Митрополит Ювеналий обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Возлюбленные братья архипастыри, пастыри, монашествующие, братья и сестры! Святейший Патриарх Кирилл подарил нам сегодня радость, благословив совершить Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. Я горячо и сердечно поздравляю всех вас с праздником новомучеников и исповедников Церкви Русской и напоминаю, что с сегодняшнего воскресенья Церковь начинает готовить нас к великому и спасительному подвигу Великого поста, покаяния и молитвы. Я вспоминаю, как в детские годы услышал проповедь одного священника, который говорил: " Если вы в лунную ночь выйдете на улицу и посмотрите на небо, то увидите множество звезд, которые невозможно сосчитать " . Вот так и в Церкви нашей множество святых, которые молитвенно предстательствуют за каждого из нас. Прошло почти два десятилетия, когда решением Архиерейского Собора было принято решение о причислении к лику святых новомучеников и исповедников, когда на святом небосводе Церкви Русской воссияло множество " звезд "  — молитвенных предстателей за нас пред Господом. Церковь, заботящаяся о спасении каждого человека, начинает готовить нас к посту, покаянию и молитве песнопением " Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче " . Промыслительно, что каждый из нас начинает этот путь отсюда, с этого святого места, где молились наши предки, где предстояли перед Святым Престолом главы нашей Церкви и молитвенники за землю Русскую. Пусть эта благолепная молитвенная обстановка коснется ваших сердец, и вы с покаянием и смирением начнете готовиться к Великому посту. Помогай нам всем Господь в этом подвиге, который ведет нас через покаяние и молитву в Царствие Небесное». Московская областная епархия /Патриархия.ru     за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5590603...

Благовещенский собор Московского Кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский Собор Московского Кремля - самый известный московский храм, освященный во имя праздника Благовещения, находится в Кремле на Соборной площади. Один из древнейших в Москве, основанный в конце XIV века. Содержание История [ править править код ] Во второй половине XIV— начала XV вв. на месте современного храма располагалась деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор. В 1484–1489 годах, великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но для построения домовой церкви были приглашены русские мастера из города Пскова. Перед зодчими стояла трудная задача, требовалось гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Благовещенский собор имел три главы и с четырёх сторон был окружён галереями-папертями. По окончании строительства в 1489 году, собор был освящён в честь праздника Благовещения . Настоятель Благовещенского собора традиционно являлся духовником царя. В 1508 году по повелению великого князя Василия Ивановича был вызолочен «верх церковный», иконы иконостаса «обложены серебром и златом и бисером», сын знаменитого художника Дионисия – Феодосий подписал церковь «златом». В 1520 году были украшены росписью паперти собора. Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В 1560-е годы по заказу царя Ивана IV Грозного на углах галерей соорудили 4 небольшие одноглавые придельные церкви, а над западной частью собора возвели две глухие главки. В основном именно в это время трехглавый храм приобрел свой живописный облик девятиглавого собора, который мы видим сегодня. Этот этап строительства и посвящение приделов исследователи связывают с крупнейшими событиями середины XVI века: Венчанием Ивана Грозного на царство, завоеванием Казани, одной из побед Ливонской войны – взятием Полоцка. Очевидно, перестраивая и украшая свою домовую церковь, Иван Грозный стремился усилить её роль в кремлёвском ансамбле, сделать храм достойным самодержавного правителя огромного государства. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Первый пример ростового деисусного чина – иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Этот чин выделяется как составом – в нем одиннадцать икон – так и их размерами (высота 210 см). В настоящее время точно установлено, что этот чин не мог первоначально предназначаться для Благовещенского собора, а был перенесен в него из другого храма (какого именно, до сих пор не установлено, хотя существует много гипотез). Временем создания икон считается либо начало XV в., либо 1380–1390 гг. Центральные иконы до сих пор часто приписываются руке Ф. Грека. Исихастская богословская идея светоносной материи прослеживается в художественном решении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля – и в интенсивном голубом цвете, словно исходящем от сияния Христа, и в каждой иконе этого ансамбля, – и в цвете одежд, и в тонких прозрачных лессировках, объединяя таким образом весь ансамбль. Древнерусский иконостас в XIV–XV вв. имеет много смысловых значений в литургическом, вероучительном и историческом планах, представляя образ Церкви и образ Таинства Царства. Русский иконостас – плод многовекового развития, получивший на Руси характер законченной, образно-богословской системы. Развитие иконостаса завершилось на Руси под влиянием исихазма и распространения монашества, в эпоху наибольшего расцвета святости, иконопочитания, иконописания и литургического творчества. Иконы выступали живым свидетельством об осуществимости преложения человека во образ Христов – через соединение со Христом в Таинстве Евхаристии. Иконостас был образцом для подражания, так как представлял святых в состоянии обожения, которого они достигли через Евхаристию. Одновременно с переходом на Иерусалимский Устав в богослужении Русской Церкви при митрополите Киприане в древнерусском искусстве получает распространение тема Апокалипсиса, которая воплощена в Успенском соборе г. Владимира. Как замечает О. Г. Ульянов, «основополагающая важность Анафоры и повышение значения проскомидии, согласно византийской мистагогии XIV в., во многом предопределили появление на Руси высокого иконостаса» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[М., 1988]. С. 51-59; Сергеев В. Н. Рублев. М., 1981, 19903, 1998. («ЖЗЛ»); Троица Андрея Рублева: Антология/Сост. Г. И. Вздорнов. М., 1981, 19892; Анисимов А. И. Научная реставрация и Рублевский вопрос// он же. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 105-134; Щенникова Л. А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле//Сов. искусствознание. М., 1986. Вып. 21. С. 64-97; Малков Ю. Г. К изучению «Троицы» Андрея Рублева//Музей, 8. М., 1987. С. 238-258; он же. «Святая Троица» прп. Андрея Рублева (о богословском содержании иконы)//Альфа и Омега. 1996. 2/3 (9/10). С. 321-352; Попов Г. В. Иконы праздничного ряда Благовещенского собора: Вопросы атрибуции//Уникальному памятнику рус. культуры Благовещенскому собору Моск. Кремля 500 лет: Всесоюз. науч. конф. (13-15 нояб. 1989 г.). Тез. докл. М., 1989. С. 39-42; M ü ller L. Die Dreifaltigkeitsikone des Andréj Rubliów. Münch., 1990; Брюсова В. Г. Андрей Рублев. М., 1995; Осташенко Е. Я. К проблеме стиля Андрея Рублева: Еще раз о праздничных иконах Благовещенского собора Московского Кремля//ДРИ. СПб., 1997. Т.: Исследования и атрибуции. С. 113-135; Кавельмахер В. В. Заметки о происхождении «Звенигородского чина»//ДРИ. СПб., 1998. Т.: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. С. 196-216; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублев: Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус.

