Несколько лет назад я начал разрабатывать тему служения Русской Православной Церкви в Латинской Америке и сразу столкнулся с именем митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. С апреля 1964 по июль 1970 года епископ, затем архиепископ Никодим являлся правящим архиереем Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского Патриархата, в апреле-июле 1970 года управлял новосозданным Патриаршим экзархатом Центральной и Южной Америки (включая Мексику), с февраля 1971 по октябрь 1977 года был исполняющим обязанности Патриаршего экзарха в Латинской Америке. Уже из первых попавшихся мне биографических публикаций о владыке Никодиме я узнал об основных вехах его деятельности в латиноамериканском ареале. Он возвел в Буэнос-Айресе Благовещенский кафедральный собор. Построил ряд храмов в северной аргентинской провинции Мисьонес. Объездил с архипастырскими визитами всю южную половину Нового Света, участвовал в создании приходов в Аргентине, Чили, Мексике, на Кубе. Отредактировал перевод на испанский язык «Служебника» и издал его. Установил хорошие связи с архиереями других Православных Церквей, иерархами Католической Церкви, государственными и общественными деятелями Аргентины и иных стран. С большой увлеченностью я взялся за исследование наследия митрополита Никодима в Латинской Америке. И первым делом решил взять у него интервью. Хотелось не только разузнать новые сведения, но и услышать живое слово архипастыря. Я написал владыке письмо, в котором изложил свои вопросы. Это был март 2009 года. Вскоре из Харьковского епархиального управления пришел ответ: к сожалению, сейчас митрополит не может дать интервью. К письму прилагались воспоминания святителя «Жереб, визначений Богом» (Xapkib, 2003) и его сборник «Послания. Слова. Речи» (Харьков, 1995), которые рекомендовались как источники нужной мне информации. Первая книга читалась с некоторым трудом, поскольку украинским языком я пока не владею. В разделе «Apxinacmupcьke cлyжihhя в Nibдehhiй i Цehmpaльhiй Aмepuцi» и некоторых других главах владыка повествует о своем пребывании на Аргентинской кафедре, об окружавших его людях, впечатлениях от посещения разных стран, общения с местным населением. «Я hacmiльku зpiдhubcя з цiεю дорогою моεму серцю паствою, hacmiльku полюбив Латинську Америку, що часом мehi здавалося – залишуся там до kihця дhib земних» (с. 158), — признавался святитель.

http://pravmir.ru/beseda-po-ukrainski-i-...

Вплоть до 1692 года Благовещенская церковь оставалась деревянной, после чего было решено возводить каменное здание. На сегодня в точности неизвестно, что явилось тому причиной. Скорее всего, очередной пожар, уничтоживший, либо сильно повредивший в самом начале 1690-х годов прежнее здание храма. Так или иначе, но в 1692-м каменный Благовещенский храм уже существовал. С небольшими переделками и незначительными изменениями его первоначальный облик сохранился до сегодняшнего дня - именно таким это здание и строилось, тем оно сегодня и ценно с исторической и архитектурной точки зрения. В новом здании церкви был оборудован боковой придел, во имя святителя Леонтия Ростовского его освятили в том же 1692 году, а в честь Иверской иконы Божией Матери, особо почитаемой туляками, он был освящён намного позже. Интересным историческим свидетельством своей эпохи является примыкающая к трапезной Благовещенского храма высокая колокольня. Она шатрового типа, что в период строительства всего церковного комплекса было большой редкостью. Дело в том, что Патрирх Никон, занимавший с 1652 года патриарший престол, активно боролся с тем, что он называл " обмирщением " русского церковного зодчества. И шатры в архитектуре были предметом особого запрета: в каждой выданной Патриархом храмозданной грамоте непременно предписывалось " храмы возводить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить " . Тем не менее, строители Благовещенской церкви сумели обойти этот запрет, поскольку официально он касался лишь устройства и форм завершения основных церковных объёмов, не касаясь звонниц. Поэтому колокольня этой тульской церкви имеет шатёр на вполне разрешительных основаниях. История сохранила для потомков имя инициатора возведения Благовещенского храма в камне и его главного мецената. Это священник, прежде служивший в старой, деревянной церкви Благовещения, известный в мире русского православия как старец Феодосий. Его мирское имя - Феофилакт Фёдоров, и происходил он из торговой семьи уважаемого в Туле купеческого рода.

