Но он не останавливается на воспоминании страданий Христа с последующей молитвой о ниспослании и нам добродетели, к примеру, терпения, он рекомендует размышлять так, «чтобы ты могла почувствовать в себе таковые болезни и страдания» 65 . Прп. Никодим удаляет в своём тексте все рекомендации, которые советуют чувствовать в себе страдания Спасителя. При этом к размышлениям Скуполи он добавляет свои, иногда излишне увлекаясь натурализмом, так, в одном из примечаний к главе 47 «О молитве через размышление и созерцание» 66 прп. Никодим, ссылаясь на документальные свидетельства, описывает сам процесс бичевания Спасителя, он говорит о том, какие использовались для этого орудия (палки с привязанными к ним воловьими жилами и шестьюдесятью крюками), как при бичевании полностью сдиралась кожа, текли реки крови и оголялись кости так, что их можно было пересчитать. Прп. Никодим пишет, что при этом исполнились слова Псалтыри можно было пересчитать все кости мои ( Пс 21:18 ). Оставление прп. Никодимом в Ο Α ρατος Π λεµ ος глав о медитации, дало возможность митр. Каллисту (Уэру) в статье [Kallistos] сделать вывод, что тем самым прп. Никодим делает снисхождение к тем людям, для которых была трудна безобразная молитва евагриевской традиции 67 . При этом прп. Никодим ссылается на прп. Исаака Сирина 68 , писавшего о медитации (размышлении) как об одном из видов молитвы: «Надлежит же знать нам, возлюбленные, и то, что всякая беседа, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном установляется молитвою, и нарицается именем молитвы, и под сим именем сводится воедино, будешь ли разуметь различные чтения, или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопение в стихословии, или все прочее, из чего составляется весь чин подлинной молитвы, от которой рождается любовь Божия...» 69 . Любопытно, что медитацию как средство для приготовления к совершению литургии рекомендует и такой популярный в Русской Православной Церкви источник, как Известие учительное: 70 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«И превозмог крик их и первосвященников, – говорит евангелист, – и Пилат решил быть по прошению их» 454 . Торжественно, в виду всего народа, умыв руки, в доказательство своей невинности в совершаемом преступлении 455 , он решает участь Подсудимого. «Взял Иисуса и велел бить Его», – говорит другой евангелист 456 . Уже в законодательстве Моисея мы находим упоминание о телесном наказании, орудиями которого, вероятно, были палки или прутья 457 . Отличаясь гуманностью, закон предписывал при этом не давать более 40 ударов 458 . В позднейшее время, когда начал изменяться мягкий теократический дух правления, упоминаются «скорпионы» 459 – род бичей с острыми крючками на концах. Наказание, которому приказал подвергнуть Господа Иисуса Христа Пилат, было не иудейское, а римское. Это – очень часто практиковавшееся у римлян бичевание. К нему обращался римский судья, когда считал почему-нибудь необходимым подвергнуть подсудимого пытке, и в таком случае бичевание имело особое название – quaestio per tormenta 460 . Бичевание практиковалось как жестокая, страшная прелюдия к смертной казни, особенно в тех случаях, когда последняя совершалась чрез распятие 461 . Наконец, оно же было и особым видом наказания в собственном смысле 462 . Орудиями бичевания были иногда тонкие вязовые прутья, удары которых с сильным шумом со всех сторон сыпались на несчастного 463 , но чаще плети из ремней, к концам которых прикреплялись острые костяные иглы или куски свинца 464 . Пред бичеванием с осужденного снимали все одежды 465 и потом совершенно нагого привязывали к низкому столбу так, что тело его было в согнутом положении 466 . Очень часто подвергались ударам не спина только, а и