Евхаристическое богословие Св. Отцов и благодатный опыт жизни в Церкви раскрывают неисчерпаемое сокровище спасительной Литургии, благодатные дары, подаваемые участвующим в ней соборной молитвой, приношением и Причащением. О. Иоанн неустанно своими проповедями и призывами, своей молитвой и совершением Литургии вводил в церковную евхаристическую жизнь своих современников, большею частью пребывавших в равнодушии и небрежении к Литургии, в евхаристической холодности, которая, по словам о. Иоанна, происходит «от недостатка рассуждения, от маловерия и неверия и житейских страстей». Духовный мрак, разразившийся катастрофой, о. Иоанн озарил невечерним светом Литургии и указал путь к духовному возрождению и оцерковлению мира, жизни и культуры, путь к истинной духовной жизни верующих. Этот путь – Евхаристия, Литургия. Блаженный Кронштадтский пастырь был пророк Св. Чаши, евхаристического возрождения. Он не преставал указывать на плоды причащения Св. Тайн и петь вдохновенные гимны Литургии и Евхаристии, каждое слово которых насыщено глубоким содержанием для верующего. «Что такое Литургия? – Божественная вечеря, брак Агнца, на которой Агнец Божий соединяется с душами верующих... Нет ничего выше и более Литургии – ни на небе, ни на земле... Дело Божие, совершаемое Литургией, превосходит своим величием все дела Божии, совершенные в мире... Это истинно небесное служение Божие на земле, при котором быть разумно и достойно – есть блаженство, мир и отрада для души... О сколь величественна, свята спасительна Литургия для христианина! Храм истинно делается небом! Ибо Бог в Троице нисходит на Св. Животворящий Престол каждый день и совершает чудо милосердия Своего, претворяя хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия и удостаивает верующих причастия их... Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь признак жизни – не имел бы дара освящения; словом, совокупности всех истинных, нетленных благ». «О Литургия святая, божественная... всеспасительная, всеосвятительная... Ты жертва о всех и за вся – о всех святых (жертва благодарственная и хвалебная) и за вся – за всех живых и умерших (жертва умилостивительная и очистительная)... Ты землю обращаешь в небо! Ты земных человеков делаешь небесными, и сколько их соделала таковыми – несть числа – во все прошедшие века и в текущие и соделаешь в грядущие...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

Жертва существует прежде, нежели становится жертвою: жертвою делает ее назначение. Агнец на пажити не есть жертва: тот же агнец, когда приведен ко олтарю, становится жертвою. Посему и человек доколе ходит в мире, поникши к земле, собирая и поглощая пажить земных благ и чувственных удовольствий: дотоле он, и тело его, не есть жертва Богу; в сем случае 644 он или бывает жертвою тварей, работая, вместо Бога, богатству, боготворя чрево, или напротив поставляет себя идолом, и требует себе в жертву всего, что земля производит. Таким образом, Христиане, одним именем не превозноситеся, и не обольщайтесь наружностию. – Кто не живет истинно по-Христиански: тот находится в состоянии нравственнаго идолослужения. Но когда дух Христов, дух покаяния и благодати, берет человека с пажити мира, обращает и влечет к Богу, а человек, веруя, повинуется сему влечению; вменяет за уметы, и оставляет позади себя все, что привлекало его в мире; всецело посвящает Богу и душу, и тело, и дела, и желания, и помышления; решается, с безропотностию агнца, ведомаго на заклание, и действовать и страдать, и жить и умереть для Иисуса Христа: с сего времени он, пользуясь духовною силою священнодействий и таинств видимаго, изобразительнаго храма, невидимо входит, и сам таинственно зиждется, в храм духовен, и вступает в чин живой жертвы Божией. Хотя разныя жертвы скинии Моисеевой или храма Соломонова, в своих образах, в тени, в гадании, представляли первоначально единую, существенную, всеспасительную крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа: впрочем, по причастию и подражанию сей всеобщей жертве, и над каждою живою жертвою Христианскою в некотором степени, и с применением к особенному ея состоянию, может и должно совершаться то, что некогда представлялось жертвами прообразовательными. Ты закалаешь твою жертву, когда духом умерщвляешь плоть со страстями и похотями; омываешь ее, когда оплакиваешь прежние грехи твои; возжигаешь ее, когда огнь любви Божией объемлет и наполняет сердце твое так, что силою онаго темныя стихии ветхой плотской жизни разрешаются и очищаются, и сквозь них проникает новая, светоносная, горе идущая жизнь духа. Ты приносишь фимиам, – одну из самых внутренних жертв, проникающую во Святая Святых, и усовершающую многия другия жертвы, – когда приносишь молитву: так еще во дни теней и гаданий разрешал сие священное гадание тот, который воспевал: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» ( Пс.140:2 ), Господи! Приносишь в жертву главу, когда «пленяешь разум» твой «в послушание веры», и умом твоим предаешься Богомыслию. Приносишь рамо, когда благодарственно приписываешь Богу силу, тебе дарованную. Приносишь тук, когда посвящаешь Богу твою радость и веселие. Приносишь агнца, когда ходишь в незлобии. Приносишь птенца голубинаго, когда хранишь чистоту. Приносишь работнаго тельца или юницу, когда ревностно 645 подвизаешься для Бога, или благодушно трудишься в пользу ближняго.