Вопрос об интеллигенции Термин «интеллигенция» расплывчат, как чернильная клякса. Неясно до конца, что это: социальная группа или внутреннее душевное качество? Или и то и другое вместе? А может, это некий тайный орден, имеющий свои цели и скрытно их реализующий? Думаю, не далек тот час, когда слово «интеллигенция» превратится в технический термин, предназначенный для описания отечественной истории XIX–XX веков. За пределами этого временн о го среза и за границей российской географии термин этот нежизнен и бесполезен. У нас же ему придано слишком большое значение. Как указывает латинский корень, термин касается познавательных способностей. Очевидно, интеллигентом должен называться тот, кто умеет накапливать коллективные знания и опыт, умеет систематизировать и анализировать накопленное. Вот и все. Никаких шансов для самолюбования. Можно предположить, что человек, отмеченный способностью к подобной деятельности, станет заниматься в жизни тем, что у него получается лучше, чем у других, и, соответственно, займет свое место в обществе. Но наш народ в указанное время (XIX–XX века) настырно присоединял к умственным способностям некие возвышенные нравственные качества и получал в результате «виртуальное элитное существо», отмеченное умом и святостью. По сути – аналог ангела. Теперь на этого «ангела» можно возложить задачу благого переустройства мира, а в случае неудачи – повесить на «несправившегося ангела» всех собак. Эти мысли не могли прийти когда угодно, но пришли в период возникновения веры в науку и в неизбежное счастье, достигаемое в результате прогресса. Очень примитивная цепочка размышлений, но крепка, как корабельный канат. «Прогресс – это благо. Наука принесет счастье. Люди умные, вооруженные знаниями и передовыми идеями, двигают человечество к цели. Принадлежать к этим людям почетно и вожделенно». И вот, усвоив новый символ веры, полезли в духовную элиту все, кто боится физического труда, непомерно страдает от неутоленного тщеславия, ну и, вестимо, желает счастья всему человечеству.

http://pravoslavie.ru/49767.html

Вспомним, каким рисовался коммунистический идеал человека в картине «светлого будущего». Это всесторонне развитая личность — физически, интеллектуально, культурно. Человек качественно иной, нежели люди докоммунистической эпохи. Он стряхнул с себя все бремена старого, «порочного» мира, мешавшие его развитию и совершенствованию. Он изменил себя, преодолев собственную природу, вычистив из своей души все пороки, губительные и преступные страсти, покончив с мелкими, пошлыми желаниями, пробудив свои творческие, созидательные силы. Он стал свободен от всего низкого, нечистого, отягощающего. Его преображенная натура больше не нуждается в ограничительных рамках устаревшей морали. Он контролирует свои инстинкты: когда нужно — освобождает их, когда хочет — запирает на замок. Теперь он сам себе — мораль, личность его добродетельна сама по себе как позитивное, созидающее, волевое начало. Этот человек овладел внутренними, скрытыми в нем силами и направляет их во благо людского рода. Все угнетающие заботы о хлебе насущном остались в былом — есть только творческий труд, радость жизни, гордость за свою мощь, меняющую мир. У него нет слабостей, все они искоренены — нет и недостатков, ибо все они восполнены в процессе самосовершенствования. Ему не нужны ни жалость, ни сострадание — ни к себе, ни к другим, потому что в мире более нет ничего, что унижало бы человека, делало бы его жалким, беспомощным, страдающим. Его сознание гармонизирует не только собственный внутренний мир, но и внешний. Ему не нужна роскошь, достаточно лишь необходимого. Он выше национальных привязанностей, культурных стереотипов, социальных рамок — потому что ничего этого тоже больше нет. С помощью средств созданной им научно-технической цивилизации он управляет природой и историей. Впрочем, политическая история уже не существует, ибо человечество стало едино и единомысленно — а есть история науки, открытий и изобретений, преображения мира, освоения вселенной. Человек коммунистического будущего преодолевает и свою биологическую ограниченность, творит себя сам так, как ему нужно. Он сам себе демиург и не нуждается в Боге, тем более в Божьих заповедях, а христианство и любую иную религию отвергает с гордостью и презрением…

http://pravoslavie.ru/107707.html

