Прежде всего, заметим, что наши свободные мыслители, повторяющие это изречение, не догадываются, сколько в нем унизительного для них самих. Лучшая половина этого изречения принадлежишь не им, а древнему языческому философу Платону. Он сказал: „надобно делать добро для самого добра, а высочайшее добро заключается в Боге” . Это было великое слово в устах языческого мыслителя. Он почувствовал в душе своей достоинство и красоту добра, и вопреки господствующему вокруг него эгоизму и корыстолюбию язычников, указал, что добро само по себе есть благо, доставляющее творящему его внутреннее удовлетворение и утешение; а вместе с тем, сознавая немощь человека в творении чистого добра, пришел к убеждению, что только в Боге может быть его совершенное бытие и источник. Кому же принадлежит вторая половина этого изречения, унижающая христианство? – Философам христианским (Кант, Лессинг, Гегель, Фейербах). На Платоне в этом случае оправдалось слово Св. Апостола Павла, что Бог и язычникам не свидетельствованна Себе остави ( Деян. 14, 17 ) в творении и совести, по изъяснению св. Иоанна Златоуста 33 . Но новейшие философы христианские не сумели воспользоваться примером Апостола Павла который в Афинах, городе философов, нашедши среди языческих капищ храм, посвященный „неведомому Богу», восполнил темное представление язычников о Боге учением богооткровенным о живом Боге, Духе всесовершенном, Творце мира, Промыслителе и Спасителе человеков ( Деян. 17, 23 ). Вместо этого европейские философы, рожденные и воспитанные в христианстве, в своей гордости утратив чувство внутреннего общения с Богом, оскорбили Его Самого, как бы подкупающего человека к исполнению Его воли, и оклеветали дарованную Им человечеству истинную и святую религию. Вот какую клевету на христианство наши отечественные неразборчивые философы без сознания распространяют между неопытными людьми! Раскроем истину, чтобы они устыдились своего легкомыслия. Скажем о них словами Давида: „исполни лица их безчестия, чтобы они взыскали имя Твое, Боже» ( Пс. 82, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Преподобный Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления 250. 1) Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе – обновление жизни. – 2) Какое назначение трех сил душевных, и как извратило их падение. – 3) Приглашает право действовать всеми силами и хранить благородство, коим облагорожены мы в Господе. – 4) Заключая: так действовали отцы; так будем действовать и мы. 30] 1. Велико и неизреченно человеколюбие к нам Господа нашего Иисуса Христа, что Он не только «пришед благовести мир наш дальним и ближним», как написано ( Еф. 2, 17 ); но и возшед на небеса, оставил нам святых Апостолов тоже самое благовествовать, – как пишет блаженный Павел: «по Христе убо молим, яко Богу молящу нами, молим по Христе, примирится с Богом: не ведевшего бо греха по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем» ( 2Кор. 5, 20. 21 ). Какое безмерное о нас попечение! Какое неизреченное человеколюбие! «Не ведевшего греха по нас грех сотвори». Как и каким образом? – Не о грехе, как справедливо осуждаемом, беззаконном действии говорит Он. Да не будет! – Ибо «греха» Он «не сотвори, ми обретеся лесть во устех Его» ( 1Петр. 2, 22 ). Но о том, что Он облекся в наше, поврежденное грехом, естество, что «недуги наши прият и болезни понесе» ( Мф. 8, 17 ), что за нас распят был и бесчестнейшей подвергся смерти. Вот что значит: «по нас грех Его сотвори!» Для чего? «да мы будем правда Божия о Нем». Как? Избавившись от греха, осуждения достойного, и в Нем живя и движась. Почему и наводит, говоря: «споспешествующе же и молим, не вотще благодать Божию прияти вам» ( 2Кор. 6, 1 ). Видите, как уговаривает и убеждает? – Что значит: «не вотще благодать Божию прияти вам?» То, чтобы мы не возвращались вспять, чтоб не поддавались тем же страстям, от коих отказались и не были нарушителями обетов, какие дали пред лицом Бога и св. Ангелов. – Но что? но «да во обновлении жизни ходити начнем» ( Рим. 6, 4 ), – жизни чистой и непорочной, добродетельной небесной. 2. Дошедши до сего, хочу показать вам некую сокровеннейшую силу слова. Что же именно это такое? – Душа человеческая имеет три силы, – мыслительную, раздражительную и желательную. Дело мыслительной силы – веровать во Святую Троицу; дело раздражительной – гневаться на змия искусителя, отнюдь не подпуская его к себе; дело желательной – вожделевать и любить сотворившего нас Бога. Но дьявол, изменив и извратив сии душевные силы, начал устроять нам чрез них пагубу. Как? – Силу желательную в праотце нашем Адаме соблазнив ко вкушению запрещенного; силу раздражительную в Каине возбудив к убиению брата его Авеля; силою мыслительной уклонив человечество к идолопоклонству. Вот каков образ действования завистливого врага нашего!