Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Ограда комплекса зданий Покровской церкви Первоначально, в конце XVIII в. ограда была деревянной. " В марте 1826г церковный староста мещанин Нашивошников вместо ветхой деревянной ограды представил план и фасад каменной... при сем изъяснено, что в полукружьях должны быть поставлены деревянные решетки " . (Вероятно, проект делал губернский архитектор П. Воцкий, т.к. глухая часть ограды Покровской церкви очень похожа на участки ограды Рождественского монастыря в Енисейске. Этот проект выполнял архитектор Воцкий, что документально подтверждается. Время возведения обеих оград тоже почти совпадает). Участки кованной ограды с запада и юга комплекса возведены одновременно с достройкой западных палаток церкви по проекту архитектора Судовского в 1870-х гг. Ограда охватывает комплекс по всему периметру. На северной и восточной стороне сохранилась глухая кирпичная ограда 1826г. На западной и южной стороне — с улиц Мира и Сурикова — кованая ажурная ограда на кирпичных столбах и цоколе. Глухая ограда толщиной в 2 кирпича, имеет утолщения-пилястры, оформленные как столбики под отдельными кровельками. Высота звеньев 2,3 м, а длина около 3,5 м. Ограда оштукатурена и окрашена в терракотовый цвет. Ажурная ограда ниже. Столбы с фигурным завершением и кровелькой. Они оформлены с фасадной стороны филенками и профилированными карнизиками. Кованые звенья изготовлены из полосы 3x0,6 см в сечении. Сложный узор из двух чередующихся элементов орнамента включает изображения крестов и фигурных ромбов. Длина глухой ограды около 100 м; ажурной — около 60 м (с воротами). Значимость памятника: важный элемент комплекса Покровской церкви. Как и западные пристройки церкви, по декору участки ажурной ограды с уличной стороны имитируют формы. Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Покровский приход Красноярска был открыт в 1795 г., расположен приход между Благовещенской улицей и берегом Енисея в районе от Дубенского переулка до Новобазарной площади; в его состав входят улицы Воскресенская, Гостинская, Садовая, Песочная, Береговая.

http://sobory.ru/article/?object=00949

31 июля I860 г. Николаевск. 73 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 122 В ведомости об ассигновании разных сумм к отпуску за минувший год, присланной из Хозяйственного Управления в Якутское Духовное Правление, между прочим, значится, что сумма, положенная на ремонтное содержание Камчатского Архиерейского дома (228 р. 57 к.), назначена к отпуску из Приморского Николаевского Казначейства, что на Амуре. По справкам же оказалось, что в расписании окладов за минувший год, полученном в Казначействе, означенной суммы к отпуску не значится. Но в то же время Г. Военный Губернатор уведомил меня, что в упомянутом Казначействе числятся к отпуску деньги, причитающиеся Камчатскому Попечительству на призрение бедных духовного звания и на канцелярию за обе половины 1855 года 399 руб. 15 коп. и спрашивает меня, будут ли означенные деньги вытребованы из Казначейства, или же их следует по ненадобности из расхода исключить. А так как вышеозначенных денег (228 руб. 57 к.) не получено и нет никакого повода получить их ни из Амурского ни из Якутского Казначейств, то я приказал благочинному Приморских церквей протоиерею Вениаминому получить из вышеупомянутого Казначейства причитающиеся Камчатскому Попечительству 399 руб. 15 коп., которые и получены им и 228 руб. 57 коп. из них, следовавшие на ремонтное содержание Архиерейского дома за 1859 год, представить мне, а остальные затем деньги 170 руб. 58 коп. впредь до особого распоряжения причислить к суммам, остающимся от некомплекта в членах причтов. 1 августа 1860. Николаевск. 74 Донесение на указ от 31 марта 1860 г. о доставлении сведений касательно содержания соборных причтов 123 . Во исполнение указа от 31 марта текущего года, а мною полученного 11-го августа, о доставлении сведений относительно содержания причтов кафедральных соборов, долг имею покорнейше донести следующее: а) хотя по положению Святейшего Синода, Высочайше утвержденному в 16 день ноября минувшего года, и определено быть кафедральному собору в городе Благовещенске на Амуре, но по настоящее время, можно сказать при нем нет еще причта, да и не может быть по крайней мере полного комплекта дотоле, пока не будут увеличены оклады (о последнем мною писано Г. Обер-Прокурору от 31 июля за б) Оклады же жалованья на Камчатский кафедральный собор положены те самые, которые производятся на соборы епархий третьего класса. в) Сверх окладов от казны соборный причт может пользоваться отчасти и обыкновенными церковными доходами, но доходы