отцев во едино собравши, дабы плевы от пшеницы отъяти или яко пепел развеяти еретические хулы и беснования на церковь Божию, на общую духовную пользу всему христоименному православному христианству, окаянным же еретикам на вечное проклятие, исчезновение и посрамление». Выписанное послесловие и, пожалуй, самая прикровенность имени составителя сборника (издание анонимное) показывают, что издание сборника было преимущественно личным делом благочестивой ревности царя. А то обстоятельство, что сама высочайшая власть подвиглась с такой ревностью на посрамление еретиков и на предохранение от них православного христианства показывает, что возбужденное ими движение небезопасно было для православных. Немало важного для нас материала мог бы дать сборник „противу иконоборцев Кальвин и Лютер», составленный тщанием и снисканием государева (Алексея Михайловича) духовника Благовещенского протопопа Андрея Савиновича, но от этого сборника, как замечено в Христ. Чт. за 1857 г., июнь стр. 396, уцелел и хранится в библиотеке Петербургской Академии один незначительный отрывок. К сожалению, мы и этого отрывка никак не могли отыскать в названной библиотеке. Считая обнаруженную в сборнике начитанность и образованность ни для кого недоступной на севере Руси, автор цитированной статьи «материалы для противолютеранской полемики» признает протопопа Иоанна Наседку составителем немногих, но весьма важных в данной полемике, глав 15–17, 21, 22–25 ; остальным же главам усвояет Южно-Русское происхождение, оставляя за Наседкой только честь собрания готовых статей в один сборник и труд собственноручной переписки их. О принадлежности исчисленных глав протопопу Наседке мы не спорим. Но считать обнаруженную в остальных главах начитанность и образованность совершенно недоступной для Наседки и разжаловать его в простого писца было бы несправедливо: вовремя прений с Королевичем Вальдемаром, Наседка обнаружил, как увидим, большие способности и познания для его времени, можно сказать, невероятные, чрезвычайные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

(Л. 630-631об.; 140). В Типиконе, принятом ныне в РПЦ ([Т. 1.] С. 533-588), богослужение благовещенского цикла описано подробнейшим образом. Указания совр. рус. Типикона близки к указаниям греч. 1577 г., но в рус. значительно больше количество и объем Благовещенских глав; кроме того, в описании служб присутствуют значительные нововведения: 1) на вечерне под праздник, случившейся в будний день поста, как вариант предусмотрено отсутствие литургии Преждеосвященных Даров (на практике, если 24 марта - понедельник, вторник или четверг, литургию Преждеосвященных Даров, как правило, не совершают; эта поздняя практика разрушает аналогию между празднованием Рождества Христова, где в навечерие великая вечерня завершается литургией, и Б.; древняя традиция совершать 24 марта литургию Преждеосвященных Даров, если эта дата приходится на любой будний день поста, должна быть признана предпочтительной); 2) из чина вечерни в день праздника справщики кон. XVII в. исключили пение «    », аргументируя свое решение некорректной ссылкой на Иоанна Постника (Типикон. [Т. 1]. С. 545), хотя этот прокимен присутствует в чине благовещенской литургии (когда она случается в седмичный день) во всех без исключения Типиконах X-XVII вв. Входный стих исключен из описания благовещенской службы в неделю (кроме Недели ваий). Древнейшие иерусалимские Типиконы после Благовещенских глав помещали, вслед за студийскими, схолию о празднике, где оговаривалось совершение полной литургии в Великую пятницу только в храмах, посвященных Пресв. Богородице; в более поздних Типиконах (включая совр. рус.) говорится о полной литургии независимо от посвящения храма; кроме того, древнейшие рукописи Иерусалимского устава назначали для Б. чтение слов палестинских авторов - Софрония Иерусалимского или Нила ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 44-46; 94). В современном русском Типиконе Всенощное бдение на праздник начинается великим повечерием (когда Б. попадает на седмичные дни Четыредесятницы и на вторник, среду, четверг Страстной седмицы; если Б.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Однако следует подчеркнуть, что связь с кремлевским прототипом опосредованная, поскольку особенности его архитектуры, выделяющие памятник из построек кон. XVI в., определены воздействием местного образца - кафедрального храма Казанской епархии - Благовещенского собора. Как справедливо указывали некоторые исследователи, Благовещенский собор был построен псковичами по образцу Успенского собора Московского Кремля: 6-столпный план, пятиглавие, круглые столбы и крестовые своды. На изображениях собора, сделанных до пристройки к нему трапезной и галерей, заметен пояс, делящий стены собора на 2 яруса, как в Успенском соборе и его репликах, возникших одновременно с казанским Благовещенским собором (соборы Новодевичьего , Троице-Сергиева мон-рей). Благовещенский собор в Казани обладает нек-рыми особенностями по сравнению с др. «копиями» Успенского собора, созданными во 2-й пол. столетия по заказу царя Иоанна IV. Его создатели не сохранили равенства диаметров боковых барабанов образца и сделали западные (в соответствии с шириной пролета) более широкими, чем восточные. В соборе мон-ря, несмотря на пятиглавие и 6-столпную структуру, нек-рые узнаваемые детали московского образца, присутствовавшие в Благовещенском соборе, были утрачены: круглые столбы заменены 4-гранными. Мастера, строившие Спасо-Преображенский собор, уже не имели отношения к псковской традиции. Они отказались от характерных псковских орнаментальных поясов, украшавших в Благовещенском соборе карнизы центрального барабана и центральной апсиды, но вместе с тем воспроизвели особенности расположения глав Благовещенского собора. Если в кон. XVI в. распространение получает симметричное пятиглавие с равными по ширине боковыми барабанами, то в Преображенском соборе К. м., как и в казанском Благовещенском соборе, зап. барабаны намного шире по диаметру восточных. Собор мон-ря унаследовал от образца основные характерные черты композиции фасада, свойственные 6-столпным пятиглавым соборам XVI в., построенным при царе Иоанне Васильевиче (в т.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно. В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи. Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев. И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

