Хотя этот праздник к большим праздникам и не принадлежит, к нему относятся с особым уважением, так как в Воскресенских храмах в этот день торжественно отправляли престольные праздники. В конце Устава есть 58 глав «О храмах» с указаниями, как совершать службу в храмовые праздники, особенно – при совпадении храмового праздника с другим праздником. Первые 25 глав содержат последования на храмовые праздники, бывающие во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября ст. ст. до Недели мытаря и фарисея. Если праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством Христовым (на нее в известных случаях, предусмотренных Уставом, переносится совершение Великих часов), то Великие часы не отменяются, а отправляются особо. После них, как обычно, совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустого. В главах 26—48 говорится о храмовых праздниках, бывающих в дни пения Триоди постной, а в остальных – о праздниках в дни пения Триоди цветной. В храмовых главах указаний на последование храмовых двунадесятых праздников Господних и Богородичных мало, так как в дни эти праздничная служба совершается во всех храмах одинаково. В храмовые праздники Устав предписывает отправлять службу так, как она положена святым, «имже бдение совершается», вне зависимости от того, к каким праздникам – великим, средним или малым – принадлежит день памяти того или иного святого. Предмет храмовых глав составляют именно указания, как отправлять службу храмовому празднику в соединении с другой праздничной службой, приходящейся на тот же день. Некоторые указания о совершении службы храму находятся в главах 48—50 Устава.    В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием.    Если престольный праздник случится в Великий пост на 1-й или Страстной седмице, то, согласно указаниям Устава, он переносится. Если праздник случится в дни седмичные на средних седмицах Четыредесятницы, в некоторых храмах его правят по Благовещенской главе, то есть служат Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в других – по Предтеченской главе, то есть совершают литургию Преждеосвященных Даров, как и указано в главах 34 и 35 Устава «О храмах». Если престольный праздник будет в понедельник 1-й седмицы Великого поста, он переносится на Сырное воскресенье; если в следующие 4 дня этой седмицы – на субботу 1-й седмицы Четыредесятницы; если в понедельник, вторник, среду и четверг Страстной седмицы – на Неделю ваий; если в пятницу и субботу этой седмицы или в 1-й день Святой Пасхи – на понедельник или вторник Светлой седмицы (храмовые главы 30—32, 45—47 Устава). Если храмовый праздник случится в среду или пятницу Сырной седмицы, то совершается служба праздника, и лишь в конце вечерни, утрени и каждого часа бывает по три великих поклона (храмовая глава 28 Устава).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Благовещенский храм (Тайнинское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский храм построен в 1675 году по указу царя Алексея Михайловича во дворцовом селе Тайнинское, на месте деревянной церкви. Каменный храм является памятником русской архитектуры, редкий по изяществу и богатству украшений. Содержание История [ править править код ] В первой половине XVII в. в селе была деревянная церковь вместе с путевым дворцом. Первые сведения о ней относятся к 1628 г. В 1675 г. начато строительство каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранились описания первоначального убранства храма и предметов ризницы. Так, при постройке храма царь Федор Алексеевич велел сделать на Казенном дворе «к местным ко шти иконам одеяние камчатое, а середина отласу цветного; ризы камчатые, оплечье отласу цветного со всею службою; на престол одеяние камчатое, а середина отласу цветного; на жертвенник одеяние дорогильное, да срачицы исподния – киндячныя; на престол же покров, да на сосуды церковные покровы ж и воздухи – камчатые ж, со кресты, кружева золотнаго и серебрянаго; к царским дверям завес дорогильной; на стол сукна красного полукармазину два аршина, и отдать тоеж церкви попу Александру». Храм, сохранивший свое устройство до нашего времени, состоит из трапезной с хорами, четверика и алтарной части. Алтарная часть состоит из трех апсид. Храм имеет пять глав, одну большую и четыре маленькие. Одной из главных достопримечательностей храма является его крыльцо, пожалуй, не имеющее аналогов в древнерусском каменном зодчестве: от его центральной площадки, перекрытой каменной «бочкой», две симметричные лестницы ведут на верхние площадки перед входами на хоры. Над верхними площадками возвышаются кирпичные шатры. Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. В первоначальном виде храм имел богатые внешние украшения, не восстановленные вполне после современной реставрации. Вплоть до конца XVIII в. кресты храма были деревянными. Пол - дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 г. освящен придел св. и пр. Захарии и Елисаветы.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Дворцовый собор этот, переживающий уже четвертое столетие, отличается от всех Кремлевских церквей своим зодчеством, которое носит на себе отпечаток Византийского (или Ломбардо – Московского) стиля; придельные его церквицы под кровлею походят на те палатки, кои видим на древних иконах. Эго сложное здание состоит из среднего квадрата, превышающего своею высотой ширину и длину, с тремя неравными полукружиями на восток и с тремя ходовыми папертями на юг, запад и север. Над ними возвышаются упомянутые четыре придела, соединенные между собой открытыми террасами (алтанами) в восточном вкусе; на правой стороне они прикладены «под лице», а на левой с выступом. Окна в алтаре расширены в конце прошедшего столетия, для большего освещения алтаря. Верх глав него храма, крытый позолоченною медью, сведен с четырех сторон теремками; над ними возвышаются пять глав, кои с четырьмя придельными составляют девять глав, в ознаменование девяти чинов Ангельских, или девяти чинов Святых. На средней главе крест четвероконечный, прорезный, почитаемый золотым, водружен был Царем Иоанном IV; вместо подножной досчечки, сделано новолуние с рогами, вверх обращенными. На Московском соборе в XVI столетии постановлено было, по образцу этого креста, делать на прочих церквах подобные кресты. На остальных осьми главах Благовещенского собора осьмиконечные, обитые медными листами. Это предание о золотом кресте на Благовещенском соборе известно не только в России, но и в Европе. Об этом же кресте упоминает Готфрид в своей Archontologia cosmica, 1649 г. Сам. Маскевич уверяет, что он видел его в 1611 году 11 . Если, действительно, такой крест уцелел при Поляках, в Троицкий пожар 1737 г., и при Наполеоновом нашествии в 1812 году, когда неприятели сняли крест с Ивановской колокольни, почитая его золотым; то можно полагать, что существующий до ныне на соборе крест тот самый, который видел Маскевич. Цокольный ярус, или подклеть собора из белого камня, составляет отдельные подвалы в роде камер; кладка стен и сводов правильная и плотная; в фундаменте их повторяется та же форма, какая и на верху. Здесь хранилась Государева казна, которая, по обычаю древнего времени, вверялась на соблюдение церквам. Из дел о Троицком пожаре 1737 года видим, что в подвалах собора помещался Соборный Разрядный Архив.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В XVI в. многоглавие развивалось в связи с идеей многопрестольного храма (существовали и до этого: напр., Троицкий собор Пскова, 1365-1367, имел как минимум 7 глав над 7 престолами), к-рая в правление Иоанна Грозного обрела новый идеологический смысл - освящение исторических событий через небесное покровительство святых ( Баталов. 1993). Так, царский придворный Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489, псковские мастера), первоначально 3-главый (одна глава - над амвоном и 2 - над алтарем), при перестройке по велению царя в 1564-1566 гг. получил еще 2 главки на глухих барабанах с запада и 4 главки над палатками приделов; 9 луковичных глав и кровли храма целиком покрыли позолотой. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Собор Покрова на Рву. 1555–1561 гг. Ярче всего воплотил образ многоглавого многопрестольного храма собор Покрова на Рву (1555-1561, архитекторы Барма и Постник Яковлев). Храм-памятник победам рус. войск над Казанским и Астраханским ханствами возник на месте древней ц. Св. Троицы. Во время боевых действий вокруг этого храма возвели 7 деревянных храмов, каждый из к-рых отмечал день очередной победы. После окончания войны решено было построить большой каменный центрический собор с планом в форме квадрифолия, составленный из 9 башнеобразных столбов. Центральный столб под высоким шатром с золоченой маковкой вверху (общая высота 65 м, внутреннее пространство 46 м, пролет 8 м) окружен 8 церквами: по углам - четверики с мощными луковичными главами на цилиндрических барабанах, а по странам света - более высокие 8-гранные башни, также с крупными луковичными главами. Железные полихромные главы 8 придельных церквей имеют причудливые разнообразные формы со спиральными полосами, «городчатыми» фризами или «брильянтовыми» гранями. В основании центрального шатра были 8 малых золоченых декоративных главок, позднее утраченных; т. о., первоначально собор венчали 17 глав (ныне 10). Покровский собор неоднократно перестраивался и приобрел живописные черты асимметрии. В 1588 г.

