Иванишки Воложинского р-на, где в 1923-1941 гг. имелся поморский храм. В Молодечненской обл. в 1944-1954 гг. имелись поморские общины: в Свири, в селениях Мостище Юратишковского р-на, Стрипишки Свирского р-на (ныне урочище между бывш. хутором Лещиново и дер. Ворзяны Островецкого р-на), Кукляны и Апидомы Поставского р-на. Все они, несмотря на препятствия со стороны обл. уполномоченного по делам культов, в сер. 40-х гг. XX в. получили регистрацию. Четыре общины поморцев действовали без регистрации: в дер. Захаровщина Поставского р-на, в дер. Амелино Сморгонского р-на, в с. Нов. Слобода (ныне дер. Слобода Сморгонского р-на) и в бывш. с. Гедейки (ныне урочище близ дер. Гравжишки Ошмянского р-на). Все указанные общины имели храмы, наставников, а церковные двадцатки действовали с довоенного времени, однако уполномоченный отказывался их регистрировать. В 1949 г. общину в Апидомах сняли с регистрации, наставник Панцырев был арестован за «антисоветскую агитацию». В том же году был арестован и выслан наставник незарегистрированной общины поморцев в Нов. Слободе Черняк. В 1954 г. число общин возросло до 14. Добавились общины: в пос. Видзы и дер. Минковичи Видзовского р-на (ныне в составе Браславского р-на), в дер. Раковцы (ныне в черте пос. Шарковщина) и в дер. Германовичи Шарковщинского р-на, в дер. Кублищина и пос. Друя Миорского р-на (последний ныне Браславского р-на), в деревнях Буловишки, Кирилино и Миколаюнцы Браславского р-на, Ластовичи Глубокского р-на. К тому времени были сняты с регистрации и действовали нелегально поморские общины в деревнях Лучайки и Захаровщина Дуниловичского р-на, Буевщина и Воронка Браславского р-на, Нивники Миорского р-на. Последней общине, а также поморской церкви в Апидомах удалось возобновить регистрацию в 1956 г. О возобновлении их легальной деятельности ходатайствовал перед властями Белоруссии глава Высшего поморского старообрядческого совета в Литовской ССР Ф. С. Кузнецов. Все приходы поморцев в Молодечненской обл. подчинялись Высшему старообрядческому совету поморцев с центром в Вильнюсе.

http://pravenc.ru/text/2564074.html

Возвратимся назад. По случаю появления в пределах Владимирской губернии губительной болезни – холеры, нас отпустили на вакацию раньше обыкновенного, – кажется, 8 июля. Подходя к Дунилову, я рассуждал сам с собой, куда мне наперед идти: в Горицы ли к дяде и отцу крестному, или на Пустыньку к сестре – Марье Михайловне? – Я решил идти на первый раз прежде в Горицы, куда сильно влекла меня любовь к родине: но я встретил здесь не очень ласковый прием. Жена дяди, Татьяна Ивановна, не отличавшаяся вообще нежным сердцем, смотрела на меня не очень благоприятно, по той, как мне думалось всегда, причине, что я – сирота учился лучше ее сына и всегда приходил домой с наградами, которые каждый раз возбуждали в ней неудовольствия. Но я, пробывши дня два-три в Горицах, спешил потом на Пустыньку, где сестра и зять встречали меня с любовью, но где стесняла и тяготила меня их семейная скудость и почти нищета. Впрочем, на воскресные и праздничные дни я всегда возвращался в Горицы, куда привлекал меня родной благолепный храм и с детства знакомое общество молящихся. Таким образом, во все время вакации, я вел скитальческую жизнь, и это продолжалось до самого окончания мной курса семинара; только впоследствии я имел уже больше мест для своего пристанища. Чтобы не быть в тягость другим и не быть тунеядцем, я старался и почти обязан был зарабатывать для себя насущный хлеб теми или другими