сии, судя по состоянию лиц, имеющих составлять соборный приход, будут очень незначительные, ибо большую часть прихода должны составлять поселенцы, поселяющиеся и имеющие поселиться от города на расстоянии 10–80 верст. Правда, по новому предположению Сибирского Комитета, Высочайше утвержденному, всему Амурскому духовенству, кроме земли под усадьбы и проч. должны производиться еще от прихожан особые денежные оклады, а до положения оных хлебные пайки от казны, Следовательно, могут иметь право на то и члены кафедрального причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, М. И. Лопаткин, В. В. Перцев, А. Н. Тришевский… Слушали: п[ункт] 2. Отношение Рабоче-крестьянской инспекции от 28 апр[еля] с препровождением копии постановления Президиума исполкома от 24 апр[еля] о том, что «вещи, взятые из казанского кафедрального собора, как не употребляемые при богослужении и имеющие историческую ценность и значение, возвращению не подлежат и могут быть хранимы только в музее»; б) сообщение Б. Ф. Адлера о том, что заведующий Рабоче-крестьянской инспекцией разъяснил на днях вызванному им представителю Общества археологии, истории и этнографии, что вещи, взятые из собора, должны быть возвращены в собор. Постановили: принимая во внимание: а) неопределенность точки зрения на данный вопрос местных властей, б) вмешательство в это дело Всероссийской Чрезвычайной комиссии и в) несомненную заинтересованность в нем Всероссийской коллегии по делам музеев, –снестись с последней, изложив все обстоятельства дела.   15 6 августа 1920 г.– Протокол 24 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, В. В. Перцев, П. А. Радимов, А. Н. Тришевский, В. В. Егерев П[ункт] 8. Заслушали тезисы Постановления Совета Народных Комиссаров о реквизициях и конфискациях, оглашенные в 163 «Известий ЦИК» и ввиду разногласий в толковании его в приложении к вещам из ризницы кафедрального собора, постановили просить Б. Ф. Адлера выяснить вопрос в бытность в Москве.     16 8 октября 1920 г.– Протокол 32 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. В. Перцев, М. И. Лопаткин, П. А. Радимов… П[ункт] 6. Слушали:Запрос Народного комиссариата юстиции, нет ли со стороны Подотдела препятствий к передаче общине кафедрального собора предметов ризницы, взятых в Губмузей на хранение.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Это очень плохо сказывалось и на жизни Синодального хора, и на жизни связанного с хором училища. Собственно, о самостоятельном значении синодальнойшколы можно говорить лишь со времени преобразования Синодального училища в 1868 г. До этого времени это училище состояло на положении частного училища для малолетних певчих. Одно время (в 1837 г) Синодальный хор настолько расстроился, что опасались даже его распада 741 . На место уволенного регента Птицына был приглашен вышедший из Придворной певческой капеллы вследствие потери голоса Г.С. Яновский (1841). яновский принес с собой вкус и стилистическое направление капеллы. Ибо что мог он еще принести из капеллы – в самый разгар крутых мероприятий Львова! С ним в репертуаре Синодального хора появились духовно-музыкальные сочинения не только Дехтерева и Бортнянского, но даже сочинения Сарти! Сменивший в 1845 г. Яновского И.Н. Моригеровский не поправил дело, и хор грозил опять окончательно расстроиться 742 . Тогда Львов решил обратить внимание на Синодальный хор; хотя Синодальный хор никак не подлежал ведению светского учреждения, каким являлась Придворная певческая капелла, но Львов считал себя ответственным за состояние церковного пения во всей России как директор Императорской Придворной певческой капеллы, как лицо, на которое государь возложил наблюдение над хоровым церковным пением и над регентами церковных хоров в России. На этом основании Львов командировал в 1848–4849 годах из Придворной капеллы певчего Рыбасова, которому дал поручение – заниматься с синодальными певчими и привести Синодальный хор в надлежащий порядок. Рыбасов проработал с Синодальным хором целый год. Львов имел в мыслях всецело подчинить себе Синодальный хор и превратить его в филиал Придворной капеллы – в московскую Придворную певческую капеллу, отделение петербургской, – так как в Москве имелись императорские дворцы, дворцовые церкви и даже дворцовый Благовещенский собор. Но это намерение Львова по различным причинам не осуществилось, и Синодальный хор остался самостоятельным, в ведении церковных властей. Но на Синодальный хор была возложена теперь обязательность обучать на свой счет в Придворной капелле двух лучших учеников Синодального хора и училища и тем обеспечить Синодальному хору хорошо обученных, имеющих от капеллы регентские аттестаты и, таким образом, полноправных регентов и их помощников. Совершенно естественно, что получившие в капелле регентское образование и регентские аттестаты обязывались следовать всем предписаниям капеллы относительно также и основного (т.