Священное же писание переведено было в Молдавии с греческого языка на румынский Николаем Спафарием, который впоследствии за донос о союзе молдавского господаря с польским королем против султана изгнан был из отечества и бежал в Россию. Это было при царе Алексие Михаиловиче 528 . По словам Палаузова богослужение на славянском языке продолжалось в Валахии до 1634 г., а в Молдавии до 1636 года. С этого же времени оно стало совершаться на румынском языке 529 , который есть смесь латинского с славянским наречием 530 . – Богослужение, совершаемое в Румынии по чину православной церкви, имеет и некоторые особенности. Наприм. там перекрещивают как раскольников, так и всех, получивших крещение чрез обливание, при переходе их в православие. К богослужению ударяют сперва в доску, потом в колокол. Вынос умершего из дома совершается с крестным ходом, с пением и колокольным звоном. В Молдавии откапывают умершего спустя 7 лет после его смерти, осматривают кости, и, отслужив панихиды, снова зарывают и пр. 531 . Церквей в Румынии довольно; но некоторые из них очень бедны 532 . Монашество В XV и XVI в. в Молдавии считалось до 200, а в Валахии только 12 монастырей 533 . Вот названия некоторых из них: Бозия, построенный (1383 г.) еще Мирчею I. Бистрицы и Малдавицы, построенные Александром Добрым в начале XV века. Побрать, построенный Петром Рарешем в половине XVI в. Формоза, существующий и доселе в Яссах, основанный сыном Богдана Хмельницкого, Тимофеем, после женитьбы (1652 г.) его на дочери Лупула. Вакареинпский, основанный Николаем Маврокордатом, который здесь и погребен. Далее Сокол, Спиридоновскиии, Йямвц, Барати,к, Агапиев, Сет/л, Антониев на Водицах, Тисмснский, Воденицкий, Страгулъский, Снеговский, Кинрианский (в Бессарабии), Гергицкин, Хомовский, Драгомирна, Златари, Сегарца, ГрадишскийгНикольский, Ханку-Ильинский и пр. 534 . Некоторые имели достаточные недвижимые имущества, и все платили подать. Но Константин Маврокордато освободил монастыри от налогов и учредил совет из 10 духовных лиц, которым настоятели монастырей должны были отдавать подробный отчет в доходах и расходах своих обителей, и часть монастырских доходов отделил на содержание народных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В рус. иконах XV-XVI вв. изображение В. получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы; справа под киворием - царь и царица; на 1-м плане - певцы. Самое раннее изображение такого извода сохранилось на таблетке из новгородского собора Св. Софии (кон. XV в., НГОМЗ), а также повторяется на следующих иконах: трехрядница «Воздвижение. Чудо Георгия о змие. Избранные святые» из собрания И. С. Остроухова (нач. XVI в., ГТГ); «Воздвижение» 2-й пол. XVI в. (ГТГ); трехрядница «Воздвижение. Покров. Избранные святые» (1565, ГТГ); двусторонняя «Богоматерь Воплощение. Воздвижение Креста» (XVI в., ГИМ). Др. вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 г. из мон-ря Бистрица в Румынии, где царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот исторический вариант иконографии развился под влиянием парных изображений св. равноапостольных Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X в. (росписи церквей в Каппадокии, X в., в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в., и др.) и получивших широкое распространение в росписях XII-XIV вв., а также встречающегося обычно на ставротеках изображения св. равноапостольных Константина и Елены, предстоящих в молении Кресту. В XVII в. такая иконография, дополненная изображением царя Алексея Михайловича, царицы Евдокии и Патриарха Никона, становится популярна в рус. искусстве. О связи иконографии св. равноапостольных Константина и Елены с праздником В. может свидетельствовать их изображение в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде (XI в.), освящение к-рого состоялось 13 сент. (в день праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, когда по рус. месяцесловам положено поклонение Кресту и в предпразднство В.). На иконе двухряднице (ГРМ, XVI в.) представлены оба иконографических варианта. Лит.: Антонова, Мнева. Каталог. 399, 625; LCI. Bd. 7. Sp. 478; Смирнова Э. С. , Лаурина В. К. , Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. С. 302-303, 315.

