Также Двукратный Собор (861 г.) напоминает: «Святый и вселенский шестый собор подвергает извержению тех из клира, которое без соизволения епископа, литургисают, или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся (Шестой вселен. собор, прав. 31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как святая Церковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития, и поучает оной, не прилично и преступно было бы попустити живущим в безначалии и ненаказанности поныряти в домы, и разрушати благочиние церкви, и исполняти оную многим смущением и соблазнами. Того ради настоящий священный и Богосодействуемый собор, согласно со святым Вселенским Шестым Собором, определил: да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся, явно же есть, яко назначение сие дается им от епископа того места. Аще же кто кроме сих, без соизволения епископа, вторгаяясь в домы дерзнет коснутися совершения литургии: таковый да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению Собором (12 правило). Домовые храмы в Русской Церкви Практика устроения домовых храмов была воспринята и Русской Церковью. Так, в прямом смысле домовыми могут считаться княжеские храмы. Один из самых известных – Дмитриевский собор г. Владимира, использовавшийся в качестве домового при великом князе Всеволоде Большое Гнездо. Другим примером служит Благовещенский собор Московского кремля, который вплоть до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского в связи с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм. Другим классическим для допетровского времени примером является комплекс теремных церквей Московского Кремля. Еще один известный пример: особый храм для царицы Марии Ильиничны Милославской, который был устроен рядом с ее дворцом в Саввино-Сторожевском монастыре в подмосковном Звенигороде (Троицкая церковь).

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

— Первая научная реставрация собора относится к 1866 году, а тогда исследовательские возможности были несколько иными. За истекшие полтора столетия сильно изменились и представления о реставрации. То были пионерские попытки, нынешние шаги сделаны на основе углубленного представления о предмете. Практически на все вопросы в отношении истории собора удалось получить исчерпывающие ответы. Сделано это благодаря талантливым реставраторам Георгию Евдокимову и Ирине Калугиной, сотрудникам центральных научно-реставрационных производственных мастерских под научным руководством со стороны Музеев Московского Кремля. Каждый наш шаг мы делали достоянием гласности и выносили на обсуждение профессионального сообщества. — Что же удалось установить? — В нашей стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его «родословной» определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом. Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один эпохи Дмитрия Донского, другой его старшего сына Василия I, третий — храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века. — С реставрацией связывают находки и открытия, были они сделаны на этот раз? — В 1405 году собор расписали, а в 1416-м он был разобран до подклета. Когда в 1483 году собор снова разобрали по подклет, то камни от него — белокаменные блоки — использовали как бут. Во время реставрационных работ под лестницей XIX века мы обнаружили часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись. Как считает крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Дмитриевич Сарабьянов, она относится к эпохе Андрея Рублева и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу. Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами.

http://patriarchia.ru/db/text/1507835.ht...

Otho. B. VI. Кон. V - нач. VI в.); Пятикнижие Ашбурнхама (Paris. nouv. acq. lat. 2334. VII в.), в визант. Октатевхах XII-XIII вв., рус. рукописях XV-XVIII вв.- Палеях, Хронографах, Лицевом летописном своде, лицевых Библиях. Обширные монументальные циклы представлены в росписях Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в.; кафедрального собора в г. Монреале, 80-90-е гг. XII в.; ц. Сан-Марко в Венеции, XIII в.; Успенского собора Свияжского мон-ря , XVI в.; ц. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.; в росписях храмов Ярославля, Костромы, Тутаева, XVII в. В обобщенном виде история А. и Евы изображается в клеймах икон «Св. Троица с деянием» (XVI в., ГТГ; XVI в., ГРМ); «И почи Бог в день седьмый» (фрагмент «Четырехчастной» иконы, XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля), на дверях в жертвенник (нач. XVII в., ЦМиАР; XVII в., Сольвычегодский музей). На иконографию композиции «Изгнание из рая», где А. и Ева изображены дважды - изгоняемые ангелом и сидящие напротив закрытых врат рая, охраняемых херувимом с пламенным мечом, оказали влияние гимнография сыропустной недели и духовный стих «Плач Адама» (дверь в жертвенник, нач. XVII в., ЦМиАР). Святоотеческая традиция сопоставления Христа с А. и предание о том, что Голгофа, где был распят Спаситель, является местом погребения А., обусловили изображение А. или главы А. в композиции «Распятие» . Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех А. в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу А. Изображение главы А. в пещере под Голгофой известно с IX в. (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Греч. 129). В визант. искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов А. и Ева (резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)). Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад» , известной с IX в. (Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. 129). А. предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории. Коленопреклоненные А. и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» (собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.). В образе старца А. изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле), 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.). В зап. иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой А. в основании креста (оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (сокровищница ц. св. Серватия, Зигбург). Лит.: Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953; Mazure A. Adame et Eve: Le thème d " Adame et Eve dans l " art. P., 1967. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63452.html

