Так, великие владимирские князья, начиная с Андрея Боголюбского, похоронены в Успенском соборе Владимира. В Архангельском соборе Московского кремля располагается усыпальница правителей Руси и России, начиная с Ивана Калиты (1340-1730). Усыпальница московских княгинь находилась в храме Спаса на Бору, а позднеев соборном храме Вознесенского монастыря Московского кремля. Императоры, начиная с Петра I, погребались в Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. В Успенском соборе Московского кремля – хоронили иерархов РПЦ (1326-1700). Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах. В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора. В этом храме нашли упокоение митрополит Лаврентий II (†1672), принявший перед смертью схиму с именем Левкия, митрополит Маркелл (†1698), позже под алтарем были похоронены архиепископы Афанасий (Соколов) (†1868), Владимир II (Иван Степанович Петров) (†2 сентября 1897), Дмитрий (Самбикин) (†1908), Никанор (Каменский) (†1910). Вдоль северной стены главного храма похоронены архиепископ Вассиан (†1575), митрополит Матфей (†1646), митрополит Симон (†1649), митрополит Корнилий I (†1656), мирополит Иоасаф (†1686). Их захоронения располагались в названном порядке от трапезной к алтарю. Вдоль южной стены – митрополит Тихона III (Воинов) (†1724), архиепископы Павел I (Зернов) (†1815) и Иона (Павинский) (†1828).

http://sobory.ru/article/?object=02525

Храмы Москвы Материал из Азбука паломники Храм Христа Спасителя (Москва) [ править править код ] Кафедральный соборный храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской православной церкви. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм является коллективным кенотафом воинов Русской императорской армии, погибших в войне с Наполеоном — на стенах храма начертаны имена офицеров, павших в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1797—1806 и 1814—1815 годов. Оригинал храма был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии по проекту архитектора К. А. Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года. Здание храма было разрушено в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года. Заново отстроен в 1994—1997 годах. Храм имеет статус Патриаршего подворья. Адрес: ул. Волхонка, 15, Москва, Россия, 119019 Телефон: +7 495 637-12-76 Подробнее... Благовещенский собор Московского Кремля [ править править код ] Существующий девятиглавый собор был построен в конце XV — начале XVI столетий, однако в его основании кроется подклет храма времен правления Дмитрия Донского. Благовещенский подклет — древнейший архитектурный памятник Москвы. Чтобы его увидеть, надо войти в дверь, обращенную к крыльцу Грановитой палаты. За дверью располагается археологическая экспозиция музеев Кремля. Правда, в данный момент она закрыта на реконструкцию. Год постройки: между приблизительно 1484 и приблизительно 1489. Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Гавриила Архангела, Собора Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Александра Невского, Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Раннемосковский Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Подробнее... Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях [ править править код ] Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях - еще один древний памятник зодчества Московского Кремля, дошедший до наших времен. В конце XIV в. вдова Дмитрия Донского княгиня Евдокия повелела возвести храм в память о Куликовской битве. Церковь была построена из белого камня в 1393-94 годах на месте старого деревянного храма Воскрешения Лазаря и служила домовым храмом женщинам, жившим в княжеском дворце.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Москвы

Кат. 19. С. 117–118 (авт. кат. описания Л.А. Щенникова); Она же. Иконы-пядницы «Богоматерь Владимирская» в Благовещенском и Успенском соборах: к истории почитания чудотворного образа в Московском Кремле//Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. (Материалы и исслед./Федеральное гос. учреждение «Гос. ист.-культур. музей-заповедник “Моск. Кремль”»; 19) Полное собрание русских летописей (далее ­– ПСРЛ). Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. С. 186; ПСРЛ. СПб., 1851. Т. 5. С. 258; ПСРЛ. М.; Л., 1949. Т. 25. С. 240. Оклад хранится в Оружейной палате: Музеи Московского Кремля, инв. МР-1149. См.: Невоструев К.И. Монограмма Великороссийского митрополита Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Московском Успенском соборе//Сборник на 1866 год, изданный обществом древнерусского искусства при московском Публичном музее. М., 1866. С. 177–181; Рындина А.В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV веке искусство. С. 136–146; Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI–XIV вв. С. 224–228.Большинство исследователей датируют оклад митрополита Фотия 1420-ми годами. По нашему мнению, он был создан раньше, вскоре после ограбления прежнего оклада в 1410 году. Владимиро-Суздальский музей, инв. В-2971, размер – 101 х 69 см. См.: Щенникова Л.А. Икона-список «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора города Владимира//Искусство христианского мира: Сборник статей. М., 2001. Вып. 5. С. 67–86 (в этой статье икона была датирована нами концом XIV века); Она же. Богоматерь Владимирская//Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 3. С. 58–62; Она же. Первые списки чудотворной иконы «Богоматерь Владимирская». К вопросу об иконографии древнего оригинала и его копий XV века//От Царьграда до Белого моря. Сборник статей в честь Э.С. Смирновой. М., 2007. С. 701–726. Музеи Московского Кремля, инв. Ж-310. См.: Щенникова Л.А. Две иконы-наместницы чудотворного «Владимирского» образа Богоматери в Успенском соборе Московского Кремля//VIII Рождественские образовательные чтения.