грудь, лицо, даже глаза 467 . «Присутствовавшие» при таком процессе бичевания, – говорит Евсевий, – «приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых нервов, так что члены его лежали совершенно разбитые и даже видны были внутренности» 468 . Неудивительно, что результатом такой жестокости нередко бывала смерть 469 . Этот ужаснейший из видов телесных наказаний предназначался, собственно, для рабов. Римский гражданин, по законам Порция и Семпрония, освобождался от него и наказывался в таких случаях ударами палок 470 . Но что на самом деле, особенно в провинциях, бичеванию подвергались не одни рабы, за это достаточно говорят свидетельства Цицерона о Верресе и Иосифа о Флоре. По приказанию последнего, как мы знаем, многие из знатных иудеев, имевшие притом права римского гражданства, были подвергнуты бичеванию пред его судебным трибуналом и затем отправлены на распятие 471 . Нечего говорить о простом народе, который подвергался этому наказанию очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

«Когда уже все совершилось (говорит Златоуст) 616 ...Христос преклонил главу не тогда, когда уже испустил дух, но тогда испустил дух, когда преклонил главу. Всем этим Евангелист показал, что Он – Господь всего мира». Мысль св. Иоанна Златоуста и других учителей и святителей 617 основывается на словах самого Господа, глаголавшего о душе (жизни) своей: «Я сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Иоан. Х, 18 ). Посему смерть и не могла бы коснуться Господа, если бы Владыка мира волею Своею не подчинился силам природы и не повелел им действовать в естественном порядке, разрушая в должный момент храмину тела, в которую облекся Бог. Посему когда Господь склоняет главу и предает дух, то Он ведает, что время смерти по естественным законам плоти настало, и, склоняя главу, сим указует, что Он повелевает смерти совершить её дело. Мы потому считали необходимым остановиться на этом предмете, чтобы не допустить мысли, что Господь не исчерпал до дна чашу страданий человеческих. А эта мысль может вкрасться, если не обратить должного внимания например на слова знаменитого апологета 618 , который выразился об этом предмете (по нашему мнению не довольно осторожно), что Господь волею Своею воспринял смерть «prevento carnificis offisio», т. е. предупреждая (естественное) действие или естественные функции тела. Мысль Тертуллиана таким образом как бы подсказывает, что Господь, не допуская, чтобы плоть властвовала над Ним, предал Дух, не дожидаясь велений плоти, т. е. ранее естественного окончания жизни. Посему, в этом выражении Тертуллиана «prevento carnificis offisio», как всякий видит, кроется опасность, ибо мы прежде всего знаем и верим, что Господь до дна исчерпал всю чашу человеческих страданий. Телу повелевал Бог, как Владыка мира; в человеческой же природе Своей Господь попустил полное действие природных сил, со всем мучительным воздействием их на человеческое тело. На это необходимо обратить особое внимание, так как самая относительно скорая кончина Господа 619 , вполне объясняется вынесенною человеком Иисусом предварительно, страшнейшею нравственною и физическою пыткою. Два раза бичеванный кожаными ремнями, весь избитый и израненный ударами палки, которою вбивали в священную главу длинные иглы тернового венца, оскорбленный и поруганный и в синедрионе, и у Ирода и в претории Он выходил, человечески говоря, – уже полумертвый под тяжестью креста Своего, под которым по преданию 620 Он и падал два раза. Когда Он падал под крестом, то несомненно был побуждаем страшными ударами бича, провожавших Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Такова была разношерстная толпа, последовавшая за о.