трудами. В Горицах я помогал двоюродным сестрам, занимавшимся тканием красной пестряди, в их ремесле, приготовлением для них цевок и т. под.; на Пустыньке я разделял с зятем и сестрой их земледельческие труды: жал хлеб, возил с поля на гумно снопы, молотил и пр. – Но эти труды и занятия наводили на меня истинную тоску, хотя я должен был скрывать ее. Мои душевные стремления все направлены были к чтению книг и списыванию стихов и литературных статей. По приходе на каникулы домой, первым моим делом было приготовить свежие чернила, – для чего я всегда приносил с собой чернильные орешки и купорос. Но однажды вот что случилось. Положил я в чернильницу толченых орешков, налил воды и, крепко закупоривши пробкой чернильницу, поставил ее в только что истопленную печь в кухне, – это было в Горицах. Через несколько минут вынул я из печи чернильницу, и только лишь начал ее раскупоривать, как пробка взлетела к потолку и все чернила брызнули мне в лицо. Как остались целы мои глаза, я уже не понимаю. – После этого я стал, конечно, осторожнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

За Спасоевфимиевым За Арсениевым За Лопотовым За Александровым, что на Куште За Успенским Подолним За Никольским Катромским За Спасовым Печенским За Рябинским За Успенским Песочным За Рождественским Сямским За Ферапонтовым За Кириловым Новоезерским За Троицким Устьшехонским За Заоникиевской Владимирской пустынью За Архангельской пустынью За Дмитриевской Югской пустынью За Николаевской Мокрой пустынью За Спасской Репной пустынью За Ломовской пустынью За Успенской Седмигородской За Богоявленской За Спасским Вожеозерским монастырём За Белоезерским Воскресенским Череповым За Ворониною пустынью Б) За Воскресенским Гороцким девичьим Итого за монастырями: 40.127 Всего за домом Архиерейским и монастырями 46.468 Платёж в экономию 17. Епархия Вятская Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом с приписными к нему монастырями и пустынями За Преображенским Пыскорским с приписными За Успенским Трифоновым За Богоявленским, что при городе Слободском, с приписным к нему Екатеринским За Крестовоздвиженским Верхочепецким За Троицким Истобинским За приписными к Богословскому Холуницкому За Вознесенским, что при Соли Камской, с приписной к нему Сыльвенской Воздвиженской пустынью За Верхоязвенской Успенской пустынью За Богословским Чердынским За Шеренской Богородичной пустынью За Успенской Чусовской пустынью За Зосимо-Савватиевской Оханской пустынью Итого за монастырями: 33.948 Всего за домом Архиерейским и монастырями 43.012 Платёж в экономию 18. Епархия Устюжская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Устюжским Архангельским За Троицким Гледенским За Устюжским Ивановским За Знаменским Филипповым За Николаевским Прилуцким За Троицким Телеговым За Троицкой Соезерской пустынью За приписной к дому Архиерейскому Зосимо-Савватиевской пустынью За Никольской Верхоломовской пустынью За Богородицкой Теплогорской пустынью За Дуниловой пустынью За Крестогорской и Тихоновой пустынью За Воздвиженской Симоновой Воломской пустынью За Соли Вычегодской за Введенским

