Рака блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских в Благовещенском соборе Благовещенского мон-ря в Муроме Блгв. кн. Константин Муромский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Блгв. кн. Константин Муромский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. В Муроме в связи с почитанием К., М. и Ф. местно также стала отмечаться память блгв. кнг. Ирины, жены К., матери М. и Ф. В 1564-1565 гг. на сев.-вост. столпе (зап. грань, 3-й ярус) в росписи Архангельского собора Московского Кремля появилось изображение К., которого Иоанн IV рассматривал как одного из своих св. покровителей ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историч. основа некоторых ее сюжетов//ДРИ. [Вып.:] XVII в. М., 1964. С. 160-174; Он же. Рус. ист. деятели в росписях Архангельского собора и памятники письменности XVI в.//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 275-276; Самойлова. 2004). Цикл ранних икон из Благовещенского собора Мурома, связанных с темой крещения его жителей К., не сохранился ( Сухова. 2009. С. 347). В кон. XVI - нач. XVII в. Благовещенский мон-рь, где находились мощи блгв. князей К., М. и Ф., пользовался материальной поддержкой царей Феодора Иоанновича и его шурина Бориса Годунова, хотя они в отличие от Иоанна Грозного на богомолье в Муром не приезжали. В Смутное время Благовещенский мон-рь подвергся разграблению. В 1616 г. город захватили отряды А. Ю. Лисовского; были убиты или уведены в плен мн. монахи, утрачены ранние вклады богомольцев, расхищено церковное имущество, сожжены кельи, однако мощи св. князей не пострадали. 10 апр. 1619 г. царь Михаил Феодорович выдал жалованную грамоту благовещенскому игум. Сергию. «Дом Благовещенья Пречистыя Богородицы и Муромских чудотворцов благоверного князя Костянтина и чад его князя Михайла и князя Феодора» получил право взять в безоброчное владение озера на Клинском лугу в Муромском у., чтобы на доходы с них отремонтировать все здания обители (грамота подтверждалась 30 июня 1623 и 20 июля 1647 - ААЭ. Т. 3. 103. Стб. 141-142).

http://pravenc.ru/text/2057094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе. Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю (Лк 23. 39-43). Благоразумный разбойник изображается обнаженным по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб, обязательным атрибутом является орудие мученичества - крест. В визант. искусстве он представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни 2 разбойников (наиболее раннее - на иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), и «Страшный Суд», где изображен в картине рая возле (или позади) восседающей на троне Богоматери (напр., в мозаичной композиции в ц. Санта-Мария Ассунта на о-ве Торчелло (Италия), ок. 1130; на фресках в костнице Бачковского мон-ря (Болгария), кон. XII в., и др.). Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля Изображения Благоразумного разбойника в древнерус. искусстве более многочисленны и разнообразны. Наряду с «Распятием» и «Страшным Судом» распространение получили расширенные композиции «Воскресение - Сошествие во ад» (известны не позднее нач. XVI в.), в к-рых иллюстрировались апокрифические сочинения («Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад», приписываемое Евсевию, еп. Александрийскому, или сщмч. Евсевию , еп. Самосатскому, сказание «О разбойнице, иже со Христом пострада» и др.), описывающие пребывание Благоразумного разбойника в раю: где у врат огненный херувим преграждает ему вход, во время его беседы с пророками Илией и Енохом, среди святых. Каждый из представленных эпизодов обычно сопровождается надписями из текста иллюстрируемого апокрифического источника (напр., пространные надписи на иконе из собрания ГРМ, XVII в.). Образ «Б. р.» широко употребляется в гимнографии (см. в статьях Блаженны , Великая пятница ), поэтому бытовали также изображения, в основе к-рых лежат гимнографические сочинения - среди них четырехчастные композиции на текст тропаря из воскресного канона прп. Иоанна Дамаскина (глас 4) «      », восходящие к «Четырехчастной» иконе Благовещенского собора Московского Кремля (1547). В таких памятниках Благоразумный разбойник изображается рядом с Иисусом Христом в правом верхнем клейме, иллюстрирующем слова: «          » (см. также композиции «О тебе радуется», «Величит душа моя Господа» и др.).