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Итак, исходя из этого псалма, для достойного принятия Тела и Крови Христовых необходимы вера в Бога и желание, поиск пути к Нему, борьба со страстями, молитва, пост и воздержание. Таковые соделывают себя с Божьей помощью теми святыми, которые становятся достойными Святыни Евхаристии. 115-й псалом В четвертом стихе этого псалма прямо говорится о Таинстве Причащения: «Чашу спасения приму, и имя Господне призову». Причем Евхаристическая Чаша названа именно Чашей спасения, т. е. в Ней спасение для человеков. Вот для чего нам нужно причащаться! Чтобы спастись! И какое интересное слово «причастник»: мы соделываемся причастниками Божества, соединяемся с Ним таинственным, евхаристическим, спасительным образом! Последние стихи псалма символически нам прообразовывают Литургию: «Тебе пожру жертву хвалы, и во имя Господне призову. Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его: Во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме». Что такое жертва хвалы? Это, конечно, Евхаристия, являющаяся, собственно, ядром Божественной литургии. И с греческого языка Евхаристия и переводится как «жертва хвалы, благодарственная жертва». Стих «Молитвы моя Господеви воздам перед всеми людьми Его…» говорит нам о вселенскости, всемирности, всеобьемлющем характере Литургии. Это слово и переводится с греческого языка как «общее дело, служение». Дворы же дому Господня и Иерусалим символизируют храмы Православной Церкви и Саму Церковь-Мать, в священной ограде Которой Богом совершается Литургия. Одним словом, при чтении псалмов поражает откровенность пророчеств. Они прямо указывают на Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на Его Искупительный Подвиг, на учреждение Святой Троицей земной новозаветной апостольской Церкви, в Которой совершается дело спасения человеков. И это было написано за тысячи лет до новозаветных событий! И, конечно, могло быть написано только святыми людьми по внушению Духа Святого. Он, словно великий Регент, руководил стройным хором святых пророков, которые пели, поют и будут на веки вечные продолжать петь спасительную песнь Священного Писания. В ней нет места фальшивому звуку, в ней одна правда Божия.

http://pravoslavie.ru/106207.html

«Богослужение — это жертва человека, существа словесного, — Богу. Жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв.» Св. прав. И. Кронштадтский Введение Батюшки и матушки! Отцы и матери! Братья и сестры! Если вы держите в руках эту брошюру, значит, она все-таки появилась на свет по просьбе вашего преподавателя, и по просьбам моих бывших учеников. Единственная ее цель — помочь, понять, облегчить, направить, сделать радостным и счастливым ваше непосредственное служение Богу! Не зная вашей степени подготовки по Уставу, предлагаю пройти, ну, очень краткий курс «Ликбеза». Со стороны клироса чтения бывают такие: Прокимен, Апостол, Часы, Блаженны, Благодарственные молитвы, Псалмы из Псалтири, Тропарь, Кондак, Предзаключительные, Заключительные молитвы, Великое начало, Объявление стихир, Запевы к стихирам, Паремии, Молитвы ко святым, Седальны по стихословии, Ипакои, Седален по полиелее, Тропари внутри канона, Седален по 3й песне канона, Кондак по 6й песне канона, Икос по 6й песне канона, Светилен по 9й песне канона, Экзапостиларий по 9й песне канона. Вспомните мудрую, нужную, важную, синюю книгу, занимающую достойное, самое просматриваемое место на вашем «пюпитре» во время Богослужения. Правильно! Это «Богослужебные указания», (в простонародии называемые «Костылями», то есть — без них некоторым людям просто не отслужить из точки А в точку В). И заметьте — абсолютно справедливо! Регент одной рукой управляет хором и чтецами, а другая рука постоянно лежит на «Указаниях». Уберите книгу — в обморок упадет! Знакомая ситуация? Можно дать вам еще один путеводитель, но уже только по «читальным» местам. Вот он! Схема для чтецов. Но, опять же, вы будете привязаны к ней волей-неволей! Конечно, бывает исключение. Конечно, бывает трудное сочетание в службе. Конечно, аз всего, всего не учла. Конечно, бывает изменение в самОм Уставе. А вот тогда и держитесь крепко за каждую букву путеводителей. А на спокойных службах — и служите спокойно! Не претендует брошюра на панацею, но желает (после ее прочтения) освободить часть вашей головы все — таки для молитвы во время службы, а не только искания и сверяния всех читальных «И ныне», и текстов, и т. д. В добрый путь!

