Дорожа священными сокровищами этого дворцового храма, он повелел в 1701 году Июня 21 стольнику Семену Калединскому описать там святые иконы, ризы, книги, св. утвари и казну и сверить с прежними описями 7 . Ужасный пожар 1737 года, лишивший Москву многих сокровищ древности, проник и в Благовещенский собор, где обгорели на придельных его церквах крытые медными позолоченными листами кровли, на главах четыре креста из золоченой меди, деревянные двери и оконницы; 8 но Благочестивое усердие Императриц Анны и Елисаветы вскоре изгладило все следы повреждений в стенах и облекло дом Пресвятой Богородицы в новое Благолепие. Из дел Синодального правления видим, что в 1743 году еще продолжалась починка собора: тогда поновлены были медные золоченые листы на четырех затворах при входных дверях, вызолочены и расписаны лазоревыми красками великолепные каменные сени, на двойных столбах, резные; под главами в шеях некоторые окна закладены 9 . В Царствование Императрицы Екатерины II, стенопись Благовещенского собора потребовала поновления. Императрица в 1770 г. поручила Московскому Архиепископу Амвросию Зертись-Каменскому возобновить в нем иконное и стенное писание с точным соблюдением древнего стиля 10 . Дело это было исполнено в три месяца, и возобновленный собор торжественно освящен был 18 декабря 1770 года Архиепископом Амвросием в присутствии Прусского принца Генриха-Людовика, брата королю Фридриху Великому; это совершилось незадолго до мученической смерти Московского Архипастыря. Особенное внимание на этот собор обратил Государь Император Павел I. По его повелению возобновлена его внешность и на паперти, вместо старого деревянного, настлан новый каменный пол. В 1812 году святилище это, подобно другим св. храмам, было разграблено и поругано; но уцелело от огня, испепелившего дворец и другие здания в Кремле. В этом соборе сохранились не только все св. иконы; но даже на полях чудотворного образа Донской Богоматери уцелела золотая рама в 12 Фунтов. Вскоре после изгнания неприятелей в 1812 году, Благовещенский собор приведен был в прежнее устройство и Благолепие, а 23 марта 1813 года торжественно освящен Московской Митрополии Викарием, Преосвященным Августином. С Высочайшего разрешения, в 1836 году, южная паперть переделана; в ней устроен теплый придел во имя Святителя Николая; попечением староста церковных стенопись собора и письмо иконное поновлены; старый алтарный иконостас заменен новым бронзовым. Ризница с ее сокровищами и хранящимися в ней частицами св. мощей приведена в порядок при настоятеле собора Протопресвитере Бажанове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Следующий крупный ремонт собора производился в 1855 году. Губернский архитектор Бессонов сделал проект обновления иконостаса по древним образцам в православных церквах. Иконописные работы были выполнены Гагаевым, устройство иконостаса, его позолота и окраска стен — мастеровыми купчихи Ильиной и мастером Бичуровым. В 1869-1870 годах известным иконописцем России из села Палеха Владимирской губернии Н. Л. Сафоновым была выполнена работа по росписи стен и сводов собора. Поновление иконостаса и киотов исполнил мастер Агеев. В 1875 году московским мастером Бычковым печное отопление было заменено двумя пневматическими печами, которые были сделаны из белого огнеупорного кирпича в нижнем этаже собора, от них нагретый воздух, по выведенным из-под пола трубам, выходил в помещение храма через отдушины, сделанные в лёгких и красивых тумбах, поставленных в нескольких местах у стен храма. Отдушины по необходимости открывались и закрывались. На местах разобранных изразцовых печей на стене, отделяющей главный храм от трапезной, рукой Н. Л. Сафонова были написаны священные изображения. В это же время на четырёх столбах в храме громоздкие иконы заменили росписями, как это было сделано раннее в верхних частях колонн. На западной стене собора в простенках между входными арками написаны две картины, изображающие Иисуса Христа и апостолов. Западная стена трапезной у входных дверей храма на месте печей тоже была расписана. Деревянные алтарные двери заменены бронзовыми и позолочены, с написанными на них иконами святых евангелистов. Через двадцать лет, в период 1889-1890 годов, Благовещенский собор вновь ремонтировался: была промыта стенная роспись, исправлена и окрашена кровля, позолочены главы. В 1904 году архитектором Ф. Н. Малиновским были изготовлены проект и смета на ремонтные работы по собору и перестройку колокольни, которые начались летом 1906 года. Произведено обновление наружных стен собора и колокольни, вместо ветхого пристроя к келье святого Гурия сооружена красивая каменная часовня. В 1907 году были окрашены крыши и главы, позолочены кресты и звёзды на главах, устроены калориферное отопление и вентиляция. В 1908 году обновлены приделы собора. После ремонта, при освящении 1 февраля 1909 года, южный придел был переименован во имя святых Бориса и Глеба, северный придел — во имя святого Гурия. Кроме двух приделов, при соборе имелись ещё два придельных храма. Один во имя святого Германа — казанского чудотворца, в колокольне под звонницей, он первоначально назывался в честь святой мученицы Ирины и по ветхости в конце XVIII века был закрыт. В 1832 году на средства купца Чижова был отремонтирован и освящён во имя святого Германа.