Н.Н. Животов Вступление В нашей русской истории есть много прославившихся людей: великие полководцы, гениальные государственные сановники и законодатели, поэты, художники, писатели... Есть имена, которые знакомы каждому русскому человеку и ребенку, от дворцовых палат до курной хаты мужичка... Но если мы ближе рассмотрим биографию всех этих лиц, то окажется, что они обязаны своей славой или природному гению, или крупному таланту, совершенно исключительному, без которого они ничего не могли бы сделать, или, наконец, благодаря известному положению их рождение, счастливому случаю и т. п. Слава отца Иоанна не меньше славы великого полководца, министра, ученого мужа или поэта. А между тем, слава эта, оставляя после себя яркий и долгий след в человечестве, не зависит ни от случая, ни от таланта. Каждый простой смертный может получить эту славу подобно о. Иоанну, если только он будет следовать примеру кронштадтского пастыря и отдавать всю жизнь, всю душу свою во славу Божию на благо человечества. Едва ли на святой Руси найдется православный, который не слыхал бы об отце Иоанне Кронштадтском . Около тысячи ежедневных писем, получаемых почтенным протоиереем, и многие тысячи богомольцев, стекающихся со всей России, не исключая Урала, Сибири, Каспия, Волги и Кавказа, свидетельств о громадной популярности этого, выдающегося из ряда обыкновенных, служителя алтаря. Великим постом о. Иоанну приходится исповедовать являющихся к нему с 6–7 часов вечера и до 2-х часов ночи; тут одинаково приходится удивляться как неутомимой энергии о. Иоанна, так и терпению богомольцев, из которых многие, прождав до ночи очереди и оставаясь без исповеди, являются назавтра с утра и снова стоят у иконы Божией Матери до позднего вечера, пока, наконец, и до них дойдет очередь. Наглядных примеров огромной, выдающейся популярности о. Иоанна много. Очень часто вокзал железной дороги осаждается тысячной толпой; а иногда у ворот дома в несколько минут группируется густая толпа; бывает, на улицах приходится даже остановить движение экипажей ввиду чрезмерного скопления публики...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Не мир пришел Я принести, но меч». «Господи, оружие на диавола крест Твой дал еси нам...»  (стихира 8 гл.). Мир!.. мир!.. мир!.. – слышится ныне отовсюду: «всеобщее разоружение!.. мирное сосуществование!.. будем бороться за мир!... все – в защиту мира!..» Как это было бы прекрасно, какое радостное и светлое будущее сулило бы человечеству, если бы все эти призывы имели в виду тот мир, о котором пели ангелы в ночь Рождества Христова:  «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»  ( Лук. 2, 14 ); если бы это был тот мир, который завещал Своим ученикам на Тайной Вечери Христос-Спаситель, говоря:  «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам»   ( Иоан. 14, 27 ); если бы это был тот  «мир Божий, превосходяй всяк ум» ( Филип. 4, 7 ), который преподавали св. Апостолы, по заповеди Господней, первым христианам, которого учили их искать ( 1Петр. 3, 11 ), и который внушали им иметь с Богом и со всеми людьми ( Рим. 5, 1; 12, 18 ). Как все это отрадно было бы слышать, если бы призывы эти исходили от людей, в искренности которых у нас не могло бы быть сомнений, к словам которых мы могли бы отнестись с полным доверием, – от людей, которые бы действительно убедились, что  высшее благо жизни  есть именно  такой  мир – мир с Богом, мир со своей собственной совестью и мир с ближними во имя Божие. Но, увы!  не о таком мире идет теперь речь. Все эти зачастую неестественно-напыщенные речи и порою истерические вопли о мире всего мира исходят в настоящее время, по большей части, от лиц или далеких от истинного христианства или прямо враждебных Церкви, – от лиц, которые сами не живут в мире с Богом и со своей собственной совестью, а по отношению к ближним преисполнены злобы. Можем ли мы верить в искренность речей о мире, когда они произносятся людьми, принципиально отвергающими веру в Бога и любовь к ближним и не признающими голоса совести? Можем ли мы верить, что действительно стремятся к миру те, которые, нагло и дерзко кощунствуя, объявили войну Самому Богу и Его Святой Церкви, которые еще недавно не скрывали, что их задачей является «раздуть мировой пожар» и которые откровенно проповедуют «классовую ненависть», как основу своей идеологии, нисколько не стесняясь проливать целые потоки крови и истреблять миллионы людей, только за одно подозрение в несогласии с их идеологией?