http://azbyka.ru/kanonarh-metodicheskoe-...

Св. Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. «Златоустом» прозвали его за особое красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие. Он также оставил после себя много церковных произведений. Он несколько (в молитвах, читаемых священником тайно) сократил чин Литургии Св. Василия Великого , но существенных изменений никаких не допустил. Скончался в 402 г. в ссылке. Литургия имеет различные названия. Первое название «Литургия» – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, – живых и умерших. Так как Таинство Св. Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарственная жертва», то и Литургия называется также «Евхаристией» . Чаще всего Литургию называют «обедней» , так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Св. Причащения, в Слове Божием называются «Трапезой» и «Вечерей» Господней ( 1Кор.10:21; 11, 20 ). – В апостольское время Литургия называлась еще «преломлением хлеба» ( Деян.2:46 ). На Литургии воспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от рождения и до вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага. Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается самое Таинство, и верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые: 1) «проскомидией» , 2) Литургиею «оглашенных» и 3) Литургиею «верных». I. Проскомидия «Проскомидия» – слово греческое и значит: принесение . Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою , что значит: приношение . Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный, хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Такой взгляд имеет свое историческое основание. Мужество мучеников, их кротость и в то же время это отсутствие страха перед самыми страшными муками и пытками, какие могла только выдумать злоба язычников, производили такое сильное впечатление на последних, что многие из них обращались в христианство . Не даром Тертуллиан говорил, что кровь христианская служит семенем и что число христиан через смерть мучеников вместо того, чтобы уменьшаться, чудесно увеличивается 5 . Действуя так на язычников, мученики производили на своих собратий по вере еще более благотворное влияние, подавая им пример непреклоннй твердости и преданности вере Христовой. Естественно было Церкви с благодарностию вспоминать память этих своих героев. «Таковая жизнь, говорит Евсевий, по всей справедливости оставляет по себе твердую память и вечную славу. Ибо, как самая жизнь мученика отличается смиренномудрием и памятованием Божиих велений, так и кончина его бывает исполнена великодушия и благородного мужества. А потому за нею следуют гимны, псалмы и славословия; за нее воссылается хвала Сердцеведцу всех и в память сих мужей совершается благодарственная жертва, чистая от крови и всякого начилия, жертва, не требующая ни благовония ливана, ни горящих костров, но довольствующаяся чистым светом, сколько его нужно для освещения молящихся» 6 . И мы действительно видим, что на первых же почти порах в христианской церкви почитание мучеников было всеобщим. Так, в приведенных словах христиан Смирнских дается знать, что древние христиане в дни кончины мучеников ежегодно совершали в честь и память их церковные праздники. С сею же целию предстоятели церквей во времена гонений назначали особенных лиц из клира, которые обязаны были вести точные записи, кто из христиан и когда скончался мученическою смертию. «Отмечайте дни кончины их, пишет св. Киприан, епископ Карфагенский, в послании к своему клиру, чтобы ежегодно освящать их общественным богослужением. Пусть Тертулл замечает, записывает и означает для меня те дни, в кои блаженные братья наши преходят чрез смерть к славному бессмертию» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

