Во Пскове: кравчей и воевода Кирила Алексеевич Нарышкин, а на ево место велено быть околничему Ивану Ивановичю Головину и переменить велено в нынешнем 208-м году по первому зимнему пути; дьяки: Лукьян Вальков марта с 30-го числа 207-го году, Алексей Сахаров августа с 15-го числа 205-го году. У стрельцов полковники: у первого полку полковник Данила Никифоров сын Загоскин да с ним подполковник сын ево Дмитрей Загоскин апреля с 1-го числа 205-го году, а на ево место велено быть, полковником Василь Васильеву сыну Козадавлеву да с ним подполковнику Ерофею Лодыженскому и переменить по сроке; у втораго полку полковник иноземец Юрья Вестов июня с 1-го числа 205-го; у того же полку подполковник Гаврила Унковской октября з 26-го числа нынешнего 208-го году. Судьею Федосей Филипов сын Рощинской августа с 15-го числа 205-го году. Объезжим головою Яков Панфилов сын Котенев генваря с 13-го числа 207-го году. У немецких дворов Головою Иван Алексеев сын Вельяминов генваря с 31-го числа 205-го году. У Псковских и Загорских ямщиков в прикащиках капитан псковых стрельцов Михайла Кляпиков ноября з 27-го числа 207-го году. – Во Псковских пригородех: на Красном – воеводою Иван Иванов сын Дуров марта з 22-го числа 207-го году, а ныне сидит сын ево Тимофей; а на ево место велено быть новгородцу Терентью Богданову сыну Унковскому и переменить велено по сроке. На Опочке у стрельцов головою новгородец Евтифей Апрелев марта со 18-го числа 207-го году, а на ево место велено быть Ивану Михееву сыну Базлову и переменить как срок два года минет. Во Гдове у стрелцов головою Конон Диков апреля с 1-го числа 207-го году. В Старой Русе столник и воевода Яков Иванов сын Челищев декабря с 31-го числа 206-го году, а на ево место велено быть столнику Дмитрею Федорову сыну Стрелкову и переменить, как срок два года минет. В Нижнем Новегороде: столник и воевода Иван Федоров сын Нелидов да с ним в товарыщах сын ево столник же Михайла генваря с 14-го числа 207-го году; с приписью подьячей Алексей Чернеев июня з 9-го числа 207-го году; у стрелцов головою задворно конюх Иван Селиверстов ноября с 10-го числа 207-го году, а на ево место велено быть Михайлу Дунилову и переменить по сроке.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Подробнее расскажу, если Бог дозволит побывать у Вас, Владыка, в конце июня или в начале июля м[еся]ца с. г. Ваше письмо, Владыка, получил я l.V, a 2.V написал ответ. Лимонный рецепт один раз полностью принял. Некоторое время после окончания приема этого лекарства стал лучше себя чувствовать, но через некоторое время опять возобновились головные боли, но гораздо слабее и периодически. Как начал путешествовать, боли прекратились. Получил от епископа Теофилия письмо, в котором сообщил о выдаче всем им паспортов, снятии с Д[ома] Инв[алидов] режима и разрешении, кто хочет, уехать к родным. Для Вас, Владыка, календарь куплю в Вильнюсе, где предполагаю быть около 15-го июня и почтой пошлю с отметками о праздниках в 1957 г. В Клайпеде ксендзы обещали, но так я и не дождался этого календаря. Когда буду в Белоруссии, напишу Вам свои впечатления из этого края. Очень хотел бы узнать о Вашем здоровье и поэтому подаю свой адрес в БССР, где я буду до 14.VI. БССР Молодечинская обл[асть] р[ай]он и почта Дуниловичи Д-ру Сивицкому А. И. для меня. Если найдется свободного у Вас времени, прошу литовцу, находящемуся в Белоруссии, написать несколько о себе. Остаюсь преданный Вам Чеслав. Д. 15. Л. 61–62. Подлинник. Автограф. 9. 