http://pravenc.ru/text/155081.html

Монастырь Дубоки Поток является местом народных собраний на Рождество, Богоявление, Благовещение, Пасху, Троицу и особенно на Рождество Пресвятой Богородицы и Введение во храм. Древний обычай изнесения креста совершается на Троицу. В монастыре Дубоки Поток хранится ценная коллекция старых сербских рукописей и печатных книг. Главной святыней монастыря являются мощи святого великомученика Никиты (рука). Адрес: itluk, Dobroševina bb Zubin Potok Электронная почта: potokduboki@gmail.com Телефон: +028 460 928 , +064 800 31 05 (контакты игумена монастыря о. Ромило) Подробнее... Мужской монастырь Зочиште [ править править код ] Монастырь святых мчч. Космы и Дамиана «Зочиште» находится на юге Метохии, в пяти километрах восточнее Ораховца. Точная дата его основания неизвестна. Предание лишь донесло, что Зочиште является ровесником Сербского государства. Название монастыря произошло из нескольких слов «за-очи-ште», что примерно можно перевести как «лечебница для глаз» — ведь именно здесь находился чудотворный источник с целебной водой, который прославился многочисленными исцелениями. Монастырь Зочиште был построен во время правления династии Неманичей на останках ранневизантийской святыни. Обитель, вероятно, была задужбиной средневекового властелина, но кто именно был его основателем — неизвестно. Было в Зочиште и бесценное духовное «сокровище» — мощи святых целителей Косьмы и Дамиана, по молитвам которых происходили многие чудеса и исцеления. Не оскудевал поток страждущих, притекающих в обитель. Все они принимались монахами без различия вероисповедания и национальной принадлежности. В сентябре 1999 года весь монастырский комплекс был полностью уничтожен албанскими экстремистами. Летом 2006 года взорванный храм был полностью восстановлен. Адрес: 38430, Ораховац, село Зочиште, Косово. Страница монастыря в Фейсбук Подробнее... Мужской монастырь Святых Архангелов (Призрен) [ править править код ] Мужской монастырь Святых Архангелов В трех километрах от Призрена, в живописном месте, со всех сторон окруженном горами, находится монастырь Святых Архангелов. Эта задужбина короля Стефана Уроша IV Душана Неманича (известного под именем Душан Сильный) была построена в период с 1343-1352 гг. в долине реки Бистрицы на месте древней базилики. Монастырский комплекс включал в себя два храма (Святых Архангелов и святого Николая), многоэтажные братские корпуса, библиотеку, больницу и просторную трапезную. Братство насчитывало более сотни монахов (сейчас в обители 8 насельников). В 1455 году, после нашествия турок, начинается разорение и упадок монастыря, возродившегося только в 1995 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Косово_(монаст...

