Томск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Старо-Кафедральный собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1930 Адрес: г. Томск, переулок Батенькова (ранее переулок Благовещенских) Координаты: 56.484228, 84.952167 Проезд:Томск, площадь Батенькова Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В самом начале XIX века на современной площади Батенькова был построен один из красивейших соборов Томска — Благовещенский. Здесь хранилась главная городская святыня — икона Троица Ветхозаветная. Согласно легенде, именно этой иконой Борис Годунов благословил основателей Томской крепости. Икона хранилась в городе с момента его основания и бесследно исчезла после Революции. Давно нет и собора. Сохранилось лишь небольшое здание в самом начале улицы Советской, которое продолжает служить городу. Благовещенский собор был построен в 1806 году в центральном районе Томска, получившем название «Уржатка». Ранее на этом месте размещался деревянный храм, первые упоминания о котором датированы еще 1639-м годом. В 1864 здесь разместили кафедру архиерея, и в течение более чем 30 лет Благовещенский собор был главным собором города. В его честь даже был назван проходящий неподалеку переулок. В 1900 году архиерейская кафедра переехала в новый Троицкий кафедральный собор, который был построен в центре современной площади Новособорной. После установления советской власти в Томске, как и по всей стране, развернулась активная борьба с «пережитками царизма». Со временем очередь дошла и до Благовещенского собора. В 1926 году Благовещенский переулок получает новое имя — в честь декабриста Гавриила Батенькова. А еще через четыре года исчезает и сам собор. Единственное, что от него осталось, это здание церковного склада. http://obzor.westsib.ru/article/403464 Деревянный собор на Уржатке был построен в 1649 году. К 1790 году собор обветшал, и на его месте начали возводить кирпичную церковь того же названия в стиле русского барокко. Работы завершились в 1804 году. Переулок, ведущий к храму, и площадь, где он стоял, получили название Благовещенских (теперь Батенькова). Достопримечательностью " старого " собора являлся резной деревянный иконостас середины XVIII века, в котором помещалась томская реликвия-икона Святой Троицы, врученная царем Борисом Годуновым основателям Томска. В 1930-м году храм снесли. Иконостас с реликвией бесследно исчезли.