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Разделы портала «Азбука веры» ( 23  голоса:  4.3 из  5) Оглавление См. также: «Житие преподобномученицы великой княгини Елисаветы» в Православном календаре. Предисловие Жизнь великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, до последнего вздоха служившей Москве и России, оставила заметный след в истории нашей страны и в русской культуре. В России было немало верных сынов и дочерей, которые, защищая Москву, отдали жизнь за спасение столицы своего Отечества. Но мало таких, кто, не имея ни капли русской крови, полюбил Россию как свою вторую родину и предпочел смерть — спокойной жизни за рубежом, вдали от Москвы. Когда весной 1917 г. в революционную Москву прибыл шведский министр, чтобы передать великой княгине предложение германского кайзера покинуть Москву в преддверии страшных времен, Елизавета Федоровна выслушала его и сказала, что готова разделить судьбу своей второй родины и не оставит духовную семью — сестер московской Марфо-Мариинской обители милосердия. Может возникнуть вопрос: не странно ли, что великая княгиня была так предана Москве и России, являясь по происхождению английско-немецкой принцессой? Здесь нет ничего странного. Ведь нравственный гений выстраивает свою жизнь по высокому моральному счету и не ищет безопасной гавани в пору народных бедствий. Нерасторжимая личная связь с Москвой, понимание особой духовной роли России в судьбах человечества определили поведение великой княгини в то тревожное время. Если составить карту московских и подмосковных поездок и пеших путешествий великой княгини, всегда значимых и душеполезных, совершаемых во благо москвичей, то эта карта будет испещрена множеством линий и точек. В Москве ее вниманием и заботами отмечены: Марфо-Мариинская обитель труда и милосердия, Храм Христа Спасителя, Исторический музей, дворец в Нескучном саду, вся территории Московского Кремля (особенно кремлевские дворцы, Успенский собор и Чудов монастырь), особняк Дворянского собрания, Епархиальный дом, Строгановское училище, Шереметевский странноприимный дом, Шелапутинский педагогический институт, Иверская община сестер милосердия, Воспитательный дом, Хитров рынок, Синодальное училище, генерал-губернаторский дом на Тверской улице, ясли, приюты, школы Елизаветинского Благотворительного Общества, Покровский, Зачатьевский, Новоспасский, Никитский и многие другие монастыри Москвы, Сергиево-Елизаветинское трудовое убежище увечных воинов. Московская консерватории, Большой театр… Важное место в жизни Елизаветы Федоровны занимали подмосковные православные святыни: Троице-Сергиева лавра, Саввино-Сторожевский и Ново-Иерусалимский монастыри; а также имения в Ильинском, Дмитровском, Петровском, Кораллове, Ершове, Архангельском, Усове, Ромашкове…

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

Разделы портала «Азбука веры» Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). Дорогие братья и сестры! Все вы прекрасно знаете, как велики достижения современной науки и техники. Особенно заметны достижения научно-технического прогресса практически во всех областях науки за прошедший 20-ый век. К сожалению, не все эти поистине великие достижения использовались во благо людей. К тому же очень непросто при этом складывались отношения науки и религии на протяжении всей истории человечества. Правда, в последние годы заметно некоторое движение науки навстречу Церкви. Современная наука все ближе подходит к осознанию того, что конфликт между миром Божественным и вещественным миром, или, пользуясь философскими понятиями, материализмом и идеализмом, надуман; причем надуман в угоду каким-то политическим, социальным, экономическим соображениям. Если у каких-либо конфликтующих сторон иссякали аргументы в защиту своей правоты, они часто обращались за поддержкой к авторитету науки. И я бы не сказал, что наука всегда решительно отвергала их притязания. К сожалению, всегда находились ученые, готовые служить одной из конфликтующих сторон, а то и обоим, не думая о высшей цели своей деятельности, неразрывно связанной с высшей целью любого здравомыслящего человека – поискам истины, «Царства Божия и правды Его». Да и сами термины – материализм, идеализм – это продукт таких конфликтов. Постепенно приходит осознание того, что решение целого ряда задач, стоящих перед человеческим сообществом, возможно только на пути тесного сотрудничества науки и Церкви. Однако пути такого сотрудничества до сих пор не обрели свою окончательную форму, до сих пор существуют различные точки зрения на эту проблему, до сих пор они являются предметом дискуссий. История взаимоотношений науки и Церкви в их полноте лучше всего исследована для Западной Европы. Но для нас этот опыт, к сожалению, мало пригоден и имеет, как мы увидим, чисто исторический интерес. В настоящее время взаимоотношения науки и Западной Церкви очень похожи на взаимоотношения, сложившиеся между наукой и римско-католической Церковью еще в средние века: наука предлагает некие модели, некоторые исследования, а Церковь или принимает их, или отвергает руководствуясь тем, соответствуют они или не соответствуют некоторой догматической системе, выработанной Западной Церковью, а также их практической пригодностью для реализации своих целей.

