Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок. М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. XXI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно. На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

В воздвизальный крест из кремлевского Благовещенского собора (1552-1553) помимо др. святынь была вложена частица мощей вмч. Георгия Победоносца, о чем сказано в надписи на обороте пластины кон. XVII - нач. XVIII в. (Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. С. 63-165). В 1557 г. Кизический митр. Иоасаф привез от К-польского патриарха Дионисия II др. частицу мощей святого (ПСРЛ. Т. 13. С. 275). «Чиновник соборный», содержащий службы 10-20-х гг. XVIII в., предписывал 23 апр. выносить в Успенский собор эту святыню для поклонения. Частицы мощей и кровь св. Георгия упоминаются в описях Образной палаты (1669), Благовещенского (1680-1681) и Успенского (1701) соборов Московского Кремля ( Зверев А. С. К-польские и греч. реликвии на Руси//Христианские реликвии в Моск. Кремле. М., 2000. С. 114-115). В наст. время частицы мощей святого хранятся в Воскресенской ц. в Сокольниках, в ц. во имя вмч. Георгия на Поклонной горе (привезены из Лидды в 1998), в Никольской ц. в Покровском, в Петропавловской ц. в Лефортове. Белокаменный рельефный образ вмч. Георгия, созданный по византийскому образцу итальянским скульптором, в 1464 г. по повелению вел. кн. Иоанна III был помещен на Фроловских (Спасских) воротах Московского Кремля (ПСРЛ. Т. 23. С. 158). Это изображение впоследствии стало гербом Москвы. В наст. время фрагменты образа хранятся в ГТГ и ГММК. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II перед ракой с мощами свт. Алексия, митр. Московского, во время богослужения в Елоховском соборе. Фотография. 2007 г. Частицы мощей вмч. Феодора Стратилата находятся в храме Христа Спасителя. Частицы мощей вмч. Пантелеимона имеются в храмах во имя прор. Илии в Обыденском пер., во имя свт. Николая Чудотворца в Покровском, в Зачатьевском и Даниловом мон-рях, на подворье афонского Пантелеимонова мон-ря в Москве. Кроме того, чтимая икона вмч. Пантелеимона из бывш. Пантелеимоновской афонской часовни у Лубянских ворот ныне доступна для поклонения в Воскресенской ц. в Сокольниках.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Первой самостоятельной работой Андрея Рублева он считал созданные имеете с иконописцем Даниилом фрески и иконостас Успенского собора во Владимире. Согласно его реконструкции, иконостас Успенского собора также был расчленен столбами с росписями и закрывал собою пространство всех пяти нефов 698 . Основные идеи и теоретические суждения М. А. Ильина были восприняты JI. В. Бетиным и развиты им, с существенными дополнениями, в двух статьях конца 1970-х годов: «Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов» и «Исторические основы древнерусского высокого иконостаса» 699 . Особое мнение об иконостасе Благовещенского собора имеет В. Г. Брюсова 700 . Она верно замечает, что иконографическая программ центрального ядра иконостаса создавалась совместно иконописцами и богословами. Исполнителями же иконостаса Благовещенского собора она называет Андрея Рублева и Даниила Черного. Концепции большинства статей об иконостасе Благовещенского собора имели в основном теоретический априорный характер; они не были подкреплены целенаправленными комплексными исследованиями архитектуры собора реальной истории иконостаса, иконографии и художественных особенностей его икон. Новый этап в изучении этого памятника начался в 1970-е годы, когда благодаря архитектурно-археологическим исследованиям было выяснено, что монументальный деисусный чин не мог принадлежать маленькому бесстолпному храму, каким, как оказалось, был придворный великокняжеский собор, расписанный в 1405 г. тремя мастерами 701 . Л. В. Бетин. отказавшийся от своей первоначальной концепции, отнес сохранившийся в Благовещенском соборе деисусный и праздничный чины к предполагаемому иконостасу Архангельского собора Кремля, где в 1399 г. также работал Феофан Грек 702 . В 1980-е годы нами было установлено, что иконостас Благовещенского собора состоит из разновременных рядов, соединенных в один комплекс после пожара 1547 г. 703 Его деисусный чин является выдающимся творением греческого художника исполненным в последней четверти XIV столетия 704 . Иконы праздничного ряда мы определили как работу иконописцев ведущей московской мастерской начала XV в. 705