http://sobory.ru/article/?object=00880

Глава её и купол позолочены червонным листовым золотом. Сия церковь построена первоначально соизволением и иждивением Князя Глеба Всеславича в 1108 году при Игумене Киево-Печерском Феоктисте, и после многих неприятельских разорений возобновлена в 1694 году именитым тогда Киевским мещанином Максимом Максимовичем. 5.  ЦЕРКОВЬ каменная Живоначальной Троицы об одной главе, которая позолочена из огня, а купол червонным листовым золотом, состоит на монастырских вратах западных, называемых Святыми; построена первоначально в 1106 году Николаем Святошей, Князем Черниговским. При сей церкви был особый больничный монастырь, построенный тем же Князем; ныне также недалеко от сей церкви имеется больница и при ней каменная во имя Святителя Христова Николая тёплая церковь , об одной главе, позолоченной червонным листовым золотом. Вокруг этой больничной церкви в небольшом расстоянии построены каменные кельи, в коих жительствуют начальник больницы и монашествующие, в церкви той священнослужение отправляющие. С южной стороны святых врат внутрь монастыря имеются каменные кельи для переплётчиков Типографских и для продажи книг лавка. 6.  ЦЕРКОВЬ каменная всех Святых о пяти главах, позолоченных червонным листовым золотом, длиной с алтарём и стенами в 13 сажен и два аршина с небольшим, а шириной со стенами в 9 сажен и 2 аршина с небольшим; построена бывшим Малороссийским Гетманом Иваном Мазепой 7. АРХИМАНДРИЧЬИ кельи каменные о двух этажах, от собора к юго-западу, построены в 1727 году, и внутри оных находится домовая церковь Благовещенская. 8. БРАТСКИЕ кельи. Их составляют четыре флигеля, построенные в разных местах. Все сии кельи каменные; после пожара, бывшего в 1718 году, построены вновь в 1737 году; покрыты железом в 1777 году. 9. С восточной стороны от соборной церкви состоит обширный каменный дом, в котором тиснение книг производится. Он построен вместо сгоревшего деревянного, и покрыт железной кровлей в 1720 году. Между собором и печатным домом сделан к пещерам пространный пологий ход; и дабы по причине текущей по оному из монастыря от таяния вешнего снега и во время дождевой воды не последовало повреждения как печатному дому, состоящему на косогоре, так паче соборной церкви, в близости находящейся; то устлан оный ход тёсаным диким камнем даже до самых ворот, в ограде к пещерам сделанных; соборная же церковь с той стороны ещё особой каменной стеной подкреплена.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Среди святынь и реликвий к нач. XX в. в Благовещенском соборе хранились: храмовый образ Благовещения Пресв. Богородицы в серебряной ризе, украшенной яхонтами и алмазами, с золотой короной, усыпанной бриллиантами; образ Успения Пресв. Богородицы, по преданию, «писанный в Риме в 1435 году»; Корсунская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе, написанная митр. Киевским Рафаилом (Заборовским); икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (список с чудотворного московского образа), находившаяся в особом киоте, украшенная серебряным позолоченным окладом, с короной с алмазами; сребропозлащенный ковчег с частицами мн. святых. Среди даров митр. Стефана - 2 серебряных позолоченных креста с частицами мощей святых (в одном 35; в другом - 39), золотой наперсный крест, украшенный аметистами, изумрудами и рубинами, панагия, усыпанная бриллиантами. В ризнице собора находились 11 серебряных позолоченных потиров (один из них с дискосом, звездой, лжицей и блюдами - дар московского дворянина Ф. Яворского), 2 сребропозлащенные рипиды (дар 1707 г. Ефрема, митр. Сербской Церкви) и др. Здесь же хранились 10 напрестольных Евангелий в богатых серебряных окладах, в т. ч. напечатанные в 1636 г. во Львове, в 1689 г. в Москве (сохранилось в собрании Нежинского гос. ун-та им. Н. В. Гоголя), в 1707 г. в Киеве. Под куполом Благовещенского собора размещалась б-ка, в к-рой, в частности, имелись рукописные Евангелие 1604 г., «Летопись» митр. Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , «писана неизвестно кем и без означения года», сочинение архиеп. Рязанского и Муромского Иоасафа «О сложении перстов десныя руки», Послание патриарха Московского и всея Руси Иосифа 1644 г. «О двенадцати главах», написанное для датского королевича Магнуса. Среди печатных книг хранились «Симфония на 14 Посланий ап. Павла» (М., 1637), «Беседы» свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Иоанна (М., 1665), сочинение Симеона Полоцкого «Обед душевный» (М., 1681), Триодь Цветная (К., 1702), Триодь Постная (М., 1710), 12 книг месячных Миней (М., 1705) (Там же. С. 186-192). Архитектурный ансамбль

