площади. М., 1982, 19832; Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985; Успенский собор Московского Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985; Выголов В. П. Архитектура Моск. Руси сер. XV в. М., 1988; Моск. Кремль: Указ. лит-ры (1723-1987). М., 1989. [Ч. 1]: Моск. Кремль с древнейших времен до наших дней; 1998. [Ч. 2]: Моск. Кремль - уникальное собр. памятников истории и культуры; Большой Кремлевский дворец архит. К. А. Тона: (Альбом)/Авт.-сост.: Г. А. Маркова. М., 1994; Гончаренко В. С., Нарожная В. И. Оружейная палата: Путев. М., 1995, 19982, 20043; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996; Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999; Гончаренко В. С. Московский Кремль: Стены и башни: Путев. М., 2001; Романенко А. И. Патриаршие палаты. М., 2001; Селезнева И. А. Золотая и Серебряная палаты. М., 2001; Соколова И. М. Церковь Ризположения: Путев. М., 2002; Сокровищница России: Страницы ист. биографии Музеев Моск. Кремля. М., 2002. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 14); Вьюева Н. А., Романенко А. И. Моск. Кремль: Дворцы и сады: Путев. М., 2003; Журавлева И. А., Качалова И. Я. Благовещенский собор: Путев. М., 2003; Подъяпольский С. С. и др. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв.//ДРИ. 2003. [Вып.:] Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 51-98; Власова Т. Б. Архангельский собор: Путев. М., 2005; Моск. Кремль: Хроника ист. событий (1147-1480)/Авт.-сост.: В. Н. Захаров. М., 2005; Костина И. Д. Колокола Московского Кремля. М., 2007; Баталов А. Л., Самойлова Т. Е. Архангельский собор. М., 2008; Горева О. В. Сокровища Алмазного фонда России. М., 2008; Воронов А. А. Мон-ри Моск. Кремля. М., 2009; Древние святыни и исторические памятники. М., 2009; Толстая Т. В. Успенский собор: Путев. М., 2009; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010; Баталов А. Л., Крашенинникова Т. И. Ансамбль Моск. Кремля, 1990-2010: Реставрация и изучение. М., 2010; они же. Благовещенский собор: Итоги реставрации 2006-2010 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Кроме циклов, непосредственно иллюстрирующих текст И. Б. О., его сюжеты включены в композиции «Страшный Суд», в житийные иконы ап. Иоанна Богослова, в рукописи, напр. в Псалтири с восследованием 2-й четв. XVI в. (РГБ. Больш. 432). Лит.: Буслаев Ф. И. Свод изображений из лицевых «Апокалипсисов» по рус. рукописям с XVI в. по XIX. М., 1884. 2 т.; James M. R. The Apocalypse in Art. L., 1931; Алпатов М. В. Памятник древнерус. живописи кон. XV в.: Икона «Апокалипсис» Успенского собора Моск. Кремля. М., 1964. С. 110; Откровение св. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции: Кат. выст./РГБ. М., 1995; Качалова И. Я. Апокалипсис в стенописи Благовещенского собора//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 30-53. В монументальной живописи на Руси наиболее раннее упоминание об изображении на сюжеты И. Б. О. связано с известной по письменным источникам работой Феофана Грека в Благовещенском соборе Московского Кремля, о чем сообщается в письме иером. Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому: «…Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех… в каменной церкви во святом Благовещении корень Иессеев и Апоколипьсий также исписавый» (Изборник: (Сборник произведений лит-ры Др. Руси). М., 1969. С. 398-403, примеч. на с. 750-751). Всадник на бледном коне. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Всадник на бледном коне. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. Других изображений на сюжеты И. Б. О. в монументальной живописи на Руси не было известно вплоть до создания росписи Благовещенского собора Московского Кремля в 1547-1551 гг. (возможно, повторившей состав росписи 1416). Апокалиптический цикл является частью росписи наоса, на стенах центрального поперечного нефа. Большая часть составляющих его сюжетов относится к началу текста И. Б. О. и представляет собой сцены апокалиптических богоявлений («Видение Ходящего посреди семи светильников», «Поклонение старцев Сидящему на престоле»), а также изображения ангелов у храма, символизирующих 7 церквей, и Жены, облаченной в солнце. На зап. стороне центрального нефа располагаются 2 сцены апокалиптических бедствий - «Явление четырех всадников» и «Проповедь пророков Илии и Еноха и умерщвление их зверем». Иконографическое решение сюжетов восходит к иконе «Апокалипсис» из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1482). Дальнейшее повествование представлено в традиц. иконографических формах «Страшного Суда», изображенного на стенах и сводах зап. нефа под хорами. Усиление интереса к эсхатологической тематике в сер. XVI в. связывают с формированием новой идеологической и историософской концепции Русского гос-ва («Москва - третий Рим»).

