После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский.  Всехсвятский тёплый храм возводился в разрошемся к середине 50-х гг. XIX столетия Киржаче в 1864-1869 годах, через столетие после упразднения обители, произошедшего в ходе секуляризационной реформы. В 1869 году церковь была освящена, и в сентябре того же года определён второй священник к Благовещенскому приходу. Средства на строительство предоставили сыновья многолетнего старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра Петровича Соловьёва. Пётр и Александр Александровичи, унаследовав вместе с капиталом благочестие своего отца, вскоре после его кончины воздвигли недалеко от могилы своих родителей этот замечательный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04330

Порхов. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:1809. Год утраты:1971 Адрес: Россия, Псковская область, г. Порхов, проспект Ленина Координаты: 57.763289, 29.558953 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 10 сентября 1791 года живший в Порхове подполковник Александр Воронов обратился к архиепископу Псковскому и Рижскому Иннокентию с просьбой разрешить ему построить при Троицком соборе, на отведенном месте, «его иждивением», теплую церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. 18 октября 1791 года резолюцией преосвященного Иннокентия дано благословение на строительство такой церкви. Было решено, что церковь должна строиться при входе в собор, под одной кровлей с ним. Теплый каменный Благовещенский собор с колокольней построен в 1809 году на месте придела Троицкого собора. Богослужения в соборах совершались поочередно, по полугодиям, причтом Троицкого собора. Оба собора в 1905 году на церковные средства ограждены общей железной решеткой на кирпичном фундаменте. Приход Благовещенского собора составляло то же население, что и Троицкого собора. 2 (15) октября 1901 года епископ Псковский и Порховский Антонин (Державин) утвердил устав Общества трезвости и воздержания от сквернословия в честь святителя Феодосия, архиепископа Черниговского, учрежденного при Благовещенском соборе г. Порхова. 7 (20) октября общество начало свою деятельность. Задачей общества было «внедрять в народную среду начала трезвости и воздержания от сквернословия, а также оказывать материальную помощь своим бедным членам». Члены общества должны были подавать пример своим образом жизни, распространять в народе сведения о вреде пьянства и сквернословия через беседы, внебогослужебные собеседования, раздачу книг и брошюр. Общество состояло из православных членов обоего пола, без различия звания и состояния. Не принимались в члены общества лица, торговавшие спиртными напитками, исключая служащих казенной винной монополии и сидельцев казенных винных лавок, а также ограниченные в правах по суду, несовершеннолетние и учащиеся. Средства общества складывались из членских взносов, который составлял 1-2 рубля в год, но многие члены общества этой суммой не ограничивались.

http://sobory.ru/article/?object=54072

Когда обновленческие священники собрались в алтаре, выяснилось, что хотя православное духовенство собора настроено к ним мирно, однако молящиеся вовсе не собираются покидать собор, а следовательно, могут возникнуть трудности с объявлением перехода кафедрального собора в ведение обновленческого ВЦУ, а также и с " выборами " епископа Александра на роль главы Тверской епархии и лишением кафедры архиепископа Тверского Серафима (Александрова), так как по церковным канонам два архиерея не могут занимать одну кафедру. Видя, что дело не клеится, на амвон вышел уполномоченный ВЦУ священник Бурмистров и попросил всех молящихся разойтись, но никто с места не двинулся. Тогда он вошел в алтарь и, обращаясь к священникам собора, попросил, чтобы кто-нибудь из них вышел и умиротворил толпу, объяснив, что власти дали разрешение на собрание одного духовенства, без мирян. Из находившихся в алтаре вышел высокий молодой человек, врач, старший санитарный инспектор при губернском отделе здравоохранения Михаил Благовещенский. Отделившись от группы священников, он сказал обновленцам: – Зачем вам священник? Я член соборного совета. – Объявите с амвона, что сегодня собрание только духовенства и попросите всех мирян покинуть собор. Общее собрание духовенства с мирянами будет в воскресенье. Выйдя на амвон вместе с Бурмистровым, Михаил Благовещенский сказал: – Уполномоченный ВЦУ Бурмистров приказывает всем разойтись, так как сегодня собрание для духовенства. В воскресенье будет общее собрание с мирянами. После этих слов в соборе поднялся крик: " Не надо нам ВЦУ! " Обновленческий священник Алексей Озеров попытался успокоить толпу, но ничто не помогало, шум становился все сильнее, кое-кто уже пытался схватить священника Бурмистрова за одежду, чтобы стащить его с солеи, так что Бурмистров и Озеров вынуждены были скрыться в алтаре. Толпа прихлынула к царским вратам, несколько прихожан-мужчин прошли в алтарь. Вошедшие потребовали, чтобы Раевский немедленно покинул храм. Он отказался и быстро присоединился к группе обновленцев, отчасти испугавшись, а отчасти надеясь, что требования вошедших не будут простираться на всех, тем более что среди них находился престарелый архиерей. Но вошедшие подошли к обновленцам вплотную и грозно потребовали, чтобы они немедленно вышли из храма. Первыми пошли к выходу епископ Александр и священник Юрий Надеждин, за ними – протоиерей Сергий Раевский, за которым последовали протоиерей Бурмистров и другие. Весь их путь сопровождался проклятиями, кого толкали в спину, кого дергали за рясу. Видя, что проиграли и сами оказались в угрожающем положении, обновленцы как можно скорее старались покинуть собор.

