Участникам Бражниковских чтений ноября 2019 Организаторам, участникам и гостям международных Бражниковских чтений Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую вас на чтениях, где обсуждаются вопросы истории и значимости церковно-певческого искусства. Тема этого года - средневековое литургическое искусство Новгорода Великого. Новгородская литургическая традиция насчитывает более десяти веков и заключает в себе многие сокровища. Типографский кондакарь, Софийские триоди и Стихирари XII-XIII веков, Благовещенский кондакарь и другие певческие памятники вошли в золотой фонд древнерусской богослужебной культуры. Известный гимнограф Пахомий Серб трудился в Новгороде над чинопоследованиями в честь новгородских святых. Отечественная церковно-певческая традиция славится именами новгородских роспевщиков Маркелла Безбородого, Гурия Тушина, Саввы и Василия Роговых - создателей одной из композиторских школ Древней Руси. Будучи неотъемлемой частью богослужения, новгородское наследие является важной составляющей культуры России. Бражниковские чтения из года в год способствуют сохранению, научному изучению и распространению традиций древнерусского певческого искусства. Желаю вам возрастания в вере и творческих успехов. С Божиим благословением, ВАРСОНОФИЙ, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский 6 ноября 2019 г. Поделиться Разделы Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/docs/uchastnika...

л. 158об. – запись книгописца: γρφη τ παρν ψαλτριον ν πλει Τφρη χειρ α πν μοναχο τνος γιορετου βατοπεδηνο Μαξμου τονομα ατà το μη ον τος τς ογδης χιλιοστος, ναλμασι Βενιαμν το ελαβεσττου εροδιανου αι εροφλαος το ϑεοφιλεσττου πισπου Τφρης υρου αου. Ο ναγιγνσοτες μ αταγιγνσετε το γρψαντος, ε που τ τς γιος γραφς μαρται ατ νϑρπινον γàρ τ μαρτνειν α οινν τχημα. ωσϑε ν υρ α εχεσϑε πρ μο το μαρτωλο. Таким образом, рукопись написана Максимом Греком в 1540 г 8 . в Твери, по заказу Вениамина, иеродиакона и ризничего тверского епископа Акакия. (лл. 10–145) Пс а л т и р ь. (лл. 146–158) ρχ σν ϑε γ τν ερν δν. (л. 160об.) Два кондака Благовещению: 1. Нач. Τ παναχρντ α σεμν τα εαγγλια σν τ γγελ οι πιστο ναβοσωμεν. 2. Нач. μνη γν παστς α πολτιμος Χριστο το ϑεο α πλη διδευτος. (лл. 161–173об.) μνος εχαριστριος λεγμενος ϑιστος δμενος ες δξαν τς παναχρντου ϑεομτορος ατ τ πμπτον σββατον τς γας τεσσαραοστς. Кроме того, рукой Максима Грека писаны: л. об. греческие омофоны с их русским переводом; л. 2 – склонение артикля , , τ и местоимения σ, , во множ. числе; лл. 7–7об. – перевод надписаний некоторых псалмов (киноварью) 9 ; л. 159 – пять строк синонимов. Другой рукой, быть может, заказчика рукописи Вениамина, писано (с подражанием почерку Максима) склонение , , τ и σ, , в единственном числе. На л. 174 русскими буквами по-гречески – аксиωнъ естинъ. И с т о р и я р у к о п и с и. В XVI в. кодекс прошел через руки двух владельцев: тверского иеродиакона Вениамина 10 и благовещенского священника Сильвестра 11 , пока, наконец, не попал в библиотеку Кирилло-Белозерского монастыря 12 . Находившийся в 1663–1666 гг. в заточении в этом монастыре кастамонитский архимандрит Феофан сделал в 1665 г. на л. 158об. нашей рукописи переложение (не перевод!) на русский язык колофона Максима Грека и точную копию греческого текста Псалтири 13 . В конце XVIII века рукопись попала в Новгородский Софийский собор, а в 50-х гг. в собрание СПб. Духовной академии 14 в составе которого и перешла в Публичную Библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Помимо содержательных критериев есть и другие причины считать, что восьмая песнь канона изначально являлась самостоятельным произведением, принадлежавшим другому автору. Восьмая песнь сама содержит алфавитный акростих, но он образуется не началом строф, а началом стихов Во-первых, ирмосы первых семи песен не входят в алфавитный акростих и не связаны с содержанием тропарей, в то время как ирмос восьмой песни включен в диалог Ангела с Приснодевой и входит в алфавитный акростих восьмой песни. Во-вторых, начала строф первых семи песен канона (за исключением ирмосов) образуют полный алфавитный акростих — последняя строфа седьмой песни кончается на «Ω». Восьмая же песнь содержит полный алфавитный акростих, но он образуется не началом строф, а началом стихов: Ακοε, Κρε Παρθνε γν, επτω δ Γαβριλ Слыши Отроковице, Дево чистая, да речет убо Гавриил U—U—UU—UU—U—U—UUU— 18 слогов, мужское окончание Βουλν ψστου ρχααν ληθινν Совет Вышняго древний истинный U—U—UU—UUUU— 12 слогов Γενους πρς ποδοχν τομη Θεου Буди к приятию готова Бога U—UUUU—U—UU— 12 слогов, мужское окончание Δι σου γρ αχρητος βροτοιςς ναστραφσεται Чрез Тебя невместимый с человеки поживет U—U—UU—UUU—UUU—UU 17 слогов Δι κα χαρων βοως Тем и, радуяся, вопию U—U—UU— 7 слогов Ελογειςτε τ ργα Κυρου τν Κριον Благословите дела Господни, Господа UU—UU—UU—UU—UU 14 слогов . За исключением припева, который вводится либо словами «δι (или γ) γρ χαρων βοως» («сего ради вопию»), если строфа содержит слова Ангела, либо «λλ μως δε βοαςς», («но, однако, се, вопиешь»), если строфа содержит слова Богородицы, все стихи начинаются с соответствующих букв алфавита. Ни в одном из известных нам канонов не соблюдается подобный принцип создания алфавитного акростиха , но зато он часто присутствует в кондаках. Приведем хотя бы анонимный кондак в честь Богородицы (вероятно — на Благовещение): Απαιτομενος, γν, νυμνως σου τν τκον. Απορως κα δειλιως, λλ πθ σου κρζω Χαιςρε μετ τκον μνουμνη παρθνος

