II. Подход к аксиомам В геометрии да и в других областях знаний имеется несколько основных положений, которые носят название аксиом – истин, не требующих доказательств, то есть краеугольных истин, принимаемых без доказательства. И уже на основе этих аксиом затем создается стройное здание науки геометрии, наполненное частными теоремами, следствиями и доказательствами, призванными разрешать какие-то частные случаи, касающиеся, как положения тел в пространстве, так и их перемещения в нем. Известно, что еще древнегреческий математик Евклид впервые сформулировал основные аксиомы геометрии и на их базе создал науку. Геометрия постепенно пополнялась включением новых теорем. В XIX веке русский математик Николай Лобачевский и немецкий Карл Гаусс почти одновременно предложили в геометрии иные аксиомы, и тем самым положили начало новой, так называемой неевклидовой, геометрии. Причем в те времена даже крупнейшие математики мира смотрели на эту новую геометрию, как на бред сумасшедшего 10 . И только с последующим развитием математики и физики – после триумфального вторжения теории относительности А. Эйнштейна в область привычных для нас представлений о мире – неевклидова геометрия получила всеобщее признание, оставив при этом и евклидову геометрию, как свой частный случай. Никому из нас и в голову не придет предложить ученику средней школы доказать какую-либо аксиому геометрии. И если бы кто из нас решился на это, то, думаю, вполне справедливо было бы усомниться в здравомыслии такого учителя вообще. С другой стороны, каждый из нас ясно понимает абсурдность такого, например, альтернативного условия, поставленного учеником перед учителем: «Если ты говоришь, что аксиомы обосновывают науку геометрию, то сначала докажи их мне; а если этого ты не можешь, значит аксиомы – только фикция, только бред воображения, а значит тогда и наука геометрия никак не реальнее воздушного замка. Так зачем же голову морочить тем, что не существует? Итак, или докажи аксиомы, или вовсе не говори их». Однако, слава Богу, действительное положение вещей иное: в наших школах дети учатся геометрии; некоторые из них впоследствии глубже познают недоказуемые аксиомы и постулаты математики, практический эффект использования которых столь громаден для человечества. Наконец (и главное), Евклидова геометрия вполне удовлетворяет людей при всех их банальных контактах с природой и во всех случаях общения с техникой в быту. И никто из обывателей никогда не задумывается об аксиомах геометрии Евклида и тем более об аксиомах неевклидовой геометрии. Он просто пользуется их следствиями себе во благо.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

I. Нравственность и наука о нравственности Литература вопроса. Паульсен: «Основы этики». – Кирхнер: «Этика». – Гефдинг: «Этика или наука о нравственности». – Мюрхед: «Основные начала морали». – Макензи: «Этика». – Циглер: «Что такое нравственность». – Balch: An introduction to the study of christian ethics. – Smyth: Christian Ethics. В одном из своих сочинений («Что такое искусство?») Л. Н. Толстой, которого не без основания называют писателем-моралистом, выразил свой взгляд на современную науку. «Людям, – пишет он, – надо жить. А для того, чтобы жить, им надо знать, как жить. И все люди всегда – плохо ли, хорошо ли – узнавали это и, сообразно с этим знанием, жили, двигались вперед, и это знание того, как должно жить людям, со времен Моисея, Соломона, Конфуция считалось всегда наукой, самой наукой наук. И только в наше время стало считаться, что наука о том, как жить, есть вовсе не наука, а что настоящая наука есть только наука опытная, начинающаяся математикой и кончающаяся социологией. И выходит странное недоразумение. Простой и разумный рабочий человек по старому, да кроме того и по здравому смыслу, предполагает, что если есть люди, которые всю жизнь учатся и за то, что он их кормить и содержит, думают за него, то, вероятно, эти люди заняты тем, что изучают то, что нужно людям, и он ждет от науки, что она разрешит для него все вопросы, от которых зависит благо его и всех людей. Ожидает он, что наука научит его, как надо жить, как обходиться с семейными, как с ближними, как с иноплеменниками, как бороться со своими страстями, во что надо, во что не надо верить и мн. другое». «Наша наука для того, чтобы сделаться наукой, – делает вывод Толстой, – действительно быть полезной, не вредной человечеству, должна прежде всего отречься от своего опытного метода, по которому она считает своим делом только изучение того, что есть, и вернуться к тому единственно разумному и плодотворному пониманию науки, по которому предмет ее есть изучение того, как должны жить люди. В этом цель и смысл науки; изучение же того, что есть, может быть предметом науки только в той мере, в какой это изучение содействует познанию того, как должны жить люди».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nikolin/c...

