В Дунилове было, при трех отдельных приходах, 8 церквей, – все каменные, кроме одной теплой, единоверческой. Церковь Благовещенская о пяти главах, византийско-русской архитектуры, весьма обширная, освящена в 1675 году. Иконостас в ней сделан по повелению царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, первой супруги Петра I. Церковь расположена на высоком и крутом берегу Тезы. В XVII столетии при этой церкви был женский монастырь, упраздненный в 1764 году; но игуменские кельи деревянные, обширные, оставались до 1831 года, когда они были истреблены пожаром. При Благовещенской церкви на колокольне были устроены, так называемые, русские часы, коих счет днем начинался от восхождения солнца, а ночью от захождения его. В составе причта Благовещенской церкви было три священника, два дьякона и шесть причетников. К Благовещенской церкви приписана была Крестовоздвиженская церковь , находящаяся среди села, на торговой площади. Она переделана была в 1828 году из каменной древней часовни, воздвигнутой по случаю морового поветрия, свирепствовавшего здесь в 1654 году. В этой церкви находятся два больших деревянных креста; из них один сооружен, как видно из подписи, боярином Феодором Абрамовичем Лопухиным, которому Дунилово пожаловано было в 1685 году в отчину царями Иоанном и Петром Алексеевичами; а другой устроен в память избавления в 1830 году от холеры. Церковь Покровская сооружена усердием помянутого сейчас боярина Лопухина . При ней другая теплая церковь , построенная в 1743 году. В этой церкви весьма замечательна по древности чудотворная резная икона святителя Николая Можайского, во весь рост. К сей иконе жители Дунилова и окрестных мест имеют особенное усердие и благоговение. На колокольне Покровской церкви большой колокол весом, как было сказано выше, в 600 пудов. Он вылит усердием местных жителей в память изгнания из России, в 1812 году, французов. На нем вылиты следующие стихи: В сей грозный год Галл дерзновенный, Собрав врагов от всей вселенной, Россию тщился разорить и т.д. На Покровской колокольне так же, как и на Благовещенской, имеются часы, но другого устройства, так называемые немецкие. Они бьют не только часы, но и четверти с минутами. Этот бой разных часов на двух колокольнях нередко сбивал нас с толку.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В начале 1640 годов, по случаю вопроса о браке датского принца Вольдемара с царевной Ириной Михайловной, возникла богословская полемика с протестантами, поднятая самим Вольдемаром, которого настойчиво заставляли принять перед браком православие. Защитником протестантства был пастор принца Фильгобе; со стороны православных против него выступили Иван Наседка, благовещенский протопоп Никита и протопоп Михаил Рогов. Прения не обратили принца в православие, но не прошли бесследно для самих русских, возбудив в них настоятельную потребность изучения веры и издания полемических сочинений. Источниками для составления таких сочинений явились те же литовские книги; из них делали извлечения и собирали эти извлечения в сборники. Так явились: «Изложение на лютеры» Ивана Наседки – сборник в 47 главах (1642 года); знаменитая «Кириллова книга» (1644 года), составленная Роговым из сочинений Стефана Зизания, Василия Острожского, Захарии Копыстенского и других, и направленная как против протестантов, так и против католиков; «Книга о вере», составленная игуменом киевского Михайловского монастыря Нафанаилом главным образом по «Палинодии» Копыстенского; наконец, «Собрание короткой науки о артикулах веры» (1645 г.) Петра Могилы , известное под именем «Малого Кахетизиса». При Алексее Михайловиче решились еще ближе познакомиться с юго-западной ученостью и стали вызывать в Москву уже самих киевских ученых. Вызов киевских ученых в Москву. Ртищевское братство Боярин Феодор Михайлович Ртищев, с дозволения царя и патриарха, основал недалеко от Москвы Андреевский или Преображенский монастырь, и пригласил в него до 30 южнорусских монахов. Это было в 1649 году. При монастыре немедленно составилось ученое братство для перевода книг и для обучения желающих грамматике, латинскому и греческому языку и риторике с философией. В том же году для риторического учения, переводов и особенно исправления по греческому тексту Библии были вызваны царем киевские ученые монахи Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский, а в следующем году приехал еще ученый монах Дамаскин Птицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В царствование Екатерины II, Павла и Александра II-ro не только возобновлено и перестроено в новом, тогда господствовавшем стиле, но и сооружено много в древней столице церквей, коих мы здесь не исчисляем потому, что они не относятся к предмету нашего сочинения и давно известны из описаний. В половине и конце XVIII века упразднены в Кремле, Китае, Белом и Земляном городах некоторые древние церкви, соборы и монастыри, подворья и палаты, о коих упомянуто нами в предшествующих главах и пр. В 1748 году разобраны были палаты Синодальные от церкви Трех Святителей ко Дворцу и посреди двора Синодального, где помещался Казенный приказ и Казенные палаты; вместо оных, построены новые каменные в два этажа 285 .