Есть и поражающие особенности в церковной архитектуре. Многие стены храмов, особенно в монастырях Буковины, снаружи нарядно расписаны фресками, изображающими святых и праздники церковного года. Для защиты росписей крыши церквей имеют причудливые, изогнутые концы, напоминая этим чем-то восточные пагоды. Необходимо отметить румынский Афон, высокую гору, по склонам которой вырублены монашеские пещеры, поднимающиеся кругами до самой вершины, венчаемой монастырем Арнотой. Там упокоен великий исторический деятель и ктитор многих церквей Валахии и Афона Матей Басараб. У подножия святой горы расположен монастырь Бистрица, в котором пребывают мощи святителя Григория Двоеслова . В знаменитом Нямецком монастыре, который располагался тогда на обширных землях Молдавии, подвизался в XVIII в. преподобный Паисий (Величковский) . Его жизнь и духовное наследие поистине уникально. Старец пребывал в разное время в России, Молдавии и на Афоне, прекрасно владел языками этих стран, он является подвижником трех данных поместных церквей. Преподобный стремился восстановить утерянные монашеские традиции древней церкви и осуществил многочисленные переводы святых отцов. Обители всегда являлись центрами просветительства в истории всех православных стран. И такую роль всегда играл Нямецкий монастырь, а в 1807 г. здесь была учреждена типография, где печаталась церковная литература. Интересен монастырь Воронец, с уникальными фресками XVI в. Основанный в XV в., он располагается на окраине г. Гура-Хуморулуй в жудеце Сучава. Братия в нем была отмечена подвигами исихастов во времена святого Даниила Отшельника, чья гробница находится здесь же. Одним из древнейших в Валахии является монастырь Тисмана, основанный в XIV в., где хранится и частица мощей святого Никодима Тисманского. Необходимо отметить и монастырь Трех Святителей в Яссах, на протяжении двух с половиной веков хранящего мощи святой Параскевы Новой. А одним из самых больших и известных женских монастырей является Агапия, где подвизается 850 монахинь и послушниц.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

В летописи XVIII в. дьяка Аксинте Урикарьюла сохранился комментарий к документу от 2 июля 1398 г., известному по неполному позднему переводу и по частичному цитированию в акте митр. Молдавского свт. Досифея (Барилэ) о том, что господарь Штефан I наделил Побратский монастырь 2 селами и это было подтверждено всеми братьями господаря и «владыкой Иосифом» (DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. Р. 8-9). Грамотой от 7 янв. 1403 г. господарь Александру I Добрый в память о своих предках пожаловал М. м. 2 села близ Сучавы (Ibid. Р. 17-18), ставшей местом постоянного пребывания митрополита после 1388 г., когда столица Молдавского княжества была перенесена из Сирета в Сучаву. Господарь Петру I рядом с господарской резиденцией построил митрополичью ц. во имя вмч. Георгия, известную под названием Мирэуци. В грамоте от 7 янв. 1407 г. митр. Иосиф перевел в ведение свящ. Доментиана Нямецкий и Бистрицкий мон-ри вместе со всем их имуществом и владениями (Ibid. Р. 29-30). В немецком переводе позднего документа (26 марта 1624) говорится о подтверждении пожалования господарем Александру I Добрым Сучавской митрополии земель под Яссами, названных «Поляна Владыки», которое было сделано в память о встрече на этом месте мощей св. Иоанна Нового (Ibid. Р. 22). В акте от 16 сент. 1408 г. Александру I Добрый также жаловал села ц. вмц. Параскевы в г. Романе, где была похоронена его мать Анастасия, в память о своих предках и во здравие супруги Анны (Ibid. Р. 33); также упоминается, что грамота была составлена при митр. Иосифе. То, что это упоминание не встречается в др. подобных документах, связанных с актами церковных дарений господаря, возможно, имело нек-рые основания. Оно было увязано с особым положением митрополита по отношению к усопшей Анастасии, согласно гипотезе о том, что родство митр. Иосифа с правящей династией, указанное в патриарших актах 1401 г., возможно, было не прямым, а опосредованным, через Анастасию ( Pilat. 2008. P. 274), которую, опираясь на довольно весомые основания, идентифицировали как дочь Кориата, кн. Новогрудского и Волковысского из династии Гедиминовичей ( Gorovei. Întemeirea Moldovei. 2014. P. 143-144). Ее брак с Романом I, отцом Александру I Доброго, дал возможность расширить Молдавское княжество в юго-вост. направлении и включить в его состав Аспрокастрон, где Иосиф был хиротонисан митрополитом Галицким.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

