Константина, дата которой неизвестна. Завершая обсуждение оригинальных славянских гимнографических текстов, посвященных архангелу Михаилу, следует обратить внимание на находящиеся в древнерусском Благовещенском кондакаре кон. XII – нач. XIII вв. два песнопения (Люди верою събирающа cia и Блucmaia зракъмь огн27;), греческие оригиналы которых не выявлены 121 . Эти монострофы имели особое праздничное назначение, так как находятся среди группы песнопений для двунадесятых праздников, называемых «ипакои» и «катавасия». При сопоставлении их с ПСаМГ и с рассмотренными в предшествующей статье славянскими гимнографическими текстами, посвященными архангелу Михаилу, обращают на себя внимание не только наличие лексических единиц и устойчивых словосочетаний, характерных для гимнографических произведений свт. Климента Охридского 122 , но и имеющиеся во втором песнопении совпадения с ПСаМГ и со второй самогласной стиховной стихирой из славянского богослужебного последования архангелу Михаилу: Блистага зракъмь огн27; светьле и престолу престога трьсъльньцьнаго божьства пр(е)столу бж55;ию до(с)ино пре(д) сто33; съвт27; с27; присно тръслънечнаго бж(с) тва неприкосновеным светомъ 123 всю землю въздухъ преходиши испълн27;га повеленига божьствьныга благостын беспль(т)но оубо 21;бьходиши земл27; съврьша33; повелени25; вьсехь творьца 124 . юже архистратиже просвеща25;ши поюща haчaльhiчe жизни нашего го 125 Первое же песнопение, содержащее упоминание о «честном доме» архангела Михаила, во многом сходно с третьим тропарем VI песни КаМ2, в котором упоминается «святой дом» и собирающиеся в нем почитатели «первого ангела», предстоящего «в славе»: Люди верою събирающа сга в чьстьнемь ти дому пьрвы аггеле Вер’ны33; в’ся светить. ликьствоу33;щ31; дне(с) вь ст55;емь домоу тво25;мь арх(г)гле съблюдаи и покрываи троицею чиноначальниче Михаиле по33;щ31; т27; светло како оукрасис27; слава твога в славе престога аггелы cmapeuшihьcmbyra с нимиже поминаи и насъ 126 прьвьии арх(г)ле бож55;ии ицелени25; в’семь подава25;ши 127 Судя по всему, два рассматриваемых монострофа принадлежали к комплексу славянских гимнографических текстов, посвященных архангелу Михаилу, а в Кондакарь, входивший в состав древнерусских богослужебных книг, они были включены еще до перенесения этих книг на Русь, что, в свою очередь, является еще одним подтверждением неконстантинопольского (охридского) происхождения комплекса древнерусских богослужебных книг 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Асматик. Благовещенский Кондакарь. XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114 а) [Азматик; древнерус.   от греч. σματικς - песненный], собрание отдельных псалмовых стихов с припевами, характерными для песненного последования . Содержится в единственном древнерус. списке - Благовещенском Кондакаре XII в. (РНБ. Q. n. I. 32. Л. 114-121об.), где помещен после полиелея - полностью распетого на 8 гласов 135-го псалма с припевами «              » и «  » (с аненайками ) - и тропаря Пасхи. Можно предположить, что надписание «А.» указывает на способ исполнения содержащихся в этом разделе стихов. Возможно, его включение в Кондакарь произошло по аналогии с содержанием предшествующего раздела (Пс 135): А. начинается со 2-й пол. 1-го стиха 134-го псалма - «раби Господа», а его последний подраздел (стихи и припевы 8-го гласа) - с 1-го стиха 136-го псалма. Полустишия и припевы распеты в системе осмогласия и распределены по гласам (7-й глас пропущен). Использованный в А. способ членения текста псалмов и мелоса на краткие фрагменты сходен с монастырским типом псалмопения, известным по студийской традиции (напр., аллилуиарии прп. Феодора Студита в Типографском Уставе с Кондакарем - ГТГ. К-5349. Л. 98-109, XII в.). Он включает полустишия избранных псалмов (Пс 6, 9, 11, 23, 37, 134, 136 и др.) и припевы- гипопсалмы («  », «    » (греч. τν οκουμνην - Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 378), «      » и др.). Текст содержит значительное количество греч. слов в слав. транслитерации («      », «        », «        », «        »). Псалмовые стихи сопровождаются преимущественно простыми знаками знаменной нотации, соответствующими силлабическому типу пения, припевы содержат большие ипостаси кондакарной нотации и многочисленные аненайки (напр.: «              »), свидетельствующие о пении мелизматическом. В записи А. наряду с др. песнопениями Кондакаря можно видеть след влияния песненного последования на монастырское богослужение.