http://pravoslavie.ru/78459.html

При совпадении двунадесятого Б. п. с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет нек-рые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресв. Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «  » на хвалитех - ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,- после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («    » или «        »), «  » - конец того же тропаря, «    » - тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие (Типикон. М., 1610. Л. 26-26 об.). Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы ). Общая служба Божией Матери В Общей Минее , во 2-й главе, помещена общая служба Б. п. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «          »), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «            », и 6-го гласа, нач.: «        ») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («          » и «        », глас 4). Избранный псалом : «              » (из службы Рождества Богородицы), величание : «          ». Др. книги указывают в качестве общего величание: «                        »; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «                                ».

http://pravenc.ru/text/149547.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Благовещенском» найдены статьи: БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ И ТЫНДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ГЛАВЫ рубрики Типикона, регламентирующие совершение богослужения на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы «БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили в 1899-1918 гг. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ Михаил Дмитриевич (сер. XIX – нач. XX в.), библеист БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ (Нижегородский), древнерус. нотированная рукопись кон. XII–XIII вв. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР Московского Кремля БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР проходил в 1861 г. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Благовещенском.ht...

Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический анализ воскресных тропаря и кондака шестого гласа. Для начала приведем тексты тропаря и кондака на церковнославянском языке. Тропарь: Ангельския силы на гробе Твоем и стрегущии омертвеша, и стояше Мария во гробе, ищущи Пречистаго Тела Твоего. Пленил еси ад, не искусився от него; сретил еси Деву, даруяй живот. Воскресый из мертвых. Господи, слава Тебе. Кондак: Живоначальною дланию умершия от мрачных удолий Жизнодавец воскресив всех Христос Бог, воскресение подаде человеческому роду: есть бо всех Спаситель, Воскресение и Живот, и Бог всех . Сила Воскресения В тропаре повествуется о событии, происходившем после Воскресения Спасителя. Придя ко гробу помазать Тело Спасителя, Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея увидели, как ангел, сошедший с небес, отвалил камень от гроба. В этот момент было землетрясение, и все были напуганы, в том числе и стражи, стригущии, или охраняющие гроб, «пришли в трепет и стали как мертвые» (Мф. 28, 4). Мария Магдалина стояла у гроба и плакала, так как не нашла тело Учителя. Далее в Евангелии от Иоанна повествуется, как она «наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20, 2–3). Пленение ада Христос пленил еси ад, то есть обезоружил его, лишил всякой власти и силы. «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа ознаменовало Его победу над диаволом, грехом и смертью, стало реальным свидетельством совершенного Им спасения человеческого рода, открыло путь ко всеобщему воскресению» , – пишет протоиерей Вадим Леонов. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия. Любая человеческая жизнь всегда может возобновиться в Спасителе, несмотря на грех. Вера в Воскресение Иисуса Христа является краеугольным камнем Православия Иисус Христос не претерпел никакого ущерба в аду. По-церковнославянски это звучит как не искусився от него . Церковнославянское значение глагола искусити – «испробовать, подвергнуться искушению» .

http://pravoslavie.ru/143111.html

2. В центре иконы — Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии — знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру ( Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она — первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих. 3. Праведный Иосиф, смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21). 4. Омовение Младенца Христа — еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда. 5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова . Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2:8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию. 6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака — церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника .

http://foma.ru/rozhdestvo-hristovo-korot...