.__lxG__multi_align_center .__lxG__multi_align_center.__lxG__not_empty_block @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть О духовной деградации Из цикла " Размышления русского человека " Александр Шахматов   03:00 22.12.2006 685 Духовная деградация, переходящая в физическую дегенерацию захватила всё живущее и дышащее на планете. Сегодня нет нации и державы, где бы не свирепствовала духовная и физическая болезнь. На этой почве и все наши сумасшествия, беды, смуты, войны, революции, перестройки, разрушения, наркомания, разврат, СПИД, птичий грипп, насилие, убийство и самоуничтожение. Всё это из-за того, что люди веками отрывались от Бога, корней, духовного воспитания, культурного образования, семейных, национальных и державных традиций. Не стало истинного Духовенства, государственников, хозяйственников, ярких умов и талантов, созидателей на благо человечества и Вселенной. Уже так отравлен воздух и вода, что скоро будет битва только за чистый вздох и глоток существования. От нашего грехопадения мать-Земля горит, тресётся, сохнет и утопает. Вот почему так яростно проявились плоды беса - паразиты разных кровей и мастей, которые уничтожают всё то, что несёт любовь, красоту, доброту, созидание, творение, жизнь. В этом отступничестве первым делом виноваты духовные выродки, мировые лидеры, со своей безбожной политикой и экономикой. Как освободиться от напасти, наказания и гибели?

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/22/...

VII. Духовные размышления брата Иосифа и стихи, посвященные ему Размышления брата Иосифа Записи брата Иосифа были обнаружены среди его личных вещей. В основном – это вдохновенная духовная поэзия, на испанском и французском языках. В данном издании нами сделан перевод без соблюдения рифмы. Уединение – это источник, из которого пьют вдохновение красоты. Тишина – это храм, где слушают Божий глас. В этом храме зачались все дни моей жизни – при этом источнике восторг меня упоил и превратил в художника. Я живой проводник, я могу улавливать все вселенские волны, но не все из них я могу понести, и я замыкаюсь... Вера – это умирание за Христа, за Его заповеди, – это уверенность в том, что смерть есть источник жизни. Ничто тебя не смущает. Ничто не пугает. Все проходит. Бог не устает долготерпеть. Он все знает. Господь не устает. Кто с Богом, тот ни в чем не нуждается. Ему достаточно Господа, Который с ним. Иисусе, дай мне силу быть верным святым Твоим заповедям. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, будь милостив к человечеству! Господи, только у Тебя истинный мир, не покидай наш мир в этот грозный, тревожный час, призываем Тебя. Наше время, время большой скорби. Только Господь знает, что предстоит в будущем. С нашими скорбями мы стоим в преддверии войны, которая может иметь роковые последствия для всего человечества. Аликанте, 11 января 1991 Целомудрие Люби целомудрие, потому что это дорога, которая ведет к Богу. Господь есть Любовь во всей ее чистоте. Эта Любовь-Бог чиста в Своем Триединстве, в белизне сияющей совершенной любви. Целомудрие открывает душе вход в царство истинной любви. Только если ты будешь в ней, Господь вознесет тебя к вершинам всечеловеческого единения в вечной жизни. Вся трагедия моей жизни исходит от греха, и вся радость и все благо в моей жизни исходят от верного исполнения заповедей Божиих. Когда Господь спасает народы, Он их спасает по Своей милости, а не ради каких-то заслуг. Кто думает, что он исполняет волю Божию, но не любит ближнего своего, тот отрицает весь Новый Завет .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