Илиодором. Единой системы питания на пароходе, по-видимому, не было. Паломники взяли с собой съестные припасы. Кроме того, имелся общий запас провизии. В Царицыне, например, о.Илиодору прислали для его паломников 4 куля воблы и бочонок селедки. Он сразу отметил, что «на этом далеко не уедешь. Этого для всех и на один день не хватит» . Однако воблу погрузили на пароход. Перед отправлением туда же подъехало из монастыря несколько подвод, нагруженных калачами и кренделями. Затем в Дубовке местный женский монастырь пожертвовал несколько корзин вишни, три корзины яиц, огурцы и калачи, а в Хвалынске преосв.Гермоген прислал на пароход запас чая, сахара и 40 пуд. калача. В попутных городах паломники покидали пароход и шли на трапезу в местный монастырь. Попутно пополняли свои запасы провизии. Например, самарский репортер видел паломницу, которая бежала на отправляющийся пароход, «набив карманы огурцами и вишней» . Неимущих, как уже говорилось, кормили за счет средств общей кассы. Всем паломникам было наказано взять с собой кружку, ложку и котомку. Что до паспорта, то о.Илиодор разрешил его не брать и обещал сам за всех ручаться. Взамен монастырь выдал всем паломникам удостоверения. Их дополняли партийные значки «Союза русского народа». Важнейшей частью снаряжения каждого паломника была палка. По-видимому, о.Илиодор ввел этот предмет в качестве дорожного посоха, памятуя о собственном опыте пешего паломничества из Дивеева в Саров, когда пришлось спешно доставать палку для облегчения ходьбы. Палки эти, в некоторых руках подозрительно напоминавшие дубины, зачастую использовались не по назначению. В торжественных случаях звучала команда о.Илиодора: «Палки вверх!». Толпа с 1700 дубинками, поднятыми над головой, производила устрашающее впечатление, чем ее предводитель, кажется, оставался доволен. В Саратове он даже шутя успокаивал зрителей: «Что, испугались? Ну, не бойтесь. Мы вас бить не будем. Нам палки нужны, чтобы на них опираться» .

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Но велика зависть врага рода человеческого! Соблазнитель прародителей наших, он не оставил своею лестию и этих подвижников. Еще в XVI столетии на трудном пути этого рода подвижничества много являлось путников, но являлись и неосторожные ко вреду себе и посрамлению этого святого пути 1 . А в следующем за тем XVII столетии неосторожность в этом отношении развилась настолько, что был почти забыт и истинный смысл веригоношения и его высокие задачи. Появились лица, которые, преследуя свои низменные и часто корыстные цели, возлагали вериги на себя даже поверх носильного платья во очию всех, как бы похваляясь их тяжестью, для убеждения в своей – скажем мы: мнимой – святости. Поэтому нисколько не удивительно, если Патриарху Иоасафу пришлось писать в своем указе 1636 года следующее: „инии ходят в образе пустынническом и во одеждах черных и в веригах, растрепав власы... во время святого пения в церквах ползают, писк творяще... и велик соблазн полагают в простых человецех“ 2 . Злоупотребления в этом отношении достигли очевидно в то время крайних пределов, если патриарх вынужден был даже запретить пускать в храмы этих мнимых веригоносцев, „понеже от их крику и писку православным христианам божественных пений не слыхать да теи в церкви Божии приходят аки разбойники с палки, а под теми палки у них копейца железные и бывают у них меж себя брани до крови и лая смрадная“ 3 . Собор же 1666–1667 г.