http://pravoslavie.ru/30897.html

Большое старинное Евангелие, стоявшее у разрушенной стены, отброшено на пол к престолу. Верхняя крышка с Евангелия отбита и бывшие на ней иконы Воскресения Христова и евангелистов выбиты и разбросаны в разные стороны. Много листов из этого Евангелия разорвано и скомкано. Жертвенник разбит, богослужебные книги изорваны. По всему алтарю разбросаны кирпичи, осколки снарядов, церковные предметы и все это нагромождено между Престолом и Царскими вратами. Престол же, несмотря на свою близость к пробоине, остался невредим. В храме Николы Гостунского предлежит великая святыня, часть Святых Мощей Святителя Николая — того святого, которого чтут все христиане и даже язычники. Увы, русский человек проявил к этой святыне такое поругание, о котором страшно и говорить! Стены у входа в храм исписаны самыми площадными, грязными и кощунственными надписями и ругательствами на русском и немецком языках , а при входе в храм, где находится святыня, устроили отхожее место. Заметьте, что это не на улице, а наверху, в колокольне Ивана Великого. Благовещенский собор Московского Кремля Знаменитое крыльцо Лоджетты Благовещенского собора, с которого Грозный Царь любовался кометой, разрушено орудийным снарядом. Мы видели одного художника, который бросился к этому крыльцу и, увидев его разрушение, залился слезами. Здесь разрушен неповторимый образец красоты человеческого искусства. От ударов снарядами сотрясались стены храма и рушились храмовые святыни. Архангельский собор Московского Кремля Архангельский собор Московского Кремля Рассыпая губительные снаряды по Кремлю, безумцы, очевидно, решили заранее не пощадить ни одного Кремлевского храма, и действительно следы преступления остались на всех Кремлевских святынях. Архангельский собор тоже изъязвлен ударами снарядов. Смерть, не различая святости места, оставила свои кровавые следы между этими двумя святыми алтарями. Между Архангельским и Благовещенским соборами видны громадные лужи крови. Подверглись разрушению и святотатству кремлевские храмы Воскресения Словущего, Ризоположенская церковь с часовней иконы Печерской Божией Матери и Предтеченская церковь на Боровицкой башне.

http://pravmir.ru/rasstrel-moskovskogo-k...

Вторая тенденция вытекает из первой, это – принижение православия в регионе. Прежде всего это разительный дисбаланс в количестве действующих церквей и мечетей, сложившийся в нулевые и сохраняющийся сейчас. Ещё в 2014 г. зафиксировано, что в регионе действует уже 1524 мечети (в основном построенных как раз за последние десятилетия) и только 331 православная церковь, включая часовни, молельные дома и молитвенные помещения. При этом в республике стоят и разрушаются до полутысячи некогда великолепных храмов, построенных русскими купцами меценатами в XIX – начале XX веков. А ведь это позор нынешних властей региона и муниципалитетов, которого они, впрочем, никак не ощущают, поскольку никто за это с них не спросит. Вопрос колоколен – отдельный, больной. Благовещенский собор Казанского кремля – без колокольни, восстановленный исторический Казанский собор – тоже, и это целенаправленная политика, озвученная ещё в середине лихих девяностых тогдашним министром культуры Таишевым, который вслух заявил, что как министр-татарин против колокольного звона в столице Татарии. А то, что две православные церкви в Кремле стоят без крестов, а в генерал-губернаторской домовой церкви находится «Музей государственности татарского народа», в которой прямо в алтаре стоит трон с чучелом татарского хана – это ли не вызывающе? Уничтожен Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля вместе с его древним кладбищем, на котором во время раскопок была обнаружена пещерка с мощами святых, среди которых и мощи первого святителя Казанского Гермогена – в последующем патриарха Московского и всея Руси, священномученика. Это – не вызывающее антиправославие нынешних регионалов? Территорию монастыря и кладбища закатали в современную тротуарную плитку, по которой топчутся туристы и зеваки. Что же творится по республике за пределами Казанского кремля вполне можно догадаться. Следует здесь хотя бы кратко упомянуть и Храм-памятник православным воинам, павшим при взятии Казани, установленном в Казани прямо напротив кремля на их братской могиле – церковь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Памятник федерального значения уникальной архитектуры, последние двадцать лет – в постоянных «ремонтах», и до настоящего времени пребывает в полуразрушенном состоянии, в мерзости запустения. Хотя по распоряжению Шаймиева 2002 г. реставрационные работы должны были завершиться ещё до октября 2004 года. Многочисленные обращения православной общественности по инстанциям и публикации в СМИ результатов не приносят. Приход храма фактически упразднён, регулярные богослужения не проводятся.