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

4 апреля 1918 г. Величайшая отечественная Святыня – Большой Успенский собор – в прежнее время охранялся гражданской стражей и ночным военным караулом. В настоящее время ночного военного поста у собора нет, а организовать надежную охрану из вольнонаемных сторожей не представляется никакой возможности. Озабочиваясь установлением правильной караульной охраны собора в ночное время, Братство ревнителей святынь Кремля просит Вас сделать распоряжение о принятии Успенского собора под охрану находящегося в Вашем ведении коллектива служащих бывшего Дворцового ведомства подобно тому, как охраняются ими Благовещенский и Архангельский соборы. Председатель совета Братства            Протопресвитер Н. Любимов Секретарь                              Д. Андреев Резолюция: Необходимо выяснить вопрос и поставить караулы. П. Малиновский ГА РФ. Ф. Р-410. Оп. 1. Д. 79. Л. 19. Подлинник. III.19.4. Ходатайство делегации Священного Собора в СНК РСФСР о допуске верующих в монастыри и соборы Московского Кремля в дни Страстной и Пасхальной недель 6 апреля 1918 г. При разговоре представителей Собора и приходов с народными комиссарами 14 (27) марта 673 нами было указано, что стеснение в посещении кремлевских Святынь вызывает большое смущение и недовольство на Соборе и в православном населении Москвы. В настоящее время мы считаем себя обязанными заявить Совету народных комиссаров, что для успокоения верующего православного народа необходимо предоставить свободный доступ в Кремль, особенно же начиная с Вербного воскресенья 15 (28) апреля, в течение Страстной и Пасхальной недели, когда обычно кремлевские храмы переполняются молящимися. 24 марта – 6 апреля 1918 г., Москва Члены Всероссийского Церковного Собора Александр Самарин Н. Кузнецов Л. Июдин Н. Малыгин Помета: Выполнено на основании постановления Совета нар[одных] ком[иссаров]. В. Б[онч]-Б[руевич]. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Л. 161. Л. 2. Подлинник; Там же. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 567. Л. 35. Подлинник. III. I9.5. Письмо совета Всероссийского православного братства ревнителей святынь Московского Кремля в СНК РСФСР о посещении Кремля верующими на Страстной и Пасхальной неделях

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного (1530-1584) Благовещенский собор был перестроен. Некоторые исследователи связывают эту перестройку с желанием царя увековечить очередную крупную военную победу - взятие Полоцка. На четырёх углах собора были устроены одноглавые приделы, а сам собор переделан на пятиглавие - в результате храм увенчала горка из девяти золотых куполов. Наличники окон и столбы галерей украсила белокаменная резьба. Пол собора выложен узорной яшмой, вывезенной по повелению Ивана Грозного из Ростова Великого. В соборе хранилась икона Донской Богоматери, с которой Дмитрий Донской шёл на Куликовскую битву и перед которой русское воинство молилось перед боем. Позднее она была перенесена в Донской монастырь. Среди других реликвий Благовещенского собора наиболее известны чудотворная икона Пименовской Богоматери, принесённая в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом (ум. 1389), и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Из. кн. А.Ю. Низовского " Самые знаменитые монастыри и храмы России " , 2000, Вече. Здание Благовещенского собора постройки 1397 г. было в 1482 г. разобрано до цоколя, и на старом подклете выстроен новый пятиглавый храм, освященный 9 августа 1489 г. В 1564 г. были надстроены четыре верхних придела с их главками и пристроена вторая южная паперть. Три верхних придела: Архангела Гавриила, Собора Пресвятой Богородицы и Входа в Иерусалим сохранили древние иконостасы. Четвертый св. Георгия был переустроен в 1822 г. и получил новое наименование Александра Невского. В 1837 г. в первой южной паперти устроен придел Николая чудотворца. Александровский М.И. «Указатель московских церквей» г. Москва 1915 г. «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14. Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.

