В сем журнале записано, что «когда Государь, осматривая места, где быть строениям, и над Невой рекой при Санкт-Петербурге на устье речки Чёрной усмотрев изрядное место, которое называлось Виктори, начал там строить монастырь во имя Св. Троицы и Св. Александра Невского, и на том месте в присутствии Его Государя и при Нём обретающихся Министров и Генералитета, Архимандрит, назначенный в тот монастырь, Феодосий водрузил крест с таковым надписанием: Во имя Отца и Сына и Святого Духа, повелением Его Царского пресветлого Величества на сем месте имеет создатися монастырь» и поставлена на том месте часовня. Некоторые тогда полагали, что на сем месте в 1240 или 1241 году, Июля 15 дня Св. Великий Князь Александр Невский одержал победу над соединёнными под предводительством самого Шведского Короля Шведскими, Датскими и Лифляндскими войсками. Но поскольку в Летописях упоминается, что знаменитая победа сия одержана при реке Ижор, гораздо выше сего места впадающей в Неву реку, то надобно думать, что место, где стоит ныне Лавра, называлось Виктора по другим каким-нибудь победам. В 1712 году на месте водружённого креста, на левом берегу Чёрной речки, где ныне кладбище, заложена церковь деревянная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая совершена и освящена в 1713 году, Марта 25 67 в присутствии самого Государя. Сия церковь существовала до 1756 года и потом разобрана, а на месте оной выстроена другая деревянная же о 5 главах, которая существовала до Августа 1787 года, и была, приходской церковью, но с тех пор разобрана и на месте её пристроена каменная трапеза к нынешней Лазаревской церкви. При первоначальной деревянной Благовещенской церкви колокола повешены были на деревянных столпах; а после уже в 1753 году построена была над воротами к Невской перспективе деревянная колокольня, на коей вверху помещены были и боевые часы. Во время строения первоначальной Благовещенской церкви в 1712 году Именным Указом велено под строение и угодья Александро-Невского монастыря отмежевать земли поперечнику от Чёрной речки по Неве реке вниз 200 сажен, а вверх 800 сажен; длины же от Невы реки вверх по обе стороны речки Чёрной 10 вёрст пятисотных.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Плесновка (1868), Казанская ц. в с. Фабрицком (1904). Др., часто строившийся тип храма - куб с крупным световым барабаном 8-гранной формы: ц. ап. Иоанна Богослова в с. Н. Мамон (1876), ц. свт. Митрофана Воронежского в с. Меловатка (1891); редкими были прямоугольные многостолпные храмы с небольшими главками, как, напр., ц. в честь Сицилийской иконы Божией Матери в Острогожске (1870), ц. Рождества в с. Самодуровка (1870) с грушевидным куполом над алтарной частью, а также храмы в неорус. стиле с крупным 5-главым или 5-шатровым завершением, напр. собор Троицкого Тихонова мон-ря в Задонске (80-е гг. XIX в.), ц. Покрова в с. М. Грибановка (1903, ранее в Тамбовской губ.). На территории Борисоглебского у. (бывш. Тамбовской губ.) сохранились церкви Знамения (1869) и Казанской иконы Божией Матери (1895) в Борисоглебске, Богоявления (1899) в пос. Грибановка с шатровым завершением барабана. К нач. XX в. относятся 5-главые церкви в визант. стиле арх. Михаила в с. Скрипникове (1912) и «Новая» в с. Переволочном (1918); воздействие неорус. стиля сказалось во внешнем виде церквей свт. Митрофана Воронежского в пос. В. Мамон (1912) и Св. Троицы в Боброве, одной из самых крупных, строившейся ок. 30 лет (освящена в 1908, разобрана в 1962). Благовещенский собор в Воронеже. Архит. В. П. Шевелев. Заложен в 1998 г. Фотография. 2005 г. Благовещенский собор в Воронеже. Архит. В. П. Шевелев. Заложен в 1998 г. Фотография. 2005 г. В кон. XIX - нач. ХХ в. в Воронеже возвели новый собор во имя блгв. кн. Владимира (проект 1889, архит. Кюи, 1896-1918, не сохр.) в визант.