составитель Терещенко Т. Н. ПЕЧАЛЬ По нашему слабому рассуждению, не противно будет воле Господней, ежели вы употребите все ваши силы, чтобы противостать печали вашей, не имеющей ни малейшего основания. Милосердый и Правосудный Господь ужели будет казнить живущую у вас за ваши грехи? Откуда такое рассуждение? Без сомнения: от врага. За грехи Давида, пророка и царя, Господь поражал смертью его народ, но и то после извещения. Но кто из вас осмелится поравняться с Богоотцом и подумать, что он подобно Давиду столь редко впадает в прегрешения, что за первый его грех будет непременно поражен не он, а его ближний, – тот будет недуговать злейшим тщеславием. Правосудие Божие, если бы от нас, окаянных, – как от Давида – потребовало возмездия, то что бы стало с нами? Куда мы скрылись бы от обличения Господня? Не казнит нас Человеколюбивый наш Спаситель, а милует и Своей Кровью омывает всегда, когда мы к Нему прибегаем. Перестаньте же раздражать Его своим неразумием и научитесь, призывая Его помощь, покоряться Его воле, без которой влас главы вашей не погибнет. Печаль ваша непременно заслужит наказание, и не на другом ближнем вашем, а на вас самой оно явится, если продолжать будете в утешение врага (прп. Лев, 21). Печальными выражениями наполненное ваше писание получил, и по человечеству сострадательность довольно коснулась моего пресквернейшего сердца; очувствовавшись в здравый рассудок, вспомнил, что бедственно безмерно печалиться и безвременно убивать себя, но всячески должны за все благодарить Господа, каковыми бы Он нас ни наказывал наказаниями на сем свете (прп. Лев, 20). Можно перемениться от печали века сего на радость духовную о спасительном Промысле Божием. Мы радовались о мнимом благе, не предусматривая печали, и она пришла, по слову Божию. Теперь в печали не предусматриваем истинной радости, но она в свое время будет. Вечером водворится плач, и утром – радость ( Пс. 29, 6 ). Что жизнь смертного, если не всегдашний вечер? Лишь родится, уже и плачет, и всю жизнь, будучи близким к смерти, проводит оную в болезнях, и скорбях, и сетованиях. Когда же радостное узрит утро и освободится от всякой болезни, и печали, и воздыхания? Не по нощи ли смертной, когда перейдет от смерти в живот вечный, где нет вечера, но все день. Конечно, есть радость и теперь, но она более искушение человеку на земле, нежели подлинная радость. Хочется кому усладить себя приятным благополучием века сего и порадоваться о благосостоянии своем, но какая житейская сладость печали не причастна? Какое благополучие бедствию не подлежаще? Все приятное соединено с противным, и потому нельзя не страдать человеку, стяжавающему временное благо. Чтоб меньше страдать и не лишаться удовольствия временного, надо содержать себя в равнодушии: в радости не слишком восхищаться, а в печали не весьма печалиться (прп. Моисей, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Т. Сидаш Деяние собора 1654 года 443 О имени Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа. Благочестиваго и Богом венчаннаго Великаго Государя царя и великаго Князя Алексия Михаиловича всея Русии. Советом Отца его и богомолца святеишаго никона Патриарха Московскаго и всея русии. Спреосвященными Митрополиты, Архиепископы и епископы. И счестными Архимандриты Иигумены, и совсем освященным Собором. По правилом святых апостол, по 37, и святых отец, Вселенскаго Седьмаго Собора пошестому правилу иже повелеша, о всяких вещех церковных Собором бывати; Возглашения, смиреннаго никона Патриарха, Благочестивеишему Великому Государю царю и великому князю, Алексию михаиловичю Всеа Руси, и Всему священному Собору Ничтож ино Богоугоднее есть, еже во святых присно и Божественных его заповедях обучатися, и натех крепко утвержатися. Сего ради и Спас ко учеником своим Глаголаше, Аз есмь свет миру. Ходяи по мне неимать ходити во тме, но имать свет животныи. И аще в словеси моем пребудете во истинну ученицы мои будете. И паки имеяи заповеди моя, и соблюдаяи их, то есть, любяи мя, а любяи мя возлюблен будет и Отцем моим. И паки аще пребудете вомне и глаголи мои пребудут в вас, и паки аще кто слово мое соблюдет неимать