http://pravenc.ru/text/149319.html

Прав. Иулиания Лазаревская. Роспись собора Благовещенского мон-ря в Муроме. 2000–2001 гг. Мастер А. Г. Филиппов Прав. Иулиания Лазаревская. Роспись собора Благовещенского мон-ря в Муроме. 2000–2001 гг. Мастер А. Г. Филиппов В 2000-2001 гг. в приделе во имя ап. Иоанна Богослова Благовещенского собора Благовещенского муж. мон-ря владимирским худож. А. Г. Филипповым в стиле академической живописи кон. XIX - нач. XX в. была расписана алтарная преграда. На ней представлены Муромские чудотворцы, И., похожая на крестьянку с лестовкой в руках, помещена особняком, вне алтарной стены, на простенке справа. Облик праведницы в белом плате и темном «кубовом» сарафане, идущей с букетиком полевых цветов по лугу на фоне реки и башен Муромского кремля, восходит к образам на полотнах М. В. Нестерова ( Сухова. 2004. С. 128-130. Ил. на вкл.). Поясное изображение И. в медальоне включено в роспись собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пуст. (ок. 2002, худож. С. В. Васютина). К 400-летию преставления И., в 2004 г., возрожден храм в честь Собора арх. Михаила в с. Лазареве. Зап. фасад церкви украсил барельеф работы скульптора И. А. Черноглазова из Владимира: И. вместе с прав. Георгием и прп. Феодосией (отроковица). Тогда же были написаны 2 иконы И. с супругом и дочерью (худож. Сухов, ц. Собора арх. Михаила в с. Лазареве): небольшой образ с ростовыми прямоличными фигурами и икона на гробницу, устроенную над местом, где под спудом почивают мощи прав. Георгия. Там же находится работа владимирского иконописца И. Дронова: И. в молитвенном предстоянии перед образами Спасителя, свт. Николая Чудотворца и перед Муромской иконой Божией Матери на фоне Мурома (стен и башен кремля). Др. образ того же извода письма Дронова находится в Сретенском мон-ре Гороховца. Владимирский иконописец И. Скурихин - автор храмового образа И. (в мирских одеждах, с четками в руке) для домовой ц. Муромского ин-та (филиала Владимирского гос. ун-та), освященной во имя И. в 2004 г. В том же году был освящен придел во имя прав. жен Анны, Тавифы и И. в муромском Троицком мон-ре, в иконостасе находятся шитые иконы работы сестер обители. Храмовый образ прав. жен в 2006 г. исполнили монахини Давида (Овчинникова) и Августа (Островная): И. изображена прямолично в рост крайней справа, правая рука прижата к груди, в левой четки. Богатое одеяние И. искусно вышито пряденым золотом различных оттенков (от белого до ярко-желтого), лик святой исполнен шелком телесного цвета традиц. атласным швом. В 2008 г. стены придела были расписаны сюжетами из житий св. жен (худож. А. Топорищев из г. Красноармейска Московской обл.). На сев. стене помещена композиция «Прав. Иулиания раздает милостыню» (хлеб), на юж. стене написаны праведные Анна, Тавифа и И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Во 2-й пол. XVI в. усилилась просветительная роль Ж. и. После проведения Соборов 1547-1549 гг. были написаны многочисленные Ж. и. рус. святых, в т. ч. с большим количеством клейм. Получают распространение житийные циклы святых, канонизированных в ранний период, напр. равноап. вел. кн. Владимира, к-рые включают иногда в Ж. и. святых Бориса и Глеба. Редким примером развернутого изображения Жития равноап. вел. кн. Владимира является икона «Святые Владимир, Борис и Глеб, с житием» из ц. Рождества Богоматери в Вологде (ВГИАХМЗ). Ярким свидетельством масштабности Ж. и. «новых чудотворцев» стал образ прп. Александра Свирского, созданный для Успенского собора Московского Кремля (ГММК), со 129 клеймами (см.: Журавлева И. А. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 118-144). Размеры средника уменьшились, роль клейм и повествования о деяниях святого возросла. Ж. и. прп. Александра Свирского получат впосл. распространение в сокращенном варианте. Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Свт. Петр, митрополит Московский, с житием. Икона. Нач. XVII в. Иконописец Истома Савин (ГТГ) Если иконописец не располагал подробными сведениями о жизни святого (в Прологах и Минеях могли содержаться описания лишь основных событий), в состав клейм вводили традиц. сюжеты детства: рождение, крещение, обучение; в Ж. и. святителей - этапы служения - от поставления в диаконы (иногда монашеский постриг) до архиерейской хиротонии, а также успение святого, обретение мощей и происходящие от них чудеса. По принципу Ж. и. создавались иконы со сложным богословским замыслом, напр. 2 грандиозные иконы из Успенского собора Московского Кремля: «Распятие, с евангельскими сценами» и «Воскресение, с евангельскими сценами» (обе - в ГММК; см.: Маркина Н. Ю. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля//ГММК. Мат-лы и исслед. [Вып. 11]: Рус. худож. культура XV-XVI вв. М., 1998. С. 145-173), где в клеймах проиллюстрированы евангельские тексты, описывающие события Страстной недели. Помимо собственно житийных сюжетов в клеймах изображены притчи Спасителя, его беседы с учениками и диспуты с иудеями. Полемика с представителями др. христ. конфессий обусловила интерес к появлению иконографических сюжетов, связанных с объяснением вероучения. В XVII в. обе иконы играли важную роль в церковном убранстве Успенского собора, располагаясь около модели Гроба Господня. Сходный замысел лежал в основе иконы «Спас Смоленский, с притчами» в иконостасе Благовещенского собора Кремля (сер. XVI в., ГММК).