-рус. стиле: 5-главый, кирпичный, с размещенными в малых главах звонницами, повторял композицию храма Христа Спасителя в Москве, был обильно украшен в формах XVII в. В рус. стиле последней построили Казанскую ц. в бывш. с. Отрожка (1903-1911, предположительно архит. В. И. Гайн). Композицию и декор храмов эпохи ампир воспроизводили церкви во имя вмц. Параскевы Пятницы в с. Боеве (1873), Николая Чудотворца в с. Никольском Аннинского р-на (1885), Богоявления в с.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Церковь св. Димитрия Солунского освящена 1853 г., сентября 27 дня. Она каменная, о 5 главах, холодная. Указом свят. синода, от 10 августа 1853 года, за 7849, она утверждена быть кладбищенскою, самостоятельною, без приписки к Никольской и Миловской церквам. Церковь во имя Покрова Богородицы теплая, освящена сентября 28 дня, 1854 года. Устроенная на кладбище купцом Миловым часовня доселе называется «Миловским кладбищем». Приходорасходными книгами по церкви и кладбищу заведует церковный староста с попечителями, а причт не имеет в этом никакого участия и потому никаких отчетов не представляет к начальству для ревизии. Деревянный двухэтажный дом для причта построен в 1860 году на капитал и материал оставшийся от постройки каменной Дмитриевской церкви. 2. Церкви Волковского старообрядческого кладбища Волковское, старообрядческое кладбище находится за православным кладбищем, на правом берегу «Монастырской» речки, подле богадельни городского петербургского общества. На нем находятся церкви Благовещенская и Сретенская. Благовещенская, каменная, теплая церковь , построена в 1816 году на средства единоверцев. Теплый предел, пророка Илии, под колокольнею, сделан в 1843 году, старанием церковного старосты, почетного гражданина, Михаила Леонтьева. Церковь , подобно другим старообрядческим церквам, богата древними антиминсами, иконами и богослужебными книгами. Антиминсы положены под облачения престола. Древняя икона Казанской Божией Матери, не только уважается как Чудотворная, но и возится, с разрешения духовного начальства, по домам. Церковь Сретения деревянная, на каменном фундаменте, построена в 1801 году. В Благовещенской церкви служение бывает ежедневное, а в Сретенской – только по усопшим. Все церковный бумаги хранятся в целости с 1807–9 г. Причт состоит из двух священников, диакона, причетника и просфирни. Ныне причт составляют: 1) настоятель, священник Феодор Петров Тихомиров, из духовного александроневского училища, служивший прежде псаломщиком и диаконом в единоверческих церквах Большой Охты; 2) священник Кирилл Семенов Загадаев, из крестьян пензенской губернии, перешедший из поповщинского старообрядческого лжедиаконства, бывший учителем при школе, что у единоверческой церкви в Николаевской улице, а потом псаломщиком при той же церкви и наконец возведенный в сан здешнего священника; 3) диакон Александр Семенов Сурмин, из окончивших курс с.-петербургской духовной семинарии, служивший сперва учителем и воспитателем в «Доме воспитания бедных детей», что на Лиговке; 4) диакон Павел Иоаннов Никифоров, из петербургских мещан, бывший прежде дьячком при Богородской Тихфинской единоверческой церкви; 5) дьячок Александр Мефодиев Троицкий, из духовного звания, учившийся в сельском училище и служивший сперва причетником при Черносельской Троицкой единоверческой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Этого последнего наш автор почти не делает. Передав обычно историю построения и ремонтов какого-либо дворцового храма в Моск, кремле и следуя рабски при этом старым „делам“ или описям соборов, порой до утомительности подробным, автор наивно думает, что изложил историю церкви или собора (см. Ц-вь Рожд. Богор., 33; Ц-вь Полож. Ризы Богом., 19 и др.). Между тем, история храма, как и история жизни (биография) человека, предполагает, прежде всего, известную