http://azbyka.ru/nauka-i-religiya-vzglya...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Что такое терпение Как терпеть обиды, оскорбления, грубость, клевету. По советам отцов Церкви и великих старцев Терпение — это добродетель, во всяком страдании полагающаяся на волю Божию и святой Его Промысел. Святитель Тихон Задонский Терпение есть непрерывающееся благодушие. Преподобный Никон Оптинский Терпение в том состоит, чтобы во всех прискорбных и трудных обстоятельствах не унывать и не печалиться, как в телесных трудах, так и в душевных помыслах, но мужественно и благодушно претерпевать все злострадания даже до смерти, в надежде на милосердие Божие, по слову Господню: Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). И еще: претерпевый же до конца, той спасен будет ( Мф.10:22 ). Преподобный Феодор Санаксарский Область терпения широка и протягивается в долготу всей жизни человека, равно как объемлет собою и все судьбы человечества в мире сем. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения, он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, или дарования духовного, ни спасения. Ибо Царствие Божие нудится ( Мф.11:12 ). Преподобный старец Вонифатий Терпение есть та плодородная земля, на которой произрастает всякая добродетель. Вспомните евангельскую притчу о сеявшем семя на поле своем: «…иное упало при дороге… иное упало на камень… иное упало между тернием… а иное упало на добрую землю» ( Лк.8:5-8 ). Те семена, которые упали при пути, на камнях и в тернии, погибли, и только одно из них, упавшее на хорошую землю, принесло обильный плод. Что же это за добрая, хорошая земля? Послушаем, как объясняет это Христос: семя, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Лк.8:15 ). Послушаем эти слова: «приносят плод в терпении». Терпение есть та добрая земля, та плодовитая нива, на которой упавшее семя Божие прорастает и приносит обильный плод добрых дел.

http://azbyka.ru/kak-nauchitsya-terpet-n...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление А разве погибли все люди Ветхого Завета? Этот вопрос в самых разных формах выдвигают для того, чтобы отвергнуть единоспасительность дела Христова. Говорят, что раз в Ветхом Завете люди могли спастись без Христа и Его Крещения, то и сейчас для разных классов людей это возможно. В описании классов спасаемых мнения расходятся. Одни утверждают, что спасение доступно некрещеным младенцам, другие – порядочным людям, третьи – язычникам, живущим по законам их религии, четвертые – иудеям, выполнившим Закон Моисея. Но во всех случаях говорят, что утверждение «вне Церкви нет спасения» делает для наших современников спасение более труднодостижимым, чем это было в Ветхом Завете. Один современный богослов вообще разработал теорию, что все человечество, не знающее о Христе, находится в состоянии Ветхого Завета. Все умершие некрещеными сходят во ад, там их встречает Христос, проповедует им, и отправляет на небеса. При этом этот автор утверждает, что сошествие в преисподнюю вне времени и потому касается всех поколений людей. Тут необходимо сказать следующее. В Ветхом Завете из умерших никто вообще не мог рассчитывать на спасение. Как молился благочестивый царь Езекия: «Я сказал в себе: в преполовение дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире; жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину… Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь. Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой. Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою». ( Ис.38:10-14, 16-19 )

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Храм святителя Владимира, митрополита Киевского в городе Королеве Московской области Проповедь в день памяти прп. Марии Египетской 16 апреля 2000 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Когда Господь говорит: “Царство Мое не от мира сего” ( Ин.18:36 ), – понятно, что, прежде всего, Он предупреждает нас от безумной ошибки, в которую впали жители Иерусалима, встречавшие своего Царя, как человека, который пришёл решить их земные проблемы, как государственного мужа, который благоустроит их повседневную жизнь, как нового начальника, призванного заменить коррумпированные и разложившиеся прежние власти. Когда Господь говорит: “Царство Мое не от мира сего”, – Он предостерегает Своих учеников от, как потом оказалось, постоянных попыток использовать камни, предназначенные для строительства храма, в совсем других целях. Он