В настоящее время хорошо сохранились внутренние помещения приделов с резными белокаменными полами и комплексы иконостасов 60-х годов XVI века, времен Иоанна Грозного. Иконам Благовещенского собора принадлежит исключительная роль как самым древним из сохранившихся. Многие из них относятся к XIV–XV столетию и принадлежат кисти знаменитых иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева. Здание собора стоит на высоком подклете, который представляет собою памятник архитектуры конца XIV в. Собор с трех сторон окружен галереями. В архитектуре северной и западной парадных галерей видны черты итальянского Возрождения. Они перекрыты красивыми по очертаниям крестовыми сводами, несущие их столпы украшены филенками и увенчаны резными белокаменными капителями, подобные капители украшают и лопатки стен. Восточная галерея утрачена. Южная представляет собой отдельное закрытое помещение. Придел, расположенный в галерее, основан 1562-1564 годах. Южная паперть почти полностью утратила свой первоначальный облик: переложены своды, перестроены западная и восточная стены, стесаны лопатки четверика собора. Ранее утраченный портал на данный момент восстановлен. Он выполнен в традициях раннемосковского зодчества — перспективный по форме, с чередующимися прямоугольными выступами и полуколонками с бусинами на половине высоты и сноповидными капителями. Завершается портал килевидной аркой. Со стороны Москвы-реки на эту паперть ведет украшенное резьбой крыльцо. До наших дней дошли белокаменный резной портал, обрамление окна и часть фриза на стене, относящиеся к середине XV века. Сохранились резные детали — наличник окна в восточной части и колонка середины XV века, свидетельствующие о богатстве и изысканности декора. Ствол колонны и капитель покрыты мягким плоскостным узором крупных листьев аканта, раскрашенных желтой, светло-зеленой и красной красками. Следы многоцветной раскраски есть и на резных деталях южного крыльца. Благовещенский собор входит в комплекс музеев Московского Кремля. Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Ховань, деревня – 390 Хорив, гора (см. Синайская гора) Ц арьград (Царяград), город (см. Константинополь) Церкви: Авраамова церковь в Иерусалиме – 196, 323, 597 Андрея Первозванного в Киеве – 140, 256, 570 Антониевская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) 570 Апостолов Петра и Павла в Риме (см. Собор Святого Петра) Архангельский собор московского Кремля – 583 Бакчи (Иоанна Предтечи) в Константинополе – 42, 161, 281, 582 Благовещенская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) 572 Благовещенский собор московского Кремля – 583 Варлаамовская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) – 570 Василия Блаженного в Москве – 581 Введенская церковь Киево-Печерского монастыря (подземная) – 570 Великая церковь в Иерусалиме (см. церковь Воскресения Христова) Вознесения Христова в Иерусалиме 102, 219, 343, 532 Воскресения Лазаря в Вифании – 219, 611 Воскресения Христова в Иерусалиме 80, 88–98, 194, 195, 203–216, 322, 327–339, 352, 400, 427, 442, 457, 464, 483, 501, 502, 506, 510, 511, 520, 532, 549, 595–597, 601, 623, 636, 637 Георгия Великомученика в Рамле – 73, 74, 189, 315, 504 Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме – 89, 90, 323, 327–330, 637 Двенадцати апостолов в Иерусалиме 81, 597 Дмитровский собор Московского Кремля – 601 Ероя (см. Святая Святых) Иакова Алфеева, брата Божия, в Иерусалиме – 81, 97, 98, 196, 213, 215, 232, 337, 338, 596, 605 Иакова Заведеева в Иерусалиме – 596 Иоакима и Анны в Иерусалиме – 342 Иоанна Богослова в Акри – 68, 310 Иоанна Лествичника , «иже под колоколы», в Москве – 581 Иоанна Предтечи в орловском Успенском монастыре – 569 Ильи Пророка в иерусалимском Ильинском монастыре – 83, 198 Константина и матери его Елены в Иерусалиме – 81, 92, 98, 196, 208, 215, 323, 332, 338, 597 Крестовоздвиженская церковь в Киеве – 570 Михайловский Златоверхий собор в Киеве – 138, 255, 517, 569 Николая Чудотворца «на желтых песках» в Москве – 620 Покрова Богородицы в Москве – 243, 375, 376, 397, 518, 619 Покрова Богородицы на Ветке – 405, 406 Преображения Господня в лавре Саввы Освященного – 85, 200, 349

