Закрыть itemscope itemtype="" > «Неужели раны красноречивее слов и поступков?» Сколько еще раз человечество должно убивать Бога, запускать свои руки в его кровоточащие раны, чтобы вслед за Фомой воскликнуть: «Господь мой и Бог мой?» 02.05.2022 1030 Время на чтение 3 минуты Фото: hramzp.ua 1 мая, в день Антипасхи, неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, Высокопреосвященнейший Лука, митрополит Запорожский и Мелитопольский совершил Божественную литургию в Воскресенском храме, что на Капустяном кладбище, и обратился с архипастырским словом, сообщает пресс-служба Запорожской епархии УПЦ МП . В Фомину неделю, или Антипасху, традиционно отмечаемую в первое воскресение после Пасхи, святая Церковь вспоминает обстоятельства, при которых апостол Фома уверовал в Воскресение своего Учителя. По словам Его Высокопреосвященства, это чудо произошло после того, как Фома осязал язвы Господа: «Неужели нужно убить Бога, чтобы поверить в Него? Неужели раны красноречивее слов и поступков? Неужели этому миру обязательно нужно убить человека, чтобы узнать, что он живой? А потом сокрушаться о том, что он больше никогда не будет любить, не будет смеяться и радоваться жизни. Не будет иметь семьи, заботливой жены и любящих и детей? Сколько еще раз человечество должно убивать Бога, запускать свои руки в его кровоточащие раны, чтобы вслед за Фомой воскликнуть: «Господь мой и Бог мой?» Этими словам Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. А сколько из нас готовы повторить эти слова сейчас? В этот день многие спешат по своим делам, проходя мимом храмов. Оно и понятно, что для них храм? Место, где служат попы и где можно поставить свечку за здравие или за упокой. А ведь все несчастья, которые обрушились на наш народ, это лишь следствие того, что Бог стал никому не нужен. Выходит, зря Он страдал и умер? А ведь человек не просто творец своего земного счастья, – он его строит вместе с Богом. Всякая попытка построить земное счастье без Бога, обречена. Бог наделил человека свободой, которой он может воспользоваться как во благо себе, так и во вред. Вот почему на нашей земле гремят взрывы, рушатся дома, судьбы, гибнут люди. Всё это результат использования свободы себе во вред и желания построить счастье без Бога. Господь дал нам законы, по которым мы должны жить. Человек, живущий без Бога, совершающий грех, тем самым совершает беззаконие. А что происходит с тем, кто нарушает закон, каждому хорошо известно. И даже если кто-то считает себя очень богатым, откупиться в этом случае не получится».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/02/ne...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Спасение (от греч. «σωτηρα» — избавление, сохранение, целение, спасение, благо, счастье) — 1) Промыслительное действие Всесвятой Троицы , направленное на соединение человека и Бога, избавление его от власти диавола, греха, тленности, смертности, приобщение к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном ( Пс.23:5 ); 2) деятельность Сына Божьего , воплотившегося ради воссоединения человека и Бога, Искупления его от греха, освобождения от рабства диаволу, тленности, смертности; создавшего Церковь , непрестанно заботящегося о ней как её неизменный Глава ( Лк.2:11 ); 3) деятельность человека, осуществляемая при содействии Отца и Сына и Святого Духа, направленная на уподобление Богу и духовное единение с Ним, приобщение к вечной блаженной жизни ( Тит.3:5-7 ); 4) действия святых, направленные на оказание той или иной помощи грешникам. Ветхозаветный прообраз: спасение праведного Ноя при Всемирном потопе ( Быт.7:1-9:17 ) Спасение есть исцеление от греха и его последствий. Своими силами человек не мог избавиться от греха, для спасения нужен был Новый Родоначальник человечества, Который должен быть человеком, но и совершенно безгрешным Существом. А таковым Существом является только Сам Бог . Поэтому Сам Творец берет на Себя миссию спасения людей. « Мы стали побуждением к Его воплощению; для нашего спасения показал Он столько человеколюбия, что принял человеческое тело и явился в нем » (св. Афанасий Великий ). Воплощение Слова Божия – основание спасения человечества. Через  Воплощение Бог возжелал самого павшего показать победителем, ибо Он делается человеком, чтобы посредством подобного восстановить подобное (св. Иоанн Дамаскин ). Иисус Христос спасает человечество Своим учением, жизнью, смертью и Воскресением. В искупительном подвиге все эти четыре этапа присутствуют в нераздельном единстве. Если Воплощение Слова – основание спасения, то условием спасения является участие свободной человеческой воли, ибо Бог не желает спасать людей насильно. Добровольная вера и подвижническая жизнь христианина в непрестанном сотрудничестве с Богом позволяет ему стать причастником Божественной благодати , освятить свое естество соединением со Всесвятым Богом, победить грех, обрести вечную жизнь в Боге. Насколько категорично изложил Бог условия спасения?