     Сегодня наша тема - это эвтаназия. " Эв " - это благо, " танатос " - это смерть. Есть еще термин " эвтелия " - " благой конец " . Мало того, что человеку не дают зачаться, ему еще умереть нормально не дают - его пытаются устранить из мира. То есть, " сдохни, ты мешаешь, лежишь тут, понимаешь, оттягиваешь на себя средства, деньги, внимание, время, энергию. А давай мы тебе инъекцию сделаем и сплавим тебя в крематорий. И мы будем жить, а ты будешь гнить, или покоиться с миром в виде праха, и вроде всё будет нормально " . Вот такая вот собачья идеология, фашисткая, абсолютно фашистская идеология находится в корнях современного европейского сознания.      В 1865 году в Англии возникла такая организация - Армия Спасения. Это люди, которые решили: давайте преодолеем конфессиональные разногласия. Что ты там веришь в Троицу или не в Троицу? Крещение младенцев или взрослых - давайте это всё потом. Давайте подбирать бездомных на улице, давайте будем кормить голодных, давайте будем одевать замерзающих на тех же улицах зимними вечерами. В общем, давайте поможем жить людям, которым плохо. Вообще, это хорошая организация - Армия Спасения. У них большая сеть по Европе, и вот в Швейцарии один из домов престарелых, в которых Армия Спасения имеет главенствующую роль, попечительство, они получили вердикт, что старикам, согласным с эвтаназией, нужно оказывать услуги по добровольному уходу из жизни. То есть, по сути, быть пособниками при самоубийстве. Эти сказали: " Нет, мы не можем, у нас в уставе прописано, что мы христиане, что мы не против зачатия, не против рождения, не против искупительных страданий перед смертью. Нужно дотерпеть свое, нужно чашу свою допить, а то что же мы - сладкое пьем от руки Божией, а горькое пить не будем? Это несправедливо… Уж мы и по лугу бегали, по росе босы ноги мочили, клубнику ели летом, и в речке купались, и влюблялись, и целовались, и на звезды смотрели, и образование получали, а теперь мы стали старые, дряхлые, немощные - и теперь что, сразу инъекцию - и уехали? "

http://pravoslavie.ru/98892.html

  Культура Не ждите ничего от XXI века Рецензия на книгу Никоса Зерваса «Дети против волшебников»   Протоиерей Александр Шаргунов, преподаватель Московской Духовной Академии и Семинарии   Мы часто говорим, что в наше время зло все более возрастает, становится все более открытым, потому что сознает свою силу и безнаказанность. Все более организованным - фашизм и коммунизм и в этом смысле были только репетициями. Благодаря современной технологии, в одно мгновение оно может входить во все дома с любой ложью, с любым непотребством. Но самая главная опасность заключается в отсутствии адекватной реакции на зло, в привычке к нему. Философии «смерти Бога» и «смерти сатаны» были только констатацией того, что человечество начинает терять чувство подлинного добра и зла. Сегодня уничтожение тысяч людей ракетным огнем, демонстрируемое по телевидению, слишком многими воспринимается не более чем компьютерные игры. Чем объяснить это отсутствие сопротивления злу? Прежде всего, изменением перспективы в противостоянии добра и зла. Для большинства людей не существует уже абсолютного зла и абсолютного добра. Перед лицом возрастающего зла общество поражено молчанием - отказом определить, что есть добро. Замечательный симптом - вследствие, очевидно, господствующего плюрализма, - слово «благо» (добро) человечество предпочитает употреблять во множественном числе: «блага». Нам возразят: это преувеличение, сопротивление злу все-таки существует. В таком случае можно обозначить духовную ситуацию по-другому. Современный выбор заключается в сопротивлении злу с запрещением определять, что есть добро. С помощью тысячи акробатических фокусов «новая философия» совершает акт упразднения добра. Цель человечества - уже не идеальное добро, а меньшее зло. Достаточно призрачное, это меньшее зло должно стать заменителем добра. Такой поворот в общественном плане вполне логичен - в особенности после ужасов нацистской и большевистской тирании в недавнем прошлом. Кто будет спорить против аксиомы Владимира Соловьева, что «назначение власти не в том, чтобы превратить общество в рай, а в том, чтобы не допустить на земле ада»? Как минимизировать зло, а не как осуществить добро. Но в том-то и дело, что избежать сползания или провала во ад невозможно, если вектор человеческого сознания не будет направлен к абсолютному добру, к Богу. Ужас заключается в том, что в наш век великих подмен - под видом деполитизации и деидеологизации - совершается политизация и идеологизация всей жизни, в том числе духовной.