13 июля 1956 г. 13.VII.1956 г. Болшево Дорогой Владыка! Хотя 69 лет тому назад (15.VII.1887 г.) меня и не было на свете, но все-таки я не забыл, что в этот день родился дорогой Владыка, Епископ Афанасий. А потому как литовец, католик и железнодорожник шлю Вам свои от души и сердца самые лучшие пожелания и молю Бога, дабы Он наградил Вас хорошим здоровьем и сохранил жизнь Вашу, на радость многих и многих людей, на долгие годы. В жизни так мало хороших людей встречается, но и из встреченных мною – Вы самый хороший, по этой причине я постоянно думаю о Вас и все свои радости и горе сообщаю Вам. В прошлом письме писал о несчастии с дочерью, у которой при ревизии обнаружилась недостача около 1000 руб[лей], теперь же могу радостную весточку написать о том, что при ревизии ошибочно пропустили товара на около 600 руб[лей], и поэтому недостача уже не так страшна, а главное, на ее работе это не отразится. Недостачу она, конечно, сразу пополнила, одолжив денег у своих друзей, но могли снять с работы – теперь же только ревизоры извинились за свою плохую ревизию. Вот это все меня радует, и я делюсь своей радостью с Вами, дорогой Владыка, зная точно, что Вы по доброте своей души будете тоже рады вместе со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Вот уж октябрь, я думаю, – уже менее месяца до поступления на должность. Пора бы уж. Впрочем, не думайте, что теперь я очень скучаю. Нет, я чувствую себя хорошо; ни одной тяжёлой думы, ни одной заботы, никакой работы для ума, на душе покойно, а подчас и весело. Живу дома, почти никуда не выезжал, только неделю проездил на праздник в Дунилово; недели полторы ещё учил детей помещика Шаблыкина, которые теперь в Москве. Эти полторы недели показались мне целым месяцем; дома жить гораздо лучше. Вот как я провожу время: встану поутру не очень рано, и не поздно, что-нибудь почитаю, потом иду прогуляться по горе, или в поле, потом завтрак, или лучше обед. После обеда или делаю что-нибудь в доме, или так сижу, и курю сигару; да, – я ныне курю сигары; – новое приобретение! что-нибудь читаю, прогуливаюсь, мечтаю, впрочем, не думайте дурно о моих мечтах; в моём селе, которое походит на пустыню, где только и видишься с природой, —477— худые мечты редко идут в голову. Надобно сказать, что всё время проходит для меня даром, и вот почему я желаю скорее на должность. От нечего делать занимаюсь лингвистикой, особенно греческим языком: перевёл несколько слов из св. отцов, теперь занимаюсь Одиссеей Гомера. Положил себе непременно в продолжение двух лет изучить греческий, латинский, немецкий, французский и еврейский языки до того, чтобы свободно изъясняться на них. Так и думаю, что вы будете смеяться, прочитавши эти строки, и скажете; эх, брат, не мечтай! Но это не мечта. Я буду изучать их по новой методе. Впрочем, я много сказал: свободно изъясняться; по крайней мере, не буду ли в состоянии писать на всех этих языках, как пишу на родном. Знакомясь с Гомером на его диалекте, заглядываю по временам в немецких поэтов, (потому что у меня есть большое собрание мелких немецких стихотворений). Но всё это более механические занятия; мысль остаётся почти без действия; душа не приходит в живое, одушевлённое движение. И чувствую вред от этого. За серьёзное дело я, кажется, теперь не в состоянии приняться; мысль стала тяжела, неповоротлива, даже язык как-то вял, неспособен для живой речи, как это и вы видите из письма. Сначала было я деятельно принялся за проповедание; всего, кажется, произнёс поучений пять; но потом это благое дело расстроилось от не зависящих от меня обстоятельств, впрочем, я и не решился возобновить его, потому что оно не совсем здорово для моего желудка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1841 г. Рождественские праздники мирно провел я в деревне. Там же встретил и новый 1841 год. Помянутый выше товарищ и совоспитанник Гавриил Добровольский письмом от 3 февраля убедительно просил меня приехать к нему на родину, в село Кохму, где была и моя младшая сестра замужем, чтобы проститься с ним навсегда, перед отправлением его в отдаленную Сибирь во священника. Была ли мною исполнена эта дружеская просьба, не помню: но знаю, что Добровольский