http://pravoslavie.ru/112.html

Каменная ц. во имя Всемилостивого Спаса (1656) возведена на средства боярина Ивана Андреевича Милославского у алтаря Благовещенского собора, «над родителями своими и по своей душе в вечный поминок». Являлась фамильной церковью-усыпальницей. Спасский храм представляет собой оригинальный тип шатровой церкви, «иже под колоколы». Простой и четкий четверик поставлен на подклети и вместо традиц. глав завершен шатровой колокольней. Верх четверика, перекрытый позднее железной кровлей, сначала был плоским, покрыт плитами и огражден белокаменным параклитом - крытой галереей. По углам зап. части храма возвышались 2 башенки: северо-западная со звоном и юго-западная, прикрывавшая выход из внутристенной лестницы на верхнюю площадку и к каменной звоннице (где находились 2 больших колокола - весом в 100 и 46 пудов). В 1699 г. был отлит колокол, к-рый окольничий А. И. Ржевский передал в храм Всемилостивого Спаса. Внизу храм примыкал к апсидам Благовещенской ц., но его ось сдвинута к северу по отношению к продольной от собора. С запада и севера церковь окружена открытой галереей-гульбищем на арках подклета. С сев. стороны галерея сообщается с галереей Благовещенского храма. Такой прием соединения церквей одной площадкой-гульбищем является редким в древнерус. архитектуре. На 2-м этаже находилась церковь, единственный престол к-рой освящен в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Алтарь полукруглый, без разделений. Позолоченный иконостас прямой, с тяблами в 3 яруса. Нек-рые из 74 икон были написаны придворным иконописцем XVII в. Симоном Ушаковым . В храме находилась усыпальница Милославских и их родственников, могилы отмечены белокаменными гробницами, украшенными художественной резьбой. Вид на Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Вид на Киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. В 1865-1866 гг., спустя почти век после упразднения монастыря, на его территории на средства братьев Петра и Александра Соловьёвых была построена и в 1869 г. освящена теплая ц. во имя Всех святых. Храм имеет форму правильного квадрата с выступающим алтарем, отмеченным главкой, одноглавый, со шлемовидным куполом на приподнятом барабане в середине здания. Обе главы венчают кресты, окованные медью и позолоченные. Роспись купола, стен и иконы для иконостаса выполнены московским художником Н. Г. Степановым. К нач. XX в. в храме было 3 придела: главный - во имя Всех святых, во имя святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, и во имя св. Петра и мц. Феклы. С зап. стороны Всехсвятского храма по проекту владимирского архит. Н. А. Артлебена выстроена 5-ярусная каменная колокольня. На колокольне находилось 9 колоколов; наиболее крупные отлиты на средства братьев Соловьёвых: один весил 549 пудов, полиелейный - 182 пуда.

http://pravenc.ru/text/1840171.html

Перед заливкой фундамента на месте строительства произвели археологические раскопки. Кроме предметов быта и утвари, специалисты нашли могилы четырех человек — первого священника Амурской области протоиерея Александра Сизого, военного доктора Михаила Давыдова и неизвестных мужчины и женщины. Их останки перезахоронили у апсиды нового храма осенью 2002 года. Еще археологи обнаружили старый кирпичный фундамент — основание флагштока. Сейчас на этом месте стальная мачта, на которой реет российский флаг — в память о государственном флаге Российской империи, установленном генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым и архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) в честь присоединения Дальнего Востока к Российскому государству. Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск. Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала. Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле. Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни. В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому. В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел.

