В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/182741.html

Кат. 19. С. 117–118 (авт. кат. описания Л.А. Щенникова); Она же. Иконы-пядницы «Богоматерь Владимирская» в Благовещенском и Успенском соборах: к истории почитания чудотворного образа в Московском Кремле//Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. (Материалы и исслед./Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”»; 19) Полное собрание русских летописей (далее ­– ПСРЛ). Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. С. 186; ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 258; ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 240. Оклад хранится в Оружейной палате: Музеи Московского Кремля, инв. МР-1149. См.: Невоструев К.И. Монограмма Великороссийского митрополита Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Московском Успенском соборе//Сборник на 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства при московском Публичном музее. М., 1866. С. 177–181; Рындина А.В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV веке искусство. С. 136–146; Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV вв. С. 224–228.Большинство исследователей датируют оклад митрополита Фотия 1420-ми годами. По нашему мнению, он был создан раньше, вскоре после ограбления прежнего оклада в 1410 году. Владимиро-Суздальский музей, инв. В-2971, размер – 101 х 69 см. См.: Щенникова Л.А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2001. Вып. 5. С. 67–86 (в этой статье икона была датирована нами концом XIV века); Она же. Богоматерь Владимирская//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 3. С. 58–62; Она же. Первые списки чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская». К вопросу об иконографии древнего оригинала и его копий XV века//От Царьграда до Белого моря. Сборник статей в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 701–726. Музеи Московского Кремля, инв. Ж-310. См.: Щенникова Л.А. Две иконы-наместницы чудотворного «Владимирского» образа Богоматери в Успенском соборе Московского Кремля//VIII Рождественские образовательные чтения.

http://pravoslavie.ru/30897.html

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля Казань, 21 июля 2005 г. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 21 июля, в праздник Явления иконы Божией Матери во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в возрожденном Благовещенском соборе Казанского Кремля. Перед началом богослужения у Благовещенского собора Святейшего Патриарха встречали Президет Татарстана Минтимер Шаймиев и государственное руководство республики, архиереи и священнослужители, участвующие в торжествах, посвященных 450-летию Казанской епархии. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Предстоятеля Русской Православной Церкви также приветствовали Председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Европейской части РФ Равиль Гайнутдин, Верховный муфтий Татарстана, председатель Духовного управления мусульман Татарстана Гусман-хазрат Исхаков, председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Умар хазрат Идрисов, имам-хатыб мечети Кул Шариф Рамиль Юнусов. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополиты Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, и Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru По окончании Божественной литургии из алтаря Благовещенского собора был вынесен находившийся на престоле список Казанской иконы Божией Матери, переданный Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II из Ватикана Папой Римским Иоанном Павлом II. Передавая образ Казанской епархии, Его Святейшество благословил народ чтимым списком Казанской иконы Божией Матери и обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом:

