Во 2-й пол. XV в. была создана икона-«таблетка» «Святые Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин, Арсений Великий» из Софийского собора в Вел. Новгороде (НГОМЗ). На зап. наружном фасаде собора Рождества Богородицы в Ферапонтове (1502, мастер Дионисий), над входом, по сторонам от Богоматери «Знамение», представлены И. Д. и свт. Косма Маюмский с развернутыми свитками. Такое же изображение святого в тюрбане входит в композиции этого собора «О Тебе радуется» (на сев. стене) и «Что Ти принесем, Христе…» (на юж. стене). В Троицком соборе Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1668, артель Гурия Никитина) И. Д. изображен на юго-зап. столбе. Изображение И. Д. входит в композицию икон на сюжеты, связанные с прославлением Богоматери. Так, на иконах «О Тебе радуется» И. Д. представлен у подножия трона Богородицы протягивающим Ей свиток с написанным им гимном, напр.: на 2-сторонней иконе-«таблетке» (кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ; на обороте - Нерукотворный образ Спасителя); на иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1500, мастерская Дионисия, ГММК); на иконе письма Георгия Клонцаса (1604, монастырь вмц. Екатерины на Синае) и др. Изображение И. Д. может быть включено в композицию «Достойно есть» развернутой иконографии. В таких случаях И. Д. со свт. Космой Маюмским изображаются в ряду монахов и аскетов, славящих Богоматерь, как, напр., на 4-частной иконе из Успенского собора Московского Кремля (ок. сер. XVI в., ГММК). На клейме храмовой иконы Благовещенского собора Московского Кремля «Благовещение с Акафистом» (1-я четв. XVII в., ГММК), иллюстрирующем 12-й икос Акафиста, среди мирян и святых, припадающих к иконе Божией Матери «Знамение», был, вероятно, представлен И. Д. (лик утрачен, реконструируется по аналогичному изображению в росписи Ризоположенской ц. Московского Кремля); он был изображен в монашеских одеждах, с развернутым свитком в руке. На иконе «Собор Богоматери», предположительно происходящей из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле (ГРМ, 80-90-е гг. XVII в.), И.

http://pravenc.ru/text/Иоанном ...

Истина под камнем. Завершилась реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 2 июня 2011 г. 10:45 Десять лет назад Музеи Московского Кремля начали полномасштабную программу реставрации памятников, входящих в их оперативное ведение. Эта работа сопровождается комплексными исследованиями и выявлением проблем, которые приводят к разрушению святынь. Уже отреставрирована и открыта для посещения колокольня Ивана Великого, в основании которой размещен новый музей. В Архангельском соборе открыт придел св. Уара — в этом помещении ранее размещались пожарные, а теперь можно молиться перед чудотворной иконой мученика Уара о спасении душ умерших без святого Крещения. В мае 2011 года закончена реставрация Благовещенского собора . Об итогах работ по восстановлению «Российской газете» (Федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г.) рассказал заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля, доктор искусствоведения, профессор Андрей Баталов. — Как могло случиться, что центр нашей цивилизации в течение двух столетий оставался малоизученным объектом: натурные исследования проводились эпизодически, археологические начиная с середины XIX века можно пересчитать по пальцам? — С кремлевскими соборами происходило то же самое, что и со многими памятниками древнерусского искусства. Представьте себе многовековую жизнь иконы, которая постепенно покрывается новыми записями. Так и наши соборы постепенно облекались в многослойную скорлупу. Каждый великий князь менял, перестраивал, вносил что-то новое в эти объекты. К каждой коронации они каким-то образом «поновлялись», а в ХХ веке переживали косметический ремонт: их освежали, дабы не оскорблять взоры иностранных гостей и власть имущих. И потому они длительное время оставались один на один со всеми своими застарелыми болезнями, с проблемами устойчивости, совершенно неизвестными в части своей истории для многих поколений искусствоведов. — Долгое время Благовещенский собор был окружен легендами и мифами. Проведенная работа помогла установить истину и на что вы в этой работе опирались?

http://patriarchia.ru/db/text/1507835.ht...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Музейная классика». Искусствовед Н.Ю.Маркина о святынях Благовещенского собора Московского Кремля. Ведущая цикла — журналист Елена Смирнова. Ч.2. 24.02.2016 23:01 Елена Александровна Смирнова В передаче принимают участие известный искусствовед Наталья Юрьевна Маркина и журналист Елена Смирнова. Благовещенский собор Московского Кремля изначально был украшен росписями преп. Андрея Рублева и значимыми для Руси иконами. Восстановленный после пожара 1547 года, он также стал хранителем уникальных икон и святынь... Классический - значит образцовый, имеющий непреходящую ценность. Такими общепризнанными образцами являются и иконы, составляющие фонды национальных музеев России. Сегодня мы начинаем знакомить вас с шедеврами иконописания в Благовещенском соборе Московского  Кремля, а также с историей и самого собора. В передаче принимают участие известный искусствовед Наталья Юрьевна Маркина и журналист Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2016/02/24/23-0...

