Глава XV Необходимое самоограничение на пользу ближнего (1–4). О необходимости единения между христианами из иудеев и христианами из язычников (5–13). О тоне послания к Римлянам (14–21). Миссионерские планы Апостола (22–33). Рим.15:1 .  Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Свои наставления к сильным в вере Апостол подтверждает примером Самого Господа Иисуса Христа, Который проявил самое совершенное самопожертвование для спасения немощного человечества. «Должны». Апостол теперь уже говорит не о том, что побуждает нас снисходить к немощным в вере (ср. Рим.14:21 ), а о том, что обязывает нас к этому: это – пример Христа (ст. 3-й). Апостол продолжает здесь речь о различии во мнениях. Раньше ( Рим.14:2 ) он, обращаясь к сильным, взывал к их благородству, теперь же вменяет им в обязанность щадить слабых верою. Рим.15:2 .  Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Рим.15:3 .  Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. Слова псалма можно понимать и в том смысле, что Христос принял на Себя поношения, какие люди собственно направляли на Бога, и в том, что Христос принял на Себя ответственность за поношения (т. е. грехи) людей, или же, наконец, так, что Христос терпел страдания за дом Божий, за Церковь , терпел из любви к братьям Своим. По контексту речи в псалме, и здесь следует лучше давать словам Апостола последний смысл. Все эти страдания Христос принял совершенно добровольно и мог бы не брать их на Себя. Рим.15:4 .  А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Чем больше мы проявляем терпения или стойкости в самоограничении на пользу братьев своих по вере, тем крепче становится наша надежда на то, что таким путем мы достигнем своей заветной цели – будущего величия в царстве славы. Писания Ветхого Завета в этом случае являются для нас утешением: в них находится немало сказаний о том, как Господь увенчивал терпение страдальцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Апостолам равные 24 мая - Память равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 23.05.2012 547 Время на чтение 4 минуты То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей своё почётное место в мировой культуре человечества. Митрополит Никодим (Ротов) Святые братья Константин-Кирилл (826-869) и Мефодий (814-885), греки, византийцы, уроженцы издавна заселённого славянами греческого города Солуни, являются главными героями истории просвещения славянских народов. Об этом свидетельствует немало греческих, латинских и славянских источников. Святые братья были истинные служители христианской Церкви, неустанно трудившиеся как проповедники Слова Божия, как учители веры и знания. В своём рассказе биограф Константина Философа, не забывая о его духовных достоинствах, с большим тщанием тем не менее говорит о его подвигах учёности. Константин отстаивает иконопочитание в споре с бывшим Константинопольским патриархом Иоанном Грамматиком, поражает своей эрудицией представителей исламской образованности во время дипломатической миссии в Арабский халифат, переводит грамматику еврейского языка, предпринимает в Крыму поиски святых останков третьего епископа Рима и священномученика Климента, доказывает превосходство учения Христа иудейским и мусульманским богословам в Хазарии, обращает к христианству язычников. Наконец, трудится над просвещением славян. Биографа Мефодия интересует прежде всего его жизнь в Паннонии и Моравии после смерти брата. Это - преодоление притеснений со стороны немецкого духовенства, архиерейское служение, непрестанное учительство, литературные труды, народное признание. Работники во благо людей, они оба при духовной склонности к созерцанию и молитве были деятелями и созидателями. В течение VI-X вв. по Р.Х. славянские племена расселились на огромной территории Европы от альпийских склонов и Балканского полуострова до Балтийского моря, от устья реки Эльбы до Днепра, Дона, Оки и Волги, освоив в ходе соприкосновения с другими культурами и этносами новые - протогородские и протогосударственные - формы общественной жизни. В X в. на арену истории выступают мощные Древнепольское и Древнерусское государства. Весь этот процесс неизменно сопровождался христианизацией славян, и, хотя источники подчёркивают самостоятельный характер выбора славянскими вождями новой веры, такой выбор определялся, конечно же, мощным культурным влиянием либо Каролингской империи, либо Священной Римской империи, либо Византии. Но очевидно, что приобщение к государственной форме общественного бытия и христианской культуре наиболее эффективно могло быть обеспечено только письменностью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Весна души О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе 26.04.2013 3415 Время на чтение 13 минут В одном из писем к своему любимому старшему брату Михаилу юный Фёдор Достоевский пишет: «Человек есть тайна,... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». На протяжении всей своей жизни писатель остаётся верным избранной теме и достигает небывалых вершин в изображении природы человека, состояния его сердца как поля битвы, где «дьявол с Богом борется». В этой борьбе человек, обладающий свободной волей, избирает путь служения - добру или злу. Эта битва, эта невидимая брань и есть та тайна, которой посвятил свой гений великий русский писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский Вне православия, вне христианского мировоззрения творчество этого писателя не может быть оценено по своему достоинству и не может быть постигнуто. Полнота сознательного религиозного понимания присутствует во всех произведениях Достоевского, и с особой силой она проявилась в его первом великом романе «Преступление и наказание». Герой романа, бывший студент Родион Раскольников, ведущий нищенское существование, буквально задавленный крайней бедностью, вынашивает в своем сознании опасную теорию, согласно которой оправдывается преступление «по совести», во благо человечества («Единственное зло и сто добрых дел » или «Одна смерть и сто жизней взамен»). Ради такой «справедливости» можно преступить некую «черту», то есть закон, заповедь Божию, и доступно это лишь людям необыкновенным, наполеонам, усилиями которых движется история. «Отрицание закона Божия и его святости приводит человека к искажению истины. Вместо добра и красоты в его душе на первый план выступает «преступление» и «беззаконие», - пишет схиархимандрит Иоанн Маслов в своей книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»«. «Наполеоновская теория» Раскольникова родилась в его помрачённом гордыней сознании, вошла во «святая святых» юноши; он внутренне подготовил себя к преступлению, ибо совершил его сначала в сердце своём. Отсюда замкнутость, мрачное уединение в своей каморке, нежелание общаться и стремление к полному одиночеству. Святые отцы предупреждают в своих творениях о великой опасности проникновения греховного в сердце человеческое: «Человек, допустивший духовную скверну в свою душу, уже неспособен отличать добро от зла.... Такая душа бывает подобна слепцу - падает и не знает, куда ей идти. Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола» 308]. Позже сам герой признаётся Соне: «Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил».

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовный вирус токсичнее телесного 1. Обращение из СИЗО к директору ФСИН России 27.05.2020 1036 Время на чтение 49 минут …Где калечат, а не лечат, содержа на грани жизни и смерти Обращение незаконно осуждаемого врача-психиатра, общественника-патриота Николая Каклюгина из СИЗО к директору ФСИН России до официального объявления пандемии коронавируса COVID -19 с дополнительным комментарием по карантину… «Вы обещали свободу... Великое благо – свобода, если она правильно понимается, как свобода от зла, не стесняющая других, не переходящая в произвол и своеволие. Но такой свободы вы не дали: во всяческом потворстве низменным страстям толпы, в безнаказанности убийств и грабежей заключается дарованная вами свобода. Все проявления как истинной гражданской, так и высшей духовной свободы человечества подавлены вами беспощадно. Это ли свобода, когда никто без особого разрешения не может провезти себе пропитание, нанять квартиру, переехать из города в город? Это ли свобода, когда семьи, а иногда и население целых домов выселяются, и имущество выкидывается на улицу [сегодня – обманутые дольщики и ипотечники] , и когда граждане искусственно разделены на разряды, из которых некоторые отданы на голод и разграбление? Это ли свобода, когда никто не может высказать открыто свое мнение без опасения попасть под обвинение в контрреволюции? Где свобода слова и печати, где свобода церковной проповеди? Уже заплатили своею кровью мученичества многие смелые церковные проповедники; голос общественного и государственного обсуждения и обличения заглушен; печать, кроме узкобольшевистской, задушена совершенно». /Из письма Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона к Совету Народных Комиссаров, март 1918 г./ «Куда же девать купцу свою энергию? На бирже ее много не истратишь, и вот он расточает избыток мускульного капитала в кабаках на кутежи, не имея представления об иных, более продуктивных и ценных для жизни пунктах приложения силы. Он — ещё зверь, а жизнь для него уже стала клеткой, и ему тесно в ней при его добром здоровье и склонности к широкому размаху. Стесненный культурой, он нет-нет да и надебоширит. Купеческий дебош — всегда бунт пленного зверя. Разумеется — это дурно... Но-ах! — будет еще хуже, когда этот зверь к своей силе прикопит немножко ума и дисциплинирует ее! Поверьте – он и тогда не перестанет производить скандалы, но — это уже будут исторические события. Избави нас, Боже, от таких событий! Ибо они проистекут из стремления купца ко власти, их будет всемогущество одного сословия и – не потеснится купец в средствах ради этой цели…».