http://pravenc.ru/text/76652.html

[Иоанн, митрополит Евхаитский, живший около половины XI века, исправлял греческие минеи месячные, у Миня в Патрологии t. 120 p. 1195 n. 96.] Триоди постные и цветные . Триодей постных известно пять списков: Новгородской Софийской библиотеки два – начала XII в. и начала XIII в. (Срезневский ibid. стр. 21 и 47; вторую триодь, написанную попиным Савой Грьциным, не имеющую у Срезневского видового обозначения, относим к постным по собственному предположению), Типографский XI-XII в. Синодальных два – XII в., и (первый список – Стихиры из постной триоди),– описание второго списка у Горского и Невоструева Триодей цветных известно два списка: Типографский XI-XII в. и Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, XII в. (Срезневский ibid. стр. 38). Стихирари. Стихирари, в настоящее время у нас неупотребительные, содержали «собрание повседневных стихир на весь год» (Савва в Указателе под словом Стихирарь). В настоящее время известно от до-монгольского периода восемь списков стихирарей: Синодальных три – один писанный в 1157г., два XII в., и (Савва ibid. и Срезневский ibid. стр. 32 и 38), Новгородской Софийской библиотеки, писанный до 1163г. (Срезневский, ibid. стр. 33), Санкт-Петербургской Публичной библиотеки XII в. (см. о нём в помянутой статье Лавровского: Описание семи рукописей П. В.), библиотеки Академии Наук того же XII в. (описан Востоковым и Срезневским в Учёных Записках II Отделения Академии Наук кн. II выпуск 2, стр. 121), Типографский XII-XIII в. и Гельсингфорский (небольшой отрывок) XI-XII в. (Срезневский Сведения и заметки о неизвестных и малоизвестных памятниках, в Записках Академии Наук т. XX, книга 1). Кондакари. Кондакари, в настоящее время также неупотребительные, содержали «собрание кондаков и других церковных песней за целый год» (Савва в Указателе под словом Кондакарь). От периода до-монгольского известно три списка кондакарей: Нижегородского Благовещенского монастыря, в настоящее время находящийся в Санкт-Петербургской Публичной библиотеке, XI-XII в. (Срезневский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1910 г. по благословению Гродненского еп. Михаила (Ермакова) Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий) перенес деревянную раку, в к-рой до 1897 г. почивали мощи святого, вместе с частицей его мощей в Николаевский собор Белостока, в 1912 г.- в супрасльский Благовещенский мон-рь. В 1915 г. рака с частицей мощей была привезена в Москву, в Покровский собор на Красной пл. Сразу после Октябрьской революции 1917 г. с мощами Г. оказались связаны неск. судебных процессов, прошедших в Москве. Молебны, к-рые служил у раки с мощами Г. настоятель Покровского собора сщмч. Иоанн Восторгов , стали одной из косвенных причин его ареста и последующего расстрела († 5 сент. 1918). В нояб. 1919 г. было возбуждено дело по обвинению настоятеля Покровского собора прот. Иоанна Ковалевского, клирика собора прот. И. Кузнецова, церковных сторожей супругов Мошковых и церковного старосты купца А. Щербакова в контрреволюционной и антисемитской пропаганде и нарушении законов о труде. 