е. гласового) богослужебного пения. Таким образом, стиль капеллы и придворный напев по Обиходу Львова, с его сокращениями и упрощениями, стали укореняться и в Москве. Малолетние певчие постепенно привыкли к этим напевам и к стилю капеллы. Тем не менее, как будет видно далее, московская церковно-певческая традиция оказалась сильнее петербургской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но это не удалось сделать, и приглашенные Комиссией сначала 3 слесаря, увеличенные потом до 5 [человек], приступили к взлому самой двери, продолжавшемуся 4 ½ часа. Взлом двери происходил в присутствии, кроме меня, председателя еп[архиального] совета прот[оиерея] Руфимского, соборного священника о. А. Четаева, приглашенных представителей от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, члена совета общества профессора И. А. Стратонова и от Казанского подотдела Всероссийской коллегии [по делам музеев и] охраны памятников искусства и старины и. д. заведующего подотделом П. М. Дульского. По открытии двери за нею оказалась комната, в которой в 2 шкафах оказались книги богослужебного и вообще религиозного содержания, в одном шкафу ящик с сосудами, 2 футляра с золотыми крестом и панагией, поступивших в кафедральный собор после кончины Казанского архиепископа Никанора на полу деревянный сундук с золотым и богатым жемчужным шитьем в виде палиц, хоругвей, омофоров, шитая шелками плащаница. Все это прекрасно сохранившиеся памятники церковного искусства XVI–XVII вв. На столе несколько различных икон в серебряных ризах, сундук с старыми, вышедшими из употребления антиминсами и разные старые уже негодные вещи… В этой комнате оказалась еще железная за замком дверь, за которой после вскрытия через взлом запора была обнаружена еще комната с 4 шкафами, в коих оказались вещи: старинные Евангелия, среди них знаменитое рукописное Ефремовское начала XVII века и Адриановское начала XVIII века. Последнее в богатом серебряном позолоченном с прекрасной тонкой эмалью и разными камнями окладе До 20–30 панагий, наперсных крестов, из коих некоторые восходят к XVI веку, 3 пары шитых жемчугом поручей, 4 шитых жемчугом митры и 2 митры без жемчуга, саккос (Лаврентьевский) с палицей с богатым жемчужным шитьем (много крупного жемчуга), 2–3 саккоса с небольшим количеством жемчужного шитья и несколько саккосов старинной парчи и шитья, но без жемчуга. Фелони, епитрахили, некоторые из них богато и сложно расшитые, есть на них и жемчуг, частицы св.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Основную часть обширного комплекса реликвариев составляли уникальные серебряные золоченые ковчеги в виде саркофагов с выдвижными крышками, на к-рых помещены чеканные образы святых, чьи мощи в них хранятся. Создание этих ковчегов было начато при царе Борисе Годунове и его сыне Феодоре Борисовиче и продолжено при воцарении династии Романовых. Совр. исследователи связывают это деяние кон. XVI в. с грандиозными замыслами создания в Кремле храма Святая Святых. Опись 1680 г. перечисляет 35 подобных ковчегов. В наст. время 28 ковчегов 1598-1633 гг. хранятся в бронзовой раке, специально изготовленной для них на московской фирме Постникова в 1894 г. Тканевое убранство Б. с. сохранилось не полностью и до наст. времени дошло со значительными переделками. Особую ценность представляют праздничные пелены к иконам местного ряда с изображением Голгофского креста, выложенного серебряными золочеными дробницами, с резными и черневыми образами святых и праздников, облачения гл. обр. XVIII в. Частично сохранился комплекс светильников XVII-XIX вв. Уникальными произведениями рус. искусства XVI в. являются зап. и сев. двери собора. Они выполнены в древней технике «золотой наводки», продолжая т. о. ряд памятников домонг. (врата Рождественского собора в Суздале) и новгородского искусства XIV в. (Васильевские врата, 1336). Программа их изображений теснейшим образом связана с системой убранства собора и его значением. Сохранились предметы церковного убора из придельных церквей Б. с. Иконостасы приделов были выполнены, вероятно, вскоре после их возведения в 60-х гг. XVI в. Их убранство, состоящее из серебряных золоченых басменных окладов, а также из серебряных окладов с эмалевым узором по скани, представляет особый интерес как уникальное убранство рус. высокого иконостаса, сохранившееся почти полностью. Е. А. Моршакова Б. с. в церковном обиходе рус. вел. князей и царей