http://pravenc.ru/text/115312.html

Во 2-й пол. XV в. была создана икона-«таблетка» «Святые Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий» из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ). На зап. наружном фасаде собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502, мастер Дионисий), над входом, по сторонам от Богоматери «Знамение», представлены И. Д. и свт. Косма Маюмский с развернутыми свитками. Такое же изображение святого в тюрбане входит в композиции этого собора «О Тебе радуется» (на сев. стене) и «Что Ти принесем, Христе…» (на юж. стене). В Троицком соборе Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) И. Д. изображен на юго-зап. столбе. Изображение И. Д. входит в композицию икон на сюжеты, связанные с прославлением Богоматери. Так, на иконах «О Тебе радуется» И. Д. представлен у подножия трона Богородицы протягивающим Ей свиток с написанным им гимном, напр.: на 2-сторонней иконе-«таблетке» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ; на обороте - Нерукотворный образ Спасителя); на иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1500, мастерская Дионисия, ГММК); на иконе письма Георгия Клонцаса (1604, монастырь вмц. Екатерины на Синае) и др. Изображение И. Д. может быть включено в композицию «Достойно есть» развернутой иконографии. В таких случаях И. Д. со свт. Космой Маюмским изображаются в ряду монахов и аскетов, славящих Богоматерь, как, напр., на 4-частной иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. сер. XVI в., ГММК). На клейме храмовой иконы Благовещенского собора Московского Кремля «Благовещение с Акафистом» (1-я четв. XVII в., ГММК), иллюстрирующем 12-й икос Акафиста, среди мирян и святых, припадающих к иконе Божией Матери «Знамение», был, вероятно, представлен И. Д. (лик утрачен, реконструируется по аналогичному изображению в росписи Ризоположенской ц. Московского Кремля); он был изображен в монашеских одеждах, с развернутым свитком в руке. На иконе «Собор Богоматери», предположительно происходящей из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (ГРМ, 80-90-е гг. XVII в.), И.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Наиболее раннее изображение И. в рукописной книге встречается в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 120) в иллюстрации освящения ц. арх. Михаила «монастыря Всеволожа» (Выдубицкого) в Киеве (1088). Несмотря на именование епископов в тексте, на миниатюре фигуры в архиерейском облачении не персонифицированы и условны, имеют нимбы. В лицевой рукописи Ростовского патерика 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 27 об.), принадлежавшей ростовскому купцу И. С. Рахманову, собраны жития большинства местных чудотворцев. На миниатюре И. изображен в рост, в повороте влево, перед образом Божией Матери (Богоматерь с Младенцем на коленях восседает на престоле, в Ее правой руке - скипетр, на голове - корона; подпись: «     U  ()      ()    ()     # »). И. в бордовой фелони и охристом омофоре, на голове белый клобук, правая рука возле груди, левая раскрыта ладонью, борода седая средней величины. К ранним изображениям И. в монументальной живописи относится его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Ил. 47). В центральной апсиде алтаря в медальонах, выделенных цветом, помещены поясные изображения рус. святых: в центре - свт. Леонтий Ростовский, справа от него - И. в белом клобуке, с заостренной внизу бородой, в небольшом повороте влево, правая рука вытянута вперед в благословляющем жесте, покровенной левой прижимает к груди Евангелие. В росписи сев. фасада Успенского собора Московского Кремля (первоначальная живопись неоднократно поновлялась в XVII-XIX вв.) между колонками изображены в рост 6 святых: прп. Пафнутий Боровский, Ростовские святители И., Леонтий и Игнатий, преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 35). И. изображен также в росписи 1563-1564 гг. Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле, которую выполнили «мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий и Дементей Сидоровы дети» ( Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 38, 95, 100. Табл. 9). Благословляющий И. представлен в рост (руки разведены, в левой - Евангелие) вверху на юж. грани сев.-вост. столба собора, у него длинная седая борода. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. артелью костромских и ярославских мастеров во главе с Гурием Никитиным, И. написан в ряду с Московскими и Ростовскими святителями ( Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 89, 95. Табл. 3). В росписи 1684 г. Троицкого собора костромского Ипатиевского мон-ря его образ помещен в диаконнике среди Ростовских и Новгородских святителей ( Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/674806.html