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Но процесс открытия храмов начался. Например, на заседании Совета 26 августа 1946 года было принято решение об открытии церкви в г. Осташкове Калининской области, 21 августа – об открытии храма в с. Петровское Калининской области. На март 1950 года в Ивановской епархии было уже 57 открытых церквей . В 50-е годы были предприняты попытки открытия храмов в селе Дунилово Шуйского района, в г. Плес, деревне Кулыево Пестяковского района . Особо активно ходатайствовали об открытии церквей верующие из Центральной России. За 1944-1947 гг. в Совет и к его уполномоченным на местах от верующих Рязанской, Московской, Калининской, Кировской, Воронежской, Горьковской и Ивановской областей поступило 10016 заявлений, или 50,7 % всех заявлений, поступивших из РСФСР. В первые годы своего существования (1943-1944) Совет очень неохотно давал добро на открытие храмов. По предписанию Совета по делам РПЦ от 20 апреля 1944 года, законными мотивами отклонения ходатайств верующих об открытии церквей могли являться следующие: отсутствие здания для богослужебных собраний, невозможность освобождения здания бывшей церкви, используемого для хозяйственных, культурных или военных целей, непригодность, по заключению технического надзора (ветхость, опасность обвала и т. д.), имеющегося здания бывшей церкви, отсутствие требуемого законом количества верующих (не менее 20), при котором может быть разрешено открытие церкви или молитвенного дома, фальсификация сбора подписей (внесение в списки верующих без их ведома и согласия, внесение в списки несовершеннолетних), а также спровоцированные заявления (когда подписи под заявлением собраны в результате проведения инициаторами специальной организованной работы и агитации с применением обмана). Верующие, ходатайствующие об открытии церквей, нередко пытались задобрить уполномоченных Совета денежными или иными подарками. В 1944 году такие факты отмечались Советом по делам РПЦ в Московской, Ивановской, Тульской, Ярославской и ряде других областей. При этом некоторые уполномоченные сообщали об этом в следственные органы, другие ограничивались разъяснением о недопустимости предложения вознаграждений или подарков.

http://bogoslov.ru/article/6026562

Успен.-Богуславский, Киев. г., II, 662. Успен.-Болгарский, Каз. г., I, 543. Успен.-Боровенск., Калуж. г., II, 1310. Успен.-Брусенский-Коломенск., II, 681. Успен.-Быстринский, Полт. г., II, 1311. Успен.-Венев, Тульской г., I, 334. Успен.-Верхнеломовский, II, 324. Успен.-Верх-Язвин., Перм. г., II, 712. Успен.-Виноградский, Киев. г., II, 713. Успен.-Волотов, Новг. г., II, 1312. Успен.-Воробьевская-Дуниловск., Влад. г., II, 736. Успен.-Воронина, Новг. г., I, 130. Успен.-Вышенская, Тамб. г., II, 1292. Успен.-Гербовец. или Горбовец., Бессар. г., II, 764. Успен.-Горний-Вологодский, II, 772. Успен.-Гремячев-Лихвинский, II, 774. Успен.-Дивногорский, Ворон. г., I, 169. Успен.-Далматов, Перм. г. II, 776. Успен.-Дубенский, Влад. г., II, 1313. Успен.-Дубенский, Моск. г., II, 1212. Успен.-Евейский, Вилен. г., I, 592. Успен.-Елецкий-Черниговский, II, 794. Успен.-Епифанский, II, 1302. Успен.-Желтиков, Твер. г., I, 191. Успен.-Жукова, Костр. г., II, 799. Успен.-Заблудовский, Гродн. г., I, 545. Успен.-Зилантов, Каз. г., I, 195. Успен.-Золотниковс., Влад. г., II, 1293. Успен.-Золотоношск., Влад.г., II, 1293. Успен.-Иваницкий или Иванижск., Твер. г., II, 1314. Успен.-Изосимина, Моск. г., II, 820. Успен.-Ирдынский, Киев. г., II, 713. Успен.-Иосифов-Волоцкой или Волоколамский, Моск. г., II, 845. Успен.-Казанский, II, 1299. Успен.-Каменский, Черниг. г., I, 243. Успен.-Каргопольский, II, 1308. Успен.-Кассианова-Учемская, Яросл. г., II, 861. Успен.-Керботовский-Новомлин., Черн. г., I, 246. Успен.-Кержебельмашский, Нижегор. г., II, 1315. Успен.-Киприанов., Бессар. г., II, 863. Успен.-Кириллов-Белозер., II, 867. Успен.