http://pravenc.ru/text/471605.html

- СПб. 1890. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. - СПб. 1910.  Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1885. Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни (Историко-археологический очерк). - Казань. 1907. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. - Казань. 1909. С. 3-40. Достойны памяти потомков (городские головы Казани 1767-1917). Сборник документов и материалов.- Казань. 2002. - П. Заринский (1831-1881) Очерки Древней Казани " (1877). Согласно указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева от 13 ноября 1995 и постановлению Правительства республики от 19 декабря 1995, Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». С 1995 в соборе велись реставрационные работы. 19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 торжества в честь 450-летия Казанской епархии в отреставрированном храме возглавил Патриарх Алексий II. Освящение Благовещенского собора Казанского кремля 19.07.2005 г.//На сайте Казанской епархии Литература: Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. - Казань, 1909 Ключевская Е., Саттарова Л. Наследие великих мастеров//Дизайн и Новая Архитектура : журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2005. — 20. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895. Пинегин М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. – СПб., 1890. Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. – М., 1978.  Благовещенский собор Казанского кремля на сайте Казанской епархии А.М. Елдашев. Благовещенский собор истточник: http://adamovka.ru/sobor/?id=20 Благовещенский собор производит противоречивое впечатление. Если не знать истории его перестроек и реконструкций и тех причин, которыми они были вызваны, то нелестные оценки деятельности позднейших авторов храма сами просятся на язык - да, собственно, такие оценки сплошь и рядом встречаются в литературе второй половины XIX века. Здание кажется непропорциональным и перегруженным, нелепо вытянувшимся с востока на запад - с как бы оттопыренными приделами. Очень трудно в наши дни определить его прототип - чтобы вспомнить об Успенском соборе Московского Кремля, нужно зайти внутрь, в основной четверик с массивными круглыми столпами, или рассматривать собор со стороны алтарных апсид, где древняя кладка и структура восточной стены многое объясняет и с ходу погружает в атмосферу полутысячелетней давности. Впрочем, оправдать поздние перестройки проще простого. Уже в конце XVIII века кафедральный собор перестал вмещать всех желающих; исполнять роль центрального храма крупнейшей епархии ему стало затруднительно.

http://sobory.ru/article/?object=02525

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Разделы портала «Азбука веры» Описание Картина «Московский Кремль» сохранила для истории утраченный ныне памятник. За Спасской башней, почти вплотную примыкая к Кремлевской стене, изображен Вознесенский монастырь. Эта обитель была основана в конце XIV века княгиней Евдокией Дмитриевной — женой московского князя Дмитрия Донского в память о Куликовской битве. Монастырь простоял на территории Кремля около шести столетий. Был разрушен в 1929 году. На протяжении столетий панорама Московского Кремля своей красотой и величием привлекала внимание поэтов, прославлявших его велеречивыми одами, иконописцев и художников, посвящавших московской твердыне живописные серии полотен. Сердцем столицы по праву считается грандиозный комплекс соборов, церквей, обнесенных мощной крепостной стеной. Запечатленный Аполлинарием Михайловичем Васнецовым вид Кремля открывался из окон мастерской художника, который на протяжении десяти лет снимал квартиру в третьем этаже Кокоревского подворья на Софийской набережной. Именно в это время в живописце пробудились любовь и интерес к истории города и архитектурному наследию допетровской Руси, чье очарование и поэзия были переданы им в целом цикле картин. Торжественным гимном, исполненным поклонения «Москве-матушке», предстает изображение величавых белокаменных стен соборов Кремля, искрящееся на солнце золото куполов. В центре возвышается Архангельский собор, издревле служивший усыпальницей московских князей. Слева от него, как в просторечье говорилось, «на царском дворе у сеней», расположен Благовещенский собор – придворный храм княжеской династии. Главным же святилищем Москвы и сокровищницей ее древностей исстари был Успенский собор. Основанный в 1326 году, с конца XV века собор служил главным кафедральным собором Русской православной церкви, где совершалось коронование и миропомазание на царство российских монархов. История Образ исторического города является центральной темой в творчестве Аполлинария Михайловича Васнецова. Впервые к памятникам столицы он обратился в конце 1870-х, с тех пор создавая уникальную художественную летопись. С 1890-х годов и до конца своей жизни он работал над картинами, посвященными истории Москвы. Аполлинарий Васнецов считал образ города одним из сильнейших воплощений культуры. Он говорил о том, что история города отражает не только историю одного края, но и историю целой эпохи. Центральный образ не только города, но и всего государства Российского — Московский Кремль. Васнецов был поражен обликом старинного Кремля. Он жил неподалеку от него, на Остоженке, и любимыми маршрутами художника были прогулки вокруг Кремля, во время которых он любовался старинными стенами, башнями, соборами, чтобы потом перенести их на холсты.

http://azbyka.ru/art/moskovskij-kreml-so...

