Итак, Писание, когда говорит нам о первоначальной Церкви, говорит так: «иди и смотри» . Иди и виждь. Христианская религия предлагает каждому человеку опытно убедиться в истинности святого Евангелия. Помните, как один из апостолов, это был Нафанаил, сказал: – Что хорошего может быть из Назарета? Когда ему сказали: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» ( Ин.1:45 ). Он сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ) Назарет – это был очень маленький городок, половина населения язычники. И Нафанаилу было сказано: «Пойди и посмотри» (Иди и виждь) ( Ин.1:46 ). Отец Павел Флоренский в свой книге «Столп и утверждение истины», предлагает такое интересное рассуждение, он говорит: я слышал, что на Западе людей учат плавать на тренажерах. Ложится человек посреди комнаты, к ногам и к рукам присоединяют какие-то палки, и вот с помощью инструкторов, на некоем тренажере он учится плавать на полу комнаты. Апостол Павел, апостол Христов, учит нас, что мы всё должны познавать опытно. Он говорил, апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Так вот, отец Павел Флоренский , рассказав о том, что на Западе учат плавать на тренажерах, сказал: а не лучше ли войти в саму воду? И поплыть? И он добавил: православным нельзя стать по книгам, сидя в кабинете, православие – это жизнь. Апостол Павел однажды воскликнул: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Только тогда для человека будет смерть приобретением, когда жизнь для него будет заключена в постижении личности Сына Божия Иисуса Христа. Итак, снимается вторая печать, и нам предлагается идти и смотреть на Церковь мучеников. Как страдали христианские мученики. Повторюсь, что от них никогда не требовали прямого отречения от Иисуса Христа. Никогда не требовали. Прежде всего, потому, что язычники верили во всех богов вместе взятых. Язычники вообще считали, что чем больше богов почитать, тем лучше. В самый разгар гонений против христиан в римском сенате стояла золотая статуя Иисуса Христа. В самый разгар гонений. Римляне говорили христианам:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Однажды, когда на иудеев напали враги, и Ионафан (он был сыном Саула) одних перебил, а других обратил в бегство, его отец Саул, желая как можно больше возбудить войска против оставшихся и заставить их до тех пор не прекращать преследования, пока не одолеют всех, сделал обратное тому, чего желал, поклявшись, что никто не будет есть хлеба до отмщения врагам его ( 1Цар.14:24 ). Могло ли быть что-либо безрассуднее этого? Вместо того, чтобы дать отдохнуть утрудившимся и утомившимся воинам и направить на врага более свежие силы, он обошелся с ними хуже самих врагов, обрекши их насильственной клятвой на жестокий голод. Опасно даже и относительно себя самого клясться, потому что часто мы встречаем препятствия во внешних обстоятельствах: тем более опасно связывать узами своих клятв свободу других, как это сделал тогда неосмотрительно Саул. Войско проходило через лес, в котором был пчельник, и мед был перед глазами людей; и вошел народ в пчельник, и проходил через него, говоря о меде. Видишь, какая пропасть: трапеза неожиданная; и легкость достать ее, и приятность пищи, и надежда остаться незамеченными влекла их к нарушению клятвы. И «Ионафан..., не слышавший, когда отец его заклинал народ, и, протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его» ( 1Цар.14:27 ). Смотри, кого лукавый толкнул на клятвопреступление? Не кого-либо из простых воинов, но самого сына поклявшегося царя. Он хотел не только совершить клятвопреступление, но подготовлял и сыноубийство, и старался вооружить против себя саму природу; и что он некогда сделал с Иеффаем, то же самое надеялся сделать и теперь. И тот, ведь, обещавшись принести Богу в жертву первого, кто встретится ему после победы над врагом, впал в детоубийство, потому что принес в жертву дочь свою, которая первой вышла ему навстречу ( Суд.11 ). Да что я говорю: детоубийство? Этот лукавый ухитрился найти убийство даже и того еще преступнее. В самом деле, если бы он сознательно согрешил и был убит, то совершилось бы только детоубийство; теперь же, когда он согрешил по неведению (так как он не слышал клятвы) и был бы убит, он причинил бы отцу вдвойне скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Апостолов Он нашел спящими. Разбудил их и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот предается Сын Человеческий в руки грешников; встаньте, пойдем: вот приблизился предающий Меня». ( Мк. 14:41–42 ). И апостолы пробудились. Один за другим они поднимались с земли и с тревогой вслушивались в какие-то новые звуки. А в саду в это время замерцали огни и слышался топот приближающейся толпы; затем появились вооруженные люди. Одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья, среди толпы было несколько воинов из стражи храма. Впереди всех шел Иуда. Это он привел отряд («спиру») для взятия Иисуса Христа. Ученики растерялись. Но Иисус пошел навстречу толпе. Тогда Иуда, делая вид, что возвращается из города, исполнив данные ему в конце Тайной Вечери поручения Христа, и ничего не имеет общего с пришедшими, быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним. Но Господь кротко спросил его: «Друг Мой, зачем ты здесь?» – «Равви, – отвечал Иуда и слово замерло на устах его. – Равви, – повторил он с принуждением, – здравствуй!». И, наклонившись к Господу, поцеловал Его... Христос знал предательскую цену этого поцелуя и с негодованием спросил изменника: «Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого?». Предатель содрогнулся. Он понял, что Христос насквозь видит его мрачную душу и знает его уговор с начальниками отряда: «Кого я поцелую, Тот и есть; возьмите Его и ведите осторожно». Тем временем, стража стала приступать ко Христу и к группе апостолов, но неверные тени от факелов мешали ей разобраться в лицах. Нужно было точно увериться, кто именно Христос или взять всех. Тогда Спаситель, сам приблизившись к толпе, спросил: «Кого ищете?» Из толпы ответили: «Иисуса Назорея». – «Это Я» – ответил Господь. И когда Он сказал им: «Это Я», они отступили назад и пали на землю. Христос опять спросил их: «Кого ищите?» Они сказали: «Иисуса Назорея». Иисус отвечал им: «Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, – указал Он на апостолов, – пусть идут».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Они сказали царю, когда тот с Даниилом пришёл в храм Вила: «вот мы выйдем вон, а ты, царь, поставь пишу, и, налив вина, запри двери и запечатай перстнем твоим. И если завтра ты придёшь, и не найдёшь, что всё съедено Вилом, мы умрём, или Даниил, который солгал на нас». Предложение было принято; по выхода жрецов из храма, царь поставил пищу и питье, а Даниил между тем приказал посыпать весь пол храма пеплом, после чего двери были заперты и запечатаны. Ночью жрецы со своими жёнами и детьми, по обычаю своему, вошли потаённым входом в храм и всё поставленное пред Вилом съели и выпили. Наутро царь с Даниилом пришли к храму; печати найдены были целыми, а пища и питье, по отверстии дверей храма, потреблёнными, Видя это, царь в порыве благочестивого восторга воскликнул: «велик ты Вил и нет никакого обмана в тебе»! Но восклицание было преждевременно; Даниил, удержав царя, чтобы он не входил вовнутрь храма, указал ему на ясно отпечатлевшиеся на полу следы мужчин, женщин и детей. Тогда разгневанный царь заставил жрецов показать потаённые двери, которыми они входили для потребления пищи и питья, приносимых в жертву Вилу, и затем повелел их казнить, а медного Вила и храм его отдал Даниилу на разрушение. б) Рассказ о драконе ( Дан.14:23–27 ). На том месте, где стоял храм Вила, был дракон или змей, также чтимый вавилонянами за бога. Поклоняясь и ему, царь однажды заметил Даниилу, что про этого бога нельзя уже сказать, чтобы это была бездушная медь; так как он был живой, и потому царь предлагал покланяться этому Богу. Но Даниил, указав, что он кланяется Господу Богу своему, как поистине Богу живому, в то же время заявил царю, что он этого бога их – дракона умертвит без всякого оружия: без меча и даже палки. Царь дозволил привести в исполнение данное заявление. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил всё это вместе и сделал ком, бросил его в пасть дракону, когда тот поднялся, вероятно, против него и дракон расселся. в) Рассказ о ввержении Даниила в ров львиный и шестидневном его там пребывании ( Дан.14:28–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Ответ на возражение 2. Эту заповедь должно понимать как сделанную относительно того раба, которого господин хочет убить или склонить к какому-либо греху. Ответ на возражение 3. Что касается жестокого обращения со слугами, то Закон, похоже, принимал во внимание, насколько очевидными являются свидетельства. Так, если они были очевидны, то Закон установил штрафовать за увечье (штрафом была конфискация раба, которого надлежало отпустить на свободу), а за убийство, когда раб умирал под рукою своего господина, наказывать последнего как убийцу. Но если свидетельство было не очевидным, а только лишь вероятным, то в том случае, когда речь шла о рабе, Закон не налагал никакого наказания, например, если раб умирал не сразу же после побитья, а по прошествии нескольких дней, поскольку не было уверенности в том, что он умер именно от полученных побоев. Более того, если человек ударил свободного, но так, что тот умер не сразу, но, прежде чем умер, «выходил из дома с помощью палки» ( Исх. 21, 19 ), то ударивший его не обвинялся в убийстве, хотя и был обязан оплатить его лечение. С убийством [не умершего сразу] раба дело обстояло иначе, поскольку все, чем обладал раб, даже самая его жизнь, принадлежало его господину Поэтому на последнего не налагался даже денежный штраф, а именно постольку, поскольку «это – его серебро». Ответ на возражение 4. Как уже было сказано, еврей не имел права владеть другим евреем как в полном смысле слова рабом, но – только как рабом в ограниченном смысле, а именно как наемником и только в течение установленного времени. И с такой оговоркой Закон дозволял человеку по бедности продавать своего сына или дочь. Это очевидно из следующих слов Закона: «Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы» ( Исх. 21,7 ). Кроме того, в указанном смысле человек мог продать не только сына, но и себя самого, обладая при этом правами скорее наемника, чем раба, согласно сказанному [в Писании]: «Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской – он должен быть у тебя как наемник, как поселенец» ( Лев. 25, 39, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Если христианство говорит так много о падшем человеке, то потому, что знает и помнит высоту, откуда он ниспал, знает и помнит о божественной его природе, об «образе неизреченной славы в нем». И как далеко все это от плоского и самодовольного оптимизма материалистической идеологии, в которой нет даже места падению, ибо не может падать и изменять своей природе тот, в ком она целиком определена законами экономики и «способом производства». Мы слышим иногда громкие слова о гуманизме. Но гуманизм начинается с особого определения или, вернее, с особой интуиции, с особого восприятия человека. И в конечном итоге возможны только две его интуиции – религиозная и материалистическая. Первая выводит человека сверху, вторая – снизу; первая подлинную природу человека видит в глубоком вздохе его о потерянном рае – вздохе, которым наполнена всякая подлинная религия, всякое подлинное искусство, где всё и всегда в конечном итоге мольба: «И возжеленное отечество подаждь ми» 13 ; другая же все это отрицает. И вот в эти подготовительные к посту недели мы снова оказываемся перед выбором, от которого зависит все. Мы будем судимы любовью За две недели до Великого поста читается в Церкви евангельская притча о Страшном суде. Враги религии часто ссылаются на нее, да и на само выражение «Страшный суд», как на доказательство того, что религия вообще и христианство в частности держится только страхом, только боязнью загробного воздаяния, что христианин живет «из-под палки». Совсем недавно один молодой и, главное, необычайно идеалистически настроенный человек, готовый всю жизнь свою отдать человечеству, сказал мне: «Для чего мне религия? Религия – это костыли, а я могу и должен ходить сам, без костылей». Он, этот молодой человек, под костылями разумел, конечно, саму идею посмертного воздаяния в примитивно-антирелигиозном восприятии. Но так ли это? Прежде всего выслушаем саму эту притчу, как излагается она в 25-й главе Евангелия от Матфея: Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Если вы, «таким образом, будете поступать, – прибавляет далее апостол, – то вы исполните закон Христов». Напротив, содержанием другого места: «каждый