-Клинский, II, 1316. Успен.-Княгинин-Владимир., II, 1317. Успен.-Княжая, Костр. г., II, 1294. Успен.-Козмин-Яхромский, Влад. г., II, 877. Успен.-Колмовский-Новгород., II, 1318. Успен.-Колоцкий, Смол. г., II, 881. Успен.-Колюбацкий или Кулюбацкий, Пск. г., II, 1319. Успен.-Крыпецкий, Пск. г., II, 837. Успен.-Кукарский, Вят. г., II, 1298. Успен. на Курцове-Холмогор., I, 546. Успен.-Кутеенский-Оршанский, I, 272.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не было несправедливости, которая за деньги не могла бы остаться без наказания 173 . Начать дело – значило давать взятки воеводе и приказным людям, да вдобавок быт битому для того, чтоб дать больше. «Дело не велико, да воевода крут – свил мочальный кнут!», – говорит пословица XVII века. 174 В русской администрации сделалось как бы формальным правилом, что воевода, приезжая на воеводство, собирал людей, хулил прежнее управление и говорил, что теперь уже не будет так, как делалось при прежнем воеводе; что теперь уже не будет так, как делалось при прежнем воеводе; что теперь воцарится правосудие и справедливость – и обыкновенно через год эта новая, столь многообещавшая власть заменялась другою, которая в свою очередь обличала ее, а себя выставляла напоказ. 175 Сила выборного управления со старостами и целовальниками в XVII веке упала; она подчинилась влиянию воевод и дьяков: тогда и выборные сами по себе были грабители – не хуже воевод и дьяков. Выборы в XVII веке производились под влиянием последних, и притом только богатыми членами общины. Раз выбранных нельзя было сменить до срока, и случалось, что земские старосты, стакавшись с воеводами и дьяками, да с товарищами их, откупщиками, сбирали с жителей разные поборы не по закону, а брали лишнее себе в пользу и делились с приказным людом. 176 Иногда даже воеводам поручалось при сборах охранять народ от выборных представителей и от богатых мужиков-горланов, как они называются в актах. 177 Такие же грабители в дворцовых селах и слободах были приказчики. Например, в 1647 году в седле Дунилове, когда жители приносили приказчику свои оброчные деньги, – он их не брал, но требовал взъемков и слупов, бил на правеже, сажал в подполье, а зимою в одной рубахе запирал в холодную повалушу. Он брал поборы холстом, сукнами, отдавал насильно замуж крестьянских девушек и проч. 178 От всех таких злоупотреблений жители разбегались; пустели целые посады и большие села. «Удивительно, – замечает иностранец, 179 – как люди могут выносить такой порядок, и как правительство, будучи христианским, может быть им довольно?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Во время вакации я познакомился в Горицах с купеческим сыном, Владимиром Александровичем Борисовым. Борисов – личность, в своем роде, очень примечательная. Сообщу здесь о нем некоторые биографические сведения. Он родился в 1809 году в селе Нижнем Ландехе, Гороховского уезда; по смерти отца, в 1811 году, мать его, уроженка села Гориц, из купеческого дома Барановых, переехала со своим семейством на свою родину. Десяти лет его отдали учиться грамоте причетнику, у коего он успел выучить только азбуку. В 1820 году в селе Дунилове открыто было приходское училище, куда его перевели для дальнейшего образования. Здесь он изучил Часослов и Псалтирь и научился писать, – тем и окончилось его образование. «К счастью, – буду продолжать далее словами самого Борисова, – в это время я отыскал у себя в доме краткую старинную географию, от которой был в восторге и никогда с ней не расставался; потом