То, что Тело и Кровь Христовы, священнодействуемые в литургии, действительно имеют значение ходатайственной жертвы, это ясно видно из слов Самого Иисуса Христа. При установлении Евхаристии, сказав ученикам Своим: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, Он присовокупил: еже за вы ломимое (а не вам ломимое); и, сказав, когда предлагал благословенную Чашу: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, присовокупил: яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 26–28 ). То же видно из слов апостола Павла мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии ( Евр. 13, 10 ). Здесь слово жертвенник неизбежно предполагает существование жертвы, а слово питаться ясно дает разуметь, о какого рода жертве говорит апостол. Поэтому во всех литургиях, начиная с самых древних, Церковь исповедует перед Богом, что приносит Ему Бескровную жертву о всех и за вся . И эта жертва есть не только умилостивительная, но вместе благодарственная и хвалебная, потому что преподание ученикам Тела и Крови Своей под видами хлеба и вина Установитель Таинства предварил благословением и благодарением Богу Отцу ( Мф. 26, 26–27 ), отчего само Тайнодействие называется Евхаристией (благодарением). Евхаристия есть жертва, а не только спасительная пища и питие, литургия совершается не только тогда, когда в храме есть причастники, но и тогда, когда их нет, кроме одного священника. «Ты не причащаешься, находясь на литургии, зато присутствуешь при совершении спасительной жертвы; зато тебя и всех твоих близких, живых и умерших, поминают при этой жертве, и сам ты с большим дерзновением приступаешь к престолу благодати, зная, что за тебя ходатайствует Кровь Божественного Агнца, священнодействуемая в алтаре». Великая важность Тайнодействия литургии была причиной того, что Иисус Христос , еще задолго до установления этого Тайнодействия, дал обетование об его установлении, подобно тому, как задолго до установления Таинства Крещения ( Мф. 28, 19 ), Он в беседе с Никодимом указал на это Таинство возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

А что пророк потом прибавляет к сказанному, в этом является неизреченное милосердие Божие и неисследимое богатство милости Его к нам: милостив буду неправдам их ( Иер.31:34 ). Что выше и священнее этих слов, приятнее и отраднее их? Между тем как во власти Его было наказать, разверзнуть пасть геенны, нанести многие невыносимые удары, страшные и внезапные смерти за многие и бесчисленные прегрешения, Он не угрожает, не наказывает, не повелевает земле расступиться и поглотить всех, но побеждает милосердие. Милостив буду, говорит, неправдам их. Мы, это испытавшие и в это верующие, ежедневно возносим Спасителю победную и благодарственную песнь и славословие, поя и воспевая: кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс.105:2 )? Кто в силах возвестить милости Его и чудеса? Какой язык может достойно восхвалить величие Его благодеяний? Какое слово может сравняться с величием дарованных Им благ? Не только не наказал и не предал геенне, но был милостив к неправдам нашим и, что превосходит все и превышает всякое слово, совершил для нас таинство спасительного домостроительства. Каким же образом? Не наказал, но Сам был наказан, не нанес ударов, но Сам уязвлен бых в дому возлюбленного своего ( Зах.15:6 ), плещы свои вдах на раны и —291— ланите свои на заушения ( Ис.50:6 ), наконец принял позорную смерть на кресте, презрев поношение и пригвоздив на кресте рукописание против нас, дабы избавить нас греха и освободить от власти тьмы – Один и Тот же жрец и жертва, закаляющий и закаляемый за нас, приносимый в жертву и приводящий к Богу и Отцу народ Свой. Посему мы искуплены из-под власти врага, познали Отца чрез Сына и являемся истинными поклонниками Троицы. Чуждые же сей благодати, забывшие все это и закрывшие уши и очи сердца своего для столь честного и дивного, пусть покланяются и почитают, что хотят. А каково и сколь важно то, что прибавляет богоносный пророк потом: и грехов их не помяну ктому ( Иер.31:34 )? Здесь ум приходит в смущение, впадает в великое недоумение, предпочитает немоту и молчание, ибо не может вступить на неисследимые пути судов Божиих. Одно и единственное средство может найти он, чтобы освободиться от недоумения, это – возглашать вместе со зрителем и учителем неизреченных таин: о глубина богатства и премудрости и разума Божия, яко не испытани судове его, и неисследовани путие его ( Рим.