Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

3. Поддерживая передачу исторических храмов России Церкви, просим передать Русской Православной Церкви, для совершения ежедневных богослужений и вознесения молитв о спасении Отечества, в постоянное совместное пользование с музеями храмы Московского Кремля, где покоятся святые мощи Государей, Патриархов и Митрополитов Российских, Петропавловский Собор Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, где покоятся честные останки Императоров Всероссийских, Храм на Крови в Санкт-Петербурге, Исаакиевский Собор и Благовещенский Собор (нижний храм) в Александро-Невской Лавре, где находится могила Александра Суворова, сохранив полный музейный контроль над этими храмами и их святынями и возможность посещения их как музеев в дневное время. Предусмотреть соблюдение в переданных православных храмах норм христианского благочестия в случае их совместной эксплуатации с музеями, в том числе, полного запрета вхождения женщин в алтарь храма, посещения алтаря храма музейными работниками-мужчинами только в присутствии священника, по образцу храма Николая Чудотворца в Толмачах в Москве, находящегося на территории Третьяковской галереи. 4. Просим восстановить на территории Московского Кремля разрушенные в 1929-1932 годах Чудов монастырь и Вознесенский монастырь в их прежнем виде и на прежнем месте в качестве действующих монастырей Русской Православной Церкви, чтобы в сердце России круглосуточно возносились молитвы монашествующих о спасении Русского народа и других народов России. 5. Восстановить на всех башнях Кремля их историческое навершие: Двуглавых орлов (Государственный Герб России) и убрать с башен рубиновые звезды-пентаграммы, не являющиеся официальной символикой Российского Государства. 6. Передать из музеев живые святыни – чтимые и чудотворные иконы, в храмы, где они пребывали в Царское время с возможностью их музейного хранения в специальных киотах под постоянным контролем музейных специалистов. 7. Поддерживая принятие закона против фальсификации истории народов в ущерб интересам России, просим принять новую программу преподавания российской и всеобщей истории, а также других гуманитарных дисциплин в школах и вузах, в которой особо отметить труды и подвиги Русского народа на протяжении всей тысячелетней истории нашего Отечества, вклад Русского народа в его развитие и защиту, убрать клевету, порочащую деятельность русских Государей и Царей, в том числе возведенную на Царя Ивана Васильевича Грозного, Императора Павла I, Императора Николая II и Его Августейшую Семью, прославленных в лике святых, а также на других Самодержцев Российских. В соответствии с новой программой обучения, обеспечить публикацию соответствующих учебников истории массовым тиражом, привлекая к их составлению православных ученых и общественность.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/27/po...