В описи 1591 г. Деисус определяется как «большои пояснои, в нем 9 образом» (ИРЛИ. Р. 4. Оп. 2; Меняйло. 1989. С. 58-61). Неясным остается состав местных икон и их дальнейшая судьба при постройке каменного храма Успения, а также царских врат 1479 г. Св. Алексий, митр. Московский, с житием. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. Мастер Дионисий (ГТГ) Св. Алексий, митр. Московский, с житием. Икона из Успенского собора Московского Кремля. Нач. XVI в. Мастер Дионисий (ГТГ) В 1481 г. Д. вместе с попом Тимофеем, Ярцем и Коней создал иконостас для освященного в авг. 1479 г. кафедрального Успенского собора Московского Кремля. Иконостас включал «Деисус большей с праздники и с пророки» (ПСРЛ. Т. 6. С. 233). Грандиозные размеры храма, предполагавшие соответствующий масштаб ансамбля, объясняют то внимание, с к-рым составитель летописи перечислил всех исполнителей самого большого (после иконного ансамбля для Успенского собора Владимира - ок. 1408, ГТГ, ГРМ) иконостаса XV в. Главенство Д. в записи не акцентируется и принимается на основании занимаемого им места в перечне имен (по аналогии с упоминанием исполнителей росписи 1405 Благовещенского собора Московского Кремля: Феофана Грека, «старца» Прохора с Городца, «чернеца» Андрея Рублёва). Выплаченная за работы в Успенском соборе сумма составила «сто рублев». Помимо иконостаса она могла быть предназначена для оплаты росписи нек-рых компартиментов в алтаре собора и для украшения нижнего яруса алтарной преграды. В отношении даты сохранившихся фрагментов росписи преграды единого мнения нет. Поскольку офиц. заказчик соборного иконостаса архиеп. Ростовский Вассиан I (Рыло) , выдающийся публицист и духовник вел. кн. Иоанна III (в качестве заказчика архиеп. Вассиан мог действовать от великокняжеского имени), скончался в марте 1481 г., можно предположить, что работы по созданию кремлевского иконостаса (несмотря на сообщение Софийской летописи) были начаты (или согласованы с заказчиком) в 1480 г.; возможно, расчеты с художниками производились преемником архиеп.

http://pravenc.ru/text/178357.html

Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах. В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828).

http://sobory.ru/article/?object=02525

Ульянов О.Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева»//Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Материалы научной конференции ГММК. М., 2003. Ульянов О. Г. Второй канон Пятидесятницы 4 гласа " Божественныхъ покровенъ " Иоанна Арклийского в свете литургической традиции патриарха Филофея (Коккиноса)//XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2003. Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника)//Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348. Ульянов О.Г. Леонардо повторил чужое открытие. Эксперименты с составом красок могли стоить гению Возрождения многовековой славы//«Страна.Ru» 15 декабря 2003 г. Ульянов О.Г. Миф искусства или искусство мифа//«НГР» 21.01.2004 г. Ульянов О. Г. «Страсти Христовы»: «Он умер за всех нас»//«Страна.Ru» 17 марта 2004 г. Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 152–162. Ульянов О. Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе «Архангел Михаил с деяниями» из собрания Музеев Московского Кремля//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 120-151. Ульянов О.Г. " Деисус Андреева писма Рублева " из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца)//Новая книга России. 10-11. М., 2004. С. 40-44, 48-51. Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV – XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.)//Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004. Ulyanov O.G. Il Apophtegmata Patrum negli spirituale tradizioni della Monte Athos//Atanasio e il monachesimo al Monte Athos. Bose, 2004. Ульянов О. Г. О времени и факторах перехода Русской Православной Церкви на Иерусалимский Устав (по рукописи Типикона ГИМ. Син. 329)//XIV Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2004.

http://bogoslov.ru/person/616055

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010