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/14/...

Исторические сведения о чудотворной иконе отражены во Второй Новгородской летописи и других письменных источниках XVI–XVII веков. Образ был написан новгородским иконописцем в те годы, когда в городе княжил святой благоверный князь Всеволод-Гавриил († 1138). В середине XVI века при святом митрополите Филиппе святыня была принесена в Москву царём Иваном Грозным из новгородского Юрьева монастыря: «взял из Новгородской Софии в Москву образ Благовещения Юрьева монастыря». Есть сведения, что изначально икона Божией Матери была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в начале XVII века она была перенесена в Успенский собор, где ее поместили в местный ряд иконостаса. В описи собора за 1627 год икона упомянута как «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVI–XVII веков с чудотворной иконы были сделаны несколько списков: для местного ряда иконостаса Архангельского и Благовещенского соборов московского Кремля, Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Смоленского собора Новодевичьего монастыря, Соловецкого монастыря. Списком чудотворного образа, написанного для Благовещенского собора Кремля (с клеймами акафиста Богородицы на полях) заменили первообраз, перенесённый в Успенский собор. В 1747 году по благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с чудотворного образа был сделан список, с подобающими почестями перенесенный в Великий Устюг. Тот же архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах, совершившихся от иконы при жизни прп. Прокопия. Первообраз чудотворной иконы Божией Матери был украшен золотым окладом с крупными драгоценными камнями и отборным жемчугом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г. В 1818 году пожертвованиями устюжан для чтимого образа был устроен новый оклад, на нижнем поле которого была помещена не сохранившаяся до наших дней надпись «Матери Бога нашего за избавление от гибели Устюга в лето 1290 посвящают вновь сооруженную ризу вызолоченную в 1818 году». После закрытия в 1918 году Кремлевского Успенского собора чудотворная икона Пресвятой Богородицы была сначала передана в Государственный исторический музей, а в 1930 году – в Третьяковскую галерею, где находится и поныне.