нашел некоторые и другие книги и в 6 частях собрание путешествий «Циммермана», от чего и получил охоту к чтению, а брат мой старший Петр привез из Москвы и подарил мне пространную всеобщую географию, только что тогда вышедшую, составленную «Кряжовым» (см. Росписание книгам «Смирдина» 3592)… Этими книгами я для себя открыл, казалось, новый неведомый мир и стал читать путешествия, особливо любил из них: «Путешествие в Хиву капитана Муравьева» и «Плен Головина в Японии». После легкого чтения стал приучать себя к более серьезному, для каковой цели выписывал в 1826 и 1827 годах Московские Ведомости, в которых печатались тогда протоколы Московского общества истории и древностей российских, – что и возбудило во мне первую охоту к занятию древностями... «В 1832 году познакомился я с известным Перехотским историком и археологом, священником М. Я. Диевым 42 . С этого времени начал я уже вести некоторые заметки о Шуйских древностях... Статьи же собственного сочинения начал я печатать с 1837 года, сначала в Литературных прибавлениях к Русскому Инвалиду и Москвитянине.... В письменных занятиях много обязан я наставлениями и поправками бывшему учителю Шуйского уездного училища В. А. Беляеву , с которым познакомился в Шуе в 1888 году, куда я переехал жить из Гориц в 1836 году».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

183. О побоище литовских людей и всяких воров под Нижним. Собрались многие понизовые люди: мордва и черемиса, и пришли под Нижний Новгород, и город Нижний осадили. Из Тушина пришли под Нижний литовские люди. Воевода у них был князь Семен Вяземский. Нижегородцы же, видя такое утеснение городу и прося у Бога милости, пошли на вылазку. И тех литовских людей и русских воров перебили многих, и воеводу у них князя Семена взяли, и в Нижнем повесили без государева ведома. 184. О походе с Балчика к Москве. Царь же Василий повелел боярину Федору Ивановичу Шереметеву с Балчика идти к Москве. Федор Иванович с Балчика [идя] многие понизовые города очистил и воровских людей побил. 185. О соединении всех православных христиан и о побоище Литвы и русских воров. Нижегородцы же, услышав о походе ратных людей с Балчика к Нижнему, собрались, пошли к Балахне и Балахну город взяли и ко кресту их [жителей] привели. Бог же вложил мысль добрую во всех черных людей, и начали собираться по городам и по волостям: в Юрьевце Поволжском собрались с сытником Федором Красным, на Решме с крестьянином Гришкой Лапшою, на Балахне с Ивашком Кувшинниковым, в Городце с Федькой Ногавицыным, на Холуе [был] Илейка Деньгин; и соединились все в единомыслии, и пошли в Лух. И в Лухе литовских людей побили и дворян, схватив, отослали в Нижний, а иных [людей] взяли и дома их разорили, и пошли в Шую. Лисовский же, услышав о том, послал против них Федора Плещеева в село Дунилово. Они же услышали, что Федор пришел с воровскими людьми литовскими, и их побили наголову. Федор же бежал в Суздаль с небольшим отрядом. 186. Об обращении поморских городов и о побоище русских людей в селе Даниловском. Города же поморские и Вологда, и Устюг Великий, и иные города обратились на истинный путь и царю Василию целовали крест, и литовских людей побили. И собрались черные люди, так же, как и в понизовых городах, и многие города очистили, и пришли в село Даниловское, и поставили тут острог. Литовские же люди и русские воры собрались во множестве и пришли к Даниловскому, и бои были многие. Грехов же ради наших тот острог взяли, черных людей перебили, а сами отошли в Ростов.