историческую обстановку и среду, тот комплекс влияний, которые, взаимно пересекаясь, создают индивидуальное историческое лицо или неповторимое сооружение человеческого гения. Разница в том, что жизнь человека мимолетна, жизнь же вековых творений из камня растягивается иногда на длинный ряд столетий, и храм, как памятник искусства, может отразить на себе художественную работу целого ряда поколений, разные эпохи в истории человеческого творчества, неодинаковые приемы промышленной и художественной техники, разные настроения религиозных порывов и несходные представления религиозной мысли. На обязанности археолога – внимательно и осторожно вскрыть внутреннюю историю данного монументального памятника. В труде о. Извекова этого нет даже в малой степени. Чтобы иллюстрировать высказанное положение, беру один пример – историю придворного Благовещенского собора, „обросшего следами глубокой древности“, по своеобразному выражению автора. Сложенный первоначально в к. XIV – и. XV в., при в. кн. Василии Дмитриевиче, Благовещенский собор был построен заново (или же основательно перестроен) в правление Ивана III (80-е гг. XV в.). Если первоначально храм строился, вероятно, так же, как его современники – наш Троицкий собор или собор Саввино-Сторожевского монастыря, то Благовещенский собор Ивана III, все же небольшой по размерам, имеет своим образцом древний Владимирский собор о пяти главах (Успенский во Владимире на Клязьме); строили его псковские мастера, научившиеся каменносечному искусству у немцев, отделывали двери северной, и западной стороны по рисункам итальянских мастеров, может быть, самого Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—16— 1827 г. ректором С.-Петербургской духовной академии и архимандритом, ревизовал семинарии Ярославскую, Костромскую и Владимирскую 181 . Проезжая из Костромы во Владимир, он останавливался для ночлега в Дунилове. „Рано утром, – рассказывал мне сам владыка, когда я был уже Московским викарием, – смотрю я из своей квартиры в окно и вижу большие красивые дома на подклетах, с дворов выходят рослые мужчины в красных рубашках с вёдрами на плечах; шли на реку за водой“. В последнее время Дунилово, вследствие частых и сильных пожаров, значительно упало во всех отношениях. В Дунилове было, при трёх отдельных приходах, 8 церквей. – все каменные, кроме одной тёплой, единоверческой. Церковь Благовещенская о пяти главах, византийско-русской архитектуры, весьма обширная, освящена в 1675 году. Иконостас в ней сделан по повелению царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной, первой супруги Петра 1-го. Церковь расположена на высоком и крутом берегу Тезы. В XVII столетии при этой церкви был женский монастырь, упразднённый в 1764 году; но игуменские кельи деревянные, обширные, оставались до 1831 года, когда они были истреблены пожаром. При Благовещенской церкви на колокольне были устроены, так называемые, русские часы, коих счёт днём начинался от восхождения солнца, а ночью от захождения его. В составе причта Благовещенской церкви было три священника, два диакона и шесть причётников. К Благовещенской церкви приписана была Крестовоздвиженская церковь , находящаяся среди села, на торговой площади. Она переделана была в 1828 году из каменной древней часовни, воздвигнутой по случаю морового поветрия, свирепствовавшего здесь в 1654 году. В этой церкви находятся два больших деревянных креста; из них один сооружён, как видно из подписи, боярином Феодором Абрамовичем —17— 1827 Лопухиным, которому Дунилово пожаловано было в 1685 году вотчину царями Иоанном и Петром Алексеевичами; а другой устроен в память избавления в 1830 году от холеры. Церковь Покровская сооружена усердием помянутого сейчас боярина Лопухина . При ней другая тёплая церковь , построенная в 1743 году. В этой церкви весьма замечательна по древности чудотворная резная икона святителя Николая Можайского, во весь рост. К сей иконе жители Дунилова и окрестных мест имеют особенное усердие и благоговение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33 Макария Ист. Рус. Ц. т. I. „Первые храмы в России». Слич. Памятники Моск. древности стр. VIII–IX. 34 Доброхотова „Древний Боголюбов монастырь с его окрестностями» стр. 18, 19. 