После революции 1917 г. Успенский собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 г. в соборе возобновились богослужения. Усыпальница [ править править код ] 21 декабря 1326 года в еще недостроенном здании Успенского собора был погребен митрополит Петр. С этого времени собор становится храмом-усыпальницей русских святителей – митрополитов и патриархов. В 1329 году преемник Петра на митрополичьем престоле грек Феогност соорудил в память своего святого предшественника Петропавловский придел, где он и сам был погребен в 1353 году. Все захоронения святителей, кроме почитаемых святых, чьи мощи были помещены в раки, находятся под «спудом», под полом собора, над ними в XVII веке соорудили надгробия, причем патриаршие надгробия у южной стены снабдили резными белокаменными надписями – эпитафиями. В 1913 году все гробницы закрыли латунными посеребренными чехлами, изготовленными фирмой И.П. Хлебникова, с восьмиконечными золочеными крестами и черневыми надписями на крышках. Святыни [ править править код ] Паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно. Престольные праздники [ править править код ] Местонахождение [ править править код ] Адрес: Россия, Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон: +7 495 695-37-76 Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

XVI в., ГММК,- с «Сошествием Св. Духа»). Фигуры чина могли быть поясными, как, напр., на иконах, входивших в первоначальное убранство ц. Покрова на Рву (кон. XVI в., ГИМ, музей «Покровский собор»), где И. З. облачен в коричневую фелонь и держит закрытое Евангелие в золотом окладе с красным обрезом на покрытой омофором правой руке. Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Свт. Иоанн Златоуст. Икона из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV в. (ГММК) Единоличные изображения И. З. в иконописи известны с поздневизант. времени. На мозаичной иконе (ок. 1325, Дамбартон-Окс, Вашингтон), подаренной мон-рем Ватопед на Афоне рус. послу гр. А. И. Нелидову в 1894 г., в поясном изображении И. З. выделены черты, характерные для типа аскета - впалые щеки, высокий лоб; облачения отличаются яркостью - ризы с красными крестами, омофор с крупными синими крестами, на покровенной левой руке Евангелие. Древняя почитаемая небольшого размера икона (26,5×19 см) с ростовым изображением И. З. хранится в мон-ре Хиландар. Уже в кон. XIX в. живопись в среднике была неразличима, и внимание исследователей икона привлекала благодаря драгоценному визант. серебряному окладу XIII-XIV вв. с 14 рельефными композициями, Этимасией и праздниками ( Кондаков. 1902. С. 195. Рис. 75). В совр. публикациях на иконе заметны черты, к-рые можно отнести к искусству позднего времени: высокий лоб святого заканчивается тонзурой, бритый подбородок; святитель в саккосе, на боку палица; цветной фон имитирует воздушную перспективу (Treasures of the Mount Athos. 1997. Cat. 9. 21. P. 344-345). Наиболее ранний пример в рус. иконописи - икона из ц. Введения д. Кузьмино на Княжострове Архангельской обл. (2-я пол. XV в., АМИИ). И. З. представлен с разведенными в стороны руками, правой благословляет, на покровенной левой Евангелие; облачен в белую крещатую фелонь, темно-синий подризник, у него шитая золотом епитрахиль, палица и поручи; волосы необычно пышные, на голове тонзура.