К главному входу Чудова монастыря Митрополит Платон пристроил готический портал и обширный каменный Архиерейский дом, ныне обращенный в Николаевский дворец. После истребления пожаром Императорского деревянного дворца за Благовещенским собором, Императрица Елисавета, имевшая временное пребывание в Синодальных присутственных апартаментах, в 1753 г. повелела приступить к строению нового каменного дворца 286 , оконченного при Екатерине II. При закладке, по плану Баженова, огромнейшего дворца, у Тайницких ворот в Кремле, 1773 года, сломаны были некоторые здание. Прекрасным памятником сего великого предприятия осталась одна только деревянная модель, стоившая Казне 30 т. р. и ныне хранящаяся в Оружейной палате. Когда же оказались разседины в стенах Архангельского собора: тогда повелением Императрицы остановлено исполнение сего плана. При этом случае уничтожены остатки Набережного сада, возобновленного при Императрице Елисавете Петровне; в царствование Екатерины II и Павла оставались еще при подошве Кремлевского холма каменные своды садовых палат с выходами. В Кремле при Екатерине II построены были: Дом наместничий для присутственных мест, где ныне Сенат, Конюшенный двор, Народный железный камин, или столб, между Гостунским и Архангельским соборами, и каменный шатер, где стояли четыре большие пушки и набатный колокол 287 . В начале XIX века два здания сии были уничтожены. До построения Козаковым здания для Сената, оный помещался в Палатах, пристроенных к Потешному дворцу Императрицею Елизаветою Петровною, потом в самом Императорском дворце. Когда в Китае городе снесены были с Красной площади 15 церквей: тогда некоторые их престолы помещены в Покровском соборе; пристроенные к нему три церкви сломаны 1782 г. При Екатерине II упразднены некоторые там старинные церкви, напр: Спаса Смоленского, Св. Димитрия Солунского у Ильинского крестца, Воскресения Христова на Варварке и пр. Места их заступили другие здания, посвященные общей пользе, и между прочими: учрежденный в 1786 г. хлебный магазин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Все эти обстоятельства заставили царя обратиться за советом к митрополиту; Макарий посоветовал перенести мощи из Благовещенского собора в Успенский, святить с них воду, петь по всем церквам молебны, обойти крестным ходом город, в Свияжск послать поучение, самим же всем жить по заповедям, «да не прогневаем владыки своего». Царю очень понравился этот совет и он поспешил его выполнить: «приходят царь и святитель вместе в церковь Благовещения, вынимают мощи святых из сосудов, полагают на блюдо и несут на главах в соборную церковь ; в ней молебныя службы совершают и святят воду со всех мощей» 59 . Затем царь и митрополит выбрали протопопа Архангельского Тимофея, «мужа изрядна и научена богодухновенному писанию», и отправили его в Свияжск со святой водой и посланием Макария к войску и жителям. В этом весьма обширном послании 60 Макарий сначала упоминает о благословении Божием к России за веру, моление, подвиг и упование боголюбивого и человеколюбивого царя нашего Ивана и молитвы святителей и всех христиан: построен новый град Свияжск, покорилось царство Казанское, освобождено было множество пленников; крымский хан, ногайские князья и многие орды, литовские немецкие короли стараются жить с государем в мире и любви; грады и страны русские мирны быша, и со многих стран цари и царевичи, князья, мурзы, сеиты и уланы своей волей приходили служить нашему царю; за все таковые благодеяния можно отблагодарить Бога только точным соблюдением заповедей. А о свияжских жителях и войске даже до царя доходять слухи, что они отвергли страх Божий и уклонились в страсти бесчестия. За эти преступления Господь и карает их теперь различными казнями, смертоносием и потоплением. Пусть они поспешат покаяться, а то от царя им будет великая опала и от церкви отлучение. Летописец говорить, что посланный Макарием Тимофей успешно выполнил все данные ему поручения и, встретив на обратном пути государя во Владимире, сообщил ему, что благодаря государевой вере и молитвам отца и богомольца государева Макария, «перестала болезнь и унял Бог смерти» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

