Заметим две странности этого рассуждения. 1) Библия используется как авторитетный источник. Всё дальнейшее рассуждение строится на цитате из Библии – и всё оно служит тому, чтобы оспорить один из важнейших именно библейских призывов: призыв к молитве. Кроме того, в итоге выясняется, что тот Бог, откровением Которого и является Библия, и встреча с Которым только и придает ей ценность, на самом деле не заслуживает даже того, чтобы молиться Ему. Так – один из миллионов богов («в одной только Индии 300 миллионов богов и богинь» 592 ). 2) Упомянутый Блаватской библейский текст совсем не ставит Бога Библии в один ряд с теми, к кому адресованы языческие культы. «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор. 8:4–6 ). Если бы эта фраза звучали как «знаем, что есть много богов и господ много; но у нас один Бог Отец» – это было бы манифестом обычного генотеизма («родового Бога»). Но немедленно добавляемая богословско-метафизическая нагрузка резко меняет ситуацию: «у нас один Бог Отец, из Которого все». Не просто – «у нас есть Бог, из которого происходим мы, наше племя, наша вера», но – «из Которого все» (то есть – из этого источника все получило свое бытие), а также «Которым все» (то есть и поныне все, что есть, существует по причастности к этому Истинному Бытию). Христианство признает определенную реальность языческой религиозной практики, но в языческих мистериях оно видит игры падших ангелов. Языческие боги реальны для людей, но по сути своей в сравнении с Богом Израиля «все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил» ( 1Пар. 16:26 ); «все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ( Пс. 95,5 ; славянский перевод «вси бози язык бесове» в соответствии с греческим текстом Септуагинты – daimonia). Однако, некорректность аргументации менее важна, чем тот вывод, ради подпорки которому Блаватская изготовляет кривые палки своих доводов. Итог размышлений Блаватской в том, что Высшему Божеству и молиться бесполезно (оно не слышит наших молитв). Да и вообще Его скорее нет, нежели Оно есть: ведь теософы, с одной стороны, называют Его Непознаваемым и Непроявляющим Себя в действиях, а с другой говорят, что «мы отказываемся принять существо или бытие, о котором ничего на знаем» 593 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Говорится ли в Писании, что Господь, именно крестом посрамил диавола? Апостол Павел пишет христианам из евреев, что Господь положил «смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр 2:14, 15 ). В другом послании Апостол пишет, что Бог «истребил учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» ( Кол 2:14, 15 ). Поэтому-то и проповедь христианства была проповедью о Распятом и о Кресте Христовом. «Я рассудил, – пишет Апостол Павел, – быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор. 2:2 ). Как относились к этой апостольской проповеди неверующие люди из Иудеев и язычников? " Мы, – говорит Апостол, – проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). Как же христиане должны относиться к проповеди, кажущейся неверам такой странной? У христиан проповедь о Распятом и о кресте Христовом должна вызывать радость: «слово о кресте, – говорит Апостол, – для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых – сила Божия» ( 1Кор. 1:18 ). В другом месте Апостол Павел пишет: «я не желаю хвалиться , разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ). Хвалятся ли сектанты крестом Христовым? Сектанты ненавидят крест Христов и называют его плахой и виселицей. Хорошо ли поступают сектанты, если они так относятся ко кресту Христову? Нет, не хорошо, потому что этим самым они уподобляются диаволу, который после того, как посрамлен был крестом ( Кол. 2:14, 15 ), возненавидел крест Христов, Как собака боится и бежит от палки, которою ее наказывали, так точно и диавол ненавидит, боится и бежит от креста Христова, которым Господь посрамил его. И сектанты, как обольщенные Диаволом, как приспешники сатанинские, боятся св. креста Христова, вместе с бесами. Что говорят в свое оправдание сектанты, если указать им на их диавольскую ненависть ко кресту Спасителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Творить милостыню нужно в Боге, ради Бога и с помощью Бога Но и этого еще недостаточно. Важным условием благотворения является «расположение сердца» (2 Кор. 9: 7) человеческого. Ради чего творит человек милостыню? Святитель Филарет (Дроздов) дает следующий ответ: «кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему», тот не потеряет своей награды. Поэтому важным условием милостыни является любовь к Богу и ближнему. Не корыстные цели и интересы, заключающиеся в поиске похвалы и слов благодарности, а реальное стремление от всего сердца помочь ближнему. И такого человека, по мысли апостола, Бог силен обогатить всякою благодатью, чтобы, всегда и во всем имея всякое довольство, такой человек был богат на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (ср.: 2 Кор. 9: 8–9). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что, подавая милостыню, нужно взирать не только на принимающего, «но помышлять и о Боге, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние». Таким образом, можно из слов святителя заключить, что творить милостыню нужно в Боге, ради Бога и с помощью Бога. Итак, дорогие братия и сестры, пусть наша любовь к Богу и ближнему будет проявлять себя через милостыню, помощь нуждающимся и благотворение. Такая милостыня нам принесет пользу, обогатит и в других людях вызывает «благодарение Богу» (2 Кор. 9: 11). Аминь! скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Клавдия 9 октября 2017, 13:54 Божией Помощи , о. Кириллу ! Все четко, понятно, научиться только бы это выполнять , тщеславие " палки вставляет в колеса " . Духовного возрастания ! Виталий Андреевич 9 октября 2017, 06:59 Краткая проповедь,но от сердца к сердцу. Михайло 9 октября 2017, 06:58 Дорогая Ирина, так в проповеди и сказано, что милостыня не ради корыстных целей или похвалы, а исключительно ради Бога! раба Божия Ирина 8 октября 2017, 21:53 Не всегда так. Не всегда. Порой бывает и так,что человек даёт милостыню,чтобы потом всему миру об этом рассказать. Врят ли такой человек,по словам Святого Писания опять же,врят ли он заслужит Царствие Небесное. Он уже получил на земле похвалы от людей. Хотел бы от Бога получить,врят ли бы рассказывал о своих благодеяния.