смерти во веки. И емуже аще просите будет вам. Сего ради великии во царех иустиниан кроткий, присно пребывали взаповедех Господних, искусом познав написа. Великая паче инех иже в человецех еста дара Божия, от вышняго дарована человеколюбия Божия, священничествож и царство, ово убо божественным служа, сеже человечеми владея и пекися от единагоже, и тогожде начала обоя происходят человеческое украшающе житие. Якоже ничтож тако бывает поспешнее царству сего ради. Якож святительская честь. О обоих самех тех присно вси Богови молятся. Аще бо они непорочнии будут во всем, и к Богу имут дерзновение, и праведно и подобно украшати начнут преданныя им грады сущая под ними, будет согласие некое благо все же добро человечестеи даруя жизни. Сему быти веруем, аще священных правил блюдение сохранится. Их же праведно похваляемии, и покланяемыи самовидцы Божию Слову предаша апостли, и святии отцы, сохраниша же и заповедаша;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Христос Христос подробно предсказан пророками, что согласуется с учением апостолов. Христос есть Мессия. Дела Христа показывают, что Он есть Мессия. Христос, хотя прийти в мир, неоднократно предупреждал об этом. Все, что проповедывалось в Ветхом Завете, относилось ко Христу. Христос всем подобен человеку, кроме греха. Христос страдал по человечеству, а не по Божеству. Христос есть Истинный Бог В одном Лице Христа соединены неслитно и нераздельно два естества. О Христе свидетельствуют апостолы, которые с Ним ели, пили, ходили, видели Его. Христос – Сын Божий (Свидетельства Бога Отца, Иоанна Предтечи, ап.Петра). Каждое действие и событие в жизни Христа имеет непосредственное отношение к человеку. Христос ради спасения человека воплотился, жил на земле и умер. Христос воплотился, пострадал и отверз двери в Царство Небесное. Христос есть все и вся для человека. На конец веков Бог послал Сына для СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Христос принес свет в мир. Христос принес богатство благости Божией. Христос принес на землю благую весть. Христос с рождения терпел гонения. Христос смирился и обнищал. Христос был смирен, тих, кроток, милосерд. Христос показал пример святой жизни. Христос научил людей, как свято жить. Христос в Преображении показал, что Он – Бог и Царь славы. Христос говорил ученикам Своим о Своих страданиях. Христос показал образец СМИРЕНИЯ. Смирение Христа от любви происходит. Христос пострадал от народа, которому более благотворил. Христос Своими страданиями удовлетворил правде Божией. Страданиями Христа даровано всякое благо. Христос примирил Бога с человеком и человеков между собой. Христос страдал прежде страданий крестных, так как знал все, что с Ним произойдет. Христос пострадал добровольно. Христос принял страдания ради освобождения человека. Христос страдал за наши ГРЕХИ. Христос страдал и телом и душою. Христос пострадал за грешников. Христос пострадал за людей грешных. Страдания Христовы есть проявление милосердия Божия. В пришествии Христа на землю открылась благость Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Чернявский Н. Ф. Опыт церковно-исторического исследования «Посвящаю свой труд памяти дорогой, безвременно угасшей, матери, не щадившей своей жизни на благо родной семьи». Содержание Введение Часть I Глава первая. Биография императора Феодосия В., его характеристика и значение его царствования в историко-политическом отношении I. II III IV V VI Глава вторая. Положение религии в древнеримском государстве и значение этого факта в истории отношений между Церковью и государством Глава третья. Религиозное и церковно-политическое миросозерцание Феодосия Великого Глава четвертая. Второй вселенский Собор Глава пятая. Церковное устройство в царствование императора Феодосия Великого Глава шестая. Состояние нравственности к концу IV в. и законодательная деятельность Феодосия Великого в деле христианизации общества Часть II. Отношение императора Феодосия В. к еретикам и язычникам Введение. Место и общий характер борьбы Феодосия Великого с ересями и язычеством Глава седьмая. Отношение императора Феодосия В. к еретикам. I II III