http://sobory.ru/article/?object=34854

Киржач. Благовещенский женский монастырь. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Собор. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1564. Адрес: Россия, Владимирская область, город Киржач, улица Гагарина, д. 27. Координаты: 56.161893, 38.869312 Проезд:На территории монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в летописи в 1564 году как каменная. Были ли какие-либо переделки за время её существования, сведений не сохранилось; известно только, что бывший придел в честь царя Константина теперь отсутствует, не упоминается он и в описи, сделанной в 1764 году. По архитектуре церковь сходна с Троицким собором в Сергиевой Лавре, каждая стена оканчивается вверху тремя полукружиями и разделена полуколоннами. Алтарь - с  тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утверждён круглый фонарь с узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре глава, по её нижнему обрезу проведён медный вызолоченный подзор. Крест на главе восьмиконечный. С трёх сторон храма - западной, северной и южной - устроена каменная крытая галерея. Престол один - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Источник: О. Пэнэжко " Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области " . 2008. Все храмы монастыря обнесены сплошною каменною оградою с башнями на 3 углах. Святые ворота в ограде, с высоким верхом, украшены живописными изображениями, имеют надпись о времени основания монастыря. За оградою с северной стороны имеется каменная часовня, которая устроена над колодцем, ископанным, по преданию, преп. Сергием. Причта при церкви по штату положено: протоиерей, 2 священника, диакон и 3 псаломщика. Содержание свое причт получает: от процентного капитала, пожертвованного частью А.А. Соловьевым при открытии собора – 10 000 руб., частью другими благотворителями, от служб и требоисправлений. Причту принадлежит земля: пахотной 29 дес., сенокосной 3 дес. 310 кв. саж. Церковных домов для причта нет. Церкви принадлежит находящийся в ограде каменный двухэтажный дом, занятый церковно-приходской библиотекой. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1798 г., исповедные росписи с 1824 г.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Немало явилось тогда церквей и в других городах и областях России. В Москве святитель Петр заложил (1324) близ своего двора первую в этом городе каменную церковь, собор Успенский, оконченный уже после его кончины. Иоанн Данилович Калита соорудил каменную церковь святого Иоанна Лествичника (1328) и собор Архангельский (1332), сделавшийся усыпальницею московских князей. Супруга Димитрия Иоанновича Донского воздвигла (1393) на своем дворе каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а сын Донского Василий Димитриевич создал собор Благовещенский . В области Угличской один князь Роман Владимирович угличский († 1285) построил в разных местах до 15 храмов . В Твери князь Михаил Ярославич вместе с матерью своею соорудил (1285–1289) каменный собор Преображения Господня на месте прежде бывшей деревянной церкви Косьмы и Дамиана . В Нижнем Новгороде великий князь Константин Васильевич воздвиг (1352) каменный собор Спасо-Преображенский, а князь Андрей Константинович — каменный собор Михайло-Архангельский (1358). В Серпухове князь Владимир Андреевич создал (1378) собор Троицкий. В Ростове епископ Григорий собственным иждивением обновил и почти вновь соорудил (1411) собор Успенский, обрушившийся после страшного пожара . В Пскове вновь сооружен (1365) собор Троицкий на старой основе, после того как он весь был разобран вследствие падения его верха. Не говорим о многих других церквах в этом городе, которые, особенно с половины XIV в., сооружались или обновлялись весьма часто, даже по две и по три в один и тот же год. Так в 1373 г. построены здесь две церкви, в 1383 — три, в 1384 — две, в 1394 — две, в 1398 — две, в 1421 — три . Вообще, о количестве церквей в разных городах наших того времени можем заключать из следующих данных. В Москве в 1336 г. сгорело 18 церквей; в 1342 г., когда погорел весь город, 28 церквей; в 1354 г., когда погорел один Кремль, 13 церквей; в 1415 г.— 15 церквей . В Нижнем Новгороде татары сожгли в 1377 г. 32 церкви. В Ростове во время пожара 1408 г. сгорело 14 церквей. Когда в 1413 г. погорели Тверь и Кострома, то в первом городе сгорело 20 церквей, а в последнем 30 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435900/

Нижний Новгород. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1696 и 1697. В 1866 позакомарная кровля заменена четырёхскатной. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, восточнее памятника К. Минину Координаты: 56.32717, 44.00729 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты На территории современного сквера раньше стояла церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, которая и дала название главной площади Нижнего. В 1378 году на месте современного памятника Минину перед Дмитровской башней по велению великого князя Дмитрия Константиновича была построена церковь во имя его ангела, святого великомученика Димитрия Солунского. Церковь многократно страдала во время набегов неприятеля и от пожаров, но всегда восстанавливалась. Церковь была небогатая: сотная грамота Нижнего Новгорода 1621 года насчитывала в ней всего пять икон. К концу XVII века она была близка к разрушению. В приходе Димитровской церкви родился в 1659 году будущий митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов), возле церкви были похоронены его родители, умершие в 1660 году от морового поветрия. Став архимандритом, Тихон осуществил свою мечту построить новую церковь на могиле родителей. 8 октября 1697 года, будучи уже в сане митрополита Сарского и Подонского, он освятил новую каменную церковь и дал ей название Благовещенского собора в память Нижегородского Благовещенского монастыря, где он в юности принял монашество. Главный престол был во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, предельные — Димитрия Солунского (южный) и трех вселенских святителей (северный). Митрополит до самой смерти помогал собору: в 1723 году собор владел четырьмя лавками, амбаром и пятью пожнями за Волгой, полученными от него, не считая колокола в 100 пудов и прочей церковной утвари. Благодаря этому собор приобрёл значительность, стал называться Благовещенским сороком и имел в заведывании 8 церквей. Со временем собор лишился земель и угодий и утратил былое величие.