Собор лютого цього року ухвалив документи, заклали теоретичну основу Церкви в з допомогою Божою ми виконуватимемо накази Собору на в тому на Тому, дякуючи Вам, владико, Вашим побратимам, за кроки, Ви зробили, я закликаю продовжувати Ваш труд — активно, мужньо, дерзновенно. Робити те, що таким нашому народу, — нести живе слово, його доброю справою. Брати участь у з нашою допомагаючи людям стосовно до сучасного, непростого життя. нехай благословення Боже над Вами, над Вашим духовенством, над Вашою паствою над Вашим народом. Прес-служба Московського Фотоальбоми в Успенському Кремля в день пам " святителя Филипа, митрополита Московського У день пам " святителя Филипа, митрополита Московського, Кирил звершив в Успенському Кремля за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля. Митрофана у Нефтекамського з ключовими словами собори московського кремля   Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения Патриаршее поздравление митрополиту Орловскому Тихону с 65-летием со дня рождения Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения Патриаршее приветствие участникам торжеств, посвященных 130-летию со дня преставления архимандрита Антонина (Капустина) Кирила ректору МДУ М.В. Ломоносова В.А. Садовничому з дня народження з дня народження учасникам урочистостей, присвячених дня преставлення преподобного Серафима Вирицького Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан Зеленоградському з у   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1577985...

Молебен о Президенте: для чего? Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте. 5 мая, 2012 Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте. В день инаугурации избранного президента России Владимира Путина Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит молебен  в Благовещенском соборе московского Кремля. Богослужение состоится после официальной церемонии вступления в должность главы государства, сообщил замглавы патриаршей пресс-службы диакон Александр Волков. «По сложившейся многолетней традиции, идущей еще от патриарха Алексия Второго, предстоятель Русской православной церкви совершит молебен в связи со вступлением в должность президента Российской Федерации 7 мая в Благовещенском соборе Кремля», — сказал диакон. Молебное последование, составленное специально для подобных торжественных случаев, содержит особые прошения о вступившем в должность Президенте: «о еже подати ему с небесе к правлению и правосудию силу и премудрость добре страною нашею правити, мир и благоустроение в ней насаждати, от врагов же ея и супостат ограждати». 7 мая 2008 года молебен по случаю инаугурации президента Дмитрия Медведева совершил Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Богослужение состоялось после завершения церемонии инаугурации нового Президента России в Благовещенском соборе Московского Кремля. Благовещенский собор Московского Кремля 7 апреля 2008 года Благовещенскому собору Московского Кремля исполнилось 500 лет. До XVIII века этот собор являлся домовой церковью московских государей, его настоятели одновременно были духовниками царей. Руководитель пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в интервью ИТАР-ТАСС отмечал, что «Благовещенский собор был домовым храмом русских великих князей и царей и здесь всегда по особым случаям служили молебен, смысл которого — в призывании Святого Духа на начало доброго дела». Священник пояснил, что «если бы даже президент не был православным человеком, эта служба также была бы совершена». «Но, в данном случае, — подчеркнул он, — новоизбранный президент — человек православный, и он будет молиться вместе с Патриархом».

http://pravmir.ru/moleben-o-prezidente-d...