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Дворцовый собор этот, переживающий уже четвертое столетие, отличается от всех Кремлевских церквей своим зодчеством, которое носит на себе отпечаток Византийского (или Ломбардо – Московского) стиля; придельные его церквицы под кровлею походят на те палатки, кои видим на древних иконах. Эго сложное здание состоит из среднего квадрата, превышающего своею высотой ширину и длину, с тремя неравными полукружиями на восток и с тремя ходовыми папертями на юг, запад и север. Над ними возвышаются упомянутые четыре придела, соединенные между собой открытыми террасами (алтанами) в восточном вкусе; на правой стороне они прикладены «под лице», а на левой с выступом. Окна в алтаре расширены в конце прошедшего столетия, для большего освещения алтаря. Верх глав него храма, крытый позолоченною медью, сведен с четырех сторон теремками; над ними возвышаются пять глав, кои с четырьмя придельными составляют девять глав, в ознаменование девяти чинов Ангельских, или девяти чинов Святых. На средней главе крест четвероконечный, прорезный, почитаемый золотым, водружен был Царем Иоанном IV; вместо подножной досчечки, сделано новолуние с рогами, вверх обращенными. На Московском соборе в XVI столетии постановлено было, по образцу этого креста, делать на прочих церквах подобные кресты. На остальных осьми главах Благовещенского собора осьмиконечные, обитые медными листами. Это предание о золотом кресте на Благовещенском соборе известно не только в России, но и в Европе. Об этом же кресте упоминает Готфрид в своей Archontologia cosmica, 1649 г. Сам. Маскевич уверяет, что он видел его в 1611 году 11 . Если, действительно, такой крест уцелел при Поляках, в Троицкий пожар 1737 г., и при Наполеоновом нашествии в 1812 году, когда неприятели сняли крест с Ивановской колокольни, почитая его золотым; то можно полагать, что существующий до ныне на соборе крест тот самый, который видел Маскевич. Цокольный ярус, или подклеть собора из белого камня, составляет отдельные подвалы в роде камер; кладка стен и сводов правильная и плотная; в фундаменте их повторяется та же форма, какая и на верху. Здесь хранилась Государева казна, которая, по обычаю древнего времени, вверялась на соблюдение церквам. Из дел о Троицком пожаре 1737 года видим, что в подвалах собора помещался Соборный Разрядный Архив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Из древних икон в Благовещенском монастыре особенно заслуживают внимания следующие: весьма древняя «Корсунская» икона Божией Матери, писанная, как свидетельствует имеющаяся на ней греческая и славянская надпись, монахом Симеоном в 6501 (993) г., икона эта, по преданию, дарована монастырю св. митрополитом Алексием; икона св. митрополита Алексия с частицею мощей его, греческого стиля, писанная в XV - в начале XVI вв.; древние иконы Спасителя и Божией Матери, местные, в Успенской церкви; Толгской иконы Божией Матери. Точная копия с подлинной иконы того же названия, писанная в XVI или XVII вв.; икона св. Иоанна Лествичника XVII ст. с изображением лествицы и восходящих по ней праведников и с надписями в стихах; Иверская и Смоленская иконы Божией Матери, последняя считается чудотворною. Кроме того, в монастыре много древностей из церковной утвари. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. В Благовещенском монастыре, кроме четырех церквей, была церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа при входе в монастырь с восточной стороны, о пяти главах, основана при архимандрите Макарии в 1821 г., а окончена усердием разных вкладчиков и освящена в 1834 г. Нижегородским епископом Амвросием при архимандрите Иннокентии. Вместо Воскресенской церкви до конца XVIII ст. близ нее была церковь больничная во имя Иоанна Богослова у задних врат между двумя каменными больницами. В длину простиралась она с больничными кельями на 24 саж., а в ширину на 11 саж. Глава на ней была обита зеленою черепицею, а крест железный прорезной позолоченный. В этой церкви замечательны были сгоревшие в 1722 г. две иконы Иоанна Богослова в серебряном окладе и Владимирской Божией Матери также в серебряном окладе. Последняя икона украшена была жемчугом и драгоценными камнями. Богослужение в Богословской церкви совершалось каждодневно жившими при ней больничными монахами, а в нынешней Воскресенской церкви совершается только в летние праздники.