http://sobory.ru/article/?object=28326

Ситка. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты Собор Святого Михаила Архангела — православный храм в городе Ситка (Аляска). Уникальный памятник российского присутствия на Аляске. Является кафедральным храмом епархии Ситки, Анкориджа и Аляски Православной церкви в Америке. Здание храма в 1962 году внесено в Национальный реестр исторических мест США. При обустройстве Новоархангельска А.А. Баранов предполагал создать здесь альтернативу Кадьякской православной миссии. Он просил, чтобы для выстроенной часовни была доставлена самая лучшая церковная утварь. Тогда же он просил для новой миссии священника. В 1813 году практически вся утварь, предназначенная для Новоархангельской часовни, была утрачена при крушении российского судна «Нева» у берега острова Баранова. Некоторые предметы были спасены; среди них была икона Архангела Михаила в серебряном окладе. Три года спустя, в 1816 году, в Новоархангельск прибыл первый священник — Александр Соколов. В 1834 году Русско-американская компания построила взамен старой обветшавшей часовни новую, освящённую также во имя святого Михаила Архангела. Постройка нового храма совпала с прибытием в Новоархангельск нового священника, отца Иоанна Вениаминова. В 1840 году, с возведением отца Иоанна, принявшего монашеский постриг с именем Иннокентий, во епископа Камчатского, Курильского и Алеутских островов, Новоархангельск стал одним из епархиальных центров. В первый же год епископства Иннокентия он начал проектировать в Новоархангельске собор для новой епархии. Три года спустя, в 1844 году состоялась закладка храма. 20 ноября 1848 года собор Святого Михаила Архангела был освящён. Он был построен на средства, предоставленные Русско-американской компанией. Колокола были отлиты на местных литейных заводах, а епископ Иннокентий вручную собрал часы, которые были помещены в колокольню. С самого начала своего существования собор Святого Михаила стал культурным центром, распространившим своё влияние до реки Юкон и острова Атка на Алеутских островах. В 1841 году при соборе была учреждена Духовная семинария, прежде всего для будущих священнослужителей из местных жителей. Многие из выпускников впоследствии также поступили на работу в Русско-американскую компанию. Тогда же была основана начальная и средняя школа с приютом. Школа была закрыта только в 1906 году, а семинария, с переводом архиепископа Иннокентия в Благовещенск, в 1858 году была также перенесена туда. Школы были размещены в здании, которое теперь известно как Дом Епископа, или Российский Приют.