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1702 Лидов А.М. Реликвия как иконный образ в сакральном пространстве храма. Там же, с. 28–29; Лидов А.М. Мандилион и Керамион как образ-архетип сакрального пространства, в настоящем сборнике. 1706 Grabar A. Les revétements en or et en argent des icons Byzantines du Moyen Age. Venise, 1975. Cat. 35. P. 63–64. Pl. XLIV–XLV 74–78). Pl. C 1707 Беляев Л. А. Архитектурный образ как реликвия. О древнерусских каменных иконах с изображением Гроба Господня//Реликвии в искусстве и культуре... с. 79. 1708 См., например: Звездина Ю. Н. Особенности изображения страстных эмблем в русской иконописи конца XVII–XVIII века//III Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой/Сб. статей. ЯХМ. Ярославль, 1999, с. 46–53; Она же. Два оклада Евангелий с изображением эмблем и символов Страданий Христа//Филевские чтения (в печати). 1709 Об эмблематике см.: Emblemata: Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts/Hrsg. vonA. Henkel und A. Schöne. Stuttgart, 1978; Warncke C.-P. Sprechende Bilder – sichtbare Worte. Das Bildverständnis in der frühen Neuzeit (Wolfenbütteler Forschungen. 33). Wiesbaden, 1987; Звездина Ю. H. Эмблематика в мире старинного натюрморта. М., 1997. 1710 Их особенно много в «Огородке» Антония Радивиловского, изданном в Киеве в 1676 г. См. также: Звездина Ю. Н. Аллегория у св. Димитрия Ростовского и эмблема у Антония Радивиловского//История и культура Ростовской земли. 1998. Ростов Ярославский, 1999, с. 106–111. 1711 См.: Стерлигова И. Л. Ковчег Дионисия Суздальского //Благовещенский собор Московского Кремля/Материалы и исследования. Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». М., 1999, с. 280–303; Чугреева Н. Н. Чудотворная икона Богородицы Казанской с реликварием из Вознесенского монастыря Московского Кремля//Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000, с. 182. 1713 Подробнее см.: Соколова И. М. Новый Иерусалим в Кремле. Незавершенный замысел царя Федора Алексеевича//Художественные памятники Московского Кремля. Материалы и исследования; вып. 16. М., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн В день инаугурации Президента Российской Федерации В.В. Путина Святейший Патриарх Кирилл совершил молебное пение в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 мая 2012 г. 14:30 7 мая 2012 года в Благовещенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации В.В. Путина . Предстоятель Русской Православной Церкви встретил Президента России с супругой у входа в Благовещенский собор. В прозвучавшей на молебне диаконской ектении было провозглашено особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати» . Затем молитву о главе Российского государства вознес Святейший Патриарх Кирилл: «Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом правляяй всяческая! Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающаго начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его безпреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти, подчиненная же ему правительства правляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимем здравии и непременяемем благополучии. Подаждь и всем нам, во вся дни правления его, тихое и безмолвное житие и вся, ко временней и вечней жизни потребная, да тако въ мире и тишине поживше, возславимъ Тя, нашего всещедраго Владыку и Благодетеля, и в радости и благодарении сердец наших воспоим: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, во веки веков» . Последование молебна в день инаугурации Президента России было составлено в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия II . Приснопамятный Предстоятель Русской Церкви совершал его трижды — в 2000, 2004 и 2008 годах.

http://patriarchia.ru/db/text/2206277.ht...

Покрытие золотом серебряных и медных О. икон, крестов, богослужебных книг и др. предметов на протяжении столетий производили традиц. способом амальгамного золочения. В XVI-XVII вв. в мастерские Московского Кремля из царской казны поступали для этих целей золотые монеты, как правило «угорские» (венгерские), т. е. такие, к-рые были чеканены по стандарту венг. дуката ( Ширяков И. В. Золотая монета в России XV-XVII вв.: АКД. М., 2000. С. 10; Зверев С. В. Золотые и позолоченные монеты - привески к почитаемым иконам в храмах Московского Кремля//Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории рус. культуры. М., 2008. С. 267). Мелко разрубленные и нагретые докрасна частицы золота растворяли в ртути, а затем густой смесью этих металлов (амальгамой) с помощью щетинной кисти покрывали лицевую поверхность предварительно очищенного и протравленного в кислом квасе или клюквенном соке серебряного оклада (об амальгаме: Рус. золотое и серебряное дело XV-XX вв. М., 1967. С. 47). После нанесения амальгамы серебряный предмет нагревали над жаровней с горячими древесными углями до испарения ртути (отсюда другое название способа - «через огонь»). Амальгамное покрытие было прочным, но дорогим; ложилось оно неравномерно, кроме того, наносило вред здоровью. В 1-й пол. XVII в. московские мастера часто применяли более рациональный прием золочения «через огонь» для нанесения прочного и равномерного слоя позолоты. Гладкие серебряные пластины басмы покрывали ртутью, а сверху накладывали тончайшие листы сусального золота, к-рые после испарения ртути прочно соединялись с поверхностью пластин. Остатки ртути удаляли нагреванием на горячих древесных углях. Затем на пластинах оттискивали орнамент. Для таких работ мастерам из царской казны выдавали листы сусального золота: напр., кормовому мастеру Серебряной палаты басманщику А. Фалееву в июне 1624 г.- 1000 листов, в апр. 1625 г. ему же с 8 товарищами - 1800 листов на золочение О. царских дверей и киота к чудотворному образу Пресв. Богородицы, «что у государева старого двора» ( Троицкий. 1930. С. 132). Для изготовления листа сусального золота слиток драгоценного металла многократно проковывали, отжигали и снова многократно проковывали через прочную мембрану (напр., бычий кишечник). Мастера использовали специально приготовленные «открасы», позволяющие изменить цвет или оттенок золочения. В XIX в. технология амальгамного золочения уступила место гальваническому.

