Нек-рые композиции практически полностью повторяют гравюры западноевроп. мастеров, др. переработаны в соответствии с традициями поствизант. искусства. Существует единственная иллюстрированная рукопись XVII в. (собрание Э. Д. Маккормик, Чикаго) с миниатюрами, к-рые отличаются от др. памятников и практически не имеют связи с многочисленными рус. рукописями (см.: The Elisabeth Day McCormik Apocalypse. Chicago, 1940. 2 vol). Одним из ранних сохранившихся на Руси изображений, иллюстрирующих текст И. Б. О., является икона «Апокалипсис», написанная ок. 1482 г. для Успенского собора Московского Кремля (ГММК). Этот памятник уникален по трактовке текста И. Б. О. Последовательность повествования соблюдена лишь в общих чертах. Скомпоновав отдельные эпизоды по смыслу и значимости, художник создал целостную картину мира, главным в к-рой является торжество теофании. Исследователи памятника отмечают сходство композиции иконы с иконографией «Страшного Суда». Икона поделена на 3 регистра: в верхнем представлены события, происходящие на небе, в среднем - изображение земли и постигших ее бедствий, в нижнем проиллюстрированы последние главы текста И. Б. О., повествующие о торжестве Царя царей над зверем и о Страшном Суде. Эпизоды сгруппированы так, что нек-рые сцены можно связать с разными близкими по смыслу стихами И. Б. О.; изображения устрашающих апокалиптических видений отсутствуют, общий строй иконы отличается ясностью и гармоничностью. Ее первый исследователь М. В. Алпатов отметил иконографические совпадения между иконой и стенописью Благовещенского собора 1547-1551 гг., указывая, что «заимствованы из иконы лишь некоторые частности, она не стала для потомков образцом» ( Алпатов. 1964. С. 110). Это утверждение небесспорно, поскольку анализ стенописи Благовещенского собора выявил не только множество близких к иконе деталей, но и общность всей системы построения композиции. Все это позволяет говорить о том, что программным образцом для художников, выполнивших существующую ныне роспись Благовещенского собора, была икона «Апокалипсис» из Успенского собора. В то же время можно предположить, что образцом для самой иконы, столь напоминающей по композиции памятник монументальной живописи, стала роспись Благовещенского собора 1416 г., в свою очередь восходящая к фрескам 1405 г. Феофана Грека. Очевидно, что при перестройках великокняжеского храма мастера стремились сохранить наиболее значимые элементы его декора.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

В соответствии с идеями эпохи царя Иоанна IV, прежде всего актуализацией темы святости государей и их родословия, изображения В. С. и его ближайших св. сродников стали обязательными в убранстве домовых храмов и палат Кремлевского дворца в Москве сер. XVI в., подчеркивая генеалогическую связь московских правителей со св. князьями киевского периода и избранность правящего рода Рюриковичей. В галерее изображений рус. князей на столпах Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551) В. С. представлен вместе с кнг. Ольгой, их изображения сопоставлены с др. царственными поборниками Православия: имп. Константином и имп. Еленой, восстановителями иконопочитания имп. Михаилом и имп. Феодорой, а также с киевскими, владимирскими и московскими князьями-потомками В. С. ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи 1652-1666 гг. Архангельского собора Московского Кремля, повторявшей программу 1564-1565 гг., напротив В. С. (отличительная черта этого образа - воздетые руки, символизирующие молитву князя о новообращенных людях и о всей Русской земле) - кнг. Ольга, по соседству находятся изображения Бориса и Глеба. Образы В. С., Ольги, Бориса и Глеба, открывающих историю рус. княжеской святости, присутствуют и в росписи лоджии Архангельского собора ( Самойлова. 2002), соседствуя с серией композиций, посвященных Крещению Руси. Сходный цикл, дополненный сценами получения царских регалий кн. Владимиром Мономахом, фигурой В. С. у царского места, присутствовал в несохранившейся росписи Золотой палаты Кремлевского дворца (50-е гг. XVI в.), известной по описанию 1672 г. (см.: Забелин. 2000. Т. 1. С. 175, 177). Традиция включения сцен из жизни В. С. в декор парадных дворцовых залов была продолжена при царе Феодоре Иоанновиче в росписи Грановитой палаты, где В. С. изображен раздающим города своим сыновьям (Там же. С. 183; композиция повторена в сохранившейся росписи 80-х гг. XIX в., выполненной палешанами Белоусовыми). Изображения В. С. неоднократно встречаются в произведениях, являвшихся личными вкладами царя Иоанна IV: полуфигура на кайме шитой катапетасмы для мон-ря Хиландар на Афоне, 1555 г. (в паре с имп. Константином); поясные изображения В. С., Бориса и Глеба на нижнем поле оклада Евангелия 1568 г. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), где также представлены почитавшиеся в царской семье прп. Никита Переяславский и вмц. Анастасия. В качестве небесного покровителя кн. Владимира Андреевича Старицкого В. С. изображен на кайме плащаницы 1561 г. из Успенского собора Московского Кремля, вышитой в мастерской кн. Евфросинии (Евдокии) Старицкой (с 1812 находится в Успенском соборе Смоленска), без сыновей, в паре с прп. Евфросинией, покровительницей матери старицкого князя; на иконе, упомянутой в описи старицкого Успенского мон-ря (Описные книги старицкого Успенского монастыря 7111-1605 г. Старица, 1912. С. 16),- рядом с мч. Андреем Стратилатом, тезоименным кн. Андрею Старицкому.