после никоновских реформ, а также в результате включения Киевской митрополии в состав Московской Патриархии и получившей в связи с этим известность католич. риторикой, был привлечен и свт. Досифей. По просьбе Киевского митр. Варлаама (Ясинского) и патриарха Московского Иоакима свт. Досифей перевел с греческого на церковнослав. язык ряд догматико-полемических сочинений отцов Церкви, особенно тех, к-рые касаются вопросов об эпиклезе и о преложении Св. Даров: свт. Игнатия Богоносца, свт. Германа I, патриарха К-польского, свт. Симеона, архиеп. Солунского, а также Апостольские правила . Один экземпляр с просьбой издать труд свт. Досифей отправил в Киев, другой - в Москву (не изд.). В 1693 г. свт. Досифей закончил перевод сборника гомилий св. отцов «Маргарит» (по греч. тексту, изданному в Венеции в 1675 и 1683). Он посвятил свой труд рус. царям Петру I и Иоанну V Алексеевичам. В то же время митрополит составил сборник святоотеческих и литургических текстов «О преложении Святых Даров» с маргинальными комментариями. 13 дек. 1693 г. свт. Досифей скончался и был похоронен у Рождественской ц. в Жолкиеве (причислен к лику святых РумПЦ в 2005 г., день памяти - 13 дек. н. с.). В 1711 г. состоялся Прутский поход Петра I против Османской Порты, митр. Гедеон вместе с господарем Дмитрием Кантемиром и крупными сановниками встречал русского царя у р. Прут. В 1714-1715 гг. митр. Гедеон принимал посещавшего Молдавское княжество патриарха Иерусалимского Хрисанфа Нотару , а в 1715 г.- патриарха Александрийского Самуила Капасулиса . Также при нем возобновилась издательская деятельность: в 1714 г. в типографии Св. Гроба Господня при мон-ре св. Саввы в Яссах был издан Синопсис, в 1715 г.- Служебник (оба на церковнослав. языке с добавлением литургической терминологии и ряда молитв на румын. языке), а также «Слово в защиту православной веры» прп. Иоанна Дамаскина на греч. языке. После смерти митр. Гедеона (нояб.-дек. 1722) митрополитом был поставлен еп. Романский Георгий, происходивший из братии Нямецкого мон-ря, который затем 14 лет был игуменом мон-ря Бистрица.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Это отразилось и на положении М. м.: господари, исходя из политических соображений, все чаще вмешивались в процесс избрания и смещения митрополитов. Так, митр. Георгий из мон-ря Бистрица был довольно быстро смещен после восшествия на престол Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568), поскольку вместе с боярами поддерживал другого кандидата на господарский престол. Митр. Григорий II (возможно, до этого игумен Нямецкого мон-ря) был поставлен в кон. 1552 г., в том же году во главе собора из 116 клириков он освятил новооснованный мон-рь Слатина. Сохранился Сборник, переписанный по его указанию иродиак. Иларионом в 1557 г.; в 1562 г. митрополит заплатил за список древнерус. романа «Александрия» (обе рукописи пожертвованы им в Нямецкой мон-рь). В 1561 г. вместе с господарем принимал К-польского патриарха Иоасафа II Великолепного . В том же году Александру III был смещен, за 3 года сменилось 2 господаря. Вернувшись к власти в марте 1563 г., Александру III сместил митр. Григория, не простив ему того, что тот помазывал на царство его противников. Митр. Григорий удалился в Нямецкий мон-рь, где умер после 1579 г. Новым митрополитом господарь поставил Феофана II из мон-ря Рышка, ученика еп. Романского Макария II. Литургическая сцена с митр. Георгием III (Мовилэ). Роспись кафоликона мон-ря Сучевица. Ок. 1596 г. В 1572-1574 гг., когда господарский трон занимал Иоан Водэ Лютый (Грозный), Церковь пережила тяжелые испытания. Митр. Феофан II бежал в Трансильванию, Иоан требовал его выдачи. Летописцы Азарий и Григоре Уреке писали о том, что Лютый сжег в Бистрице бывш. митр. Георгия и «наложил руку на его имущество» (Cronicile slavo-române. 1959. P. 137, 147). Господарь совершал беззакония: хулил иконы и др. святыни, заставлял людей работать в праздники, в т. ч. и воскресные дни, женился во время Великого поста и др.; летописцы называли его вторым Копронимом (визант. император-иконоборец Константин V ). Правление Иоана Лютого закончилось катастрофически: Молдавское княжество было разграблено турками и татарами.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