http://pravenc.ru/text/182315.html

602 «Похвала Богоматери, с Акафистом» 60–70-х гг. XIV в., икону «Устюжское Благовещение, с Акафистом» первой половины XVII в. на Благовещенского собора Московского Кремля. 603 О происхождении и изводах изображений см.: Покровский 1892. С. 314–386, 391–425, а также: Щенникова 1990. С. 75–76, примеч. 69–77; с. 77–78, примеч. 87–94. 604 ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1920 г., д. 4 (акт не уточнен). По описям Патриаршей ризницы идентифицировать епитрахиль не удалось. 607 Тропарь, читаемый 25 сентября (8 октября) на преставление святого, в современном варианте полностью звучит так: «Иже добродетелей подвижникъ, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси въ жизни временней, в пениихъ, бдениихъ же и образъ бывъ твоимъ ученикомъ, тем же и вселися и тя Пресвятый Духъ. Его же действиемъ светло украшенъ еси. Но яко имей дерзновение по Святой Троице, поминай стадо, иже собралъ еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чадъ твоихъ, Сергие, преподобие отче нашъ» (Сборник песнопений 1911. С. 215). 610 В 1890-х гг. епитрахиль среди других вещей Успенского собора была передана в Синодальную (Патриаршую) ризницу (ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 21, 1893–1898 гг., ф. 28, л. 53), а затем в 1920 г. в Оружейную палату. (Там же, ф. 20, д. 4, акт 5/ 1920 г.) 612 Песнопение несколько отличается от современного. Конец его взят из другого песнопения той же иконе (см.: Ставровский 1914. С. 38). 614 Как отмечено в Описи Оружейной палаты, поступила из Андроникова монастыря через Новодевичий монастырь, где в 1920-х гг. находился филиал Госфонда. 621 О чудотворной иконе Богоматери Тихвинской, ее иконографии, почитании, а также о копиях-списках см.: Чудотворная икона Тихвинской Богоматери 2001. 624 Акт 28/III 1927 г. – ОРПГФ Музее» Московского Кремля, ф. 20, д. 18, л. 14. На полях пометка: «...возвращена в Ор. нал. из Музея боярского быта XVII в. по акту от 29/V-1933 г. В. Барут». 627 Музеи Московского Кремля, инв. Ж-15462. Икона в богатом драгоценном окладе XIV в. с венцами и цатами. Древняя живопись иод записью. В записи ножки Младенца изображены поставленными близко одна к другой, он облачен в красные одежды. Эти особенности характерны для списка Толгской святыни, созданного вскоре после чудесного истечения мирры в 1428 г. (см.: Масленицын 1973. Ил. 15). Вероятно, и икона из Архангельского собора была поновлена в тот же период. О датировке оклада см.: Стерлигова 2000 С. 189–192.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Архив Пн В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля 2023 г. 14:08 7 апреля 2023 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Благовещенском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Егорьевский Матфей ;  епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы; столичное духовенство. Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.Ю. Кузнецова; председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента В.А. Фадеев; председатель правления Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе с редкими (орфанными) заболеваниями «Круг добра», председатель Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам благотворительности и социальной работе протоиерей Александр Ткаченко.  Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А.Ю. Голик. Патриаршее богослужение транслировалась в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на благо Святой Церкви и к празднику Святой Пасхи иеродиакон Аристоклий (Лисицын), комендант резиденции Святейшего Патриарха в Чистом переулке, насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, был удостоен права ношения двойного ораря. 