73. 74. Его же: „ Памятники древности во Владимире». Строганова описание „ Дмитриевского собора» стр. 2. Слич. также в „Русской Старине» статьи о соборе Переяславском, Звенигородском, о церкви Микулинской и др. 35 „Памятники Моск. древности». LVIII. Слич. в „Русской Старине» описание церквей Грузинской, Боголюбской, Воскресенья в Кадашах, церкви Тайнинской, также в „Пам. Мосн. древности» описание Благовещенского собора. 39 См. в „Русской Старине» описание Переяславского собора и др.; также в описании „Дмитриевского собора». 42 Сказание о полумесяце под крестом см. в журнале Мин. Нар. Просв. 1839 г. 1. Указание на это сочинение преподобного с изложением его содержания см. также в Описании славянских рукописей Московской Синодал. библиотеки, второй отдел: о писаниях святых отцов стран. 522 19. 1. М. 1859. 43 См. рисунок в книге графа Строганова: „ Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме», также стр. 7. 44 Сведения о крестах с якорем заимствуем из книги Мюнстера: Sinnbilder u. Kunstvorstellungen der alten Christen. 1825 r. Erstes Heft. p. 71. 47 Более подробные соображения см. в Душеп. Чтении 1861 года, сентябрь, в нашей же статье: „Кресты с полумесяцем на главах храмов». 48 „Памятники древних художеств в России». Тетр. 1. стр. 2. To обстоятельство, что голубь этот воображается обращённым на юго-восток, привело некоторых к следующей догадке: не имело ли это изображение какого-либо отношения к первоначально учреждённым в России архиерейским столам, от которых распространился в древнем нашем отечестве свет христианского учения, как будто указывающий на юго-восточный первоначальный свой путь. Строганов в книге „Дмитриевский собор» стр. 8. 49 К числу таких церквей относятся Покровская, что на Филях, близь Москвы, и Георгиевская в старых Лучниках в Москве. „Памятники древних художеств в России 1851, тетр. 2».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

41 Это не совсем верно. При всей замкнутости, женщина, тем не менее согласно обычаю, могла подчевать мужчин: «А коли лучитца накормити приезжих людей, или торговых, или иноземцов, и всяких гостей званых,... ино государю и государыни разсудным достоить быти, и должную честь воздавати по чину и по достоинству всякому человеку; с любовию.... и с ласковым приветом всякаго почтити... в добрым словом привечати; и ести и пити поставити, или подати из своих рук, с добрым приветом (К. сп. гл. XI; Общ. XV). 51 Про ссылки, которые мы находим в главах 37-й и 38-й (во списку Общества), и которые указывают, что 3-я часть Домостроя (ведь статьи 37-я и 38-я в 3-й части) не могла существовать отдельно от второй (ссылка 37-ой и 38-й глав идут на 26-ю, значит, так называемый «Наказ»), мы не будем говорить: г. Некрасов полагает, что на 3-ю часть Домостроя устроитель последнего «наложил свою руку». 52 См., например, Архив ист.-юрид. сведений- Калачова, кн. II, отд. IV, стр. 43–50. Тут напечатало Слово в Пяток 5-й недели после всехх святых из Златоуста XVI в. по рукописи Оружейной палаты. Это Слово-не что иное, как 21-я глава списка Общества: " Како детей учиги и страхом спасти». Глава 23-я почта вся составлена из слов Иоанна Златоуста : «О женах добрых» (Ibid.) 53 Отеч. Записки 1350 г., т. LXXI; отд. II, стр. 34 статья Афанасьева: «Об археологическом значении Домостроя». 57 См., например: 1) Послание Филофея старца Елизарова монастыря к великому князю Василию Ивановичу: «О исправлении крестнаго знамения» Прав. Соб. 1863 г., 3, стр. 337–339. 