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В конце утрени вновь открываются царские двери, священник громко возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет», на что на клиросе отвечают пением великого славословия: «Слава в вышних (на небесах) Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славны Твоея, Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче (Агнец) Божий, Сыне Отечь, вземляй (принимающий) грех мира, помилуй нас; вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко ты еси един Свят. Ты еси един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь». После великого славословия произносятся ектении, – сугубая и просительная, и отпус к т (благословение) священника. Первый час (Служб церковных, называемые часами, четыре: первый час, третий, шестой и девятый. Часы состоят из чтения псалмов и молитв. Первый час совершается в воспоминание суда над Иисусом Христом; на третьем часе вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов; на шестом – распятие, на девятом – смерть Иисуса Христа). К Утрени присоединяется чтение первого часа. В читаемых здесь псалмах говорится о могуществе и святости Господа. Мы просим Его, чтобы Он «заутра (с раннего утра) услышал глас (молитву) наш» и направил наши дела на добрый путь. Заканчивается служба хвалебной песнью Божией Матери и молитвой священника, чтобы Господь Бог помиловал и спас Нас, «яко благ и человеколюбец». Литургия Литургия есть самое важное богослужение, потому что на нем совершается величайшее из таинств – таинство святого Причащения. Литургия называется также обедней, потому что служится во время дня, близкое к обеденному, перед полуднем. В молитвах, песнопениях и священнодействиях за литургией вспоминаемся вся земная жизнь Иисуса Христа до вознесения Его на небо. Таинство святого Причащения называется еще таинством святой Евхаристии, то есть благодарственной жертвой так как оно совершается в благодарное воспоминание крестных искупительных страданий Господних и по заповеди Спасителя: «Сие творите в мое воспоминание». Евхаристия есть бескровная жертва, приносимая Богу за грехи всех людей живых и умерших, как бы ежедневное повторение жертвы Голгофской, принесенной Самим Христом. Она заменила, ветхозаветные кровавые жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Другая причина – Искупительная Жертва. Подумайте: что для нас совершается?! Сын Божий Единородный закалается в выкуп. А мы? Холодны или враждебны друг к другу. Нам прощаются бессчетные грехи, а мы не хотим оставить человеку и простого. Мы от вечного осуждения освобождаемся, а сами и временных долгов отпустить не хотим. И как понятна становится притча о жестоком заимодавце! Должный Господину «только талант» (10000 х 4000 руб ­­ 40 000 000), то есть неоплатный долг, он и не смел даже просить о полном прощении, а лишь об отсрочке: «Господи, потерпи на мне, и вся Ти воздам». Неразумный грешник: где тебе заплатить «все»? Ах, безумный, безумный! Да, но и просить о прощении тоже нет оснований: за что? Но Господь не «за что» прощает, а по благодати: «Милосердовав же Господь раба того, прости его, и долг отпусти ему» совсем. А он, жестокий, не пощадил своего «клеврета» (товарища) даже из-за 100 пенязей (21 рубль)! И это после прощения «тьмы»! ( Мф. 18, 26, 27 ). И понятно: мог ли он быть в Царстве «Милосерднаго» Господина? И оставалось выбросить его вон, во тьму кромешную! Так и здесь. Искупитель искупает нас, неоплатных должников, а мы не милуем и сорабов, искупаемых. Представим: мы пленники, все закованные цепями: нас освобождают даром, а мы тотчас бы стали ссориться?! «Ну, стоило ли таких освобождать?!» – сказал бы благодетель. Обычно спасенные от бед бывают дружны и любовны. Таковыми должны быть и верные на Жертве Агнца Божия. Но и это еще не все, даже не самое главное. Основная причина лежит в Царстве Пресвятой Троицы. И так должно быть, потому что если самая основная суть и идея Евхаристии есть благодарственная хвала Пресвятой Троицы – «Та бо нас спасла есть» – то все должно быть связано с Нею. Как же и почему именно? Из объяснения праздника Святой Троицы особенно стало ясной связь Пресвятой Троицы и любви. Повторю это кратко. Я ясно ощутил в Пятидесятницу веяние духа любви, и сам наполнился его, так что даже недружелюбного отца N совершенно легко мог любить, даже с радостью. И это было не от «мыслей», а непосредственное веяние. И наоборот, когда я почему-то ощутил сухость в душе или даже хуже, я тотчас же ощутил (и опять не через рассуждение, а изнутри сердца) совершенную несовместимость враждебных или даже хладных чувств с празднованием Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010