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Рис. 5. Что Ти принесем, Христе. Фреска в Жиче. 10-е гг. XIV в. Во второй половине XVI в. происходит расширение иконографии Собора Богоматери за счет включения большого числа персонажей, в том числе не упоминавшихся в тексте стихиры . Текст этот выглядит теперь так: Что Ти принесем, Христе, яко явися на земли яко человек, каяждо бо бывших Тобою тварей благодарение Ти приносит. Ангелы пение, Небеса звезду, Волсви дары, пастуси хвалу, горы пещеру, земля ясли, гради Вифлеом, камение гроб, древо крест, крест разбойника, от птиц голубь, от скот осля, смоковница Закхея, дети зеленчие, еже есть в руках ветви, вдовы Анну, неплодове Иелисавет, жены Марфу, девы Богородицу Марию, кровоточивая веру, иже в руках своих держит церковь, блудная миро, иже в руках своих держит скляницу, людие Павла, грешние мытоимца . Здесь можно наблюдать тот же процесс, что и в развитии иконографии Рождества Христова — стремление к подробностям ради большей полноты в уяснении смысла стихиры, которое приводит, однако, к велеречивости, бессвязности, потери единства композиции и утрате значимости образа Божией Матери: она оказывается всего лишь из “дев” . Фреску, отразившую этот текст, мы видим на портале Благовещенского Собора Московского Кремля (1564 г.) (рис. 6). Здесь, кроме перечисленных фигур изображаются и четыре ангела — символы четырех сторон света, и Саваоф в облаках с сосудом, прообразующим будущее крещение Христа и Его крестные страдания. Вверху изображается престол и совершающий Евхаристию Великий Архиерей — Христос; жертвы всех людей, изображенных на фреске, оказываютя приобщены к этому таинству Жизни. Стремление к наглядному выражению богословских идей создает теперь такие усложненные композиции, при которых емкость и эмблематичность прежних изводов исчезает. Рис. 6. Собор Богоматери. Росписи на северном фасаде Благовещенского собора московского Кремля. Сер. XIV в. Фрагмент. Таким образом, в иконографии праздника Рождества, кроме самого этого события, запечатлены и созданная Спасителем Церковь, и ее литургическое служение.

http://pravmir.ru/ikonografiya-rozhdestv...

1997. Ростов, 1998. С. 112–119; Дионисий “живописец пресловущий”. С. 178, 179. 44 (происхождение ошибочно связано с Ростовским Борисоглеб­ским что на Устье монастырём). 22 Малкин М. Г. Два живописных ансамбля круга Дионисия и его преемников. С. 123–131 (представлены митрополит Пётр, Леонтий Ростов­ский и Сергий Радонежский). 25 Подробнее см. Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси (“Спас в силах” в русской живописи XIV–XV вв.)//Византийский временник. Т. 57(82). М., 1997. С. 234–245. Рис. 3–6. 27 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. Т. II. М., 1963. С. 54. 401. 28 Иконы из частных собраний. Русская иконопись XIV – начала XX века. Каталог выставки. М., 2004. С. 200. 20. 30 Попов Г. В., Рындина А. В. Живопись и прикладное искусство Твери. XIV–XVI века. М., 1979. С. 305–307, 433. 17. 32 Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса. С. 142–149. 4, 5. 33 Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв. Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV – первой трети XV века. С. 292–295. 35 Щенникова Л. А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. С. 150–157. 6, 7; Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв. С. 295–299. 38 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. С. 65. Илл. 166, 167. 39 См. Gengaro М. L., Leoni F., Villa G. Codici docorati e miniati dell’Ambrosiana: ebraici e greci. Milano, 1957. P. 77–98. Ill.: Tav. II–XX; Galavaris G. The Illustrations of the Liturgical Homilies of Gregory Nazianzenus. Princeton, 1969. 41 Подробнее см. Пуцко В. Г. Иконописные изображения св. Леонтия Ростовского: становление традиции//История и культура Ростовской земли. 1995. Ростов-Ярославль, 1996. С. 53–62. 42 Мельник А. Г. Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Ростов, 1998. С. 71–73. 49–51. 43 Подробнее см. Мельник А. Г. Ростовский вариант “Богоматери Боголюбской”//История и культура Ростовской земли.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