http://pravenc.ru/text/2578241.html

В. Гаврищук - «На заре» (2012). В монументальной живописи В монументальной живописи на сев.-зап. столбе в Благовещенском соборе Московского Кремля (1547-1551) ( Качалова Н. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника рус. культуры. М., 1990. Ил. 70) О. представлена вместе с равноап. кн. Владимиром (уподобление парам равноапостольных имп. Константина и имп. Елены и благоверных имп. Михаила и имп. Феодоры). Она в традиц. одеждах, на голове визант. корона-камилавка («венец сомкнутого византийского типа») поверх белого плата, в правой руке крест, ладонь левой обращена вовне ( Самойлова. 2003. С. 32). В росписи Архангельского собора Московского Кремля (1652-1666, стенопись по первоначальной программе 1564-1565) образ О. помещен на вост. грани сев.-зап. столба во 2-м ярусе снизу напротив равноап. кн. Владимира, представленного на зап. грани сев.-вост. столба. Она в орнаментированной красно-коричневой далматике с широким золотым оплечьем, на голове городчатый венец поверх белого плата, у груди держит свиток. Фигура О. в росписи храма-усыпальницы рус. государей имеет особое значение в контексте программы декорации, связанной с темой святости русских правителей, О. представлена как 1-я святая правительница Руси и как ее просветительница. В росписях т. н. годуновского времени образ О. (на голове высокий городчатый венец, белый плат опускается на плечи) представлен в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (1598), на юж. грани сев.-зап. столба во 2-м регистре снизу, и соотносится как с царицей Еленой, так и с императрицами Ириной и Феодорой. По мнению Л. С. Ретковской, они выделены в отдельную группу за «их деятельность по укреплению и распространению православной религии в пределах Византийской империи (а для княгини Ольги - на Руси), их твердость в соблюдении церковных обрядов» ( Ретковская. 1955. С. 19). В Троицком (Преображенском) храме в Б. Вязёмах (между 1598 и 1600) О. изображена на сев. стене в нижнем ярусе сев.-зап.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы. М., 1997. С. 79–121; Щенникова Л.А. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» как «Одигитрия евангелиста Луки»//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996. С. 271–278; Она же. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» в жизни и духовной деятельности всероссийского митрополита Макария//Макариевские чтения. Можайск. 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 137–147; Она же. Прославление чудотворной Владимирской иконы Богоматери в XVI столетии: сказания и чтимые списки//История и культура Ростовской земли. 1997. Ростов, 1998. С. 96–103; Она же. «Владимирская» чудотворная икона в памятниках русской письменности XVI века//Русская художественная культура XV–XVI веков (Материалы и исследования/Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Московский Кремль»; 11). М., 1998. С. 38–52;Она же. Святая Покровительница государства Российского//Исторический вестник. М.; Воронеж, 1999. 3–4. С. 44–58, 73–79; Она же. Почитание Владимирской и Тихвинской икон Богоматери в Московском Кремле в XVI столетии//Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2006. (Материалы и исслед./Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Московский Кремль”»; 19); Она же. Иконы Богоматери Владимирской в храмах Московского Кремля XIV – начала XX века//Вестник истории, литературы и искусства. М., 2008. ПСРЛ. Т. 29. М., 1965. С. 355. Щенникова Л.А. Культ иконы Богоматери «Владимирской» в Великом Новгороде//Новгородский исторический сборник. СПб., 2003. Вып. 9 (19). С. 290–315; Она же. Иконы Богоматери «Владимирской» в монастырях города Суздаля//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2003. Вып. 7. С. 155–177; Она же. Иконы Богоматери «Владимирской» в храмах города Вологды//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2004. Вып. 8. С. 152–161; Она же. Почитание Богоматери «Владимирской» в Ростове Великом и Ярославле в XVI столетии//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2005. Вып. 9. С. 184–196; Она же. Иконы Богоматери Владимирской в монастырях Москвы XVI века//Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006. С. 123–135; Она же. Чудотворные иконы Богоматери в Псково-Печерском монастыре и городе Пскове: «Успение», «Умиление Владимирская», «Одигитрия»//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2007. Вып. 10. С. 349–387; Она же. Местночтимая икона «Богоматерь Владимирская» из Иосифо-Волоколамского монастыря и ее заказчик//Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века: Сборник статей памяти Виктора Михайловича Сорокатого (Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева). М., 2008. С. 173–198. Ил. на с. 388–389.