http://pravenc.ru/text/2564834.html

В конце Устава есть 58 глав «О храмах» с указаниями, как совершать службу в храмовые праздники, особенно – при совпадении храмового праздника с другим праздником. Первые 25 глав содержат последования на храмовые праздники, бывающие во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября ст. ст. до Недели мытаря и фарисея. Если праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством Христовым (на нее в известных случаях, предусмотренных Уставом, переносится совершение Великих часов), то Великие часы не отменяются, а отправляются особо. После них, как обычно, совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о. В главах 26–48 говорится о храмовых праздниках, бывающих в дни пения Триоди постной, а в остальных – о праздниках в дни пения Триоди цветной. В храмовых главах указаний на последование храмовых двунадесятых праздников Господних и Богородичных мало, так как в дни эти праздничная служба совершается во всех храмах одинаково. В храмовые праздники Устав предписывает отправлять службу так, как она положена святым, «имже бдение совершается», вне зависимости от того, к каким праздникам – великим, средним или малым – принадлежит день памяти того или иного святого. Предмет храмовых глав составляют именно указания, как отправлять службу храмовому празднику в соединении с другой праздничной службой, приходящейся на тот же день. Некоторые указания о совершении службы храму находятся в главах 48–50 Устава. В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием. Если престольный праздник случится в Великий пост на 1-й или Страстной седмице, то, согласно указаниям Устава, он переносится. Если праздник случится в дни седмичные на средних седмицах Четыредесятницы, в некоторых храмах его правят по Благовещенской главе, то есть служат Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в других – по Предтеченской главе, то есть совершают литургию Преждеосвященных Даров, как и указано в главах 34 и 35 Устава «О храмах».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иначе думали об этом неизвестный автор статьи в Христ. Чтен. в 1857 г. июнь и митр. Евгений. В списке « Изложения на лютеры», хранящемся в библиотеке Петербургской Дух. академии, на 1 л. находится такая приписка: «начата сия книга писать о иконоборцах, кальвинах и люторах, и откуда иконоборство зачася, лета 7181 году, месяца иануария в 1 день, на Обрезание Господне и на память но святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарийского, при державе великого Государя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, тщанием и снисканием его государева духовника, благовещенского протопопа Андрея Савиновича. А совершися сия книга того же году месяца Августа в 26 день на память святых мучеников Адриана и Наталии». На основании этой приписки означенные лица признали «Изложение на лютеры» подлинным произведением Савиновича, а годом составления 1673-й. Покойные А. В. Горский и К. И. Невоструев в конце описания одного из экземпляров «Изложения на лютеры» Моск. Синод, библиотеки 274) на мнение преосв. Евгения совершенно верно заметили: «В „Словаре о писателях духовного чина“ 1, 38, сказано, что книгу: „Изложение ответно от Божественных писаний старого завета и новыя благодати на Лютеры“, сочиненную около 1673 г., приписывают Андрею Савиновичу, протоиерею Московского Благовещенского собора. Но это несправедливо. В самом сочинении, как мы видели, есть признаки, что оно писано в 1621, а не в 1673 году, к которому принадлежит список Савиновича, и только некоторые дополнения к главе 47-й сделаны, может быть, позднее». Указанное выше после 12 главы послесловие составители предшествующих глав, зависимость сих глав от книги Захарии Ковистенского «о вере», которой в последующих главах не находим, повторение некоторых вопросов, уже рассмотренных в первых 12 главах, и опровержение тех же заблуждений в последующих главах (1347), все это показывает, что настоящее собрание глав против лютеран принадлежит не одному сочинителю или, по крайней мере, не одному времени (Опис. Слав. Рук. Моск. Син. библиотеки. Отд. II. 3. 275).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