ГДЕ КРОЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ? Вы наверняка согласитесь, что человек – существо уникальное, загадочное. Едва появившись на свет, мы сами уже представляли собой великую, не разрешимую никем загадку. Разве расскажет кто-нибудь, что он думал, чувствовал и как ощущал себя в младенчестве? Нас – эту тайну рождения – пытались познать наши родители, родные и близкие. Взрослея, мы сами стали с удивлением познавать этот мир. Теперь уже он ставил перед нами свои загадки. И первое, что из века в век слышат родители от детей, это бесконечное: «Почему? Зачем? Для чего?» Дальше – необъятная дорога познаний... Итак, познают нас и познаем мы; есть загадки, и есть удивительное желание их открыть! Так чем же все это продиктовано: простым любопытством, необходимостью жизни или потребностью человеческого сердца? Ученые считают, что все вещи видимого мира подчиняются строгим законам и служат определенной цели, которая изначально им задана. С учеными можно соглашаться или нет. Но иногда действительно возникают вопросы: почему планеты с точностью в доли секунды совершают свой путь вокруг Солнца? Для чего человечество заброшено на планету-пылинку, находящуюся далеко не в самом центре галактики? Почему на Земле в каждый момент кто-то рождается, а кто-то умирает? Зачем рыба, преодолевая непроходимые пороги, поднимается вверх по водопаду, чтобы именно там отложить икру? Почему родившийся жеребенок сразу же становится на ноги, а у людей новорожденный младенец нуждается в заботе большей, чем детеныши всех животных в мире? Может быть, все и вправду подчинено разумному смыслу, имеет свое, порой неведомое нам, назначение. А лично в вашей душе не возникал ли другой, наверное, очень насущный вопрос: есть ли смысл в жизни самого человека? Есть ли смысл в жизни человека? Прежде всего, попробуйте-ка назвать такую работу, которой не хотел бы заниматься никто из людей. Конечно, вы перечислите много профессий, которые вас отталкивают своим содержанием, кажутся вам просто неприемлемыми. Человеку, благо, дана возможность выбрать хотя бы одну самую лучшую для него профессию. Но обратите внимание: работа, которая нравится вам, может не удовлетворять другого. Напротив, та, что отталкивает лично вас, может привлечь другого. Нужна ли нам цель?

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Глава II Увещание к единодушию и смирению и пример последнего – Господь Иисус Христос (1–18). О предполагаемом отправлении в Филиппы Тимофея и о возвращении к филиппийцам Епафродита (19–30 ). Флп.2:1 .  Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, Апостол в конце предыдущей главы сказал о том, каковы должны быть филиппийцы, а теперь указывает средства, при помощи которых они могут осуществить желание Апостола. Именно им нужно иметь для этого единомыслие, которое в свою очередь обуславливается необходимо смирением. В разъяснение того, что Апостол понимает под смирением, он указывает на Господа Иисуса Христа, Которой проявил высшую степень смирения в Своем уничижении на благо человечества. Указав затем, что за Свое смирение Господь Иисус Христос был возвышен Богом, Апостол приглашает филиппийцев действовать с особой осмотрительностью в деле достижения своего спасения и не впадать в сомнения. Отдел заканчивается сердечной похвалой той твердости, какую проявляют в сохранении Евангелия читатели послания. Флп.2:2 .  то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; У филиппийцев имеются уже различные добродетели. «Утешение во Христе» – правильнее: «увещание, братское взаимное увещание – такое, какому учил Христос» ( παρκλησις ν Χριστω). – «Отрада любви» – точнее: утешение, исходящее из чувства любви. – «Общение духа – ср. Флп.1:27 . – « Милосердие» – т. е. доброе сердце ( σπλγχνα). – «Сострадательность», – т. е. отдельные обнаружения любви ( οκτιρμο – ср. Рим 12:1 ). – Если такие добродетели есть у читателей, – а они есть на самом деле (такую мысль здесь необходимо вставить), – то это радует Апостола. Но радость его будет полной только в том случае, когда читатели будут иметь полное единомыслие между собой, и притом не только в отношении веры ( «одни мысли»), но и в отношении к любви ( «ту же любовь»). – «Единодушны и единомысленны» – усиленное обозначение внутреннего единения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Два года беззакония и терпения 19.10.2018 г. был задержан и незаконно обвинен Н.В.