5 дек. 1919 г. народный суд приговорил протоиереев Ковалевского и Кузнецова к 5 годам лишения свободы условно, Мошковых - к 1 году лишения свободы условно. Суд также запретил употребление тропаря и кондака Г. «как определенно человеконенавистнических и контрреволюционных». Рака с мощами святого была сдана в Уголовный музей при Главмилиции «как вещественное по преступлению доказательство». Рака представляла собой ковчег ок. 70 см в длину и ширину, высотой ок. 35 см. В ней под стеклом находился написанный на сосновой доске образ Г. В раке была найдена кость размером 2,5 ´ 3,7 см, согласно заключению экспертизы,- «правая боковая часть затылочной кости человека; можно предполагать, что она принадлежала лицу детского возраста» ( И. Ш. Церковники и их агенты перед нар. рев. судом: Отзвуки дела Бейлиса: (Дело об антисемитской агитации в московском соборе Василия блаженного в связи с обнаружением в нем усыпальницы «мученика Гавриила»)//РиЦ. 1919. 6/8. С. 62-76). В 1920 г. рака с частицей мощей попала в Музей атеизма, размещавшийся в зданиях закрытого Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ря . Дальнейшая судьба этой частицы мощей Г. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/161257.html

Ект.: Помилуй нас, Боже... Возглас. Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Утверди, Боже... И тотчас 1 час. 1-й час с кафизмой и поклонами. На 1-м часе бывает поклонение кресту. На нем, как и на прочих часах, кондак креста. На часах тропарь и кондак предпразднства. Все прочее до вечерни по великопостному уставу. Так же, как показано в 1-ой графе. Так же, как показано в 1-ой графе. Так же, как показано в 1-ой графе. Так же, как показано в 1-ой графе. На литургии: Блаженны предпразднства песни 3 и 6, обе на 8. По входе – тропарь храма Христова, если храм Христов. Тропарь предпразднства. Слава, кондак храма. И ны не, предпразднства. Если храм Богородицы, то тропаря и кондака храма нет. Если храм святаго, то тропарь его произносится после тропаря предпразднства. О прокимне, апостоле, аллилуиарии, евангелии и причастне особого замечания в Типиконе не сделано. Обыкновенно читаются те, которые усвоены сим субботам, т. е. дня и за упокой. Глава 26. VIII. Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в субботу 5 седмицы Великого поста (в субботу Акафиста), то богослужение отправляется по мрк. гл.: «аще случится предпразднство Благовещения в субботу 5-ю Акафиста» (Тип., л. 202). IX. Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в неделю (воскресенье) Крестопоклонную, то богослужение отправляется по мрк. гл.: «аще предпразднство Благовещения случится в неделю Крестопоклонную» (Тип., л. 201). X. Если предпразднство Благовещения, 24 марта, случится в 4 или 5 недел. Великого поста, то богослужение отправляется по мрк. гл.: «аще случится предпразднство Благовещения в нед. 4 или 5 постов» (Тип., л. 202). Под 25 ч. марта месяца первое место в Типиконе занимает, так сказать, основная благовещенская глава, имеющая заглавие: Благовещение пр. Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (л. 202 на об.). В ней говорится об особенностях богослужения в день, предшествующий празднику Благовещения, начиная с вечерни, относящейся уже к этому празднику, изображаются состав и порядок всенощного бдения накануне праздника и, наконец, для самого праздника указываются особенности часов и изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