24-25 апреля 1942 г. в Косовской Митровице и Рашке состоялись конференции с участием оккупационных властей и албанских националистов, где говорилось о 100 тыс. покинувших Косово сербах (по данным современных историков их было к тому времени 68-69 тыс.), 856 сожженных домах и обсуждался вопрос о возможности возвращения в край 20 тыс. беженцев. Однако конференции не дали результатов - изгнание сербов продолжалось. [xx] Приехав в конце июня 1942 г. в Косово М. Круйе на встрече с руководителями местных албанцев заявил: «Необходимо стремиться к тому, чтобы по возможности скорее ликвидировать сербское население в Косово и Метохии... Всех сербских старожилов следует объявить колонистами и в этом качестве через албанские и итальянские органы власти отправить в концлагеря в Албанию, а сербских переселенцев - уничтожить». Хотя это указание в основном выполнено не было, после выступления Круйе последовала волна убийств сербов и их заключения в албанские и итальянские концлагеря (на острове Устика вблизи Сицилии, в Понцу под Неаполем и в Падуе). [xxi] Так, например, в конце июня 1942 г. произошел погром вблизи Приштины. В Призрене тюрьма была устроена в здании католической семинарии, где многие заключенные сербы умерли от побоев. Известно также, что перевозимые на одном из итальянских кораблей в Триест 600 косовских сербов были утоплены в Адриатическом море. [xxii] В сербской печати появились сообщения и о том, что был убит один из авторитетных деятелей Русской Православной Церкви за границей, бывший более 20 лет келейником председателя Архиерейского Синода митрополита Антония (Храповицкого) и настоятелем русской синодальной церкви в Сремских Карловцах архимандрит Феодосий (Мельник), якобы сожженный албанскими националистами вместе с монастырем святого князя Стефана Дечанского, где архимандрит служил духовником 4-классной монастырской школы. К счастью это оказалось ошибкой. [xxiii]  Мужской монастырь Дечаны во имя Христа Пантократора находилась в ущелье реки Бистрицы вблизи границы с Албанией и считалась одной из главных сербских святынь, так как там хранились мощи св. кн. Стефана. Перед началом войны братия обители насчитывала около 200 человек, в том числе 35 в священном сане (часть из них были русскими эмигрантами); кроме того в монастыре имелся приют, где содержалось 150 детей-сирот, и 120 человек училось в монастырской школе. 60 % местного населения, проживавшего в округе обители составляли албанцы и 40 % - сербы (почти все они были депортированы в период оккупации). [xxiv]

http://bogoslov.ru/article/452250

ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 68 СЛУШАЛИ: рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно поступившего ходатайства Преосвященного митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира и Синода Православной Церкви в Молдове о канонизации в лике местночтимых святых митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони) и Агафии Маранчук. Справка: Митрополит Гавриил (Бэнулеску-Бодони) родился в 1746 году в городе Бистрице в Трансильвании, которая в то время входила в Австро-Венгерскую империю. Григорий Бэнулеску-Бодони учился в Семиградской учительской семинарии, затем в духовных школах Греции. В 1779 году он был пострижен в монашество с именем Гавриил. В 1781 году рукоположен Молдавским митрополитом Гавриилом (Каллимаки) во диакона, затем во иерея, служил в Ясской митрополии. В 1782 году по приглашению архиепископа Славянского и Херсонского Никифора переехал в Полтаву, был преподавателем, затем инспектором в