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» Не есть ли то, что происходит сейчас в мире, кризис веры, о котором предупреждал Господь Иисус Христос? Слова Спасителя о Его грядущем Втором пришествии, когда «пришед, найдет ли Он веру на земле» (Лк. 18: 8), говорят о времени оскудения веры по всей земле. Об этом неоднократно писали отцы Церкви. Согласно их предсказаниям, главным признаком кончины века сего станет отсутствие благодатного состояния человеческого духа (когда слово Божие принимается без лишних доказательств его достоверности), ведущее к подрыву любого авторитета власти и множеству скорбей на земле. Пророчества о Втором пришествии Иисуса Христа тесно связаны со временем отпадения человечества от христианской веры, воцарения нечестия по всей земле и прихода антихриста. Нил Мироточивый писал: «Когда за беззаконные деяния мира и нечистоту его отступит от беззаконного мира благодать Духа Святого, Который доныне содержит мир, и тогда исполнится мера беззакония мира по словам: “И не сочтуся со избранными их” (Пс. 140: 4)». Из слов преподобного явствует, что мир, в особенности христианский, отступит от Бога, от исполнения Его заповедей и погрузится во тьму греха. Отступление станет открытой дверью для входа темных сил в лице лже-мессии на мировую арену. Эти силы тоже будут готовиться к приходу Христа, Царя будущего века, не с тем, чтобы Его прославить, а чтобы дать Ему жесточайший отпор, воспротивиться Его воцарению. Относится ли это евангельское пророчество к России? Преподобный Серафим Саровский писал: «До рождения антихриста произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее. Произойдет гибель множества верных Отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей; осквернение Церквей; уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Согласно этим пророчествам, в начале ХХ века мир стали сотрясать раздоры и конфликты, приведшие к Первой мировой войне, в которую были втянуты многие страны и народы. Не прошли эти события стороной и Россию. Как огромная имперская держава, Россия воевала на стороне тех, с кем подписывала пакты и договоры. Это было делом чести. Однако не все соглашались с политикой, вынуждавшей Россию защищать чужие интересы. Люди, настроенные антигосударственно и антицерковно, представители левой российской интеллигенции на протяжении нескольких десятилетий вынашивали в своих атеистических сердцах то, что осмелились провозгласить в 1917 году: «Бога нет, а потому все дозволено. Бояться некого, потому что держать ответ не перед кем». В своем антирелигиозном рвении эти люди заявили, что они готовы построить новое общество без Бога, где все будет общим во благо всем.

http://pravoslavie.ru/30867.html

О Церковном взаимопонимании Церковность Есть Церковь и есть церковность... Церковь – это Тело Христово. Церковность – внешние формы выражения Церкви. Верующий в Бога не формам кланяется и не материальность почитает, но чтит Духа Святого и алчет Его веяния через верность слову Христову, через символы, звуки, песнопения, поучения, слова мудрости и молитвы, иератические жесты и образы. Все внешнее призвано открывать внутреннее и вводить в него. Церковность – не только выражение духа, но и школа духа. Через символы, знаки, образы человек учится высшим реальностям, духовным чувствам, переживаниям и мыслям, которые в вечности и будут составлять сущность человеческой жизни. Мы, люди, часто гордимся своими призрачными и кратковременными ценностями, называя их своею «жизнью». Но настоящую жизнь открывает лишь истина евангельская и духовная символика Церкви. Молитвы, слова, звуки, священные изображения, движения вводят человеческое сознание в новый план бытия, в реальность внутреннего мира. В церковности мы осязаем, находим, проверяем, лечим свое глубинное человечество, свое «сердце» и ядро, которому предлежит бессмертие. Через церковность мы, как младенцы, рождаемся на свет иного бытия, учимся дышать его воздухом любви к Богу и человеку. Все мы званы в вечный мир. Но избранным окажется лишь тот, кто войдет в Христову Жизнь. Церковность открывает Церковь , но ее не ограничивает. Оттого молитва в храме не есть какой-либо долг для верующего: это радостнейшая для человека возможность и благо. Храм, где исповедуется Христово имя, – это и больница, и перевязочный пункт, где моют, перевязывают, прижигают раны свежие и застарелые – лечат, исцеляют душу. А ран у его души больше, чем человек думает! Все в храме имеет духовное значение. В нем нет ничего только материального, внешнего. Можно сказать, что вообще в нем ничего нет внешнего. «Внешнее» в нем есть постольку, поскольку вся человеческая жизнь имеет и телесное выражение. И все