http://azbyka.ru/spasenie

1. Речь, сказанная Преосвященным Алексием, Епископом Псковским при вступлении его на кафедру Псковскую Волны житейского моря принесли меня к вам, друзья мои. Здравствуйте, братья псковичи, мир вам! Уже на заре христианства, над колыбелью только что родившегося его Основателя, хором небесных певцов, святых ангелов, возвращен был мир на земле. Посылая учеников своих на проповедь евангельскую, И. Христос заповедовал им при вступлении в город или частный дом приветствовать и город и дом миром. Перед своими крестными страданиями Господь наш Страдалец оставил своим последователям мир: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам», говорил Он. По совершении божественного дела искупления рода человеческого, по славном воскресении своем из мертвых, Господь Иисус приветствует первую церковь свою христианскую миром: «мир вам», говорит Он своим ученикам в первый же день воскресный. Следуя заповеди и примеру Спасителя, и святые апостолы понесли в мир правду Христову, мир и радость о Дусе Святе, уча при этом: «кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Почему же христианство с такою силою и настойчивостью проповедует человечеству мир Христов? Да потому, что мир Христов есть первый и главный признак наступления в душе человека-грешника царства Божия, жизни вечной, ибо царствие Божие, а по Апостолу, есть праведность, и мир и радость во св. Духе. Если райское падение человека поставило его во враждебное отношение к Богу, извратило нормальный порядок его отношений к себе, своей совести, к ближнему и миру, то водворение в душе человека мира Христова примиряет его и с Богом, и своею совестью, восстанавливает в нем то душевное равновесие, то спокойно-радостное настроение, которое составляет не только высшее благо человека, но служит залогом его плодотворной жизнедеятельности. И в мире загробном ожидает верных чад Церкви Христовой тот же мир Христов, вечный покой со всеми святыми небожителями и в общении с Богом, Источником мира и любви. Там Бог отрет с очей наших всякую слезу, не будет там ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо все прежнее себялюбивое, немиролюбивое, мятущееся и мятежное пройдет и забудется навеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

71. Наши духовные нужды Вместо обычного дневника сегодня я даю своим читателям свое «доброе слово», обращенное мною к членам «Русского Собрания» чрез печатный орган этого «Собрания». Вот что писал я там: «Старейшая из патриотических организаций, образовавшихся в период духовного брожения на Руси, с целью укрепить устои духовной и государственной жизни на началах, завещанных историей, «Русское Собрание» полагает начало доброму делу – открытию духовных бесед сначала для своих сочленов, а потом Бог поможет, и для всех желающих, в дни праздничные. «Русское Собрание» имеет своею задачею раскрытие, выяснение и, так сказать, углубление в сознании русских людей тех дорогих начал, на коих зиждется вся духовная мощь нашего великого народа, и, наконец, проведение в жизнь этих великих и святых начал. История свидетельствует, что в основе всей духовной жизни Русского народа лежит наше Святое Православие. Православная Церковь , как поистине нежная мать, восприняла наш народ с самой колыбели его исторического бытия, просветила сего младенца-богатыря святым крещением, воспитала в нем тот мощный дух, который создал великую державу, занимающую шестую часть света, заложила в его душе все то, что мы называем свойствами именно нашего народного духа, или народностью, и дала ему светлый идеал Самодержавия, тот идеальнейший образ правления, в котором все стоит на вечных началах нравственных, на отношениях