К тому же их описание в описях не всегда было точным (даже у грамотных и ответственных кремлевских переписчиков встречались грубые ошибки: в одной из описей Успенского собора XVII века золотой оклад «Богоматери Владимирской» начала – первой четверти XV века определен как «медный»). Поэтому отождествление икон на основе сличения оклада, отмеченного в описи и сохранившегося на иконе, вызывает большие трудности даже в том случае, когда их происхождение известно и описи сохранились в полном составе. Самый показательный пример – сохранившиеся иконы и описи XVII–XX веков соборов Московского Кремля, тщательное сопоставление которых позволило идентифицировать целый ряд икон, однако отождествление некоторых одноименных образов оказалось невозможным (см.: Щенникова Л.А. Иконы-пядницы и иконы-таблетки придворной церкви//Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования. М., 1999. С. 122–153; Она же. Иконы-пядницы «Богоматерь Владимирская» в Благовещенском и Успенском соборах: к истории почитания чудотворного образа в Московском Кремле//Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. (Материалы и исслед./Федеральное гос. Учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”; 19). Следует учитывать и тот факт, что у нас нет исторически подтвержденных доказательств того, что имеющийся сейчас на возвращенной Владимирской иконе Богоматери оклад является изначальным. Наиболее древними части убранства – венец с короной и очелье. Возможно, они относятся именно к этому образу. Но если икона до своего зарубежного периода находилась в частной коллекции (у М.И. Тюлина или другого коллекционера), старинный, соответствующий датировке иконы оклад мог быть подобран владельцем. О Н.М. Постникове см.: Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М., 1986. С. 198–209, 323–324, 332–342; о Н.П. Лихачеве см.: Из коллекции Н.П. Лихачева. Каталог выставки. М., 1993; Вздорнов Г.И. Реставрация и наука.

http://pravoslavie.ru/30910.html

Благодарственный молебен в Благовещенском соборе Кремля по случаю вступления в должность Президента России В. В. Путина 7 мая 2018 года 7 мая 2018 года в  Благовещенском соборе  Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение по случаю вступления в должность Президента Российской Федерации  В.В. Путина . В этот день в Большом Кремлевском дворце состоялась торжественная церемония вступления В.В. Путина в должность Президента России. Церемонию посетил Святейший Патриарх Кирилл. Позже на Соборной площади Кремля состоялся смотр Президентского полка и встреча В.В. Путина с волонтерами и представителями молодежных организаций, по окончании которой Президент направился в Благовещенский собор Кремля. Святейший Патриарх встретил В.В. Путина у входа в собор. Глава государства и Предстоятель Русской Православной Церкви проследовали в собор, где был совершен благодарственный молебен. Его Святейшеству сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  протопресвитер Владимир Диваков , схиархимандрит Илий (Ноздрин). За богослужением молились управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион , первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  митрополит Истринский Арсений , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии  архиепископ Солнечногорский Сергий . В прозвучавшей на молебне ектении было провозглашено особое прошение «о Президенте страны нашея Российския Владимире, о еже подати ему с небесе, к правлению и правосудию, силу и премудрость, добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, врагов же ея и супостат в страх и бегство обращати». Затем молитву о главе Российского государства вознес Святейший Патриарх Кирилл: «Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым промыслом управляя всяческая. Призри ныне на усердное моление наше и благослови благое намерение Президента страны нашея Владимира, полагающего начало правления хранимою Тобою страною нашею Российскою. Умудри и настави его беспреткновенно проходити великое сие служение. Подаждь ему разумение и премудрость, во еже в тишине и без печали люди Российския сохраняти. Подчиненные же ему Правительства управляти на путь истины и правды и от лицеприятия и мздоимства отражати. Умножи дни жития его в нерушимом здравии и непременяемом благополучии. Подаждь и всем нам, во вся дни правления его, тихое и безмолвное житие и вся, ко временней и вечней жизни потребная. Да тако в мире и тишине пожившее, возславим Тя, нашего Всещедраго Владыку и Благодетеля и в радости и благодарении сердец наших воспоем: слава Тебе, Богу Благодетелю нашему, во веки веков».

http://foto.patriarchia.ru/news/blagodar...