действительно отправился в Иркутск, вследствие требования тамошнего епархиального начальства по поводу недостатка кандидатов на священнические места. В одно время с Добровольским отправлены были туда, по распоряжению начальства, еще девять человек наших товарищей, в том числе мой ближайший земляк, урожденец села Дунилова, Василий Былинский. С мая месяца 1841 года началась и около тридцати лет непрерывно продолжалась наша взаимная переписка с ближайшим из моих друзей и совоспитанников по семинарии, Михаилом Дмитриевичем Граменицким, о котором незадолго перед сим была у меня речь. Вот что он писал мне на первый раз от 20 мая: «Искренний, незабвенный друг, друг верный в дружестве Иван Михайлович! Да сохранит вас Господь Бог на многая лета и да исполнит ваши желания и намерения (ибо не может быть, чтобы вы в настоящем состоянии чего-либо не желали особенного, по крайней мере, я так думаю). Давно, друг, очень давно не было между нами не только личного свидания, но даже и письменной переписки. Наше намерение было не таково. Помните ли, во время многократных прогулок по бурсацкому саду, во время бездейственного (хотя не всегда) сидения в классе, помните ли наши взаимные обещания не прерывать дружества, не лишать друг друга уведомлений о себе? Теперь делается иначе. Прошу я у вас со своей стороны великодушнейшего извинения в молчании, но несколько и оправдываюсь: во-первых, не знаю места вашего настоящего пребывания; во-вторых, если бы и знал, нет случая переслать письма: ибо неизвестно есть ли до вас почта, и теперь посылаю на авось, с верой и надеждой на друзей, в-третьих, наконец, откроюсь по дружески, чистосердечно, обязавшись женой, домом и другими куплями житейскими, не всегда бывал свободен во время открывавшегося случая каким-нибудь образом переслать к вам письмо. (Это после объясню). Вы верно обо мне думали и думаете, что с переменой образа жизни, я изменился и в дружественных чувствах. Нет, друг, пусть явился у меня новый друг – жена; но не думайте, чтобы чувства любви и дружества к вам погасли в моем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

18 числа преосвященный Савва писал в Москву профессору Московского Университета Дм. Ив. Иловайскому: «Долгом поставляю принести Вашему Превосходительству искреннюю благодарность за доставленный мне экземпляр Вашего обстоятельного исследования о «Смутном времени». С большим интересом и пользою я прочитал уже половину Вашего учено-исторического труда. Об этом печальном периоде Отечественной Истории имею я смутное понимание. Теперь с помощью Вашего тщательного исследования, я надеюсь вполне с ним познакомиться. Да поможет Вам Господь с успехом продолжать Ваши учено-исторические труды». 18-го числа преосвященным Саввою получено отношение из Горицкого волостного правления Шуйского уезда, Владимирской губернии, от 15-го мая 1894 года за 820-м с приложением прошения жителей села Гориц о помощи в устройстве училища для детей села Гориц: «Движимые чувством искреннего расположения и преданности к Вам, Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Покровитель наш, мы осмеливаемся обратиться к Вам с покорнейшею просьбою. Известно, что воспитание детей наших в вере и благочестии, есть первая и священная обязанность наша, чему способствует всегда грамотность, преподаваемая в народном училище, которого мы, к великому прискорбию нашему, издавна, в селе Горицах не имеем, а также не имеем и достаточных средств для его устройства. Хотя в соседнем и многолюдном селе Дунилове и имеется училище, но, по тесноте его помещения, мы не имеем возможности обучать грамоте детей своих, которых по одному приходу села Гориц насчитывается в учебном возрасте свыше 140 человек. Посему всепокорнейше просим Вас, Милостивейший наш Благодетель и Покровитель, благоволить оказать нам помощь в устройстве училища человек для 70-ти на известной Вам свободной, большой поляне, близ Вашего месторождения, и где Вы провели лета юности, в нашем селе Горицах, а содержание его, если школа с достаточным числом учащихся, мы надеемся, примет, по примеру других школ, Шуйское земство. Твердо уверенные во всегдашней Вашей готовности на помощь ближним, просим Ваших святых молитв о нас грешных п Вашего Архипастырского благословения».