http://pravoslavie.ru/30910.html

А.М. Лидов. М., 1996. С. 303–315. Вероятно, в этот период по благословлению митрополита Киприана был сделан золотой оклад, от которого осталась пластина с «Деисусом» на верхнем поле и часть басмы. Оклад хранится в Оружейной палате: Музеи Московского Кремля, инв. МР-1018. Мнение о первоначальной принадлежности оклада с «Деисусом» древней Владимирской иконе в настоящее время является общепринятым. В учетных документах Оружейной палаты и первых публикациях весь оклад (или только «Деисус») датируется XIII веком. В.И. Антонова и И.А. Бобровницкая полагали, что он был создан непосредственно для иконы-списка начала – первой четверти XV века, хранящегося в Успенском соборе Московского Кремля (Антонова В.И., Мнева Н.Е. ГТГ. Каталог древнерусской живописи X – начала XVIII вв. М., 1963. Т. 1. С. 62. Прим. 7; Бобровницкая И.А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1985. С. 215–234). А.В. Рындина отнесла его создание к рубежу XIV–XV веков и обосновала изначальную принадлежность древней Владимирской иконе (Рындина А.В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV веке//Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 136–146). Эта датировка была поддержана И.А. Стерлиговой (Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV веков. М., 2000. С. 223–225). О московском пожаре 1547 года см.: Щенникова Л.А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М., 2007. С. 161–184. См.: Щенникова Л.А. Древнейшая икона-список чудотворного образа «Богоматерь Владимирская»//Московский Кремль XIV столетия, его древние святыни и исторические памятники. М., 2008. См.: Щенникова Л.А. Иконы Богоматери «Владимирской» в Троице-Сергиевом монастыре и их отношение к первым чтимым спискам чудотворного образа//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2002. Вып. 6. С. 123–145; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003.

http://pravoslavie.ru/30897.html

Московский Кремль: Благовещенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV— начала XV вв. Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик. В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244561...

XVIII в. (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. С. 196-197, 202-203. Кат. 176, 180). И. написан со свитком в руке на центральной минейной иконе рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775)) собраны Жития большинства Ростовских святых, проиллюстрированные 37 миниатюрами. На л. 269 об. И. изображен стоящим вполоборота влево, в молитвенном обращении к чудотворной Страстной иконе Божией Матери. У него короткая вьющаяся борода, волосы прядями лежат на плечах, длинная зеленая риза переброшена через правое плечо. На поземе слева нарисован шалаш с надписью: «Куща Исидора Блаженнаго». К ранним настенным изображениям И. принадлежит его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля. Полуфигура И. в медальоне находится в центральной апсиде рядом с образом блж. Максима Московского ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 35, 43). В росписях храмов Ростовского архиерейского дома (Ростовского кремля) в ц. Спаса на Сенях поясной образ И. написан в проеме окна в юж. апсиде алтаря (1675; см.: Никитина Т. Л. Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. М., 2002. С. 70, 75. Табл. 5;), в ц. Воскресения - на откосе окна верхнего яруса сев. стены (ок. 1670; см.: Она же. Церковь Воскресения в Ростове Великом. М., 2002. С. 71, 74. Табл. 8). В стенописях храмов Ростова (см.: Алитова, Никитина. 2008. С. 576) образ И. имеется в Богоявленском соборе Авраамиева мон-ря (в рост на сев. стене; после 1730); в соборе мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, на зап. стене на откосе юж. портала (1715); в ц. Спаса на Песках Спасо-Иаковлевского мон-ря, на юж. столбе (1890, худож. К. Я. Леонов по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева)); в приделе св. Иоанна Предтечи ц. Толгской иконы Божией Матери, среди Ростовских святых (1-я пол. XIX в. с поновлениями). В окрестностях Ростова И. представлен в росписи 1-й пол. XIX в. в ц. вмч. Георгия с. Юрьевское Ростовского р-на (поясной образ на сев. стене); в Борисоглебском р-не в стенописях ц. Св. Троицы с. Вощажникова (на откосе одного из окон юж. стены; кон. XVIII в.), в ц. Богоявления с. Уславцево (на откосе окна юж. стены; нач. XIX в.), в ц. Тихвинской иконы Божией Матери с. Павлово (в рост в нижней части юж. стены; сер. XIX в. с поновлениями). Кроме того, И. (в одежде странника, обут в лапти, опирается на посох) введен в группу подвижников XV в. в академической по стилю стенописи галереи рус. святых, перед пещерной ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа иеродиаконов Паисия и Анатолия кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010).

http://pravenc.ru/text/674886.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010