Благовещенский собор (Харьков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенский собор) в Харькове — кафедральный собор Харьковско-Богодуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] История собора, а вернее еще деревянной церкви, началась в 50-х годах XVII столетия, когда одновременно с развитием Харькова основываются форпосты православия — церкви Рождественская, Николаевская, Вознесенская и Благовещенская. Бурная судьба церкви пестрит трагическими событиями, первым из которых был пожар 1738 года, когда она была полностью уничтожена. Но благодаря прихожанам Залопаньского поселения церковь недолго находилась в забвении — ее быстро восстановили в первозданном виде. Однако новая деревянная церковь простояла недолго — в 1789 году было принято решение о замене ее на каменную по проекту Петра Анатольевича Ярославского (1750 – 1810), которая через пять лет была освящена и открыла свои двери прихожанам. Расширение церкви, до 1836 года однопрестольной (стол для совершения таинства Святого Причастия у христиан), связанное с увеличением прихода, вызвало пристройку придельных храмов великомучеников Варвары и Иоанна Воина при содействии церковного старосты А. Д. Скрыпника. Что в последствии дало возможность храму носить титул “Городского собора” (до 1863 года). Первая каменная Благовещенская церковь, 1846 Расширение прихода на этом не остановилось, что потребовало либо расширение существующего храма либо постройки нового. На расширенном заседании церковного прихода в 1887 году было принято решение в пользу последнего и закладка нового храма состоялась 2 октября 1888 года. Новое здание храма строилось по проекту Михаила Ивановича Ловцова (1850 — 1907) — будущего главного архитектора Харькова – в течении двенадцати лет, в то время как богослужения происходили в старом здании. Общая смета строительства собора составила 400 000 рублей. Освящен храм был в 1901 году, после сноса здания старого храма, из которого были перенесены иконы и церковная утварь. А в 1913 году собору уже возвращен статус “Городского собора”.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Хроника миссионерской поездки «Наш Дальний Восток». Часть 3, последняя. Благовещенск – «Белая» Хроника миссионерской поездки «Наш Дальний Восток»: чч. 1 , 2 4-й день. 19 декабря 2006 г. Благовещенск 08:00. Литургия в кафедральном соборе. В день памяти святого Николая Угодника храм переполнен. Среди молящихся вижу группки молодых китайцев. Жители Поднебесной, маленькие и хрупкие, по виду почти дети, с умилением слушают русские церковные песнопения, не понимая в них ни слова; внимательно рассматривают облачение православного архиерея. В храме светло и радостно. Всем нравятся церковные распевы. После великого входа у престола на колени встает диакон. Аксиос! В Благовещенской епархии одним священником теперь больше. Много причастников. После окончания службы архимандрит Тихон преподносит владыке икону священномученика Илариона (Троицкого), чьи мощи покоятся в московском Сретенском монастыре. И вновь «совпадение»! Оказывается, Благовещенская епархия была воссоздана 28 декабря 1993 г., в день мученической кончины, а теперь и церковной памяти священномученика . Узнали мы об этом, только вернувшись в Москву. Еще одно «совпадение» произошло шесть лет назад: в канун перенесения мощей священномученика Илариона московская Сретенская обитель встречала чудотворную Албазинскую икону Пресвятой Богородицы. 11:30. Служба окончена. Подхожу к китайцам, интересуюсь, кто они и откуда. На ломаном русско-английском объясняют, что учатся в Благовещенске и очень хотели послушать православный церковный хор. Когда-то наши предки вот так же пришли послушать византийское пение в храме Софии Константинопольской… Первый амурский священник Александр Сизой При солнечном свете кафедральный собор особенно хорош. С южной стороны развевается российский флаг. Зачем он здесь? Ответ – в дневниках священника Александра Сизого, очевидца памятных событий 1858 г. : «Здесь (около Никольской церкви. – Примеч. автора) граф Муравьев и святитель Иннокентий, преклонив колена, воздали Господу Богу благодарение за возвращение в достояние Российской державы Приамурского края, и в знамя сего в двух саженях от церкви на южной стороне было на высоте воздвигнуто Государственное знамя, показывающее, что эта страна отныне навсегда принадлежит русскому царю и Русской Православной Церкви» . «Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!»