предваряет Церковь от увлечения борьбой за земное в ущерб попечениям о Небе. Когда Господь говорит: “Царство Мое не от мира сего”, – Он, кроме того, указывает нам на то, что правда мира сего и правда Божия не только несовместимы, но слишком часто противостоят одна другой, и “оправдана премудрость чадами ее” ( Мф.11:19 ), то есть, лукавый и празднословный мир готов признать добром и благом не то, что воистину добро и благо, а то, что удобно и полезно здесь и сейчас. Это особенно отчётливо осознаётся сегодня, в пятое воскресенье Великого поста, когда Церковь Христова празднует память преподобной Марии Египетской. Мудрость человеческая, сформулированная в восточной пословице, предписывает каждому человеку для исполнения жизненного призвания совершить три важные вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Мудрость человеческая в форме афоризма указывает человеку на то, что жизнь его должна быть отдана другим людям, потому что и дерево, и дом, и, наконец, сын – это ведь только символы разных видов служения. Это, конечно, призыв к самопожертвованию, к отказу от эгоизма. Герои, которых мы чтим, великие люди, от полководцев и царей до звёзд эстрады, – всё это примеры самоотверженного служения человечеству. Служения настолько разного, что иногда очень трудно сопоставить, например, маршала Жукова и Аллу Пугачёву, а некоторым такое сопоставление покажется просто кощунственным.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Речь при наречении во епископа архимандрита Маркелла (Ветрова) сентября 2006 В этот знаменательный для меня день я со смирением и трепетом предстою пред Всемогущем Богом и Святой Церковью, приемля Его и Вашу святую волю, выбравшую меня во епископа достославного града Петергофа с послушанием митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри! В этот знаменательный для меня день я со смирением и трепетом предстою пред Всемогущем Богом и Святой Церковью, приемля Его и Вашу святую волю, выбравшую меня во епископа достославного града Петергофа с послушанием митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру . Всемерно сознавая, что всё ещё недостаточно потрудился над собой и мало послужил своей Матери Русской Православной Церкви, я, вспоминая слова крайнего пророка Ветхого Завета и друга Христова Иоанна Крестителя о том, что Господь силен восставить Себе служителей и из камней пустыни, с покорностью и надеждой на всемощную помощь благодати Божией, принимаю этот нелёгкий крест служения и прошу Ваших святых молитв. Всем беспокойным эпохам, в том числе и той, которую мы переживаем с середины прошлого века, свойственно сближать умы, содействовать диалогу между труждаюшимися и мыслителями всех направлений и привлекать внимание людей больше к тому, что их соединяет, чем к тому, что их разделяет. Эта встреча умов и сердец составляет огромное благо для человечества. Тем не менее, будет глубоко ошибочным, если христианин, проявляя готовность понимать других и ведя себя примирительно, забудет о своем собственном православном мировоззрении, его многообразии и национальном величии. Впадение в ложный " иренизм " - в примиренчество - было бы плохой услугой как делу Веры, так и делу гуманизма, поскольку нивелировка всегда означает обеднение. Ибо, лишь уповая на всеукрепляющую Благодать Святого Духа, на живое учение Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мы можем созидать всю полноту пастырского служения. Ваше Святейшество, уже на протяжении многих лет Вы являетесь примером такого служения, питаемого незыблемостью Слова Христова. В своем Первосвятительском служении Вы черпаете духовные силы в Источнике Жизни, питавшем апостолов, свидетелей Христовых.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

С.БАБУРИН: Основной смысл, прежде всего – преодолеть ту внутреннюю духовную культурную раздвоенность, которая, на наш взгляд, существует в российском обществе с 1918 г., когда Указом Совнаркома Юлианский календарь был отменен, и мы... безотносительно наших национальных традиций, культурных особенностей, вероисповедания. А религия в обществе играет, играла и будет играть очень важную роль – в любом обществе, не только в русском, не только в российском. Вот чтобы наконец у нас, как, допустим, у людей православных, Рождество Христово предшествовало бы Новому году, а не следовало за ним, мы предложили, чтобы с 1 января 2007 г. на территории РФ было введено летоисчисление по Юлианскому календарю. То есть, если напомнить радиослушателям, то есть, Новый год наступал бы по старому стилю, разница в 13 дней. Мы предлагаем ввести переходный период – после 31 декабря 2006 г. , благо закончится бюджетный год, в 13 дней, когда будет одновременно действовать и Юлианский и Григорианский календарь, а затем уже жить по нормальному, традиционному Юлианскому календарю. В этом отношении мы предполагаем, что указание календарной даты в документах о фактах, имеющих юридическое значение, возникающих в этот переходный период, с 31 декабря 2006 г. по М.