http://pravenc.ru/text/159104.html

На это же работает присутствие образа Иисуса Навина, который практически не встречается позже в составе праотцев, но образ которого в середине века чрезвычайно популярен в связи с военными походами. Он дважды представлен в росписи Благовещенского собора (в северном крыльце и на хорах), которая, как известно, была закончена к 1551 г. Его изображение встречается в Лицевом летописном своде, в росписях Золотой палаты, на костяном алтарном кресте из Успенского собора, созданном в 1570 г. (инв. ДК-1099). В 1989 г. вышла из печати книга «Благовещенский собор», где были опубликованы в процессе раскрытия две иконы праотеческого ряда. В связи с не завершенностью реставрации датировка икон ряда была довольно осторожной и широкой: середина – третья четверть XVI в. 1014 По завершении реставрации, как нам кажется, есть возможность ограничить время создания образов праотцев 50–60-ми годами XVI вв. Практически ни один иконостас не дошел до нашего времени без каких- либо изменений, поэтому существование 12 обрати праотцев как фрагментов древнего единого комплекса середины XVI в., если читатель примет предложенную датировку, дает основу для гипотезы о более раннем, чем это принято считать. происхождении самостоятельного праотеческого чина в высоком иконостасе на Руси. 971 Сперанский И. Старинные русские иконостасы//Христианское чтение. СПб.. 1882. Ч. 1. С. 7: Голубинский Е. История русской церкви. М.. 1907. Т. 2, ч. 2. С. 350: Лазарев В. Н. Заметки о методологии изучения древнерусского искусства//Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. М.. 1978. С. 308: Мельник А. Г. Основные типы русских иконостасов XV- XVII вв. (в наст. изд.). 972 Филатов С. В. Письменные источники о составе иконостасов XVI в.//Архитектурное наследие и реставрация. М.. 1984. С. 123–128. 973 Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы XVI в.: Состав и иконографические особенности//Русское искусство позднего средневековья. М.. 1993. С. 59–10.3. 974 Писцовые книги Московского государства. Ч. 1. Писцовые книги XVI в Изд. под ред. Н. В. Калачова. СПб.. 1872. 976 Пророческий ряд иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля середины XVI в., пророческий ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерекого . монастыря 1497 г. 987 Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 года: опыт исследования комплекса по пись-менным источникам//Успенский собор Московского Кремля. М.. 1985. Примеч. 48 990 См.: Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерекого монастыря: 1497 год. М.. 1988. С. 15 992 Переписная книга Московского Благовещенского собора XVII в.//Сборник на 1873 г.. издаваемый Общее том древнерусского искусства при Московском Публичном музее. М . 1871 С К ( далее Переписная книга) 993 РИБ. СПб.. 1875. Т. 2. С. 1117 (Опись Софийского Успенского собора в г. Вологда 1641 Апреля 2). 995 Сокопов М. II. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. Кон. XVI в. (Оружейная палата ГММК) [Барградская, Барловская, Барбарская] (празд. 26 дек.), чудотворный образ из Благовещенского собора Московского Кремля (не сохр.). Названием иконы послужили начальные строки евангельского текста: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк 11. 27), отражающие иконографию образа. Согласно сказанию из рукописного сборника 1714-1716 гг., икона была принесена в Москву в 1392 г. из «Бара града Римския области», где она стояла при гробе свт. Николая, архиеп. Мирликийского; ее доска была сделана из «чудных разных многих древес». В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., более поздних описях собора и лит-ре XIX - нач. XX в. икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», т. е. происходящая из города Бари. В нек-рых изданиях XIX - нач. XX в. различные наименования «Б. Ч.» описывались как самостоятельные чудотворные иконы. Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) Икона Божией Матери “Блаженное чрево”. 2-я пол. XVI в. - нач. XVII в. (ГММК) В кон. XIV в. «Б. Ч.» была украшена драгоценным окладом (в наст. время на списке иконы кон. XVI в.- Оружейная палата ГММК). В Переписной книге Благовещенского собора 1680 г. подробно описан золотой оклад (кон. XVI - нач. XVII в.; утрачен в 1812), к-рый был заменен новым серебряным, сохранявшимся на иконе до нач. 20-х гг. XX в. (изъят в комитет Помгола). «Б. Ч.» находилась в Благовещенском соборе до 1924 г.; дальнейшая ее судьба неизвестна. «Б. Ч.» представляет собой вариант иконографии «Млекопитательница», его отличительная особенность - изображение Богоматери, сидящей на подушке на земле. Младенец Христос возлежит на руках Богоматери (справа), прильнув к Ее груди; кисть Его правой руки придерживает грудь Матери. Н. П. Кондаков и Н. П. Лихачёв отмечали связь иконы с итало-греч. живописью. Иконографическая особенность и характер орнамента свидетельствуют о воспроизведении либо итал., либо далматинского оригинала 1-й трети XIV в.