http://ruskline.ru/analitika/2020/05/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православное видение мира М. Дунаев окниге Наталии Сухининой 02.08.2005 272 Время на чтение 5 минут Русские люди - православные. А кто не православный, в том русскость его становится сомнительной. Для многих это уже общее место со Достоевского. Но что значит - быть православным? Не с рождением же это Нет, Православию необходимо учиться, в Православии воспитываться. А как? Разумеется, в церковь ходить: кто ставит себя вне храма, тот и вне веры неизбежно - кому Церковь не мать, тому Бог не отец. Это опять-таки давно стало бесспорным, хотя и не для всех, так что повторять и повторять несомненное время от времени полезно. Обязательно читать Священное Писание, поверяя себя святоотеческой мудростью, ибо своим разумением до таких ересей можно дочитаться, что лучше бы тех книг и в руки не брать. Надобно постигать вероучительные основы Православия, догматические истины. Нужно, наконец, стараться жить по заповедям, что весьма непросто. Однако в следовании всему этому нас подстерегает опасность превращения необходимого во внешнее, формальное, не завладевающее всею полнотою нашего бытия. Можно стать гордецом-фарисеем - а от того мало пользы будет. Ведь фарисей был весьма благочестив, исполняя даже более требуемого, и тем не менее Самим Сыном Божиим был поставлен ниже грешника-мытаря. Чтобы принять в себя истины Православия, потребно, помимо всего прочего, усвоить их через собственный жизненный опыт - тогда они станут не внешней догмой, но ориентирами на пути к спасению. Почему согрешили наши прародители? Потому что не имели опыта бытия вне Бога. Собственно, наказание их, было великим благом, научением, промыслительно данным для всего человечества ради обретения ценнейшего опыта, без которого невозможно быть в следовании воле Божией. (Не для всех тот опыт на пользу, но это уже иная тема.) Однако собственным опытом всей многосложности жизни - не постигнуть. Слишком необъятно и необозримо море житейское для одного человека. Но ведь можно использовать во благо себе и духовный опыт ближних, как добрый, так и отрицательный. Поэтому великое дело делают те, кто собирает такой опыт по крупицам и делает его всеобщим достоянием. Особенно ценно, если собранное получает православное, то есть истинное, освещение и толкование.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть тяжёлые новости не угнетают 06.03.2023 520 Время на чтение 3 минуты Источник: Архангельская епархия «Мы не лучше и не хуже других. Мы празднуем не превосходство над кем-то. Мы торжествуем, потому что смогли сохранить учение Божие в неприкосновенности, в той красоте, что нам передали апостолы», — о празднике Торжества Православия рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии протоиерей Евгений Соколов. В первое воскресенье Великого поста мы отмечаем праздник Торжества Православия. Тожество есть победа, о какой же победе может идти речь в данном случае? Давайте еще раз вернемся в Райский сад, где человек возрастает под руководством Бога. Волю Божию не надо искать, потому что можно напрямую обратиться к Создателю, и Он покажет, объяснит, как человеку духовно возрастать, как восходить по ступеням духовной лестницы и постигать самую трудную из наук — умение любить Бога, ближнего, себя. Человек не выдерживает испытание славой, самостоятельностью, и та свобода, которая дарована человеку как образ и подобие Божие, становится камнем преткновения. Иногда говорят: «А может быть не надо было давать свободу? Не было бы запрета, не было бы того дерева, не было бы грехопадения». Но ведь человек тогда не был бы образом и подобием Божиим. Только в свободном волеизъявлении возрастают духовные плоды, только по своей воле человек может подниматься по духовной лестнице. Когда мы находимся в принуждении, когда над нами стоит некий «потолок», мы превращаемся в биороботов, выполняющих определенную безошибочную программу. Но Бог уважает Свое любимое создание — человека, и поэтому дарит ему свободу в надежде, что он воспользуется ею во благо. Рай — то место, где человек находил опору в Боге, непосредственно обращаясь к Нему. Но когда мы вырвали свою руку из рук Божиих, вышли из Райского сада, мы сразу ощутили, как плохо без Бога. Как человек, впервые вошедший в лес, может быстро заблудиться, так и человечество без Бога теряет опору, смысл жизни, не понимает своего пути. Проходит немного времени после изгнания, на земле живет всего четыре человека, и уже происходит убийство.