понесет свое бремя», – служит совсем другая истина – это именно собственная, личная ответственность каждого из нас в своих поступках перед Судом Бога. Такой смысл данных слов явствует из предыдущего 4-го стиха, где говорится: «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом». По этому стиху мы должны, первее всего, испытывать самих себя, на себя обращать внимание и себя самих предохранять от грехов; мы должны надлежащим образом вести себя, не обращая внимания на то, как ведут себя другие или что они могут сказать о нас, потому что «каждый понесет свое бремя»; то есть, каждый должен будет некогда дать отчет в своих действиях, и никто не может ни извинять себя недостатками других, ни отвечать за других. Таким образом, истинный смысл каждого из двух рассматриваемых нами мест, становится понятным не через объяснение одного другим, но из предшествующих каждому из них слов. Одно место совершенно независимо от другого, каждое имеет свое собственное значение, каждое содержит и выражает совершенно особую истину. Во втором стихе говорится, что каждый из христиан должен снисходительно переносить недостатки других, а в пятом речь идет о той ответственности, которой подлежит каждый за свои собственные недостатки и пороки. Но в то же время – и здесь-то познается гармония в слове Божием – между обоими выражениями есть и связь, которая показывает, как одно истекает из другого; ибо если мы сознаем свои собственные грехи и тяжкую ответственность за них, то тем скорее мы можем переносить и слабости других. У сочленов Галатийской Церкви было много разного рода нужд, бедствий и нестроений, которые они переносили общими силами, помогая и поддерживая один другого. Но некоторые из них, уступая силе искушений, впадали «в некия прегрешения». Апостол не ломает палки о таковых падших, не рекомендует каких-либо строгих мер к исправлению, но советует всем другим поддерживать и, в духе кротости, исправлять их; и, предложив этот совет, он заканчивает его прекрасными словами: «носите бремена друг друга».

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Надежда 12 февраля 2019, 16:58 Батюшка Владимир доходчиво и грамотно доносит до людей суть православного учения, его проповеди реально помогают!!! Не в каждой церкви встретишь таких батюшек! Мне вообще в местном храме Батюшка сказал как я могла такая старая в 33 забеременеть! И оскорбил и расстроил на исповеди прям. Хотя я замужем и живу в венчанном браке! Почему вот всегда перепадает людям, которые так добросовестно помогают другим! Это несправедливо. Никто никого не заставляет и не принуждает к соборной молитве. Люди сами на это решаются. Вместе легче молиться. Елена 11 февраля 2019, 13:05 Вообще молиться нельзя никого заставлять, всё от желания самого человека. Разве можно молиться " из под палки " . У человека видимо тяжелая депрессия после смерти близкого человека, что неудивительно. Обыкновенно, в таких ситуациях, говорят, что надо бы в церкви или лучше в монастыре помолиться, поисповедоваться, причаститься. Мы же не можем Бога заставить Его помочь нам, остается только надеяться и стремиться жить в мире и любви с ближними и с самим собой, потому что " Бог есть Любовь " (1Ин.4;8). " Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме " (1Ин.2;9). " На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим " (Ис.66;2). Елена 11 февраля 2019, 11:54 Игорь, о каком новом учении Вы говорите. Какое новое учение, несогласное с постановлениями Вселенских Соборов??? Вы вообще отдаете отчет своим словам? Игорь 10 февраля 2019, 18:17 Здравствуйте! Хорошая статья и коментарии. К сожалению не все понимают чем отличается православие от других христианских церквей и сект. Я не говорю о внешней обрядовой стороне но о едином духе православия, о предании нашей церкви, о догматах постановленых на вселенских соборах. Так вот одна из целей православия это хранение всего этого от ересей новых учений, чтоб сохранить дух который был передан Господом нашим Иисусом Христом апостолам, а через них в последствии и всей церкви. А о том что вы говорите молитвы, проповеди, реальная помощь в проблемах и так далее все это есть и в новых христианских сектак. Знаю об этом не по наслышке, но сам пришел к Богу через секту в которой пребывал год.