705 Щенникова Л. А. К вопросу об атрибуции праздников из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле//Советское искусствознание. М., 1986. Вып. 21. С. 64–97: Она же. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля и т ворчество Андрея Рублева//Зограф. [Београд.] 1988. Т. 19. С. 63–71: Она же. Станковая живопись. С. 45. 48. 56–59: Она же. Иконографические особенности праздничног о ряда Благ овещенского собора Московского Кремля//Художественное наследие: Хранение, исследование, реставрация/ВНИИР. М.. 1990. Вып. 13. С. 57–126. Об атрибуции икон праздничного ряда как произведений Андрея Рублева см.: Осташенко Е. Я. Пространственные решения в некоторых памятниках московской живописи как отражение развития стиля в конце XIV – первой трети XV в.//ДРИ: XIV-XV вв. С. 68–76. 706 См.: Кочетков И. А. «Спас в силах»: развитие иконог рафии и смысл//Искусство Древней Руси: Проблемы иконографии. М.. 1994. С. 45–68. Об иконог рафии «Спас в силах» см. также: Пуцко В. Г. Византийское наследие в искусстве Московской Руси («Спас в силах» в русской живописи XIV-XV вв.)//ВВ. 1996. Т. 56 (81). С. 266–282. 707 См.: Щенникова Л. А. О некоторых литературных источниках иконог рафии «Спас в силах»//Макариевские чтения. Апокалипсис в русской культуре: Материалы III Российской конференции, посвященной Памяти Святителя Макария (6–8 июня 1995 г.). Можайск, 1995. С. 157–170: Она же. Деисусный чин со «Спасом в силах» (истоки иконографии)//Благовещенский собор Московского Кремля: Материалы и исследования М.. 1999. С 54–86: Она же. Иконы Деисуса и Праздников из иконостаса Благовещенского собора: иконография и богослужебные тексты//Искусство средневековой Руси. М.. 1999. С. 52–79. (Материалы и исследования/Гос. и ст.-культу р. музей-заповедник «Московский Кремль»: 12). 708 Цит. но: Успенский Л. А. Вопрос иконостаса. С. 282–283: см. также: Писания св. отпев и учителей церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. С116.. 1856 (рспр.: Сочинения Блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М.. 1994). С. 191.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