—410— 23–27) После грабежа французов в 1812 году собор был возобновлен (стр. 27–29). Подробно останавливается автор на деятельности церковных старост „из именитого московского купечества“ по возобновлению Благовещенского собора; говорит об обновлении собора внутри, и снаружи при архитекторе Рихтере (стр. 29–50). Далее особенное внимание автор уделяет реставрации стенописи в главном храме и прилегающих к нему северной и западной папертях в 1883–1895 гг. Рассказывает о всех интригах, которые сопутствовали открытию древней росписи (стр. 50–56). Кратко говорит о. Извеков о приделах Благовещенского собора и их поновлениях при потомках Ивана Грозного вплоть до реставрации в 1863–4 гг. (стр. 57–61). Непосредственно за этим автор дает описание внутренности собора, находящихся в нем святынь, настенных изображений и пр. Какого-нибудь генезиса или же строго научного описания здесь читатель не найдет: о. Извеков просто дает инвентарную опись. Даже в описании интереснейших во всех отношениях приделов в главах собора он остается верен себе: спокойно перечисляет иконы и пр. (стр. 62–94). Такое же перечисление мы находим и в отделе „Ризница“ (единственное, если не считать подзаголовок „Верхние приделы“ на стр. 91, заглавие отдела во всей работе на протяжении 120 страниц....): из рамок инвентарной описи автор не выходит (стр. 94–114). В конце о. Извеков говорит о положении Благовещенского собора среди других кремлевских храмов: царя чаще посещали его и дарили своим особенным вниманием (стр. 114–120). Из данного краткого резюме содержания описания наиболее интересного и важного для истории церковного искусства памятника не трудно видеть основные приемы о. Извекова при выполнении задачи – дать полное и обстоятельное описание московских кремлевских дворцовых церквей. Насколько слаба и неудовлетворительна у него сторона научная историко-археологическая, настолько безукоризненна сторона собственно описательная. Автор хладнокровно обходит вопросы о начальной истории Благовещенского собора. Нет у него анализа летописных данных для установки точных хронологических дат; нет решения вопроса о степени участия Андрея Рублева и др. иконописцев в рос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вследствие чего вышеупомянутый Архимандрит Феодосий, как Молчанской Софрониевой, так и Новогригорьевской пустынями управлял до кончины своей, последовавшей в 1803 году, Декабря 9, в Софрониевой пустыни. Однако и по смерти его Новогригорьевская находилась приписной к Софрониевой пустыни по 1805 год, в котором по Именному Высочайшему Указу от 4 Декабря, последовавшему на доклад Святейшего Синода, состоявший в Смоленской Епархии Ставропигиальный Крестовоздвиженский Бизюков монастырь за ветхостью упразднён и обращён в приходскую церковь ; а Новогригорьевская пустынь обращена в Штатный второклассный Епархиальный монастырь, с названием Григорьевский Бизюков; церковное же и монастырское имущество из оного Крестовоздвиженского перевезено в сей новоучреждённый Григорьевский Бизюков монастырь. Строений в монастыре сем ныне – одна только ЦЕРКОВЬ во имя священномученика Григория о трёх главах, построенная около 1783 года. Нижняя часть оной сделана из камня на глине, а верх деревянный, и покрыта листовым железом. КЕЛЬИ же братские хворостяные, глиной обмазанные, очень ветхие; а колокольни и ограды не имеется. Настоятелями в монастыре сем были с учреждения оного Штатного Архимандриты: 1) Феодосий, в 1804 году переведённый из Лубенского монастыря, который в 1807 году, Октября 17, скончался. 2) Галактион, с 1808 года и доныне. Бизюков Крестовоздвиженский монастырь См. выше, Часть II, Отделение III, Статья III, Глава V. Битюцкий Троицкий монастырь Мужской, упразднённый. Находился в Воронежской Епархии в Бобровском уезде, на правом берегу реки Битюка, от которой и название своё получил, против села Тишанки, в 6 вёрстах от него. Построен по благословению Воронежского Преосвященного Митрофана около 1685 года тогда, как места сии были ещё вольные и вновь населялись только жителями. Он окружён был великими лесами и вблизи от себя не имел никакого селения. Славен был этот монастырь скотоводством, и почитался в числе знатных и богатых монастырей Воронежской Епархии. Он имел в уездном, Воронежской Губернии, городе Павловске подворье, которое было в виде монастыря, имело братию и послушников и несколько строений с деревянной церковью, которая с 1766 (по переведению соборного Штата из крепости Азовской и по сгоранию Павловского собора, была вместе и соборной городовой церковью. По уничтожению монастыря уничтожена и сия пустынь, а церковь оная оставалась соборной до 1791 года. Ныне же перенесена на кладбище города Павловска. Строения в Битюцком монастыре были все деревянные; а начальство по большей части Архимандричье. До учреждения Духовных Штатов было за ним 48 душ крестьян. По Штатам же оный в 1764 году упразднён, и деревянная