http://moral.ru/ASh_recenzia.html

  Христианский аскетизм и электронные СМИ    Хью Макдональд    Сегодня технология - это наша среда обитания. Она настолько вездесуща, что зачастую мы не замечаем ее, и нам требуется усилие, чтобы понять, как технология влияет на человека. Есть два основных подхода к технике: технолюбие и технофобия. Технофобия - это отрицание всякой техники и устремление к естественному природному состоянию, существовавшему до всяких технологий. Технолюбие - это надежда на технический и научный прогресс, как средство достижения будущего счастья человечества. Технофобов часто называют луддитами, по имени британских рабочих, которые уничтожали станки. Технолюб верит, что промышленность и правительство должны активно вкладывать средства в технические решения человеческих проблем. В области образования, например, технолюб требует, чтобы обучаемый как можно более приспосабливался к требованиям новых технологий. Ошибочность и первого и второго отношения к технологии очевидна. Технология вообще и электронные средства связи (включая все виды информационной технологий) составляют великое благо, но они могут приводить и к величайшим бедствиям. Поэтому христианам необходимо осознать влияние масс-медиа на нас самих и на общество, и выработать аскетизм, который предохранит нас от злоупотребления технологией.   “Ангелизм” и развоплощенный человек    Одной из опасностей технологии является иллюзия, что мы можем превзойти с ее помощью границу своего тела. В этом смысле известные Маршалл Маклюэн и Брюс Пауэрс предупреждают об опасности “развоплощения человека”, когда человек теряет связь с своим телом. Это развоплощение они называют “ангелизмом”. Каждая технология имеет свое особенное и предсказуемое влияние на потребителя. Как всякое орудие, она расширяет и усиливает какую-либо из уже существующих человеческих способностей. Каждая технология требует человеческого внимания по-новому, так как ускоряет и расширяет отдельную человеческую способность. Это требование внимания означает, что человек не только хозяин и творец технологии, но он зависит от технологии, и она его образует по своему. В этом и состоит сама суть “информации”.

http://moral.ru/l9.htm

«Блюди и внемли, благочестивый Царю, яко вся христианская Царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти. Уже твое христианское Царство ин м не останется, по великому Богослову, а христианской Церкви исполнися блаженнаго Давыда глаголъ: «Се покой мой в в къ в ка, зд вселюся, яко изволих его ». Филофей, Псковский старец († XVI в.) Вновь приглашаю к разговору о том, что многим нашим современникам кажется не вполне понятным средневековым предрассудком - безусловно изжившим себя: к позиционированию России самой себя как «Третьего Рима». Так ли это? Первый Рим. Что нам принципиально известно о Римской империи - первом Риме? Для своего времени империя имела четкий свод законов, централизованную власть, регулярную армию, структурированное и организованное общество, развитую науку и культуру. Собственно и до сих пор современное человечество активно применяет достижения Рима в своем государственном строительстве: республиканское устройство, римское право, конституцию, регулярную армию. Идеологически Римская цивилизация была гедонистической (гедонизм - наслаждение, как высшее благо, главная цель и критерий человеческого поведения, адепты которого в настоящее время, именуют себя «обществом потребления»). Из идеи гедонизма логично и непременно следует нравственное падение общества, именно вследствие «перегибов» в потреблении и всевозможных извращений. При этом нельзя не заметить очевидного противоречия: совершенное государственное устройство требует самоотверженного служения высоконравственных людей, но полный нравственный упадок общества - не позволяет воспитать гражданина к такому служению. В таком виде Римская цивилизация достигла конца своего дохристианского пути. На этом собственно и закончился Рим Первый. Разделение. По мере принятия и степени усвоения христианства империя разделилась на две части Западную и Восточную Римские империи. Разными стали принципы государственного строительства: в западном государственном абсолютизме предполагалось, что народ отказывается от своей власти в пользу монарха, в восточном самодержавии - в пользу Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/04/ko...