История праотца Ноя. Роспись зап. галереи ц. Николы Надеина в Ярославле. 1640–1641 гг. История праотца Ноя. Роспись зап. галереи ц. Николы Надеина в Ярославле. 1640–1641 гг. В постиконоборческий период интерес к образу праотца в визант. искусстве ослаб в отличие от Зап. Европы, где история Н. не теряла своей актуальности (напр., фрески в рим. ц. Санта-Мария-Антиква, 757-772; скульптура портала собора Сан-Джиминьяно в Модене, между 1099 и 1106, мастер Вилиджельмо). В комниновское время по заказу западноевроп. заказчиков визант. мастерами были созданы мозаичные циклы, включающие детальный «рассказ» о Н., напр., в Палатинской капелле (1154-1166); в соборе Монреале (1180-1190); в нартексе собора Сан-Марко в Венеции (1215-1280), где были воспроизведены иллюстрации Библии Коттона. В поздне- и поствизантийском, в частности русском, искусстве образ Н. вновь широко представлен в программе монументальной росписи среди фигур праотцев с атрибутом (ковчег в виде корабля): в медальонах (в ц. Св. Троицы в Сопочани, Сербия (ок. 1265); в соборе Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502, мастер Дионисий); в рост (в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Протат на Афоне, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин; в мозаиках мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321; в ц. Спаса Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде (1378); в Благовещенском соборе Московского Кремля, 1547-1551), а также в виде иллюстрированного библейского повествования, напр. в росписи мон-ря во имя Христа Пантократора в Дечанах (1338-1348). Образ Н. почти всегда входил в состав праотеческого ряда иконостаса (Благовещенский собор Московского Кремля, 3-я четв. XVI в.; Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, 1598; Успенский собор Московского Кремля, 1653 и др.). Чаще всего Н. изображали с ковчегом в руках, реже - со свитком (ц. Св. Троицы Троице-Сергиева монастыря, 1635; ц. прор. Илии в Ярославле, 1647-1650), иногда одновременно со свитком и с ковчегом (ц. во имя Св. Троицы Сыпанова мон-ря в Нерехте (мастер Василий (Игнатьев) Осипов. 1679-1680)).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Вахитовский район. Собор Николая Чудотворца. Никольский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты Несмотря на очень скромные размеры обычной приходской церкви XVIII – XIX веков, этот храм носит статус кафедрального собора епархии. Статус этот оставлен за ним по традиции – с тех советских времен, когда кроме него и совсем уж крошечной церкви Ярославских Чудотворцев, во всей миллионной Казани больше не было действующих храмов. Так продолжалось в течение 1944 – 1989 г., до Новых Времен, то есть до передачи верующим Петропавловского собора. Никольский же храм в XX закрывался лишь на 14 лет: с 1930 по 1944 год. Снаружи и внутри он сохранился практически без изменений. Храм очень красив, хотя раза в три меньше Петропавловского по высоте и сильно уступает ему по многоцветию. Здесь только четыре краски – мягких и неброских: светло-зеленая, светло-желтая, белая и голубая. Да еще золото – яркое золото центрального купола и всех семи крестов, считая колокольню. Кресты по необычайной ажурности очень похожи на гигантские снежинки; по красоте им нет равных в Казани. Особо праздничный вид придают церкви и 4 боковых купола, раскрашенные «в шахмат» бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани. Весь собор представляет собой комплекс из двух храмов: Покровской пятикупольной церкви (1696 года, по дате на антиминсе, или 1703 года, по всем клировым ведомостям) и Никольского придела к ней с южной стороны (1885 года). Но здесь – тот редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм стали называть Никольским. А) Покровский храм Отдельно взятая Покровская церковь очень напоминает древнерусский собор в миниатюре. Пятикупольная, шестистолпная, с тремя круглыми апсидами алтаря, она по всем формам – прямо-таки Успенский собор Московского Кремля… вот только если бы тот очень сильно уменьшился и врос в землю. Кажется, будто она гораздо старше начала XVIII века. Но даже и по той ее официальной датировке, которая принята, она все равно – одна из самых старинных сохранившихся церквей Казани (уступает только Благовещенскому собору кремля, Ивановскому монастырю и Софийской церкви бывшего Богородицкого монастыря). Внутри, к счастью, очень хорошо сохранились масляные росписи стен, сводов и круглых столпов. История их интересна тем, что их выполнил Василий Турин – прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани. В I половине XIX века только он да Эдуард Турнерелли делали такие литографии. Благодаря им мы знаем, как тогда выглядел город. Так сложилось, что Турина и Турнерелли (русского и англичанина с созвучными фамилиями) тысячи людей знают как своеобразных «ручных фотографов» той эпохи, туристы покупают чуть ли не во всех магазинах репродукции этих «фотографий», но мало кто знает, что художник и преподаватель живописи В. Турин еще и расписывал церкви, в том числе Покровскую.

http://sobory.ru/article/?object=06598

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010