то, что мы в мире делаем, мы делаем в теле, с телом. И вообще ни в чем в мире нет одного только «внешнего». Все у людей всегда одухотворено каким-то духом, светлым или темным, грешным или святым, добрым или злым (тем именно, чем одухотворен человек). И все спасается только направленностью ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В эти святые дни над нашей землей непостижимый мир и тишина — та самая, которая была в ту ночь над Вифлеемскими полями, и пение ангелов, возвещающих радость всем людям. И звезда стоит на месте, где родился Христос. И во всех православных храмах — ликование праздника: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу!» Поклонимся ему вместе со всею Церковью, всею жизнью и смертью своей, потому что Ирод сказал, что он тоже желал бы поклониться Христу, и старался выведать от волхвов, где Христос рождается. Мир на земле объявляют ангелы человечеству, и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом мире Вифлеемские младенцы, первые мученики Христовой Церкви — телохранители Господни, — как назвал их святитель Филарет Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос, но меч, чтобы все узнали, какое величайшее благо есть мир, как он прекрасен и делом, и именем, что он Божий, что Бог есть его Бог, и Сам Бог именуется им, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды, там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Церкви Его? И вот мы видим сегодня триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Евангелия, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир в первую очередь с Церковью. И это разновидность его войны с Богом — чтобы устранить все препятствия для себя, чтобы не было ему никакого сопротивления, чтобы усыпить бдительность всех. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Мир, мир, — говорят они, а мира нет. Скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет», — предупреждает пророк (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей, и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учения веры и Истины». А пытающиеся отсидеться в стороне, уклониться от этой войны все равно принимают участие в ней — только на чьей стороне?

http://moral.ru/война-и-мир/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мир и война 10.01.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Продолжается праздник Рождества Христова. Сегодня Неделя по Рождестве. В воскресные дни мы говорим только о Воскресении Христовом, потому что это венец, печать всей тайны Воплощения Христова, той победы нашего ради спасения, которую Христос уже одержал. «В самом Рождестве присутствуют все победы, весь крестный путь Христа, — говорит святой Иоанн Златоуст, — тайна Его Крестной смерти, Воскресения и Божественного Вознесения, когда Бог, ставший человеком, показывает нам, где находится наш дом, наша природа и куда влечется всею глубиною наше естество». В эти светлые рождественские дни в наших храмах не перестает звучать пение, прославляющее вместе с ангелами Рождественской ночи, вместе с ветхозаветными волхвами и пастухами, вместе со всеми святыми и со всей Церковью Рождество Христово: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Поклонимся Ему всей жизнью и смертью своей. И Ирод желал поклониться Царю, стараясь выведать от волхвов, где рождается Христос. Ангелы объявляют человечеству «на земли мир», и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом Вифлеемские младенцы — первые мученики Церкви Христовой, «телохранители Господни», как называет их святой Филарет, митрополит Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос на землю, но меч, чтобы все узнали, что мир есть величайшее благо. Как прекрасен мир и делом, и именем в том, что он — Божий, что Бог есть Бог мира, и Сам Бог именуется этим миром, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды — там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Его Церкви? Мы видим сегодня это триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Церкви, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир, в первую очередь, с Церковью, чтобы усыпить бдительность всех и устранить все препятствия для своего победного шествия. Чтобы не было ему никакого сопротивления. И это есть разновидность его войны с Богом. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира, — возвещает пророк, — и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет» (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, нежели смотреть на требования времени и властителей; и не приобщаться лукавого кваса и не прилагаться к зараженным».