http://pravoslavie.ru/14093.html

В воздвизальный крест из кремлевского Благовещенского собора (1552-1553) помимо др. святынь была вложена частица мощей вмч. Георгия Победоносца, о чем сказано в надписи на обороте пластины кон. XVII - нач. XVIII в. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 63-165). В 1557 г. Кизический митр. Иоасаф привез от К-польского патриарха Дионисия II др. частицу мощей святого (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х гг. XVIII в., предписывал 23 апр. выносить в Успенский собор эту святыню для поклонения. Частицы мощей и кровь св. Георгия упоминаются в описях Образной палаты (1669), Благовещенского (1680-1681) и Успенского (1701) соборов Московского Кремля ( Зверев А. С. К-польские и греч. реликвии на Руси//Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 114-115). В наст. время частицы мощей святого хранятся в Воскресенской ц. в Сокольниках, в ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе (привезены из Лидды в 1998), в Никольской ц. в Покровском, в Петропавловской ц. в Лефортове. Белокаменный рельефный образ вмч. Георгия, созданный по византийскому образцу итальянским скульптором, в 1464 г. по повелению вел. кн. Иоанна III был помещен на Фроловских (Спасских) воротах Московского Кремля (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). Это изображение впоследствии стало гербом Москвы. В наст. время фрагменты образа хранятся в ГТГ и ГММК. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Частицы мощей вмч. Феодора Стратилата находятся в храме Христа Спасителя. Частицы мощей вмч. Пантелеимона имеются в храмах во имя прор. Илии в Обыденском пер., во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, в Зачатьевском и Даниловом мон-рях, на подворье афонского Пантелеимонова мон-ря в Москве. Кроме того, чтимая икона вмч. Пантелеимона из бывш. Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот ныне доступна для поклонения в Воскресенской ц. в Сокольниках.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Большое старинное Евангелие, стоявшее у разрушенной стены, отброшено на пол к престолу. Верхняя крышка с Евангелия отбита и бывшие на ней иконы Воскресения Христова и евангелистов выбиты и разбросаны в разные стороны. Много листов из этого Евангелия разорвано и скомкано. Жертвенник разбит, богослужебные книги изорваны. По всему алтарю разбросаны кирпичи, осколки снарядов, церковные предметы и все это нагромождено между Престолом и Царскими вратами. Престол же, несмотря на свою близость к пробоине, остался невредим. В храме Николы Гостунского предлежит великая святыня, часть Святых Мощей Святителя Николая — того святого, которого чтут все христиане и даже язычники. Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить! Стены у входа в храм исписаны самыми площадными, грязными и кощунственными надписями и ругательствами на русском и немецком языках , а при входе в храм, где находится святыня, устроили отхожее место. Заметьте, что это не на улице, а наверху, в колокольне Ивана Великого. Благовещенский собор Московского Кремля Знаменитое крыльцо Лоджетты Благовещенского собора, с которого Грозный Царь любовался кометой, разрушено орудийным снарядом. Мы видели одного художника, который бросился к этому крыльцу и, увидев его разрушение, залился слезами. Здесь разрушен неповторимый образец красоты человеческого искусства. От ударов снарядами сотрясались стены храма и рушились храмовые святыни. Архангельский собор Московского Кремля Архангельский собор Московского Кремля Рассыпая губительные снаряды по Кремлю, безумцы, очевидно, решили заранее не пощадить ни одного Кремлевского храма, и действительно следы преступления остались на всех Кремлевских святынях. Архангельский собор тоже изъязвлен ударами снарядов. Смерть, не различая святости места, оставила свои кровавые следы между этими двумя святыми алтарями. Между Архангельским и Благовещенским соборами видны громадные лужи крови. Подверглись разрушению и святотатству кремлевские храмы Воскресения Словущего, Ризоположенская церковь с часовней иконы Печерской Божией Матери и Предтеченская церковь на Боровицкой башне.

http://pravmir.ru/rasstrel-moskovskogo-k...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В праздник Благовещения Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля Служба коммуникации ОВЦС, 07.04.2024. 7 апреля 2024 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской духовной академии, был рукоположен в диаконы, сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г.Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, исполняющий обязанности ректора Сретенской духовной академии; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://mospat.ru/ru/news/91626/