г. прямо повелел: „этих людей, иже мнятся благоговейни быти, имати и приводити на патриарший двор, а в прочих епархиях по градом на митрополии и архиепископские и епископские дворы“ 4 . После Петра I и до позднейшего времени правительство и духовные власти должны были бороться суровыми мерами с этими „посланниками бесов“, – как величает их один из современников, автор книги „Вразумление Заблудших“ 5 . – Это так называемые, говорит он, юродивые и странники, босоногие, носящие вериги, тяжелые шапки, железные палки, обвешивающие себя разными крестами и образами“ 6 . Рассматривая вериги как предмет изучения, эти „цепи или согнутые полосы, – как определяет их Общий Академический Словарь 1834 года, – каковые произвольно, но тайно некоторые подвижники и постники для усмирения плоти на голое тело накладывают, никогда не снимая или весьма редко“ 7 , разумеется трудно сказать, какие вериги принадлежат истинным подвижникам благочестия, какие лживым. Во всяком же случае вериги сами по себе и помимо их религиозно-бытового значения представляют несомненный глубокий исторический интерес при изучении их.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

— Марш в церковь! А полицию попросил пускать только тех, у кого есть палки, то есть только паломников . Однако любопытные тоже попытались пробиться в собор. «Произошла страшная давка, раздались крики, ругань» . — Ты чего толкаешься, ты его сотни раз видел, а я впервой! — Это Илиодор? Тот, что в белом? Чего это он руками-то машет? Стоя в соборе и с негодованием наблюдая за давкой, о.Илиодор кричал нечестивой публике: — Так так-то вы встречаете дорогих гостей-богомольцев?! Богохульники вы этакие! Вы нас давите, тесните. Для вас, как видно, это зрелище. Мы едем молиться, а вы смеетесь над нами, стыдно, стыдно! . После молебна о.Илиодор произнес речь, обращенную к викарному епископу Досифею, изложив цели своего паломничества. Теперь предстояло развести множество царицынских паломников по местам трапезы. Поднявшись на амвон, о.Илиодор начал так: — Есть хотите? Настроив этим вопросом мысли паствы на насущные темы, он стал перечислять номера дружин и соответствующие адреса столовых. — Тише! Слушайте, что я буду говорить. Дружины номера первый, второй, третий, четвертый, десятый... в такое-то место на трапезу! Слышали? Проголодавшиеся дружины поднимали над головой палки в знак понимания . Таким образом три группы были отправлены по трем столовым «Братства Святого Креста» — на Верхнем базаре, на Митрофаньевской площади и на Московской улице. При выходе из собора, по словам одного репортера, случилась давка . На площади паломники были задержаны о.Илиодором возле недавно открытого памятника Императору Александра II. Пропели гимн. Затем с криками «ура» и песнями разошлись в три стороны по столовым. Как и прежде, шествие паломников вызывало огромный интерес у саратовцев. Из толпы любопытных то и дело доносились остроты и смех: — Старушки Божии, где вы артикулам научились?! — Молодцом, старые, здорово! — Раз-два! Раз-два! Левой! Левой! А когда паломники в очередной раз подняли свои палки, кто-то крикнул: — На кра-ул! Архиерейские покои, где о.Илиодор всегда останавливался в Саратове, находились в двух шагах от памятника. Однако иеромонах прежде всего позаботился о своей пастве, пешком проводив одну из групп до Верхнего базара, а затем на извозчике вернулся к архиерейской резиденции, чтобы пообедать. Следом бежала толпа с криками «Браво, Илиодор! Ура!» .

http://ruskline.ru/analitika/2020/08/03/...

Оплакивая горькими слезами утрату «кроткого пастыря», с благоговением поклонились братия честным останкам преподобного Димитрия. Затем, по совершении погребальных молитвословий, они предали земле трудолюбное тело игумена в созданной им церкви, позади правого клироса. Преподобный Димитрий преставился во дни великого князя Василия Димитриевича, при Московском митрополите Киприане, за семь с половиною месяцев до кончины своего духовного друга — преподобного Сергия Радонежского. Смерть не положила предела милосердной деятельности преподобного Димитрия: Господь