http://moral.ru/мир-и-война/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Скажи нам, когда это будет» 11.03.2013 Рубрика: Общество Метки: Конец света К слухам о конце света 21 декабря 2012 года Мы хорошо сознаем, что главная цель врага рода человеческого заключается в том, чтобы соль потеряла свою силу. Чем ближе история к завершению, тем очевиднее это становится. Ради этой цели все чаще устраиваются — не только у нас в России, но и во всем мире — разного рода кощунственные выставки и «перфомансы», наподобие нашумевшего гнусного плясания в храме Христа Спасителя. Этой же цели объективно, вне зависимости от намерения ее участников, служит профанация Евангельской проповеди, осуществляемая, например, песнями знаменитого рок-барда Гребенщикова, который называет себя одновременно «православным», «буддистом» и «кришнаитом», — в сопровождении Патриаршего хора Храма Христа Спасителя, Московского Синодального хора и Афонского хора «Филафонитэ».. Сюда же относятся возникающие время от времени суетные и суеверные, глумливо подогреваемые СМИ, гадания о дате конца света. Благо, что происходящее в мире непрестанно напоминает, что человечество действительно стоит у края бездны. Мы не сгущаем краски, но как говорит Писание, это «начало болезней». Как будет прогрессировать эта болезнь, какие новые испытания ожидают нас, мы скоро увидим. После того как не удалось стереть Церковь с лица земли, все делается, чтобы попытаться разрушить ее изнутри. И потому наш первенствующий долг сегодня — не допустить «мерзости запустения на месте святе», смешения святыни с грязью. Господь говорит нам о тайне Суда, который совершается над Церковью уже сейчас и который раскроется во Втором Его и славном Пришествии. Мы помним в Евангелии, как Господь сидит на горе Елеонской, и к Нему приступают Его ученики наедине и спрашивают: «Скажи нам, когда это будет». Ученики спрашивают Господа о временах и сроках и о признаках Его Пришествия и кончины века. Господь, не говоря ни слова о временах и сроках, начинает с предупреждения: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас». Соблазнители и прельстители более опасные враги Церкви, чем гонители. Воистину, те, кто убивает подлинных пророков, в начале уловляются лжепророками. И те, кто распинал подлинного Мессию Христа, прежде дали себя обмануть лжехристам и лжемессиям. Но это испытание должно придти, да будут явлены те, кто Христовы.

http://moral.ru/скажи-нам-когда-это-буде...

Объяснения к некоторым дням и праздникам годового круга богослужения [Aω. Отдел III. Гл. 12. § 6.2] А. Дни неподвижные (пение Минеи месячной) Сентябрь 1. Начало индикта 269 (церковного новолетия). Начинаем с Богом церковное лето (год). Благословиши венец лета благости Твоея, Господи! ( Пс.64:12 ). Праздник установлен святыми отцами I Вселенского Собора. Ибо, во-первых, этот день некогда освятил Сам Господь Иисус Христос , пришедши, по обычаю Своему  –  κατ τ εωθς ατ 270 (была суббота и Новый год),  –  в Назаретскую синагогу и сказавши о Себе проповедь на текст из пророка Исаии ( Ис.61:1–2 ) как об истинном Помазаннике (Мессии), посланном от Бога Отца на спасение людей и на возвещение «лета Господня приятна» (потому что человечеству, порабощенному до тех пор диаволу, теперь даруется обновление и свобода). ( Лк.4:16–22 ) Во-вторых, это возвещение новых [благо]«приятных» времен и духовной свободы особенно было дорого для всей христианской Церкви в то время (то есть в эпоху I Вселенского Собора), когда после 300-летних гонений и после победы равноапостольного Константина над Максенцием православная вера наконец была объявлена господствующею и свободною. Но для христиан проповедь в Назаретской синагоге всегда жива, потому что спасающихся всегда гонят  –  если не люди, то демоны. На вечерне: «Блажен муж...», вход, паремии, но утреня без полиелея. Особенность на 9-й песни  –  две катавасии («Таин еси...» и «Снедию древа...») 271 . Славословие великое поется, а не читается. 8. Рождество Пресвятой Богородицы. Хотя Пресвятая Дева родилась в бесславном у иудеев городе ( Ин.1:46 ), но отец Ее, св. Иоаким, был царского рода, а мать, св. Анна,  –  архиерейского. Чудное предание о зачатии и рождении Богоматери (см. Четьи-Минеи, 9 сентября) записано уже во II веке 272 , а праздник тоже очень раннего происхождения 273 . На утрене два канона (св. Иоанна Дамаскина и св. Андрея Критского ), первый 2-го гласа (важного, спокойного), второй  –  8-го (более глубокою и величественною), «Честнейшей» нет, но поются припевы. Катавасии две: «Таин еси...» и «Снедию древа...» 274 . На литургии задостойник: «Чужде матерем...».