Каклюгин 18.10.2020 1159 Время на чтение 41 минут 19 октября 2018 года был задержан и незаконно обвинен в хранении и распространении наркотиков врач, общественный деятель, кандидат медицинских наук Николай Каклюгин… - « Скорби сопровождают человека от самого рождения до смерти, и нет никого, кто не изведал бы их в своем житии. Нет человека, который бы мог сказать, что он блажен и всем доволен. То удручают нас болезни, то огорчает нас смерть близких людей, то преследуют нас чьи-то зависть и ненависть, то стихийные бедствия обрушиваются на нас - словом, жизнь человеческая не проходит без скорбей и бед…/…/… Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. Терпением человек приобретает блага и сохраняет их, безвредно выдерживает приражения зол – потеряв терпение, он тотчас оказывается в опасности утратить благо или, что еще хуже, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и века. Святые Отцы говорят, что терпение потребно было даже и в самом раю, где, по-видимому, нечего было и терпеть. … Недостало терпения, и прародители пали и с собою низринули весь будущий род человеческий. По сравнению с раем надобно еще более иметь терпения на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы в терпении стяжать свою душу. … Какие многоразнообразные роды истязаний, мучений, смертей нарочно были изобретены врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия – то спокойным и даже иногда безболезненным перенесением мучений, то внезапным исцелением от ран, то духовной победой, превращавшей в христиан самих мучителей. … В людях мы часто встречаем недостатки, нередко – пороки, иногда же – и ненависть к нам; все это располагает к неуважению к ним, к отвращению от них, к ответной ненависти, наконец, и уж никак не к любви. Как же можно стяжать любовь ко всем? Вот как: если решишься твердо и научишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то возможешь возлюбить всех, не переставая при том ненавидеть порок; без терпения же сего нельзя достигнуть.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долой ура-патриотизм и агитационное давление Протоиерей Михаил Васильев о трех способах заставить человека приносить пользу Отечеству 17.05.2016 1197 Время на чтение 3 минуты С древних времен человечество знает три способа заставить человека приносить пользу Отечеству. Первый способ — самый простой, известен с Древнего Египта: на пять–семь человек один надсмотрщик с палкой, и, если человек выполняет порученное дело медленно, этой палкой его бьют. Но этот способ неэффективен и, слава Богу, в большинстве случаев уже стал достоянием истории. Есть второй способ, который широко используется в современном мире, — так называемый «натовский стандарт» мотивации. Сейчас он очень активно пропагандируется и у нас в России. При министре обороны Сердюкове его даже попытались внедрять в российское общество через армию. «Натовский» подход состоит в том, чтобы дать человеку много денег, а если что-то пойдет не так — налагать на него штрафные санкции или прекращать премиальные выплаты (приказ 400 и т. д., военные это помнят). Но наша все еще неэффективная экономика вряд ли в состоянии будет понести такие нагрузки. Все-таки наши сухопутные границы — самые протяженные в мире. Да и народонаселения в России явно недостаточно. Но самое, пожалуй, очевидное для всех — «За деньги можно убивать, но нельзя умирать». А от человека военного требуется не просто сымитировать войну, как это практиковалось в армиях ландскнехтов в XVI–XVIII веках в Европе, а умирать там, где стоишь. То есть выполнять поставленную боевую задачу даже ценой своей жизни. Без веры в идеалы это невозможно. Материальная мотивация на войне попросту не работает. Я помню, как в 1999 году в Косово беседовал с полковником армии «непобедимых» Арабских Эмиратов (всем понятно, почему «непобедимых» — потому что никого не побеждали). Этот полковник получал около тыс. в месяц. Но при этом отчего-то подвиги и стойкость этой армии никому в мире по-прежнему неизвестны. Так или иначе, очевидно, что деньги не могут быть основной системой мотивации труда на благо своего Отечества.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/17/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > К.Н.