Это мнение, как прямой вывод из всего сказанного о времени составления книги Плач, по крайней мере, не может быть названо совсем необоснованным, что с некоторым правом можно сказать о двух других мнениях. Эвальда, защитника и автора второго взгляда, неоднократно упрекали в том, что он не дал себе труда доказать свое положение о написании книги Плач в Египте. 452 И действительно, единственный довод, каким Эвальд думает подтвердить свое положение, заключается в ссылке на следующие места книги Плач: 1:3; 4:18а; 5:4. В третьем стихе первой главы: «переселился Иуда… от множества работы», по мнению Эвальда, говорит египетский переселенец и говорить о судьбе переселенцев же. Эвальд, очевидно, толкует 3 стих, как указание на имевшие, будто бы, уже место события Иер.41–43 глав (убийство Годолии и бегство в Египет). Но мы видели, что слова 3 стиха могут быть толкуемы и в применении к тем отдельным случаям бегства, которые, без сомнения, весьма часто повторялись и ранее этого массового движения иудеев. К этим частным случаям бегства слова: «переселился Иуда… от множества работы» приложимы даже более, чем к массовому бегству, вызванному не «множеством работы», а убийством Годолии. Эвальд указывает далее, на (4:18а): «они подстерегали шаги наши, чтобы мы не могли ходить по улицам нашим». Здесь, по его толкованию, идет речь о том, что египтяне запрещали переселенцам из иудеев входить в сношения с их соотечественниками, оставшимися в Палестине. Что такое толкование не оправдывается ни самым содержанием стиха, ни контекстом речи (ранее и ниже этого стиха идет речь о событиях 586 года), – говорить об этом было бы совершенно излишне. Наконец, и 4 стих 5 главы может служить указанием на Египет лишь при том совершенно произвольном толковании, какое дает ему Эвальд. В этом стихе мы имеем дело не с «жалобами переселенцев на дороговизну воды и дров в Египте», как думает Эвальд, но с образным указанием на тяжелые условия, в какие, после разрушения, должна была вступить жизнь иудеев, оставшихся в Палестине.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Лёр 151 пытается доказать мнение о колебаниях в порядке алфавита посредством следующего рассуждения. Псалмы 25 и 34, говорит он, родственны и по содержанию, и по форме. В обоих нет стиха на букву , оба кончаются стихом на . Этого, по мнению Лёра, достаточно, что бы приписать эти псалмы одному автору. Но псалмы 25 и 34 различаются один от другого тем, что пс. 25 располагает буквы и в обычном порядке, а пс. 34, следующий, в настоящем своем виде, тоже обычному порядку, первоначально в расположении и отступал от этого порядка. Отсюда, если один и тот же автор употребляет буквы и в различном порядке, то ясно, заключает Лёр, что в последовательности их не было строгой определенности. – В изложенном рассуждении Лёр допускает два не доказанных положения: 1) что псалмы 25 и 34 принадлежат одному автору и 2) что настоящий порядок стихов 34 псалма представляет поправку. Впрочем, эти положения Лёра принимаются и некоторыми другими исследователями. 152 Однако же Лёр выигрывает от этого очень мало. Четырех случаев отступления от обычного порядка (считаем и 34 псалом) слишком мало, чтобы на основании их и вопреки большинству других данных построить целую теорию о неопределенности, будто бы, существовавшей некогда в порядке букв еврейского алфавита. Итак, ни одна из рассмотренных нами попыток объяснить особенность алфавитного порядка в 2–4 главах книги Плач не достигает своей цели. Остается лишь сознаться, что дать ответ на вопрос о причине этой особенности исагогика не в состоянии. Правда, для того, кто непременно желает избежать этого вывода, есть еще возможность последовать примеру Калькара 153 и объяснять особенность 2–4 глав книги Плач ξ παλαιογραφας ratione quadam, nobis incognita или же, вместе с Майрером 154 сказать: «turbati ordinis alphabetici causa quae fuerit scire, quid interest?». Но чем прибегать к таким объяснениям, лучше прямо отвечать на вопрос: non liquet, как это делают Зоммер 155 , Герлах 156 , Лёр 157 и Мейньель. 158 В пятой главе книги Плач алфавитная форма изложения оставлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Воду нашу пьем за серебро, Дрова наши достаются нам за деньги (5:4) и под. Ссылаясь на указанные выше места, Тениус имеет в виду свидетельство книги Иеремии о том, что на первых порах гнет халдейского рабства еще не был таким тяжелым, каким он представляется в книге Плач. Иудеи еще имели возможность жить сколько-нибудь самостоятельной жизнью и, «собирая вино и масло, веселиться в городах», уцелевших от разрушения ( Иер.40:9, 10 ). Но приведенные слова влагаются в книге Иеремии в уста Годолии, назначенного наместником Иудеи от халдейского правительства, и были сказаны, быть может, по распоряжению этого последнего. Действительность едва ли отвечала этим обещаниям. Трудно поверить, чтобы после отчаянной борьбы на жизнь и на смерть, которую вели Иудеи, и которая стоила халдеям много крови, последние относились бы к побежденным так снисходительно и терпимо, как предполагают слова Годолии. При всех добрых намерениях победителей, частные случаи насилия и несправедливости со стороны оставшихся в Палестине халдеев, как это всегда бывает в подобных обстоятельствах, несомненно, встречались