http://pravenc.ru/text/149295.html

Заручившись нравственным содействием народа, вероятно, с ведома и разума земского собора, Сильвестр начинает ряд реформ, обнимающих все отрасли государственной, общественной, церковной и частной жизни: новым лицам даются новые законоположения. Прежде всего Сильвестр со своими мудрыми советниками озабочивается преобразованием судебных, административных и земских учреждений. Плодами этой заботливости являются Судебник и Уставные грамоты. В следующем году поступают к преобразованию церковного управления и церковно–общественной жизни. Для этого созывается Стоглавый собор. Многопопечительная заботливость реформатора проникает и в семейную жизнь и, вероятно, около этого времени, как наилучшее средство к благоустроению семьи, появляется знаменитый Домострой. В частности о Судебнике с достоверностью можно полагать, что к составлению его решено приступить на земском соборе: на этом соборе, как известно, избраны «судьи правдивые», а это и были, по всей вероятности, составители будущего Судебника. За это дело раньше других принялись потому, что требовались самые неотложные и систематические меры против произвола правителей и судей и всякого рода насилия, грабежей и разбоев. Нельзя указать, когда, как и кем составлялись законоположения Судебника и Уставных грамот: нам остались только редакция Судебника и несколько грамот. Но достаточно вникнуть в общий строй законодательной деятельности этого времени, чтобы видеть, в какой мере отразилось на ней всемогущее влияние Сильвестра. В первых опытах этого законодательства резко поражает нас развитие двоевластия и двое–судия, элементов государственного и земского: как на соборе обнялись, сдружились и установили между собой деятельный союз две великие политические силы – правительство и земство, так и по Судебнику Uoahha IV являются взаимодействующими две отличные силы: государство и земщина; это совершенно в духе Сильвестра. Не касаясь установленного Судебником государственного судебного механизма, существенно не отличавшегося от прежнего, а лишь давшего ему более определенности, сложности и централизации, бросим беглый взгляд на выборный народный судебный механизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Томск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Старо-Кафедральный собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1930 Адрес: г. Томск, переулок Батенькова (ранее переулок Благовещенских) Координаты: 56.484228, 84.952167 Проезд:Томск, площадь Батенькова Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В самом начале XIX века на современной площади Батенькова был построен один из красивейших соборов Томска — Благовещенский. Здесь хранилась главная городская святыня — икона Троица Ветхозаветная. Согласно легенде, именно этой иконой Борис Годунов благословил основателей Томской крепости. Икона хранилась в городе с момента его основания и бесследно исчезла после Революции. Давно нет и собора. Сохранилось лишь небольшое здание в самом начале улицы Советской, которое продолжает служить городу. Благовещенский собор был построен в 1806 году в центральном районе Томска, получившем название «Уржатка». Ранее на этом месте размещался деревянный храм, первые упоминания о котором датированы еще 1639-м годом. В 1864 здесь разместили кафедру архиерея, и в течение более чем 30 лет Благовещенский собор был главным собором города. В его честь даже был назван проходящий неподалеку переулок. В 1900 году архиерейская кафедра переехала в новый Троицкий кафедральный собор, который был построен в центре современной площади Новособорной. После установления советской власти в Томске, как и по всей стране, развернулась активная борьба с «пережитками царизма». Со временем очередь дошла и до Благовещенского собора. В 1926 году Благовещенский переулок получает новое имя — в честь декабриста Гавриила Батенькова. А еще через четыре года исчезает и сам собор. Единственное, что от него осталось, это здание церковного склада. http://obzor.westsib.ru/article/403464 Деревянный собор на Уржатке был построен в 1649 году. К 1790 году собор обветшал, и на его месте начали возводить кирпичную церковь того же названия в стиле русского барокко. Работы завершились в 1804 году. Переулок, ведущий к храму, и площадь, где он стоял, получили название Благовещенских (теперь Батенькова). Достопримечательностью " старого " собора являлся резной деревянный иконостас середины XVIII века, в котором помещалась томская реликвия-икона Святой Троицы, врученная царем Борисом Годуновым основателям Томска. В 1930-м году храм снесли. Иконостас с реликвией бесследно исчезли.