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Владея, совместно с братом, богатым наследием своего предка, он много делал добра не только для города, но и для всего Шуйского уезда. Много лет он был городским головой и на свои средства выстлал камнем городские улицы, устроил на площадях фонтаны, имел, кроме городской, собственную пожарную команду и с ней всюду первый являлся на пожары, содержал на свои средства при приходской Крестовоздвиженской церкви певческий хор и т.д. Но венцом его благодеяний для города была превосходная больница с домовой при ней церковью и особым причтом. Устройство этой больницы с вековым ее обеспечением стоило, как мне сказывали, не менее миллиона рублей ассигнациями. Что касается до уезда, то все, как Шуйские, так и окрестные мануфактуристы получали для своих фабрик единственно из рук Киселева хлопчатую бумагу пряденую и пользовались неограниченным кредитом. Иван Диомидович, хотя сам и не получил высокого образования, но сочувствуя всему доброму и полезному, основал у себя библиотеку, ежегодно пополнявшуюся всякого рода литературными произведениями. И эта библиотека была открыта для всех желавших ею пользоваться; из нее брали для чтения книги все почти помещики Шуйского уезда, большей частью, люди не богатые. Но по мере расширения торговых оборотов, год от года возрастала у Киселевых и роскошь. Дом не очень обширный, но блиставший всякого рода украшениями; прислуги при доме до 300 человек; лошади и экипажи самые дорогие; оранжереи и птичники с разнообразными птицами; ежедневные почти пиры, балы и всякого рода увеселения. Одним словом, в роскоши Киселевы не уступали иному владетельному немецкому князю или герцогу. Мне сказывали, что они получали чистого годового дохода до миллиона рублей и проживали до 700 т. рублей; хотели бы проживать более, но не умели уже. Вслед за Киселевыми умер в Дунилове попечитель единоверческой церкви купец С.И. Балин. С его смертью в моей памяти соединяется следующий случай. Ему вверен был прихожанами известный капитал для выдачи ежегодного жалования причту. Между тем, он в течение нескольких лет не выдавал жалованье, несмотря на частые ему напоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Право! Совершенно нечего почитать; в городе нет почти ни у кого хороших христианских книг. А особенно узнай, нет ли каких новых Катехизисов или Катехизических учений, для преподавания коих в здешнем месте определен я и тружусь до пота, а толку мало. Владыке за три года представил груду Катехизических бесед; прочел, заметил, благодарил и только... Извести, здравствует ли любезнейший и незабвенный наш наставник Яков Ильич Владыкин? Я молюсь за его здоровье. Нет ли с тобой и еще кого-либо из наших товарищей? А где? Где друзья? Скажи о ком знаешь. Конечно тебе, быть может, некогда придумывать старину, но, друг, хотя строчку отпиши новостей. Вот и я при всех недосугах наболтал тебе множество галиматьи; и буду доволен, если ты мне на десять строк будешь отвечать одной. Напиши, еще прошу, о хорошеньких книжках, избавь меня от скуки. Я ожидал тебя в Вязники, во время вакации, предполагая, что ты из Дунилова пойдешь в Муром. Но напрасно мое ожидание. В будущее же время сделай тракт на Вязники, а более через Ераполь. Прощай, Иван Михайлович. Извини брат, что писал очень нескладно, право, почти стоя и не мысля». 