http://sobory.ru/article/?object=00566

Крест, которым в 988 году великий князь Владимир крестил киевлян имел простую «латинскую» форму. Позднее у креста внизу появилась наклонная поперечина, которая имеет несколько смысловых объяснений. Кстати, именно крест с косой нижней перекладиной считают «русским крестом». Одно из объяснений наклоненной перекладины – в соответствии с церковными преданиями наклонное подножие креста выражает вечное противостояние ада и рая. Это толкование выводят из евангельского рассказа о двух разбойниках, распятых вместе с Иисусом Христом. Согласно представлениям благоразумный разбойник всегда помещался справа от Христа, а нераскаянный разбойник – всегда с левой стороны. На Голгофе для разбойников крест служил своеобразным мерилом. Одному разбойнику, " низводимому в ад тяготою хуления, произнесенному им на Христа, крест стал как коромысло весов, склонившимся вниз под этой страшной тяжестью; другого же разбойника, освобожденного покаянием, крест возносит в царство небесное. Кроме того, в этой перекладине есть и практический смысл: поднятый конец перекладины всегда указывает на север, выполняя роль своеобразной стрелки компаса. Позолоченный крест с полумесяцем у подножия, с пучком звезд в среднокрестии (по 3 на каждую из четырех сторон) в настоящее время водружен на пяти главах храма Архистратига Михаила ( кстати, такого же рисунка кресты на Благовещенском соборе в Кремле, Церкви Николы в Хамовниках и др.). По одному из религиозных объяснений в этой форме выражена символика Апокалипсиса: " И явилось не небе великое знамение – жена, облаченная в солнце, а под ногами ее луна, и на голове ее венец из двенадцати звезд " (Откр. 12:1.). По мнению толкователей под этим образом из " Откровения " выводится сама Церковь Христова. Конечно, кресты на куполах храма поставлены недавно, но они соответствуют более древним крестам храма. Об этом можно судить по обследованиям архитекторов, сделанным в 1964 году. Храм в Тропарево посвящен Архистратигу Михаилу – одному из семи высоко почитаемых архангелов в Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03292