Ульянов О.Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева»//Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Материалы научной конференции ГММК. М., 2003. Ульянов О. Г. Второй канон Пятидесятницы 4 гласа " Божественныхъ покровенъ " Иоанна Арклийского в свете литургической традиции патриарха Филофея (Коккиноса)//XIII Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2003. Ульянов О.Г. Картина Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и древнейшее изображение Богоматери в катакомбах Св. Присциллы (Рим) (к 550-летию со дня рождения художника)//Искусство христианского мира. Вып. 7. М., 2003. С. 336-348. Ульянов О.Г. Леонардо повторил чужое открытие. Эксперименты с составом красок могли стоить гению Возрождения многовековой славы//«Страна.Ru» 15 декабря 2003 г. Ульянов О.Г. Миф искусства или искусство мифа//«НГР» 21.01.2004 г. Ульянов О. Г. «Страсти Христовы»: «Он умер за всех нас»//«Страна.Ru» 17 марта 2004 г. Ульянов О. Г. О месте иконы Живоначальной Троицы в праздничном ряду русского иконостаса//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 152–162. Ульянов О. Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе «Архангел Михаил с деяниями» из собрания Музеев Московского Кремля//Троицкие чтения 2003–2004 гг. Большие Вяземы, 2004. С. 120-151. Ульянов О.Г. " Деисус Андреева писма Рублева " из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца)//Новая книга России. 10-11. М., 2004. С. 40-44, 48-51. Ульянов О. Г. Духовная борьба за авторитет государственной власти на рубеже XV – XVI вв. (прп. Иосиф Волоцкий и Собор 1504 г.)//Духовные основы Российской государственности. Материалы XII Международных Рождественских чтений. М., 2004. Ulyanov O.G. Il Apophtegmata Patrum negli spirituale tradizioni della Monte Athos//Atanasio e il monachesimo al Monte Athos. Bose, 2004. Ульянов О. Г. О времени и факторах перехода Русской Православной Церкви на Иерусалимский Устав (по рукописи Типикона ГИМ. Син. 329)//XIV Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. М., 2004.

http://bogoslov.ru/person/616055

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля 21 июля 2016 г. 13:29 21 июля 2016 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. Утром, до начала Литургии, в Благовещенский собор из Казанского Богородицкого монастыря был принесен список Казанской иконы Божией Матери, переданный в Казань из Ватикана в 2005 году. У центрального входа в Благовещенский собор Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич и президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов. Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам святителя Гурия, архиепископа Казанского и Свияжского, покоящимся в соборе. Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион ; митрополит Чебоксарский Чувашский Варнава ; митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ; архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен ; архимандрит Нектарий (Демин), настоятель Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани; протоиерей Иоанн Антипов, секретарь Альметьевской епархии Татарстанской митрополии , настоятель храма Святой Троицы в г. Лениногорске; протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ г. Москвы ; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Оптинского подворья в Москве; священник Димитрий Сафонов , секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России ; духовенство Татарстанской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/4569060.ht...

За Божественною Кирил молився за душ загиблих на теплохода Предстоятель Церкви звершив молитовне поминання загиблих в а славлення Первоверховних Кирил звернувся до Первосвятительським словом . Владика заступник голови Уряду РФ О.Д. Жуков, що прибув до собору, нижню церкву на честь Блаженного, де Предстоятель вклонився чесним мощам блаженного подвижника. У музею та Кирил О.Д. Жуков ознайомилися з новою в Покровського собору Варварського крижа», присвяченою Покровського собору. Собор Покрова на Рву Прес-служба Московського Фотоальбоми в Покровському на в день пам " святих первоверховних Петра Павла У день пам " святих первоверховних Петра Павла Предстоятель Церкви звершив Божественну в Покровському на за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами собори московського кремля – поминання   новини Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя та очолив на Раменського Кирил очолив чин наречення на Раменського, Петра (Зобова) на Кудимкарського, (Тихонова) на Колпашевського Торжества Православ " я Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя в У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1566662...