http://sobory.ru/article/?object=09344

Иконы и величественный иконостас были заранее сохранены и помещены в новый собор, а вот роспись стен пришлось делать заново. Правда, и в этот раз ею занимался знаток своего дела. В 1508 году стены были украшены мастерами под руководством известного иконописца Феодосия, который был сыном и учеником не менее известного Дионисия. Так как собор всегда был домовым для князей и царей, то и роспись в нем была на соответствующую тему: на стенах собора – образы великих императоров Византии, а также русских князей – Владимира Мономаха, святых Александра Невского, Даниила Московского, Димитрия Донского и других. Помимо этого особенностью росписи (стены паперти) являлось изображение двенадцати мудрецов-язычников: Аристотеля, Плутарха, Платона и других. Эти образы символизировали то, что приход Мессии предчувствовали не только иудеи, но и язычники, которые жили, может, и не по заповедям, но по закону совести. Вся роспись Благовещенского собора затем неоднократно реставрировалась и поновлялась. Так было при царе Алексее Михайловиче, императрице Екатерине II, а также в XIX веке (т. е. трижды). В правление Ивана IV Грозного собор снова перестроили. На четырех его углах были возведены одноглавые приделы, а основное здание стало пятиглавым: в итоге собор увенчали девять (!) глав. В ноябре 1917 года Благовещенский собор сильно пострадал при артиллерийском обстреле Кремля. Так, было разрушено крыльцо здания. Через полгода, в марте 1918 года, когда правительство большевиков заняло Кремль и запретило доступ в него посторонним, был закрыт и Благовещенский собор. В наше время здесь действует музей. Что касается святынь, то в Благовещенском хранилась икона Божией Матери «Донская», с которой святой Димитрий Донской шел на Куликово поле. Позднее она была перенесена в Донской монастырь столицы. Другие же святыни – это чудотворная икона Божией Матери «Пименовская», принесенная в 1381 году из Константинополя патриархом Пименом, и крест святого императора Константина Великого. Его некогда подарил Владимиру Мономаху византийский император Алексей Комнин.

http://foma.ru/blagoveshhenie-v-moskovsk...

Благовещенскому собору, были выявлены остатки фундамента, представлявшего собой ряд валунов высотой до полуметра. Фиксация находки проведена не была. Предположение об отождествлении этих валунов с фундаментом алтарной части Благовещенской ц. XIV в. ( Давыдов. 2001. С. 42) не может быть признано доказательным, т. к. возведение сооружений на валунных фундаментах было широко распространено в нижегородской церковной архитектуре и в XVIII в. Т. о., нет свидетельств существования в Н. Б. м. каменного храма еще в 70-х гг. XIV в.; установить время построения Благовещенской ц., обветшавшей к нач. 20-х гг. XVII в., также не представляется возможным. Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1647–1649), справа ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1690). Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1647–1649), справа ц. во имя прп. Сергия Радонежского (1690). Фотография. 10-е гг. XXI в. С сер. XVII в. в Н. Б. м. велось масштабное каменное строительство. Прежде всего был перестроен собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1647-1649) при настоятеле архим. Ферапонте II (1640-1649). В 1648 г. монастырские власти получили царскую жалованную грамоту на беспошлинный провоз кирпича из Балахны для начавшейся стройки (РГАДА. Ф. 137. Д. 16. Л. 173-173 об.). Из Москвы в монастырь доставляли железо. Руководил строительными работами Вельямин Черсткин. Ведущими мастерами в артели каменщиков были Данило и Григорий Тимофеевы. В 1649 г. новый собор был возведен ( Гациский. 1886. С. 58) в юго-зап. части монастырского ансамбля. Это крупное здание (13,2 ´ 22,9 м) на невысоком подклете, скрытом под культурным слоем наносного грунта. Здание сложено из большемерного кирпича, покрыто известковой затиркой и побелено. Над позакомарной кровлей собора возвышается мощное световое пятиглавие. Главы поставлены над вост. частью основного объема. Боковые главы в наст. время имеют заметный крен в сторону центральной главы. Барабаны глав украшены аркатурно-колончатым поясом.