6 ноября даны были нам по классу опытной Психологии и Нравственной философии следующие 7-мь тем для сочинения: 1) «Постепенное развитие души от пробуждения сознания до начинающейся зрелости разума». 2) «Житейское благоразумие». 3) «Извращенность эгоизма». 4) «Об очищении и исправлении темпераментов». 5) «Отношение материального благосостояния к нравственому состоянию человека». 6) «Взгляд на нравственное учение стоиков». 7) «Каким образом, опытное изучение духовной природы человека ведет к сознанию необходимости для него благодатной помощи?» Я писал сочинение на последнюю из этих тем, и сочинение признано «хорошим». 11 ч. писал я пространно своему Вязниковскому другу о. Богородскому в ответ на его письмо от 31 октября: «Спешу немедленно отозваться на твой дружеский голос. Нет, любезный! Напрасно подозреваешь меня в бесчувственном равнодушии и совершенном забвении прежних наших отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Долго шарил он рукою по двери и наконец отворил ее. Я быстро направился в комнату: в ней было накурено ладаном и стояло человек 30 богомольцев с четками в руках, а в переднем углу деревенский мужик перед налоем читает Псалтырь, – даже не читает, а что-то бормочет, видно, что только взялся и не за свое дело. Смотрю, все знакомый народ; не вижу только самой хозяйки, и сейчас же сообразил, что это не даром. Немедленно выхожу с фонарем, чтобы отправиться на двор, в келейку, и на крыльце встречаю хозяйку, которая старается кого-то выпроводить на улицу. Я крикнул сотскому: держи! и в одну минуту мы захватили какого-то старика. Спрашиваю хозяйку: кто это такой? Нехотя, сквозь зубы отвечает, что это прохожий, вчера без мужа пустила ночевать, а кто он такой не знает, не спрашивала. Обращаюсь с вопросом в задержанному: но тот ничего не говорит, только мотает головой. «Дедушка-то глухонемой!» объясняет хозяйка. Спрашиваю хозяина. Тот начинает сплетать всякий вздор, и я убеждаюсь, что захватил именно того, кого искал. «Старца вашего я арестую, чтобы представить начальству, объявил я, – давайте подводу в Дунилово». Хозяина передернуло, а старец злобно метнул на меня глазами. Пока собирались, я мог приметить, что мой арестант и говорит, и слышит, а хозяин с своей стороны начал предлагать мне разного рода просьбы, чтобы только отпустил их старца... К 5 часам утра мы привезли его в Дунилово, а вслед за нами явился посол из Орлихи с новыми просьбами и предложениями, очень соблазнительными, чтобы умилосердился, отпустил Божия старца. Старец этот у нас проглаголал первый раз только уже на другой день, когда из Дунилова я повез его в Шую, к становому приставу, начал просить, нельзя ли завезти его в Орлих у и обещал за это большую мзду. Пробывши у нас более суток, он ничего её ел, ибо не хотел принять пищи из «еретических» рук, и начал есть уже в Шуе, где есть родственники и единомышленники орловских бегунов, которые доставляли ему пищу. На допросе у станового пристава он отказался назвать свое имя и звание, сказал только, что он «раб и исповедник Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Богород.-Донской-Московский, II, 785. Богород.-Дунилова, Волог. г., II, 642. Богород.-Зачатиев.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Богород.-Зачатей.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Богород.-Знамен.-Елецкий, I, 200. Богород.-Знамен.-Курский, I, 201. Богород.-Знамен.-Обоянский, II, 810. Богород.-Иверский, Новг. г., II, 819. Богород.-Игрицкий-Песошенский, Костр. г., I, 211. Богород.-Казанский, I, 55. Богород.-Казан.-Жадовская, Симб. г., I, 240. Богород.-Казан.-Костромская, II, 847. Богород.-Казан. – Ломовский, Пенз. г., II, 651. Богород.-Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Богород.-Казан.-Калужский, II, 854. Богород.-Казан.-Мокшанский, I, 56. Богород.-Казан.-Нижнеломов., II, 652. Богород.-Казан.-Сызранский, II, 650. Богород.-Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Богород.-Красногор., Арх. г., II, 888. Богород.-Одигитр.-Страстный – Московский, II, 1211. Богород. – Одигитр. – Успен. – Воронина, Новг. г., I, 130. Богород. – Одигитр. – Шерьинская или Шервинская, Перм. г., II, 1359. Богород.-Озерян., Харьк. г., II, 1022. Богород. за Оникиева, Волог. г., II, 715. Богород.-Оранская, Нижег. г., II, 1027. Богород. – Ордынская, Орденская или Арденская, Смол. г., II, 1028. Богород.-Пельшем., Волог. г., II, 909. Богород.-Перынский, Новгор. г., I, 351. Богород.-Площанс., Орл. г., II, 1057. Богород.-Покров.-Озерский, С. Петерб. г., II, 1067. Богород. – Пречист. -Успен.-Кассианова- Учемская, Яросл. г., II, 861. Богород.-Раифская или Раевская, Каз. г., II, 1110. Богород.-Рожд., Калуж. г., II, 1122. Богород. – Рожд. – Анастасов-Лихвинский, II, 614. Богород. – Рожд. Антония – Римлянина- Новгородский, II, 617. Богород. – Рожд.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Богород.-Рожд.-Боголюбов, Влад. г., I, 47. Богород.-Рож.-Белгородский, II, 1123. Богород.-Рожд.-Владимирский, II, 1120. Богород. – Рожд.-Возмицкий-Волоколамский, II, 1002. Богород. – Рожд. – Воротиловская. Твер. г., II, 643. Богород. – Рожд.-Гамалеев.-Пустынно- Харлампиев., Черниг. г., I, 151. Богород.-Рожд.-Глин., Кур. г., II, 765. Богород. – Рожд. – Голубинская, Волог. г., II, 769.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На основании сего, долгом поставляю просить ваше высокопревосходительство, чтобы для производства назначающегося в селе Романове следствия назначен был благонадёжный чиновник, не зависящий от губернатора и не имеющий связи с прежними производителями, иначе означенное следствие совершенно будет бесполезно для открытия истины по Романовскому делу. Луцкому благочинному А. Червяковскому, от 5 января за 16, о назначенном новом следствии по Романовскому делу, на котором он, Червяковский, может объясниться во взведённых на него обвинениях Высшему начальству благоугодно было внять моему в пользу вашу представлению. При назначающемся новом следствии, вы будете иметь возможность представить случившиеся в Романове обстоятельства в настоящем их виде; и я поставляю вам в обязанность, чтобы вы на сём следствии объяснили вполне некоторые противоречия, оказавшиеся, по мнению местного гражданского начальства, между вашими к оному начальству донесениями и объяснениями, а тем самым оправдали совершенно ваши действия. Что касается переведения вас на другое место, я считаю сие неуместным, после улучшения Романовского прихода, присоединением к оному прихода Поддембецкого. Впрочем, всё будет зависеть от того, как вы покажетесь после предстоящего исследования; и вы можете быть уверены, что я вас не оставлю, если происшедшее в Романове возникло от ревности вашей к исполнению своего долга, а не от вашего неблагоразумия или от других побуждений. Депутатом к упомянутому следствию назначается мною член Жидичинской комиссии, священник Иосиф Шанковский. Министру внутренних дел Д.Н. Блудову от 8 января за 32, о притеснениях и неблагонамеренных действиях гражданских чиновников и Римского духовенства в отношении Униатов по Вилейскому уезду В 31 день марта и 10 апреля прошедшего 1834 года, я имел честь войти к вашему высокопревосходительству тремя представлениями, за 122, 133 и 134, по предмету совращённых Римлянами многочисленных Униатов. Во втором из сих представлении упомянуто о Христовской Греко-униатской каплице, завладённой Дуниловицкими доминиканами и употреблённой ими за орудие совращения местных Униатов в Римский обряд. Между тем, Минский гражданский губернатор в конце истекшего сентября месяца уведомил меня, что он, по донесению Вилейского земского исправника о ветхости Христовской и Холхельской Греко-униатских церквей, приказал запечатать обе сии церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010