http://pravicon.com/info-16

Не случайно икону называют богословием в красках: она дает возможность понять глубокие истины нашей веры не только умом, но и сердцем. Соборы Московского Кремля Я не встречала людей, равнодушных к красоте Московского Кремля. Здесь оживает сама история. В то же время кремлевские соборы - это великая святыня русского народа. К сожалению, сегодня попасть сюда можно только в рамках экскурсионной программы «Архитектурный ансамбль Соборной площади». Его составляют Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий». Успенский собор (возведен в 1475-1479 гг., архитектор А.Фиораванти) в течение многих веков был главным храмом страны, в котором происходили венчание на царство и коронование российских государей, избрание и интронизация Патриархов, оглашение важнейших государственных актов. В Успенском соборе находятся раки московских первосвятителей Петра, Ионы, Филиппа, Ермогена. Росписи выполнены в 40х годах XVII века, иконостас создан в 1653 году по заказу Патриарха Никона. Место Владимирской иконы в старинном киоте занимает ее список 1514 года. Архангельский собор был построен в 1505-1508 годах (архитектор Алевиз Новый). В 1652-1666 годах собор был заново расписан артелью мастеров под руководством Симона Ушакова. Это храм-усыпальница великих московских и удельных князей и русских царей. Здесь находятся раки святого благоверного царевича Димитрия Угличского, святых благоверных князей Михаила Черниговского, Димитрия Донского. В приделе мученика Уара - мощи преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, супруги благоверного великого князя Димитрия Донского. В придел ведет отдельный вход, и многие посетители Кремля его просто не замечают... Храмы Кремля - это настоящее сокровище, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Невозможно увидеть и воспринять все за один раз. Однако бывать там часто, мягко говоря, затруднительно для многих. Цена входа на Соборную площадь - 500 руб., с экскурсией - 900, хотя для студентов и пенсионеров скидки. Прибавим к этому огромные очереди на вход, особенно в дни выходных и праздников. Мой совет: к походу в Кремль надо основательно подготовиться, найти информацию о соборах и святынях, чтобы обратить внимание на то, что особенно важно именно для вас.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Наиболее раннее изображение И. в рукописной книге встречается в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 120) в иллюстрации освящения ц. арх. Михаила «монастыря Всеволожа» (Выдубицкого) в Киеве (1088). Несмотря на именование епископов в тексте, на миниатюре фигуры в архиерейском облачении не персонифицированы и условны, имеют нимбы. В лицевой рукописи Ростовского патерика 1762 г. (РНБ ОР. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 27 об.), принадлежавшей ростовскому купцу И. С. Рахманову, собраны жития большинства местных чудотворцев. На миниатюре И. изображен в рост, в повороте влево, перед образом Божией Матери (Богоматерь с Младенцем на коленях восседает на престоле, в Ее правой руке - скипетр, на голове - корона; подпись: «     U  ()      ()    ()     # »). И. в бордовой фелони и охристом омофоре, на голове белый клобук, правая рука возле груди, левая раскрыта ладонью, борода седая средней величины. К ранним изображениям И. в монументальной живописи относится его образ в росписи 1547-1551 гг. Благовещенского собора Московского Кремля ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. Ил. 47). В центральной апсиде алтаря в медальонах, выделенных цветом, помещены поясные изображения рус. святых: в центре - свт. Леонтий Ростовский, справа от него - И. в белом клобуке, с заостренной внизу бородой, в небольшом повороте влево, правая рука вытянута вперед в благословляющем жесте, покровенной левой прижимает к груди Евангелие. В росписи сев. фасада Успенского собора Московского Кремля (первоначальная живопись неоднократно поновлялась в XVII-XIX вв.) между колонками изображены в рост 6 святых: прп. Пафнутий Боровский, Ростовские святители И., Леонтий и Игнатий, преподобные Димитрий Прилуцкий и Сергий Радонежский ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 35). И. изображен также в росписи 1563-1564 гг. Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле, которую выполнили «мастеры московские Ларион Леонтьев сын, да Третьяк, да Федор Никитины дети, ярославцы Афонасий и Дементей Сидоровы дети» ( Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 38, 95, 100. Табл. 9). Благословляющий И. представлен в рост (руки разведены, в левой - Евангелие) вверху на юж. грани сев.-вост. столба собора, у него длинная седая борода. В главной апсиде алтаря ярославской ц. прор. Илии, расписанной в 1680 г. артелью костромских и ярославских мастеров во главе с Гурием Никитиным, И. написан в ряду с Московскими и Ростовскими святителями ( Бусева-Давыдова И. Л., Рутман Т. А. Церковь Ильи пророка в Ярославле. М., 2002. С. 89, 95. Табл. 3). В росписи 1684 г. Троицкого собора костромского Ипатиевского мон-ря его образ помещен в диаконнике среди Ростовских и Новгородских святителей ( Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского мон-ря. М., 2008. Т. 1. С. 156-157).

http://pravenc.ru/text/674806.html

За Божественною Кирил молився за душ загиблих на теплохода Предстоятель Церкви звершив молитовне поминання загиблих в а славлення Первоверховних Кирил звернувся до Первосвятительським словом . Владика заступник голови Уряду РФ О.Д. Жуков, що прибув до собору, нижню церкву на честь Блаженного, де Предстоятель вклонився чесним мощам блаженного подвижника. У музею та Кирил О.Д. Жуков ознайомилися з новою в Покровського собору Варварського крижа», присвяченою Покровського собору. Собор Покрова на Рву Прес-служба Московського Фотоальбоми в Покровському на в день пам " святих первоверховних Петра Павла за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами собори московського кремля – поминання   Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в Виступ Кирила на позачерговому з " руського народного собору У Торжества Православ " я Кирил звершив в Христа Спасителя У п " ятницю Великого посту Предстоятель Церкви звершив Передосвячених у Христа Спасителя У четвер Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у У середу Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського в Донському Кирил звершив першу в цьому Передосвячених У Великого посту Предстоятель Церкви звершив " я з читанням Великого канону прп. Критського у Богоявленському кафедральному в У Великого посту Кирил звершив " я з читанням Великого канону прп.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1575253...

Я вас сердечно з другим днем свята Христового, з днем спогаду про " ю, про Собор Прес-служба Московського (Скорочено. Повний текст див. на сайту). Фотоальбоми у свято Собору в Успенському Московського Кремля У свято Собору Предстоятель Церкви звершив в Успенському Московського Кремля за темою збори питань захисту " материнства й дитинства у Наказ XXV руського народного собору «Сьогодення та Руського [Документи] рекомендували розвивати щодо з Ключовий напрям допомоги — влаштування у " з ключовими словами   Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви у Торжества Православ " я у Христа Спасителя у п " ятницю Великого посту Передосвячених у Христа Спасителя у четвер Великого посту великого " я в м. Москви у середу Великого посту великого " я в Донському м. Москви у середу Великого посту Передосвячених у Христа Спасителя у Великого посту великого " я у Богоявленському кафедральному в у Великого посту великого " я в Христа Спасителя перед чином прощення у Христа Спасителя   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3919934...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010