Леонтьев: «Цветущая сложность» не сливающихся в одно признаков как критерий развития общества 14.03.2014 1850 Время на чтение 19 минут Со школьной скамьи всех нас приучали воспринимать историю развития человеческого общества как линейный процесс развития технического прогресса, имеющей своей целью создание общества всеобщего благоденствия. В советское время таким обществом, к которому все должны были стремиться, полагалось общество развитого социализма, движущееся к своему коммунистическому идеалу. В современном мире таким ориентиром и путеводной звездой движения полагается эгалитарно-либеральное общество западно-европейского типа. И в том, и в другом случае в качестве критерия развития общества провозглашается так называемое всеобщее благо - категория, известная еще со времен античности, однако никогда однозначно не определяемая и до сих пор не определенная. В жизни индивидуума категории всеобщего блага соответствует еще более эфемерная категория счастья, в поисках которого «мы длинной вереницей идём за синей птицей». Однако даже в сказке Метерлинка за Синюю птицу принимают обыкновенную горлицу, которая в какой-то момент, когда на неё падает луч света, действительно отливает синим цветом. Но дверца клетки самопроизвольно открывается, и даже эта горлица улетает и исчезает. Понятие счастья иллюзорно, эфемерно и объективно не определимо, так как у каждого человека оно свое. Однако несмотря на явную эфемерность и неопределенность, идея счастья становится основанием и путеводной звездой (на самом деле миражом) не только современной художественной культуры, но и политологии и даже экономики. Как писал в конце XIX века русский православный мыслитель К.Н. Леонтьев, эфемерная идея счастья становится главным мерилом всего, «ею все оценивается и на ней все утверждается» . Идея счастья принимает черты религии, претендуя на то, чтобы быть религией современного человечества. Вместо абстрактного и лукавого понятия общественного блага и эфемерной идеи счастья в качестве критерия развития общества К.Н. Леонтьев предлагает эстетический критерий «цветущей сложности» не сливающихся в одно признаков.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/15/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кто виноват и что делать? Писательница Тамара Панкова о современных проблемах жизни общества 24.01.2018 797 Время на чтение 5 минут Два извечных вопроса русской жизни. Мы задаёмся ими давно, по разным поводам, но с мрачной регулярностью. Вот и на прошлой неделе, после кровавых трагедий в школах Перми и Улан-Уде многие, горько вздохнув, бессильно развели руками и были так или иначе вовлечены в горячие дискуссии о неправильном школьном воспитании, о бесправности учителя, о том, что нынешняя система ЕГ обесценивает работу педагога и оболванивает школьника. Несколько авторов РНЛ также высказались на эту тему, я разделяю их позицию, поэтому писать об этом и не собиралась - повторяться нет смысла. Но наша нынешняя жизнь ежедневно подбрасывает нам нечто такое, что заставляет вновь и вновь размышлять, и не только на тему подрастающего поколения, но и о состоянии общества в целом. А по вышеприведённым случаям, несомненно, заведут уголовные дела, правда, малолетних преступников вряд ли серьёзно накажут, опять же по причине их малолетнего возраста. Разные комиссии кинутся обустраивать «вертушки» на входе в школы, нанимать охранников, и не пенсионеров как сейчас, а молодых и здоровых, хотя что толку, если по закону охранник не имеет права заглядывать в сумки учеников, так что оружие и дальше можно будет проносить, не дай Бог, конечно! Думается, что на проблему детской преступности в школах надо смотреть шире! Эти страшные случаи отражают состояние нашего общества в целом. Не надо забывать, что дети – зеркало, отражающее окружающий мир, и общество в том числе. Они же и своего рода пластилин, и что «слепят» из них взрослые дяди и тёти, то и «пожнут»! Так что проблема огромная, и, отчасти, она носит объективный характер. Всё это – издержки современного научно-технического прогресса, который последнее время не только приносит человечеству благо, но, напротив, усложняет ему жизнь, делает людей всё болееот него зависимыми, всё более перед ним беззащитными, наконец, он всё более и более угрожает самому существованию рода человеческого! Технический прогресс сделался всемирным Монстром, а одним из его подручных стал Интернет! Последний не только отражает, но и сам провоцирует всё более явную варваризацию всемирного сообщества, погружение его в страшный омут насилия, убийств, порно!