IV Глава восьмая. История последней борьбы христианства с язычеством I II III IV V Глава девятая. Отношение Феодосия Великого к иудейству     Введение На фоне исторической жизни всех времен и народов нетрудно отметить необыкновенно яркую и характерную черту, которою необходимо окрашивается движение исторического процесса, – это бесконечную смену идей, политических, социальных форм, обнаружений религиозного чувства и т. п., – смену, без которой не было бы движения, а значит и самой истории, поскольку последняя есть непрерывное движение форм и идей. Ничто в истории не остается раз навсегда в том виде, в какой оно первоначально отлилось, ничто не существует вечно. Разрушение, смерть не щадят и истории, не исключают явлений исторического процесса от необходимости с течением времени отходить с горизонта жизни в область прошлого, прибавлять новую могилу к старым на безграничном историческом кладбище. Все в историческом процессе поэтому то является на свете, живет, растет, развивается, то чахнет, исчезает в волнах вечности. Здесь – разгадка постоянной смены в историческом процессе одного факта другим. Но и в этом калейдоскопе самых разнообразных изменений, в этой исторической фата-моргане внимательное исследование непременно вскроет роковые моменты в исторической жизни, кризисы, когда старый уклад жизни терпит крах, сталкиваясь с новыми идеями, видимо дряхлеет, но напрягает все свои силы, чтобы отстоять свое право на существование, измышляет всякие способы, чтобы достигнуть победы, переживает все стадии постепенного умирания, агонии и смерти. Эти моменты кризиса, глубоко интересные для психологического и исторического исследования, проходят чрез историю всех народов, как вехи отмечают зародыши новой жизни, начало новой созидательной или разрушительной работы человечества. Расцвет и упадок – вот те неизбежные сферы, в кругу которых вращается историческая жизнь народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная антропология и вызовы времени Нужно защищать богоданную природу человека 07.03.2024 510 Время на чтение 10 минут Фото: Из личного архива автора Важным прикладным аспектом православной антропологии становится осмысление духовных последствий для человека применения той или иной новейшей медицинской технологии. В нашей суверенной стране существует уникальная возможность высокопрофессионально и комплексно обсуждать эту проблематику с богословской и медицинской позиций. Площадкой для такого обсуждения могут стать ведущие медвузы России. Выступая перед участниками Фестиваля молодёжи в Сочи В.В. Путин сказал: «Человечество научилось «влезать в генетический код» и уже может создать «человека с заданными характеристиками». Это может быть гениальный математик, музыкант, но может быть и военный. Человек, который будет воевать без страха, сострадания и боли. И то, о чём я сказал, может быть страшнее ядерной бомбы». Годом позже Президент нашей страны, заслушав доклад директора Института молекулярной биологии, дал такой комментарий: «У меня лично, когда вы говорили о гуманизации мышек, чувство благоговения возникло, но и внутренней какой-то тревоги. Сразу генно-инженерная фантазия рождает самые разные образы этих гуманизированных мышек». Когда речь заходит о биомедицинских экспериментах у большинства людей возникает вот такое чувство тревоги, поскольку человек интуитивно чувствует, что здесь существует грань, за которую нельзя заходить. Однако не исключено, что человечество за эту грань уже переступило. Сформулировать, где такая грань проходит, может только религиозная антропология, опирающаяся на откровение о человеке и духовный опыт Церкви. Абсолютно во всех случаях исследователи сообщают, что работы проводятся на благо человека, перечисляют всевозможные выгоды от успешных результатов. При этом акцент делается на слове «благо», а что такое «человек», вроде и так понятно. Но современные официальные документы по биоэтике построены на эволюционистском понимании человека и «благо» в рамках этой теории неизбежно иное, нежели благо человека в понимании креационизма.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/07/pr...