http://pravenc.ru/text/2565210.html

Во 2-й пол. XIX в. было перестроено и расширено большинство церквей XVIII в. Приделы переносили из трапезной в симметричные пристройки по сторонам главного храма, из-за чего сооружения приобретали крестообразный план, а в интерьере появлялся поперечный неф-«трансепт», увеличивали трапезные, возводили новые колокольни, меняли стилистику декора. В 1859 г. в Новохопёрске был перестроен собор в честь Воздвижения Креста (1774) и трапезная, их фасады были декорированы в рус. стиле. В 50-х гг. XIX в. по проекту архит. М. И. Клейнера в Воронеже перестроена ц. Богоявления, прежние стены частично сохранены, штукатурный декор включал мотивы ренессанса и классицизма. На формирование облика древнейшей части Воронежа повлияла перестройка Благовещенского собора Митрофанова мон-ря при архиеп. Серафиме (Аретинском) (1868-1875, по проекту В. И. Егорова и А. А. Кюи). Были разобраны главы, своды и зап. стена собора; наос удлинен к западу, но композиция вост. части осталась крестообразной. Храм получил 6 глав (одна - над зап. частью), расположение центральной световой и 4 ложных деревянных глав (сгорели в 1892, восстановлены в бетоне в 1902-1903) по сторонам света соответствовало завершению здания 1718-1736 гг. В архитектуре нового здания доминировали классицистические сферические купола, зап. фасад украшали 5 закомар без килевидных завершений, декор стен с элементами барокко и ренессанса напоминал постройки Тона, учителя Кюи. Мн. горожане и сам Кюи сожалели об искажении внешнего вида старого храма ( Куроедов. Совр. состояние древних памятников архитектуры в России//Зодчий. 1872. 4. С. 57-58). Богоявленская церковь в Воронеже. Сер. XVIII — сер. XIX в. Фотография. 2005 г. Богоявленская церковь в Воронеже. Сер. XVIII — сер. XIX в. Фотография. 2005 г. В 60-х гг. XIX в. в В. е. отказались от столичных проектов, одной из последних по проекту Э. И. Жибера была построена ц. Рождества Пресв. Богородицы в Богучаре (1862). Среди местных архитекторов известны В. В. Стайновский, С. Л. Мысловский, Кюи, Баранов, Д.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Сохранились чертежи для строительства храма. Сохранились чертежи первого варианта проекта, где церковь представлена трёхнефной с элементами классицистического декора (треугольные фронтоны на фасадах, крыльцо с деревянными колоннами, ложные полуциркульные проёмы на южном и северном фасадах). Заметно, что существующая Преображенская церковь только в общих формах соответствует проекту. Видимо проект перерабытывался или строители сами реализовали постройку с отступлением от проекта. Новая многопрестольная Преображенская церковь была построена на месте Благовещенской церкви. Здесь имеется едва заметное возвышение. Старая Преображенская церковь стояла близко от этого места с северо-восточной стороны. На севере очень характерно было то, что преобладающей или распространённой закономерностью в расположении летней и зимней церквей была постановка зимней церкви к югу от летней, что мы и наблюдаем в Нименьге. Преображенская и Благовещенская церкви вместе с колокольней имели треугольную композицию. Храмовый комплекс стоял в стороне от жилья. В документах о строительстве Преображенской церкви 1878 года имеется запись о том, что " существующие строения крестьян от прежних церквей отстоят в 75 саженях на юг " . Новая Преображенская церковь была построена в основном в строительный сезон 1878 года, а освящение главного престола во имя Благовещения состоялось 31 января 1879 года и престола во имя священномученика Климента папы Римского 1 февраля 1879 года. Три года продолжались доделки, и в начале 1882 года были освящены остальные престолы на втором этаже храма. Во время постройки четырёхскатная кровля церкви, двускатная кровля на паперти были окрашены " чернетью " , пять глав и главка под алтарём - " медянкою " , кресты - " охрою " . В 1895 году церковь была обшита тёсом и окрашена белилами, а в 1897 году отремонтирована и окрашена крыша на средства прихожан. Длина церкви 12 саж., наибольшая ширина - 6 саж., высота до верха карниза - 6 саж.; на церкви имеется пять больших глав и одна малая (над алтарем); больших окон 36 штук, малых - 10 шт; дверей наружных двустворчатых - 1 шт., иконостас в нижнем этаже длиною 16 аршин, высотою 5 аршин (оценен в 500 руб.), в верхнем этаже - длиною 16 аршин, высотою в 6 аршин. (оценен в 1000 руб.). Церковь отапливалась двумя кирпичными печами. Колокольня (отдельное здание) - деревянная, одноярусная, на камнях, снаружи обшита тесом и покрашена масляной краской; покрыта тесом, окрашенным темно-зелёною краскою. Длина колокольни - 2 саж. 2 арш., ширина - 2 саж., высота до верха карниза - 7 саж. 1 арш.; 1 окно малое, 2 двери наружных одностворчатых. Ближайшая к колокольне чужая постройка - крестьянский жилой дом - находится с юго-восточной стороны на расстоянии 47 саженей. Колокольня построена в (не указано) году. Строение хорошо сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=15266

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010