Мониторинг СМИ Фотографии Кремля после обстрела осенью 1917-го собраны в одном альбоме 19.12.2017 19:07 Издание «Московский Кремль после артиллерийского обстрела осенью 1917 года» посвящено катастрофическому моменту столетней давности. Некоторых зданий, запечатленных на его страницах, нам не увидеть уже никогда Это, конечно, альбом по истории архитектуры, но нетипичный, посвященный лишь одному катастрофическому моменту. Не созиданию, а разрушению. Между нами и снимками из альбома — ровно столетие. Основная их часть была сделана в начале ноября 1917 года, сразу после окончания боев в Москве, вспыхнувших 27 октября в результате захвата власти большевиками и продолжавшихся до вечера 2 ноября. Снимать израненный Кремль, подвергшийся артиллерийскому обстрелу, начали уже 3 ноября. Альбом открывает фотография, сделанная известным московским фотографом Дмитрием Гусевым: угловая мозаичная комната Малого Николаевского дворца с пробоиной в стене, с выбитыми стеклами, с полом, засыпанным каменными обломками. Предваряет книгу обстоятельный исторический очерк ее составителя Ирины Пармузиной. Здесь подробно, со ссылками на прессу тех дней, письма и дневники современников, описываются московские события осени 1917 года. Далее следуют кадры разного времени. Каждому сопутствует комментарий — цитата из современного ему документа. Чаще всего из тех, которые составитель называет «самыми беспристрастными»: акты, доклады, протоколы осмотра поврежденных зданий. Все это писалось одновременно с фотосъемкой в рамках деятельности комиссий, фиксировавших разрушения строений Кремля. Интерьер Успенского собора после обстрела Московского Кремля в конце октября — 3 ноября 1917 года. Вид на царицыно место и северную стену с солеи. Фотография-фототипия П.П. Павлова. 5–7 ноября 1917 года. Фото: Музеи Московского Кремля Часть фотографий была сделана с 5 по 16 ноября 1917-го сотрудниками фотоателье Петра Павлова. Эти снимки хранятся в Музеях Московского Кремля и публиковались в виде открыток. Другая часть того же собрания — стеклянные негативы с видами сооружений, бывших в ведении Дворцового управления: кремлевские башни, теремные церкви, Благовещенский собор... Все это снимал, по-видимому, в ноябре — начале декабря того же года упомянутый Гусев.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

арку, где изображены праведные Иосиф и Вениамин, сыновья патриарха Иакова (с ними сравнивал св. братьев и автор «Сказания»). С др. стороны апсиды, симметрично Владимиру, Б. и Г., изображены преподобные Антоний и Феодосий Печерские, прославившиеся также в XI в. Начиная с сер. XVI в. фигуры Б. и Г. размещаются в наосе на гранях подкупольных столпов. В росписи Благовещенского собора Московского Кремля сер. XVI в. они представлены на юж. грани северо-зап. столпа, т. е. слева от центрального прохода и вблизи «царского места»; напротив, на грани юж. столпа, изображены воины-великомученики Георгий и Димитрий Солунский. В Спасо-Преображенском соборе Ярославля (1563) Б. и Г. представлены на зап. гранях зап. пары столпов наоса, их образы встречают входящего в собор. Различные варианты изображения избранных святых, часто с включением визант. императоров и Б. и Г., представлены в следующих росписях: Архангельского собора Московского Кремля (восходит к 1565); Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (1598); ц. Св. Троицы в Вязёмах (ок. 1600); Благовещенского собора Сольвычегодска (1601); Рождественского собора в Суздале (восходит к 1636); Успенского собора Московского Кремля (1642-1643); Ризоположенской ц. Московского Кремля (1644); Успенского собора Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648); Успенского собора ТСЛ (1684); Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (1684); Софийского собора в Вологде (1686-1688); Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689) и др. В бесстолпных храмах образы Б. и Г. стали располагаться в верхних зонах росписей, напр. в Троицкой (ныне Покровской) ц. Александровой слободы (1571), в медальонах на вост. гранях шатра, в ц. Воскресения в Ростове (70-е гг. XVII в.), в откосах окон верхнего яруса наряду с кн. Владимиром и имп. равноап. Константином. В иконах и в прикладном искусстве изображения Б. и Г. (с кн. Владимиром и без него) часто соотносятся с темой св. Креста и с образами святых Константина и Елены. Так, на «Киликиевском» кресте (кон. XV в., ВГИАХМЗ) резная костяная пластина с фигурами святых Константина и Елены по сторонам креста корреспондируется с пластиной, где Б. и Г. поднимают мученический крест. На иконе «Воздвижение креста» (XVI в., ГТГ) по сторонам креста изображены Константин и Елена, а ниже, строго под ними, в ряду избранных святых,- Б. и Г. С темой св. Креста, христ. воинства и Небесного Иерусалима образы Б. и Г. связаны на иконе « Благословенно воинство Небесного Царя …» (сер. XVI в.) из Успенского собора Московского Кремля: в центре, в окружении пеших воинов, изображен царь Константин на коне, с крестом, движущийся к Небесному Иерусалиму за арх. Михаилом и Иисусом Навином(?), вслед за ними др. святые воины во главе с князьями Владимиром, Б. и Г. на конях.

http://pravenc.ru/text/153171.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010