составитель Терещенко Т. Н. БЛАГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В письме своем... передали вы мне следующий вопрос от вашего сына: «По Евангелию, общество людей перед концом мира представляется в самом ужасном виде. Этим отвергается возможность постоянного совершенствования человеческого. Можно ли после этого трудиться на благо человечества, будучи уверенным, что никакие средства не в состоянии в окончательном результате перед концом мира достигнуть возможного нравственного совершенства человечества?»... «Обязанность христианина – делать добро и стараться, чтобы это добро торжествовало над злом. При конце мира, в Евангелии говорится, зло восторжествует над добром. Каким же образом можно стараться о победе добра над злом, зная, что старания эти не увенчаются успехом и что зло в конце восторжествует?» Скажите вашему сыну: зло уже побеждено, побеждено не старанием и силами человеческими, а Самим Господом и Спасителем нашим, Сыном Божиим Иисусом Христом, Который ради этого и снисшел с неба на землю, воплотился, пострадал человечеством и Крестными Своими страданиями и Воскресением сокрушил силу зла и злоначальника-диавола, владычествовавшего над родом человеческим, освободил нас от диавольского и греховного рабства, как Сам сказал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью( Лк. 10, 19 ). Теперь всем верующим христианам дается в Таинстве Крещения сила попирать зло и творить добро при посредстве исполнения евангельских заповедей, и никто уже не бывает одержим злом насильно, кроме одних не радящих о хранении Божиих заповедей, и преимущественно тех, кто добровольно предается грехам. Хотеть же своими силами побеждать зло, которое уже побеждено пришествием Спасителя, показывает непонимание христианских Таинств Православной Церкви и обнаруживает признак горделивой самонадеянности человеческой, которая хочет все делать своими силами, не обращаясь к помощи Божией, тогда как Сам Господь ясно говорит: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ). Вы пишете: «В Евангелии говорится, что при конце мира зло восторжествует над добром».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сотрудничество на благо двух народов» В Пекине состоялись российско-китайские переговоры 04.02.2022 702 Время на чтение 4 минуты Фото: kremlin.ru Сегодня, 4 февраля, в Пекине состоялись переговоры Владимира Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, сообщает официальный сайт Президента РФ . По завершении переговоров в составе делегаций лидеры продолжили общение в формате рабочего обеда. В рамках визита принято совместное заявление России и КНР, а также пакет документов. Си Цзиньпин обратился к Президенту России со следующими словами: «В нашей стране это большой добрый знак. День открытия Олимпиады. День начала весны [по лунному календарю]. Сегодня мы с Вами встречаемся. Уверены, что наша личная встреча придаст отношениям [между нашими странами] ещё больше энергии и бодрости». «Сегодня ускоренными темпами распространяется по миру коронавирусная пандемия, — продолжил лидер КНР, — мир вступил в новый период потрясений и перемен. Человечество сталкивается с множеством вызовов и кризисов. На этом фоне наши страны остаются привержены первоначальной цели: прилагая неустанные усилия к устойчивому развитию отношений, стороны решительно поддерживают усилия по защите своих коренных интересов. Всё крепнет – политическое и стратегическое взаимодоверие». Си Цзиньпин отметил, что китайский товарооборот в прошлом году «превысил 140 миллиардов долларов, достигнув, таким образом, нового исторического рекорда. Наши страны активно участвуют в реформировании системы глобального управления. Совместными усилиями проводим в жизнь подлинную многосторонность. Отстаивание настоящего демократического духа служит надёжной опорой для сплочения мира в преодолении кризисов и защите равенства». «Мы будем так двигаться, мы будем дальше вместе с вами прилагать усилия вместе наметить план для развития китайско-российских отношений в новый исторический период, будем стремиться трансформировать взаимодоверие между нашими странами в практическое сотрудничество на благо двух народов», — заключил лидер Китайской Народной Республики.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/02/04/so...

В наше время одним из признаков просвещенного человека признается, так называемая, широта взгляда на жизнь, или склонность к рассуждениям об общем, благе, о благе своего сословия, своего народа и даже всего человечества. Много об этом говорится, много пишется и многое в этом направлении делается, – правителями по обязанности, писателями по доброй воле и благожелательству. Всех же более подвизаются на этом поприще современные философы, построевающие целые системы и планы для благоустроения жизни всего человечества не только в настоящем, но и в будущем, обещая ему благосостояние непрерывное и постоянно возрастающее под именем прогресса. Разнообразие, а иногда и противоположность взглядов мыслящих людей на общее благо невольно, по самым требованиям здравого разума, заставляет усомниться в верности многих из них; а применение некоторых учений к современной жизни, сопровождаемое бедствиями, как, например, учения социалистов, побуждает людей здравомыслящих не только их остерегаться, но и противодействовать им. Но, не говоря уже о построениях прямо ложных и вредных, сколько возникает у руководителей человечества проектов отвлеченных, мечтательных, не применимых к опыту, иногда не соответствующих условьям местности, характерам и историческому складу народов, иногда преждевременных