http://fond.ru/kalendar/1526/iliya/

В 1484 году состоялась закладка нового собора. А на время его строительства Иван III повелел поставить близ великокняжеского дворца палатку для своего духовника, дабы он находился при храме неотлучно. В 1489 году митрополит Геронтий освятил великолепный Благовещенский собор. Он был о девяти главах и построен «по образцу греческих храмов Х века», как писал один старинный московский историк. Девятиглавие этого кремлевского собора объясняется его посвящением именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Однако в этом храме была одна особенность, коренившаяся в греческих традициях, – к такому выводу пришли ученые, бившиеся над этой загадкой не одно столетие. Речь идет о его знаменитой росписи. Сын и преемник Ивана III, великий князь Василий III в самом начале своего правления повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. Есть предположение, что в каменный собор перенесли иконы письма Рублева из старого, деревянного, и что новая роспись была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал его в то время «лучший художник российский» мастер Федор Едикеев. И в настенной росписи на паперти Благовещенского собора появились изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. У Сократа читаем: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание». У Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». Уникальной росписи кремлевского Благовещенского собора были неоднократно даны объяснения в исторической литературе. Самая известная и общепринятая научная версия гласит, что это изображение древнегреческих мудрецов на стене православного храма произошло от обычая учителей христианства ссылаться на изречения древних философов, согласующиеся с христианскими истинами. Так они убеждали противников веры, и таким образом языческая мудрость древних представала предтечей именно христианской мысли.