нередко. Автор пятой главы книги Плач, следовательно, мог сказать те слова, которые так смущают Тениуса. Наконец, Тениус в доказательство своего взгляда приводит соображение такого рода. Невероятно, говорить он, чтобы Иеремия мог писать об одном и том же предмете пять раз. 229 Это соображение нашло себе место также в трудах Кенига 230 и Лёра. 231 Выставляя это соображение, Тениус и Лёр тем не менее приписывают одному автору главы 2 и 4 и, таким образом, допускают, что один и тот же автор мог избрать разрушение Иерусалима предметом своего творчества два раза. Оставаясь последовательными, Тениус и Лёр не должны были бы приписывать одному автору даже и двух глав. Тениус говорит, что «при чрезвычайности описываемого в книге Плач события, двукратное обсуждение его одним и тем же автором не представляет ничего удивительного». 232 Но на ту же самую «чрезвычайность события» можно ссылаться и в доказательство возможности пятикратного обсуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Если бы отмеченные в них черты 4 и 5 глав книги Плач находили для себя единственное объяснение в обстоятельствах маккавейского времени, то эти параллели имели бы значение. Однако же ни одной подобной черты указать нельзя. За некоторыми из отмеченных в параллелях черт признает возможность иного объяснения даже и сам Фриз. Так, указывая на недостойных первосвященников Иасона и Менелая, Фриз оговаривается, что первосвященники, виновные в пролитии невинной крови, могли быть и во времена Иеремии. 246 Равным образом, и свидетельство 17 стиха о нетерпеливом ожидании осажденными помощи Фриз находит возможным относить к событию, описанному в ( Иер.37:5–10 ), стих 21, в котором автор угрожает судом Божьим Эдому, Фриз считает необходимым относить к маккавейскому времени потому, что в эту эпоху идумеи неоднократно проявляли свою исконную ненависть к Иудее. Но из ( Иез.25:12 ; Ис.136:7 ; Авд.11:12 ) видно, что и при нашествии Навуходоносора Эдом обнаружил вероломство по отношению к Иерусалиму, подкрепив из–за старой национальной вражды ряды халдейских ратников. Все прочие параллели Фриза имеют в виду такие общие, малохарактерные черты книги Плач, какие можно встретить в любом произведении, имеющем предметом разрушение того или другого государства. 247 Отсюда, утверждать на основании подобных параллелей происхождение четвертой главы во время Маккавеев – было бы крайне несправедливо. Основания, приводимые Фризом в подтверждение мысли о Маккавейском происхождении пятой главы, еще более шатки, чем все рассмотренные нами доселе. 4 стих этой главы ни в каком случае не может подтверждать мнения Фриза. Правда, о налогах на воду и дрова не упоминается в исторических повествованиях о разрушении Иерусалима. Но о таких налогах не упоминается и в Маккавейских книгах, так что сам Фриз говорит не о действительном существовании, а лишь о возможности их в эту эпоху, и притом говорит на основании чисто-априорных соображений. А с другой стороны, упоминаний о подобных налогах едва ли можно и ожидать в историческом повествовании, так как данный стих нужно понимать не в буквальном, а в переносном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Неодинаковы и конфигурация оконных проемов и рисунок наличников. Мастера вырезали каждое окно наособицу. У одного окна кокошник стрельчатый, у другого трехлопастный, у одного побогаче, у другого поскромнее. У одних наличник оформлен полуколонками, у других – глубокий перспективный проем в три валика. У иных оконный проем циркульный, у других – сложного профиля с гирькой. Интересно, что и вертикали окна боковых прясел расположены несимметрично, то есть не одно под другим, а окна второго ряда умышлено сдвинуты вправо. Сделано это преднамеренно, дабы уравновесить окна нижнего этажа. Каргопольские каменных дел мастера отлично понимали, что при текучем каменном узоре следование математическому равновесию иссушило бы облик здания. Они же добивались живописности, стремились достичь зрительного эффекта от плоскости стены, и им это удалось благодаря продуманной асимметрии и разнообразию декоративных мотивов. И стена не осталась бездушной, она живет, если только применимы эти слова к холодному белому камню. «Южная стена может соперничать с дворцами раннего флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкуса», - писал И.Грабарь. Схоже обработаны западная и северная стены. Здесь в средних пряслах над нижними порталами мы видим проемы входов в верхнее помещение, куда в прежнее время вели лестницы с крыльцами, до нас не сохранившиеся. Обходя здание вокруг, мы замечаем, что не только окна, но и другие детали не оставлены мастерами без внимания. Так по ребрам каменного куба примерно на две трети высоты пущен каменный жгут, что смягчает острые углы здания. Карниз прямой, видимо, таким был и прежде. Узорчатый пояс его прост и изящен и состоит из протянутых каменных лент полуваликов, жгута, ряда зубчиков и каменных крестиков. Барабаны глав совершено лишены декора, кроме узких поясков поребрика под куполами. Вряд ли прежде было так. Мы обошли храм с трех сторон. То, что мы видели, - прекрасно, но подлинное чудо каргопольской архитектуры – восточная, алтарная стена Благовещенской церкви. Ее мастера изукрасили с особенным старанием.