Верховной Власти к поданным, как отца к детям и обратно, вопреки юридическим идеалам других народов, строящих свое благо государственное на конституции, на взаимном недоверии и договоре. Православное миропонимание и миросозерцание есть то заветное сокровище, та святыня, дороже которой нет и не может быть для русского православного человека. Православная Русь знает, что ей вверено это сокровище, чтоб хранить его для блага всего человечества, и что с утратою или искажением его она сама будет недостойна милости Божией и потеряет смысл своего исторического бытия в среде других народов. Вот почему и все наши патриотические организации должны во главе всего отстаивать это священное сокровище, все усилия направляя к тому, чтобы просвещать умы и освящать сердца, укреплять и воспитывать волю в духе Святого Православия, под сенью и руководством матери-Церкви Православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

     Православная воцерковленная семья способна выдержать любые испытания и стать основой будущей России. Эта тема лейтмотивом звучала в выступлениях протоиерея Валериана Кречетова 26 января 2018 г. на круглом столе «Парламентской газеты», организованном в рамках XXVI Международных образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее России», а затем в ходе встречи пастыря с родителями и учителями православной гимназии «Ладанка» в пос. Павловская Слобода Московской области. – Отец Валериан, какие ценности сохранят будущую Россию? – Не только Россию, а любую страну и вообще человечество сохранят только духовные ценности. Достоевский писал о том, что без святынь, без духовных ценностей человек превращается или в зверя, или в скотину. Ни одна система власти, государственного управления не выдержит безверия, вседозволенности. Сущность жизни в конце концов сводится к тому, чтобы жить в добре, в любви. Это означает жить в Боге, потому что Бог есть любовь. Однажды к древнегреческому философу Сократу пришел его ученик: «Знаешь, что про тебя сказал твой друг?» Сократ ответил: «Прежде чем что-то говорить, нужно просеять информацию через три сита. Первое – сито правды. То, что ты хочешь мне сообщить, ты видел сам?» – «Нет, мне сказал об этом другой человек». – «Значит, тебе неизвестно, правда это или неправда. Ведь ты будешь говорить с чужих слов. Второе сито – сито доброты. Это доброе или недоброе?» – «Думаю, что недоброе». – «Опять не подходит. А третье сито – полезно ли мне это знать или не полезно?» – «Думаю, что ты, узнав это, расстроишься». – «Ну тогда для чего это говорить?» А святитель Макарий (Невский) на один Новый год произнес проповедь: «Все желают друг другу счастья, долгих лет жизни, но мало кто задумывается, что секрет счастья заключается в исполнении заповеди «чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле». И дальше привел пример того, как Господь повелел пророку Иеремии идти в дом Рехавитов и налить им по чаше вина. «Но они сказали: мы вина не пьем, потому что Иоанадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «Не пейте вина ни вы, ни дети ваши вовек… И мы послушались голоса Иоанадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам» (см.: Иерем. 35:6–8). Тогда Господь говорит Иеремии: «Иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставления для себя, чтобы слушаться слов Моих?» (Иер. 35:12). И Господь наводит зло за непослушание на жителей Иудеи и Иерусалима, а дому Рехавитов говорит: «За то, что вы послушались завещания Иоанадава, отца вашего, и храните все заповеди его… не отнимется у Иоанадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицом оим во все дни» (Иер. 35:18–19). То есть Ангел этого народа не отнимется от лица Божия.