http://pravoslavie.ru/110552.html

К болотным травам, упоминаемым в Библии , относятся тростник, ситник, папир, лучица. 1) В Палестине тростник рос при реках и озерах ( 3Цар.14:15 ; Ис.35;7 ). Речка Кана, составлявшая северо-западную границу колена Ефремова, получила свое название именно от того, что по берегам ее росло много тростника. Берега свящ. реки Иордана, как во времена Саввы Освященного, так и ныне покрыты тростником разного рода. Путешественник Сольси 46 неподалеку от Мертвого моря изумлен был видом настоящего тростникового леса, вышиной почти в три сажени. Тростник издревле почитался за символ Египта, точно также, как и пальма признавалась символом Иудеи. О нынешнем обилии тростника в Египте свидетельствуют все путешественники. А. С. Норов 47 писал: «Берега знаменитого канала Иосифова в Египте осенены густыми тростниками; тростник растет в окрестностях Дамьеты и Розетты, также и близ некоторых озер пустыни Ливийской; ниже Дамьеты он прекращается». Виды тростника известны следующие: Речной и озерный камыш, (arundo fluviatilis) рос по берегу реки Нила и водопроводов египетских в таком обилии, что в нем свободно могли обитать крокодилы ( Пс.67:31 ). Длинный, тонкий стебель камыша легко колебался от всякого ветра ( 3Цар.14:15 ): символ души, влающейся всяким ветром учения. Собственно камыш (arundo donax L.) бывает вышиной более сажени при соразмерной толщине. Из него делали линейные меры, его употребляли вместо посоха ( Ис.42:3 ; Мф.27:29,30 ). Впрочем, тростниковые палки не отличались особенной прочностью. Рапсак, военачальник царя ассирийского, говорил посланникам царя Езекии: «скажите Езекии, так говорит великий царь, царь ассирийский: какая это опора, на которую ты надеешься? Ты верно надеешься на Египет, на эту палку камышовую, разбитую, которая, кто на нее опирается, тому войдет в руку и проколет ее? Таков Фараон, царь египетский для всех, надеющихся на него» ( Ис.36;6 ). Пророк Иезекииль, возвещая гнев Божий на Фараона и на весь Египет, изъясняет, что этот гнев постигнет всех населяющих Египет за то, что «они дому Израилеву были посохом из тростника. Когда они ухватились за тебя рукою, ты расщепился, и все плечо исколол им; и когда они оперлись о тебя, ты сломился, и все чресла изранил им» ( Иез.29:6,7 ). Ныне, по словам Норова, «во всех деревнях нижнего Египта ткут тростниковые циновки для устилки полов: эти циновки находятся в общем употреблении в Египте и турецких владениях».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

При наказании ударами бича или палки, в соответствии с Второзаконием, полагалось наносить не больше сорока ударов, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими (25:3). В случае причинения тяжких телесных повреждений наказание налагалось в буквальном смысле по принципу: глаз за глаз, зуб за зуб ( Исх. 21:24 ). Тюремное заключение не предусматривалось в законе Моисеевом, хотя и применялось фактически по свидетельству ряда мест Ветхого Завета. Так, царь иудейский Аса подверг прозорливца Ананию заключению в темницу (см.: 2Пар. 16:10 ). Заключенных сковывали цепями ( 2Цар. 3:34 ), забивали в колодки ( Иер. 20:2 ). В некоторых случаях наказанием служил штраф. Например, оклеветавший новобрачную жену свою в добрачном нецеломудрии, помимо того, что до конца жизни ее утрачивал право на развод с ней, должен был еще заплатить 100 сиклей серебра ее отцу за то, что он пустил худую молву о девице Израильской ( Втор. 22:19 ). Если кто в драке ударит беременную женщину, и она выкинет, то виновный должен при посредниках заплатить мужу пострадавшей жены, сколько тот потребует (см.: Исх. 21:22 ). Воровство каралось обыкновенно многократным возмещением украденного: Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу (22:1). Если же вор окажется не в состоянии заплатить штраф, то он сам подлежит продаже в рабство в возмещение причиненного им убытка (см.: 22:2). Ветхозаветное право включает в себя и ряд процессуальных норм, касающихся судопроизводства по уголовным делам. Расследование дел полагалось производить публично, у городских ворот, поскольку это было самым людным местом (см.: Втор. 21:19 ). Суд мог вынести обвинительный приговор только в том случае, когда обвинение подтверждалось не менее чем двумя свидетелями, показания которых ни в чем не противоречили друг другу (см.: Чис. 35:30 ; Втор. 17:6 ). Лжесвидетель подвергался наказанию, положенному за преступление, в котором он клеветнически обвинял невиновного (см.: Втор. 19:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010