http://sobory.ru/article/?object=07316

Для приведения этого в исполнение употреблены пожертвованные сто тысяч рублей купцом Старцевым». При этом отмечалось, что храм, датировка которого была отнесена к 1379-1405 годам, «оказался крайне запущенным и во многих частях, вследствие различных переделок, изменившим свой первоначальный характер». Комиссия решила реставрировать храм «капитальным образом как снаружи, так и внутри», причем предполагалось возобновить живопись галерей «в характере Благовещенского собора, а внешний ея вид в первоначальном стиле», с оговоркой о необходимости «произвести изыскания в храме, с целью открыть ея старые следы». На трёх заседаниях комиссии И МАО, в феврале, марте и апреле 1893 года, рассматривался вопрос «о дозволении устроить новые главы на соборе в стиле XIV в. вместо существующих» по проекту А.С. Каминского. Архитекторы К.М. Быковский и А.М. Павлинов собрали материал «по покрытию глав в XIV веке на московских церквах и указали, как на образцы, могущие служить руководством для реставрации глав собора Симонова монастыря, на следующие церкви: 1) церковь Михаила архангела в Чудовом монастыре; 2) главы церкви Зачатия св. Анны, что в углу, в Зарядье; 3) большая глава Благовещенского собора в Москве и 4) церковь Покровской общины». Но для окончательного решения вопроса о форме покрытия глав на соборе «нашли необходимым выяснить переход от сводчатого покрытия храма к барабанам глав и исследовать, нет ли под существующим покрытием глав - каменных глав, а также при реставрации куполов восстановить и первоначальное покрытие собора с обнаружением кокошников при основании глав». При повторном рассмотрении вопроса постановили перестройку не разрешать «и уведомить, что Общество остается при прежнем своем мнении». 8 июня 1893 года представлен новый проект средней главы, получивший одобрение ИМАО. Был решен также вопрос о заделке трещин в северном углу каменной галереи, о перекладке части её сводов и «о частичном исправлении и частичном написании заново живописи в галерее». В архивах имеется ещё несколько дел, касающихся ремонтных работ в соборе Симонова монастыря в конце XIX века54.