митрополитом Геронтием. Таким же образом, по повелению Иоанна, разобраны и созданы вновь еще три древние обветшавшие храма Кремля: собор Благовещенский на великокняжеском дворе, собор Архангельский и церковь святого Иоанна Лествичника (Иван Великий). Над построением первого трудились теперь (1484–1489) псковские мастера; Архангельский собор по образцу Успенского и в большем против прежнего размере соорудил (1505–1508) миланец Алевиз Новый, а церковь святого Иоанна Лествичника воздвиг (1505–1508) зодчий Фрязин Цебон. Вообще же число церквей в Москве при Иоанне III было уже довольно значительно: так, в 1472 г. сгорело не в самом городе, или Кремле, а только в посаде 25 церквей; в 1475 г. сгорело в самом Кремле 12 деревянных церквей и 11 каменных обгорело; в 1488 г. опять только в посаде сгорели еще 42 церкви. Сын и преемник Иоанна великий князь Василий с усердием украшал прежние церкви в Москве: он велел (1508) расписать по золоту свой придворный Благовещенский собор, обложил в нем все иконы серебром, золотом и жемчугом и позолотил самый верх церкви, отчего она начала именоваться златоверхою, а чрез несколько лет (1515) велел расписать внутри весь Успенский собор, и это расписание было столь «чудно и всякия лепоты исполнено», что все входившие во храм поражались и как бы переносились на небо. С не меньшим усердием великий князь сооружал в Москве новые церкви: в 1514 г. он повелел заложить и воздвигнуть разом десять каменных церквей, в том числе Рождества Пресвятой Богородицы на своем дворе, святого Владимира в Садех, святого Леонтия Ростовского и святого Петра, митрополита Московского , за Неглинною, поручив все эти работы одному и тому же мастеру Алевизу Фрязину, а в 1527 г. поставил разом еще три каменные церкви, в том числе Преображения Господня на своем дворе. Царь Иоанн Васильевич IV не уступал двум своим предшественникам в украшении своей столицы святыми храмами. После страшного пожара 1547 г., истребившего или разрушившего более или менее почти все здания в Москве, Иоанн возобновил, между прочим, три главных кремлевских собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский, и при этом верхи двух первых позолотил.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В настоящее время хорошо сохранились внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века, времен Иоанна Грозного. Иконам Благовещенского собора принадлежит исключительная роль как самым древним из сохранившихся. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева. Здание собора стоит на высоком подклете, который представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Восточная галерея утрачена. Южная представляет собой отдельное закрытое помещение. Придел, расположенный в галерее, основан 1562-1564 годах. Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Ранее утраченный портал на данный момент восстановлен. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой. Со стороны Москвы-реки на эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века. Сохранились резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, свидетельствующие о богатстве и изысканности декора. Ствол колонны и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски есть и на резных деталях южного крыльца. Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля. Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, поэтому главные входы так торжественны и нарядны. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств. После революции 1917 года собор был закрыт, а в 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию, сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения , которые совершает патриарх Московский и всея Руси. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Благовещенский собор является выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции и имеет особое значение в истории русского зодчества. В облике собора соединены черты московской архитектуры с характерными для псковского зодчества деталями. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые ниши и пояски «бегунка» и «поребрика», выложенные из кирпича особой формы, а также ярусы килевидных закомар и кокошников, характерные для московского зодчества. Современный облик собора с крытыми галереями, четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века. Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна. Восточная стена ранее была закрыта галереей, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный, каменный поясок балясин. Стены приделов расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Также Двукратный Собор (861 г.) напоминает: «Святый и вселенский шестый собор подвергает извержению тех из клира, которое без соизволения епископа, литургисают, или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся (Шестой вселен. собор, прав. 31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как святая Церковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития, и поучает оной, не прилично и преступно было бы попустити живущим в безначалии и ненаказанности поныряти в домы, и разрушати благочиние церкви, и исполняти оную многим смущением и соблазнами. Того ради настоящий священный и Богосодействуемый собор, согласно со святым Вселенским Шестым Собором, определил: да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся, явно же есть, яко назначение сие дается им от епископа того места. Аще же кто кроме сих, без соизволения епископа, вторгаяясь в домы дерзнет коснутися совершения литургии: таковый да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению Собором (12 правило). Домовые храмы в Русской Церкви Практика устроения домовых храмов была воспринята и Русской Церковью. Так, в прямом смысле домовыми могут считаться княжеские храмы. Один из самых известных – Дмитриевский собор г. Владимира, использовавшийся в качестве домового при великом князе Всеволоде Большое Гнездо. Другим примером служит Благовещенский собор Московского кремля, который вплоть до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского в связи с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм. Другим классическим для допетровского времени примером является комплекс теремных церквей Московского Кремля. Еще один известный пример: особый храм для царицы Марии Ильиничны Милославской, который был устроен рядом с ее дворцом в Саввино-Сторожевском монастыре в подмосковном Звенигороде (Троицкая церковь).

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

В 1816 г. в трапезной был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого, куда были перенесён ковчег с частицами святых мощей св. Иоанна Милостивого из разобранной в то время церкви на Кисловке. В 1831 г. Портомойные ворота рядом с придельной Благовещенской кремлёвской башней были наглухо заложены. В 1891 г. проводилась реставрация Благовещенской церкви. Реставраторы были поражены тем, что не смотря на сырость от Москвы-реки явленная икона Благовещения не потеряла яркости красок. Во время реставрации был открыт ход в башню и там был устроен придел во имя святого Иоанна Милостивого с иконостасом из белого мрамора. Бойницы башни были растёсаны до больших окон. До 1917 г. в церкви также находилась особо чтимая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость», ныне находящаяся в церкви Илии Обыденного на Остоженке. Благовещенская церковь на Житном дворе была уничтожена в 1932 г. во время большевистских разрушений древних храмов и построек на территории кремля в 1920-30-е гг. Придел в Благовещенской башне был также уничтожен, а крест над шатром вновь заменён флюгером. Судьба явленной иконы на стене башни в советское время неизвестна. Благовещенская церковь на Житном дворе менее известна, чем Благовещенский собор и только название кремлёвской башни напоминает о разрушенной святыне. Источник http://wikimapia.org Там, где была когда-то низменная часть набережной московского Кремля, находится место, издавна называемое Подолом. В XIV-XV веках, здесь были расположены дворы, которые, в основном, принадлежали знатным боярам. Позже, примыкавший к кремлёвской стене западный угол Подола, отошёл во владение великого князя Василия Дмитриевича, после смерти которого его супруга Софья Витовтовна построила здесь Житный двор. Просуществовал он до середины XVIII века. Рядом с Житным двором, в кремлёвской стене, была башня с находящимися около неё Портомойными воротами. Назывались они так, потому что через них был проезд и проход к реке для прачек, которые полоскали там бельё венценосных особ. А в самой башне в XVI веке находилась тюрьма.