2) «Разсуждение Вассиана (Патрикеева) о неприличии монастырям владеть вотчинами» в Чт. Общ. Ист.и Др. Росс. 1859 г., кн. III отд. III, стр. 13 в пр. 3) Статью: «О крестящихся» в рукописи Моск. дух. ак., 197, л.97. 59 См. примеч. первое, а также «Послание к царю Ивану Васильевичу» в Чт. Общ. Ист. и Др. 1874 г., статья «Благовещенский иерей Сильвестр», стр. 86–87. 61 См. Опис. рук. синод. 6 ., отд. II, кн. 3, стр. 571. См. также Ист. церкви Макария, т. 40;III, 120–125; Виноградова: О Феодоритовом слове, стр. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

—505— быть принято в смысле обычного гласового знаменного пения и пения демественного – кондакарного. Появление в Киеве трех певцов совпадает со временем возвращения преп. Антония с Афона и основания им монастыря в Киеве, к средине или же к концу XI века относится и появление певческой симиографии в Типографском Уставе. Это дает основание заключить, что правильно устроенное по певческим знакам русское церковное пение начало свое существование с трех греческих певцов, положивших ему основание в Киеве, и это пение, как заимствованное, главным образом, с Востока, греко-сирийского характера и в напевах, и в симиографии, в отношении к знаменному распеву, и византийского – в отношении к напевам кондакарным. Во второй части, в одиннадцати главах, автор обсуждает русское церковное пение в домонгольский период. В главе седьмой излагаются и обсуждаются исторические свидетельства о первоначальном русском церковном пении и певцах. В частности, приводятся и разбираются свидетельства летописей Иоакимовской (Татищев), Густинской, Никоновской и Степенной книги о прибытии в Киев митрополита Михаила, епископов, иереев и певцов (демественников) от славян и об устроении им клироса. Разбирается мнение проф. Е.Е. Голубинского и митрополита Макария о названии «доместик» и «крылос» и устанавливается различие певцов-демественников и регентов-доместиков и понятие «крылоса», как хора певцов, а не органа епархиального управления, на основании словоупотребления и анализа относящихся сюда мест летописи и уставов. Выясняется понятие демественного пения, как придворного, домашнего, полуцерковного, в сравнении с пением богослужебным церковным, и состава древнейшего певческого хора из пресвитеров, диаконов и дьяков во главе со старейшиной – регентом, и из народных певцов – демественников во главе с доместиком-регентом. В главе восьмой излагаются данные для суждения о перво­начальном русском церковном пении в области древнейших богослужебных уставов и певческих книг. В этом значении своем обсуждаются Уставы – Синодальной библиотеки и Типографской и крюковые рукописи – Благовещенский кондакарь Императорской Публичной Библиотеки и Триодь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(71) См.: Там же. - С. 267. (72) Руская летопись по Никонову списку. Изданная Под смотрением Императорской Академии Наук. - Ч. 8 («Осьмая часть»): с 1583 до 1630 года. - С. 167 - 168. (73) Летопись о многих мятежах и О разорении Московского Государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времён многих случаев, по преставлении Царя Иоанна Васильевича; а паче о Междугосударствовании по кончине Царя Феодора Иоанновича, и о учинённом исправлении книг в Царствование благовернаго Государя Царя Алексея Михайловича в 7163/1655 году. Собрано из древних тех времён описаниев. - Санкт-Петербург («В Санктпетербурге»): [Типография Сухопутного кадетского корпуса], 1771. - С. 236 - 237. (74) См.: Летопись о многих мятежах и о разорении московского государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времён многих случаев, по преставлении царя Иоанна Васильевича; а паче о между-государствовании по кончине Царя Феодора Иоанновича и О учинённом исправлении книг в царствование Благовернаго Государя