http://sobory.ru/article/?object=03383

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/114016.html

845 Ильин М. А. Указ. соч. С. 30; Бетин Л. В. Исторические основы... С. 71; Лазарев В. И. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.. 1983. С. 143. Примеч. 195. 846 Сперовский П. Старинные русские иконостасы//Христианское чтение. СПб.. 1892. С. 4–7; Успенский Л. А. Указ. соч. С. 234. 847 Попов Г. В. Иконостас Дионисия 1481 года: опыт исследования комплекса но письменным источникам//Успенский собор Московского Кремля. М.. 1985. С. 135. 848 Филатов С. В. Проблемы взаимодействия... С. 91–93; Сорокагпый В. М. Об иконостасе с праотеческим рядом и его развитии во второй половине XVI века//Русская художественная культура XV–XVI в: Тез. докладов. М.. 1990. С. 70; Он же. Новгородские иконостасы в XVI в. ... С. 80–82. 849 Названные авторы оперируют храмовыми описями самого конца XVI начала XVII в., экстраполируя их данные на более раннее время. Рискованность таких операций покажу на одном примере. В. М. Сорокатый. обнаружив в Описи Новгорода 1617 г. свидетельство, что в соборе новгородского Клопского монастыря тогда существовал высокий иконостас с праотеческим чином, датировал этот иконостас 1560-ми годами (Сорокатый В. М. Новгородские иконостасы в XVI в. ... С. 79–80). Однако, согласно опубликованной описи того же монастыря 1582 г., ни в одном из его храмов такого иконостаса не существовало (Гневутев Г. М. Церкви и ризницы трех монастырей Новгородской области по описи 7090 (1582 г.)//Сб. новгородского общества любителей древности. Новгород. 1910. Вып. 3. С. 1–4). 850 На первый взгляд, этому выводу противоречит наличие в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля икон праотечеекого чина, датируемых по стилю серединой – третьей четвертью XVI в. (Щенникова Л. А. Станковая живопись//Качалова И. Я.. Маясова Н. А.. Щенникова JT. А. Благовещенский собор Московского Кремля М.. 1990. С. 61). Однако датировка только по стилю весьма ненадежна и. в частности. С. В. Филатов относит эти иконы к началу XVII в. (Филатов С. В. О времени появления праотечеекого чина в русском иконостасе//Архитектурное наследие и реставрация. М.. 1992. С. 110). Болес того, они представляют собой врезки в киоты XIX в. (Там же. С. 110). Каково же первоначальное назначение этих очень маленьких иконок неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Из истории Благовещенского собора Московского Кремля Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище - Казенный двор, где хранилась государева казна. Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года. При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт. Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах - аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Благовещенский собор был домовой церковью русских великих князей и царей на протяжении столетий, в документах XVI–XVII веков его называли «храмом на государевом дворе», «на сенях», «на переходах», т.к. здание храма входило в комплекс великокняжеского, а затем царского дворца, состоявшего из отдельных палат. В соборе издревле хранились священные реликвии: мощи, особо почитаемые иконы, старинные книги, драгоценные сосуды. В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, поэтому главные входы так торжественны и нарядны. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств. После революции 1917 года собор был закрыт, а в 1918 году в Кремле организовали музеи, и вся дальнейшая деятельность была направлена на изучение, реставрацию, сохранение собора и хранящихся в нём произведений искусства. С 1993 года в соборе возобновлены богослужения на престольный праздник Благовещения , которые совершает патриарх Московский и всея Руси. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время Благовещенский собор является выдающимся памятником отечественной архитектурной традиции и имеет особое значение в истории русского зодчества. В облике собора соединены черты московской архитектуры с характерными для псковского зодчества деталями. Его украшают излюбленные в псковской архитектуре декоративные полукруглые ниши и пояски «бегунка» и «поребрика», выложенные из кирпича особой формы, а также ярусы килевидных закомар и кокошников, характерные для московского зодчества. Современный облик собора с крытыми галереями, четырьмя приделами на их углах, с пирамидальным силуэтом, увенчанным девятью золочеными куполами, сложился в 60-е годы XVI века. Стены собора расчленены лопатками и завершены килевидными закомарами, что свойственно раннемосковской архитектуре, ритм закомар повторяют кокошники в основании центральной главы, в аркатурный фриз вписаны узкие щелевидные окна. Восточная стена ранее была закрыта галереей, поэтому только высоко на апсидах помещен скромный, каменный поясок балясин. Стены приделов расчленены квадратными ширинками и завершены небольшими кокошниками перекликающимися с закомарами собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010