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/06/pust_t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси. Часть 1 20.09.2006 681 Время на чтение 11 минут Свт. Киприан 29 сентября 2006 года исполняется 600 лет со дня преставления одного из выдающихся московских святителей - Киприана, митрополита Киевского и всея Руси (таков был тогда титул главы Русской Церкви). Его малоизвестность в России и лишь местное почитание в некоторых московских монастырях и храмах далеко не соответствует тому реальному значению, которое имела деятельность святителя Киприана на благо Церкви и Русского государства. Наше повествование мы должны начать с того, чтобы попытаться понять, как воспринимался современниками мировой исторический процесс в бурное и судьбоносное для православных народов время, в которое жил святитель Киприан. Этот вопрос не праздный, он, как мы дальше увидим, будет иметь очень важное значение в понимании смысла исторических событий, судеб, чаяний и поступков людей того времени. Для сравнения обратимся к картине мировой истории, существующей в сознании современного человека. Еще со школьной скамьи нам предлагают некую историческую схему, которая стала чем-то само собой разумеющимся. Человеческая история для современного человека начинается с истории Древнего мира. Затем наступает новая эра: человечество постепенно погружается в эпоху Средневековья, сперва - раннего, затем - зрелого и, наконец, позднего. Средневековье заканчивается так называемой эпохой Возрождения, после которой наступает Новое время. В эпоху митрополита Киприана, которую по современной схеме мы считаем эпохой зрелого или позднего Средневековья (в Италии в это время уже разгоралась эпоха Возрождения), видение исторического процесса было иным. Не было ни " старого " в нашем понимании, ни, тем более, " нового " времени. Историческое время было единым и делилось на четыре царства, или эпохи: Вавилонское, Македонское, предпоследнее - Римское, после которого наступит кратковременное четвертое царство антихриста и затем - Страшный суд. Временной протяженности каждого из этих царств особого значения не придавалось. Зрительный образ человеческой истории в представлении людей того времени можно наблюдать, например, на фреске " Страшный суд " преподобного Андрея Рублева во Владимире, где вся человеческая история умещается в круге с четырьмя зверями, символизирующими четыре царства. По этой схеме митрополит Киприан жил как раз в эпоху предпоследнего царства - Римского.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Честь и слава русским исследователям Арктики! К 110-й годовщине последнего в мировой истории Великого географического открытия, совершенного русскими военными моряками 04.09.2023 1090 Время на чтение 7 минут В понедельник, 4 сентября, в 14.00 у могил контр-адмирала Б.А. Вилькицкого и генерала Корпуса гидрографов А.И. Вилькицкого на Смоленском Православном кладбище (Санкт-Петербург, Василеостровский район, ст. м. «Приморская») пройдут заупокойная лития, возложение цветов и памятное собрание. Сбор участников в 13.30 у центрального входа на Смоленское Православное кладбище (возле храма Смоленской иконы Божией Матери). 3 сентября исполнилось 110 лет со дня последнего крупного географического открытия человечества. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) открыла новую землю. Имя начальник ГЭСЛО Бориса Андреевича Вилькицкого уже в сентябре облетело весь мир, сменив на передовицах русских газет имя Менделя Бейлиса ( в это время в Киеве шёл судебный процесс о ритуальном убийстве хасидами мальчика Андрея Ющинского, главным обвиняемым был М.Бейлис, об этом писали все газета. – Ред.). Россия приросла 37000 квадратными километрами суши и обширными территориальными водами на арктическом шельфе. Это открытие стало закономерным итогом бурного развития России в правление последнего русского царя. Ни одной стране мира в те годы такая задача была не под силу. Ледоколы экспедиции «Таймыр» и «Вайгач» были построены всего за 2 года и 5 месяцев от начала проектирования до подъёма флагов – по нынешним временам, небывалая скорость! Притом что Россия до этого не только не строила ледоколов, но даже устоявшегося слова «ледокол» не было в русском языке. В документах того времени «Таймыр» и «Вайгач» называются «транспортами». Россия собрала выдающуюся плеяду моряков-полярников, накопив за три десятилетия огромный опыт плавания и проведения исследований во льдах. История трёх названий северного архипелага весьма сложна. В советские годы она обросла домыслами и легендами, позволившими участникам ГЭСЛО, оставшимся в России после революции, продолжить трудиться на благо Родины, продолжить дело освоения русской Арктики.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/04/ch...