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему. В книге протоиерея Валентина Мордасова «Святые отцы об исповеди» собраны многочисленные поучения святых отцов о том, что такое исповедь, как правильно подготовиться к этому важнейшему для всякого христианина Таинству, как следует правильно исповедоваться и относиться к епитимии, чтобы она послужила во благо для кающегося; говорится также и об опасности утаивания грехов на исповеди, о вреде лицемерного покаяния. Особый раздел книги рассказывает о духовнике и отношении к нему верующих людей; о том, какими качествами он должен обладать. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Протоиерей Валентин Мордасов Святые отцы об исповеди. Духовник и отношение к нему Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-026-2796) Святые отцы об исповеди Спасение приобретается через покаяние. Старец Адриан Югский Слава Господу, что Он дал нам покаяние, все мы спасаемся покаянием; не спасутся только те, которые не хотят покаяться; и много я плачу, жалея их. Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться – и Господь простит, и будет тогда радость и мир на душе (преподобный Силуан Афонский). Надо всякий грех сделанный очищать покаянием. Два орудия духовной брани ставил преподобный Пахомий Великий выше всего: страх Божий и исповедь. И одна исповедь и откровенность заменяет у иных подвижничество (преподобный Нил Синайский). Покаяние есть второе крещение. Покаяние возводит делателя своего к обширнейшим духовным видениям, раскрывает пред ним его собственное падение, и падение всего человечества, и прочие тайны. Итак, братия, прежде всех деланий и со всеми деланиями да будет для всех нас деланием покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)). Покаяние есть ключ Царства Небесного, без которого никому нельзя войти туда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

поиск:   разделы   рассылка Протоиерей Максим Козлов Церковь и государство (Историческая ретроспектива и современная ситуация) " Любое государственное устройство не гарантирует нам рая на земле " По материалам:  Богослов. ру Представляем вниманию читателей текст доклада первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ МП, профессора МДА протоиерея Максима Козлова, представленный в рамках международной научной конференции МГУ им. М.В. Ломоносова " От древней Руси к Российской Федерации: История Российской государственности " (Москва, 28-29 сентября 2012 г.) Проблема взаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества вызывает в нашей стране повышенный интерес как в церковном сознании, так и в обществе в целом. Думается, это обусловлено в первую очередь тем переломным моментом в своем развитии, который переживает Россия. По какому пути она пойдет дальше? Какое влияние на жизнь общества, его социальные структуры, на деятельность органов власти, на внутреннюю и внешнюю политику государства будут оказывать православные христиане как носители традиционных духовных ценностей, как члены сообщества, объединенного единой верой и (по крайней мере, так и должно быть) единым мировоззрением? Какие пути внутреннего самоопределения в нынешней политической ситуации допустимы и полезны для каждого из нас, православных русских людей? Насколько велика должна быть инициатива иерархов, чтобы успевать в лечении язв нашего больного времени? Где границы социальной активности Церкви, её действенного участия в жизни народных масс? Ответить и даже просто попытаться ответить на все эти вопросы, по нашему глубокому убеждению, невозможно без обращения к жизненному историческому опыту Церкви. Священное Писание и учение святых отцов говорит, что Церковь основана Самим Богом, но оно говорит также, что и государство имеет свое начало в предначертаниях Промысла Божия о мире. Как то, так и другое являются божественными установлениями, и целью их является временное и вечное благо человека. Бог есть Творец не только человека, но и общества. Он вложил в природу человека любовь к общественной жизни, вселил в человека стремление к общению с другими людьми. Сама Церковь, как Тело Христово, призвана утолять запросы не только отдельных личностей, но и стад церковных, целых народов и государств, а через них – всего человечества, спасать (как мы возглашаем во время Литургии) " всех и вся " . Не случайно свое историческое бытие Православие проходит как единство Поместных, то есть, по сути, национально-государственных Церквей, находящих реально-конкретное воплощение в своем народе, в своем государстве, в своей власти, в своем воинстве.

http://religare.ru/2_97177.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010