прославил Своего угодника, и для, всех с верою призывающих его имя, гроб его по милости Божией явился источником многих благодатных чудес и исцелений. В 1409 году в Вологодских пределах появилась повальная болезнь «корчета», очевидно, так названная потому, что она сопровождалась сильными корчами: в руки больных, чтобы они не поранили ладони ногтями, принуждены были даже вкладывать палки. Многих, страдавших этим мучительным и ужасным недугом, приводили ко гробу преподобного Димитрия. Здесь они, валяясь в муках корчей и каясь во грехах, просили угодника Божия об исцелении, и по молитвам преподобного болезнь оставляла тех из них, которые с сильной верой и крепкой надеждой прикасались к его гробу. Такие исцеленные, с радостью повергши палки у гроба чудотворца, возвращались домой, славя Бога и преподобного Димитрия. Когда по прекращении болезни братия вынесли из храма оставленные в нем больными палки, то последних оказалось более воза. В 1417 году «отделившиеся от Московский державы» вятчане напали на Вологду, тогда еще не защищенную стенами, и овладели ею; разрушая и грабя окрестные селения, они пришли в Спасо-Прилуцкий монастырь и стали его грабить. Более наглые не постыдились войти даже в самый храм, и один из них, сдирая ризы и пелены со святых икон, коснулся даже гроба преподобного, желая снять покров. Но тотчас же невидимой силой Божией святотатец был отброшен на церковный помост. Оцепеневший и безгласный, лежал он среди своих товарищей, пораженных его неожиданной и грозной смертью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Катерина 17 марта 2018, 00:29 священник Алексий Новиков16 марта 2018, 17:24 - про палки художественно, улыбнуло) возвращаясь к потребностям именно храм - в нашем приходе кто-то видимо жертвует на храм медом. Видимо, десятина. Мед освящается и продается. Не дешев. Но его покупают. Ведь это на храм. Это благое дело. Может, попробовать предложить мед там, где его охотно купят? Испечь по благословению хлеб? Пироги? Люди покупают это килограммами в церковных лавках. Это невероятно вкусно и популярно. Лавка того же Сретенского монастыря. В январе зашла туда с деньгами. Вышла уже обремененная продуктами и с пустым кошельком. Особенно хорошо выпечка уходит. У вас там очень-очень мало ресурсов, это понятно. Но тот же мед...? Дмитрий 17 марта 2018, 00:04 Порадовался рассудительности Татианы и практичности в хорошем смысле этого слова, то есть соединенной с верой. Хороший " тыл " для семьи. А мы , бывает, сравниваем, какие должны быть деревенские, какие городские, во сколько часов надо вставать кому и т.д.,завидуем и за этим не замечаем Божией помощи для каждого из нас... Читательница 16 марта 2018, 23:23 И что пристали к людям, как им нравится, так и спят. Цените искренность! Сколько москвичей и жителей других крупных городов имеют возможность жить в деревне припеваючи, ну по крайней мере не бедно, так ведь не едут они в наши ненаглядные русские просторы. Едут единицы, так хоть их поддержите, хотя бы добрым словом!) Чтобы определить длительность сна надо знать время засыпания и пробуждения. Может человек ложится поздно, не думали?... Ну бывают совы, жаворонки... священник Алексий Новиков 16 марта 2018, 17:24 Катерине:в райцентре в спорттоварах висит объявление:продаются палки для скандинавской ходьбы. В нашем Озерце,кстати,многие возрастные жители ей занялись,но палки используют не покупные,а сами делают-ольховые или березовые!Еду в храм-навстречу идут,с палками!Хорошо, когда хоть кто-то знает, как нам жить по-христиански)))Деревенский пастырь живет исключительно милостыней.У меня нет ни зарплаты,ни пенсии(мне58лет)...Попросить Пашу узнать про старенький компьютер, кому-то не нужный в передовой Москве-почему бы и нет?