иеродиакон Вениамин (Юсупов) „Неотъемлемый характер жизни Истинно христианской есть трудничество, подвижничество.. христианин по назначению своему есть истинный философ». Св. Феофан. Начертание. 329, 474 стр. „Человек, усердно читающий Библию , сам собою делается философом и так или иначе обсуждает все явления жизни с точки зрения Божественного Промысла». Архиепископ Антоний Волынский Собр. лекций 40стр, 1909 г. Аскетика – наука о подвижничестве, необходимая для всякого человека, ибо каждый из людей в жизни несет какой-либо подвиг, именуемый в христианстве крестом или последованием Христу Богу Спасителю всего человечества. Преподобные и богоносные святые отцы науку о монашестве и науку о подвижничестве называли наукою всех наук. Посему Аскетика есть наука всех наук, так как без нее в жизни никто не обходится и каждый имеет нужду стремиться к лучшему бытию, т. е. подвизаться во всяком добре, как бы это благо и добро не понимаемо было, различно не толковалось бы. Христианская Аскетика есть Евангельское Любомудрие или истинная философия, руководящая к вечному бытию и бессмертию, к вечному блаженству небесному и райскому, а равно и к земному упорядочению житейского препровождения и устроению жизни общественной. Аскетизм весьма раннего и Библейского происхождения; каждый народ и всякая религия имеет своих подвижников и подвижниц от начала бытия своего. Христианское же подвижничество отличается от всех прочих многочисленных аскетических проявлений тем, что оно заключает в себе полностью все истинные их достоинства, кроме недостатков. Отсюда следует универсальность и всеобщность христианского аскетизма, универсальность науки христианской – Аскетики благодатной. Источники: 1) Библия Ветхого Завета и Нового Завета, т. е. Священное Писание . 2) Творения преподобных и богоносных святых отцов и учителей Церкви Христовой. 3) Сочинения писателей: богословов, философов, историков, литераторов и вообще светская письменность, так или иначе затрагивающая и трактующая об аскетизме. Книги Священного Писания Ветхого Завета раскрывают нам подвиги св. мужей и подвиги св. жен, праведно „ходивших перед Богом“, повествуя также и о борьбе добрых склонностей со злыми, в них обретавшихся. Самая характерная борьба грешного и праведного человека весьма детально и подробно и совсем полно изображена в Псалтири св. царя Давида песнопевца. В Псалтири Аскетика и подвижничество так рельефно и увлекательно изображены, что под влиянием ее вдохновения многие из подвизавшихся никогда не расставались с нею до самой смерти, нося ее всегда с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ» [ЖЦ; живоцерковники; живцы] (1922-1936), одна из основных групп обновленчества . Возникновение и деятельность ЖЦ, как и др. обновленческих орг-ций, происходили при активной поддержке ГПУ (с нояб. 1923 ОГПУ) и были связаны с антирелиг. политикой советских властей, стремившихся сначала контролировать, а затем и уничтожить правосл. Церковь в России. Выступала с декларативными требованиями реформы Церкви и защиты сословных интересов белого духовенства, якобы ущемленного монашеским епископатом. Формально ЖЦ представляла собой отделившуюся от правосл. Церкви пресвитерианскую орг-цию, однако фактически она целиком находилась под контролем гос. органов, и связь ее с верующими была весьма незначительной. Деятельность ЖЦ началась еще до ее организационного оформления и была связана с гонениями на Церковь весной 1922 г. в связи с начавшейся кампанией по изъятию церковных ценностей . 6 мая привлеченный к Московскому процессу против духовенства и мирян Патриарх св. Тихон был взят под домашний арест в своей резиденции на Троицком подворье. 9 мая в Москву прибыли члены «Петроградской группы прогрессивного духовенства» - прот. А. И. Введенский и свящ. Е. Х. Белков . Вместе с приехавшим ранее В. Д. Красницким они установили контакты с единомышленниками - московскими священниками С. В. Калиновским (впосл. снял с себя сан), И. Борисовым, В. Быковым и находившимися в Москве саратовскими протоиереями Н. Русановым и С. Ледовским. Калиновский к тому времени подготовил к печати 1 ж. «Живая Церковь». Было принято решение дать будущей орг-ции то же название. 13 мая появилось подписанное петроградскими, московскими и саратовскими священниками-обновленцами, а также пребывавшим на покое еп. Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским) воззвание «Верующим сынам Православной Церкви России» (опубл. на следующий день в центральной газ. «Известия»). В воззвании, называвшем деятельность советской власти «борьбой за благо и счастье человечества», осуждались как «контрреволюционеры» иерархи и пастыри, противодействовавшие мероприятиям по изъятию церковных ценностей, предлагался немедленный созыв Поместного Собора «для суда над виновниками церковной разрухи, для решения вопроса управления церковью и об установлении нормальных отношений между нею и советской властью».

http://pravenc.ru/text/182247.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010