http://sobory.ru/article/?object=34512

Соборы Московского Кремля В архитектурный ансамбль Московского Кремля входят восемь соборов. Один из главных храмов русского государства – Успенский. В нем проходила коронация императоров, венчание на царство, избрание глав русской православной церкви и погребение митрополитов и патриархов. Сейчас здесь можно видеть моленное место Ивана Грозного, особо ценные иконы, некрополь и величественный иконостас. Благовещенский собор служил личным храмом великих князей и царей Москвы. Считается, что часть икон храма создана Андреем Рублевым, а также Феофаном Греком. Архангельский собор был родовой усыпальницей великих князей и царей. В нем 47 надгробий и 2 раки. Здесь покоятся великие князья Иван Калита и Дмитрий Донской, Иван III и Иван Грозный, царевич Дмитрий и цари Михаил и Алексей Романовы. Созданный во время Куликовской битвы образ " Архангела Михаила с деяниями " можно увидеть в иконостасе храма. Домовый храм русских митрополитов и патриархов – небольшая церковь Ризоположения. В нем в едином ансамбле представлены четырёхъярусный иконостас в серебряном окладе и настенная живопись. К северу от Успенского храма и колокольни Ивана Великого находятся Патриаршие палаты и небольшой пятиглавый храм Двенадцати апостолов, построенный русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым. Десятиглавый собор Василия Блаженного много раз подвергался опасности сноса. Наполеон в 1812 году мечтал его увести в Париж, а позже хотел взорвать. В Советское время собор мешал прохождению демонстраций и его также хотели уничтожить. К востоку от Теремного Дворца расположены четыре домовые церкви: св. Екатерины и Верхоспасский собор, церковь Распятия Христа и церковь Воскресения Словущего. Московский Кремль - история и архитектура Первое упоминание о Москве встречается в летописи и относится к 1147 году. В 1156 году на берегу Москвы-реки и устья реки Неглинной были построены первые деревянные стены. Русь в то время была разъединена на отдельные княжества, поэтому не смогла в 1238 году устоять от нашествия татаро-монгольского ига. Москва была разорена, а Кремль сожжен.

http://sobory.ru/article/?object=20540

Благовещенский собор является уникальным храмом, поскольку сохраняет нетронутым часть соборного некрополя. Под алтарем Благовещенского собора располагался храм, освященный в 1896 году во имя Всех святых. Этот храм являлся усыпальницей казанских архиереев, здесь находилось семь погребений, которые не сохранились. Зато сохранились погребения пяти митрополитов и трех архиепископов в самом Благовещенском соборе и погребения двух архиепископов в придельном храме. Таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имеет то же значение, что Ризоположенский храм Московского кремля для Края Московского и Софийский собор для Новгородского. В соборе до революции хранилась гробница с мощами святителя Гурия Казанского. Среди других святынь Благовещенского собора - одна из наиболее известных - древняя келья архиепископа Гурия, обнаруженная в 1841 году при перестройке Борисоглебского придела. На восточной стене кельи находилась древняя фреска XVI в. - образ Нерукотворного Спаса. В 1906 году была отстроена часовня над этой кельей. В советское время часовня использовалась как подсобное помещение для дворника. Однако сама келья при реконструкции 90-х годов была обнаружена заложенной кирпичом, в результате чего древняя фреска в не пострадала и сохранилась до настоящего времени. После пожаров XIX в. собор долгое время не расписывался. И только в 1870 году для росписи кафедрального собора из Владимирской губернии был вызван известный иконописец Н.Л.Сафонов. Так в трапезной части Благовещенского собора возник уникальный цикл росписей, связанный: с обретением и прославлением Казанской иконы Божией Матери; рукоположением митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретением митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия. На сводах и стенах трапезной части собора находятся изображения святых, во имя которых были освящены казанские храмы - св.Киприана и Иустинии; Кизических мучеников; благоверных князей Феодора, Давида и Константина и т.д.

http://sobory.ru/article/?object=02525

– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами. В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован. – Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями? – В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев. 11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней. Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/156909.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010