http://sobory.ru/article/?object=36190

Белоезерския дела, 428, к Госуд. Архиве при Прав. Сенате. Книга Царскаго жалованья Москов. церквам с 1625 по 1677 год, в Главн. Москов. Архиве Минист. Иностран. Дел. В Моск. Ведом. 1840. 30, ст.; Новинский монастырь бывший в Москве, по которому названо Новинское гулянье, бываемое в Светлую неделю праздника. Г. Хавскаго. Дела Синодальнаго правления 1757 года, 1592. Там же, 1746 года, Список описей всех Церквей в Пречистенском сороке с 1747 г. в Архиве Моск. Дух. Консистории. Истории Росс. Иерархии, I. 76. Карамз. И. Г. P. IX пр. 485. Archælogia biblica I. Jahn ed. 2. Viennæ, 1814, in-8. Жизнь Пресвятыя Девы Богородицы, сочин. Е. Глинкою, изд. 2. М, 1842 в 12. Собор в честь Покрова Божией Матери в селе Покровском Арцыбышева повествование о России, т. III. Там же. В делах Придворнаго Архива 1672 г. Рубцово называется новым Покровским селом. См. Записная книга Московскаго стола в Разрядном Архиве 1. Декабря в 16 день у Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Русии, на дворе в селе Покровском, в столовой Иерусалимскаго Патриарха Паисея, Ексарх города Назарета Благовещенской Митрополит Гавриил, да Турския земли города Кастория, монастыря Успения Пречистыя Богородицы Епископ Кипреян, да Гречанин, Царегородец, Фома Иванов и Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Русии челом ударили Благовещенской Митрополит Гавриил поднес Государю Святыни складна Образ Спасов, Мощи Св. Иакова брата Господня, вода Иорданская, водка Вифлеемскаго саду, мира Гроба Господня, свечи от Гроба Господня, мыла Иерусалимская; Турския земли Успенской Епископ Киприан поднес Государю Святыни Святое Миро да Смирно. см. Выход. книги. Лантратская книга Московскаго уезда 1713 г. 4. и Записки П. С. Максютина. Церковь Св. Николая, что у Красных колоколов Приходская книга Патриаршего Приказу, 7132 и 42 г. Дела Патр. Казен. Приказу, 1680 г. Карамз. И. Г. Р. т. VIII. прим. 191. «У Вознесенья у хорошия колокольницы.» Надгробный камень с изглаженною надписью над могилою отца М. Платона, Иерея Георгия Данилова доныне стоит у западнаго входа в церковь на левой стороне. Церковь Чуда Архангела Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены четыре новых имени 4 апреля, 2019. Новостная служба Трое из этих новомучеников были убиты за веру в годы Гражданской войны, один – в 1937 году 4 апреля. ПРАВМИР. Священный Синод включил имена протоиерея Андрея Зимина и священников Григория Никольского, Павла Кушникова и Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. На заседании Синода были заслушаны рапорты председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия относительно поступивших от глав Приморской и Кубанской митрополий ходатайств о включении имен протоиерея Андрея Зимина ( журнал 29 ) и священника Григория Никольского ( журнал 30 ) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Также, изучив дополнительную информацию, поступившую от Синодальной комиссии по канонизации святых к сегодняшнему заседанию, члены Синода повторно рассмотрели вопрос о включении в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской священников Павла Кушникова и Николая Заварина ( журнал 31 ). Память священномученикам будет совершаться: протоиерею Андрею — 5/18 января, священнику Григорию — 27 июня/10 июля, священнику Павлу — 23 февраля/8 марта, священнику Николаю — 6/19 августа, в дни их мученической кончины. Честные останки священномучеников, в случае их обретения, будут считаться святыми мощами. Протоиерей Андрей Симеонович Зимин родился 14 августа 1872 года в семье забайкальского казака. Был рукоположен в сентябре 1894 года в диакона и священника для служения в кафедральном соборе города Благовещенска, где также был назначен катехизатором и законоучителем церковно-приходской школы при соборе. В 1900 году переведен на место настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы села Черниговка. Здесь, как и в Благовещенске, усердно принялся за развитие народного просвещения. Под его руководством в селе было построено двухэтажное каменное здание под четырехклассное училище и одноэтажное кирпичное здание для одноклассной министерской школы.

http://pravmir.ru/v-sobor-novomuchenikov...