http://pravoslavie.ru/729.html

Владыка Гавриил (Стеблюченко)      Владыка Гавриил (Стеблюченко), бывший наместник Псково-Печерского монастыря, стал первым правящим архиереем. В 2011 году он был отправлен на покой. Сегодня его уже нет в живых, и верующие вспоминают его с теплотой. Именно на его долю выпала тяжелейшая миссия установления православного христианства в Амурской области. Благодаря его усилиям в 2003 году Приамурье обрело настоящий каменный кафедральный собор. Деньги на него собирали всем миром. Сегодня Благовещенскую и Тындинскую епархию возглавляет Владыка Лукиан (Куценко). Подвижник и, по отзывам прихожан, человек, способный удивлять. При нём церковная жизнь в Приамурье получила новый импульс. Владыка Лукиан широко известен среди верующих центральной части России. Он прибыл в Благовещенск из Ленинградской области, где преуспел в возвращении церкви и восстановлении многих поруганных святынь. Среди них Свято-Троицкая Александра Свирского мужская обитель, древняя святыня Северо-Запада России, памятник истории, культуры и архитектуры федерального значения. Владыка Лукиан      За пять лет под руководством владыки Лукиана в разных районах области возвращено церкви, построено и заложено около двух с половиной десятков православных храмов, мужской и женский монастыри, духовно-просветительский центр и другие объекты. Началась подготовка священников. Епископ Лукиан на субботнике      Владыка отмечает своё рождение одновременно с именинами амурской столицы. Епископ Благовещенский и Тындинский родился 7 апреля 1965 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. скрыть способы оплаты Комментарии Наталья 11 января 2017, 07:49 В Росии есть много городов и весей, расположенных гораздо дальше на восток, чем Благовещенск. Поэтому говорить,что этим действительно славным и героическим городом заканчивается и начинается земля русская, неправильно. И еще хочется обратить внимание автора, что молятся все-таки ПЕРЕД иконой, а не иконе, несколько раз встречается эта фраза. " Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений " (Рене Декарт).

http://pravoslavie.ru/100059.html

Новости Петербургская епархия в случае передачи ей Благовещенского храма готова взять на себя уход за его захоронениями 13.07.2015 11:19 Санкт-Петербург, 13 июля. Санкт-Петербургская епархия в случае передачи ей Благовещенского храма готова полностью взять на себя уход за его захоронениями, а также обеспечивать сохранность расположенных там памятников, сообщили «Интерфаксу» в епархии. «В действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. Примером тому является Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, который ежедневно совершенно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от их вероисповедания», - заявили в епархии. Как отмечается в сообщении, «странно и даже дико» звучат предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. «Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь», - говорится в сообщении. В епархии уточнили, что, если Александро-Невской лавре передадут Благовещенскую церковь, захоронения и исторически относящиеся к нижней церкви-усыпальнице надгробные памятники, которые входят в состав Музейного фонда РФ, будут переданы по договору в пользование религиозной организации, что соответствует действующему законодательству и не является каким-то исключительным случаем. В епархии отмечают, что подобная практика существует по другим церковным памятникам, в которых расположены предметы, впоследствии включенные в Музейный фонд. Например, при возвращении здания Казанского кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии были переданы в пользование музейные предметы, исторически относящиеся к интерьеру собора, в частности находящиеся над усыпальницей Михаила Кутузова мемориальные доски, трофейные знамена и ключи от взятых крепостей. Ранее директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев сообщил «Интерфаксу», что власти Петербурга направили в музей проект распоряжения о передаче Благовещенской усыпальницы, находящейся в оперативном управлении этого учреждения, в пользование епархии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Хотя правильнее сказать, что свое имя Благовещенская башня получила не от церкви, а от чудотворной иконы Благовещения, для которой около башни и была построена эта церковь. До возведения храма икона находилась прямо на наружной стене башни, обращенной к Кремлю и к царскому дворцу. По легенде, там, на башенной стене этот образ явился чудесно во времена Ивана Грозного. В ту пору в башне, около которой стоял царский Житный двор, находился застенок, куда заточили какого то несправедливо обвиненного воеводу. Он был приговорен к казни за преступление, которого не совершал, и ожидая смертного часа, не переставая молился, когда надежда на оправдание и на спасение была уже потеряна. И однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Узник не поверил своему сну и просить не стал. Но сновидение повторилось, и Царица небесная вновь велела ему просить царя о свободе, обещая свою помощь. Тогда он решился обратиться к царю и прогневал его своею просьбой – Грозный в ярости велел привести к нему дерзкого пленника. Однако когда стражи явились за ним в башенную тюрьму, они увидели, что на внутренней стороне башни, обращенной к царскому дворцу, чудесным образом явилась икона Благовещения. И потрясенный царь немедленно повелел выпустить узника, а на башне сделать для иконы деревянную часовню. С тех пор эта кремлевская башня стала именоваться Благовещенской. А в 1731 году императрица Анна Иоанновна велела выстроить для чудотворной иконы Благовещенскую церковь. И по проекту архитектора Г. Шеделя ее возвели так, что стена башни с иконой оказалась встроенной в храм. На верху самой башни устроили колокольню и на главу водрузили крест – так кремлевская башня, увенчанная православным крестом, стала церковной колокольней. А церковь по-старомосковски именовалась " Благовещенская, что на Житном дворе " . Всего через несколько лет, в 1737 году случился страшный пожар, в котором сгорел Царь-колокол. В огне была повреждена и Благовещенская церковь, но осталась невредимой чудотворная икона. На протяжении столетий притекали в ней в Кремль молящиеся о помощи.