http://patriarchia.ru/db/text/6017253.ht...

Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля 21 июля 2005 г. 10:51 В праздник Явления иконы Божией Матери Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в возрожденном Благовещенском соборе Казанского Кремля. Это было первое богослужение в храме за последние 80 лет. Недавно завершилась реставрация Благовещенского собора, длившаяся с перерывами около 30 лет. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископы Казанский и Татарстанский Анастасий, Саранский и Мордовский Варсонофий, Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, Ижевский и Удмуртский Николай, Уфимский и Стерлитамакский Никон, Симбирский и Мелекесский Прокл, Самарский и Сызранский Сергий, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископы Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Алатырский Савватий. На богослужении присутствовали президент Татарстана Минтимер Шаймиев, председатель Госсовета республики Фарид Мухаметшин, мэр Казани Камиль Исхаков, председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин, муфтий Татарстана Гусман Хазрат Исхаков. В алтаре храма в эти часы находится список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери, возвращенный Русской Церкви в минувшем году Иоанном Павлом II и привезенный в Казань Святейшим Патриархом. Во время совершения литургии икона была вынесена из алтаря для поклонения верующих. В храме собралось около тысячи верующих. Еще около пяти тысяч человек заполнили кремлевскую площадь перед собором, где установлены динамики и большой экран, на котором транслируется праздничное богослужение. Кроме того, два экрана установлены у стен Казанского кремля и еще один у Богородицкого монастыря в полутора километрах от Кремля, куда в ближайшие часы крестным ходом будет перенесена Казанская икона. Справка о Благовещенском соборе Казанского кремля

http://patriarchia.ru/db/text/29425.html

Центральная часть собора была украшена фресками к 1551 г. Впосл. они, как и росписи на галереях, не раз поновлялись. В 1980-1984 гг. была выявлена практически вся дошедшая до наших дней живопись разного времени. Это самый ранний сохранившийся в Кремле фресковый комплекс. В сложную систему росписи включены размещенные на 2 зап. столбах изображения св. воинов, визант. императоров и рус. князей. Значительную часть росписи в центральном четверике собора занимают сцены из Откровения Иоанна Богослова. Высокий иконостас бывш. царского храма составляют в наст. время ок. 100 икон, написанных в разное время. Помимо праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного рядов здесь присутствует уникальный пядничный ряд - явление специфически московское, присущее иконостасам домовых храмов. Большинство сохранившихся пядниц не столь древние, как др. иконы храма. Все они, за исключением 2, были написаны в 1817 г. Спустя год были созданы серебряные с позолотой чеканные царские врата. В 2 верхних ярусах иконостаса находятся работы иконописцев XVI-XVII вв. Образы деисусного чина в большинстве своем считаются работами визант. мастера, создавшего их в кон. XIV в., возможно Феофана Грека. В наст. время ученые полагают, что иконы праздничного ряда были созданы мастерами в 1-м десятилетии XV в. и появились в соборе после пожара 1547 г. Юж. галерея Благовещенского собора и примыкающее к ней южное крыльцо, некогда выходившее на Казенный двор, были частично перестроены после пожара 1547 г. В ходе недавней реставрации были воссозданы фрагменты интерьера времени царствования Иоанна IV Грозного: белокаменный резной портал и окно, фрагменты керамического пола и мн. др. В наст. время здесь демонстрируются нек-рые иконы из древнего соборного иконостаса и 3 верхних приделов, а также литая медная посеребренная рака, выполненная в 1894 г. на фабрике А. М. Постникова для хранения древних ковчегов-мощевиков. Иконостас Благовещенского собора Иконостас Благовещенского собора Подклет Благовещенского собора является его древнейшей частью. Белокаменные плиты, из к-рых он сложен, относятся к XIV-XV вв. и принадлежат 2 первым храмам, стоявшим на месте существующего. Некогда подклет использовался для хранения великокняжеской казны. В 1989 г. в древнем подклете открылась выставка, посвященная археологии Боровицкого холма. В 2012 г. здесь была развернута новая постоянная экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Достаточно полное представление о жизни древнего Кремля дают свыше 1,5 тыс. экспонатов, распределенных по неск. разделам (памятники ювелирного искусства, в т. ч. домонг. времени, оружие и воинское снаряжение XII-XVI вв., нумизматика).