http://pravenc.ru/text/149357.html

В XVI в. в связи с формированием на Руси идеологии правосл. царства и актуализацией темы благочестия государя в галерее образов русских князей на столбах Благовещенского собора Московского Кремля с К. и Еленой сопоставлены парные изображения равноапостольных Владимира и Ольги (1547-1551). Тогда же фигура К. была включена в состав сложных композиций с образами святых, объединенных по чинам святости. Так, на иконе «О Тебе Радуется» из новгородской ц. Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ) он представлен во главе группы русских святых в лике царей и князей. На иконе «Благословенно воинство Небесного Царя» (сер. XVI в., ГТГ) К. с крестом в руках изображен с воинами в шествии к Горнему Иерусалиму. Ближайшей аналогией является фреска ц. Св. Креста в Пэтрэуци (Румыния), кон. XV в., с изображением имп. Константина и св. воинов на конях, следующих за арх. Михаилом, который указывает на крест в небесном сегменте. Источником новой рус. иконографии «Поклонение Кресту» (Поклонение Кийскому кресту), куда были включены изображения К. и Елены, а также царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, стал Кийский крест , созданный как реликварий в 1656 г. «в меру» Креста Христова по заказу патриарха Никона для Крестного монастыря на Кий-острове. Одна из первых икон была написана, очевидно, ок. 1658 г. (сохр. следующая по времени икона из теремной ц. Воздвижения Креста в Кремле, 1677-1678, ГММК). Св. равноапостольные Константин и Елена. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Св. равноапостольные Константин и Елена. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547–1551 гг. Житие К. помещено в 3-м хронографическом томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 151), в котором на основе т. н. Летописца Еллинского и Римского излагается история римского царства. В рассказе о царствовании отца К. Констанция Хлора, озаглавленном «Царство 42. Констино. Отца Константинова», говорится об обстоятельствах рождения К., о его воспитании, затем о жизни К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Богомолье». О домовом храме Великих князей, позже царей Российских — Благовещенском соборе Московского Кремля рассказывает кандидат богословия протодиакон Константин Лаптев. Ведущая цикла - Елена Смирнова 19.12.2015 19:00 Протодиакон Константин Лаптев О домовом храме Великих князей, позже царей Российских, - о Благовещенском соборе Московского Кремля рассказывает в цикле Елены Смирновой " Богомолье " старейший клирик Казанского собора на Красной Площади, его староста и ризничий, кандидат богословия протодиакон Константин Лаптев. Захватывающая история " Златоверхого Благовещения " тесно связана с историей Русского государства и его правящей династии. В передаче вы также узнаете об уникальном внутреннем убранстве собора, освященном именами Андрея Рублева, Прохора с Городца, Феофана Грека, о традициях богослужений царского храма, о вселенских святынях, хранящихся в нем. Яшмовый пол собора, изображения сивилл, античных мыслителей, аскетов Лествицы Иоанна Лествичника и другие загадки встретят здесь вдумчивого богомольца и любителя старины. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2015/12/19/19-0...

Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.Л. 143 об.) Целование креста князьями Владимиром Всеволодовичем и Святославом Изяславовичем в знак примирения. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.Л. 143 об.) Большинство сохранившихся изображений В. В. относятся к эпохе Иоанна IV Грозного, для к-рого личность вел. князя представляла особый интерес. В это время получило хождение «Сказание о князьях владимирских», повествующее о даре визант. имп. Константина Мономаха В. В. знаков царского достоинства: барм, Животворящего Креста и царского венца, к-рым вел. князь был венчан на царство и наречен «царем великия Россия». Данный эпизод «Сказания» служил для царя Иоанна IV одним из аргументов, доказывающим его право на царский венец. Именно поэтому почти все изображения В. В., датированные XVI в., были созданы вскоре после венчания на царство Иоанна IV. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551), домового храма рус. государей, на юж. грани юго-зап. столпа помещен парный портрет князей В. В. и Ярослава Всеволодовича. В. В. представлен старцем с пышными волосами и недлинной, окладистой бородой. Он облачен в царские одежды: синее платье с золотым оплечьем и перекинутым через плечо лором и красная шуба-ферязь. Платье и ферязь были украшены крупным орнаментом (сохр. плохо), заключенным в круги. Голову князя венчает царская корона городчатого типа. Правая рука поднята в благословляющем жесте. Иконография парного княжеского портрета, очевидно, была призвана выразить идею преемственности власти, передаваемой вел. князем киевским владимирскому кн. Ярославу Всеволодовичу, пращуру царя Иоанна IV. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Сер. XVI в. датируется икона «Благословенно воинство Небесного Царя» (ГТГ), на к-рой в центре, среди св. воинства, изображен всадник на вороном коне в имп.

http://pravenc.ru/text/Владимира ...