http://pravoslavie.ru/106969.html

Свобода драгоценна не менее жизни, поэтому лишение ее – покража и продажа евреем своего соотечественника ( Втор. 24:7 ) приравнивается к убийству. Исх.21:17 .  Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Исх.21:18 .  Когда ссорятся [двое], и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, Исх.21:19 .  то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший [его] не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его. В стихах 18–33 рассматриваются различные случаи увечья. Назначаемые за них наказания соответствуют степени преступления. Избивший ближнего в драке должен вознаградить его тем, чего он лишил его: уплатить ему ту сумму денег, которую пострадавший мог бы заработать, если бы был здоров, и на свои средства вылечить его. Исх.21:20 .  А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан; Исх.21:21 .  но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро. За убийство раба и рабыни, умерших во время наказания, хозяин не подвергается смерти, а лишь назначаемому судом наказанию, или потому, что раб не приравнивается к свободному ( Исх.21:19, 23, 26, 29, 32 ), или потому, что хозяин только наказывал неразумного раба ( Притч. 10:13 ), не имея в виду убить его. Господин даже и совсем освобождается от наказания, когда смерть раба не является непосредственным следствием побоев: умрет день или два спустя после побоев. Для хозяина в этом случае достаточно и того наказания, что, теряя раба, он теряет заплаченные за него деньги, наносит себе ущерб: «это его серебро». Исх.21:22 .  Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; Пеня назначается за преждевременно выкинутое дитя. Посредники требуются для предотвращения со стороны мужа неумеренности в требованиях. Греческий перевод вносит такое различение в степени развития выкидыша, для которого нет основания в еврейском тексте. Выкидыш «неизображенный» – ребенок не сформировавшийся, он не приравнивается к полному человеку – и потому за смерть его назначается лишь пеня. Выкидыш, «изображенный» – внешне сформировавшийся ребенок, и за его смерть, как и за смерть взрослого человека, виновный подвергается смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христос и грешница Вся нижняя часть громадного полотна зримо разделена на две половины: добра и зла, покоя и хаоса, мудрости и страстей. В левой части – Христос. Он сидит в окружении Своих учеников и тех последователей, которые шли за Ним из Галилеи в Иерусалим, слушали его проповеди, притчи и слова о Царствии Божием. В это мирное спокойствие подобно бушующей волне, обрушивающейся на спокойный берег, вторгается неистовая толпа. Люди с искаженными от гнева и злобы лицами, сжимающие в руках камни и палки. Они только что схватили на месте преступления женщину, совершившую грех прелюбодеяния, и теперь тащат ее за городскую стену, чтобы там забить камнями. Эти люди объединены праведным гневов, общим желанием совершить узаконенное убийство. Действительно, по закону пророка Моисея женщину, уличенную в прелюбодеянии, можно и должно забить камнями. Впереди два представителя тогдашней иудейской знати, двух религиозных воззрений – саддукей и фарисей. Они возглавляют и направляют эту толпу и одним своим видом как бы дают разрешение на убийство. И эта жаждущая крови толпа встречает Христа с Его учениками. «Ага, – думают саддукей и фарисей, – вот тот Пророк, который будоражит народ Своими проповедями, словами о любви и доброте, Кто совершает чудеса, исцеляет больных и прокаженных, Тот, Кто общается с простым народом, не чурается грешников, блудниц и мытарей. Вот Тот, Кто является угрозой всего нашего бытия. Посмотрим-ка, что он теперь скажет? Пойдет ли против закона, который дал нам пророк Моисей? Тогда мы сможем обвинить Его в нарушении древних установлений». «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (Ин. 8, 3–6), – пишет евангелист Иоанн. Вероятно, в это волнующее мгновение за Христом с обеих сторон следят сотни глаз. Толпа, которая вела эту женщину на смерть, беснуется, она жаждет поскорее начать убийство. Беспокоятся ученики Спасителя: «Что ответит Равви (Учитель)? Как Он Себя поведет?» Для Его учеников, для всех тех, кто шел за Ним из Галилеи в Иерусалим и слушал Его проповеди, это важная проверка Его слов о любви и доброте. И эта проверка имеет не меньшее значение, чем совершенные Им чудеса и мудрые слова из Нагорной проповеди.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/18/hristo...