С упразднением епископской кафедры в Суздале в 1798 г. о благолепии собора заботились граждане гор. Суздаля. В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в теплой Благовещенской церкви устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. и приделана к собору новая паперть. В большом холодном соборе в 1818 г. возобновлено стенное письмо. В 1822 г., по благословению епископа Парфения, возобновлены на соборе кресты и главы. В 1850 г. староста соборный, суздальский купец Назаров произвел значительные украшения в соборе: внутри возобновил стенное писание и сделал много новых икон с приличными украшениями; снаружи стены собора в среднем ярусе расписал иконною живописью, главы выкрасил голубою краскою и украсил их позолоченными звездами; кресты на главах вызолотил; также на колокольне поправлена им глава и вызолочен крест. Престолов в соборе пять: в холодной – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и два придельные: на правой стороне – во имя св. и чудотв. Суздальских Федора и Иоанна, на левой – в честь Вознесения Господня; в теплом соборе: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Рождества Христова. При соборе штат причта состоит: из протоиерея, двух священников, диакона и двух псаломщиков. На содержание причта от Св. Синода жалования положено 1323 руб. серебром; за богослужения, молебны и поминовение усопших получается до 500 руб.; процентов с гос. бумаг получается 897 руб. 88 коп.; всего же причт получает до 2720 руб. сер. в год. Квартиры все члены причта имеют церковные. Собор не имеет ни прихода, на каких-либо оброчных статей, как то: домов, лавок, мельниц и т.п. Опись церковного имущества составлена в 1858 г. и хранится в соборе. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. В Лаврентьевской летописи говорится, что суздальский Богородице-Рождественский собор возвели на смену кафедральному Успенскому храму, " построенному Владимиром Мономахом и блаженным епископом Ефремом (впрочем, между упомянутым Успенским собором и Богородице-Рождественским собором был ещё один Успенский соборный храм).

http://sobory.ru/article/?object=00195

Другим немаловажным моментом в понимании наследственного характера верховной власти первого русского царя, что также следует из приведенного текста, была сделанная им ссылка на связь его династического самодержавия с греческим наследием, что стало одним из оснований для возникновения права русского государя на заимствование из Византии коронационного обряда (венчания на царство) . Царская власть, по мысли Ивана Васильевича отличалась юридической неограниченностью, которая устанавливалась в силу ее Божественного происхождения и была полностью сосредоточена в руках правящего монарха, чего требовали государственные интересы . Мнение Ивана IV на этот счет всегда было бескомпромиссно. Поясняя его, монарх особо подчеркивал разницу между приверженцами православной веры и инославными народами: «А о безбожных народах что и глаголати! Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют» . По сравнению с ними, «Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи!» . То есть, право на юридически неограниченную царскую власть русский монарх имел в силу исторически сложившегося опыта безраздельного и единоличного господства его династических предков над всей русской землей. Понятно, что такой подход напрочь исключал как теократическую, так и олигархическую формы правления: «...И этого в своей озлобленности не смог ты понять, - писал он Курбскому, - считая благочестием, чтобы самодержавие подпало под власть известного тебе попа (священника Благовещенского собора Кремля Сильвестра - авт.) и под ваше злодейское управление» . Развивая свою мысль относительно построения царско-церковных отношений и места в них священства, Иван IV пояснял, что положение, при котором верховная власть принадлежит лицам духовного звания, пагубно для государственного развития. Очевидно, что такой взгляд царственного самодержца был результатом распространенного в то время понимания «симфонии властей», формула которой была помещена в 62 главу Стоглава. Она служила законным основанием для установления правоотношений между царем и духовенством, что получило нормативное развитие в других его главах, где сближение церковного и государственного права было, как писал И.В. Беляев, беспрецедентно многосторонним и тесным .

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/06/...