http://pravoslavie.ru/112743.html

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Архиепископ Серафим (Соболев) Русская идеология Призыв к восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей. – Толкование теории симфонии – Ее осуществление в Византии и России Будем и мы вместе с нашей Церковью стремиться к получению от Бога этой величайшей Его милости. Но будем всемерно содействовать тому, чтобы самодержавная царская власть была не абсолютистской и деспотической, а истинной монархией. Таковою она и явится, если будет ограничена Церковью в смысле такого к ней отношения, при котором царская власть будет руководиться законами Божественного Писания и св. каноническими правилами. Иначе сказать, истинная самодержавная царская власть та, которая относится к Церкви на основе симфонии властей. Теория этой симфонии, взятой из 6-й новеллы Юстиниана, изложена в Славянской Кормчей, в начале 42-й главы. Здесь говорится: «Великая паче иных, иже в человецех есть дара Божия, от Вышняго дарована человеколюбия Божия, священство же и царство; ово убо Божественным служа сеже человеческими владея и пекийся: от единаго же тогожде начала обоя происходят человеческое украшающее житие, якоже ничтоже тако бывает поспешение царству сего ради, якоже Святительская честь: о обоих самех тех присно вси Богови молятся: аще бо они непорочни будут во всем и к Богу имут дерзновение и праведно и подобно украшати начнут преданные им грады, и сущее под ними будет согласие некое благо, во еже добро человечестей даруя жизни». Мы поэтому имеем величайшую заботливость о сохранении истинных догматов и о почитании священства; верим, что при почитании его Бог пошлет величайшие нам блага, утвердит те, которые уже имеем, и мы приобретем те, которых еще не было до сих пор. Все хорошо идет, если принцип дела правилен и приятен Богу. «Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится; их же праведно похваляемии самовидцы Божию славу предаша Апостоли и святии отцы сохраниша же и заповедаша». Итак, в начале настоящей симфонии властей указывается, как самая первая мысль, – о различии священства и царства. По терминологии восточных иерархов, здесь слово священство взято как часть вместо целого, почему под словом священство надо вообще разуметь Церковь . Как видно из текста симфонии, это различие выражается в том, что Церковь служит Божественному, небесному, а государство – человеческому, земному. Это различие полагается здесь во главу угла, ибо симфония властей должна исходить из отличия Церкви от государства, в особенности в представляющих их властях: церковной и царской. Если этого отличия не будет, то о симфонии не может быть и речи. Тогда, при слиянии двух властей в одну, произойдет или цезарепапизм, или папоцезаризм.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В чем наше спасение? То, что делается сейчас в мире, это трудно выразить и описать обыкновенными человеческими словами. Никаких слов недостаточно, дабы ярко и наглядно представить весь  ужас  происходящего. Одно должно быть ясно для всякого здорового непомраченного сознания, что жить дальше  так,  как живет теперь огромное большинство современных людей,  больше нельзя  – что человечество неминуемо ожидает страшная, потрясающая катастрофа, грозящая неизбежной гибелью как всей современной хваленой «культуре», так и самим людям. Что же делать? Где искать спасения? Неужели в этих безчисленных новых открытиях и всевозможных изобретениях, которые, как показала жизнь, в подавляющем большинстве случаев, используются не на благо, а на несчастие, на погибель людей, или – в увлечении разными фантастическими теориями, или – в политиканстве, которым столь многие так рьяно сейчас занимаются? Конечно, нет! Единственный верный путь спасения давным давно уже указан нам Самим Воплотившимся Единородным Сыном