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/24/kt...

Закрыть itemscope itemtype="" > Народная монархия Сергея Кургиняна Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы?» 23.08.2017 704 Время на чтение 13 минут И вкусы и запросы мои странные Я экзотичен, мягко говоря Могу одновременно грызть стаканы И Шиллера читать без словаря В.Высоцкий. Постепенно мы приближаемся к юбилею Октябрьской революции. Автор этой статьи принадлежит к тому немолодому уже поколению, которое ещё росло в Советском Союзе, которое помнит СССР живым, не по книгам/хроникам, поколению, для которого СССР вместе с его разрушением - это просто значимая часть реальной жизни. СССР появился в результате Октябрьской революции, нас так учили в школе. Но «революция» - в виде радикальных перемен, тех или иных, встречается в жизни каждого человека, неоднократно. Перемена работы, смена места жительства, условий жизни. Изменение мировоззрения, встречи с новыми людьми, расставания, ссоры... А сколько разных песен нами спето с революционной тематикой - от «и Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди!» до «Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра!». Но в детстве, в СССР, в школах нам преподносили Октябрьскую революцию как абсолютное благо, начало новой радостной эры в жизни всего человечества. Целая апологетика Марксизма-Ленинизма, на которой строилась школьная программа - успешно заливалась в детские головы и... это абсолютно не помогло, не спасло от уничтожения КПСС, от развала СССР и от всех последующих событий. И все они происходили на наших глазах. «Хотели, как лучше-получилось - как всегда». Чего хотели? Что получилось? Иногда хочется оглянуться и осмыслить, проанализировать опыт, чтобы жить дальше «придя в сознание». Монархия Путь к пониманию термина «Монархия» был длинным и совсем не прямым. В РПЦ у разных людей разное отношение к монархии - от восторженно-романтического до индифферентного. И как-то не удавалось составить для себя внятного мнения по этому вопросу. Если всё было так «упоительно-красиво» - куда всё сдуло в 1917 году? И в то же время - и в 1917 году - «хотели как лучше - получилось как всегда». И последствия удалось начать разгребать только после и в результате Второй Мировой. И что же это за Монархия такая, нужна ли нам она?

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/24/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Необходимо срочно отказаться от болонской системы Некоторые предложения профессора Георгия Фурсея по оздоровлению сферы науки и образования 08.03.2018 1362 Время на чтение 6 минут Кризис в науке и образовании (НиО) и соответственно выход из этого кризиса связан с тремя главными аспектами: 1) Концептуальным, обусловленным грубейшим искажением естественно-научного алгоритма развития этих сфер. 2) Сущностного, обусловленного искажением целей, задач и предмета НиО. 3) С организационными и управленческими ошибками, накопившимся в процессе так называемых «реформ» в НиО. Концептуальные проблемы. 1) Приоритет НиО должен быть провозглашен как определяющий фактор национальной безопасности и устойчивого развития страны. 2) Должен быть восстановлен авторитет естественно-научного образования и фундаментальной науки, как основы вхождения в новый научно-технологический уклад (в новый этап развития цивилизации). 3) Необходимо утвердить и провозгласить нравственный аспект образования и научных исследований, как важнейший элемент национальной безопасности страны для служения знаний во благо страны и человека (это касается нового знания, которое может повредить человечеству, экологии и использование различных явлений и процессов опасных для существования жизни и планеты в целом). 4) Необходим переход к ноосферному образованию, связывающему человека, его сознание, его деятельность с задачами космоса. Что необходимо сделать организационно для улучшения ситуации. 1) Образование и фундаментальная наука должны стать одним из важнейших дел государства. Это не частная, не чисто индивидуальная, семейная и т.п. задача. Это государствейнейшие дела и соответственно главная сфера ответственности государства. 2) В этом плане образование и фундаментальная наука должны в первую очередь поддерживаться государством и реализоваться, и развиваться за счет государственного финансирования , т.е. за счет средств налогоплательщика. Этому должно способствовать также средства крупного бизнеса , поступающих в бюджет государства за счет специального целевого налогообложения.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/08/ne...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010