ШЕВЧЕНКО скому календарю до 1 января 2007 г. по Юлианскому календарю, должно осуществляться одновременно по тому и другому календарю, как это имело место даже когда Петр Первый вводил Юлианский календарь в 1700 г., и как напоминают специалисты, сказал, что кто не согласен, может пользоваться обоими. И от исчисления Сотворения мира, и от Рождества Христова. Вот в этом отношении я хотел бы, чтобы мы, отвлекаясь от каких-то политических конъюнктур вспомнил, что такое календарь, насколько он условен, насколько по воле общества выбирать, откуда отсчитывать существование человечества, как год делить на дни, на месяцы – это и просто, и очевидно, и крайне сложно с учетом того. что я хочу напомнить, что, конечно, Тропический год, от которого отсчитывается по всем – и по Солнечному календарю, и по Лунному, и по многим другим , и в древности и сегодня, он составляет 356 дней, 5 часов 48 минут 46 секунд солнечного времени. И в этом отношении все календари неточны – какие больше, какие меньше.

http://religare.ru/2_24838.html

Скачать epub pdf Слово в день праздника Благовещения Благовещение – «разрешение мира от первыя клятвы» Святая Церковь за вечерним богослужением в честь праздника Благовещения в одной из стихир на литии обращает наше внимание на такие слова: «Се воззвание ныне явися нам: Бог человеком соединяется... Дева бо приемлет радость... Мир разрешися первыя клятвы». А в седальне за утренним благовещенским богослужением говорится: «Днесь вся тварь радуется, клятвы бо праотчи разрешается соуз». Наконец, в одной из стихир на том же утреннем богослужении мы находим такие слова: «Пресущественное Слово плотию вселися в Тя, Богородице Дево, назда род... падший от древния клятвы». Всеми этими словами своих благовещенских богослужений св. Церковь показывает нам, возлюбленные о Христе чада мои, какое величайшее благо даровано нам от Благовещения. Этим благом является избавление нас от проклятия, которое наложил Господь в раю за первородный грех наших прародителей, а через них и на все человечество. Страшным несчастьем было для нас это проклятие. В своей сущности оно было разъединением людей с Богом, или отлучением их от райского блаженства на земле, как и в будущей жизни, ибо двери рая были закрыты даже для ветхозаветных праведников. Впервые после падения Бог соединился с человеком при Благовещении, когда произошло в утробе Пречистой Девы Марии зачатие Бога Слова, произошло Его воплощение. Тогда настало для людей время возвращения им утраченного райского блаженства. Таким образом. Благовещение даровало нам избавление от проклятия, соединение нас с Богом и райское блаженство. В этом и заключается основное и спасительное для нас значение Благовещения. Недаром св. Церковью оно называется главизною, или началом нашего спасения. Разумеется, в самый момент Благовещения произошло только соединение Бога с человеком, а райское блаженство стало восприниматься нами, когда образовалась Церковь Христова на земле. Здесь мы получаем сие блаженство в благодатных многочисленных источниках: в молитвах и богослужениях Церкви, в особенности в ее таинствах, в словах Божественного Писания, в святоотеческом учении и в жизнеописании святых угодников Божиих. Святые люди представляют собой источники великого райского для нас утешения. Об этом свидетельствует стремление великого множества русских людей к святым людям. Почему это происходило? Потому что через них Господь являл дивные свидетельства своего всемогущества, милосердия и премудрости; потому что через святых Господь совершал Свои чудеса, столь желанные и отрадные для нашего сердца. Через них переливалась Божественная радость в сердца тех верующих, которые имели общение со святыми. Недаром митрополит Московский Филарет говорил: «Прикасаясь святых, мы прикасаемся Самого Христа, Который в них живет и царствует Своею благодатью».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010