http://sedmitza.ru/lib/text/439333/

Каковое моё мнение сообщая на благоусмотрение вашего сиятельства, вследствие отношения вашего сиятельства, от 23 истекшего ноября за 5245, и возвращая приложенные при оном отношения князя Долгорукова и Минского гражданского губернатора, имею честь быть. Литовской консистории, от 7 декабря за 1264, о принятии мер к возврату в Православие вольнопрактикующего лекаря Игната Гинтовта, перешедшего в Римский обряд и обвенчанного Латинским священником Минский вице-благочинный священник Пётр Лавецкий доносит мне, что вольнопрактикующий лекарь, жительствующий Мозырского уезда, в местечке Лахве помещика графа Витгенштейна, Игнатии Гинтовт, сын покойного Дуниловицкой Церкви священника Фелициана Гинтовта, после окончания наук в Виленской академии, оставил природное своё вероисповедание и совратился в Римское. Ныне он, лекарь Игнатии Гинтовт, вступил в брак с помещичьего дочерью Юлиею Крейчман и обвенчан, в 25 день октября сего года, Римским священником Минского уезда в местечке Городке Францом Кукштовичем. И хотя вице-благочинный Лавецкий предуведомлял священника Кукштовича о не подлежании его ведомству Игнатия Гинтовта и о законах насчёт венчания лиц Православного исповедания с лицами других исповеданий и тем было приостановил венчание; но Минский Латинский епископ Липский предписал Кукштовичу венчать означенный брак, отзываясь, «что он не знает закона о венчании Униатов, что ныне почитаются Православными». Предлагаю консистории сделать надлежащие распоряжения о возвращении паки к Православному нашему исповеданию помянутого выше вольнопрактикующего лекаря Игнатия Гинтовта, употребив для сего предварительно приличные увещания посредством местного священника, а в случае нужды вызвать его и в Жировицы в консисторию. После возвращения сказанного лекаря к прародительскому своему Православному исповеданию, консистория распорядится о повенчании его с Юлиею Крейчман посредством Православного священника, со взятием подписки, требующейся по силе свода законов тома X, статьи 54. Между тем, до такового обвенчания имеет консистория воспретить посредством гражданского начальства сожительство сим незаконно венчанным лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Андрею ли Кесарийскому и Кириллу Иерусалимскому ? Или Феодору Аникиевичу и Павлу Леонтьевичу, кои уверяют книгою со обрубленными углами и предложенными просвирами? Филиппу Философу и Григорию Освященному? Или Ивану Козьмичу крестовщику с предлагаемыми щетами и сетями. Максиму ли Греку и Стефану Зизанию, философам, или Ивана Петровича Дуниловского клятвам? Спиридону ли и Аввакуму, или Ивану Федоровичу Ершову ссылошному с Шанбаровым? 18. Недоумения старообрядца и разрешение их (Письмо к беспоповцу) Достопочтеннейший Иосиф Петрович! Вы просите меня разъяснить некоторые недоумения, какие возникли в вас при чтении Писания. Вы пишете: «Во Апостоле Толковом сказано, что антихрист будет царствовать только три лета с половиной. А ниже в том же Апостоле сказано, что Писание час лето именует... Прошу вашу любовь: Господа ради докажите мне от Писания, что тамо сказано час год Писание нарицает. И я рассчитал, по своему мнению, что сказуется на неопределенное время быти антихристу, потому что по тексту того писания находится множество лет: у нас каждые сутки содержат 24 часа, а в трех годах дней более тысячи, и сколько тысяч часов будет. Итак, приходится рассуждать, что антихристе будет царствовать неопределенное время». Ответствую: Указанное место Толкового Апостола (л. 508) вы читали или с предубеждением в пользу мнения о неопределенности лет царствования антихристова, или с невниманием. Оттого в прочитанных вами словах вы упустили из виду одно речение, на которое и в письме ко мне не обращаете внимания. В этом-то и кроется причина того, что вы не поняли смысла слов Толкового Апостола и усмотрели в них подтверждение противного Писанию мнения, будто царствование антихриста будете на неопределенное время. Вы упустили из внимания речение: тамо. В Толковом Апостоле оно встречается в такой связи: «Он же (антихрист) не тако долго пребудете, яко же еретицы показуют на пастырей церковных, но токмо толико дней, якоже выше от Даниила речеся, и еже явственнейше время извести, сиречь три лета и шесть месяцев, понеже Писание час лето тамо нарицает».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010