Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершена реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 01.06.2011 Реставрация Благовещенского собора Московского Кремля закончена, специалисты сделали ряд находок. " Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора - она тоже предполагает массу открытий " , - рассказал заместитель гендиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов в интервью, которое публикует в среду " Российская газета " . Он сообщил, что во время реставрационных работ под лестницей XIX века была обнаружена часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись. По словам А.Баталова, крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Сарабьянов считает, что живопись относится к эпохе Андрея Рублева " и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу " . Говоря о фасадах собора, он указал на то, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. В процессе реставрации апсидов, вырубленных в толще восточной стены палаты в XVIII веке, были обнаружены следы примыкания Казенной палаты, следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты. " Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами " , - добавил А.Баталов. Как отметил он, в стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его " родословной " определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом. " Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один - эпохи Дмитрия Донского, другой - его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века " , - сказал заместитель директора музеев. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.06.2011 16:24:25

http://drevo-info.ru/news/10804.html

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / та Екзархати / Православна Москва У день пам " святителя Филипа, митрополита Московського, митрополит звершив в Успенському Московського Кремля для друку 17 липня 2014 р. 15:33 16 июля 2014 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию и чин молебного пения в Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков  и столичное духовенство. За богослужением пел хор Богоявленского кафедрального собора под управлением регента Евгения Тугаринова. Перед отпустом была совершена заупокойная лития по погибшим в катастрофе в Московском метрополитене. По окончании богослужения владыка митрополит обратился к сослужащему духовенству и всем молящимся со словом приветствия и передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла, сообщает сайт Центрального викариатства г. Москвы. Патриархия. ru за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського з ключовими словами собори московського кремля   новини У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3690392...

7 Лазарев В.Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//ВВ. 1967. Т. XXVII. С. 162–196. Рис. 1–21 (перепечатана в сб.: Лазарев В.Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 110–136). Первоначально статья была опубликована по-французски в греческом научном журнале, что во многом определило известность этой работы на Западе (см.: Lazarev V. Trois fragments d’epistyles peintes et le templon byzantin)//ДХАЕ. 1964. Vol. 4. P. 117–143 8 Лазарев В.Н. Два новых памятника русской станковой живописи XII-XIII вв. (к истории иконостаса)//Краткие сообщения и доклады о полевых исследованиях Института истории материальной культуры АН СССР. 1946. Вып. XIII. С. 67–76. Работа перепечатана в сборнике статей: Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970. С. 128–139. 9 Успенский Л.А. Вопрос иконостаса.//Вестник Русского Западно-европейского патриаршего Экзархата. 1963, октябрь – декабрь. Т. 44. С. 233–255; Успенский Л.А. Богословие иконы в православной церкви. М., 1989. С. 223–238. 10 Ильин М.А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIV-XV вв.//Культура Древней Руси, М., 1968. С. 79–88; Он же. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева.//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М., 1970. С. 29–40. 11 Бетин Л.В. Об архитектурной композиции древнерусского высокого иконостаса.//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. М., 1970. С. 41–56; Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса.//Там же. С. 57–72; Он же. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.//Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. XIII. С. 37–44; Он же. Иконостас Благовещенского собора и московская живопись начала XV века.//Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1982. Вып. 2. С. 31–44; Бетин Л.В., Шередега В.И. Алтарная преграда Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.//Там же. С. 53. 12 См., например: Маясова Н.А. К истории иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.//Культура Древней Руси. М., 1966. С. 152–157; Щенникова Л.А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Советское искусствознание. 81 (1982). Вып. 2. С. 81–129; Голейзовский Н.К., Дергачев В.В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля.//Советское искусствознание. М., 1986. С. 445–470.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

На богослужении присутствовали: уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецова, депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов, комендант Большого Кремлевского дворца Д.И. Родин. Богослужебные песнопения исполнил хор движения «Православные добровольцы» под управлением Анны Голик. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года ( журнал 148 ) Преосвященный Максимилиан, епископ Иркутский и Ангарский, в связи с назначением главой Иркутской митрополии был возведен в сан митрополита. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера диакона Алексия Петрука, клирика Воскресенского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Васютин, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Петра в алтаре Успенского собора. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Затем на Соборной площади Кремля состоялось общение Его Святейшества с москвичами, гостями столицы, детьми, посетившими новогоднюю елку в Государственном Кремлевском дворце. Святейший Владыка поздравил участников праздника с днем памяти святителя Петра и новолетием, а также благословил взрослых и детей. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми в день пам " святителя Петра в Успенському Московського Кремля У день пам " святителя Петра Кирил звершив в Успенському Московського Кремля за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5557700...