елико согреших... и во святей сей Четыредесятницы...»; потом следовало осенение народа крестом (Там же. С. 109; он же. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 189-190). В наст. время чин прощения в Вел. среду бывает, но особым образом не акцентируется. В современной греческой практике утреня первых 3 дней Страстной седмицы носит название «[утреня] Жениха» (το Νυμφου) в связи с пением тропаря «      »; причем в Вел. понедельник во время этого тропаря совершается торжественный чин изнесения из алтаря и положения в храме иконы «Νυμφος» (Жених [Церкви]), где изображен Христос в терновом венце. На приходах утреня в эти 3 дня обычно совершается накануне вечером; в мон-рях же, в т. ч. на Афоне, утреня сохраняет свое место как служба в конце ночи. В мон-рях на часах читается Четвероевангелие; известна практика начинать его чтение заранее: напр., в соборном Типиконе 1794 г. афонского мон-ря Ксенофонт указано читать Четвероевангелие от 1-го дня Великого поста до Лазаревой субботы (по 2 раза в день на 1-й седмице и по 1 разу в день на остальных седмицах - Дмитриевский. Богослужение. С. 333). По совр. приходскому Типикону греч. Церквей ( Βιολκις. Τυπικν. Σ. 354-357), на утрене в эти 3 дня тропарь «      » поется трижды с разными концовками по образцу троичнов гласа (напр., в Вел. понедельник в 1-м: «        », во 2-м: «    (или  )    » (упоминается имя храмового святого), в 3-м: «      »); эта традиция оправдана тем, что, хотя тропарь «      » не относится к троичнам Октоиха, он сходен с ними по окончанию («                »). Утреня и вечерня с литургией имеют в целом тот же порядок, что и в Иерусалимском уставе. На часах тропарь и кондак дня. Ничего не сказано ни о чтении на часах Четвероевангелия, ни о чине прощения после часов в Вел. среду. Нимфиос (Жених [Церкви]). Икона. XX в. При совпадении с праздником Благовещения Порядок соединения последований Благовещения и первых 3 дней Страстной седмицы изложен в соответствующих Благовещенских главах , присутствующих уже в студийских памятниках.

http://pravenc.ru/text/150085.html

Заседания происходили утром и вечером и состояли в выслушании докладов и разборе их членами секций. Темы докладов приурочивались преимущественно к юбилейному году. Из наиболее значительных докладов можно отметить следующие: Д.В. Цветаева „Мотивы к избранию Михаила Феодоровича на царство“, проф. Ф.И. Титова „Царствующий дом Романовых в отношении к Киеву“ (доложен проф. И.А. Бродовичем), Н. И. Троицкого „Отношение Алексея Михайловича к Туле“, прот. Н.А. Скворцова „Книга об избрании на царство великого Государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича и ее археологическое значение“, Ф.В. Баллода „Головка египетской принцессы из коллекции В.С. Голенищева“, Е.Г. Шмидт „Гончары и гончарное искусство в России“, Н.Е. Шмыткино „О находке античной геммы в Москве“. В. С. Воронова „К вопросу о чистом и прикладном искусстве“, Н.И. Фомина „Палеолитическое искусство в связи с последними открытиями в этой области“. В прениях по вопросам докладов выступал и я. Особенно подробному разбору был подвергнут мною доклад художника В.С. Воронова „К вопросу о чистом и прикладном искусстве“ и анализ Н.Е. Шмыткиной найденной ею в Москве античной геммы, которую она относила к III–II вв. до Р.Х. искусственно сопоставляла с изображениями Диониса. —163— Всех участников съезда было 261. Выслушано было 72 доклада. От имени съезда были вынесены пожелания членами секции дипломатики об устройстве в Москве центрального Нотариального архива и изменения системы транскрипции рукописного материала и членами исторической секции о необходимости принятия мер охраны древней (XII в.) Калжанской церкви в Гродна. 28 мая в 5 часов состоялось общее заседание в здании 5-й мужской гимназии на Поварской ул., где были выслушаны доклады инспектора гимназии Н.Г. Тарасова о выставке, устроенной учениками гимназии после экскурсионного обзора памятников Костромы, Ярославля и пр., и преподавателя оной гимназии А. Гартвига „О графическом воспроизведении предметов старины“. По предложению последнего докладчика, съезд вынес пожелание о принятии Московским Императорским Археологическим Институтом в свое ведение издания исторических атласов и наглядных пособий. Далее, Я.А. Богатенко познакомил присутствующих с „народными старообрядческими песнями и псальмами“, иллюстрировав свой доклад посредством хора. 29 мая после осмотра Музея изящных искусств состоялось заключительное общее заседание. После него члены съезда под руководством А.