Таким образом, «правда» (нелицеприятный, праведный суд) и «кротость» (или милость) — вот те средства, с помощью которых правитель должен был установить порядок в своем государстве и исцелить общество от его моральных недугов. Сильвестр был не единственным человеком, наставлявшим в те годы Ивана IV. В 1548 году и Максим Грек послал митрополиту для передачи царю свои наставления — «Главы поучительны начальствующим правоверно», а затем и еще одно послание, в котором развивались некоторые из мыслей, заключенных в «Главах». Многое в высказываниях греческого книжника находило прямую аналогию с тем, чему учил молодого царя Сильвестр. Это не должно удивлять. Обоих современников, по-видимому, связывали дружеские узы. Сохранилось письмо, которое Максим Грек адресовал «во искусстве и разуме боговдохновенных писаний изящному разсудителю господину Селивестру и благодетелю моему». Не исключено, что и свои «Наставления» Максим Грек написал по просьбе благовещенского священника. Ссылаясь на авторитет «Менандра Философа» (под этим именем скрывался автор знаменитых греческих комедий эпохи эллинизма, но люди Средневековья об этом не знали), он писал, что правитель, желающий достигнуть славы и долговечности своего царства, должен, прежде всего, быть носителем «правды», а «правда», объяснял ученый афонец, это — «прав суд, иже не на лице тяжущих смотрит, ниже мзды приемлет». Во-вторых, он должен вести «чистую жизнь», подчиняя свои страсти действиям разума, и в-третьих, ему должна быть присуща «к подручником кротость растворенна с устрашением государьским на исправление их, а не на погубление». «Иже треми сими добродетельми править жизнь свою, суще воистину царь православен». Царь, писал Максим Грек, должен править «правдою и целомудрием, смыслом же, мужеством, кротостию и щедротами, благочестием же и человеколюбием». Благоверный царь стремится в своих деяниях уподобиться «высшему царю» — Богу, «всякою правдою, человеколюбием же и кротостию, яже к подручником». Из этих общих моральных наставлений вытекали некоторые уже практические советы. «Такожде и сущая у тебе пресветлыя князи и боляре и воеводы преславныя и добляя воины и почитай, и бреги, обильно даруй, их бо обогащая, твою державу отвсюду крепиши и отражаеши».

http://sedmitza.ru/lib/text/438917/

Поэтому Суздальский митрополит Илларион (1682-1708 гг.), с разрешения царя Федора Алексеевича, произвел реставрацию собора: снял надгробные камни, стеснявшие собор, упразднил хоры и вместо узких окон устроил большие. В соборе стало просторно и светло. Тогда же митрополит Илларион устроил новый иконостас, в котором «все иконы обложены по краям сребропозлащенными окладами в роде бордюр». Возобновленный собор митрополит Илларион обогатил церковными предметами как то: устроил большие хоругви, ходовые кресты, иконы, фонари к ним и еще медный, замечательный величиною фонарь в виде круглого храма о пяти золоченых главах с крестами. Церковь, устроенную архиепископом Серапионом внутри колокольни, митрополит Илларион перестроил: престол св. муч. Феодосия упразднил и церковь сделал теплою с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Илларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию. Сверх того, митрополит Илларион построил при соборе обширный каменный архиерейский дом. Одновременно с реставрацией собора, по распоряжению митрополита произведена была опись собора, его внешнего и внутреннего вида и церковного имущества, ему принадлежащего. В описи сказано: «Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы каменная, о пяти главах, кресты на главах обложены медью, позолочены, главы и верхи и алтари и паперти крыты белым железом. У церкви двери передние, да южные Корсунские, третьи двери обиты медью». Внутренний вид собора: «В церкви писано стенным письмом. В церкви двери царские и сени и коруна и столбцы обложены серебром чеканным, по местам золочены, росписаны священными картинами, украшенными разными драгоценными каменьями». Св. иконы большею частью украшены золотом, серебром и драгоценным камнями. Утварью, ризницею, богослужебными книгами… собор был снабжен в достаточном количестве. На колокольне 21 колокол; самый большой колокол весом в 500 пудов. На той же колокольне часы боевые перечастье в 8 колоколов. Собор, устроенный митрополитом Илларионом, отличался величественностью и блестел внутренним богатством.

http://sobory.ru/article/?object=00195

Вероятно та же артель мастеров строила храмы Гороховца и Соликамска - по крайней мере, повторялся тот же самый довольно редкий рисунок фриза, а возведены они в то же время. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена в 1689 г. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой устроен престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом священномученика Антипы. Во всех приделах иконостасы были прежде старинные, а во времена иеромонаха Макария, бывшего здесь настоятелем с 1805 по 1823 год, сделаны вновь в современном вкусе и позолочены при пособии доброхотных дателей, из числа коих более всех жертвовал на это дело Вязниковский купец Григорий Семенович Елизаров. Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс. Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=03740

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010