http://pravoslavie.ru/112.html

Косой оставил и в северной России семена своих лжеучений. Мысли его довольно тревожили клирошан Хутынского монастыря. Учение Косого было совершенно сходно с ересью Башкина. Только Косой был наглее Башкина, и начитавшись социнианских книг, дерзко высказывал самые дерзкие выходки Социна. Он прямо выставлял только один разум источником знания человеческого; прямо говорил, что смерть человеку естественна, а не есть плод вольного греха, троичности Лиц в Божестве, воплощения Сына Божия решительно не допускал; над всем внешним устройством церковным, над св. иконами и проч, насмехался нагло. Монах Зиновий, даровитый ученик преп. Максима Грека , сосланный в Отенский монастырь (в 50 верст, от Новгорода), после заточения его учителя, написал здесь целую книгу против ереси Косого. 20 Около того же времени на Соборе рассматривалось дело дьяка Висковатого. После страшного пожара 1547 года, возобновлялось стенное писание в придворном Благовещенском соборе; иконописцы, вызванные из Новгорода, изобразили на стенах храма, вместо прежних предметов, историю творения мира, символ веры , содержание некоторых церковных стихов в лицах, или как говорили тогда, «во притче». Когда окончено было стенное письмо, начались толки о новости; отставленные иконописцы явились первые с судом над новостью и распространяли между простодушными подозрение. Дьяк Висковатый, как вероятно, по особенным видам против любимца царского Сильвестра, поднял открытое волнение, шумел, бранил новые иконы, а еще более надзиравших за работою. Он указывал народу в Сильвестре и Благовещенском же священнике Симеоне сообщников Башкина. Поднялось волнение. Висковатый устно и письменно изложил перед Собором сомнения о новостях, говорил, что другие изображения, кроме показанных седьмым Вселенским Собором, запрещены; позволил себе даже говорить, что лицо Бога Отца – лицо неизобразимое. Митрополит Макарий, которому вероятно, известны были иконописцы и их работа еще в Новгороде, словесно и письменно разрешил сомнения Висковатого. Священники Сильвестр и Симеон оправдались в взведенных на них подозрениях, и первый присовокуплял: если некоторые изображения соблазняют народ, то благоволит Собор рассудить, не должно ли запретить их. Собор показал, что ни на каком другом не было запрещения новым иконам, а потому нет нужды запрещать новых икон за то, что они новы, указал в Ветхом Завете явление Бога Отца в образе Ветхого деньми, поставил на вид Висковатому и правило Трульского Собора: «не подобает пред людьми простым учительнаго слова подвигнути, или учити, сам себе учительств усвояя, но внимати от Господа преданному чину.» Висковатый принес раскаяние. Собор за то, что он произвел волнение в народе и несправедливо говорил, особенно об изображении Бога Отца, наложил на него духовную епитимию. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Воронеже прошли торжества, посвященные открытию Благовещенского кафедрального собора Воронеж, 7 декабря 2009 г. Торжественное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось в Воронеже 6 декабря, в день памяти святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Накануне, 5 декабря, мощи 3-х святителей Воронежских - Митрофана, Тихона и Петра - крестным ходом были перенесены в новый кафедральный собор. Как сообщили ИА Regnum в пресс-центре губернатора и правительства региона, в день открытия собора митрополит Воронежский Сергий совершил праздничную Божественную литургию. " Сегодняшнее событие важно не только для Воронежско-Борисоглебской епархии, но и для всей Русской Церкви, - сказал митрополит Сергий. - Благовещенский кафедральный собор стал хранителем мощей трех Воронежских святых. Здесь нашел упокоение первый Воронежский епископ Митрофан, архиепископ Тихон и священномученик Пётр. Так что это место станет паломническим " . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегацию иерархов Русской Православной Церкви, прибывших на торжества, возглавил председатель отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион. Выступая перед собравшимися, он сказал: " В каждом великом городе есть сердце. Таковым является храм. Когда были разрушены воронежские храмы, сердце города было вырвано. Отрадно, что сегодня храмы восстанавливаются по всей стране " . В торжествах принял участие глава региона Алексей Гордеев. За большой вклад в строительство храма митрополит Сергий передал в дар губернатору вазу с изображением Благовещенского кафедрального собора. Алексей Гордеев поздравил всех воронежцев и гостей региона с освящением храма и большим праздником для всех православных воронежцев - днем памяти святителя Митрофана - небесного покровителя Воронежского края. " Я хочу сказать теплые слова благодарности архитекторам, проектировавшим храм, строителям и художникам. Всем, кто пожертвовал средства на возведение храма, - сказал губернатор. - Впереди важный этап - роспись стен. Вместе с митрополитом Сергием я обращаюсь ко всем православным: неважно, сколько вы пожертвуете на храм, важно, чтобы в истории осталась память, что Благовещенский собор - главный храм региона - был построен на народные деньги. Слава Богу, прошло то время, когда разрушались храмы. Надеюсь, что это событие подвигнет нас всех жить по законам Божьим, совершать добрые дела - тогда Воронежская земля станет процветающим краем. Храни вас Господь! " В 2010 году ожидается визит в Воронеж Святейшего Патриарха Кирилла для освящения великим чином Благовещенского кафедрального собора. 7 декабря 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33058.html