О.В. Губарева Рассказ об одном шедевре Икона Рождества Христова происходит из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, домовой церкви русских царей. Этот праздничный ряд является частью одного из самых ранних русских высоких иконостасов, и представляет необыкновенную ценность для русского искусства и культуры. Рождество Христово. XV в. Икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. Музеи Московского Кремля Икона Рождества Христова, как и другие иконы праздничного ряда, имеет многочисленные потертости: ее поновляли несколько раз. В мае 1918 года была создана «Комиссия по сохранению и раскрытию древней живописи в России», и вскоре началась расчистка икон Благовещенского иконостаса от позднейших записей. В архиве Третьяковской галереи хранятся дневники, где подробно описаны и зафиксированы на фотографии, согласно правилам научной реставрации, все действия реставраторов. В процессе раскрытия выяснилось, что иконы праздничного ряда записывались три раза. Самый верхний слой записи – наименее художественный. Он был выполнен в XIX веке и нанес самый большой ущерб. Перед тем как подновить иконы, они были тщательно промыты растворителем и спемзованы. Нижележащая запись была сделана в XVIII веке, и самая тщательная и тонкая – в XVII веке. Иконостас Благовещенского собора Иконы XV–XVII вв. Москва. Музеи Московского Кремля Зачем нужно было прописывать древние иконы? Дело в том, что иконы принято покрывать вареным растительным маслом, олифой, которая связывает темперные краски и создает защитную пленку на поверхности. Но олифа имеет свойство темнеть с течением времени. Древние иконы примерно через сто лет становятся совсем черными. Поскольку для богослужебных целей нужны неповрежденные иконы, с хорошо видными ликами, с подписями и т.д., потемневшие образы расчищали и «поновляли». Иногда образы прописывали прямо по олифе, и такие иконы сохранились, конечно, лучше. К сожалению, иконы праздничного ряда Благовещенского иконостаса были почищены.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/rozhdest...

Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского ставропигиального монастыря (регент С.Б. Попов). Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил учащегося Московской духовной академии , клирика Покровского академического храма диакона Виктора Ленока в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес член Епархиального совета  г. Москвы, клирик столичного храма Живоначальной Троицы в Хорошеве протоиерей Михаил Прокопенко. По окончании Литургии Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Московского Петра в алтаре Успенского собора. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбоми в день пам " святителя Петра Московського в Успенському Кремля У день пам " святителя Петра Московського Кирил звершив в Успенському Кремля за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського групи з до святкування перенесення мощей князя Олександра Невського до Санкт-Петербурга В знайдено преподобного Алтайського (Глухарьова) У Донському молитовно вшанували пам " ять святителя Тихона, Московського У день пам " преподобних Кирила та голова Синодального з чернецтва звершив в Покровському Хотьковому з ключовими словами собори московського кремля – святих   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5093469...

арку, где изображены праведные Иосиф и Вениамин, сыновья патриарха Иакова (с ними сравнивал св. братьев и автор «Сказания»). С др. стороны апсиды, симметрично Владимиру, Б. и Г., изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся также в XI в. Начиная с сер. XVI в. фигуры Б. и Г. размещаются в наосе на гранях подкупольных столпов. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля сер. XVI в. они представлены на юж. грани северо-зап. столпа, т. е. слева от центрального прохода и вблизи «царского места»; напротив, на грани юж. столпа, изображены воины-великомученики Георгий и Димитрий Солунский. В Спасо-Преображенском соборе Ярославля (1563) Б. и Г. представлены на зап. гранях зап. пары столпов наоса, их образы встречают входящего в собор. Различные варианты изображения избранных святых, часто с включением визант. императоров и Б. и Г., представлены в следующих росписях: Архангельского собора Московского Кремля (восходит к 1565); Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598); ц. Св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600); Благовещенского собора Сольвычегодска (1601); Рождественского собора в Суздале (восходит к 1636); Успенского собора Московского Кремля (1642-1643); Ризоположенской ц. Московского Кремля (1644); Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648); Успенского собора ТСЛ (1684); Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (1684); Софийского собора в Вологде (1686-1688); Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689) и др. В бесстолпных храмах образы Б. и Г. стали располагаться в верхних зонах росписей, напр. в Троицкой (ныне Покровской) ц. Александровой слободы (1571), в медальонах на вост. гранях шатра, в ц. Воскресения в Ростове (70-е гг. XVII в.), в откосах окон верхнего яруса наряду с кн. Владимиром и имп. равноап. Константином. В иконах и в прикладном искусстве изображения Б. и Г. (с кн. Владимиром и без него) часто соотносятся с темой св. Креста и с образами святых Константина и Елены. Так, на «Киликиевском» кресте (кон. XV в., ВГИАХМЗ) резная костяная пластина с фигурами святых Константина и Елены по сторонам креста корреспондируется с пластиной, где Б. и Г. поднимают мученический крест. На иконе «Воздвижение креста» (XVI в., ГТГ) по сторонам креста изображены Константин и Елена, а ниже, строго под ними, в ряду избранных святых,- Б. и Г. С темой св. Креста, христ. воинства и Небесного Иерусалима образы Б. и Г. связаны на иконе « Благословенно воинство Небесного Царя …» (сер. XVI в.) из Успенского собора Московского Кремля: в центре, в окружении пеших воинов, изображен царь Константин на коне, с крестом, движущийся к Небесному Иерусалиму за арх. Михаилом и Иисусом Навином(?), вслед за ними др. святые воины во главе с князьями Владимиром, Б. и Г. на конях.