http://pravenc.ru/text/2462267.html

В состав прихода, кроме погоста Благовещенского, в коем 4 двора, входят следующие селения: д. Тимошкина и сельцо Петрищево; последнее сельцо отстоит от церкви в 4 верст. и есть самый дальний пункт в приходе. Прихожан за 1885 г. числилось 256 м. и 254 ж. пола душ, большинство которых принадлежит к крестьянскому сословию; занимаются хлебопашеством и по уборке хлеба на фабриках и заводах промышленностью. Раскольников в приходе не имеется. Причта при сей церкви по штату положено: 1 священник и 1 псаломщик; в настоящее время священщенником состоит Евграф Грандилевский, который священствует с 1872 г. и имеет набедренник. При сей церкви земли: усадебной и под построением 1 дес. и 214 кв. с., пахотной 57 д. 1203 кв. с., в том числе выгонной 15 д., сенокосной 6 д. 1604 кв. с. Под церквами, кладбищем, проселочной дорогой и полуречкой 1 д. 1648 кв. с. Всего в окружной меже сей писцовой дачи 67 д. 1809 кв. с., на каковую землю план и межевая книга имеются и хранятся в церковной ризнице. Владеет этою землею причт сам, дела об оной земле никакого не производится, лесных дач не имеется, а равно и арендных статей нет. Дома у причта собственные — деревянные на церковной земле. На содержание причта постоянного оклада не имеется. Причтом получается всего в год до 190 рублей. При Благовещенском погосте нет никаких благотворительных учреждений»... В 1950-х гг. послевоенных годах первыми в Кольчугинском районе были реставрированы Благовещенский храм и Знаменская церковь. Подновлялись в основном кровли храмов, фасады. На Знаменской церкви остатки рухнувшего деревянного шатра были разобраны, вместо него на основном объеме утстроена временная кровля в виде конуса. Упавшие кресты с обоих храмов, остатки конструкций и глав складированы в деревянной Знаменской церкви. Погост обнесен каменной оградой с Северными трехчастными воротами. Внутри, на территории, древнее кладбище. В тридцати метрах от ограды Погоста была единственная жилая изба. Богослужение в Благовещенской церкви погоста совершается с 1993 года два раза за лето, в дни памяти преподобного. Окормляет обитель настоятель Свято-Введенского храма с. Флорищи прот. Вячеслав Буланов.

http://sobory.ru/article/?object=02774

Истринский округ Материал из Азбука паломники Александро-Невский храм (Княжье Озеро) [ править править код ] Александро-Невский храм построен в 2002 году по проекту С.В. Борисова в псевдорусском стиле XIX века. Пятиглавый храм с боковыми приделами и шатровой колокольней. Общее количество глав с крестами — девять. Общее количество приделов — восемь. Один из приделов — придел во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери, в котором с 3 декабря 2009 года находится одноименная чудотворная икона Божией Матери переданная Государственным Русским музеем из своих фондов. Самый большой в храме пятиярусный резной иконостас высотой 19,5 метров. Адрес: Московская область, Истринский район, пос. Княжье Озеро. Телефон: +7 (495) 283 08 04 Подробнее... Благовещенский храм (Павловская Слобода) [ править править код ] Благовещенский храм построен в 1661 году в вотчине боярина Б.И. Морозова, вместо деревянной церкви XVI века. В 1995 г. в храме начались реставрационные работы под руководством архитекторов В.Я. Кузнецова и А.В. Субботина. Полностью восстановлен первоначальный облик и наружное убранство храма, планировка интерьеров. Пятиярусный иконостас выполнен в стиле XVII века. Построена шатровая колокольня и оснащена звонницей из 12 колоколов. Храм является памятником архитектуры федерального значения. Адрес: Московская область, Истринский район, Павловская слобода ул. Комсомольская, 1, стр. 1. Телефон: +7 (495) 994 83 28 Подробнее... Богоявленский храм (Красный) [ править править код ] Благовещенский храм построен в 1697 году стольником Ф.П. Квашнином-Самарином в своей усадьбе. В 1870-х годах была пристроена двухпридельная трапезная и столпообразная колокольня в четыре яруса стиля древнерусского зодчества XVII века. Является памятником архитектуры, образца стиля барокко. В советское время был закрыт и сильно разрушен, в 1996 году здание передали церковно-приходскому совету, начались реставрационные работы. Сейчас храм полностью восстановлен и действует. Адрес: Московская область, Истринский район, поселок Красный.