Окончательно храм был завершен в 1901 г., в этом же году он был торжественно освящен. Все расходы по сооружению церкви и внутреннему убранству обошлись в 400 000 рублей, одного кирпича положено около 7 миллионов. Размеры нововозведенной церкви поражали своим величием: лицевой фасад - 34 м., высота до основания креста главного купола - 59 м., длина церкви 71 м., высота колокольни с крестом - 80 м. Вместимость - около 4000 чел. Иконостас был выполнен из белого нежного наррского мрамора, работы московского мастера Василия Ивановича Орлова. Над живописью храма потрудилась целая группа живописцев. Иконы главного иконостаса выполнены художником С.-Петербургской Императорской Академии художеств Андреем Ивановичем Данилевским, а иконы боковых иконостасов - московским художником Михаилом Дмитриевичем Михайловым. Вся стенная живопись исполнена харьковским художником И.Н. Святенком и отчасти художником Марченко. Основные иконографические мотивы взяты из киевского Владимирского собора и отчасти из храма Христа Спасителя в Москве . 16 ноября 1919 г. с правой стороны собора была освящена церковь во имя преп. Антония Римлянина, а с северной стороны, у колокольни, с выходом на запад, имелась часовня во имя св. Архистратига Михаила и пророка Моисея. В часовне, осенью 1921 г. была устроена церковь во имя преп. Сергия Радонежского, которая перебралась сюда из 2-й мужской гимназии. С 1922 по 1924 годы за собор шла усиленная борьба разноконфессиональных церковных групп и были даже попытки закрытия храма (например 22 марта 1923 г.). Но к 1925 г. ситуация несколько стабилизировалась и с 1925 по 1926 гг. в здании собора, с разрешения советской власти, проводились даже концерты духовной музыки. 14 февраля 1930 г. постановлением секретариата ВУЦИК Благовещенский собор г. Харькова был закрыт, а его помещение должно было быть использовано для культурных целей. Однако из воспоминаний очевидцев известно, что на территории собора расположилась конюшня, а в подвальных помещениях - склад нефтепродуктов.

http://drevo-info.ru/articles/26233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОБОР [серб. Благовештенски сабор], проходил в Сремски-Карловци под председательством Патриарха Карловацкого Иосифа (Раячича) с 21 марта по 8 апр. 1861 г. Был созван для обсуждения вопросов, связанных с изменившимся положением воеводинских сербов в Австрийской империи (см. ст. Белградско-Карловацкая митрополия ). Представителем австр. имп. Франца Иосифа на Б. ц. С. был генерал-майор И. Филипович; в работе Собора приняли участие епископы Темишварский Самуил (Маширевич), Вршацкий Емилиан (Кенгелац или Кенджелац), Бачский Платон (Атанацкович). Своих делегатов (мирян и священнослужителей) прислали протопресвитериаты Кикиндский, Бечкерекский, Темишварский, Вршацкий, Чанадский, Чаковецкий, Нови-Садский, Сомборский, Суботицкий, Карловацкий, Шидский, от мон-рей Фрушка-Горы присутствовали архимандриты Крушедолский Никанор (Груич), Беочинский Лукиан (Николаевич), Герман (Анджелич), архидиак. Феофан (Живкович). Основным из требований Б. ц. С. было восстановление в рамках Венгерского королевства автономии серб. Воеводины, включающей Срем, Бачку, Банат и Военную границу, где проживало ок. 300 тыс. сербов. В решениях Собора, переданных имп. Францу Иосифу, выдвигалось предложение по новому территориальному устройству автономной Воеводины с центром в Темешваре. Делегаты требовали, чтобы все школьные и церковные вопросы находились в ведении сербов. Собор принял конституцию и устав, предусматривавшие равенство вероисповеданий, создание собственной администрации с воеводой во главе, утверждение герба, знамени, введение кириллической азбуки. Однако предложения Б. ц. С. не были приняты императором, и в результате австро-венг. (1867) и венгеро-хорват. (1868) соглашений воеводинские сербы остались без автономии, оказавшись подданными Венгрии и Хорватии. Лит.: Д. J. Срби у Bojboдuhu. Нови Сад, 1990. 3. С. 310-314; Ucmopuja. 2. С. 169-170; Р. , jepej, д-р. Српска Црква у мисао. [и др.], 1997. С. 97. В. И. Косик Рубрики: Ключевые слова: АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/149297.html