и для большинства непонятных! А что касается самих народов, то в них гнездятся эгоизм, упорство, неразвитость, предрассудки, недоверие к сословиям руководящим и разные пороки, не поддающиеся никаким исправительным человеческим мерам. Все это взятое вместе способно отнять у руководителей всякую ревность и охоту к устроению общего блага и довести их до отчаяния; а в народах породить убеждение, что каждый сам по-своему должен заботиться о себе и урывать, где можно, блага жизни, не стесняясь в средствах и не останавливаясь даже пред преступлениями. Между тем стремление людей к порядку и благосостоянию так естественно, установление единообразных и неизменных начал жизни и путей к счастью так желательно и необходимо, что многими истинными благожелателями человечества из древности овладевало недоумение: отчего же это в самом деле все в мире идет к своим целям и действует по таким верным и постоянным законам, а человек, и только один человек, обречен на искание путей к счастью, на ошибки в этом искании и вследствие ошибок на страдания?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Сущность общества § 71. Что такое гражданское общество? Гражданское общество, в философическом значении слова, есть первоначальное, на самой природе человеческой основанное, соединение рода человеческого, для осуществления и совершеннейшего развития физической и духовной цели жизни. Итак гражданское общество нельзя представить без собственности физических владений, без единства происхождения и языка, без единства религии и нравов. Общество, рассматриваемое по своему происхождению, т. е. исторически, есть произведение или природы, или образованности; итак общества бывают или природные или образованные. Природные общества суть или кочующие орды, номады, без собственной земли; или общества земледельческие, которые обладают собственною землею. Общество образованное ограничивает произвол граждан и устрояет жизнь народов на основании вечных идей истины, добра, изящества. Оно происходит прямо из идеи человечества и не утверждается ни на каком договоре. Оно существует по необходимости, также точно, как нравственное и законное отношение у народов. § 72. В чем состоит истинная цель общества? Истинная цель гражданственности есть всеобщее благо соединившихся поколений, в физическом и нравственном отношении. Бремя и вечность должны соединить жизнь гражданства в одну жизнь. Всеобщее благо требует внешней безопасности лиц и собственности, постепенного усовершения нации посредством религии и добродетели, посредством наук и художеств. Таким образом общество соединяет все, допускаемые разумом, цели; но не может держаться одной какой-либо цели исключительно. Тот односторонним образом заключает о цели общества, кто доказывает, что гражданственное соединение не имеет никакой другой цели, кроме внешней безопасности лиц и собственности, или временного благосостояния всех и каждого. § 75. Верховная власть в обществе Гражданское общество не может быть без верховной власти, которая необходимо должна действовать к осуществлению цели общежития. Верховная власть имеет титул величества и принадлежит единственно государю, или верховному лицу общества. Но так как власть происходит от Бога, то владычество в государстве основывается на вечных законах Божественного мироправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

11. Слово в Богородичный праздник. О неповинном страдании Испытующий человеческий разум до сих пор считает непонятным и загадочным, почему Бог допускает бедствия для человечества, а главное: бедствуют неповинные, а виновные или совсем не страдают, или наказуются не соразмерно с их виною? Видя это, слабый верою подвергается искушению, склонный к пороку разрешает загадку, говоря, что нет пользы быть добродетельным, а вовсе неверующий доказывает, что в мире и в человеческих делах господствует случай. Вопрос серьезный, требующий обстоятельного исследования, насколько это возможно в кратком церковном слове. Особенно внушительно и ясно говорит об этом вопросе в своих проповедях Митрополит Филарет Московский ; воспользуемся его, неподражаемым по глубине, объяснением. «Бедствия и страдания человечества, говорит великий святитель, это – странность и противоречие самой природы себе; противоречие, которое должно погрузить размышляющего в безутешное уныние, если он не откроет источника утешения и надежды, выше природы. Та же природа, которая внушает отвращение и ужас от страдания, особенно неповинного, та же самая природа возвещает, что страдание, даже и неповинное, неизбежно. Пройдите по всем степеням видимых тварей, пройдите по всем областям природы: где нет страдания? Что не страдает? Агнец трепещет от волка, кроткая птица от хищной; все, что есть лучшего в растениях, терзается и разрушается животными, составляя их пищу. Всякое благо, всякая радость, всякое удовольствие в природе, более или менее дорого покупается страданиями. Зерно должно расторгнуться и совсем погибнуть, чтобы родилось растение и плод; приятность питания – соразмеряется голодом. Солнце согревает, но и палит зноем; холод укрепляет, но и убивает; вода орошает, но и потопляет; ветер освежает, но и наносит болезни; земля приносит человеку хлеб, но требует от него пота. С начала жизни человек страдает от недостатка сил, от несовершенного развития способностей, под конец жизни, от утраты сил и способностей. Человек никогда не находит своих желаний удовлетворенными и терпит множество разнообразных случайностей. Такова участь: страдать не хочется, но страдать надобно!»

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010