И. Успенского осматривали приделы, устроенные в главах Московского Благовещенского собора, и все церкви, помещающаяся в Большом Кремлевском дворце. В заключение настоящего краткого отчета считаю долгом отметить, что на съезде Духовной Академии были представлены – Казанская ординарным профессором В.А. Нарбековым, Московская – мною. Совершенно отсутствовали представители Петербургской и Киевской Академий“. Определили: Принять к сведению. V Отношение Московского Епархиального Училищного Совета Кирилло-Мефодиевского Православного Братства, от 1 июня за 1658:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Звон, которым был встречен архипастырь при входе в благовещенский соборный храм и который всегда так много прибавляет к церковному торжеству, состоял почти только из малых колоколов, потому что большие колокола,  были разбиты. Наружность и внутренность храма показывали крайнюю ветхость. Позолота на его главах пропала и главы почернели. Внутри – многоярусный, старинный иконостас обветшал, позолота и серебро на его столбах и резьбе полиняли. Иконы, как в нижних, так и в других ярусах, от ветхости значительно повредились, краска на святых ликах облупилась, оклады местами отстали от досок, алебастровая работа по стенам отвалилась, а соборная ризница крайне нуждалась в новых одеждах. Подобная запущенность была и вокруг храма и архиерейского дома. Каменная ограда местами не окончена, местами не выведена выше фундамента, а местами, где стены были уже выведены, покачнулась и повалилась. Семинарское строение стояло не покрытым, без окон и дверей. Судейская камера при консистории не отделана, а службы в архиерейском доме (например, пекарня), запущены и требовали поправки. Все требовало починки, поправки и больших издержек! При дальнейшем знакомстве нового воронежского архипастыря со своей епархией, и в других отношениях она для него представляла мало утешительного. По своей обширности, по разнородности своего состава, по малообразованности духовенства и народа, по отсутствию хороших духовных училищ, по скудости средств архиерейского дома, – эта епархия была одной из труднейших епархий в то время для церковного управления. Она занимала тогда пространство вдвое или даже втрое против настоящего ее объема. В ней насчитывалось до 800 церквей, до 15 тысяч духовенства обоего пола и до 800 тысяч всего православного населения. Ее народонаселение образовалось из случайных поселений и большей частью из бродяг и раскольников, в поселениях же войска донского – из казаков. Духовенство состояло большей частью из людей малообразованных или даже и совсем необразованных, а народ, хотя и отличался простотой веры и жизни, но вообще был груб и мало сведущ в познании веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Иконы эти, образцом которых служит, например, ряд иконостасных икон в приделах (в главах) Благовещенского собора в Москве, времен Иоанна Грозного, высоко художественны. Общее достоинство этих икон – необыкновенное изящество их колорита: нежно-палевых тонов, тонкой пластической разделки горных лещадок, густых темно-зеленых дерев, над ними поднимающихся; тонкая карнация, напоминающая слоновую кость, лиц и нагих фигур; пластическая ясность групп, разбросанных в пейзаже, а главное, неподражаемая красота глубоких тонов в священных одеждах темно-шоколадного, малинового, темно-зеленого, как бы двуцветных материй, отливающего шелку и светлых золотых оживок на темных фонах. Что особенно любопытно и что может быть впоследствии более подробно объяснено – главная серия подобного рода икон представляет и сюжеты, выработанные именно в период XV-XVI столетий. Известная манера письма сопровождает здесь тот сюжет, на котором она выработана, и не передается соседним. Так, иконы Рождества Христова («Материалы» рис. 103), Рождества Богородицы (рис. 211), Распятия (рис. 104), Благовещения у колодца (рис. 242), иконных «Деисусов» и особенно многочисленный ряд образов Б. М. повторен как раз русской иконописью, как увидим ниже. Отдельные подписанные произведения итальянской живописи столь поразительно тождественны, как увидим ниже, с греко-итальянскою иконописью по своему мастерству, что должны были бы уже обратить на себя внимание историков. Но как раз иконописный характер произведений тех мастеров, которые более или менее содействовали подъему иконописи, отталкивает историков, ограничивающихся кратким указанием ремесленных недостатков иконописного шаблона. Замечательная деятельность моденского мастера Томазо не вызвала ничего со стороны Кавальказелле кроме пренебрежительного отзыва, и даже другой мастер, Варнава Моденский, истинный и талантливый художник, не обратил на себя должного внимания. Это был «живописец Мадонны» и вовсе не в Сиенском