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, — а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанны Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3). В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. «О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете «осанна», а через несколько дней вы будете кричать: «Распни, распни!» Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня».

http://pravmir.ru/vetvi-verby-eto-znak-p...

Здесь же мы видим указание на то, что социум состоит из одних и тех же феноменов, являет себя одними и теми же ликами — любовью и ненавистью, смирением и спесью и т. д. Это константы, присутствующие в мире людей, несмотря на изменения внешних условий жизни. Факт течения истории Библия не просто не отрицает, а утверждает, одна только Книга Бытия говорит: вот первые одежды, которых не было доселе, вот первый пастух, первый земледелец, первые жертвоприношения, кузнец, музыкант, город, множественные языки народов… Мысль Екклесиаста скорее созвучна словам Христа: … как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого… (Мф 24:37–38) — то есть жизнь наполнена тем же, чем и все дни человечества, и нет принципиальной разницы, вскипает ли зависть к обладателю палки-копалки или тринадцатого айфона, рождается ли новая жизнь в темной пещере или в светлом родильном зале — это лишь смена декораций, много привносящая, но не влияющая на роли и их исполнителей. Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме… Еккл 1:12 Это первый стих основной части текста. Важно отметить, что упоминание авторского «я» достаточно структурировано в рамках книги. В ее начале авторскому эгоцентризму уделено немало места — «я» встречается более чем регулярно. Всего в 12 главах — 29 раз, не считая глаголов в первом лице, требующих при переводе на русский дополнительного использования «я». В первых главах нигилист Соломон без ложной скромности перечисляет все свои эксперименты и опыты над реальностью: я видел все, я устроил, я насадил, я завел себе, я решил испытать… К середине повествования эго начинает уходить на второй план, появляются обращения ко второму лицу: «не торопись устами», «не говори», а в конце авторской части книги — и третье лицо: Суета сует, сказал Екклесиаст, всё — суета! (Еккл 12:8). С уменьшением эго-выражений все чаще мы видим стихи, упоминающие Творца, практически отсутствующие в первой части и регулярно звучащие в последних главах.

http://blog.predanie.ru/article/ekklesia...