К утрене без отпуста присоединяется 1-й час (с кафизмой; на часе читаются тропарь и кондак Б.; в конце - 3 земных поклона); бдение заканчивается отпустом и помазанием братии елеем. Перед 3-м часом совершается лития - обхождение мон-ря с пением тропаря и кондака праздника; далее 3-й и 6-й часы и чтение слова свт. Иоанна Златоуста «Πλιν χαρς εαγγλια». «Около 9 часа» (приблизительно в 15.00) читаются 9-й час с кафизмой и поскору изобразительны. Сразу начинается вечерня с полной литургией (в обычном случае - свт. Иоанна Златоуста); на ней кафизмы нет; на «Господи, воззвах» 11 стихир (дважды самогласен и 3 подобна Триоди, 3 Б. и 3 арх. Гавриила (последняя со своим стихом), «      » - праздника), во время к-рых совершается протесис (проскомидия); далее вход с Евангелием, «    », 2 паремии дня со своими прокимнами и 2 паремии Б., великопостный прокимен «    », малая ектения и, начиная с Трисвятого,- полная литургия (чтения и литургийные песнопения те же, что в Типиконе Великой ц. и Студийском уставе). На трапезе - «утешение братии велие»: в этот день разрешено вкушение рыбы (запрещенное Иерусалимским уставом для периода Четыредесятницы), вина и елея, а в Страстную седмицу - только вина и елея (в Великие пятницу и субботу - вина и невареной пищи без елея). Если Б. попадет на субботу или неделю, литургия совершается утром (вечерня же - в свое время); при празднике в неделю на литургии - входный стих (тот же, что и в Студийском уставе). Повечерие поскору, без поклонов и канона. На др. день (26 марта) утреня - с Аллилуия, на к-рой к песнопениям Триоди прибавляются благовещенские и арх. Гавриила; этой утреней празднование Б. и заканчивается. Указания печатных рус. Типикона, изданного в Москве в 1633 г., и греч. Типикона 1577 г. почти буквально соответствуют друг другу. В отличие от них первопечатный рус. Типикон 1610 г. содержит ряд особенностей: в предпразднство Б. не отменяется пение Октоиха; имеется детальное описание порядка литии вне мон-ря (представляющее собой видоизмененный чин молебна) и др.

http://pravenc.ru/text/149269.html

—505— быть принято в смысле обычного гласового знаменного пения и пения демественного – кондакарного. Появление в Киеве трех певцов совпадает со временем возвращения преп. Антония с Афона и основания им монастыря в Киеве, к средине или же к концу XI века относится и появление певческой симиографии в Типографском Уставе. Это дает основание заключить, что правильно устроенное по певческим знакам русское церковное пение начало свое существование с трех греческих певцов, положивших ему основание в Киеве, и это пение, как заимствованное, главным образом, с Востока, греко-сирийского характера и в напевах, и в симиографии, в отношении к знаменному распеву, и византийского – в отношении к напевам кондакарным. Во второй части, в одиннадцати главах, автор обсуждает русское церковное пение в домонгольский период. В главе седьмой излагаются и обсуждаются исторические свидетельства о первоначальном русском церковном пении и певцах. В частности, приводятся и разбираются свидетельства летописей Иоакимовской (Татищев), Густинской, Никоновской и Степенной книги о прибытии в Киев митрополита Михаила, епископов, иереев и певцов (демественников) от славян и об устроении им клироса. Разбирается мнение проф. Е.Е. Голубинского и митрополита Макария о названии «доместик» и «крылос» и устанавливается различие певцов-демественников и регентов-доместиков и понятие «крылоса», как хора певцов, а не органа епархиального управления, на основании словоупотребления и анализа относящихся сюда мест летописи и уставов. Выясняется понятие демественного пения, как придворного, домашнего, полуцерковного, в сравнении с пением богослужебным церковным, и состава древнейшего певческого хора из пресвитеров, диаконов и дьяков во главе со старейшиной – регентом, и из народных певцов – демественников во главе с доместиком-регентом. В главе восьмой излагаются данные для суждения о перво­начальном русском церковном пении в области древнейших богослужебных уставов и певческих книг. В этом значении своем обсуждаются Уставы – Синодальной библиотеки и Типографской и крюковые рукописи – Благовещенский кондакарь Императорской Публичной Библиотеки и Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гласовые обозначения вводятся в текстовую строку и зачастую выписываются красными чернилами. Встречаются М. путевого распева , записанные путевой нотацией. Напр., славник Успению св. Анны (25 июля) «Иже от неплодных чресл» в рукописи РНБ. Q.I.186. Л. 577 об., гласы 8, 4, 8 - те же, что и в знаменных рукописях РНБ. Кир.-Бел. 665/922, 579/836, РГБ. Ф. 379 66. Л. 388. М. вошли в образцовые певческие кодексы кон. XVI-XVII в. Они встречаются в Стихирарях «Дьячее око» РНБ. Кир.-Бел. 596/843 и РГБ. Ф. 379. 63-66. Замечательная своей полнотой рукопись инока Христофора 1604 г. РНБ. Кир.-Бел. 665/922 содержит стихиры на 23 окт. ап. Иакову «Первааго пастыря» (Л. 93 об.; гласы 8, 4, 8); на 21 мая святым Константину и Елене «Свете пресветелыи» (Л. 290 об.; гласы 5, 1), на 27 июля вмч. Пантелеимону «Придете мучениколюбцы» (Л. 366; гласы 5, 1). После исправления певч. книг во 2-й пол. XVII в. М. встречаются крайне редко (напр., стихира прп. Антонию Сийскому в ркп. РНБ. Капелла. О. 4 (70-е гг. XVII в.) - гласы 6, 8, 5, 1, 8, 6). М. упоминаются в трудах отечественных ученых с нач. ХХ в.- прот. В. М. Металлова , Преображенского. Нек-рые М. опубликованы. М., содержащиеся в кодексах БАН 34.7.6 и Ath. Chil. 307, в Благовещенском и Типографском Кондакарях, изданы вместе с факсимильным воспроизведением рукописей в сер. «Monumenta musicae Byzantinae». Фотовоспроизведения М. имеются в книгах прот. В. Металлова (1912) и Н. С. Серёгиной (1994). Трем песнопениям посвящены статьи ( Карастоянов. 1991; Серегина. 1991; Тутолмина. 2000). Однако обобщающего труда по М. в наст. время не существует. Изд. и лит.: Металлов В. М., прот. Русская симиография. М., 1912. Прил.: Палеогр. Атлас. Табл. IX, XXVII-XXVIII, XXXIII-XXXV, LII-LIV, LVIII; Преображенский А. В. Греко-рус. певческие параллели XII-XIII вв.//De musica: Временник. Л., 1926. Вып. 2. С. 60-77; Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. A: Sticherarium: Codex monasterii Chiliandarici 307/Praef.: R. Jacobson. Cph., 1957. (MMB. Ser. princip.; 5a); Der Altrussische Kondakar " . Giessen, 1976. T. 2: Blagovešenskij Kondakar " : Facs./Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. (BGLS; Bd. 8. T. 2); Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотьскую богатяща...» - выдающийся образец древнерус. певческого искусства//Муз. культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 12-14; Серегина Н. С. Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII в.//Там же. С. 14-17 [публ. стихиры «Яко звезда на небеси» по списку РНБ. Соф. 384]; она же. Песнопения русским святым. СПб., 1994. C. 40-42, 97, 106; Тутолмина С. Н. Утраченные стихиры на чин христосования: История текста и редакций//Древнерус. книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. С. 329-346 [публ. и анализ славника «Ангели возыграитеся»]. (Опыты по источниковедению; 3); Sticherarium Palaeoslavicum Petropolitanum: Codex Petropolitanus BAN 34.7.6/Ed.: N. Schidlovsky. Cph., 2000. (MMB. Ser. Princip.; 12).