Царя Алексея Михайловича в 7163 (1655) году. Собрано из древних тех времён описаний/Издание второе. - Москва: «В Типография Компании Типографической», 1788. - С. 225 - 226. (75) Покровский И. Явленная чудотворная Казанская икона Божией Матери. (По поводу святотатственного похищения её из Казанского женского монастыря 29 июня 1904 года). - С. 267. (76) Покровский И. Печальная годовщина со дня похищения чудотворной иконы Казанской Божией Матери в Казани (Ответ на статью Московского свящ. Н. Романского: «Где находилась подлинная/явленная/Казанская икона Божией Матери до злополучной ночи на 29 июня 1904 года»)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1905. - Ноябрь. - С. 481. (77) См.: Там же. - С. 481 - 482. (78) Там же. - С. 482. (79) См.: Историческое описание первопрестольного в России храма, Московского большого Успенского собора и о возобновлении первых трёх московских соборов Успенского, Благовещенского и Архангельского, сочинённое Святейшего Правительствующего синода членом, большого Успенского собора протоиереем Александр Георгиевым Левшиным; а в каких вещах оное содержится, как первое, так и второе, то изъясняется в нижеписанных главах. - Москва («Печатано в Москве»): «В привилегированной типографии у Мейера», 1783. - С. 104.

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

В 1854 г. он был переведен в законоучители и настоятели церкви С.-Петербургской 3-й гимназии; будучи законоучителем, он состоял членом конференций С.-Петербургской Духовной Академии, Академического Комитета для духовно-нравственных книг и Комитета Духовной Цензуры. Возведенный в 1864 г. в сан протоиерея, Добронравин в 1869 г. был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища. Вдовевший с 1854 г., протоиерей Добронравин, устроив судьбу единственной дочери, 1 сентября 1873 г. принял монашество с именем Гермогена; 8 сентября он был возведен в сан архимандрита, 28 сентября назначен епископом Выборгским, викарием С.-Петербургской митрополии, и 21 октября хиротонисан. Переименованный 9 сентября 1876 г. во епископа Ладожского, Гермоген 24 апреля 1882 г. получил самостоятельную Таврическую епархию, а 9 марта 1885 г. был переведен во Псков. Вызванный в 1893 г. в С.-Петербург для в Св. Синоде, Гермоген заболел воспалением легких и скончался в 4 часа утра 17 августа на Синодальном Благовещенском подворье. Он был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры возле правого клироса. Получив в духовной школе свою фамилию за кротость, доброту и приветливость, Гермоген на всю жизнь сохранил эти качества. На всех поприщах он отличался неуклонным исполнением своих обязанностей. В Московской семинарии он имел самое благотворное влияние на своих учеников. В гимназии он приобрел репутацию «умного, доброго и влиятельного наставника». Чуждый всяких новшеств в преподавании, он требовал от учеников твердого устарелого в главах иных законоучителей Филаретова Катехизиса, но отчетливого с ясным пониманием всех текстов, заучивавшихся непременно на славянском языке; каждый текст читал он по книге и объяснял буквальное значение каждого слова; старые слова в Катехизисе заменял новыми, изменял старую расстановку слов; все это переправлял карандашом в своей книге и велел то же самое делать детям в их книгах. В духовном училище его уроки по «церковному уставу» были «содержательны и интересны», и у него «учились все не потому, что приходилось иметь дело со смотрителем, а потому, что знакомство с предметом происходило под руководством опытного и искусного учителя»; он на всех уроках заменял отсутствовавших учителей, и в 1872 – 73 учебном году прекрасно подготовил учеников к экзамену по русскому языку, «ходил неустанно на каждый урок, просто и вразумительно сообщал и разъяснял правила русской грамматики».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010