http://pravoslavie.ru/112.html

В 2009 г. при подготовке к юбилею храма сотрудники сайта «Энциклопедия Козельска» собрали все доступные на то время разрозненные известия о церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в Козельске с тем, чтобы выяснить, что же мы вообще знаем о ней, а какие страницы нуждаются в «прояснении». Разрозненные страницы истории Благовещенской церкви 1709 г. В Козельске, среди прочих (число пока неизвестно), действует и Благовещенская церковь, в которой служит попом Василий Семёнов. 1779 г. В городе, не оправившемся от пожара 1777 года, действовали только три уцелевшие от огня церкви: Соборная Успенская и 2 приходские - Пятницкая и Благовещенская. Служба шла также в Михайловском (Архангела Михаила) приделе монастырской церкви Вознесения Господня. Преображенская же церковь, что на св. вратах, также сгорела, вместе с бывшими монастырскими келиями деревянного здания (Л. Кавелин, Приложения к историческому описанию Оптиной пустыни. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Издание третье дополненное, Репринтное издание Свято-Введенской Оптиной Пустыни, печати 1875 г.) . Благочинным священником Благовещенской церкви в Козельске являлся Петр Михайлов (год требует уточнения). 1810 г. Построена Благовещенская каменная церковь Рахмановыми; имеет два придела. Примечание: строительство каменной Благовещенской церкви в городе Козельске осуществлено Рахмоновыми, каменная колокольня будет возведена в 1825 (по другим данным в 1832) году. Деревянный храм этого имени существовал в Козельске еще и в 1709 году. 1820 г. В Козельском словесном суде заключается контракт, по которому священно- и церковнослужители Благовещенской церкви города Козельска землю, называемую «Поповою Кумушкой», отдали в оброчное содержание под постройку фабрик купцам Льявым (?). Споры по этой земле Благовещенской церкви с Козельским городским обществом будут продолжаться многие годы, вплоть до 1853 года. 1853 г. Ответом за Обер-прокурор Святейшего Синода сообщил Министру внутренних дел о том, что ввиду того, что Козельское общество не предоставило никаких законных доказательств на права по отношению к спорной с Благовещенской церковью земле, называемой «Поповою Кумушкой» (см. при 1820 г.), ранее отданной в оброчное пользование для строительства фабрик купцам Льявым (?): «… я со своей стороны нахожу решение Калужских судебных мест, с коим согласились Казенная Палата и Начальник Губернии, правильным и сообразным с существующими постановлениями, а потому полагал бы, утвердить его». Таким образом, Козельское городское общество проиграло спор с Благовещенской церковью Козельска относительно прав на её земли – «Поповую Кумушку».

http://sobory.ru/article/?object=07222

Православные китайцы посетили Благовещенск Москва, 7 августа 2012 г. Областной центр Приамурья посетили члены китайской общины Покровского храма города Харбин, которые приехали познакомиться с приходской жизнью амурских единоверцев. Дружба благовещенцев с православными харбинцами завязалась во время поездки в Китай, организованной Паломническим отделом Благовещенской епархии. «В программу поездки “Православный Харбин” входит посещение единственного действующего храма города – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который обычно открыт по воскресеньям, – рассказывает глава епархиальной паломнической службы Ольга Аникина. – После службы, которая проходит у них без священника мирским чином, мы отправились на обед с представителями китайской православной общины и русского клуба в Харбине. Познакомившись, мы пригласили их в гости в Благовещенск» . На приглашение откликнулись 10 прихожанок Покровского храма вместе со старостой прихода. На таможне гостей встречали руководители паломнического и миссионерского отделов епархии. Языковой барьер помогал преодолеть русский переводчик, любезно предоставленный Русско-китайской торговой палатой. В помещениях Епархиального управления китаянки сменили привычные для них брючные костюмы на платья и юбки, а на головах появились платки. Гостям предстояло посетить главный храм епархии – Благовещенский кафедральный собор. Клирики собора провели для гостей небольшую экскурсию по церковной территории, показав им памятник первооснователям Приамурья – графу Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), могилу первого амурского священника, а также Никольскую церковь – копию исторического храма середины 19 века, сообщает пресс-служба Благовещенской епархии . Отдельной экскурсионной темой стал рассказ о чудотворной Албазинской иконе Божией Матери «Слово Плоть Бысть». Перед иконой иереем Андреем Букреевым и протодиаконом Иоанном Чумаком был отслужен водосвятный молебен. В заключение православные китайцы были приглашены на обед в трапезную собора. Поскольку гости изъявили намерение причаститься в благовещенском храме за воскресным богослужением, священник напомнил им, как необходимо готовится к таинству Причастия. 7 августа 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/55337.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