Божиим, пришедшим на землю и пострадавшим на кресте, «нас ради человек и нашего ради спасения». «Ибо нет другого имени под небом, даннаго человекам, которым надлежало бы нам спастись», кроме имени Господа Иисуса   ( Деян. 4, 12 ). А как правильно и незаблудно идти этим путем спасения, указывают нам живые примеры из житий святых угодников Божиих; этих «друзей Христовых», как Он Сам благоволил их назвать ( Иоан. 15, 14–15 ). Эти жития святых, бывшие в свое время любимым чтением наших благочестивых предков на Святой Руси, и надлежит нам читать и тщательно изучать, черпая из них для себя жизненные уроки и примеры для подражания. Память одного из величайших таких угодников Божиих св. Церковь наша прославляет 6-го декабря по нашему православному календарю. Это – Святитель Христов Николай, Архиепископ Мирликийский, Чудотворец. «Самим праведникам не нужна слава, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование о них – для подражания», – так объясняет прославление нами святых великий отец Церкви св. Василий Великий . А потому да умолкнут неистовые сектанты, которые злонамеренно искажая наш прекрасный, от первых веков христианства идущий обычай почитания святых, хулят их и тем самым хулят Бога, «дивнаго во Святых Своих»   ( Пс. 67, 36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Великий святой великого века XIV век можно назвать сердцевиной истории человечества, временем православного церковного возрождения. Центром и очагом этого мощного духовно-культурного течения была Византия – Константинополь, Афон. Православное возрождение противостояло западному ренессансу с его неверными представлениями о самоценности и самодостаточности человеческой личности, с греховным стремлением без Бога построить «рай на земле». Православное возрождение стало возможным благодаря движению исихастов, которые в XIV веке с особой духовной силой призвали людей к исполнению древних евангельских заповедей, к жизни во Христе. Цель человека – это стремление при помощи Божией достичь святости, состояния обожения, истинного христианского просвещения Святым Духом. Это и будет высшим и лучшим способом угодить Богу, в соответствии со словами апостольскими: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). Отсюда основные правила жизни исихастов, «безмолвников»: внимание себе, внутреннее безмолвие, постоянное понуждение себя к борьбе с греховными страстями и к стяжанию христианских добродетелей через следование заповедям евангельским и святоотеческим, через смирение, послушание, постоянную молитву и память о Боге. Учение исихазма, вышедшее из келий отшельников, обоснованное во время богословских диспутов, одобренное и подтвержденное Церковными Соборами 1340–1350-х годов, в XIV веке сделалось главенствующим в Константинопольской Церкви. Исихазм, давший миру великих преподобных отцов и богопросвещенных церковных иерархов, способствовал укреплению единства Православия, оказал огромное плодотворное влияние на все стороны жизни христиан – начиная с внутреннего духовного благоустроения каждой личности до благоустройства общества в целом. Утверждение в православном мире учения исихастов способствовало как духовно-культурному единению славян и греков в XIV–XV веках, так и культурно-национальному и политическому сплочению славян и объединению Руси. Можно с уверенностью сказать, что идеи исихазма нашли свое реальное, практическое воплощение именно в странах юго-западной Европы (особенно в Болгарии) и на Руси. Одним из великих подвижников исихазма XIV века, много потрудившимся на благо Православной Церкви, земли Русской и народа русского, был святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец, болгарин по происхождению, уроженец города Тырнова. Он стал одним из вождей исихазма на Руси, активно содействовал его распространению в русских пределах.