http://pravenc.ru/text/2563868.html

В усыпальнице, где блаженно почивает преподобный Роман, по стенам поставлен резной из дерева с 7 иконами иконостас, с резной же сенью над местом погребения преподобного Романа, под которой поставлено обложенное позолоченной медью надгробие с изображением на верхней доске - самого преподобного, а на передней стороне, в возглавии - с чеканной надписью тропаря и кондака ему. При входе в усыпальницу в устроенном притворе поставлена посеребреная чаша с водой из колодца, ископанного преподобным Сергием, в освящение с верою приходящим ко гробу преподобного Романа. До начала реконструкции Благовещенского собора в 1960 году существовал единственный вход в усыпальницу (крипту) с гробницей прп. Романа - непосредственно с территории монастыря через особый тамбур (часть нижней паперти собора). Об этом свидетельствуют, во-первых, план собора, сделанный в 1856 году, и, во-вторых, письма купца Соловьёва к епархиальному и губернскому архитектору Н. А. Артлебену (1869) с просьбой прислать рисунки для устройства тамбура, ведущему к Преподобному. Помимо этого, Н. А. Артлебен по просьбе А. А. Соловьёва принимал участие в реконструкции гробницы преподобного Романа и в устройстве при ней иконостаса. В результате реставрационных работ в Благовещенском соборе вход в усыпальницу прп. Романа из тамбура (притвора) был заложен. Было уничтожено и ранее существовавшее окно. Вместо первоначального был сделан новый, поныне действующий проход в усыпальницу, прямо из храма. Стены собора изначально, по-видимому, не были расписаны. Это следует из отчёта археологической комиссии Главмузея Москвы за 1925 год. После снятия железных листов с нижней части стен собора комиссия не обнаружила под ними настенной росписи. Двухэтажная галерея, пристроенная с трёх сторон к собору, в XIX веке была крытой. Деревянная гробница над мощами прп. Романа была покрыта медью, впоследствии позолоченной. По меди были вычеканены тропарь и кондак преподобному. Судьба гробницы после революции не известна. В 1923 году в Благовещенском соборе был открыт краеведческий музей, среди прочих был здесь и отдел древнерусского церковного искусства.

http://sobory.ru/article/?object=04331

49 . Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки: С приложением снимков со всех пергаменных рукописей и некоторых, писанных на бумаге. – М.: Синод, тип., 1875. – ГУ, IX, XI, 214 с., 1 л. ил. То же. – 1876. 50 . Описание греческой Псалтири 862 года: С точным снимком Символа веры , записи, азбуки и других признаков древнего письма. – М.: Типо-лит. Кудрявцевой, 1873. – 8 с., л. факс. 51 . Описание Евангелия, писанного на пергамене, в Новгороде для Юрьевского монастыря в 1118–1128 годах//Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – Т. 10, вып. 1. – Стлб. 73–78. 52 . Описание Евангелия 1092 года, сличенного преимущественно с Остромировым Евангелием. – М.: Синод, тип., 1877. – 32 с., л. факс. 53 . Описание иконы Божией Матери Благовещения с лицевым Акафистом по полям, находящейся в Ростовском Борисоглебском монастыре, в теплой церкви Благовещенской//Сб. на 1866 г., изд. О-вом древнерус. искусства. – М., 1866. – Отд-ние 2. – С. 148– 150. 54 . Описание образа Неопалимой купины по рисунку, сделанному с образа Неопалимовской церкви, что близ Девичьего монастыря, приложенному при рукописной службе, на которую сделаны замечания митрополитом Московским Филаретом. – М.: Тип. Фальк, – 15 с., л. ил. – Из: Моск. епарх. ведомости. – 1873. 55 . Описание рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, именуемого Новый Иерусалим, писанных на пергамене и бумаге. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1859. – 106с. 56 . Описание Юрьевского Евангелия 1118–1128 гг. Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки: С приложением оттиснутых резных на пальме букв и заставки и словаря из него, слич. с Евангелиями XI и XII веков и 1270 года. – М.: Тип. Кудрявцевой, 1877. – 233, 40 с., л. факс. – Словарь имеет отд. л. и пат. 57 . Ответ на разбор, сделанный И. Д. Мансветовым , проф. Московской Духовной Академии по церковной археологии на греческий Кондакарий XII-XIII веков с древним славянским переводом и снимками в 229 страниц, изданный архимандритом Амфилохием в 1879 году. – [М.]: Тип. Снегирева, Ценз. 1880, – 22 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010