http://azbyka.ru/palomnik/Истринский_окр...

«Звезда Пресветлая» , известному в рус. списках со 2-й пол. XVII в. Сборник состоял из 15 глав, к-рые содержали рассказы зап. происхождения, посвященные чудесам от молитвословия «Розарий Блаженной Девы Марии» ( Вольф Й.-М., де. Лучезарная Звезда Мурома//Уваровские чт. Муром, 2003. Вып. 5. С. 97). Рус. иконописцу удалось гармонично «вписать» в зап. иконографию местных чудотворцев. На иконе Богоматерь представлена в рост, с распущенными волосами, в богатых одеждах и короне. На Ее руках Младенец Христос, держащий четки, состоящие из 15 бусин, соответствующих циклу 15 молитв «Розария Богоматери». Вокруг представлены 15 сцен из жизни Девы Марии и Христа. К ногам Богородицы припадают коленопреклоненные блгв. князья Константин, Михаил, Феодор - с одной стороны, благоверные кн. Петр, кнг. Феврония и прав. Иулиания Лазаревская - с другой. Единственной аналогией муромскому памятнику является близкая по композиции икона «Богоматерь Корень девства» (70-80-е гг. XVII в.) из Балахны (ЦМиАР). В мастерской Благовещенского мон-ря написаны монументальная икона «Страшный Суд» (ошибочно отнесена к несохранившимся произведениям в кн.: Кочетков. Словарь иконописцев. С. 310), а также парные иконы «Ангел со свитком» и «Ангел с мечом» из муромского Благовещенского монастыря (все в МИХМ), датируемые кон. XVII - нач. XVIII в. (1714?). Икона «Страшный Суд», вероятно, была написана А. И. примерно в то же время, что и его подписная икона 1714 г. «Святые Константин, Михаил и Феодор, с житием». Они воспринимались как парные и висели друг напротив друга на крытой паперти собора Благовещенского монастыря. Иконографическая схема иконы «Страшный Суд» в основных чертах восходит к искусству XVI в. От мн. известных икон на этот сюжет, написанных на вертикальных досках, она отличается большим размером и почти квадратной формой, что делает композицию более свободной и отчасти напоминающей настенную роспись. Икона состоит из 2 разных по ширине досок, соединенных дверными петлями. Видимо, ее правая часть «отворялась», т.