http://pravoslavie.ru/3655.html

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодарственную песнь воссылаем мы в Троице поклоняемому Богу, сподобившему нас собраться «вкупе» в дни Пятидесятницы на острове Крит, освящённом Апостолом Языков Павлом и его учеником Титом, «истинным сыном по общей вере» (Тит. 1, 4), и с позволения Святого Духа завершить работу Святого и Великого Собора Православной нашей Церкви – созванного Его Божественным Всесвятейшеством Вселенским Патриархом Варфоломеем с согласия Блаженнейших Предстоятелей Святейших Православных Церквей – во славу благословенного имени Господня, на благо народа Божьего и всего мира, исповедуя вместе с Божественным Павлом: «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1 Кор. 4, 1). Святой и Великий Собор Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви являет собой подлинное свидетельство веры в Богочеловека Христа, Единородного Сына и Слова Божия, явившего вочеловечением, всем Своим «делом» на земле, крестной жертвой и воскресением Троичного Бога как безграничную Любовь. Потому едиными устами и единым сердцем мы обращаем слово «в нашем уповании» (1 Петр. 3, 15) не только к чадам Святейшей нашей Церкви, но и ко всякому человеку, «ближнему и дальнему» (Еф. 2, 17). «Упование наше» (1 Тим.1, 1), Спаситель мира открылся как «с нами Бог» (Мф. 1, 23) и как Бог «за нас» (Рим. 8, 32), «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Проповедуя милость и не утаивая благодеяния, со знанием слов Господа, что «небо и земля прейдут, но слова мои не прейдут» (Мф. 24, 35), «исполненные радости» (1 Ин. 1, 4), мы благовествуем слово веры, надежды и любви, взирая на «невечерний, не имеющий преемства и нескончаемый день» (Василий Великий, Беседа вторая на Шестоднев. – PG 29, 52). Тот факт, что жительство наше «на небесах» (Фил. 3, 20), не упраздняет, но усиливает наше свидетельство в мире. В этом мы равняемся на предание Апостолов и наших Отцов, которые благовествовали Христа и через Него спасительный опыт веры Церкви и, богословствуя как «ловцы человеков», направлялись «по-апостольски» к людям каждой эпохи, чтобы передать им Евангелие свободы, «которую даровал нам Христос» (Гал. 5, 1). Церковь не живёт для себя. Она всецело приносит себя человечеству для возвышения и обновления мира в новом небе и новой земле (см. Откр. 21, 1). Таким образом, она несёт евангельское свидетельство и раздаёт во вселенной дары Божии: Его любовь, мир, справедливость, примирение, силу Воскресения и чаяние вечности.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вступление Раздел I Церковь Церковь есть общество истинных последователей Иисуса Христа. Общество это основано на положительном вероучении и учреждениях, дарованных Его Божественным Основателем и заменило древний союз, заключенный Богом с Израилем. Оно есть новый союз или Новый Завет , то есть, новое свидетельство самого Бога об истине, на благо и на религиозное преуспеяние человечества. Ветхий Завет заключен был лишь с народом израильским, потому что целью его было, только сохранение обетования о Мессии, Который должен был произойти от этого народа. Характер Завета этого был, следовательно, преходящий и местный. Новый же Завет дарован всем народам; вот почему исключительный характер его есть всемирность или кафоличество не в том смысле, что в известное время Церковь займет большую область, или что члены её будут многочисленнее, но в том, что есть народы, без исключения, в нее призываются и что она пребудет неизменной до скончания мира. Христианское общество называлось всемирным и кафолическим даже в то время, когда число верующих было еще очень невелико. Церковь, по её всемирности, можно считать как бы составляющую одно целое во все времена, с самого учреждения, и даже в местных её собраниях, которые суть лишь различные члены того же тела. Собрания эти также называются церквами, а все вместе составляют христианское общество. Среди частных церквей некоторые вполне заслуживают это название, потому что всецело сохранили Божественное учреждение свое и вероучение. Другие же лишь относительно только можно называть церквами, потому что они, более или менее, оставили это вероучение и отказались от учреждений, составляющих сущность христианского общества, или к началам Божественным, которыми живет это общество, привмешали начала человеческие. История Церкви История Церкви имеет предметом своим Церковь в её всемирности, то есть, в том виде, как она представляется во время своего учреждения и какой она продолжает быть в течение веков. История следит за Церковью через все времена и у всех народов, удостоверяя о её тожественном, непоколебимом существовании. На пути своем история замечает изменения, какие догмат претерпел у тех или других народов, в то или другое время их существования, и по положительным фактам указывает, где находится первоначальное вероучение и учреждения, которые из частных церквей продолжают быть членами Церкви истинной, и которые из них, изменив Божественное устройство свое, лишь относительно еще имеют право называться церквами христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010