На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/2110485.html

Макария, митр. Московского. Е. изображен в ряду Московских, Ростовских и Новгородских святителей на сев. вратах Благовещенского собора Московского Кремля, исполненных в технике «золотой наводки» (сер. XVI в., см.: Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. С. 82. Ил. 220). Его полуфигура расположена в медальоне-полусфере на правой стороне врат в 3-м ряду. Е. обращен к центру, правая рука в молении, в левой - Евангелие; на нем белый клобук (цвет имитирован сеткой золотых линий), омофор, фелонь без крестов; борода с раздвоением на конце заметно короче, чем на изображениях, созданных сразу после 1549 г. Этому типу изображений близки драгоценные дробницы, где с кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. помещали гравированные изображения правосл. святых, особенно рус. «новых чудотворцев». Их использовали для украшения окладов икон и предметов литургического шитья, в частности иконных пелен. На одной из подвесных пелен для икон местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля (80-90-е гг. XVIII в., ГММК) сохранилось неск. дробниц XVI-XVII вв. с образом Е. в разной технике (резьба, чернь), в неск. вариантах (ростовой, поясной образы). Подписи к изображениям Е. не имеют единообразия: «оагиос Еуфимие Наугородскии», «оагиос Евфимеи архиепископъ», «Еоуфим навгородскии». Ковчеги с частицами св. мощей Е. нередко имели лицевые изображения. Напр., среди подобных реликвариев, располагавшихся в новгородском Софийском соборе рядом с Тихвинской иконой Божией Матери в местном ряду, находился «ковчег серебряной, верхняя доска чекан(ная), на ней дсдка чеканная, на ней четыре образа: 1. Евфимия. 2. Моисея, архиепископов новгородских; 3. Иоанна Боровицкаго; 4. Христофора мученика, в к-ем в 1-м месте часть ризы и поясок Евфимия архиепископа…» (Опись имущества Софийского собора 1783 г.//Описи Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 3. С. 60; Описи имущества Софийского собора 1833 г./Публ.: Э. А. Гордиенко, Г.

http://pravenc.ru/text/187753.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/114016.html

Ветхозаветные цари Д. и Соломон, предсказавшие сошествие Христа во ад, всегда присутствуют в сцене «Сошествие во ад» (напр., на иконе 1494-1504 гг., ГРМ). Их руки в этой композиции часто скрыты складками одежд. В составе пророческого чина высокого иконостаса Д. занимает место справа от Богоматери (главный иконостас и иконостас придела арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.) или в центре ряда (иконостас Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, ок. 1497, ГТГ)). Д. представлен в композиции «Похвала Богородицы» (роспись свода Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля (1481), икона «Похвала Богородицы, с Акафистом», сер. XVI в., ГРМ), на иконах «Богородица с Младенцем и избранными святыми на полях» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Богородица с Младенцем, двумя ангелами и пророками» (1-я пол. XV в., Галерея Академии во Флоренции); реже - среди праведников в композициях «Страшный Суд» (икона новгородской школы, 2-я пол. XVI в., ГИМ - Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 381. С. 36-37), «Достойно есть» (икона моск. школы, 2-я пол. XVI в., ГТГ - Там же. Т. 2. 477. С. 97-98), «О Тебе радуется» (икона круга Дионисия, нач. XV в., ГТГ). Образ Д. как пророка, предвозвестившего Воплощение Христа, встречается на царских вратах: полуфигура с развернутым вверх свитком над фигурой Богоматери (врата: 2-я пол. XVI в., Нац. исторический музей Софии; капелла монастыря Хиландар на Афоне (1773); часовня св. Архангелов в Рильском мон-ре (1786) и др. болг. памятники XVII-XVIII вв.). Образ Д.-царя, из рода к-рого происходит Спаситель, включается в композицию «Древо Иессеево» (роспись сев.-зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля, 60-е гг. XVI в.). Образ Д. присутствует в рельефной декорации храмов Владимиро-Суздальской Руси. Если в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском это ростовая фигура с развернутым свитком в руке, то в ц. Покрова на Нерли (1165-1166) и Димитриевском соборе во Владимире - Д.-псалмопевец, сидящий с гуслями - в руках. В последнем из перечисленных памятников фигура Д. занимает ведущее положение на всех 3 фасадах. Д. с гуслями как часть самостоятельного сюжета в различных композициях: в росписи ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1346), иллюстрирующей 3 последних псалма, в частности Пс 149, а также в клейме на сюжет притчи о богатом и бедном Лазаре на иконе «Спас Смоленский, с притчами» (XVI в., ГММК). Образ Д. присутствует в неск. композициях юж. и зап. т. н. Золотых врат Рождественского собора Суздаля 30-х гг. XIII в.: «Пророк Нафан обличает царя Давида», «Царь Давид перед битвой» и «Воскресение».

http://pravenc.ru/text/168470.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010