Славянской духовной семинарии. Затем по причине болезни пребывал в Яссах. В 1788 году стал ректором Екатеринославской духовной семинарии. В 1791 году архимандрит Гавриил рукоположен во епископа Бендерского и Белоградского. В 1792 году был возведен в сан митрополита и назначен экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии. В том же году митрополит Гавриил был арестован по приказу турецкого султана и за верность Русской Церкви претерпел заключение, из которого был освобожден лишь по требованию русского посла. В 1799 году Преосвященный Гавриил был назначен митрополитом Киевским, затем — членом Святейшего Синода. В 1803 году по собственному прошению был почислен на покой, однако в 1808 году вновь вступил в обязанности экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии. После 1812 года митрополит Гавриил избрал местом своего пребывания город Кишинев. В 1813 году была образована Кишиневская и Хотинская епархия, архиереем которой был назначен митрополит Гавриил. Митрополит Гавриил активно трудился над развитием церковной жизни в Молдавии. По его инициативе открылась Кишиневская духовная семинария, были восстановлены и построены около 200 храмов, основана экзаршеская типография, сыгравшая большую роль в распространении церковной литературы, в том числе, на молдавском языке. Митрополит Гавриил поддерживал введение в молдавских монастырях общежития, ориентируясь на опыт преподобного Паисия (Величковского), с которым был лично знаком. В период правления митрополита Гавриила была проведена справа молдавских богослужебных книг и основано бессарабское отделение Российского библейского общества, которое издало исправленный текст Библии на молдавском языке.

http://patriarchia.ru/db/text/4561903.ht...

монастыря Рышка , часовни монастыря Новая Бистрица во имя мч. Иоанна Нового, а также фрески в нартексе, притворе и на большой входной арке Вознесенской ц. Нямецкого монастыря. В последней под позднейшими записями обнаружен единственный в М. к. развернутый цикл Повести о Варлааме и об Иоасафе. В правление Александру III Лэпушняну, ок. 1561 г., была расписана епископская кафедральная ц. св. Параскевы в Романе. Фрески в алтаре и нефе полностью покрыты более поздней росписью XVIII в. Первоначальные фрески видны только в нартексе и в притворе, среди них выделяются обширные житийные циклы св. Иоанна Нового и св. Параскевы. Сведения о дальнейших росписях молдав. храмов отсутствуют вплоть до 80-х гг. XVI в., когда была расписана Вознесенская ц. мон-ря Галата близ Ясс ктитором Петру VI Хромым, однако от них сохранились лишь незначительные следы на парусах нефа. Христос Пантократор. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Драгомирна близ Сучавы. Ок. 1608–1609 г. Христос Пантократор. Роспись ц. в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Драгомирна близ Сучавы. Ок. 1608–1609 г. Произведения монументальной живописи не создавались почти до кон. XVI в., пока ок. 1596 г. не была расписана основанная братьями Мовилэ Воскресенская ц. мон-ря Сучевица. Росписи принадлежат, по всей видимости, мастерам впервые упомянутого в документах в 1570 г. цеха иконописцев Сучавы. Влияние иконного стиля особенно заметно в этих фресках. В интерьере пространство стен раздроблено на множество сцен, в связи с чем Сучевицу можно назвать своеобразной энциклопедией правосл. иконописи. Усиливавшееся со 2-й пол. XVI в. влияние русской иконописной школы привело к тому, что в росписях Сучевицы встречается значительное число сцен рус. происхождения: в частности, в фасадных росписях есть сцены «Покров Пресв. Богородицы», «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому», в интерьере в росписях боковых апсид нефа - «Единородный Сыне» и иллюстрация гимна «Что Ти наречем, о Благодатная», в нижнем регистре нефа - фресковое изображение иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», сцена «Аз есмь Лоза истинная», в алтарной апсиде помещены изображения Софии Премудрости Божией (в ангельском обличье) и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (зап.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010