В кон. XVII в. появились иконы с изображением А. на архитектурном фоне, в частности на фоне Московского Кремля: напр., икона 90-х гг. XVII в. (ГТГ), написанная царским изографом Г. Т. Зиновьевым для ц. свт. Алексия на Глинищах в Москве, с прямоличным образом А.; икона нач. XVIII в. (ГМЗК), где святитель обращен в молении к Спасителю, как заступник и покровитель города. Панорама Кремля воспроизводит его исторический облик в кон. XVII - нач. XVIII в. На образе 1909 г. (ГМИР) работы В. М. Васнецова святитель представлен стоящим на орлеце, на фоне пейзажа с храмами, в облаках Спаситель и Богородица. Ист.: Торжественник. Посл. треть XV в.// РГБ. Егор. Ф. 98. 950. Л. 204об.- 212; Житие митрополита Алексея, составленное Пахомием Сербом//Там же. Л. 216-221 об.; Феодосий (Бывальцев), митр. Московский. Сказание об исцелевшем хромце: Сб. богослужебный XVI в. РГБ. Троиц. 645. Л. 44об.- 59об.; ПСРЛ. М.; Л. 1949. Т. 25. С. 277. Иконогр.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. С. 216-218; Борин В. Две иконы новгородской школы св. Петра и Алексия, митрополитов Московских//Светильник. 1914. 4. С. 23-32; Лазарев В. Н. Дионисий и его школа//История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 482-541; Антонова, Мнёва. Каталог. T. 1. С. 336-339; Т. 2. С. 299; Данилова И. Е. Житийные иконы митрополитов Петра и Алексия из Успенского собора в Кремле в связи с русской агиографией//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 199-216; Кусков В. В. Дионисий - «читатель» Жития Алексия//Там же. 1969. Т. 24. С. 175-179; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971; Филатов С. В. Две иконы Давида Сираха//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 222-229; Толстая Т. В. Местный ряд иконостаса Успенского собора в кон. XV - начале XVI вв.//Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед./Отв. ред. Э. К. Смирнова. М., 1985. С. 100-122; Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 г.: Опыт исслед. комплекса по письменным источникам//Там же. С. 123-140; 1000-летие русской художественной культуры: Кат. выст. М., 1988. С. 168, илл. 209; 121, илл. 151; 355-356, 368; Русская Православная Церковь: Очерки истории, X-XIX вв. М., 1988. Вып. 1. Табл.; Русское художественное шитье XIV - начала XVIII века: Кат. выст./Сост. Н. А. Маясова, И. И. Вишневская. М., 1989. С. 62. Кат. 33; Качалова И. Я. , Маясова Н. А. , Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Илл. 50; Искусство строгановских мастеров: Кат. выст. М., 1991. С. 36, 160; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII веков. М., 1995. 160, 286; Полякова О. А. Архитектурные фоны на иконах русских святых//Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 74-84.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Великого князя Московского Иоанна III поминали сегодня в Архангельском соборе Кремля 27 октября 2005 г. 14:11 Иоанн III Васильевич (1440-1505) — один из наиболее известных государственных деятелей русского Средневековья. Сын Великого князя Московского Василия II, он принял великокняжескую власть, будучи 22 лет от роду. Одним из главных итогов его правления стало формирование территориального ядра единого российского государства: к Великому княжеству Московскому были присоединены Ярославские, Новгородские, Тверские, Вятские, Пермские земли. При Иоанне III было окончательно свергнуто монголо-татарое иго. К этому периоду относится знаменитое «стояние на реке Угре» 1480 года, когда золотоордынские войска, находясь в виду русских дружин, так и не решились вступить с ними в сражение, видя превосходящую мощь и силу противника. По указу Великого князя из сердца МосквыКремля было выведено подворье ханских баскаков. Именно Иоанн III в 1479 году демонстративно растоптал басму хана Ахмата, требовавшего дань от русских, передав ханским послам, что то же самое будет и с самим ханом. Вслед за этим князь велел «разметать двор болванов» — место, где жили золотоордынские послы и где стояло изображение хана — «болван». На этом месте русский государь повелел соорудить церковь во имя Всемилостивого Спаса, известную ныне как храм Спаса Преображения на Болвановке. При Иоанне III развернулось большое строительство в Москве, отстраивался в камне Московский Кремль, воздвигнут Успенский собор, окончено строительство Благовещенского собора. Возводились храмы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и московском Сретенском монастыре. Значительно возрос международный авторитет Российского государства, правитель которого стал именоваться Великим князем Московским и всея Руси.    В год 500-летия кончины Великого князя группа общественности и ученых-историков, представляющая разные регионы России выступила с инициативой служения панихиды по Иоанну III. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия панихиду в Архангельском соборе Московского Кремля, в правом углу солеи которого находится гробница князя, совершил викарий Московской епархии, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий .  Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54744.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010