Богословие и биоэтика Проблема взаимоотношения богословия и технического прогресса решается не первое столетние. Но, наверное, именно в наше время она оказалась особенно острой. В свое время именно этот вопрос интересовал известного румынского богослова протопресвитера Димитрия Станилоаэ, памяти которого была посвящена прошедшая недавно в Румынии, в городе Яссы, конференция. Среди выступавших был и Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, очень тепло отозвавшийся о трудах о. Димитрия. По словам архиепископа, румынский клирик был «одним из самых замечательных богословов XX века». В своем докладе «Жизнь это дар Божий. Богословие и биоэтика» Предстоятель Элладской Церкви коснулся вопроса клонирования. Взяв за основу мысль приснопамятного о. Димитрия о том, что «техника существует для человека, а не человек для техники», архиепископ Христодул поднял вопрос о христианском отношении к клонированию. Начиная эту тему, он сказал, что не исключает того, что «следующие поколения, если правильно будут следовать евангельскому благовестию, будут считать черными страницами истории не только тоталитарные режимы и ГУЛАГи, не только истребление наций и войны, но и массовые убийства тысяч (человеческих) зародышей на благо науки и техники». Прежде чем говорить о клонировании, Архиепископ Христодул затронул проблему нравственного состояния родителей, которые «в секуляризованном и материалистическом обществе, развитом экономически и технически, но не духовно, смотрят на ребенка как на некую «обузу» и «лишние хлопоты» для своей эгоцентристкой и страстной жизни…». Он верно подметил, что «ребенок, воспитанный в такой среде, относится к родителям с таким же равнодушием», и привел пример, что «во Франции в августе этого года около 15 000 престарелых лишились жизни вследствие случившейся там жары, но, в сущности, эти человеческие существа были трагическими жертвами равнодушия своих детей». «Человечество развивается в научном и техническом отношении, однако печальным является тот факт, что в нравственном и духовном плане оно не имеет такого прогресса. Для человека опасно, когда он приобретает большие возможности и не в состоянии контролировать их на основании нравственных вечных ценностей». Одной из таких ценностей является «уважение к жизни, с момента зачатия до исхода души».

http://pravoslavie.ru/60.html

В храм я пришел вопреки этой системе неким Божественным промыслом , потому что выйти из этой системы «универсальных знаний» логическим путем нереально. Она весьма четкая, с ясными целями: спасти мир, нести знания, быть посланником светлых сил, спасти человечество. Кто-то из писателей говорил, что лучшее изобретение дьявола – это маг-материалист… Тот, кто последовательно развивается и растет в этой системе, потом, как правило, оказывается у психиатра. С Божьей помощью . А вот некоторые не попадают к психиатру, а становятся серьезными оккультистами, и они в этом очень плотно сидят. Оттуда так просто не выйдешь. Женщина, которая меня «лечила», если не занималась два дня своим ремеслом, мучилась температурой до 40 градусов. – Это ведь классифицируется Православием как одержимость?  – Да. Но с точки зрения оккультистов, это супер-развитие. У моей знакомой, которая занималась вместе со мной, сразу все «получилось»: открылся «третий глаз», она начала видеть историческую карту человека, его будущее. С «ангелами» общалась, а потом попала к психиатру. Есть люди, с помощью которых эта оккультная система работает круче, чем интернет: погружается далеко во время и пространство, делает вычисления, прогнозы, дает исторические справки. У меня, благо, «третий глаз» тогда не открылся, я не сильно пострадал и вовремя ушел. – А что бы ты мог посоветовать людям, которые вовлекаются во что-то оккультное?  – У каждого свой выбор. Мне помогла книга отца Серафима (Роуза) « Душа после смерти ». Скажу одно: выйти из этой системы без Бога абсолютно невозможно. Я тогда искал жизненный путь, смыслы и цели. Может, из-за того, что я был искренен, не меркантилен, Бог вывел меня на нормальную дорогу. Хотя та женщина-экстрасенс тоже была уверена, что служит добру. Она не деньги зарабатывала, а занималась неким служением. – Сейчас у тебя получилось полностью развязаться с этой оккультной грядкой? Какое твое отношение к оккультизму в целом?  – Однозначно строго негативное. Я там был, общался с «источниками энергии», и меня больше в это не затянешь. Все эти системы могут крайне деструктивно влиять на человека. Путь на свободу

http://azbyka.ru/way/psiholog-mihail-kot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010