церковь из оного перенесена в село Тишанку. Благовещенская Веретенская пустынь См. Веретенская Благовещенская. Прибавление из VI тома Благовещенская на Касьянове Волочке пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Идя теперь по бульвару с Благовещенской улицы в Кремль, мы увидим налево небольшой деревянный памятник с крестом – это место бывшей Святоотеческой церкви, все имущество которой передано во Введенскую. В Музее Белой палаты, между прочими предметами старины, хранятся следующие две вещи, доставленные из ризницы Введенской церкви: оловянная двухъярусная XVII века дарохранительница и железный выносной фонарь того же столетия. Кроме того в церкви хранится храмозданная грамота за подписью митрополита Арсенид Мациевича. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, двухэтажная, с приделами: св. Григория Акрагантийского и св. Димитрия Селунского. В ростовском летописце записано предание, что в очень давние времена на месте нынешнего храма стоял терем какой-то знатной женщины, исповедовавшей христианскую веру. Она была очень богата, и свои богатства зарыла около терема, а затем поставила тут небольшую церковь . О судьбе церкви сведений не сохранилось, но предание о клади еще в начале прошлого столетия было настолько живо, что в Ростов, по Высочайшему повелению, в 1826 г. прибыли специальные кладоискатели и усиленно принялись за розыски: однако труды их были напрасны: никаких сокровищ открыто не было... Настоящая каменная Благовещенская церковь построена в 1782 г. на средства вологодского архиепископа Гавриила, по личному его обещанию. Сохранилась небезынтересная переписка преосвященного с благовещенским попом Зиновием, желавшим возвести храм «пятиглавый», но Гавриил строго наказывал ему «строить об одной главе, а не о пяти», и обещанного намерения его, архиепископа, «не нарушать, потому что от многих глав бывает на церковных сводах отягощение не малое». «Да и о сем ты», пишет преосвященный Зиновию, «поразумей: если о пяти главах состроить и внегда они учнут огнивать от водяной мокроты, и тогда кому их будете» починивать и покрывать? Видимо нам; что в сие строение от прихожан хотя кто что и сулил, ничего дачи не бывало. А кто тебе что о главах и говорил, и на те бы слова тебе не глядеть: не его казной строитца, но мы своим обетом исполняем» 5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Определили: Ходатайствовать пред Г. Ректором Императорского Московского Университета об удовлетворении просьбы профессорского стипендиата А. Горского. —420— VIII. а) Отзывы о кандидатском сочинении действительного студента Академии выпуска 1910 года Благовещенского Сергея на тему: «Отец Иоанн Кронштадтский , как проповедник». 1) И. д. доцента Академии священника Д. В. Рождественского : «В своем довольно объемистом сочинении (XIV + 422 стр.), заключающем, кроме совсем краткого предисловия и необширного введения, пять глав, г. Благовещенский дал характеристику личности о. Иоанна, обрисовал его пастырско-проповедническую деятельность и изложил систематически содержание его проповедей. В представленной работе обнаружено обстоятельное знакомство как с проповедническими трудами о. Иоанна, так и с тем, что было писано о нём. Сочинение изложено языком простым и почти всюду правильным. Будучи вполне достаточным для присуждения автору кандидатской степени, рецензируемый труд не свободен, однако, не только от маловажных, но и довольно существенных недочетов. Прежде всего, то, что автором изложено в главах III и IV его сочинения (стр. 141––380), можно было бы сократить до нескольких страниц, выбрав из проповедей о. Иоанна догматического и нравоучительного содержания только то, что обращает на себя внимание или оригинальной постановкой вопроса, или своеобразным развитием темы, или самым характером изложения. Но у автора мы встречаем здесь такую полноту и обстоятельность, которая совершенно не обусловливается данною темою. В этих главах излагается православно-христианское учение в той самой форме и в тех самых выражениях, как принято вообще излагать истины веры в учебных руководствах по Закону Божию и в катехизических поучениях (стр. 148–149, 168, 171–172, 197, 213, 251, 292 и др.). На стр. 248 читаем, напр.: «От кающегося требуется еще намерение исправить свою жизнь и старание одолевать грех . А без этого покаяние является тщетным. О. Иоанн совершенно отрицает пользу того покаяния, после которого опять без зазрения совести предаются тем же грехам, в коих покаялись». Но кто же этого не отрицает? Какой же пра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010