Да и у нас в крупных городах повсеместные камеры слежения привели к снижению преступности – как-то боязно вырвать у старушки сумочку, зная, что видеозапись этого происшествия тут же будет на всех мониторах полиции. Но Бог хочет сделать нас людьми, которые поступают правильно, проявляют любовь к Нему и к ближним не из-под палки и не из-под следящей камеры. Повсеместный надзор формирует в лучшем случае внешнюю добропорядочность. Святость растет только в условиях свободы. Когда вы не покупаете себе социальный рейтинг – а просто творите добрые дела. Когда вы удаляетесь от беззакония не потому, что боитесь полиции – а потому что искренне любите людей и не желаете творить им зла. Цель христианской жизни – преображенное сердце, а не просто исправленное поведение. Чтобы дать нам вырасти в святых – а именно это есть цель нашей жизни – Бог как бы отходит в сторону, предоставляя нам самим делать выбор в нашей жизни. Он не покидает нас, но Его присутствие не является принудительным. Мы сами решаем, как мы будем поступать по отношению к Нему. Притчи об отошедшем Хозяине Многие евангельские притчи – это притчи о хозяине, который делегировал своим слугам власть, оставил им ресурсы и дал поручение, а потом удалился на какое-то время, дав им возможность проявить себя. Некоторые проявляют себя хорошо, хранят верность Ему, мудро используют возможности, которые Он дал, – а некоторые совсем наоборот, саботируют порученную им работу, используют свое положение во зло или даже пытаются узурпировать место хозяина. Рассмотрим, например, притчу о благоразумном рабе. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, – то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» ( Мф.24:44–51 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Библеистика , Герменевтика библейская ) считали, что Пятикнижие возникло в результате постепенного соединения различных источников, каждый из которых имел свою историю, и датировали эти источники временем от X до VI-V (а иногда и II) вв. до Р. Х. В 1-й четв. XX в. были предложены неск. гипотез, объяснявших происхождение З. М. и учитывавших результаты анализа жанровых форм библейских текстов (Formkritik) и исследования лит. форм текста З. М. (Д. В. Йепсен, З. Мовинкель и др.), однако доминирующей стала гипотеза А. Альта ( Alt A. Die Ursprünge des israelitischen Rechts. Lpz., 1934). Он проанализировал лит. формы правовых предписаний «Книги завета» (Исх 20. 22-23. 33) и предложил различать в Пятикнижии 2 основных типа законов: казуистические (от лат. casus - судебный прецедент), или ситуационные, и аподиктические (от ποδεικτικς,- демонстративный, убедительный). Лит. формой казуистических законов является сложное предложение, 1-ю часть к-рого составляет формулировка условия (protasis), часто начинающаяся с союза «если...», предписываемое действие при наступлении условия описывается во 2-й части (apodosis). В первоначальной форме во всех частях казуистических формулировок действие выражено глаголом в 3-м лице. Напр., Исх 21. 18-19: «Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его». Для законов аподиктического типа характерны ритмичность и лаконичность, их форма метрична, по характеру они фундаментальны и безусловны (напр. Десять заповедей). Альт усмотрел аналогию между казуистическими законами и древними небиблейскими законодательными документами и предположил внешнюю зависимость казуистических законов Моисея от хананейских и как следствие относительно позднее происхождение Моисеевых законов этого типа (после завоевания Палестины евреями). В аподиктических законах Альт видел подлинные израильские постановления допалестинского периода, сохранившиеся в богослужении, в частности в церемонии «обновления завета».

http://pravenc.ru/text/182513.html

Господь никого не заставляет, это противно Божию замыслу, потому что насильно заставить человека любить нельзя, а Богу нужна только любовь. Ну вот можно всех заставить в церковь прийти. Что тут сложного? Ничего сложного нет. Будет сейчас война, голод, начнут люди умирать от эпидемий – ну и что? битком все набьется, все храмы наполнятся людьми. Но это же все равно из-под палки. Как часто бывает: умер кто-то в семье, и родственники приехали со всех концов страны, кто из Сибири, кто из Средней Азии; все собрались поминать, плакать: да на кого ты меня оставил? То есть горе случилось, оно в церковь и привело. Что они, к Богу, что ли, пришли? Да нет, им покойник нужен, собрались из-за покойника и опять разъехались. Значит, может человек в церковь прийти хоть раз в году, на похороны или на свадьбу, даже если живет в таком месте, где церкви нет. Вот и получается: покойник или свадьба дороже, а Сам Бог не нужен, настоящего желания нету. Дальше апостол пишет: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». То есть если ты, живя на земле, Царствие Божие не увидел, то ты его не увидишь никогда, потому что «Царствие Божие внутрь вас есть», – сказал Господь. Поэтому, живя на земле, мы себе обитель приуготовляем там, в жизни будущего века. Собственно, все от нас зависит, поэтому нам надо всех сопротивников, все, что мешает видеть Пресвятую Троицу, возненавидеть, как врага. А если в нас этого нет, нет этой веры, нету этого желания, то мы останемся ни с чем: зря в церковь ходим, зря молимся, зря причащаемся, зря Евангелие читаем, зря икон в доме понавесили – ничего нам это не даст, ничегошеньки, до тех пор пока мы не будем употреблять усилия, чтобы внити в Царствие Божие, пока у нас не будет истинной веры. Венчание в Крестовоздвиженском храме

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010