роде, как определяет его Кавальказелле, но в своеобразной переработке Сиенского типа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Иные приучены им к строгому посту, всякому подвижничеству по Добротолюбию, другие обладали особенным даром слез, умиления и непрестанных в уединении молитв, иным даровалось особенное мужество, опытное рассуждение, готовность среди мира на все опасности для добродетели, совершенное беспристрастие к себе, ко всему временному и чистота в жизни. Вообще, боголюбивое семейство, воспитываемое богомудрым старцем, отличалось особенною любовью и скромностью среди людей, чистотой нравов, при всех случаях опасных и скорбных глубочайшей кротостью; смирением и покорностью во всем Богу, неутомимостью в трудах всякого рода, усердием к молитвам, любовью к чтению Священного Писания и Отеческих книг. По кончине старца известная редкой опытностью в жизни духовной Матрона Ивановна Гулина рассказывала: много, много трудов, скорбей и нужд перенесено теми, которые хотели учиться у батюшки отца Адриана духовной жизни, много пролито потов, перенесено голода, жажды и всяких лишений, много проведено ночей бессонных и всякого рода огорчений, – чтобы только усовершиться в любви Божией и быть верными до конца добродетельной жизни, указываемой нам старцем, и самого-то его (старца) в чем-либо не оскорбить. Послушание наше старцу было под руководством Добротолюбия , – что в книге Игнатия и Баллиста, и главах Симеона, нового Богослова. Под руководством старца устроилась наша жизнь, не только внешняя, но и мысленная: помыслы наши, желания и намерения, – все старцу были известны, каждый шаг наш от него не укрывался. Все, относящееся к благоустройству жизни телесной и ее потребностей, предпринималось с ведома и благословения старца. По ее рассказам, под руководством старца являемо было бесчисленное множество дивных опытов послушания и строгой жизни, и все они ясно свидетельствовали, что батюшка отец Адриан был великий подвижник, мудрый старец и усердный молитвенник ко Господу. Некоторые из сестер Бежецкой Благовещенской общины о строгостях жизни под руководством отца Адриана рассказывали: «удивительна, говорили они, и необыкновенна была строгость науки батюшки отца Адриана: всех, приближавшихся к себе, для того, чтобы от него, близ него и около него учиться духовно жить, старец принимал с любовью, предлагая зеркалом жизни таковым – Добротолюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иосифа Волоцкого против Новгородских еретиков, Лествица Иоанна, Поучения Аввы Дорофея , Маргарит (Опись книг степ. мон. 731, 732, 812, 825, 827, 978, 1001, 1124. М. 1848 г.). Не известно, остаются ли все эти книги в Кириллове монастыре; но еще целы там: а) Псалтырь, с надписью: «книга государское дание – Псалтырь толковая Благовещенского попа Сильвестра, в иноцех Спиридона и сына его Анфима; толкование Ираклийское»; б) Требник, с надписью: «Сельверстовская Потребная, Иван сказал Михайлович (дьяк Висковатый обвинитель Сильвестра), что тот потребник Благовещенский». Отселе видно, что отец Сильвестр любил просвещение и был столько образован, что даже знаком был с греческим языком. Сочинение его – Домострой с письмом к сыну (изд. в I кн. Временника общ. ист. 1849 г.). В начале Домостроя пишет: «Благословляю я грешный Сильвестр и поучаю и наказую и вразумляю единочадого сына моего Анфима и его жену Пелагею и их домочадцев» и проч. (Временник, кн. V, М., 1850 г.). Следовательно Домострой писан в наставление сыну. Домострой заключает в себе, после вступления, в первых 20-ти главах наставления в вере и благочестий; в других 43-х – наставления блогоразумия житейского, особенно же по экономии домашней. Письмо к сыну, составляющее последнюю главу Домостроя, все состоит из превосходных нравственных наставлений и дышит любовию доброго, умного отца к сыну. «Челобитная» его к собору, писанная по случаю обвинения его Висковатым, писана в покойном духе и с мыслями светлыми. Она издана в I т. Ист. акт. 328. «Послание» к князю Шуйскому-Горбатому в Казань с прекрасными наставлениями князю и войску – в рукоп. Софийской библ. 132. Макарий , с 1526 г. из архимандрита Лужецкого архиепископ Новгородский, 1542–1564 митрополит Московский. Забота его об уменьшении заблуждений и суеверий в народе и о распространении просвещения одна уже дает ему почетное место между великими учителями церкви. На соборе 1551 г. определено им: протопопы и благочинные должны наблюдать, дабы по церквам не были употребляемы книги, неисправно написанные; а если на торгах будут продаваться испорченные книги, отбирать их, в страх невеждам писцам (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010