http://sobory.ru/article/?object=39881

Благовещенский собор Казанского кремля Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский собор Казанского кремля — выдающийся памятник русской архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий) , Андрей (Ухтомский)). Содержание История [ править править код ] Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшая из сохранившихся каменных построек города Казани. Построен он был в стороне от разрушенных ханского дворца и мечетей в 1562 году. На протяжении четырёх с лишним веков своего существования Благовещенский собор подвергался многочисленным ремонтам и трём реконструкциям после разрушительных пожаров 1596, 1672, 1694, 1742, 1757, 1815 годов. Наиболее полные сведения о ремонтах и перестройках собора даны в трудах А. Яблокова и Н. Разумова. Благовещенский собор в 1837 г., литография Э. Турнерелли После пожара 1672 года при Казанском митрополите Иоасафе (1675-1686) были отреставрированы наружные стены, купола и главы покрыты железом. Пострадал собор и в пожаре 1694 года, митрополитом Маркеллом (1694-1699) произведена первая реконструкция Благовещенского собора. С северной стороны на месте деревянной древней церкви Богословия был построен небольшой тёплый храм во имя Рождества Христова с одной главкой, соединявшийся коридором с холодным Благовещенским собором. Узкие окна собора были расширены, храм украшен стенным письмом, устроен новый позолочённый с резьбой иконостас. В Благовещенском соборе проявилась одна примечательная особенность древнерусской архитектуры – главенствующее значение внешнего облика в сравнении с его интерьером. Развитая объёмно-пространственная композиция крестово-купольного храма, затейливая форма купольных глав придавали собору сложный силуэт, а продуманная система декорировки — ритм узких щелевидных окон, позолота глав, орнаментальная обработка апсид и барабанов декоративными поясками — создавали впечатление художественной цельности и завершённости облика древнего собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «Восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы говорим об Иисусе Христе: «Солнце правды», «с высоты Востока», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами (пристройка к главному храму, имеющая свой алтарь и в нем особый престол ). Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на Кресте Господу и что Крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола . Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега , спасает нас от бушующего моря житейского и ведет к тихой, надежной пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом , изображающим собою Небо. Купол же заканчивается наверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св. Троицы , пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов , семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов , девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов , а иногда ставят и большее количество глав.

http://drevo-info.ru/articles/138.html

Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века, после прекращения гонений на Церковь. Православный храм Устройство православного храма Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени (правительственных зданий, домов знати). Это здание своей продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии, когда столицей Римской империи стал Константинополь, появился другой тип храма — крестово-купольный. Основание храма в виде креста напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой Церкви, созданной для усвоения каждым человеком плодов искупительной Крестной Жертвы. Иногда храм устраивается в виде круга , который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника , как бы звезды , означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству. Здание храма завершается сверху куполом , изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов. При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница . Каждый храм освящается во имя Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Матери Божией, святых или какого-либо события священной истории, например, Троицкий собор, храм Христа Спасителя, Успенский и Благовещенский соборы, церковь Преображения Господня, храм свт. Николая, храм св. апостолов Петра и Павла и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память священного события или святого. Все алтари, кроме главного, называются приделами .

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Второй сохранившийся в Благовещенском Погосте храм, деревянный - Знаменская холодная церковь выстроена в 1751 году. Колокольня, заметная издалека среди верхушек лесных деревьев, выстроена значительно позднее, в 1851 году. Погост обнесен каменной оградой с Северными трехчастными воротами. Внутри, на территории, древнее кладбище. В тридцати метрах от ограды Погоста сегодня единственная жилая изба. Службы редко, но проводятся священником из с. Флорищи в 6 км восточнее. В 1950-х послевоенных годах первыми в Кольчугинском районе были реставрированы Благовещенский храм и Знаменская церковь. Подновлялись в основном кровли храмов, фасады. На Знаменской церкви остатки рухнувшего деревянного шатра были разобраны, вместо него на основном объеме утстроена временная кровля в виде конуса. Упавшие кресты с обоих храмов, остатки конструкций и глав складированы в деревянной Знаменской церкви. Ансамбль Благовещенского Погоста - уникальная жемчужина Владимирской земли, долгое время был надежно укрыт глухими непроходимыми лесами, подболоченной поймой реки Шорна, сносящей по весне все мосты, и бездорожьем. В этих малолюдных местах водится водоплавающая дичь, кабаны и другие дикие животные. Пути к Погосту проезжие только в сезонное время и транспортом выскокой проходимости. Тем не менее в последние года район осваивается дачниками из Москвы, на объекте замечен черный кладоискатель. Видимо, недалёк тот день, когда активная охрана Ансамбля силами Государства и Церкви станет не только актуальной и насущно необходимой, а и вынужденной. Церкви Благовещенского погоста находятся в 1 км западнее д. Тимошкино. «Погост Благовещенский находится в Александровском уезде, в первом благочинническом округе; стоит на правом берегу реки Шорноги, которая ниже, чрез 4 версты, по впадении в нее с правого бока речки Богоны, называется Большим Киржачем; расстоянием от губернского города в 108 верст, и от уездного в 22 верстах». Местность, где расположен приход Благовещенского погоста, в древности составляла вотчину князей Нагих, а потом приложена была ими в Троице-Сергиев монастырь, по упразднении же монастырских вотчин перешла в ведомство государственных имуществ. В 2008 году на Благовещенском погосте вновь был открыт Свято-Благовещенский мужской монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=02778

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010