http://sobory.ru/article/?object=34854

Керженский Благовещенский монастырь, урочище. Керженский Благовещенский единоверческий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1868. Год утраты:приблизительно 1935 (разобран на кирпич) Адрес: Нижегородская область, Семёновский городской округ, урочище Керженский Благовещенский монастырь Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью В 1850 году был образован Благовещенский Керженский единоверческий монастырь, третьего (низшего) класса. Располагался он на месте и в зданиях прежнего Керженского скита, в 60 верстах от Нижнего Новгорода, в 24 верстах от уездного города Семенова, в 8 верстах от Хахал. Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, но большая часть разбрелась по другим старообрядческим скитам. В конце августа 1852 года пожар охватил бывшие скитские постройки. В огне сгорели все 10 келий и другие строения. Во время пожара удалось спасти чудотворную икону Казанской Богородицы, особо почитаемую старообрядцами. Фактически монастырь предстояло восстанавливать заново. Решено было начать строительство с двух церквей: каменной (зимней) соборной церкви Святой Троицы и деревянной (летней) Благовещенской. Руководил воздвижением монастыря из пепла ставший в 1861 году его настоятелем отец Тарасий – тот самый. Обе главные церкви возвели к 1868 году. Всего за пять лет над Керженцем встала красавица Троицкая церковь: красного кирпича, с высокой колокольней, она служила ориентиром для всех проплывающих по реке... В годы революции и Гражданской войны и без того бедственное положение Керженского монастыря еще ухудшилось. Монашки разбрелись кто куда, однако каменная Троицкая церковь продолжала действовать. В ней служили службы, на которые собирались верующие с окрестных сел и деревень. Закрыта была церковь вместе со всеми церквями в уезде по указанию «свыше» во второй половине 1930-х годов. В 1945-46 годах в монастырских строениях размещалась колония малолетних преступников. Колонисты разрыли все церковные подвалы и монастырские могилы в поисках креста, по преданию, оставленного в монастыре последним священником.

http://sobory.ru/article/?object=58063

Замечательными храмами украсилась новая столица русского государства – Москва. Древнейшим храмом в Москве была церковь Спаса на Бору, построенная основателем Московского княжества Даниилом Александровичем. При Иоанне Даниловиче Калите выстроены были соборы Успенский и Архангельский, а при Василии Димитриевиче, Благовещенский. Успенский собор, заложенный святителем Петром и оконченный после его кончины, в XV веке пришёл в такую ветхость, что своды его поддерживались деревянными подпорами, а один из приделов совсем разрушился. В 1492 году, при митрополите Филиппе I и великом князе Иоанне III, Успенский собор был разобран и заложен новый обширнее прежнего, по образцу храма Успения во Владимире. Новый собор был доведён до сводов, но по неопытности строивших его русских мастеров обрушился. Тогда великий князь Иоанн вызвал из Венеции замечательного итальянского зодчего Фиоравенти, прозванного за своё искусство Аристотелем. Этот Аристотель разрушил павший храм до основания, приступил к построению нового, и чрез пять лет в Москве явилась церковь соборная чудная, какой прежде не было на Руси, кроме Владимирской. 12-го августа 1479 года новый собор был торжественно освящён митрополитом Геронтием и в него перенесены были мощи святых митрополитов. При Иоанне III были разобраны и сооружены вновь три древние храма: собор Архангельский и церковь св. Иоанна Лествичника , построенные Иоанном Даниловичем Калитой (1332 и 1328 г.) собор Благовещенский, основанный в 1397 г. Собор Архангельский и церковь св. Иоанна были перестроены иностранными мастерами (15051508 г.) а собор Благовещенский псковскими мастерами (14841489 г.) При Василии III собор Успенский и Благовещенский были великолепно расписаны. Царь Иван Васильевич Грозный в память покорения Казани основал церковь Покрова Пресвятой Богородицы 83 . Эта церковь своим особенным устройством представляет замечательную и единственную церковь в России. Она сосредоточивает в себе несколько небольших церквей, составляющих одно величественное здание собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010