http://pravenc.ru/text/1319860.html

Каргополь. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Воскресения Христова Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:приблизительно 1675 - 1700. Адрес: Архангельская область, г. Каргополь, ул. 3-го Интернационала, д. 8 Координаты: 61.505784, 38.954185 Изменить описание Добавить фотографии В кокошнике окна средней апсиды - Голгофский крест, копие и трость (орудия страстей Христовых), снизу - череп (глава Адамова). Надпись - " Царь Славы Иисус Христос, Сын Божий. Ника (победа над смертью). МЛ (место лобное). БР (был распят) " Лактионова Настя 21 декабря 2007 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Воскресенская церковь конца XVII века расположена между Соборной площадью и Валушками. Из всех каргопольских белокаменных кубических храмов Воскресенский, пожалуй, наиболее живописен по силуэту. Этому впечатлению способствует и то обстоятельство, что он единственный имеет покрытие по закомарам; пять его мощных глав соединены в единую скульптурную массу, которая пропорционально и композиционно сочетается с общим объемом. В убранстве своем он немногим проигрывает Благовещенской церкви — и здесь, на его белых стенах, вовсю разгулялась рука славных каргопольских мастеров. Рельефно выступающие лопатки делят западный и восточный фасады на три прясла, а северный и южный на четыре. В отличие от Благовещенской церкви , квадратной в плане, двуххрамовой, Воскресенская в плане прямоугольная, также четырехстолпная, но одноэтажная. Апсиды низкие — в половину высоты стен. С запада примыкает небольшой притвор. В фасадах Воскресенской церкви есть своя необъяснимая прелесть, и ходить возле одинокого древнего здания, стоящего на просторной площади, — большое наслаждение. Пожалуй, наиболее красива его южная стена. Хорошо смотрится глубокий перспективный портал, напоминающий портал Благовещенской церкви, его полукружие повторяется в закомарах. Плавная линия закомар красиво завершает стену, богато профилированный поребрик карниза вносит дополнительную нарядность к узорочью окон. Декоративное убранство стен продолжено на барабанах куполов в виде аркатур и декоративных поясков. Примечательно, что и здесь нигде, исключая апсиды, узор окон не повторяется. Если будут одинаковые колонки наличников, то кокошники непременно разные, если схожие кокошники — обязательно разные колонки. Резные столбики с полочками, с бусинками, с ромбиками, кокошники, «коруны» — все собрано здесь. Точно так же не найдем мы и полного тождества в оформлении окон всех трех каргопольских храмов конца XVII века, хотя общность декоративной обработки дает основание предположить, что это дело рук одной артели мастеров. То, что каменносечных дел мастера жили в то время в Каргополе, мы знаем по документам.

http://sobory.ru/article/?object=00301

Московский Кремль: Благовещенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV— начала XV вв. Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик. В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244561...

Документы церковные хранились в целости: копии с метрических книг с 1803 года, исповедные росписи с 1830 года. Причта по штату положено священник и псаломщик. На содержание причта получалось: а) процентов с причтового капитала 10 руб.; б) от хлебного сбора до 15 руб.; в) от земли до 125 руб.; г) от служб и требоисправлений до 150 руб., а всего до 300 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной 1 дес. 214 кв. саж., пахотной 57 дес. 1203 кв. саж., в том числе выгонной 15 дес., сенокосной 6 десят. 1604 кв. саж., под церквями, дорогой и речкой 1 дес. 1648 саж., а всего 67 десят. 1802 кв. саж. Приход состоял из деревень: Тимошкина (1 верста от церкви) и Петрищева (4 вер.), в коих по клировым ведомостям числилось 265 душ мужского пола и 257 женского; все православные. В 1950-х гг. послевоенных годах первыми в Кольчугинском районе были реставрированы Благовещенский храм и Знаменская церковь. Подновлялись в основном кровли храмов, фасады. На Знаменской церкви остатки рухнувшего деревянного шатра были разобраны, вместо него на основном объеме утстроена временная кровля в виде конуса. Упавшие кресты с обоих храмов, остатки конструкций и глав складированы в деревянной Знаменской церкви. Погост обнесен каменной оградой с Северными трехчастными воротами. Внутри, на территории, древнее кладбище. В тридцати метрах от ограды Погоста была единственная жилая изба. Богослужение в Благовещенской церкви погоста совершается с 1993 года два раза за лето, в дни памяти преподобного. Окормляет обитель настоятель Свято-Введенского храма с. Флорищи прот. Вячеслав Буланов. В 2006 г. Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием решался вопрос о возобновлении богослужения на Благовещенском погосте и об организации монастыря. Настоятелю Свято-Успенского Космина Яхромского монастыря игумену Серафиму (Котеневу) поручено силами его братии приступить к освоению Благовещенского погоста… Источники: Добронравов В. Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5. Переславский и Александровский уезды. - 1895. - 520, VI с. Орлов В. М. Описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1. Александровский уезд. - Владимир, 1886.

http://sobory.ru/article/?object=02773

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010