земное место, в котором во плоти пострадал Христос» 436 . Желая таким образом показать, что жертва телесного страдания, жертва умилостивительная, объемлющая небо и землю принесена однажды на земле и что на небе Христос не претерпевал страдания прославленною своею плотью, хотя и там умилостивляет за грехи всего мира своею человеческою природою, спосаженною одесную Отца, Ориген , даже впадая, по-видимому, в противоречие с собою, отказывает небесной жертве в значении умилостивления за грехи. Через усвоение небесной жертве благодарственного только характера, он хотел показать, что небесная жертва находится в полной зависимости от крестной жертвы. Столь же ясно говорит он о единичности страдания за грехи всех разумных существ даже и в том месте, где сильно вооружается против несправедливого, по его мнению, взгляда, что плоды земных страданий простирались только на людей. Ориген утверждает, что Он (Христос) вкусил смерть не за людей только, но и «за всех существ разумных (οχ πρ νθρπων μνον, λλ κα παντς λογικο), принесши Себя самого в жертву, однажды только принесенную (τν παξ θυσαν προσενεχθσαν αυτν ννεγκων)», что «Он вкусил смерть за все, не за людей только умер, но и за остальных разумных существ (λλ κα περ τν λοιπν λογικν)», что «нелепо вкусить Ему смерть за грехи человеческие, а не вкусить еще и за иного некоторого, сделавшегося грешным кроме человека, например за звезды, звезды не совершенно чистые пред Богом, как узнаем из кн. Иова» 437 . Та же мысль о единичности искупительных за грехи всего мира страданий выражается наконец и в том месте, где Ориген отвергает совершенно мысль о повторяемости страданий Христовых в будущие века 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

«И будет егда возглаголют вам сынове ваши: что есть служение сие; и рцыте им: жертва пасха спя Господу, Иже покры домы сынов Израилевых во Египте, егда поби Египтяны, домы же нашя избави» ( Исх. 12:26–27 ) Издалека привожу вам слова сии, но привожу потому, что они весьма близко идут к настоящему дню и месту. Сказаны они Моисеем, и содержат, как видите, заповедь касательно праздника Пасхи. Учредив его в память чудесного избавления первенцев Израильских во Египте от смертоносного Ангела, поразившего первенцев Египетских, Моисей предвидел, что для новых, грядущих поколений подробности давно прошедшего благодеяния Божия соделаются не так известными, и самые обряды праздника не так вразумительными. Посему и предписывает в приведенных словах, чтобы во время праздника Пасхи, совершавшегося по домам, каждый отец семейства делался его истолкователем и, так сказать, проповедником для своих домочадцев, дабы таким образом все, от велика до мала, знали, за что именно, кому и для чего празднуют. «И будет егда возглаголют вам сынове ваши: что есть служение сие; ирцыте им: жертва пасха сия Господу, Иже покры домы сынов Израилевых во Египте, егда поби Египтяны, домы же нашя избави» ( Исх. 12:26–27 ). Как ни велико расстояние мест и времен, но наше празднество настоящее видимо походит на древнее празднество Израильское. Ибо и мы празднуем ныне в память освобождения некогда града и страны нашей от смертоносного Ангела, их поражавшего. Продолжительность времени, с тех пор протекшего, легко может привести в забвение у новых поколений не только подробности, самую сущность благодеяния Божия, оказанного предкам нашим. Поскольку же прилежная память о сем крепко нужна для всех потомков, то и мы почли долгом повторить в слух ваш заповедь Моисееву, с прошением исполнять ее, как можно прилежнее. Итак, отцы и матери, если во время настоящего праздника дети ваши вопросят вас, что значит служение сие? Приимите труд сказать им, что это благодарственная жертва Господу за то, что Он покрыл некогда милосердием Своим град и страну нашу от смертоносной язвы, в них свирепствовавшей. А если бы и не было со стороны детей подобного вопроса, то начнинет сами беседу о сем и спросите их: знают ли они, почему ныне весь город наш празднует так светло?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Давид понимал и предвидел, наконец, и то, что преступает его, как скоро оно станет известным, непременно возбудит волнение в его городе и даже мятеж против него самого. Между тем, в то время велась война с Аммонитянами, которые, при первой возможности, могли бы воспользоваться этим несчастным обстоятельством, подступить к самому Сиону и даже разорить город Иерусалим. Такое опасение было тем более основательно, что Сион был недостаточно защищен, – его древние стены, по-видимому, очень обветшали, нужно было сооружать новые стены. В виду этого царь Давид и просит Господа: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему, Сион, – да будут созданы стены Иерусалима!» – Стены Иерусалима действительно были устроены вновь, но уже при преемнике Давида, его сыне Соломоне ( 3Цар.2:35; 3:1;11:27 ). Тогда, говорит Давид, благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, разумеется – когда Ты, Господи, примешь сокрушение духа царя, как приятную жертву, спасешь его, сохранишь мир в городе; тогда благоугодна будет Тебе жертва правды или жертва за оправдание, благодарственная жертва, а также возношение и всесожжение: Ты примешь все их, как знак благодарности за Твои благодеяния царю, городу и народу. «Тогда возложат на алтарь Твой тельцов», – возложат представители народа, благодарные Тебе за спасение царя, Сиона и всей страны, именно – тельцов, как самую ценную вещественную жертву ( Пс.49:14–15 ). Итак, сознание Давида, что он зачат в беззаконии и рожден во грехе, и что для искупления греха недостаточно никаких жертв, т. е. сознание своей крайней беспомощности, это сознание заключает в себе необходимую потребность высшей жертвы, именно искупительной жертвы Христа Спасителя, как Единого непорочного Агнца, взявшего на Себя грехи всего мира (ср. Пс.48:6–13,16; 49:8–15 ; Ис.53:4–6,11 ; Ин.1:29,35–36 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010