   Затем учитель спрашивает, что дети прочитали в 9-й и 10-й главах Евангелия от Луки. Дети вспоминают про то, как Господа Иисуса Христа не приняли в самарянском селении, про то, как Он ответил человеку, желавшему следовать за Ним: «лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9:58). Спрашивает также учитель, что сказал Господь об апостолах, которые сами своими очами видели Господа (Лк. 10:23—24). — «В каком же виде Господь явился на землю — в таком же, в каком придет Он во второй раз судить живых и мертвых или нет (если Его даже не приняли в Самарии, если не было у Него, где голову приклонить)?» — Дети отвечают, что Он явится во славе, а в первый раз явился в «уничижении» (слово это повторяется детьми). — «Почему Он явился в уничижении? Вспомните опять, что сказано в Евангелии в том месте, где вы читали». — Дети отвечают, что Господь пришел не губить души человеческие, а спасать и потому не проявлял Своей Божественной славы чрез низведение огня с неба на самарян. — «А если бы явился Он во славе, что могло бы быть? Вспомните про ветхозаветных людей, что было с ними, когда им явился Господь». — Дети говорят, что они боялись умереть от явления им Бога. — «Вспомните еще, что сделалось и с учениками, когда Господь показал им на Фаворе Свою Божественную славу». — «Они очень испугались и пали ниц на землю». — «Значит, зачем Господь явился в образе человека, в уничижении, а не во славе?» — «Для того, чтобы люди Его не боялись, чтобы лучше научить и спасти людей». — «Значит, Господь Иисус Христос имел Божественную славу и только скрывал ее. Вспомните, почему художник Анания не мог снять изображения с Господа Иисуса Христа?» — «Потому что лице Его сияло Божественной славой». — «Да, нельзя изобразить человеку всей славы Божества. Не скажете ли, дети, одинакова ли эта Божественная слава у Бога Отца и у Господа Иисуса Христа?» — «Одинакова». — «А как Иисус Христос называется за то, что слава Его одна и та же, что и у Бога Отца, что в нем сияет та же Божественная слава?» Напоминается конец кондака Преображения (который разбирался кратко на предшествующих курсах): «мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние», говорится также, что Иисус Христос называется «Образом Отца». — «Почему Иисус Христос называется «Образом Отца» Своего, «Отчим Сиянием»? Вспомните, как говорится о Нем во 2-м члене Символа веры». — Дети соображают, что Иисус Христос потому называется «Образом Отца» и «Отчим сиянием», что в Нем та же слава Божественная, какая и в Боге Отце: «Он Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного»; и Он один открыл славу Бога Отца, когда явился в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Автор канона недели мясопустной, преподобный Феодор Студит, показывает трепет души человеческой пред грозным судом Божиим. Напоминая о дне страшного Второго пришествия Христова, он молится, да не объявит Судия тайных деяний души грешной, но пощадит ее милостиво «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? Доколе унынием слезиши? Что не помышляеши о страшном часе смерти? Что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова? Убо что отвещаеши, или что отречеши? Дела твоя предстоят на обличение твое, деяния обличают клевещуща. Прочее, о душе, время наста; тецы, предвари, верою возопий: согреших, Господи, согреших Ти! Но вем, Человеколюбче, благоутробие Твое, Пастырю добрый, да не разлучиши мене одесную Тебе предстояния, великия ради милости Твоея» (Стихира на стиховне, глас 8). Известны также песнопения недели о Страшном суде преподобного Романа Сладкопевца. В греческом рукописном кондакаре XII в. (из собрания Синодальной библиотеки, ГИМ) содержится 21 гимн в неделю мясопустную с акростихом: «смиренного Романа творение» Песнопения Недели мясопустной представляют подробную и выразительно картину того, как будет происходить Страшный суд Божий. Главным источником для творений гимнографов является, конечно, Священное Писание: Отец … дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца (Ин. 5:26–30). В изображении картины грядущего Страшного суда Божия Предание не могло ограничиться только богослужебными текстами. Картину Страшного суда с древнехристианских времен старались передать и изобразительными средствами, ведь Сам Господь описывает Свое Второе Пришествие в ярких зрительных образах: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф. 24:29–31).

http://pravmir.ru/ikonografiya-strashnog...

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий. Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров) : «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено». Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них ( Мф.18; 19 ). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010