773 Византия. Балканы. Русь. Иконы XШ-XV веков; Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. Август-сентябрь 1991 г. М.. 1991. 62. С. 235–236. 774 Антонова В. П.. Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи [ГТГ] : Опыт историко-художественной классификации. М.. 1963. Т. 1. Кат. 230. С. 285–290. 777 Лидса А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии/7 Иерусалим в русской культуре/Ред.-сост. А. Баталов. А. Лидов. М.. 1994. С. 22–23; Нер- сесян Л. В. К вопросу о происхождении и символическом содержании иконографии «О тебе радуется»//РИ: Искусство Византии и Древней Руси: К 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Грабара. СПб.. 1999. С. 380–398. 779 Атштов М. В. Памятник древнерусской живописи конца XV в. Икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М.. 1964. С. 46; Плугин В. А. Указ. соч. С. 46. 781 Качалова И. Я. «Апокалипсис» в росписи Благовещенского собора II Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. Рукопись. 783 Дмитревский//. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М.. 1894 (perip. – 1993). С. 168. 786 Успенский Л. А. Богословие иконы в православной церкви. М.. 1989. С. 230–231; см. об этом также: Щенникова Л. А. Деисусный чин со «Спасом в силах» (истоки иконографии)//Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. Рукопись. 787 Дмитревский И. Указ. соч. С. 172. 310 и Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 10. Табл. 3. 790 См. статью в наст, изд.: Лидов А. М. Византийский антепендиум: О символическом прототипе высокого иконостаса. С. 161–206. 791 HahnloserH. R. Le oreficerie della Pala d " Oro//La Pala d’Oro/A cura di IT. R. Hahnloser. R. Polaco. Venezia. 1994. P. 95. Tav. LXX. 796 По описи первой половины XVII в., в первоначальном иконостасе Успенского собора Московского Кремля на деревянных «стоянцах». разделявших 21 икону праотсчсс- кого чина, были закреплены 43 херувима и серафима (Описи московского Успенской собора, от начала XVII века по 1701 год включительно Ч РИН. СПб.. 1876. Т. 3. (Тб 308–309.413–414); чеканные изображения херувимов, укрепленные на вершине грехло- паетного завершения икон праотеческого чина, сохранились в иконостасе I роицктн о собора Троице-Сергиева монастыря (Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники. М.. 1968. Ил. 69). Характерно, что изображения херувимов в иконостасе Троицком собора, как. видимо, и кремлевского Успенского собора, были исполнены в рельефе г вызолочены, как и херувимы на темплоне в Рошиоло.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

На оглавии выгравированы два ангела, поддерживающие плат с изображением Спаса Нерукотворного. Под ним выгравирована надпись: НЕРУКОТВОРЕННЫЙ ОБРАЗ . На боковых стенках оглавия – отверстия для подвешивания. В ковчег вложен деревянный крест с врезанным в него восьмиконечным крестом, набранным из нескольких фрагментов разных пород деревьев. Атрибуция. Крест упомянут в Описной книге Благовещенского собора 1745 года, в которой цитируется запись из Описной книги 1721 года: КРЕСТ ЗОЛОТОЙ С ФИНИФТОМ ЧЕТВЕРОКОНЕЧНЫЙ. А В НЕМ ПИСМО НА БУМАГЕ НАКЛЕЕНО И ПОДПИСАНО. СЕЙ КРЕСТЪ ЗЛАТЫЙ З ЖИВОТВОРЯЩИМ ДРЕВОМ ГДРЯ ЦРВЧА АЛЕКСИА ПЕТРОВИЧА ВЕСУ В НЕМ ЗОЛОТА ПОЛТОРА ФУНТА БЕЗ ТРЕХ ЗОЛОТНИКОВ . Таким образом, вес креста без дерева составлял 601,5 г. В Описях собора 1745 года и 1771–1772 годов эти данные подтверждены. В более поздних описях отмечено, что Спас на оглавии «резной с чернью». Следов черни на гравировке нет. Вероятно, оглавие было сильно загрязнено, что ввело в заблуждение составителей Описей. В Описях 1817 и 1837 годов указано, что верхняя доска «в двух местах проломлена». В настоящее время разрывов и следов реставрации на кресте нет, а вес креста без дерева – 620 г, т. е. больше прежнего на 18,5 г. Этот факт, а также наличие на кресте эмали ярких тонов, отсутствие следов реставрации и идеальная сохранность боковых стенок позволяют сделать вывод о том, что крест был выполнен по старому образцу после 1837 года, возможно, с сохранением старого оглавия начала XVIII века. Источники. ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. З. Книги описные Благовещенского собора: 1745 год. Л. 108; 1771–1772 годы. Л. 81; 1771–1811 годы. Л. 142об.; 1817 год. С. 72–73; 1837 год. Л. 54. Литература. Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле//Каталог выставки в Музеях Московского Кремля. С. 239–240. 8. Крест-мощевик наперсный Инв. МР-11432. 1730–1750 годы. Санкт-Петербург. Золото; чеканка. 11.2×7.8×0.9 см. Приобретён в 1988 году через ВХПО им. Е. В. Вучетича. Описание. На лицевой стороне рельефное Распятие с главой Адама, полуфигуры Богоматери, Иоанна и Саваофа с голубем в облаках.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010