Иконы для собора писали художник императорской Академии А.Т.Винокуров, и частью П.И.Федоров, а вызолачивал их живописец Михаил Юркин. Сложное произведение декоративно – прикладного искусства – иконостас, в сочетании стилей барокко и классицизма, создавал «московский цеховой управы мастер по резному мастерству» А.М.Канцырев. Осенью 1821 года на личные средства крупного русского ученого – металлурга П.Г.Соболевского над главным куполом собора был водружен венчающий шар и крест. На следующий год в Воткинск переезжает известный на Урале архитектор В.Н.Петенкин, который и достроит окончательно собор. Холодный храм собора освящен 29 июля 1828 года во имя Благовещения Пресвятой Богородицы епископом Вятским Кириллом. Освящение произведено на мощах великомученика и целителя Пантелеймона «часть коих вложена в особом оловянном ковчежце к крест под престолом». В 1841 г. придельные престолы в связи с заменой иконостаса вновь освящены: Никольский престол освящен в честь Владимирской иконы Божьей Матери, второй престол – в честь Святитителя Димитрия Ростовского. В 1845 году в связи с перестройкой главного иконостаса собора пестол вновь освящен 22 февраля 1845 г. с тем же названием – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1863 г. храм расширили, престолы остались те же: главный – Благовещенский, правый – Владимирский, левый – Дмитриевский. В 1882 году при соборе открыто церковноприходское попечительство. Авторы стенной живописи неустановленны, известно лишь, что поновлял и расширял их известный сарапульский живописец А.П.Беркутов. В 1901-1902 годы живописец А.В.Мастрюков выполнил росписи на соединительной арке и в западной части собора. Главной святыней собора была Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская», особое почитание которой было возбуждено случаем чудесного исцеления от болезни младенца Николая, сына горного начальника Воткинского завода И.П.Чайковского в 1838 году. Славился собор и своим хором, состоявший из 6 дискантов, 6 альтов, 3 теноров, 3 басов, а так же 7 учеников – мальчиков. С ноября 1901 года стало впервые впервые практиковаться «всенародное пение» - во время литургии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Благовещ...

 С устройством этого флигеля, а также и вследствие перемещения училищных классов в новые училищные здания, устроенные также протоиереем Кочетовым и старостой Ертовым, дом этот поступил почти в исключительное владение соборного причта. Тогда квартиры священно- и церковнослужителей сделались обширнее и поместительнее; кроме того, дом получил возможность отдавать некоторые квартиры в наем, и от того приобрел постоянный доход, необходимый для ежегодного ремонта.  В 1861 г. петропавловское училище было закрыто, за крайней его ветхостью. Затем св. Синод определением от 22 февраля и 26 марта 1866 г. положил: из помещений, купленных в 1812 г. на сумму комиссии духовных училищ, главный училищный корпус, состоявший из большого полукаменного дома, выходящего на Малую Дворянскую улицу, и из каменного флигеля, устроенного на свой счет купцом Ертовым, с пространством земли в 700 кв. саженей, продать; все же остальные помещения с местом в 949 саженей оставить в пользу причта Петропавловского собора. XVII. Протоиереи собора  1) Иван Яковлев.  2) Георгий Петров. Биографических сведений о этих протоиереях не сохранилось.      3) Петр Григорьев. Прежде был священником при церкви Сампсония Странноприимца на Выборгской стороне; определен протоиереем в Петропавловский собор, после Георгия Петрова. В 1721 году назначен асессором или членом в святейший Синод. Когда же последовал высочайший указ, чтобы при Петропавловском соборе были священнослужители ученые: то он Григорьев и перемещен протоиереем же в Москву, в Благовещенский собор в 1736 году.  4) Михаил Григорьев Слонский, из малороссиян. Воспитывался в Москве, и по окончании курса учения посвящен в диакона в Благовещенский собор, где был после и священником. Как ученому, ему поручено было наставить в христианской вере внука калмыцкого хана Аюки Боскадоя Дорку и его свиту. При Благовещенском соборе он состоял священником по 1736 год; в этом же году перемещен в Санкт-Петербург в Петропавловский собор, где на него возложены были должности проповедника и члена консистории, которые он и проходил по 1744 год. В этом же году, ослабев от старости памятью, он отказался от сказывания проповедей, впрочем толковал в соборе катехизис, и преподавал его в гарнизонных школах солдатских детей по 1750 год. В это время он лишился зрения, и три года ничего не видел; в 1753 году от слепоты излечился, так что снова мог читать и писать. Скончался в 1754 году 16 мая, и погребен в Александро-Невском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010