http://pravenc.ru/text/2564228.html

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля 2024 г. 15:04 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля.  В этот день исполнилось 55 лет служения Его Святейшества в священном сане. Ровно 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, монах Кирилл (Гундяев), в то время учащийся Ленинградской  духовной академии , был рукоположен во диаконы.  За Литургией Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Григорий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; архиепископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Раменский Алексий , личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Иоанн (Лудищев) , наместник  Сретенского ставропигиального мужского монастыря  г. Москвы, и.о. ректора  Сретенской духовной академии ; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов Патриаршего подворья в Зарядье г. Москвы, ризничий Патриаршего Успенского собора и храмов Московского Кремля; иеромонах Елисей (Меняйлов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; столичное духовенство.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

467 Это песнопение обычно сопровождает произведения иной иконографии. Так, оно приведено на иконе Рогожского кладбища середины XVI в. и на левой нижней части так называемой «Четырехчастмой» иконы Благовещенского собора Кремля (1547–1554). Здесь над толпами молящихся изображены Ветхий деньми и воплощение Единородного сына в трех сценах – «Благовещение», «Рождество» и «Богоявление» (см.: Подобедова 1972. Ил. 8 и 1). 472 Хоругвь была вложена в новгородскую церковь Никиты Великомученика, возможно, также Исааком Шаховым. Хранится в ГРМ, инв. ДРТ-20 и ДРТ-30 (см.: Лихачева 1979. С. 406–412; автор относит хоругвь, на наш взгляд ошибочно, к первой половине XVI в.). 480 Акт от 29/VIII 1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, д. 14, л. 26. 482 Акт от 29/VIII-1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, 1931 г., д. 14, л. 26. 483 См. кат. 25, 31. По трактовке образа близка к пелене с таким же изображением в Сергиево-Посадском музее (Инв. 596). 484 Акт от 21/V1I 1925 г., согласно которому числилась как икона в Большом Кремлевском дворце «в опочивальне их величества» – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 1, оп. 3, д. 4, л. 320. 487 Примеры изображений «Богоматери Воплощение»: «Неопалимая Купина» (тип «Воплощение») на пелене с избранными снятыми конца XV в. из Кирилло-Белозерского монастыря («Пречистому образу Твоему поклоняемся...» 1994. Кат. 155), в медальоне с четырьмя херувимами (неверно назван «Знамение») на пелене второй половины XV в. (Лихачева 1980. Кат. 43, ил. нас. 62), на пелене середины XVI в. (неверно назван «Знамение») (Искусство Рязанских земель. 1993. Кат. 3, ил. 84, 85, кат. 5, ил. 88), на сударе 1598 г. из Архангельского собора Московского Кремля (см.: кат. 67). 490 Акт от 29/VIII 1931 г. и опись передаваемых вещей – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1931 г., д. 14, л. 20. 491 Икона хранится в ГТГ, инв. 12767 (см.: Древнерусское искусство [ГГГ]. 1995. Кат. 47, а также ил. 4 в настоящем издании).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010