Муром. Троицкий женский монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в женском Троицком монастыре города Мурома Благодаря интересному стечению обстоятельств и закономерностям развития муромской школы церковного зодчества, собор Троицкого женского монастыря, основанного позже трех других обителей города (его основание датируется началом 1640-х годов), является наиболее ранним памятником знаменитого «узорочья» местных мастеров-«муролей». Именно поэтому многие особенности его композиции и декора достаточно своеобразны по сравнению с храмами трех других монастырей, а некоторые впоследствии так и не были повторены. Как и почти все городские церкви, собор Троицкого девичьего монастыря возведен на месте старинного деревянного храма. Согласно церковному преданию, в 1190-е годы святой князь Константин Святославич Муромский поставил здесь деревянную церковь во имя святых князей Бориса и Глеба. С 1351 года она упоминается уже как Троицкая. Каким был ее первоначальный облик, установить пока не удалось, так как первое известное нам описание относится уже к 1624 году: «Супротив монастыря [Благовещенского] церковь ружная [т.е. не имеющая своих земельных владений и находящаяся на обеспечении прихода] Живоначальной Троицы древяна, верх шатровый, с папертью, глава и крест обшиты железом белым, да и в той же церкви придел святых Бориса и Глеба… Да внизу под тою церковью два престола – престол Трех Святителей и Параскевы Пятницы» 5]. Как видно из описания, в новую церковь бережно перенесли престол святых князей Бориса и Глеба из первого храма. Кроме того, как и деревянная церковь, некогда стоявшая на месте собора Воскресенского монастыря, предшественница Троицкого собора имела столь любимое в деревянном и каменном зодчестве Мурома шатровое завершение. Строительство каменного собора и основание женского Троицкого монастыря связано с именем купца «московской сотни» Тарасия Борисовича Цветнова по прозвищу Борис Цветной. Судя по тексту закладной надписи, работы велись с августа 1642 по август 1643 года: «лета 7150 (1642), августа 21, начата бысть сия церковь создатися во имя Живоначальной Троицы с приделы, при державе благочестивого государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси, и при благоверной царице великой княгине Евдокии Лукьяновне, и при их благородном царевиче князе Алексие Михайловиче и при святейшем кире Иосифе, патриархе московском и всея Руси и при архиепископе Моисее рязанском и муромском» и «свершена же бысть сия церковь 7151 (1643) августа 6 тщанием и снисканием гостиныя сотни торгового человека Тарасия Борисова сына, по реклому, Богдан Цветной». После освящения храма Тарас Цветной получил разрешение на строительство возле него «нового девичьего» монастыря

http://sobory.ru/article/?object=04952

Пермь. Собор Петра и Павла ( " Пермоградский " ). Карта и ближайшие объекты Первое каменное здание Перми. Действующий. Собор Святых Петра и Павла, ул. Советская, 1 Рождение Петропавловского храма уходит к истокам образования нашего города. В 1723 г. по указу Петра I главный управляющий Сибирских казенных заводов В. И. де Геннин " сделал распоряжение к сооружению медеплавильного завода при устье реки Ягошихи, впадающей в Каму " . А в 1724 г. для жителей заводского поселка начато строительство деревянной церкви, освященной в 1726 г. С быстрым увеличением населения заводского поселка построенная церковь стала мала и не могла вместить всех желающих молиться. Поэтому через 10 лет, в 1757 г. рядом с деревянной, по правую сторону ее, была заложена и ныне существующая каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом св. великомученицы Екатерины, одно из первых каменных зданий города, которая была освящена 23 ноября 1764 г. По указу царицы Екатерины в 1781 г. " Повелено селу Ягошихинскому быть губернским городом Пермью... а по приличности и первенству сего города... оной церкви святых первопрестольных апостолов Петра и Павла быть собором к коему для священно служения... перевести из г. Кунгура Благовещенского собора Антония Иоаннова да священника села Банковского Филипповской церкви Дометия Черепанова, а третьего назначить из богословии студента Гавриила Сапожникова " . Интересно отметить, что царицей не только собственноручно были назначены священники указанной церкви, но и пожалованы им церковные одежды, которые были доставлены из столицы специальным курьером. На протяжении двух веков Петропавловский собор продолжал быть одним из религиозных центров Прикамья, в храме проводили службу ведущие духовные лица Пермской епархии, в храм обращались служители других церквей за оказанием материальной и духовной поддержки. В первые годы советской власти Петропавловский собор продолжал свою деятельность, о которой можно судить по книгам церковного делопроизводства: исповедным росписям 1918 г., брачным обыскам 1917-1920 гг., протоколам собраний приходского совета за 1923-25 гг. По советскому законодательству храм считался действующим, пока имелось 20 человек - членов-учредителей религиозной общины и составлялся договор на арендное использование здания храма. Однако недалеко то время, когда полуразрушенные руины храма немым укором свидетельствовали о потерянном почтении к святыне города.

http://sobory.ru/article/?object=02879

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010