http://pravenc.ru/text/153171.html

И. изображается в античных одеждах - в голубом или в синем хитоне и охряном гиматии. В отдельных случаях цвета одежд могут быть другими. Так, на иконе «Пророки Иона и Гедеон» (1-я пол. XVI в., ЯХМ) на И. красно-оранжевый гиматий, на иконе «О Тебе радуется» (2-я четв. XVII в., ЯИАМЗ) - красный хитон и охряной гиматий. Прор. Иона. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Прор. Иона. Мозаика ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция. Ок. 1290 г. Изображение И. представлено в пророческих рядах высоких иконостасов, в иллюстрациях Псалтирей и Толкований на Книги пророков, на мозаиках и фресках. В декорации храмов образ И., как и всех пророков, располагается на верхних зонах росписи: в куполе (на мозаиках ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, Греция, ок. 1290; на мозаиках мон-ря Богоматери Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315; на фресках ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия, 1296; в зап. главе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, Греция, 1366), в верхней части стен пресбитерия (на мозаиках кафедрального собора в Чефалу, Сицилия, 1148), на склонах подпружных арок (в росписях Благовещенского собора Московского Кремля, 1547-1551, и ц. Рождества Христова на кладбище (Красном поле) в Вел. Новгороде, 80-90-е гг. XIV в.) и т. д. В высоких иконостасах встречаются как полуфигурные (Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, СПГИАХМЗ; Кириллова Белозерского монастыря, 1497, ГРМ; ц. Преображения бывш. с. Спасского (не сохр.) в Переславском р-не Ярославской обл., XVI в., ПЗИХМЗ; Рождественского придела собора Св. Софии в Вел. Новгороде, XVI в., НГОМЗ), так и ростовые образы И. (Благовещенского (сер. XVI в.) и Успенского (1652) соборов Московского Кремля, ГММК; главного придела собора Св. Софии в Вел. Новгороде, XVI в., НГОМЗ). Редкая иконографическая особенность иконы из Успенского собора Московского Кремля - руки И. скрещены на груди. По мнению Е. Я. Осташенко, этот жест и текст на свитке прообразуют буд. Страсти Христовы и воскресение Иисуса Христа ( Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 2003. Вып. 16: Худож. памятники Моск. Кремля. С. 27). Столь же редкая деталь - дерево в руке И. (напр., на иконе «Пророки Варух и Иона», посл. четв. XVI в., ЯХМ). История прор. Ионы. Миниатюра из Парижской Псалтири. Ок. сер. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 431v)

http://pravenc.ru/text/578248.html

Истина под камнем. Завершилась реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 2 июня 2011 г. 10:45 Десять лет назад Музеи Московского Кремля начали полномасштабную программу реставрации памятников, входящих в их оперативное ведение. Эта работа сопровождается комплексными исследованиями и выявлением проблем, которые приводят к разрушению святынь. Уже отреставрирована и открыта для посещения колокольня Ивана Великого, в основании которой размещен новый музей. В Архангельском соборе открыт придел св. Уара — в этом помещении ранее размещались пожарные, а теперь можно молиться перед чудотворной иконой мученика Уара о спасении душ умерших без святого Крещения. В мае 2011 года закончена реставрация Благовещенского собора . Об итогах работ по восстановлению «Российской газете» (Федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г.) рассказал заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Как могло случиться, что центр нашей цивилизации в течение двух столетий оставался малоизученным объектом: натурные исследования проводились эпизодически, археологические начиная с середины XIX века можно пересчитать по пальцам? — С кремлевскими соборами происходило то же самое, что и со многими памятниками древнерусского искусства. Представьте себе многовековую жизнь иконы, которая постепенно покрывается новыми записями. Так и наши соборы постепенно облекались в многослойную скорлупу. Каждый великий князь менял, перестраивал, вносил что-то новое в эти объекты. К каждой коронации они каким-то образом «поновлялись», а в ХХ веке переживали косметический ремонт: их освежали, дабы не оскорблять взоры иностранных гостей и власть имущих. И потому они длительное время оставались один на один со всеми своими застарелыми болезнями, с проблемами устойчивости, совершенно неизвестными в части своей истории для многих поколений искусствоведов. — Долгое время Благовещенский собор был окружен легендами и мифами. Проведенная работа помогла установить истину и на что вы в этой работе опирались?

http://patriarchia.ru/db/text/1507835.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010