«1919 ноября 10/23. Благословляется устроить общее собрание представителей приходских советов для рассмотрения доклада настоящей комиссии. Митроп. Вениамин». Такое собрание состоялось в покоях Митрополита в Александро-Невской лавре 1 декабря/18 ноября 1919 года. На нем присутствовали: митрополит Вениамин, протопресвитер А. А. Дернов, наместник Александро-Невской лавры архимандрит Виктор (Островидов), благочинный монастырей Петрограда архимандрит Иерофей (Померанцев); представители от: Российской Академии наук – академики Н. Я. Марр, А. А. Шахматов и проф. Н. К. Никольский ; Петроградской Духовной академии – проф. С. М. Зарин; Петроградского университета – профессора Ю. П. Новицкий, И. Н. Третицын, Б. А. Тураев ; Петроградского Епархиального совета – проф. АА. Бронзов; Палестинского общества – проф. И.С. Пальмов ; Богословско-Пастырского училища – И. П. Щербов, Ф. К. Андреев, С. А. Купрессов; уполномоченные от 36 приходов: прот. Т. Налимов, свящ. П. Балыков и Н. К. Либин (Казанский собор); свящ. Н. Платонов, Л. Шпергазе (Андреевский собор), С. О. Рейхардт (Самсониевский собор), П. А. Демченко (Князь-Владимирский собор), К. Я. Здравомыслов (Преображенский собор), прот. И. Морев , В. Гусев (Сергиевский собор), прот. А. Беляев (Николо-Богоявленский собор), прот В. Чуев (Введенский собор), свящ. Г. Сербаринов, А. Жуков, Б. М. Назаров (Скорбященская, что за Литейным двором, церковь ), прот. П. Ивановский, В. Хрусталев (Скорбященская церковь на Стеклянном заводе), прот. В. А. Акимов, прот. Н. В. Чепурин и А. С. Николаев (Покровско-Коломенская церковь ), прот. М. И. Поспелов (Благовещенская церковь на В.О.), прот. Н. А. Комарецкий, В. Смирнов (Благовещенская церковь на пл. Труда), прот. И. Сарв, Г. П. Васин, Е. С. Жуков (Богоявленская церковь на Гутуевском острове), прот. М. И. Сперанский (церковь св. вмц. Екатерины в Екатерингофе), И. Шувалов (церковь свт. Николая на Расстанной ул.), свящ. А. И. Введенский (церковь свв. Захарии и Елисаветы), прот. И. Альбов (Пантелеймоновская церковь), Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

писал: «Дорога лежит мимо Воронцовской женской обители, так печально прославившейся за последнее время своими смутами. Прекрасный недостроенный собор стоит еще в лесах и производит грандиозное впечатление». В 1916 г. собор отмечался по-прежнему как строящийся. Последняя настоятельница, монахиня Вера, была арестована в 1918 г. и погибла в заключении, а монастырь был преобразован в религиозно-трудовую коммуну. Освящение собора состоялось в 1919 г. Накануне революции в монастыре проживало 88 сестер. Закрыт он был в 1925 г., собор использовался как склад совхоза, пустовал. Внутреннее убранство было полностью утрачено, за исключением пола из метлахской плитки. На куполах сохранялись следы позолоты. После возобновления церковной жизни в 2001 г. купола покрыты оцинковкой, на кровле устроено временное покрытие, к 2017 г. пришедшее в негодность. Собор продолжает разрушаться несмотря на то, что сохранил все первоначальные архитектурные элементы, позволяющие говорить о нем как о произведении не идеальном с точки зрения гармонии форм, но все же ярком и редком. Благовещенский собор представляет собой пятиглавый четырехстолпный трехапсидный храм с хорами и звонницей. Световой является только центральная глава. Здание поставлено на облицованный камнем цоколь с полуподвалом, в котором предполагалось устроить еще один (четвертый) престол и усыпальницу. Типологически храм традиционен и в общих чертах повторяет композиции кубических пятиглавых четырехстолпных соборов. Этот тип берет свое начало от шестистолпных соборов Московского Кремля – Успенского и Архангельского, трансформируется до четырехстолпного уже в XVI в. Собор в Воронцове кажется, несмотря на внушительные размеры, как бы игрушечным, несколько бутафорским. Его широко расставленные пять глав заставляют вспомнить некоторые поволжские храмы, возникшие в эпоху «узорочья» как маргинальное явление, например, Введенский собор в Чебоксарах (1660-е гг.). Фактически, кремлевское величие оказалось низведено изменением пропорционального строя до изящной декоративности, вполне соответствующей экзальтированному духу иоаннитов.

http://sobory.ru/article/?object=08629

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010