http://pravoslavie.ru/111291.html

Я удалился в алтарь и к увеличению моего негодования и моей тревоги, увидел, что там, в присутствии митрополита, два послушника торопливо забирают из шкафа палки и дубинки для раздачи их народу. Мне стало страшно; глаза мои закрылись, и я приник челом к святому престолу. В эти минуты митрополит вышел из алтаря и понуждал народ к побоищу. Самосохранение заставило меня посмотреть чрез царские двери, что и что происходит в соборе, дабы в случае опасности укрыться от побоища, и я увидел, что одни поклонники держат в руках своих одного францискана на высоком помосте, а другие со всей мочи бьют его, чем попало. Едва ли он будет жив. Мой Иван, издали зевавший на это побоище, говорил мне, что когда франки разметали свои камни, тогда поклонники схватили их и начали бить. Подле меня в алтаре очутились мои спутники. Лица их были бледны. Мы решились уйти из вертепа убийц через алтарный придел Св. Георгия, но как только вошли туда, к ногам моим упала родная сестра митрополита и умоляла меня увести брата её с побоища. Решась спасти жизнь преосвященного, я воротился, нашел его подле иконостаса, схватил за руку и увел с окровавленного помоста через алтарь и Георгиевский придел в его кельи. Посему неизвестно было мне, как и чем кончилось побоище. Мой Иван и другие очевидцы, непринимавшие участия в нем, говорили, что из латинского монастыря, пристроенного к Вифлеемскому собору, сделана была вылазка для выручения францисканского монаха, которого, как я видел, ужасно избили поклонники. Опять посыпались палки и камни со стороны латин, с которыми было немало и вифлеемских арабов их веры; поклонники рассыпались. Францискан был выручен. Но в дверях монастыря, которых латины не успели затворить, снова произошла свалка с обеих сторон, перебрасывались палками и камнями. Между тем из греческого монастыря нахлынуло множество православных вифлеемитов, все вооруженные, кто ятаганом, кто дубинкой, кто палкой с железным острием на конце; даже дети обоего пола имели палки в руках своих, но эта толпа застала уже конец побоища; латины успели захлопнуть свою дверь, поклонники пытались сорвать ее с петель, но не могли и разошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Что будешь делать? Бабочка молодая. 19-й год, но хлопотливая, работящая и послушная, да Бог наказал нас видно за грехи наши! Чего, чего, я не делал с нею? Ездил и к ворожеям, по совету людей, пытался, и отчитывать, да ничего не помогает. Вот барыня наша, г. Храповицкая, дай Бог ей здоровья, пошли ей милость свою! позвала меня да велела ехать сюда в обитель, – говоря, что Преподобный Тихон, угодник Божий, много исцеляет больных. По ее совету вот мы и приехали; кабы-то Господь помог, угодник Христов помиловал бы нас! И Господь утешил заботливого и доброго крестьянина. Несчастная доселе Марья, после нескольких раз поклонения Преподобному при раке мощей его, принимая всегда но ложечке масла из лампады и, наконец, искупавшись при колодце, почувствовала себя здоровою и 22 числа того же месяца, приобщившись св. Таин Христовых в полном самосознании, отправилась со своим отечески-заботливым свекром домой, благодаря Бога и Его великого угодника, Преподобного Тихона. 49 1869 года, апреля 23-го дня, на Святой неделе, прибыла в обитель из Томской губернии, города Бийска. Смоленской волости, крестьянка Аксинья, урожденка Курской губернии. Эта крестьянка, по ее рассказу и как покажет следующее описание, страдала беснованием. В продолжение двух лет она очень часто подвергалась мучительству злого духа; будучи средних лет и довольно свежего и чистого лица – она, во время мучительных припадков, делалась старообразною, лицо покрывалось большими морщинами и становилось продолговатым, нос также делался длинным и остроконечным, и она кричала разные несвязные слова; при таком бедствовании она страдала еще мучительною болью в ступнях ног, так, что едва двигалась с помощью палки на пальцах. Нужно вообразить, каково было ей странствование на расстоянии трех тысяч и 700 верст. Такая страдалица не могла не обратить на себя особого внимания. В субботу, 26 числа, отвели ее на колодезь Преподобного, где отслужен был, по желанию ее, молебен, во время коего во всей силе обнаружился припадок ее беснования; однако же, при всем ее упорстве, погружена была в купальне. В тот же день, после вечерни, ее повели к раке мощей: первые дни она сама ходила к раке с обычною медленностью, при помощи палки, но теперь – ступала твердо и громко кричала на ведущих: «не пойду! – не пойду! Куда вы меня ведете? Зачем? Ой, беда! Не пойду»! Рвалась назад. Громко стучала ногою и озирала провожавших; однако же подвели и наклонили на раку, стараясь приложить к изображению, но она застонала и опустилась на пол: потом опять закричала: «ой, беда! ой, тошно мне! Погубили меня! Куда мне деваться? Зачем, меня сюда привели? Пустите! – Съем! Съем! Съем»!

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010